войти

«2005.06.22 ''Курочка ряба'' (русская сказка)»

музыка о сказках:

00:02: Татьяна и Сергей Никитины - Песенка о сказке  (из м.ф. ''Волчья шкура'');

00:14: Борис Рубашкин - Цыплёнок жареный;

00:27: Григорий Гладков - А, может быть, ворона? (из м.ф. ''Пластилиновая ворона'');

00:43: Борис Рубашкин - Чижик-Пыжик.

Расшифровки передач

Расшифровка — это текстовая версия передачи.

Вы можете оказать неоценимую помощь программе «Серебряные нити», если сделаете расшифровку этой и других передач. Расшифровки позволяют другим людям быстро знакомиться с передачами, находить передачи через поисковые системы, а также становятся основой для книг, выпускаемых автором передач.

Чтобы сделать новую расшифровку, нужно:

  • зарегистрироваться на форуме «Серебряные нити».
    (для регистрации пройдите по ссылке:
    http://www.serebniti.ru/forum/ucp.php?mode=register)
  • используя логин и пароль форума, войти здесь под ними
    (для этого нажмите на значок «ключик» (значок логина) в правом верхнем углу сайта).

Теперь Вы можете создавать новые расшифровки и редактировать уже написанные!
(для этого пользуйтесь значками (создание текста и редактирование текста), находящимися справа от каждой аудиозаписи)

 
Сказки это то, из чего мы с вами сделаны, дорогие радиослушатели. Ведь сказки, именно сказки это то, из чего состояло наше детство, будет состоять детство наших детей. Рассказывая сказки, мы надеемся передать нашим детям какое-то сообщение. Может быть, мы теряем понимание самих себя, своей истории, своей культуры в результате того, что перестаём слышать то сообщение, которое посылают нам сказки, а иногда и наши художественные произведения.
Итак, сегодня одна из сказочных программ передачи «Серебряные нити». У микрофона я, её ведущий, доктор Александр Данилин. Сегодня мы вспоминаем с вами сказку, которая называется «Курочка ряба», самую короткую и самую загадочную сказку в сборниках русских сказок. Ваше мнение о том, какое сообщение содержит в себе эта сказка, вы можете, как всегда посылать нам по телефону. Пока звучат мелодии вы обдумываете ответы на вопросы и мы с вами расшифровываем, или пытаемся расшифровать текст старинной сказки, такой простой на первый взгляд, короткой сказки о «Курочке рябе».

Музыка. Вот что Татьяна и Сергей Никитины спели когда-то о значении сказок.

«Сказка по лесу идет — сказку за руку ведет, 
Из реки выходит сказка! Из трамвая! Из ворот! 
Это что за хоровод? Это сказок хоровод. 
Сказка — умница и прелесть, с нами рядышком живет. 

Ах, за мной и за тобой сказки бегают гурьбой! 
Обожаемые сказки — слаще ягоды любой! 
В сказке солнышко горит, справедливость в ней царит! 
Сказка — умница и прелесть, ей повсюду путь открыт, 

Сказка по лесу идет, сказку за руку ведет, 
Из реки выходит сказка, из трамвая, из ворот. 

Чтобы-чтобы-чтобы снова добрый злого победил, 
Чтобы добрый чтобы злого стать хорошим убедил! 
Чтобы добрый чтобы злого стать хорошим убедил!»


Чтобы добрый, чтобы злого стать хорошим убедил! По крайней мере, отличить, разобраться, где добро и где зло, это главная тема сказок. Я думаю иногда, что это главная тема человеческой жизни, главная тема знания – отличить добро от зла. Впрочем, впрочем, как всегда, может быть, я не прав. 

«Жили-были дед да баба.
Была у них курочка ряба.
Снесла курочка яичко, не простое яичко, золотое.
Дед бил, бил - не разбил.
Баба била, била - не разбила.
Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось.
Дед и баба плачут, курочка кудахчет:
- Не плачь, дед, не плачь, баба: я снесу вам яичко другое, не золотое - простое!»


Надо сказать, что над этим простейшим текстом сказки бились величайшие психологические умы мира. Размышления об этой сказке оставил Зигмунд Фрейд, размышления об этой сказке оставил Карл Юнг, размышления об этой сказке оставил даже Жак Лакан - основатель французского психоанализа.
Сможем ли мы с вами как-то по-своему её прочесть. Действительно. Сказка загадочная. Почему дед и баба не смогли разбить золотое яичко, а малюсенькая мышка его разбила, вильнув хвостом. Почему плачут дед с бабой, ведь мышка сделала именно то, чего они сам хотели,- они били-били, били-били, и не разбили. Почему курочка, снёсшая золотое яичко утешает – обратите внимание – деда и бабу, обещая им снести простое яйцо?
Они ведь только что страшно радовались яйцу золотому – не сказка, а пять строчек сплошной загадки. Что они означают? И что они означают для нас?

Доброй ночи, Владимир, мы знаем, вы звоните из Ярославля.
Владимир: Алло, да, я слушаю.
А.Г.: Скорее, мы вас слушаем.
Владимир: Дело в том, как-бы, я хочу рассмотреть данную сказку в контексте мифологического мировоззрения вообще народного. Если вот как-бы сказки все, которые рождаются в народной среде, они отражают древние мифологические космологические представления.
А.Г.: Володь, я думаю, что в народной среде никаких других в общем, и не было. Поэтому вы правы совершенно.
Владимир: Ну вот в основе своей, вообще как-бы лежит в сказке этой - вообще общая индоевропейская легенда всех народов, - то, что мир он родился из яйца, а его снесла либо там утка была какая-то, либо птица определённая. А почему именно мышь разбила это яичко, вот это можно объяснить тем, что мышь как вот..
А.Г.: Давайте начнём с начала, Владимир. До того, как мышь разбила, дед с бабкой зачем-то пытаются это яйцо разбить. Вот курочка, впрочем, не простая курочка, а ряба. Это тоже в мифологическом мышлении очень много значит. Снесла яичко, не простое яичко, а золотое. Дед бил, бил - не разбил. Баба била, била - не разбила. Почему-то они оба пытались со страшной силой это яичко разбить. Если это яичко есть вселенная, то зачем?
Владимир: Нет, ну там же написано, что яичко оно же золотое, то есть оно не живое, как таковое получается. А яйцо, ну как сказать, оно не предназначено, может быть, для человека, - может, имеется в виду, то есть не для человеческого использования. Вот именно в этом наверно его суть.
А.Г.: То есть они его, вот это очень интересно и важно, - извините, пожалуйста, Володь, что я вас перебиваю, - они пытались его разбить для того, чтобы уничтожить. Но мышка же это сделала, тогда, вообще, зачем они расстроились, они же плачут в результате. Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось. Дед и баба плачут.
Владимир: Так, вот и смысл наверно и в этом, что оно изначально не было, как-бы, предназначено. Можно сказать, что тут, может быть, если переходить на мифологическое мышление, как раз люди пытались создать мир из этого яйца, но это не было для них предназначено.
А.Г.: Создать из яйца мир, - уж давайте передача ночная, - вспомним, как интерпретировал эту сказку Зигмунд Фрейд, причём именно эту сказку. О ней Фрейд много писал. Причём писал ещё в знаменитом«Толковании сновидений». Итак, курочка, волшебная курочка приносит им в яйце некоторого символического ребёнка. Но они не могут разбить яйцо, то есть как-бы его оплодотворить. Но более или менее понятно, тогда понятно, почему старик и старуха не могут это яйцо разбить. Но! Если его удаётся разбить мышке, тогда всё равно не понятно, почему же они так плачут. В данном случае, вот о чём бы мы ни говорили, - да? О некоем, можно говорить об оплодотворении вселенского яйца. Ну и слёзы тут причём? Ну, какая разница – мышка, или старик со старухой? А не помните, Володь, раз вы интересуетесь мифологией, как эта сказка выглядит в сборнике Афанасьева?
Владимир: Ох, нет. Не помню, я читал, но давно очень, перечитывать надо.
А.Г.: Спасибо большое, Володь.

Давайте дальше подумаем вместе. Я знаете, что хочу сказать, - в этом наша общая беда. Мы все читали сборник Афанасьева, но как-то страшно давно. И когда мы перечитываем его детям, мы почему-то не задумываемся, что вот эти вопросы такие парадоксальные чаще всего возникают именно у них.


Доброй ночи, Светлана, вы нас ещё слышите? Есть Светлана у нас в эфире?
Светлана: Да? 
А.Г.: Доброй ночи.
Светлана: Доброй ночи. Тоже я эту сказку в детстве читала и сейчас своему ребёнку читаю. И мне кажется, что тут вот сопоставление этих двух яичек. Вот курочка снесла им золотое яичко, они пытаются его разбить, как обычное яйцо, то есть вот у них есть уже привычка действовать, у них есть яйцо, они его разбивают и приготовляют еду. Оно у них не разбивается, то есть то, чего они хотят сделать, они не могут сделать с этим яйцом. Они досадуют, у них не получается. Они видят, что это яйцо какое-то не такое. То есть что оно не просто золотого цвета снаружи отличается от обычного яйца, но оно и по своим свойствам другое, то есть то, что они делают с обычным яйцом, с этим не получается. И что в этом яйце какой-то секрет сокрыт, который они не могут открыть и узнать что это за яйцо, ну в общем, это тайна какая-то получилась у них. И тут вдруг прибегает мышка, разбивает это яйцо, яйцо это уничтожается и уже у них пропадает возможность разгадать эту тайну.
А.Г.: Ну они же и хотели.
Светлана: Потому что это волшебное яйцо чудесное исчезает. Всё – оно разбилось, уже непонятно что это такое, и как его можно использовать, и для чего оно вообще было нужно. И вот они плачут, что они не могли воспользоваться этим яйцом как-то правильно, что они пытались как обычное яйцо из него там яичницу, грубо говоря, изжарить, а может быть оно было совсем для другого, а теперь оно пропало и уже не понятно, что теперь делать. То есть никак они не смогут уже для другого приспособить. А курица их утешает, что я вам снесу простое, обычное яичко и вы будете пользоваться, как всегда вы яйцами пользовались, и всё у вас будет нормально. Тот есть, она как-бы видит, что они не готовы ещё к чудесному яйцу. К тому яйцу, с которым надо обращаться по-другому. 
А.Г.: Ну, ваша интерпретация больше похожа на то, что писал как раз Жак Лакан о истории с яйцом и курицей. Он писал, что золотое яйцо это недоступный, тайный запредельный запретный объект желаний для деда и бабки. И мышка несёт что-то Лакану, так до конца и не давшееся, он так этого и не объяснил, что-то таинственное, загадочное и страшное. И поэтому так неприятно, что дед с бабкой разбивают это яйцо, эту тайну. Но проблема ведь заключается вот в чём, - фактически, что вы не говорите, но мышка проделывает то же самое действие, что хотели проделать дед и бабка. Они хотели разбить – у них не получилось. Мышка бежала – получилось. Светлан, простите, если вы ещё слышите нас, вы тоже не помните, а что происходит дальше в сказке из сборника Афанасьева, у него есть такая же сказка, немножко..
Светлана: Да нет, у меня такого сборника просто нет, я эту сказку знаю, как говорится, со своего детского возраста. В обычном виде как сегодня рассказали. То есть что была курочка, снесла она это чудесное яичко, они его пытались разбить и не разбили бабушка с дедушкой, а мышка у них разбила яичко. И они стали плакать, а курочка им обещала простое яичко.
А.Г.: Ну что ж, спасибо большое Светлана.


Давайте в качестве подсказки попробуем послушать ещё одну мелодию. Мне кажется, что в некий такой странно-переходный момент культуры, из истории про курочку рябу получилось не менее знакомая нам, но вот такая вот музыкальная история.

Музыка «Цыплёнок жареный» 

Наша постоянная слушательница Оля сегодня на автоответчик отправила вот такое сообщение:«Здравствуйте Александр Геннадиевич, вот вы спрашиваете нас, о чём сказка про курочку рябу. О том, что в золотом яйце нету жизни, которая дороже золота. Вот об этом она. Но кто-то из современных писателей, я забыла кто, предлагал своё толкование этой сказки, только я его забыла, поэтому придумала своё. Вот о чём эта сказка, по-моему. О том, что жизнь дороже золота и в золотом яйце её нету»

И это очень и очень много. Спасибо вам большое, Оля. Мне кажется, такое простое трактование, и вместе с тем, так удобно этим воспользоваться для того, чтобы объяснить ребёнку, что живая жизнь дороже золота. Да только вот беда, почему дед и бабка плачут всё-таки в обоих случаях?


Доброй ночи, Лиля. Может быть, вам поможет подсказка, связанная с «цыплёнком жаренным»?
Лиля: Здравствуйте.
А.Г.: Доброй ночи.
Лиля: Я хотела сказать вообще предназначена эта сказка для какого возраста, хотела бы уточнить, вы сами знаете?
А.Г.: Вы знаете, я боюсь, что расписание возрастов в сборниках русских народных сказок нет. И рассказывали её детям, начиная лет с трех, с сознательного возраста и до старости, как мне кажется.
Лиля: Я думаю, гораздо раньше. Даже вот утробе мамы рассказывают сказки.
А.Г.: Возможно, вы и правы. Я другое хочу совершенно узнать. А есть ли разница когда и в каком возрасте рассказывать сказки. Я, например, не знаю, какому возрасту я рассказываю сегодня эту сказку по радио.
Лиля: Я думаю, что когда мы были маленькими, мы воспринимали сказки по одному, а когда стали взрослыми, мы уже понимаем смысл сказок и можем рассказать сказку так, чтобы ребёнок мог понять смысл.
А.Г.: Так вот, можем ли? Попробуйте сделать это для нас. В чём же смысл сказки про курочку рябу?
Лиля: Я хотела привести в пример окончание сказки в другой интерпретации. Я не знаю, кто автор, я вот нашла у себя дома, воспитывая ребёнка и мне интересно, потому что я воспитатель, педагог и психолог. Я нашла окончание сказки такое – «снесла курочка яичко не одно, а целую корзину, вылупились из них цыплята, обрадовались старики, и весело стало в доме». Я не знаю..
А.Г.: Я для примера, я тоже, к сожалению вот такого окончания этой сказки не знаю, хотя это здорово, что есть такое окончание у сказки. Потому что у Афанасьева где-то варианта три есть. Один, значит, в сборнике заветных сказок – он, естественно, по радио не воспроизводится, это русские матерные сказки, если кто не знает. 
А в классическом сборнике в этих трёх томах Афанасьева в лит. памятниках, - для нас классических, есть две сказки, одна с окончанием, которое я сейчас расскажу, а другая точно такая же в стихотворной, былинной форме. И там всё ещё хуже, к сожалению. Ну, у нас ночная передача, иначе я эту сказку и читать, просто, не стал. Значит, положила она яйцо на полочку, старуха, мышка шла, хвостиком тряхнула, полочка упала, яичко разбилось. Старик плачет, старуха возрыдает и тут начинается полный кошмар, уважаемые господа. В печи пылает, верх на избе шатается, девочка-внучка (оказывается, была внучка) с горя удавилась. Идёт просвирня - спрашивает, что они так плачут? Старики начали пересказывать – как нам не плакать, если у нас курочка татарушка снесла яичко, положила на полочку и так далее и тому подобное. Просвирня как всё услыхала, все просвиры взяла и повыбрасывала. Подходит дьячок и спрашивает у просвирни – зачем ты просвиры побросала? Та пересказала ему всё горе. Дьячок побежал на колокольню и перебил все колокола. Идёт поп, спрашивает у дьячка - зачем колокола перебил, дьячок пересказал всё горе попу, а поп побежал и все книги изорвал.

Во какая цепная реакция беды, всего-то из-за чего – мышка шла, хвостиком махнула.. И тут есть ещё одна загадка, как мне кажется, которая связывает - ну может быть в моём воображении – связывает вот эту самую курочку рябу с цыплёнком жареным. Дело в том, что у Афанасьева и в былине, и в стихах, и в этой сказке – яичко-то не золотое, а вот курочка татарушка пеструшка снесла яичко пёстро, востро, костяно, мудрено. Вот извините, не знаю, как правильно. Может быть, мудрёно. Но наверно, мудрено - по форме. Потому что по форме мудрено. Пёстро, востро, костяно, мудрено.
Снесла она это яичко и в результате внучка удавилась, а поп книги изорвал, промежутки просто не пересказываю. Что произошло-то? Откуда взялся цыплёнок жареный? 


Доброй ночи, Николай Иванович, вы ещё с нами?
Николай Иванович: Да. Здравствуйте. У меня своё мнение по этому поводу.
А.Г.: Пожалуйста. Мы их и коллекционируем.
Николай Иванович: На современную тему. Дело в том, что в тех всех сказках наших народных, давних, древних, наших мудрых писателей - сказко-сочинителей всегда было зерно для воспитания не конкретного ребёнка – это моё мнение – или группы людей, а целого народа. И в них выражалась философия какая-то определённая, и мы до сих пор читаем эти сказки, и мы их считаем современными для себя. У них учимся и воспитываем детей, видим мудрость для взрослых и делаем выводы для будущих своих поступков. 
А.Г.: Николай Иванович, - ну и?
Николай Иванович: Ну и вот была старуха с дедом, которая осталась у разбитого корыта, а здесь бабушка с дедушкой, которая получила манну с неба, но не была способна и не предназначена распоряжаться золотым яичком. Она, эта бабушка с дедушкой, ну не та, кто может это яичко иметь. Поэтому ей курочка - мышка, которая, ну её судьба, мышка пробежала, хвостиком.., - сказала дед с бабкой не огорчайтесь, лучше вы пользуйтесь простым яичком, вам золотое яичко не дано. А вот не показан герой, который яичком этим может пользоваться. А мы их сейчас знаем, не каждому дано пользоваться вот тем даром, который как-бы сейчас им преподнесен им судьбой от этой курочки рябы. А молодые люди могут учиться, и вот они сейчас пользуются. Какая бы курочка не была, они любое яичко возьмут и найдут ему применение. Это моё мнение. Как вы думаете?
А.Г.: Я, Николай Иванович, с вами согласен.
Николай Иванович: Спасибо.
А.Г.: Потому что сказка это как коробочка со смыслами, вот кому они подойдут, тот сможет что-то маленьким своим детям подсказать, или на тему сказку вспомнить, или сборник Афанасьева перечитать. Потому что это целый кристалл смыслов. И просто надо учиться для себя их раскрывать, ну вот вместе, да? Ведь мы же с вами не литературоведы законники, которые могут вынести окончательное мнение. Так что согласен с вами, Николай Иванович. Спасибо вам большое. 
Но в итоге, какое-то у нас разномастие получается. 
Вот, например, мелодия про существо чрезвычайно похожее на сказку, хотя бы в варианте Афанасьева.

Музыка. «А, может быть, ворона..» - Гр. Гладков, Э. Успенский


Доброй ночи, Владимир Дмитриевич. Слушаем вас.
Владимир Дмитриевич: Доброй ночи. Я хотел сказать, что в этой сказке зашифрована космическая тайна. И прежде всего курочка ряба. Курочка ряба это солнышко. Почему она ряба? Потому что это эффект цветовой гаммы всех цветов радуги. Яичко это наш дом, планета Земля. Солнце рождает планеты.
А.Г.: И баба с дедом его били-били, били-били..
Владимир Дмитриевич: Мы живём в космический век, в золотой век, когда землю нашу бьют со всех сторон – и атомные взрывы и выкачивают нефть, шахты и очень много таких деяний негативных в отношении нашей земли. Но уничтожить никак не могут, вот. А мышка это комета. С длинным шлейфом радиоактивной пыли, которая летит в космическом пространстве. То есть во вселенной всё построено на цикличности. И произойдёт цикл, когда Земля залетит в хвостик кометы и на земле произойдут катаклизмы, которые завершат «золотой» век и наступит простой век, мир божией благодати как это написано в Библии. Всё элементарно просто.
А.Г.: Спасибо, Владимир Дмитриевич, спасибо.
Кто знает, разве я могу быть судьёй ещё одной философской сказки. Могу только согласиться.


Доброй ночи, Наталья Дмитриевна.
Наталья Дмитриевна: Доброй ночи.
А.Г.: Что вы думаете по этому поводу.
Наталья Дмитриевна: Я думаю, ну что придумывать, что огороды городить. Дед с бабкой просто хотели кушать. Вульгарно. А яичко не разбивается. Ведь тошно, плохо. Кушать то хочется. А потом мышка побежала, хвостиком вильнула и разбила яичко – жалко, оно золотое, красивое. Чего придумывать, кометы. Ну хочется кушать, ну что усложнять жизнь. Я не права?
А.Г.: А что ж они тогда.. Нет, правы, наверно, на самом деле, Наталья Дмитриевна, конечно, правы. Более того, правы все, кто выступал сегодня в нашей программе, я совершенно искренне так думаю. Поскольку.. Но проблема то вот в чём, ну упало яичко и разбилось, ну и плакать то чего, когда и сами хотели разбить?
Наталья Дмитриевна: Золотое, красивое, жалко.
А.Г.: Так они же его разбить хотели, чтобы съесть, какое же им дело?
Наталья Дмитриевна: А вот мы такие, вот мы русские такие.
А.Г.: А какие?
Наталья Дмитриевна: Никогда мы не думаем, мы сначала сделаем, а потом подумаем.
А.Г.: То есть плакали они по недомыслию.
Наталья Дмитриевна: Конечно.
А.Г.: Вот этого, дорогие мои, и Фрейд, ни Юнг, ни Лакан понять не могли. 
Кстати говоря, очень замечательна в этом смысле русская проза. Поэтому я предлагаю в следующую среду давайте поговорим все вместе о гениальной новелле под названием Герасим и Му-му, которая полна, на мой взгляд, вот таких вот непонятных как-бы моментов. 
Что пожалуй я готов с вами согласиться. Что они плакали, - да, по глупости.
Спасибо большое, Наталья Дмитриевна. Спасибо вам большущее, поскольку мне кажется, что вот здесь где-то совершенно точно зарыто зерно истины.


Доброй ночи, Татьяна.
Татьяна: Доброй ночи. Это я, да?
А.Г.: Вы, вы.
Татьяна: Я всю жизнь думаю, что толку-то в этой сказке. Вот мой братик, маленький когда он был, только научился говорить, годика три ему было, когда ему рассказывали сказку, у него получилось так, что он повторял эту сказку и говорил, что дед бил, бил, бил и показывал, как по столу молотком бил, и не разбил. Мышка бежала, яйцо упало и потекло, желток. И у него получилось так, и он добавлял - и всё. Дед с бабой должны были чего-то там добыть необычного в золотом, что-то такое для себя, необыкновенное. А вот когда это случилось, оно взяло и превратилось в обыкновенное яйцо. И всё. Вот так.
А.Г.: Ну что ж. спасибо большое, Татьяна. Действительно, по полу потёк желток, как маленькое солнышко, только чего ж они плакали?


Доброй ночи, Сергей.
Сергей: В общем, версия такая, объединяющая космогонические и психологические представления.
А.Г.: Мне всё чаще кажется, что это одно и тоже, вы знаете. Чем дальше развивается психоанализ..))) Тем меньше одно отличается от другого.
Сергей: Так вот, суть в том, что человек - дед с бабкой в данном случае - живёт в своём собственном виртуальном мире. Не столько в реальном, сколько в виртуальном. В отражении реального. Этот виртуальный мир это как-бы яйцо, скорлупа вокруг человека, которая не даёт ему развиваться.
А.Г.: Психологи говорят, что это карта жизни, которую придумывает сам человек, или схема мира. Да? И вот эта знаменитая книга Олдоса Хаксли «Врата восприятия» и вся революция молодёжная хиппи 60-х гг. в Европе и Америке, это была попытка открыть двери новому восприятию, разрушить привычные схемы. Вы об этом Сергей, примерное?
Сергей: Ну да, этот мир, скорлупу можно представить как яйцо или как ковчег Ноев. В общем, кто сказал, что Всемирный потоп кончился? Можно сказать, что человечество живёт в том самом ковчеге, к который когда-то попал. А мышка в данном случае, та мышка из апокрифов, которая пыталась его прогрызть.
А.Г.: То есть если мы сами разбиваем эту схему мира, это яйцо, мы можем достичь счастья. А если его разбивает кто-то за нас, то тогда счастья, естественно, мы не достигаем, поскольку тогда это ломает схему, а не разбивает её. Да?
Сергей: Дед с бабкой разбить это яйцо не способны, и дали им вместо золотого яйца, такое, учебное, обычное.
А.Г.: Спасибо большое, Сергей. Вы знаете, - хотя я очень много естественно, мне приходилось думать о схемах, о самоограничениях, которые накладывает на себя человек, - но вот о такой версии этой сказки я никогда не задумывался, совершенно искренне, спасибо. И это очень интересно, потому что, может быть, так можно показать детям существование некой неограниченности вселенности внутри человека.


Большое спасибо всем. Что касается каких-то моих мыслей в отношении этой сказки. Конечно, они равны мыслям всех, кто сюда позвонил сегодня. Но когда я её читал, и когда я рассказывал её своим детям, мне казалось, что речь идёт о том, что в этом мире надо с большим опасением что-то менять, вмешиваться в него. Поскольку действительно существовало это яйцо крестьянского мира, крестьянской общины, в которой золото и деньги были чем-то совершенно чужеродным, чем-то, что делало человека другим и поэтому шло от черта. Мы все просим у курочки золотое яичко, а курочка эта – пеструшка, а слово пёстрый или рябой в русском языке это не просто яркий, потому что яркий это далеко не всегда пёстрый. Пёстрый - это одновременно покрытый чем-то мелким, мелкими какими-то крапинками, которые описать трудно, неуловимый. Пёстрое воздействует на психику, особенно когда движется, одновременно возбуждающе и пугающе. И в русских сказках пёстрое и рябое приписывалось обычно страшным существам, опасным, хтоническим. С того света, от создания мира, такими были жабы лягушки, змеи. Пестрота птицы это некий такой классификатор, относящий её смысл к потустороннему, колдовскому, запретному, к иному миру. Курочка ряба это, по сути, курочка из иного мира, поэтому у Афанасьева она курочка татарушка. Из иного мира она приносит это золото, чужеродное. А у Афанасьева опять же оно пёстрое вострое костяное и вообще мудрёное. Просят у чего-то запредельного старик с бабкой золота, и золото оказывается чужеродным, оно вдруг незаметно начинает разрушать весь привычный мир.

Вот сейчас американцы хотят сбить с неба комету, кто знает, какие механизмы Мира они могут при этом разрушить, как мы пытались повернуть реки вспять. Но славу Богу, у нас этот поворот рек не получился. И в результате из яиц-то этих выскакивают, - вот из-за того, что мы допускаем необдуманное что-то, что-то магическое в этот мир, как клон какой-то, - из-за этого вдруг и появляются жареные цыплята – бандиты фактически, да? Получеловек-полуптица, полу-неизвестно кто, кошмарик какой-то. Из-за некой мелочи, которая возникает в этом мире. Ну, и мышь, конечно же, животное нечистое, считавшееся на Старой Руси созданием дьявола. Гадами называли их в деревнях. И конечно, так как мышь хлебушка воровала, то нечистое это было животное. И поэтому конечно только она может разрушить этот чужеродный элемент. А курочка в ответ обещает что-то привычное снести, оставить мир в покое. А если мы его не оставляем в покое, то всё начинает рушиться, - и девочка-внучка удавилась, и просвирня просвиры выбросила, и поп побежал и все книги изорвал. Потому что раз яйцо оказалось неправильным, раз такое возможно, значит наверно неправильное написано в его Священных книгах.

Будьте осторожны с переменами мира, эта иногда небольшая мелочь может привести к чему-то, что мы не в состоянии предсказать. Мне кажется, что сказка об этом. Ну и спасибо всем, кто нам позвонил. Еще один вариант метаморфозы курочки рябы в ещё одной знаменитой песне Бориса Рубашкина.

Спокойной ночи. 

Музыка. «Чижик-Пыжик»
17.12.2017 Выложен тренинг "Умение понимать другого человека", который ранее нигде не публиковался...
11.03.2017 Существенно улучшилось качество звучания в тренинге "Божественная комедия".
Те, кто скопировал и хранит этот тренинг у себя, - можете обновить свою копию...
25.01.2017 Полностью обновлён тренинг "Поваренная книга магии". Главное - теперь вы можете узнать, о чём он (появилось содержание) :)
14.01.2017 Впервые выложен "Разноцветный тренинг"!
27.10.2016 Большое пополнение бесед за 2007 год!
Добавилось более 100 передач, которые раньше не выкладывались.
А качество выложенных ранее передач за 2007 год заметно возросло.
01.06.2013

Большое пополнение бесед за период 20.02.2006 - 29.12.2006.

Из них 39 передач перезалиты с лучшим качеством, остальные 49 выложены впервые.

04.09.2011

Алексей Попов завершил работу над тренингом "Уроки с Катей -2 — Парижская история, или Языческие корни";
на данном сайте впервые выложена качественная аудиоверсия тренинга (в стереозвуке)

27.06.2011

запущена тестовая версия.

23.06.2011

старт проекта.