войти

«2009.09.23 ''Чужой'' (Ридли Скотт)»

Расшифровки передач

Расшифровка — это текстовая версия передачи.

Вы можете оказать неоценимую помощь программе «Серебряные нити», если сделаете расшифровку этой и других передач. Расшифровки позволяют другим людям быстро знакомиться с передачами, находить передачи через поисковые системы, а также становятся основой для книг, выпускаемых автором передач.

Чтобы сделать новую расшифровку, нужно:

  • зарегистрироваться на форуме «Серебряные нити».
    (для регистрации пройдите по ссылке:
    http://www.serebniti.ru/forum/ucp.php?mode=register)
  • используя логин и пароль форума, войти здесь под ними
    (для этого нажмите на значок «ключик» (значок логина) в правом верхнем углу сайта).

Теперь Вы можете создавать новые расшифровки и редактировать уже написанные!
(для этого пользуйтесь значками (создание текста и редактирование текста), находящимися справа от каждой аудиозаписи)

[−] Чужой
Доброй ночи, доброй ночи всем, кто слушает программу «Серебряные нити». И сегодня у нас с вами непопулярная тема. Потому что мы почему-то не любим говорить о популярном и уж тем более о популярном американском кино. Не любим, несмотря на то, что миллионы из нас, из наших детей это кино смотрят, несмотря на то, что ругаются. И оно, в общем, всё равно, так или иначе, отражает наше сознание.
Это была моя идея, она почему-то тесно связана в моём сознании с нашими разговорами о пьянстве. Я предложил поговорить о фильме «Чужой». Это классический научно-фантастический фильм и одновременно классический фильм ужасов, который был снят в 1979 году малоизвестным на тот момент режиссёром Ридли Скоттом. Название ссылается на главного отрицательного героя-антагониста фильма - чужое и чрезвычайно агрессивное инопланетное существо, которое выслеживает и убивает космонавтов, экипаж космического корабля «Ностромо».
И всё вроде было бы очень просто, и сюжет-то ничего особо сложного из себя не представляет, но только почему-то это один из самых популярных сюжетов всех времён и народов. Я уже не говорю, что фильм «Чужой» вызвал массу интересных, фантастических же продолжений, - всего было поставлено четыре фильма до самого последнего времени, поставлено крупными режиссёрами. Я уже не говорю и о том, что сюжет нашёл такое, с моей точки зрения «мусорное», трэшевое продолжение в фильмах таких, например, как: «Чужие против хищника». Короче говоря, такая вот получилась бесконечная история.

Более того, история эта своими корнями уходит куда-то в глубокую древность. Эта история про то, как в замкнутом, ограниченном коллективе людей появляется чудовище, которое для этих людей изначально незримо, неуловимо, они его не могут выследить и понять. Если очистить содержание фильма, то окажется, что это классический сюжет всей литературы, известной нам как готическая литература, отчасти, может быть, это можно назвать и одним из главных сюжетов писателей и поэтов романтиков.
Этот сюжет приобретает странные формы в нашем мире, но, тем не менее, такие фильмы как «Чужой» (а фильм этот, естественно, не единственный в этом жанре), наверное, что-то должен в нашей душе отражать. Потому что, не получают множество премий фильмы, которые ничего не отражают внутри нас.

В общем, сегодня у нас такая нетрадиционная тема «Серебряных нитей». Мы с вами обсуждаем, почему стал таким популярным этот странный и ужасный сюжет. О «чужом», о некоем существе, которое проникает на космический корабль в замкнутый человеческий коллектив, в замкнутое пространство, как в средневековый замок и уничтожает этих людей.
Смотреть это страшно, но, тем не менее, люди вот уже 30 лет смотрят, не могут оторваться от экранов, и некоторые потом плюются, но смотрят всё равно. Потому что, если бы не смотрели, то всех этих вот продолжений, конечно, не было бы.
Почему? - Обычный традиционный вопрос программы «Серебряных Нитей».
Один из известнейших кинокритиков, когда-то, ещё в те же 80-е годы отмечал, что если литературное или кинематографическое творение становится мифом, это означает, что оно возбуждает какой-то сильный резонанс в коллективном сознании людей, в сознании зрителя, и начинает жить своей жизнью, отдельно от произведения, которое его породило. Это значит также, что сформированный миф может порождать новые произведения, не зависящие от первоисточника.
Так вот, что же это за миф такой? И почему этот миф нам так интересен? Почему мы смотрим и продолжаем смотреть кошмарные фильмы, которые похожи на знаменитый фильм Ридли Скотта «Чужой»? (англ. Alien)

Очень интересно и важно (последнее, что я скажу в предисловии): что слово «чужой» и в русском языке, и в английском одновременно означает и существительное и прилагательное. И это сразу делает само слово «чужой» удивительно знаковым и в нашем языке, и в английском тоже. Это одновременно и свойство и существо. Поэтому этосущество каким-то образом пытается выделить и показать фильм Ридли Скотта.
Так вот, что же это за существо, и что это за миф, и, вообще, почему люди смотрят эти фильмы? Эта тема сегодняшнего разговора.
Фильм «Чужой» - один из премьерных фильмов видео-эры в нашей стране. Я помню, что в конце 80-х в наборе кинофильмов, который приобретался вместе с дефицитными видеомагнитофонами, фильм этот был обязателен. Этакое западное диво.
Так вот, кто помнит этот фильм? Что за миф о нас зрителях он рассказывает?

Музыкальные ассоциации будут не из фильма. Они у меня сегодня готические. Может быть, помнит кто-нибудь, что был такой проект «Dead can Dance» - «Мёртвые могут танцевать», который основывался на аранжировках средневековой готической музыки. Так вот, солистка этого проекта Лиза Жерар продолжает писать музыку, выпускать пластинки. Её мелодии и песни посвящены всё тому же: Что же прячется в пространстве около нас?
Лиза Джеррард сегодня в музыкальных паузах.

Музыка Wandering Star – Lisa Gerrard (Лиза Джеррард)

Итак, фильм «Чужой».
А.Г.: Вот, Роман из г. Волжский хотел поделиться с нами мнением о фильме. Здравствуйте, Роман.

Роман: Доброй ночи. Хочу сказать, что я ровесник фильма, или наверно фильм - мой ровесник. Я давно посмотрел его, ещё в советское время. С тех пор, произвёл на меня впечатление, и он является эталоном для последующих фильмов.
А.Г.: А чем?
Роман: Вот, когда идут титры, самое начало, сами титры, эта музыка, эти эффекты (сейчас они кажутся примитивными), но на тот момент это было хорошо, совершенно. Буквально вот идут титры (что космический корабль «Ностромо», экипаж - семь человек, насколько я помню) как-то обстановка нагнетается, и весь фильм в напряжении находишься. Тут уже дело не в персонажах.
А.Г.: Важно это, что членов экипажа на корабле – семь. Потому что там бортовой компьютер члены экипажа зовут «мамой», если помните, или «мамочкой»
Роман: Да, конечно.
В итоге воспринимается как предательство этой «мамочки» тот факт, что она не может защитить, не может проанализировать эту форму жизни, но сообщает в начале фильма, что на борту находится восемь живых существ, неизвестный восьмой. Страшная такая сцена, когда этот вот неизвестный восьмой, который оказывается, как вы помните, внутри одного из членов экипажа, а потом выбирается наружу через грудную клетку. Этот факт, в конечном итоге, воспринимается как предательство этой «мамочки». Вообще сюжет необыкновенно простой. Космический грузовоз «Ностромо» направляется на Землю после очередного вполне рутинного рейса, он принимает непонятные радиосигналы, идущие с поверхности некоего астероида, высаживается на поверхность, космонавты натыкаются на потерпевший крушение инопланетный корабль с мёртвым экипажем. В результате на «Ностромо» попадает неизвестная форма жизни. Загадочный и неуязвимый организм, который в течение 24 часов уничтожает корабль и почти всю команду за исключением офицера Рипли (актриса Сигурни Уивер), которая во всех продолжениях фильма, так и продолжала играть главного героя и стала знаменитой, между прочим, благодаря этому фильму.
И только в третьем фильме Дэвид Финчер, оставив фильм с очень большим количеством всяких философских аспектов, решился её убить... Но, как бы, не совсем.
Действительно сюжет очень прост, как и просты фильмы совсем рядом по времени вышедшие. Фильмы, такие, как сейчас говорят, - культовые. Не понятное модное словечко, но, тем не менее, это – «Терминатор» Джона Кемерона и «Нечто» Джона Карпентора (1982-84 годы).
Темы удивительно схожи. Но почему этот, в общем, простой и, в общем, неприятный и страшный сюжет так популярен?
Роман: Быть может всё простое – гениально?
А.Г.: Все простое – гениально, а почему?
Я, вообще, не уверен, что всё простое – гениально. Видимо, только какие-то особые формы «простого» являются гениальными. Как не уверен, что гениален фильм. Для того чтобы фильм стал гениальным в простоте, он должен быть нам чем-то близок. Чем?
Роман: Быть может. У каждого своё мнение. В принципе, если я найду эту гениальность, мне перехочется смотреть этот фильм. А так я периодически просматриваю. И я не вижу, то, что заложил автор и пытаюсь...
А.Г.: То, что вы его периодически просматриваете, значит, то чувство страха, которое вынуждает...
Роман: Да, быть может, да. То, что в детстве я смотрел, я хочу повторить это чувство страха.
А.Г.: Значит оно вам зачем-то нужно. Спасибо большое, Роман.

Вот это и есть загадка. Кстати, о простоте и,- не хочется говорить это слово,- но о гениальности, тем не менее.
Дизайн фильма делал, ставший, опять же, после выхода фильма культовым художником, и до этого достаточно известный своей мрачной живописью основатель «биомеханики» (такое направление есть в живописи) швейцарский художник Ганс Рудольф Гигер.
Поделюсь совсем свежими впечатлениями. Так случилось, что я в этом году оказался в Швейцарии. Там есть замечательный совершенно чисто туристский городок, такая средневековая горная деревушка, сохранённая специально для туристов. Этакая чистая пастораль. Гора пологая и пологий холм, а на горе – замок средневековый, красивый, сохранный. Вокруг одного из фортов (можно смотреть вниз) пасутся олени, целое стадо.
Маленький средневековый городок: одна площадь, окружённая разноцветными домиками, знаменитый грюйерский сыр. В общем – пастораль. Вот прямо, извините меня, сладко «до не могу».
И вдруг, ровно посередине между замком и пасторальной деревушкой я вижу музей Ганса Рудольфа Гигера. Это черно-белая живопись. Это тот самый человек, который нарисовал самого Чужого, само это инопланетное существо, что вызвало, надо сказать, потом тоже целый культ и поныне существующий. Существуют подробные биологические описания вида, сорта, разновидности, огромное количество рисунков, которые, в общем, физиологически неприятны, потому, что в них смешаны биологические детали человеческого организма с механическими элементами, но, смешаны эти живые детали в абсолютно неестественном порядке.
Вот такой ужас холодный, который вызывает портрет Чужого, он, насколько возможно, противоположен этой пасторали. Кроме того, там есть ресторан, бар, в котором воссоздана обстановка 2-й части «Чужого». Если вы помните, там уже у Джон Кэмерона он снял продолжение, это уже боевик, и там доктор Рипли попадает в логово, где множество этих монстров выводится, и она бьётся потом с королевой этих самых чужих. И в ресторане воссоздана жуткая атмосфера этого логова, и вы там можете ровно посередине этой пасторали сидеть и смотреть...
Это поразительное ощущение производит. И я тогда впервые стал понимать, что это собственно какое-то отражение свойственного человеку страха. Когда посередине пасторали, которую хотела бы видеть наша душа и в окружающем мире, и в своей жизни, прячется такая червоточина страха, прямо в самом сердце вот этой вот невероятной красоты.

А.Г.: Здравствуйте, Людмила.
Людмила: Я бы тоже хотела присоединиться к такой интересной теме. Если позволите? - что думаю я по этому поводу.
А.Г.: Да, конечно, для этого и передача.
Людмила: У меня это вызывает такие мысли, такие ассоциации. Это настолько, как-бы, комплекс, это такой нерв. Здесь не живёт один только страх. Поскольку человек всегда проявляет какое-то любопытство. И вот его фантазия она толкает его на то, что с одной стороны замечательные авторы этого произведения рисуют новые варианты какой-то угрозы, новые варианты силы, новые варианты неожиданности - космос, новые существа. А с другой стороны человеку всегда притягательна некая сила и всегда ему интересно: выдержит ли он вот эту встречу.
И вот этот страх (да, он тут присутствует), но всегда мне кажется, что там просто такой жуткий страх был бы очень разрушителен, а не притягателен.
Человек всё-таки надеется победить в этом сражении с этим страхом... Пусть здесь как бы имитация, проигрывание очень живое, заражающее зрелище. Но всё-таки, со стороны, - да? - человек понимает что это – фильм, хотя всё так бурно переживает.
И это вот ещё один раз некая такая тренировка, некоторый такой прогноз: «А смогу ли я? Как это? А, вообще, может даже и не смогу?».
Человек хочет всегда быть готов к чему-то. Да? Даже к такому - очень непрогнозируемому.
Вот, например, лично мне всегда интересно было с самого детства,- не знаю, откуда это, - но если формулу выразить, то это Остаться человеком даже в самых страшных обстоятельствах. Но, в таких, как с Чужим, я не знаю, это вообще невозможно, шансов почти нет...
А.Г.: Удивительная вещь. Спасительницей в «Чужих», как всё больше и больше в нашей реальности оказывается женщина. Вот эта Сигурни Уивер, очень небольшого роста актриса, которая как бы всё больше и больше от фильма к фильму приобретает образ с неким религиозным оттенком. Несомненно, каждый раз она спасает человечество.
Спасибо большое, Людмила. Мысль абсолютно понятна, и я-то с ней полностью согласен.

И хочу обратить внимание как-бы на другую сторону этой мысли. Дело в том, что быть готовым к победе над этим страхом, т.е. над чем-то совершенно внезапным, действительно очень хочется. Но это, в общем, значит, что человек постоянно подозревает о существовании во внешнем мире этого ужаса, как-бы абсолютно инфернального и, в общем, абсолютно непобедимого.

Само появление Чужого в первом фильме «Чужой» Ридли Скотта, оно чрезвычайно характерно. Он появляется, но его нет, только «мама»-компьютер сообщает, что их – восемь, а не семь. И появляется это существо изнутри одного из семи героев. Человек всё время чего-то боится. В конечном итоге, может быть, это одно из главных деленийчеловеческих. Человек либо подозревает, что где-то во внешнем мире непрерывно прячется этот враждебныйчужой, и поэтому в мире, в реальном мире, нужно спрятаться, и как бы сделать всё, чтобы с этим вот чужим не столкнуться.
А есть категория людей, очень большая категория людей, которая считает, что чужой, вот этот вот страх, - абсолютно неконтролируемая и, обратите внимание, практически бессмертная сила, - она прячется внутри, где-то под сердцем. И это поразительное сочетание, - да? - которое есть в фильмах этого рода, далеко не только в фильме «Чужой», некой инфернальной силы, которая либо неотличима от человека и как бы является его двойником, либо прячется где-то в реальности.
Это, в общем, наверное, является одним из главных человеческих страхов, который такого рода кино просто выводит наружу. То есть мы смотрим этот фильм и, кроме всего прочего, подозреваем, что мы не одни с этими страхами.

И то, что столько людей смотрят этот фильм, несмотря на его художественные качества, плохие или хорошие, может быть связано, на мой взгляд (совершенно не настаиваю), только с тем, что он говорит: «Нет-нет, не только ты боишься». Вот люди, которые сталкиваются с этим страхом, и кто-то из них оказывается способен его преодолеть.
В общем, надо сказать, что открытием Ридли Скотта, режиссёры фильма считают – реальность. Чужой появляется сугубо в таких рамках социалистического реализма, как бы характеры персонажей примитивны, ситуации...

Вообще в фантастическом кино до 70-х годов, в западном фантастическом кино (поскольку, у нас эта эпоха открывалась «Солярисом» Андрея Тарковского) всё было неестественно и вычурно. Фантастика была подчёркнуто сказочной, и люди там были неестественные. А «Чужой» Ридли Скотт эту традицию грубо поломал. Вместо таких сказочно прилизанных персонажей – на экране совершенно обычные работяги, которых в разговорах беспокоят в первую очередь зарплата, карьера, семья. И «Ностромо», тоже не похож на такую ёлочную игрушку, летающую по вселенной. Это - грузовик грубый и буднично перевозящий какую-то такую не особо интересную руду. То есть героями фильма были дальнобойщики, для любого, по крайней мере, американца – существа привычные и понятные. Они такие же, как мы, они не сказочные, вот поэтому возможен этот перенос своих страхов куда-то на экран.
Ну что ж, давайте послушаем ещё раз мои готические музыкальные ассоциации.

Музыка «Space Weaver», Lisa Gerrard (Лиза Джеррард)

В фильме «Чужой» мы пытаемся продолжить разговор. И вот, что я хочу ещё сказать, Такого рода образы собирают огромное количество всяких разных страхов, в частности, конечно же, существует некая сексуальная перверсия в образе «Чужого».

Есть ужас в котором мужчины боятся женщин, об этом ужасе пара замечательных фильмов Федерико Феллини, кстати говоря. Чужой, когда появляется из груди одного из космонавтов, он хватает человека за лицо (специальным «лицехватом») и проникает в рот своим хвостом. Происходит такое своеобразное оплодотворение наоборот. Смертельное оплодотворение.
И потом в третьем фильме Дэвида Финчера, который скорее драматический фильм, в «Чужих» Финчера, Рипли пытается спасти человечество, нося в себе этого ужасного зародыша, так и непобеждённой ею до конца королевы чужих.

Я хочу сказать, что в этих фильмах ужас становится узнаваемым. Проблема заключается в том, что есть, конечно же, гораздо более древние образы этого же страха. К ним, конечно, относится и наш Кощей Бессмертный.
Я никак не могу выбраться, по крайней мере, мысленно из моих рассказов про учительницу Катю. Из нашего тренинга, из книжек, которые, наконец-то, появились на свет. И как раз именно Катя считала, то, что она называла синдромом Кощея Бессмертного, то есть ощущение вот этой живой угрозы, которая живёт во внешнем мире, она считала одним из главных проблем русского, кстати говоря, человека, а вовсе не американца.
Вот это вот подозрение, что чужой несёт в себе тайную такую «Кощееву сущность» и может этим своим присутствием отравить бессмертную человеческую душу. 

Так вот, на самом деле. Я думаю, что очень многие алкоголики (можно, по крайней мере, это так описать) пьют, пытаясь залить некоего несуществующего «Чужого» внутри себя. Или пьют, потому что боятся, что этот самый «Чужой» непрерывно прячется в их семейной каюте, или на их рабочем корабле. Этот страх проникновения чужого, как бы очень свойственен нам, и может быть как раз сегодня в день осеннего солнцестояния, в день, когда в себе надо попробовать сохранить свет, может быть эти самые фильмы, и дают возможность нам хотя бы слегка улыбнуться над своими страхами, посмеяться над ними, за счёт того, что здесь на экране они становятся видимыми.

А.Г.: Здравствуйте, Елена.
Елена: Знаете, я хотела бы сказать вам совершенно противоположное другое о фильме «Чужой» и о прочем. Я такой, я бы сказала, всеядный читатель, всеядный зритель. Это произошло по той простой причине, что я очень тяжело болела и сидела, смотрела всё, что попадалось под руку. И, если мы возьмём того же «Терминатора», и попытаемся сопоставить с «Чужим», то знаете, есть такое выражение: «мощная, классная, железная хватка режиссёра». Это - «Терминатор». Причём, естественно вариация на тему, также как у Дюма было «Три мушкетёра», а вот продолжение - слабее. Так скажем.
А.Г.: Кстати, я не могу это сказать про продолжение «Чужих». Кстати режиссёр «Терминатора» Джон Карпентор ставил и вторую часть «Чужих» тоже. Поэтому это боевик такой хваткий.
Елена: Но как бы он ни ставил...
Понимаете, есть понятие – «восприятие». Вот «Чужих» восприятие – это сплошная слизь. Вот что я помню из этого фильма, кроме слизи – ничего не помню. Я не вижу там борьбы со злом. Я вижу только одно – действительно женщина и очень слабые мужчины, все - больше я там ничего не увидела. Женщина, которая может противостоять и все. Мужчины – ничего не могут.
И потом, честно говоря, обидно и за наших режиссёров, и за американских – тоже. И знаете из-за чего... Ну зачем нам какие-то комиксы? Зачем комиксы американцам? Есть же шикарные, замечательные английские, американские фантасты...
А.Г.: Елена, а как же быть с фразой: «Всё гениальное просто»? Ну что может быть проще комикса?
Елена: Ну, давайте мы гениальное не будем возводить из разряда комиксов и превращать это во что-то. Можно конечно спорить.
А.Г.: Это сделали не мы. Уже давно превратили.
Елена: Это вы рассуждаете с той точки зрения, что это вот вам нравится. Это не значит, что мы должны к американским режиссёрам относиться сверх положительно.
А.Г.: Елена извините. Извините, время стремительно бежит к концу. А кто сказал, что мне нравится? Я разве такое говорил?
Елена: Я вам говорю, что мне этот фильм был абсолютно неинтересен.
А.Г.: Я не любитель таких фильмов и это далеко не мой любимый фильм. Это такой феномен. Понимаете, мне кажется, что этот феномен тем заразнее, чем менее мы способны его осознать. Вот если мы поймём, что нас так привлекает в фильме или отталкивает, то тогда мы сможем рассуждать, ну скажем так, - сложнее, чем на уровне комиксов.
А пока мы не можем осознать своих чувств, не умеем их называть, не умеем их видеть, мы не можем, к сожалению, даже определить – чем же плохо и почему не может быть гениальных комиксов.
Мы с вами, Елена, наоборот, имеем много общего. Я, например, тоже в этом фильме вижу только слизь и это тоже - страх. Это тоже - страх, который надо осознавать и учиться в себе преодолевать. Сегодня, конечно, не успеем этого сделать. Люди, которые помнят только слизь, то есть мы с вами, Елена, это люди, которые бояться необратимых физиологических изменений с нашими телами. Это страх болезней старости на самом деле выражается таким образом в страхе слизи.
Поэтому узнаешь свои страхи - можешь над ними посмеяться. Сказать себе: «О, это всего на всего - комикс, в сущности - глупость, такая маленькая картинка. И чего это я действительно боюсь. Когда, скажем, вера моя говорит, о том, что внутри человека живёт Бог.

Вот как бы главное, что я сегодня успеваю сказать. Ну, просто призвать думать, над тем, что нам безотчётно нравится и что, как мы понимаем, не является шибко умным и интеллектуальным кино.
Спасибо всем большое, спокойной ночи.
17.12.2017 Выложен тренинг "Умение понимать другого человека", который ранее нигде не публиковался...
11.03.2017 Существенно улучшилось качество звучания в тренинге "Божественная комедия".
Те, кто скопировал и хранит этот тренинг у себя, - можете обновить свою копию...
25.01.2017 Полностью обновлён тренинг "Поваренная книга магии". Главное - теперь вы можете узнать, о чём он (появилось содержание) :)
14.01.2017 Впервые выложен "Разноцветный тренинг"!
27.10.2016 Большое пополнение бесед за 2007 год!
Добавилось более 100 передач, которые раньше не выкладывались.
А качество выложенных ранее передач за 2007 год заметно возросло.
01.06.2013

Большое пополнение бесед за период 20.02.2006 - 29.12.2006.

Из них 39 передач перезалиты с лучшим качеством, остальные 49 выложены впервые.

04.09.2011

Алексей Попов завершил работу над тренингом "Уроки с Катей -2 — Парижская история, или Языческие корни";
на данном сайте впервые выложена качественная аудиоверсия тренинга (в стереозвуке)

27.06.2011

запущена тестовая версия.

23.06.2011

старт проекта.