войти

«2009.07.22 ''Синяя птица'' (Морис Метерлинк)»

Расшифровки передач

Расшифровка — это текстовая версия передачи.

Вы можете оказать неоценимую помощь программе «Серебряные нити», если сделаете расшифровку этой и других передач. Расшифровки позволяют другим людям быстро знакомиться с передачами, находить передачи через поисковые системы, а также становятся основой для книг, выпускаемых автором передач.

Чтобы сделать новую расшифровку, нужно:

  • зарегистрироваться на форуме «Серебряные нити».
    (для регистрации пройдите по ссылке:
    http://www.serebniti.ru/forum/ucp.php?mode=register)
  • используя логин и пароль форума, войти здесь под ними
    (для этого нажмите на значок «ключик» (значок логина) в правом верхнем углу сайта).

Теперь Вы можете создавать новые расшифровки и редактировать уже написанные!
(для этого пользуйтесь значками (создание текста и редактирование текста), находящимися справа от каждой аудиозаписи)

 
«Синяя птица» (Морис Метерлинк)

Доброй ночи. Ну, честное слово, я опять подозреваю, что сегодня я, доктор Александр Данилин, постоянный ведущий программы «Серебряные нити», наверное, останусь в эфире практически один. Ну действительно, и чего же это она никак не идет из головы у меня, эта замечательная сказка Метерлинка, которая называется«Синяя птица». Вот я и пытаюсь заставить наших радиослушателей её вспомнить, может быть сказку, может быть один из многочисленных театральных спектаклей, на которые несколько поколений обязательно ходили в детстве, может быть наш замечательный мультфильм по мотивам этой сказки, поставленный в 1970-м году. А может быть просто само слово «Синяя птица», которое для нас, во всяком случае, для нескольких поколений, было нерасторжимым символом мечты, недостижимой мечты. 
Здесь, конечно же, огромное количество всяких разных вопросов, поскольку сказка эта необыкновенно светлая и необыкновенно философская. И загадок в ней гораздо больше, чем разгадок. Ну, кто же теперь её читает, эту самую «Синюю птицу»? Кто помнит двух замечательных главных героев, детей дровосека, Тильтиль и Митиль, которые отправились однажды в рождественскую ночь в путешествие за Синей птицей? Но может быть, всё-таки кто-то помнит? Как маленький кусочек своего детства, как желание полёта, вместе с этой Синей птицей, даже если не все образы сказки понятны и запоминаются. О чем Вы мечтаете, взрослые слушатели программы «Серебряные нити»? В чём кроется Ваша Синяя птица? Кто она? Вот об этом обо всём и о пьесе - феерии Мориса Метерлинка, и о Синей птице, и о том, как её понимают и чувствуют взрослые люди, наши радиослушатели, мне бы сегодня хотелось поговорить в нашей программе по постоянному телефону нашего прямого эфира (495)956-15-14, этот телефон, где 495 - код города Москвы, а 956-15-14 - постоянный телефон прямых эфиров радио России и, конечно же, программы «Серебряные нити»
Мы совсем забыли слова «Синяя птица»? Они больше совсем ничего не значат или всё-таки что-то значат, и Синяя птица по-прежнему прячется в глубине взрослой души? О чём мы с вами мечтаем, где наша Синяя птица? Что означает этот символ лично для Вас, дорогой наш радиослушатель? Вот тема сегодняшнего разговора по телефону (495)956-15-14. 
На роль Синей птицы в музыке я сегодня выбрал Лорину Маккеннитт. У нас не очень хорошо её знают. Это певица, которая совершенно замечательно пела в стиле кельтской музыки, пытаясь восстановить какую-то древнюю мечту. Она делала что-то очень похожее на Метерлинка.

Музыка «The Mystic's Dream», Лорина Маккеннитт (Words and music by Loreena McKennitt)

«A clouded dream on an earthly night
Hangs upon the crescent moon
A voiceless song in an ageless light
Sings at the coming dawn
Birds in flight are calling there
Where the heart moves the stones
It's there that my heart is calling
All for the love of you

A painting hangs on an ivy wall
Nestled in the emerald moss
The eyes declare a truce of trust
And then it draws me far away
Where deep in the desert twilight
Sand melts in pools of the sky
When darkness lays her crimson cloak»


Придумал сказку, о которой мы сегодня хотим поговорить по телефону (495)956-15-14 бельгийский писатель Морис Полидор Мари Бернар Метерлинк, проживший долгую жизнь. И наверное, может быть потому, что эта жизнь как-то прошла вокруг лета - он родился в конце августа 1862 года, а умер в середине мая 1949 года. Или может быть, потому что лето - это время мечты, время, когда так хочется счастья, мне и хочется вспомнить Синюю птицу. Ну вот, есть у нас один звонок.

А.Г.: Здравствуйте, Наталья Юрьевна.
Наталья Юрьевна: Доброй ночи.
А.Г.: Слушаем Вас. О чем же всё-таки эта сказка?
Или эта феерия. Да? Так правильнее?
Наталья Юрьевна: Да, Вы знаете, я вот хотела сначала сказать, что Вы немножко неправильно сказали. Всё-таки эту сказку сейчас помнят и читают. Потому что, вот я работаю учителем русского языка и литературы, и у нас по программе Кутузова в 6-ом классе она входит в программу. Ну вот я например, это правда программа, как сказать, не совсем основная…
А.Г.: Александр Геннадьевич Кутузов мой старый и близкий друг, мы…
Наталья Юрьевна: Да…
А.Г.: … мы с ним как бы вот еще кроме всего прочего и имеем одно и то же имя отчество. Я очень рад, что Вы вспоминаете его учебник. Да мы когда-то между прочим даже говорили о том, что об этой сказке нужно думать. Но вот что? Про что она, Наталья Юрьевна?
Наталья Юрьевна: Ну, мы конечно когда с детьми её читаем, и вот даже с одним из классов мы ездили в театр Натальи Сац, смотрели эту сказку там, то мы, конечно, говорим о счастье. О том, что вот Синяя птица - это такой вот символ счастья. А счастье это - в доме, прежде всего, потому что Тильтиль и Митиль, они конечно птицу-то не поймали, но самое главное, что в доме у них в семье счастье. Ведь они вместе - дом, тепло, семейный очаг, никто не болеет, дети выздоровели.
А.Г.: То есть в общем, - вот это всё было болезнью, чем-то вроде рождественской горячки, да? - В предчувствии праздника…
Наталья Юрьевна: Ну, ну сказка, ну может быть, не горячка, но… да, новогодняя рождественская сказка.
А.Г.: В общем, вот мне кажется это такой, - не сердитесь, Наталья Юрьевна, у меня такое впечатление, что вот когда мы это анализируем, - это наш такой педагогический подход, он связан с тем, что в общем, не стоит гоняться за Синей птицей, - смысл в этом. Ну, как бы…
Наталья Юрьевна: Нет…
А.Г.: А зачем?
Наталья Юрьевна: Ну, как не стоит гоняться? Всё-таки счастье в чём-то должно быть. Каждый человек должен искать свое счастье, они пошли искать счастье.
А.Г.: А в чем оно? А в чем оно у Метерлинка?
Наталья Юрьевна: В страну воспоминаний, в мир мертвых ходили в…
А.Г.: Так вот ведь что удивительно. Действительно, они ходили за счастьем в какие-то не очень счастливые места. Ну, разве что вот мир будущего,- да? - в котором они оказались и в котором познакомились с детьми, которые только готовятся к рождению, - там всё было как-то очень хорошо. Но в действительности, что же они отправились искать счастья в страну ночи, во дворец воспоминаний?
Наталья Юрьевна: Ну да, там тёмное, как бы мрачное такое, да…
А.Г.: И это ведь большая часть сказки, правда?
Наталья Юрьевна: Да.
А.Г.: Как бы, а стоило ли оно того? Зачем нужно ходить в эти страны, для того, чтобы вернуться домой и понять, что счастье там? И становится ли от этого понятнее, что же оно такое, вот это самое счастье?
Наталья Юрьевна: Александр Геннадьевич, может быть, и стоило бы - как раз именно всё вот это вот обойти, как говориться, побывать везде, чтобы понять, что у каждого человека счастье близко, рядом.
А.Г.: Зачем? Зачем? Это нехорошее очень слово, нелюбимый нашим народом вопрос. Почему мы никак не можем понять, что счастье рядом, если не путешествуем в эти самые дальние страны? Да и что оно такое, вот это самое счастье?
Наталья Юрьевна: Ну, наверное, у каждого это всё-таки своё. А потом вот если Вы говорите наш народ, то вспомните, у нас же ведь Синяя птица - синица. Да? Тоже же ведь поговорка: синица в руке, а журавль в небе. То есть опять же получается близко, рядом. Только его надо увидеть, рассмотреть.
А.Г.: Я не уверен, что у нас Синяя птица - это только синица, потому что ну вроде бы у нас существует огромное количество всяких разных птиц, которые сугубо наши, да? Жар-птица - абсолютно русский образ, как бы отнюдь не Ершову принадлежащий. Птица Гамаюн, правда? - очень хорошо знакомая, - мифологический образ. Как бы, вот эта вот «синица в руках» - ну да, это очень похоже, в общем, на версию, которую Вы волей-неволей излагаете. Но почему нужно, нужно вот это самое - погоня за Синей птицей?
Наталья Юрьевна: Ну, потому что каждый хочет чего-то большего, может быть, или чего-то лучшего.
А.Г.: Чего-то большего или чего-то лучшего. А чего?
Наталья Юрьевна: Ну, я еще раз повторю, что каждый хочет чего-то своего.
А.Г.: Так вот поэтому, видите…
Наталья Юрьевна: Я сейчас могу сказать, что дети у меня счастье понимают абсолютно по-разному. Кто-то там, ну, прагматично как всегда, там, - машина, квартира, поступление в ВУЗ. А даже знаете, тесты у нас такие есть, и тексты на эту тему. И когда начинаешь им говорить, а что важнее, например, здоровье мамы или твое поступление в ВУЗ - задумываются.
А.Г.: Спасибо большущее. Спасибо. Ну, вот действительно, задумываются. Хотя то, что поступление в ВУЗ - самая важная птица в небе - та же самая мама, в общем-то, и внушает, никуда не денешься.

Здравствуйте, Наталья Дмитриевна.
Наталья Дмитриевна: Здравствуйте. Я бы хотела сказать… Меня слышно? Да?
А.Г.: Да, слышно.
Наталья Дмитриевна: Значит первое; дело в том, что переводчик неправильно перевёл. Почти на всех языках blue - это значит и голубое, и синее. И разговор идет о голубой мечте.
А.Г.: И более того, и ещё один есть оттенок, правда? - этого слова.
Наталья Дмитриевна: Правильно. И поэтому люди гонятся за голубой мечтой своей жизни.
А.Г.: Так, и?
Наталья Дмитриевна: Счастье - это когда ты здоров и вокруг тебя твои близкие здоровы. И нет войны.
А.Г.: Понятно. А, и почему?
Наталья Дмитриевна: Ещё какие вопросы?
А.Г.: Что в этом является голубой мечтой?
Наталья Дмитриевна: Голубой мечтой? Чтобы были ты и твои близкие здоровы. А всякие там квартиры, машины - это мы оставим этим самым…недоноскам - олигархам.
А.Г.: Не знаю, я вот, я очень надеюсь… Спасибо большое, Наталья Дмитриевна.

Я тоже очень надеюсь, что это возможно. Но вот ведь в чем дело. Дело в том, что о чём угодно мы мечтаем, о чём угодно. Но почему-то, особенно в молодости, здоровье близких не входит в наши мечты, увы, увы. Мне вместе с Вами искренне жаль. А отсутствие войны кажется чем-то таким само собой разумеющимся - и теперь уже нынешнему поколению, как может быть не обидно слышать это старшему, но, тем не менее - это так. Но мечта-то, мечта всё равно остаётся. Стоит ли за ней идти? Это, между прочим, вопрос вопросов. И зачем, и куда мы идём, и о чём мечтаем? 

Ну, вот что сказала одна из наших радиослушательниц ещё до начала нашего эфира.
«Здравствуйте. Хотела помолчать. Да такая тема. Перечитала сказку и что-то в душе не помещается и немеет. Такая многоплановая и очаровательная сказка, очень философская. Все мы как дети. Нам Птицу счастья - синюю-синюю - другую нам никак не надо. Наша жизнь её поиск. Идём мы вереницей, идём за Синей птицей в прошлом, настоящем, будущем. Отчаиваемся, верим, снова надеемся, воюем, т.е. живем. Нам кажется, нет на земле счастья. А оно рядом. Только мы не умеем почему-то его удержать. Может быть просто потому, что оно слишком синее. 
Птица - вообще символ свободы, в литературе, в искусстве. И пусть найдется кто-то рядом, кто пообещает, хоть и не сможет это сделать. Попытается вернуть эту самую таинственную синюю птицу. Может быть, он и сам чудо. Много хорошего в нашей жизни и оно складывается из минут. И их не так уж мало. Просто мы, люди, слепы и не видим это, наверное. Спасибо. Елена из Москвы»
.

А.Г.: А чудеса начинаются на самом деле в самом начале сказки. Дети дровосека, Тильтиль и Митиль, спят в своих кроватках. Сам Метерлинк писал, что они близнецы. Но почему-то у нас в драматургии они всегда воспринимались, как старший мальчик и младшая девочка. Но мне кажется, что здесь близнецы необыкновенно важны
Именно для того, чтобы понять, о чём идет речь. Сказка-то магическая и в ней удивительно много того, что необходимо понять, если человек хочет как-то изменить свою жизнь или, по крайней мере, сделать её интереснее, чем она есть. Дети спят и просыпаются. Они подбегают к окну и смотрят - наверное, с завистью - на рождественское празднество в богатом доме напротив. В этот момент раздаётся стук в дверь и появляется старушонка в зелёном платье и красном чепце. Нам эта старушонка очень хорошо знакома, правда, под другим именем. Она горбата, хрома, одноглаза, у неё нос крючком и ходит она с клюкой. В сказке её зовут Фея Берилюна. Она собственно и отправляет детей, - как вот наш педагог, - велит просто детям отправиться на поиски Синей птицы. Её раздражает, что дети никак не понимают, зачем это нужно. Хотя для неё это является абсолютно очевидным. «Надо быть смелым, для того, чтобы видеть скрытое», - говорит детям фея и даёт мальчику Тильтилю зелёную шапочку с алмазом, повернув который человек может увидеть, - вслушайтесь, - может увидеть «душу вещей»
И как только Тильтиль надевает шапочку и поворачивает алмаз, всё окружающее преображается: старая колдунья превращается, разумеется, в сказочную принцессу, а вся обстановка бедного дома вдруг оживает. Почему она оживает? А в ней появляются души. Появляются Души Часов, Души Караваев, Огонь выскакивает из очага в виде стремительно танцующего человека в красном трико. Пёс и Кошка вдруг обретают человеческий облик, только остаются в масках бульдога и кошки. Пёс, обретя возможность, наконец, говорить, прыгает вокруг Тильтиля и кричит «Моё маленькое божество!». Ну, так похоже на настоящую собаку. А кошка естественно недоверчиво протягивает лапу Митиль. 
Из потоков воды из крана вдруг появляется девушка с распущенными волосами. Она немедленно вступает в схватку с Огнем. Это Душа Воды. Со стола падает кувшин, и из разлитого молока поднимается белая фигура. Это робкая и стыдливая Душа Молока. А из сахарной головы, разорвав синюю обёртку, выходит слащавое противное фальшивое существо в синей с белым одежде. Помните, у нас когда-то продавались такие конусы сахарные в бело-синей упаковке? Вот оказывается, они в начале века тоже существовали. Это, разумеется, Душа Сахара. 
Пламя упавшей лампы мгновенно превращается в девушку несравненной красоты под сверкающим прозрачным покрывалом. Это Душа Света. Опять раздаётся стук в дверь. Тильтиль в испуге поворачивает алмаз слишком быстро, стены хижины меркнут, Фея снова становится старухой, а Огонь, Хлеб, Вода, Сахар, Душа Света, Пёс и Кошка назад вернуться не успевают. Фея приказывает им сопровождать детей в поисках Синей птицы, предрекая им гибель в конце путешествия. Все, кроме Души Света и Пса, не хотят идти. Тем не менее, пообещав каждому новую одежду, фея уводит их всех через окно. И заглянувшие в дверь папа и мама видят только мирно спящих детей.
Даже уже здесь начинают происходить абсолютно волшебные вещи. Ну, например вот эта шапочка. Она потом навеки останется в русской литературе, потому что это её, я уверен именно её, шапочку Тильтиля, подарит своему Мастеру Маргарита, в так любимом нами романе Михаила Булгакова. Это та самая шапочка. Шапочка, которая позволяет увидеть душу вещей. 
И, между прочим, дорогие радиослушатели, позавчера, когда мы с вами говорили о начальстве, вы, в общем, понимая это или нет, хотели, чтобы каждый начальник имел на голове такую шапочку, на которой повернешь камешек… Когда-то в глубокой древности он был не бриллиантом, а топазом, - ну впрочем, об этом я расскажу вам после нашей следующей короткой музыкальной паузы.

Музыка «Fulll Circle» Loreena McKennitt (Лорина Маккеннитт) 

«Stars are falling deep in the darkness
As prayers rose softly, petals at dawn
And as i listened, your voice seemed so clear
So calmly you were calling your god

Somewhere the sun rose, o'er dunes in the desert
Such was the stillness, i ne'er felt before
Was this the question, pulling, pulling, pulling you
In your heart, in your soul, did you find rest there?

Elsewhere a snowfall, the first in the winter
Covered ground as the bells fill the air
You in your robes sang, calling, calling, calling him
In your heart, in your soul, did you find peace there?»


Доброй ночи. Мы по-прежнему с вами на радио России в программе «Серебряные нити» и пытаемся говорить о тайнах, заключенных в сказке «Синяя птица» Мориса Метерлинка.

Здравствуйте, Ростислав. Алло… город Липецк, Ростислав есть у нас? Нету. Извините, пожалуйста. Ну, тогда продолжу я, - итак…, - хотя бы самое начало. 

Шапочка Мастера - это вообще-то шапочка мага, шапочка древнего жреца персидской религии Зороастра. Именно оттуда пошло слово «маг», так вожделенное человечеством. Оттуда эта шапочка пробралась и в«Синюю птицу», и в булгаковскую «Мастер и Маргариту», и в масонские ложи шотландского обряда, где мастеров венчали именно такой шапочкой, которая позволяет видеть души вещей - они были подлинными начальниками. 
Так вот, дальше дети оказываются во дворце Феи Берилюны. А души животных и предметов пытаются составить против детей заговор, которым руководит Кошка, потому что они боятся, что если человек завладеет Синей птицей, он постигнет Душу Вещей, Животных и Стихий и окончательно их поработит. Пёс, единственный, яростно возражает. Дальше они должны оказаться в стране Воспоминаний. И в эту страну они должны отправиться одни, без сопровождения. И там Тильтиль и Митиль гостят у покойных своих дедушки и бабушки, и там же видят и своих умерших братцев и сестриц. Оказывается, что умершие как бы погружены в сон, а когда близкие вспоминают о них, они пробуждаются. Повозившись с младшими детьми, пообедав вместе со всем семейством, Тильтиль и Митиль спешат уйти, чтобы не опоздать на встречу с Душой Света. По просьбе детей дедушка с бабушкой отдают им дрозда, который показался им там, в Стране Воспоминаний, совершенно синим. Но когда Тильтиль и Митиль покидают Страну Воспоминаний, птица становится чёрной.
А дальше… Дальше они оказываются во дворце Ночи. А я хочу сказать, что этот дрозд оказался пророческим, потому что сегодня мы знаем, что на свете существует Синяя птица, причём она в каталогах так и называется Синяя птица. И она действительно дрозд. И дрозд этот живет в таинственной стране, он живет на Тибете, в Гималаях и является небольшой птицей семейства дроздовых ярко-синего цвета.

А.Г.: Здравствуйте, Яна.
Яна: Здравствуйте.
А.Г.: Мы слушаем Вас.
Яна: Я играю в самодеятельном театре, и мы ставили эту пьесу «Синюю птицу». Но там мы так трактовали, что Синяя птица - это любовь, потому что люди её так ищут, так её хотят найти. И они так хотят быть любимыми, так хотят любить. Они страдают, мучаются, но от этого же они и счастливы. Я думаю, что это так и есть, то есть Синяя птица - это любовь. И есть песенка на французском языке, там о Маленьком принце идет речь, когда он разговаривает с лётчиком. Ну, там говорится о Синей птице. И они тоже говорят, что Синяя птица - это любовь.
А.Г.: Всё это было бы так. И это очень здорово, прекрасная у Вас трактовка, Яна, была в вашем самодеятельно театре. Вся беда заключается в том, что почему-то Кошка считает иначе. Ну, может ли позволить любовь поработить животных и стихии? Я в этом сомневаюсь. Очень сурово к поискам Синей птицы относятся, как вы помните, Король Времени и Королева Ночи. В общем, они же совсем не злые начала по сути своей.
Яна: Ну да. Но ведь это же их тайна. Я думаю, что они не хотят, чтобы люди разгадали все тайны на Земле. Иначе… Что-то не нужно знать.
А.Г.: Тайна немножко ближе, потому что,- я всегда задаю этот вопрос,- что такое счастье, Ян?
Яна: Ну, счастье для каждого своё. Но оно не может быть продолжительным. Счастье - это отдельный какой-то момент, какой-то миг, когда ты стремишься к чему-то, чего так хотел, преодолевая все препятствия, достигая этой цели, ты счастлив.
А.Г.: А почему счастье всегда мимолетное?
Яна: Ну, если быть счастливым постоянно, то это уже будет обыденностью и не будет таких ощущений, таких переживаний, которые являются только мигом.
А.Г.: Я, наверное, уже это говорил, но что такое несчастье Тильтиль и Митиль постигают как раз в стране Воспоминаний. Несчастье - это когда ты полностью обусловлен событиями внешнего мира. Бабушка с дедушкой умерли, и ты ничего не можешь изменить, ты полностью зависишь от обстоятельств, как бы ты не любил этих людей. Потом правда выясняется, что ты можешь быть счастлив в тот ускользающий момент, когда ты ярко и искренно вспоминаешь о них. Там в мире воспоминаний они в этот момент снова становятся живыми. Они снова играют, снова поют.
Яна: Да. Ну потому что когда людей игнорируют или не замечают, когда считают… ну забывают просто о них - это намного хуже даже, чем ненависть. Ненависть - это сильное чувство, любовь - это сильное чувство. А когда тебя просто не замечают, то человек умирает.

А.Г.: Спасибо большое, Яна. 

Я думаю, что у Метерлинка погоня за счастьем - это действительно, как считает Кошка, и мудрые взрослые герои, это поиск возможности управлять миром, потому что мгновение счастья - это мгновение, когда мы чувствуем, что мир ведет себя так, как нам хочется. Да? Когда то, что происходит в реальности, совпадает с нашими желаниями или с нашими надеждами. Так происходит и в момент, когда мы получаем ответ на свою любовь, несомненно. Очень легко это понять, если понять, что несчастье - это зависимость, глухая зависимость от тех или иных обстоятельств жизни. 
Человек чувствует себя несчастливым, когда ему кажется или он правда не может изменить течение обстоятельств. Сделать так, чтобы произошло то, что ему хочется. Далеко не всегда это связано со словом«получить»
Птица счастья - это магическая птица, просто потому что в самом этом названии «синяя птица» сочетается два символа: один цветовой, а другой вещественный, которые, в общем, во всех культурах мира обозначали не счастье, а Бога. Да? Птица, срывающаяся с места со времен древнего Египта - человеческая душа. «Ка» - душа, которая продолжает жить после смерти, изображалась в виде птицы с человеческой головой в древнем Египте. У шумеров души умерших, находящихся в царстве подземных богов были одеты в птичьи перья. Ветхий Завет говорит о птице как о Боге, или о Боге как о птице. Да? У Исаии: «Как птица птенцов, так Господь Саваоф покроет Иерусалим, защит, и избавит, и спасет». И Бог в наших внутренних представлениях, и херувимы, серафимы. Да? Опять же в псалмах: «Храни меня, как зеницу ока. В тени крыл твоих укрой меня»
Некую крылатую сущность Бога мы всегда подразумеваем, когда говорим эти слова. Ну и конечно, синий цвет одежды Спасителя и синий цвет одежды Богоматери нам хорошо знакомы по русскому иконописному подлиннику. Синий всегда был цветом Бога и проводника, который позволяет нам напрямую общаться с Богом. Отсюда и счастье, про которое, кстати говоря, ни слова нет у Метерлинка. Это дети, когда они вернулись домой, выяснили, что горлица, - а мы с вами уже обсуждали этот символ, - больше всего похожа на ту самую Синюю птицу, которая жила дома. Они совершили круг и выяснили, что нужно было просто внимательнее смотреть на души вещей. Они выяснили, что они так обрадовались тому, что дом ожил, что в этой радости тоже очень многого не успели заметить. 

Птица, я бы сказал, была идеей божьего промысла о нас. Она недостижимый идеал. Идеал, который является проводником энергии движения к Богу, к своей собственной судьбе, к природе. Его нельзя назвать, поймать и взять в руки. Но, а если человеку кажется, что он его нашел, поймал, взял в руки, то чаще всего это оборачивается невиданным кошмаром. Но его можно почувствовать. И для этого обязательно нужно далеко ходить. Поскольку только так ты можешь научиться искать следы своего идеала, своего единственного и уникального интереса, следуя за которым ты вдруг начинаешь управлять вселенной. А если ты его не ищешь, то получается что-то вроде предательства самого себя. Поскольку нету этой путеводной звезды, идеи Бога о тебе, твоего идеала. Находишь его, чувствуешь, идёшь за ним, тратишь усилия, судьба начинает давать тебе то, что ты хочешь. Порвёшь, не совершаешь этого путешествия, ничего не находишь, ни далеко, ни близко. 
И, кстати говоря, ну просто для того, чтобы как-то закончить, я хочу сказать: перечитайте Дворец Ночи в пьесе Метерлинка. Он точно соответствует схеме человеческих снов, там универсальная модель сна описана. Мы учим этой модели, когда обучаем управляемым сновидениям.
Ну что ж, раз уж я начал сегодня этот разговор, то, несмотря на все мои намеки и попытки объяснить, по-моему, мы так в прошлой передаче и не договорились до сущности начальников. Поэтому в понедельник ближайший давайте попробуем поговорить ещё раз о том же: какой должен быть начальник, зачем нужны на свете начальники и главное: почему священное писание наше призывает безоговорочно подчиняться начальству земному. Что это за феномен такой душевный - начальство? Спасибо всем большое. Спокойной ночи.
17.12.2017 Выложен тренинг "Умение понимать другого человека", который ранее нигде не публиковался...
11.03.2017 Существенно улучшилось качество звучания в тренинге "Божественная комедия".
Те, кто скопировал и хранит этот тренинг у себя, - можете обновить свою копию...
25.01.2017 Полностью обновлён тренинг "Поваренная книга магии". Главное - теперь вы можете узнать, о чём он (появилось содержание) :)
14.01.2017 Впервые выложен "Разноцветный тренинг"!
27.10.2016 Большое пополнение бесед за 2007 год!
Добавилось более 100 передач, которые раньше не выкладывались.
А качество выложенных ранее передач за 2007 год заметно возросло.
01.06.2013

Большое пополнение бесед за период 20.02.2006 - 29.12.2006.

Из них 39 передач перезалиты с лучшим качеством, остальные 49 выложены впервые.

04.09.2011

Алексей Попов завершил работу над тренингом "Уроки с Катей -2 — Парижская история, или Языческие корни";
на данном сайте впервые выложена качественная аудиоверсия тренинга (в стереозвуке)

27.06.2011

запущена тестовая версия.

23.06.2011

старт проекта.