войти

«2009.09.30 ''Вот какой рассеянный'' (С.Я. Маршак)»

Расшифровки передач

Расшифровка — это текстовая версия передачи.

Вы можете оказать неоценимую помощь программе «Серебряные нити», если сделаете расшифровку этой и других передач. Расшифровки позволяют другим людям быстро знакомиться с передачами, находить передачи через поисковые системы, а также становятся основой для книг, выпускаемых автором передач.

Чтобы сделать новую расшифровку, нужно:

  • зарегистрироваться на форуме «Серебряные нити».
    (для регистрации пройдите по ссылке:
    http://www.serebniti.ru/forum/ucp.php?mode=register)
  • используя логин и пароль форума, войти здесь под ними
    (для этого нажмите на значок «ключик» (значок логина) в правом верхнем углу сайта).

Теперь Вы можете создавать новые расшифровки и редактировать уже написанные!
(для этого пользуйтесь значками (создание текста и редактирование текста), находящимися справа от каждой аудиозаписи)

«ВОТ КАКОЙ РАССЕЯННЫЙ»

(С.Я. МАРШАК)

(«Серебряные нити», эфир от 30.09.2009)

Александр Геннадиевич. Добрый вечер. Добрый вечер всем, кто забыл включить радиоприёмники… тьфу! – в смысле, постоянным слушателям программы «Серебряные нити». Что делать, что делать, любимые стихи детства оставляют свои следы, как вы знаете, на всю жизнь. А я всю жизнь повторял, как, собственно, и моя мама мне:

Жил человек рассеянный На улице Бассейной.

Сел он утром на кровать, Стал рубашку надевать, В рукава просунул руки - Оказалось, это брюки.

- и не мне одному, конечно. Ко мне присоединяются наши режиссёры, которые сегодня проводят с нами эфир; в общем, огромное количество всякого разного народу, и наших с вами детей, и внуков тоже. Ну недаром же – ох, недаром! – 80 лет существования стихотворения, маленькой поэмы, маленькой книжки сделали её одним из самых популярных стихотворений для детей.

«Популярность этого стихотворения огромна, - писал Чуковский в 1955 году, через 25 лет после выхода первого издания «Рассеянного». - Оно выдержало десятки изданий и переведено чуть ли не на все языки мира».

Мало, ох, мало мы говорим о любимых наших, казалось бы, таких очевидных - и таких загадочных – детских стихах. 80 лет назад Самуил Яковлевич Маршак написал эти стихи, издал книжку – а мы любим её и до сих пор. Правда, я боюсь, что наши дети, внуки как-то её уже не читали… а очень жаль. Они тоже будут так же радостно повторять:

Вот какой рассеянный С улицы Бассейной!

- в адрес своих родителей, бабушек и дедушек. А собственно… почему? Почему это стихотворение о забавном человеке-чудаке с Бассейной улицы стало таким популярным? Что оно для нас для всех значит? Вот об этом сегодня разговор по телефону 495 - это код города Москвы, 956-15-14 – это постоянный телефон прямых эфиров «Радио России» и программы «Серебряные нити». По этому телефону мы сегодня хотели с вами поговорить о том – почему? Что это за образ – вечный, как мир, образ рассеянного человека-путаника? У которого всё наоборот:

Надевать он стал пальто - Говорят ему: не то.

Стал натягивать гамаши - Говорят ему: не ваши.

Вместо шапки на ходу Он надел сковороду.

Вместо валенок перчатки Натянул себе на пятки.

Вот какой рассеянный С улицы Бассейной!

Почему же он так важен? Почему мы так любили его в детстве, почему, как мне кажется, его чуточку меньше любят сейчас? Ведь стихи – это то, из чего сделана наша душа; детские стихи – может быть, главные её кирпичи, фундамент, бетонная заливка, корни… не знаю, с чем сравнить. Что сделало это стихотворение с нами хорошего или плохого? Почему мы так его любим и до старости порой помним практически наизусть – несмотря на то, что оно не маленькое стихотворение? Что это за знак? И что значит для нас вообще рассеянность? Кто они такие – рассеянные люди? Вот это тема для разговора, нашего разговора сегодня в прямом эфире по телефону (495) 956-15-14, где 495 – код города Москвы, а 956-15-14 – телефон наших прямых эфиров.

И, конечно же, про музыку. Вы не обратили внимания, что на советской эстраде, да и на эстраде наших новых 25 лет как-то совсем исчезли рассеянные люди? Я даже не знаю, кого бы поставить такого, кто напомнил бы о рассеянности. Вместе с тем, в музыке Европы, Америки – в зарубежной музыке – фигура рассеянного человека – это фигура вообще чрезвычайно популярная, никогда не исчезавшая и всегда очень обаятельная, немножко странная… и всегда-всегда существующая и горячо и страстно любимая – до того, что многие подражают этим самым «рассеянным». Вот вам ещё один вопрос: почему же «рассеянных» - в любом, хорошем или плохом, смысле этого слова людей - так мало у нас на эстраде? Всё больше – деловые, конкретные бизнесмены с продуманным имиджем и с желанием страстным манипулировать нашими вкусами. Куда им до рассеянности! Им как бы некогда. Поэтому сегодня у нас и «рассеянный» будет петь старый, у нас забытый. Мне показалось, что этот музыкальный образ ближе всех к моему эмоциональному отношению к этому стихотворению. Просто вот красивые песенки рассеянных людей из 60-х годов, а уж насколько подойдут вам мои ассоциации, я не знаю. Джин Питни1 сегодня вместе с нами (слова со сносками – см. примечания после расшифровки).       

 Музыка.

А.Г. Загадочный образ, если задуматься. Тем более, что к своим любимым образам Самуил Яковлевич тоже очень любил добавлять загадочности. И, как писал замечательный автор очерков о загадочных книгах нашего детства Мирон Петровский2, самые любимые герои Маршака – неизвестные. Свою балладу об отважном юноше, спасшем девочку на пожаре в Москве, он назвал «Рассказ о неизвестном герое» (может быть, кто-то помнит). Хотя ко времени опубликования баллады имя прототипа маршакáвского… маршакóвского, извините, героя (ну-ну, не сердитесь, тема такая) было уже широко известно. В газетах были напечатаны очерки об отважном молодом человеке, его упоминали в статьях – но в стихах Маршака он по-прежнему оставался ненайденным, неназванным, ненаграждённым. Маршак как будто спасает своих героев от известности. Маршак чрезвычайно дорожит анонимностью; наделённость именем – это обычное свойство несимпатичных у него персонажей. По имени, подчёркнутому рифмой, назван миллионер мистер Твистер, а его чернокожий антагонист, герой – безымянен. И можно сказать, что Рассеянный с улицы Бассейной – самый неизвестный из неизвестных героев Маршака. У него нет ни имени, ни фамилии – только прозвище. Мы не знаем ни возраста, не знаем, как он выглядит, не знаем, во что он был одет… И главное – неизвестно ведь: он герой вообще или не герой? Потому что в отличие от других маршаковских неизвестных героев, которые строгают, пилят, красят, разносят почту, тушат пожары, - этот не приставлен вообще ни к какому делу. Мы никак не можем понять, чем же всё-таки он занимается. Такой жутко рассеянный человек.

Ну вот, а размышлять об этом загадочном неизвестном персонаже, почему-то невероятно важном для нас, начали наши слушатели ещё до начала эфира. И вот, например, что сказала наша радиослушательница Юля.

Запись на автоответчике. Здравствуйте. Человек Рассеянный. Растяпа, делающий всё наоборот и вызывающий смех окружающих – это герой моего детства. А в зрелом возрасте – инопланетянин из одноимённого фильма, который даже своей походкой – шаткой, трогательной – он как будто осторожно трогает окружающий его мир, всем телом отличается от нормальных людей. Человек Рассеянный не умеет жить как все – аккуратные, порядочные люди. Зато он умеет путешествовать, находясь в стоящем на месте вагоне. Спасибо. Меня зовут Юля.

А.Г. Я позволю себе ну просто как в продолжение Юлиной мысли привести цитату с нашего небольшого форума в Интернете. Участница форума, которая представляется как Селена, написала эту заметку. Мне кажется, она очень точно описывает, ну, скажем так, моё отношение к Человеку Рассеянному. Вот что пишет Селена:
«Итак, рассеянные люди – кто они такие? Что же это за состояние? Как много весёлых и снисходительно-понимающих историй о рассеянности великих людей. И как пренебрежительно и с раздражением мы относимся к рассеянности собственной и к рассеянности наших близких. А есть ли разница между нашей рассеянностью и рассеянностью великих гениев? Что делает этот самый Человек Рассеянный с улицы Бассейной? Собирается и едет на вокзал, причём, несмотря на всю свою рассеянность, туда доезжает, садится в вагон и засыпает. Несколько раз проснувшись, он убеждается, что всё ещё в Ленинграде, и это его, в конце концов, очень раздражает. Сон – это состояние, отделяющее нас от внешнего мира, это наша погруженность внутрь себя. Рассеянность – это тоже погруженность в себя, внимание больше поглощено внутренним, чем внешним. Вот только что же за внутренние процессы при этом происходят?». Дальше идёт цитата:

Восхищенной и восхищённой.
Сны видящей средь бела дня,

Все спящей видели меня,
Никто меня не видел сонной.

- это Марина Цветаева. И автор продолжает: «Сон в состоянии рассеянности – это внутренний поход за чем-то важным в глубины вечности и непременное возвращение домой. Тильтиль и Митиль возвращаются из внутреннего сна, обогащённые важными знаниями о мире. Цветаева приносит из своих снов стихи. Человек Рассеянный, по всей видимости, снов не видит, круговое движение из Ленинграда в Ленинград приносит только раздражение и разочарование. Человек Рассеянный – всего лишь просто Человек Сонный; наверное, этим и отличается наша рассеянность от рассеянности гениальных людей – качеством «внутренних походов», умением совершать путешествия, умением возвращаться с добычей, умением видеть сны, а не просто оставаться сонным».
Вот такое замечательное письмо, простите, что я прочёл его целиком.

Но... мы даже этого не знаем. Мы не знаем: он видел сны, этот герой Маршака, или он их не видел? Кто знает, чтó он вынес из своего кругового движения в поезде?.. Кроме всего прочего, может быть – к нему же, к этому герою – и совершенно другое отношение. Вот что сказала наша постоянная радиослушательница Елена.

Запись на автоответчике. Здравствуйте. Вроде милый, смешной человек. Предположим – Петя. А если чуть подумать – то просто ужас. Жертва безмерной любви домочадцев. Совершенно нежизнеспособный субъект. Культурный лентяй и неумеха, с претензией остановить вокзал около его трамвая. А если что-то не так, то виноват, конечно, не он. А дело было примерно вот так.
…Тут никто не пьёт, не бьёт, не курит, а на окнах - бархатные занавески с кистями. Достаток. Работа – через дорогу на служебной машине. В воспитании сына участия не принимает – некогда. Мама всю себя отдаёт сыну, ей вторит бабушка; возможно, есть ещё и домработница. В сад нельзя: инфекции. Мама – манную кашу ко рту Пете, а бабушка – зайчика с барабанчиком. Дорогую одежду и бесчисленные игрушки со всех углов собирает домработница, а Петя спит. Школа. Мама и бабушка делают за Петю уроки и собирают макулатуру с металлоломом. Петя отдыхает. Институт с грехом пополам закончил – выбрали родители. Пристроили в НИИ на работу, где изобретает пятый год какое-то пятое колесо к телеге.
Женили. Жена – по утрам она кладёт два кусочка сахара в стакан с серебряным подстаканником, тщательно размешивает; а мама - платочек в кармашек любимого сына. Затем с обеих сторон чмокают Петю в щёки – ну просто идиллия! Но хорошо, если смешно только детям. Спасибо. Елена из Москвы.

А.Г. Вот такой вот совсем другой Рассеянный, собственно говоря, такой, позволяющий себе быть рассеянным и жить при этом за чужой счёт. Этакий верхний вариант паразита: ну не справляюсь я с этой жизнью, делайте всё за меня! А то я буду ходить прямо со сковородой на голове. То есть, наверное, это, по Селене, как бы как раз тот самый человек, который всё время остаётся сонным. Зачем он нам нужен? Здравствуйте, Фаина Ивановна. Алло? Есть Фаина Ивановна из Волгоградской области у нас? Нету Фаины Ивановны. А Евгений Григорьевич из Москвы? Алло?

Евгений Григорьевич. Алло?

А.Г. Да, здравствуйте, Евгений Григорьевич.

Евгений Григорьевич. Это вы ко мне, Александр?

А.Г. Да, к вам.

Евгений Григорьевич. Как ваше отчество?

А.Г. Алло?

Евгений Григорьевич. Как ваше отчество?

А.Г. Евгений Григорьевич, моё отчество Александр Геннадиевич, но это долго. Просто Александр.

Евгений Григорьевич. Просто Александр. Хорошо. Я вот вас слушал, отрывок Цветаевой, там. Она несколько односторонне, там, вы привели её слова. Далее другая женщина говорила о том, что вот она там собирает внука, там, в школу и так далее. Это её точка зрения. Но вы-то Человек с большой буквы, я вас слушаю около двух десятков лет и во многом с вами согласен.

А.Г. Евгений Григорьевич, спасибо. Так ваше мнение?

Евгений Григорьевич. Как?

А.Г. Ваше мнение? Кто такой Рассеянный с улицы Бассейной?

Евгений Григорьевич. Рассеянный – это человек, который очень был загружен разными размышлениями, которые имели противоположные друг другу мнения. Вот он задумался, рассеянный человек, - и стал Рассеянным, то есть он забывал то, что ему именно нужно было делать. Он отдавал себя работе – той, которую он занимал, там, мастер, или, там, писатель, или другой человек. Но в конце концов его мозг перегрузился, и он стал Рассеянным Человеком. Вот.

А.Г. Спасибо большое. Спасибо, Евгений Григорьевич, – в частности и за то, что вы меня слушаете 20 лет, - в общем, мы существуем уже 6. Но… как бы… Это та самая милая рассеянность, как мне кажется.

В действительности, конечно же, Рассеянный изначально, по всей видимости, был действительно человеком мыслящим. Одним из главных прототипов героя называли профессора-химика, одного из основателей физической химии Ивана Андреевича Каблукова. И в черновиках у Самуила Яковлевича – там было так и написано (первый вариант):

Жил да поживал
Иван Башмаков,

Себя называл он
Башмак… 

- строка осталась недописанной, потому что дальше там герой был назван именем и фамилией прототипа:

В Ленинграде проживает
Иван Каблуков,

Сам себя называет
Каблук Иванов.3

И действительно, был такой профессор Иван Каблуков, и, между прочим, очень много воспоминаний о нём оставил Андрей Белый. И те, кто читал, то тогда по Ленинграду ходило огромное количество историй про рассеянного учёного – не столько про Каблукова, сколько про… сколько как бы анекдоты, которые были основаны на пародиях на его поведение, которые сочинил Эллис – знаменитый в те годы эссеист и писатель (Эллис – псевдоним, настоящая фамилия его была Кобылинский). И эти номера – пространные чудачества Каблукова – они во множестве описаны в мемуарной литературе того времени, и знамениты его фразы, например: «Знаменитый химик Лавуазье – это я. То есть не я. Совсем не то». Рассказ об опытах: «Делал опыты. Лопа колбнула, и кусочек глаза попал в стекло». Обычные словечки Каблукова, ему приписываемые. И тем не менее, сам по себе Каблуков из стихов ушёл и стал неизвестным, потому что даже анекдоты про Каблукова имеют, видимо, гораздо более древнее происхождение. Это стандартная фигура нашего фольклора. Просто – что она означает и зачем нужна?
Здравствуйте, Александра Александровна. Алло?

Александра Александровна. Здравствуйте.

А.Г. Слушаем вас.

Александра Александровна. Я думаю, что это обобщённый образ клоуна, который… который изображает из себя Рассеянного. Это всегда вызывает смех, отвлекает людей от тяжёлых проблем, от скуки…

А.Г. А почему люди отвлекаются от тяжёлых проблем на такой персонаж?

Александра Александровна. Ну, потому что он их смешит, изображает то, чего, допустим, не делает нормальный человек.

А.Г. Разве?

Александра Александровна. Конечно.

А.Г. Ну, периодически делает…

Александра Александровна. Ну, копирует в какой-то степени их... копирует….

А.Г. Но ведь клоун изображает то, что нормальный человек делает.

Александра Александровна. Да, делает, но… В нём обобщённый образ, несколько движений всяких там…

А.Г. Ограниченный, маленький. Клоун всегда изображает какую-то частичку нас самих.

Александра Александровна. … нашей жизни, это естественно, да, это вызывает смех…

А.Г. Какой-то… Но не всю. Не всю. А только частичку. И каждый клоун изображает какую-то свою частичку. Именно потому мы и смеёмся, потому что мы как бы можем отстраниться…

Александра Александровна. ...отражение как бы…

А.Г. …да, отстраниться и посмотреть на кривое отражение…

Александра Александровна. …наше отражение, да.

А.Г. ...не всего себя, а кусочка. Маленького кусочка.

Александра Александровна. Да, я согласна.

А.Г. И… как-то… Только осталось определить, что же это за кусочек-то такой. Алло?

Александра Александровна. Ну, кусочек – это, допустим, часть, допустим, поступка одного человека; дальше движения идут, там, изображения – кого-то другого уже. И получается из кусочков целый спектакль.

 А.Г. Спасибо большое. Спасибо, Александра Александровна.

Исследуя вопрос о влиянии фольклора и вообще анекдота на литературу, академик Белецкий когда-то писал: «Вот забавный случай совершенно уже безобидного свойства и, по-видимому, также популярный в обывательской среде николаевских времён: некто едет из Петербурга в Москву в почтовой карете. Выйдя на станции, частью по собственной рассеянности, частью по бестолковости кондуктора, вновь усаживается в дилижанс, отправляющийся в противоположную сторону, едет, не замечая, и, к величайшему своему изумлению, после долгих часов езды он оказывается снова там, откуда выехал, то есть в Петербурге». Ну и из литературных произведений, которые этот анекдот расширяют и описывают, многие весьма заветные: ну, например, знаменитая повесть Даля - «Бедовик» она называлась; повесть Вельтмана «Чудодей» (там два человека как бы ездят кругами между Москвой и Петербургом), ну и наконец, этот же фольклорный сюжет использовал Эмиль Брагинский в сценарии «Иронии судьбы», как вы понимаете. Так что… Просто что же это такое за часть, что это за клоун, что он отражает? Здравствуйте, Елена.     

Елена. Добрый вечер. Вы знаете, я бы хотела по двум направлениям свою мысль направить – ну, вернее, вашу мысль при помощи своей.

А.Г. Попробуйте.

Елена. Первое направление такое. Я как бы вот само слово его рассмотрела, и оно вот такое… тоже ведь достаточно много в себе информации содержит. Рассеянный – это ведь не то же самое, что рассыпанный, распределённый, растворённый, расплывающийся, там, растекающийся – хотя оно нечто похожее. А рассеянный – это именно вот расширение некоего процесса «сеяния» как бы. Вот. И что же в этом случае как бы «сеется»?

А.Г. Действительно.

Елена. У меня просто аналогия возникла, что человек в состоянии рассеянности – это как бы человек, ну, задумавшийся о чём-то, то есть человек мыслящий. Ну, я так немножко утрированно сейчас следую своей мысли, ну, тем не менее. Вот, значит, это человек, заполнивший как бы своей мыслью всё окружающее вокруг пространство себя. Ну, в своём пространстве.

А.Г. Внутреннее пространство для него важнее пространства внешнего.

Елена. Да, ну, оно как бы вот в его восприятии распределилось таким образом, ну, широко стало, но для окружающих людей, тем не менее, он же воспринимается как рассеянный. То есть человек, рассеявший вокруг себя вот нечто такое, мыслительное, что ли.

А.Г. Конечно. Про знаменитого когда-то профессора – он такой же, как вот профессор Каблуков в Санкт-Петербурге – в Риме начала века был знаменитый профессор Мерли, который был одним из крупнейших мифологов своего времени. И про него рассказывали, что он гораздо легче… то есть в любой момент лекции его можно было остановить и спросить, как с одной улицы древних Афин пройти к храму – и он уверенно говорил все повороты – но совершенно не мог ориентироваться в Риме, и студенты чуть ли не водили его за руку.

Спасибо большое, Елена. Спасибо. Я думаю, что просто нам пришло время послушать ещё один кусочек пения рассеянного, и милого, и беспомощного человека из 60-х годов.

Музыка.

А.Г. Мы с вами по-прежнему в программе «Серебряные нити», по-прежнему пытаемся говорить о значении для человеческой души Рассеянного с улицы Бассейной из стихотворения Маршака. И, конечно же, параллельно появляются всякие разные другие вопросы наших слушателей. Вот что сказала нам до начала прямого эфира Екатерина.

Запись на автоответчике. Здравствуйте, Александр Геннадьевич. Только сегодня получила ваши книги и сразу начала читать. Не обижайтесь, но образ или голос Кати по радио мне не нравился. А в книге я представляю её, вашу учительницу, очень приятной и мудрой.

А теперь что касается темы. Меня очень волнует рассеянность, забывчивость и вообще плохая организованность моей внучки – ученицы уже 6-го класса. Мы надеялись, что с возрастом это как-то пройдёт. Ан нет, всё больше усугубляется. Да и сама внучка стала расстраиваться и комплексовать по этому поводу. То одно забудет, то другое оставит, то вообще потеряет… Причём чаще всего она забывает в те дни, когда и не загружена вовсе. Не знаем, как пришить эту «память девичью». Екатерина. Буду ждать вашего мнения.

А.Г. …но в действительности голос исполнительницы роли Кати в записях очень похож на голос той самой Кати, поэтому – ну вот такое сочетание довольно жёсткого голоса и характера, описанного в книгах.

Что касается рассеянности внучки – ой, как я вас понимаю, поскольку мой младший сын тоже ходит в 6-й класс, они у нас ровесники, всё происходит то же самое. И вот я думаю – я думаю, что это некий механизм сопротивления наших детей, ну, такой механичности, корыстности нашего мира. Ведь мы же совсем недавно читали им сказки. И когда они рассеянные – они сопротивляются, они очень хотят оставить какой-то кусочек внутреннего. Внутреннего чуда. И вы знаете, мне кажется, что кроме естественной строгости и требований учиться необходимо найти какой-то способ говорить об этом внутреннем мире – то, чего мы забываем. Вот сейчас у нас с вами началась «Школа актёрского мастерства» в нашем «Радиотеатре фантазий» - там будет и есть огромное количество всевозможных упражнений, которые позволяют говорить о внутреннем мире. Ну, понимаете, с ребёнком можно попробовать, ну, например, спросить его: «Скажи, пожалуйста, на какой цвет сейчас похоже твоё настроение? А на какую сказку оно похоже? А на какого зверя оно похоже? Давай мы его вместе нарисуем». Вот какие-то такие «перебивки» - совместное сочинение сказок или приём вот такой вот: «На что похоже…?» - который, казалось бы, по нашему мнению, должен сильнее погружать в рассеянность – как только вы его начнёте делать, он поможет из неё выбраться. А для того, чтобы набрать побольше таких приёмов – слушайте тренинг, который идёт по вторникам и четвергам. 
Здравствуйте, Евгений.

Евгений. Здравствуйте, Александр Геннадьевич.

А.Г. Здравствуйте.

Евгений. У меня короткий комментарий, ну, скорее, с юмором. Значит, во-первых, я хотел сказать, что есть такое выражение «Чудаки украшают мир». Мне представляется, что Человек Рассеянный – это один из чудаков, и это из тех людей, которые понимают, что очень много благоглупостей совершается в жизни с серьёзным и умным лицом.

А.Г. Спасибо большое.

Евгений. ...и вот такой Рассеянный – он создаёт определённую атмосферу вокруг себя, и люди радуются, когда с ним общаются.

А.Г. Спасибо большое. Вы знаете, Евгений, - вообще взрослому человеку это стихотворение служит напоминанием о том, что изначальные, фундаментальные основы бытия, - о которых он, взрослый, за своим внешним миром забыл – всё-таки существуют. Я просто ассоциацию на ваше слово – на то самое слово «обаятельный чудак»... В то самое время, когда Маршак творил это стихотворение, создавал его – то есть ровно 80 лет тому назад – Михаил Кольцов, чуть позже расстрелянный, сообщил Максиму Горькому о том, что он создал сатирический журнал «Чудак» - журнал был создан в том же самом году. Горький одобрил замысел журнала и его название. Он писал (сами понимаете, из Сорренто) и вопрошал Кольцова так: «Что есть чудак? - спрашивал он из Сорренто. И сам же разъяснял. – Чудак есть человекоподобное существо, кое способно творить чудеса невзирая на сопротивление действительности, всегда, подобно молоку, стремящейся закиснуть. Возвращать свежесть стремящейся к закисанию действительности – вот призвание чудака, чудодея, эксцентрика. Его роль – ферментирующая, созидательная и, - вдумайтесь только в это слово, - упорядочивающая». Почему? Очень точно Горький чувствовал эту роль. Почему упорядочивающая? (Извините, рассеянность…. Заговариваюсь).

Понимаете, замечено давным-давно, что дети с великой охотой сочиняют, рассказывают, слушают стишки и сказки, песенки и анекдоты, где мир вывернут наизнанку, повёрнут вверх ногами:

Жил-был Моторный на белом свету,
Пил-ел лапти, глотал башмаки.

Ехала деревня мимо мужика.

Овца да яйцо снесла,
На дубу свинья да гнездо свила.

- и так далее, и так далее, и так далее до бесконечности. Преднамеренное искажение действительности – удивительная вещь! – вдруг начинает утверждать действительность. Вы посмотрите. Происходят сразу две вещи – на мой взгляд важнейшие.

Во-первых, происходит игровое, радостное утверждение нормы. Человек настолько овладел нормальным, логичным, рассудочным – что может позволить роскошь иронически её нарушить. Для ребёнка же здесь - ловушка, хитрое испытание на «взрослость», своего рода инициация: настолько ли ты, любимый мой сыночек, знаком с нормальным миропорядком, с законами мира, чтобы распознать нарушение и радостно рассмеяться, когда ты его видишь – рассмеяться как победитель? Тебе предлагается задача, правильным ответом на которую является смех, потому что ты же уже твёрдо знаешь, что такое норма и что такое нерассеянность.

И вместе с тем, одновременно - то, о чём пишет Горький – когда эта норма начинает становиться мучительно скучна, когда она затягивает и засасывает – работает тот же перевёртыш, который вдруг говорит тебе: нет, есть некое чудо за границей вот этой самой нормы, есть бесконечное путешествие, есть что-то – что-то важное в уме этого человека, что делает его Рассеянным. И я хочу сказать, что вот так надо утверждать норму, вот так надо вести профилактику – увлекая и улыбаясь, а не пугая. Потому что это стихотворение – и спасение от скучного мира, и одновременно как бы убедительное доказательство того, что норму, вот этот вот мир, нужно твёрдо знать. И не нужно двигаться в нём по кругу, потому что всё-таки нужно доехать до этого самого магического Бологого.

Ну, чтобы просто не совсем оставлять эту замечательную тему, по предложению одной из наших постоянных участниц форума маленького в Интернете, Миры… Ну действительно, никогда не говорили. Давайте поговорим в понедельник о том, что такое глупость. Ну правда, да? Вот когда мы говорим: «Ты делаешь глупость» - мы что имеем в виду? Что это за свойство такое человеческое, откуда оно берётся и как с ним бороться?

Спасибо всем, кто был вместе с нами. Спокойной ночи.          

Музыка.

 

Примечания.

1 Джин Питни (Gene Pitney) (1940-2006) – популярный во всем мире в 60-е годы американский певец и композитор. Первоначальный успех пришел к Джину Питни как к автору песен. В 1961 он начал свою собственную сольную карьеру. Известен как эмоциональный вокалист (тенор), чрезвычайно серьезно относящийся к записываемому материалу. Его называли несколько инфантильным исполнителем: он пел, с одной стороны, легко и наивно, а с другой – очень искренне.

2 Мирон Петровский (род. 1932) – украинский литературовед, писатель. Автор книг о Корнее Чуковском, С.Я. Маршаке и других, в том числе сборника очерков  «Книги нашего детства». Главу «Странный герой с Бассейной улицы» из этого сборника  можно прочитать здесь:

http://s-marshak.ru/articles/petrovsky04.htm

3 Если точнее – вот что об этих вариантах написано у М. Петровского:

«Маршак примерял своему персонажу разные «обувные» фамилии, и на этих фамилиях шла словесная игра, открывающая ряд забавных чудачеств. Сначала это была фамилия Башмаков, только соотнесенная с фамилией прототипа:

На свете жил да поживал
Иван Иваныч Башмаков,
А сам себя он называл
Башмак Иваныч Иванов.

Потом Маршак пробовал иначе:

Жил да поживал
Иван Башмаков,
Себя он называл
Башмак...

Строчка осталась недописанной: на оставленную строфу уже набегал новый вариант начала, в котором рассеянный герой прямо был назван именем и фамилией прототипа:

В Ленинграде проживает
Иван Каблуков,
Сам себя он называет
Каблук Иванов.»

 

 

Расшифровка сделана пользователем Eugenia.

17.12.2017 Выложен тренинг "Умение понимать другого человека", который ранее нигде не публиковался...
11.03.2017 Существенно улучшилось качество звучания в тренинге "Божественная комедия".
Те, кто скопировал и хранит этот тренинг у себя, - можете обновить свою копию...
25.01.2017 Полностью обновлён тренинг "Поваренная книга магии". Главное - теперь вы можете узнать, о чём он (появилось содержание) :)
14.01.2017 Впервые выложен "Разноцветный тренинг"!
27.10.2016 Большое пополнение бесед за 2007 год!
Добавилось более 100 передач, которые раньше не выкладывались.
А качество выложенных ранее передач за 2007 год заметно возросло.
01.06.2013

Большое пополнение бесед за период 20.02.2006 - 29.12.2006.

Из них 39 передач перезалиты с лучшим качеством, остальные 49 выложены впервые.

04.09.2011

Алексей Попов завершил работу над тренингом "Уроки с Катей -2 — Парижская история, или Языческие корни";
на данном сайте впервые выложена качественная аудиоверсия тренинга (в стереозвуке)

27.06.2011

запущена тестовая версия.

23.06.2011

старт проекта.