войти

«2006.12.20 Человек и Зеркало»

музыка исп. "Sister Rosetta Tharpe" (США) - альбом "Gospel Train" (1956 г.):
00:05: Jericho;
00:25: When They Ring the Golden Bell;
00:41: Two Little Fishes, Five Loaves of Bread.

 

Расшифровки передач

Расшифровка — это текстовая версия передачи.

Вы можете оказать неоценимую помощь программе «Серебряные нити», если сделаете расшифровку этой и других передач. Расшифровки позволяют другим людям быстро знакомиться с передачами, находить передачи через поисковые системы, а также становятся основой для книг, выпускаемых автором передач.

Чтобы сделать новую расшифровку, нужно:

  • зарегистрироваться на форуме «Серебряные нити».
    (для регистрации пройдите по ссылке:
    http://www.serebniti.ru/forum/ucp.php?mode=register)
  • используя логин и пароль форума, войти здесь под ними
    (для этого нажмите на значок «ключик» (значок логина) в правом верхнем углу сайта).

Теперь Вы можете создавать новые расшифровки и редактировать уже написанные!
(для этого пользуйтесь значками (создание текста и редактирование текста), находящимися справа от каждой аудиозаписи)

 

И вот, как то, однажды, подумалось  ведущему программы «Серебряные нити», ну что такое эта программа, если не большое зеркало, порванное на тонкие нити, в которых каждый звонящий, каждый слушающий ищет свое отражение. Доброй ночи. Действительно, вы бы  не слушали нас, дорогие радиослушатели, если бы не нуждались в поиске отражений. Нуждаюсь в отражениях и я. Нам почему-то очень важно отразиться в чём-то, услышать, что говорят о нас другие, так появляются слухи и сплетни. Причём нам важно узнать мнения самые разные, далеко не всегда приятные. Мы нуждаемся в зеркалах. Что же такое зеркало? Что за загадочный символ? Зачем нам нужны эти отражения? Ведь, они часто оказываются кривыми. Зеркало и душа – самая главная тема, о которой мы сегодня говорим. Самая основная, самая древняя ассоциация, лежащая в мифологии зеркал, заключается в том, что сам Космос нуждается в своем отражении, и он отражается в нас. Это мы являемся зеркалами Бога или Космоса. И сами нуждаемся в зеркалах, чтобы увидеть самих себя, как Бог нуждался в нас, чтобы увидеть свои собственные поступки и сказать: «И это хорошо». А поёт сегодня у нас сестра Розетта. Это классическое госпельное пение, одно из зеркал господа Бога.

Музыка

 

Мистические мысли о зеркале в канун Рождества. Естественно, они возникают первыми и поэтому, возникает философская мысль одной из наших радиослушательниц: «Сколько же связано с зеркалами мистических историй и примет. Зеркало также является  обязательным атрибутом, чуть ли не половины святочных гаданий. Из чего следует, что мы видим в зеркале своеобразное окно в какой-то мир, несущий в себе информацию о потусторонних силах. Зеркало – это так же возможность посмотреть на себя со стороны, как-то самоопределиться, что ли. Кажется, существуют легенды о том, что зеркало подарил если не сам дьявол, то кто-то из его приближённых. Думается мне, что зеркало - это некий аналог древа познания. Кстати, женщины проявляют больше интереса к зеркалам, чем мужчины». Зеркальная поверхность символизирует собой некую абсолютную первореальность,  а любые фигуры в ней – мирские сознания. Фигуры в зеркале, если брать их самих по себе, могут не знать ничего о зависимости своей от зеркальной поверхности, они могут думать, что ведут себя автономно, но это ничего не меняет. На этой концепции зеркала, основана концепция всемогущества Божия и знаменитое равенство всех перед Богом. Каково бы ни было могущество отдельных фигур в зеркале и ничтожная малость других фигур,- все они и их бытие в равности зависят от первоисточника, от того, кто отражается в зеркале. И уход первоисточника прекратит существование всего, оставив чистую поверхность. И в этом смысле наша иллюзорность  является равной. А поверхность зеркала является залогом и источником существования всех образов.

А.Г.: Доброй ночи, Ася.

Ася: Добрый вечер. Моей дочери 23 года , она недавно рассталась со своим гражданским мужем, вернулась домой. К сожалению, мы живём в разных местах, поэтому я не могу спросить непосредственно у неё, но я знаю, что она закрывает зеркала в комнатах. Мне хотелось бы понять, с чем это связано и как можно помочь ей? Спасибо.

Я не думаю, что нужно что-то делать, а я думаю, что стоит этот вопрос обратить ко всем. Как выдумаете, девушка, испытавшая стресс, завешивает зеркала, как во время похорон. Что происходит? Может это подскажет одну из бесконечных ролей зеркал в этом мире. Пока вы раздумываете над этим вопросом, давайте пока послушаем, что же расскажет нам Юля про святочные гадания:

«Здравствуйте. Я думаю, человек смотрит в зеркало через представление о себе самом. О том, каким он хочет быть. И сравнивает это представление с тем, что видит. Возможно, что в этот момент он изменяется. Это похоже на то, если бы мы поставили зеркало напротив зеркала. Бесконечная череда отражений. Существует обычай гадать на зеркало под Рождество. Но что видит девушка в зеркале - себя или свой идеал? Спасибо».

А.Г.: Доброй ночи, Лидия Дмитриевна.

Лидия Дмитриевна:  Доброй ночи. Только что я прослушала, как женщина рассказала о том, что её дочь закрывает зеркала. Я хочу ответить ей, «…а из зеркала, а из зеркала, смотрит женщина на меня. Смотрит женщина незнакомая, а оказывается, это я».

Я думаю, что Лидия Дмитриевна права. Когда дочка нашей радиослушательницы смотрится  в зеркало, она видит кого-то другого, не себя, кого она не хочет там видеть. Уже не себя,- ребёнка, а человека, многое пережившего испытавшего боль. Я просто хочу порекомендовать тем, кому интересно зеркало, прочитать книгу Якова Друскина «Видение невидения». Сам Яков Друскин это человек, которые придумал слово «чинари», был философом в группе поэтов, в которую входили Д.Хармс, Н.Олейников. Книга начинается такими словами: 

«Недавно я выходил из какого-то помещения. Подходя к двери, я поднял голову, чтобы не натолкнуться на что-либо, и вдруг увидел перед собою худого старика, чем-то знакомого, но очень чужого. Он шел прямо на меня и смотрел как бы сквозь меня. Мне стало страшно, и почти сразу же я понял:
это я - рядом с дверью было зеркало. Мне стало еще страшнее, и, отвернувшись, я быстро вышел.
Почему мне стало страшно? На улице я встречаю много чужих людей, но они мне не страшны: они не очень чужие, а тот, кого я увидел в зеркале, показался мне очень чужим.
Почему? Я думаю, потому, что одновременно он показался мне чем-то знакомым. Именно знакомство с ним было тем, на основе чего я и мог почувствовать свою противоположность ему - чужое. С другими людьми, которых я встречаю на улице, у меня нет непосредственной связи - общего, поэтому я не чувствую свою противоположность им, их отчужденность мне, противоположение здесь неопределенное. Но с тем, кого я увидел в зеркале, у меня было общее - родовое отличие: знакомое, и на основе его сильнее выступило видовое различие - отчужденность, это уже определенное противоположение. Поэтому он, то есть тот, кого я увидел в зеркале, показался мне очень чужим. Почему мне стало страшно? Потому что знакомое и близкое оказалось совсем чужим:
знакомое и близкое чужое, причем совсем чужое, - страшно. И еще: страшно было от того, что он смотрел прямо на меня и как бы не видя меня, сквозь меня».

Я думаю, что как Яков Друскин, который через это случайное мгновение у зеркала в книге выводит своё видение христианства и своё чувствование спасителя. Я думаю, что дочка нашей радиослушательницы увидела себя чужой. Себя в чём-то виноватой перед самой собой. Она в чём-то поступила неправильно. Может, та, которую она увидела в зеркале теперь, это человек чувствует себя испорченным, греховным. И это лицо, такое родное, но что-то пережившее и потому чужое, как Я. Друскину, ей страшно. Она скоро примирится с тем, что она немного выросла и сможет простить себе, то, что я называю испорченностью или грехом. Это её собственное чувство, а не моя его оценка. Возможно, оно и не выражается словами. И то, что завешено зеркалами, мне кажется, снимется само собой.

А.Г.: Добрый вечер, Елена.

Елена: Доброй ночи. Мне кажется, девушка, действительно сейчас переживает состояние смерти. И потому завешивает зеркала.  Физически отгораживается от этого события.

А.Г.: Ей своя оболочка кажется какой-то мёртвой, чужой, не своей…

Елена: Я бы не сказала пол поводу её оболочки, а вот именно переживание смерти близкого человека. И ещё мне кажется, что она верит в то, что у зеркала есть запоминание образа. Вот зеркало запомнит её такой депрессивной, грустной, страдающей, переживающей, и больше ей никогда не вернёт  радостного лица.

А.Г.: Ну, то есть, портрет Дориана Грея был зеркалом на самом деле.

Елена: Я думаю, да. И ещё, мне кажется, есть некоторые микс. Физически зеркало - отражающая функция, а психологически отражает и запоминает. И мне тоже кажется, что ничего не надо делать. Когда она переживёт это страдание, она сама снимет этот покров с этих зеркал. Спасибо.

Траур по самой себе, выросшей, закончится. Потому что мы расти можем только через страдания. Она поймёт свои ошибки и простит зеркалам то, что в них она запомнится другой. Да, зеркало, это ещё и образ нашего мышления. Об этом писал ещё Шиллер. Зеркало это образ сознания. Потому что сознание - это отражение Космоса. Доброй ночи, Наталья Евсеевна.

Наталья Евсеевна: Доброй ночи. Я хочу сказать, что я выросла в деревне, у нас была верующая семья. Сейчас наступают Рождественские праздники. Это же грех ворожить, а тем более на зеркало.

А.Г.: А почему?

Наталья Евсеевна: Потому что если что-то Бог предназначает счастье человеку, то человек ворожбой может лишить себя этого счастья. Это святое, нельзя ворожить в святые праздники. Я умоляю всех девушек не ворожить в эти праздники.

Зеркало в очень многих мифах оказывается дверью в иной, волшебный мир, достаточно вспомнить Алису в зазеркалье. Ворожба нас может не совсем в той мир принести, запрограммировать нас. И эта вера никак не будет соответствовать Божьему промыслу о нас. Во всяком случае, так я это понимаю. Я считаю, что если вы считаете этой ворожбой, то это абсолютно несовместимые вещи. Но если вы ставите психологические эксперименты, хотите в зеркале увидеть отражение своего собственного идеального мужчины и как-то разобраться в том, какие черты в нём вас устраивают или нет, тогда можно. Только не считайте это предсказаниями будущего.

 

Музыка

 

Вообще, зеркало, ещё образ лунный. Тема пустого и населённого зеркала, во-первых, заключает некоторый аспект периодичности. Точно так же, как Луна принимает и отражает свет Солнца. Вероятно, отсюда же такой лунный обычай завешивать зеркала в доме умершего. Отражение представляет двойника человека. Даже когда луне нечего отражать, в зеркале может остаться отражение, точно так же как душа накапливает в себе впечатление и таким образом осуществляет связь с этим миром. Кадир, доброй ночи.

Кадир: Доброй ночи.

А.Г.: Скажите, пожалуйста, что вы думаете о зеркалах?

Кадир: Я думаю, что когда смотришь в зеркало, думая о чём-то хорошем, то всё у тебя будет хорошо. И наоборот. Есть такой код счастья.

А.Г.: Это очень интересно про код счастья. Расскажите, пожалуйста. Какое отношение код счастья имеет к зеркалам?

Больше нет связи с Кадиром. Самое главное никто не сказал. Кроме всего прочего, зеркало имеет одну главную функцию. Оно доказывает нам наше бытие. Если мы не видим своих отражений, мы через некоторое время перестаём понимать, кто мы такие. Есть культуры, в которых  это считается чем-то очень хорошим. Но в нашей культуре без ощущений своего собственного «я» нельзя. А как узнать о себе? Мы нуждаемся в отражениях. Или наше с вами «я» это просто система зеркал, стоящих друг напротив друга?  Мы отражаемся в них и все целиком состоим из отражений, из этих иллюзий, которые всё время улавливаем из внешнего мира. Может, мы состоим из зеркал, может, не будь чужих мнений о нас, не будет и нас?  Вот мнение Ирины:

«Здравствуйте, Александр Геннадьевич. Зеркало это связь между реальностью и иллюзией. Причём, именно наличие зеркала даёт уверенность, что у каждой реальности есть отражение и у каждого отражения есть реальность. Мне кажется, зеркало ассоциируется у нас с двумя важными функциями нашего сознания. Я рассматриваю себя в зеркало, потому что только через своё отражение, через иллюзию, я смогу отыскать себя в этом мире. Ведь по- другому я не смогу рассмотреть то, внутри чего нахожусь. И ещё в зеркале я смогу рассмотреть то, что находится у меня за спиной. То, что я по чему либо не могу рассмотреть непосредственно. Наше сознание отражает реальность в образах и фантазиях. Именно так мы видим ту часть мира, которую способны в себя вместить. Только зеркала бывают разного качества. И очень часто искажают мир довольно сильно. Как же нам узнать, насколько точно отражает мир моё сознание? Как научиться измерять кривизну своих внутренних зеркал?».

Мне тут сказали из студии: «Знаете, А.Г., я вот смотрю в зеркало, потому что я любуюсь». Кривизна внутренних зеркал, наверное, измеряется одной простой вещью. Всё зависит от того, сколько раз нам нужно подходить к зеркалу  для того, чтобы чувствовать себя собой.  Как это ни странно, но психологических исследований на эту тему я не знаю. Я думаю, что человек чем больше нуждается в заглядывании в зеркало, в откликах других, тем кривизна этого внутреннего зеркала больше. Чем кривее зеркало, чем более оно нужно, тем меньше человек ощущает себя отдельной единицей. Мы называем это неуверенностью в себе. Борхес в своей энциклопедии вымышленных существ рассказывает о том, что Китай в эпоху жёлтого императора мир людей и мир зеркал не был разделён. Зеркала были полупрозрачные. И люди зеркального мира ходили в наш мир и возвращались обратно в зазеркалье. Но однажды ночью весь зеркальный народ проник в наш мир и создал переполох и путаницу. Силы Жёлтого императора с трудом загнали людей обратно в зазеркалье. там их заточили, заставив повторять движения людей по эту сторону зеркала. Существует пророчество, что они пробудятся от этого летаргического сна и первой в глубине зеркала шевельнётся рыба. Пророчество интерпретировать это я предоставляю вам. Сам  хочу сказать, что очень, похоже, что то, что мы загоняем в глубину зеркала, это те самые стороны нашей души, от которых нам хочется всё время завесить зеркала какой- нибудь непроницаемой тканью. Но зеркало - вещь объективная. И в зеркале  видно и то и другое.

А.Г.: Доброй ночи, Мусса.

Мусса: Я из Грозного, заслуженный работник  культуры Чечено-Ингушетии.

А.Г.: Передавайте привет вашему многострадальному городу.  Я так рад.

Мусса: Я думаю, что в жизни всё материально. Чтобы жизнь была полнее и честнее и она была бы не пустым местом, нам надо стараться не только выглядеть внешне красиво, но и внутренне.

А.Г.: Вы знаете, Мусса, в исламской традиции считается, что в глубине зеркала есть точка, в которой всегда нужно видеть вершину. Вершину самого себя. Нужно уметь так смотреть в зеркало, чтобы видеть вершину. Мне просто всегда казалось, что это очень красиво. А в католичестве зеркало без трещин с абсолютно гладкой поверхностью символизирует Деву Марию. И когда женщина смотрит в такое зеркало, она видит в её глубине собственную цельность и целомудрие. Так что, и христианские и мусульманские поверия очень недалеки друг от друга. Очень хочется, чтобы мы увидели в зеркале что-то главное внутри самого себя. Я желаю вам этого, Мусса. Спасибо большое, я рад, что нас слышат в Грозном. Удачи вам, счастливых отражений в зеркалах. Спокойной ночи.

Музыка

 

 

17.12.2017 Выложен тренинг "Умение понимать другого человека", который ранее нигде не публиковался...
11.03.2017 Существенно улучшилось качество звучания в тренинге "Божественная комедия".
Те, кто скопировал и хранит этот тренинг у себя, - можете обновить свою копию...
25.01.2017 Полностью обновлён тренинг "Поваренная книга магии". Главное - теперь вы можете узнать, о чём он (появилось содержание) :)
14.01.2017 Впервые выложен "Разноцветный тренинг"!
27.10.2016 Большое пополнение бесед за 2007 год!
Добавилось более 100 передач, которые раньше не выкладывались.
А качество выложенных ранее передач за 2007 год заметно возросло.
01.06.2013

Большое пополнение бесед за период 20.02.2006 - 29.12.2006.

Из них 39 передач перезалиты с лучшим качеством, остальные 49 выложены впервые.

04.09.2011

Алексей Попов завершил работу над тренингом "Уроки с Катей -2 — Парижская история, или Языческие корни";
на данном сайте впервые выложена качественная аудиоверсия тренинга (в стереозвуке)

27.06.2011

запущена тестовая версия.

23.06.2011

старт проекта.