войти

«2007.10.12 Детские страхи. Страх темноты»

00:30: Как помочь ребёнку преодолеть страх темноты.

00:32: Как мы с возрастом уходим от детских страхов.

00:39: Игры против детских страхов во всех возрастах.

_____

музыка с воспоминанием о детстве, исп. Coralie Clément (Франция) - альбом ''Bye Bye Beaute'' (2005 г.):

00:05: Gloria;

00:19: Indecise;

00:42: Mais pourtant.

Расшифровки передач

Расшифровка — это текстовая версия передачи.

Вы можете оказать неоценимую помощь программе «Серебряные нити», если сделаете расшифровку этой и других передач. Расшифровки позволяют другим людям быстро знакомиться с передачами, находить передачи через поисковые системы, а также становятся основой для книг, выпускаемых автором передач.

Чтобы сделать новую расшифровку, нужно:

  • зарегистрироваться на форуме «Серебряные нити».
    (для регистрации пройдите по ссылке:
    http://www.serebniti.ru/forum/ucp.php?mode=register)
  • используя логин и пароль форума, войти здесь под ними
    (для этого нажмите на значок «ключик» (значок логина) в правом верхнем углу сайта).

Теперь Вы можете создавать новые расшифровки и редактировать уже написанные!
(для этого пользуйтесь значками (создание текста и редактирование текста), находящимися справа от каждой аудиозаписи)

 

Доброй ночи. Доброй ночи всем, кто слушает программу «Серебряные нити», здесь, на «Радио России». И мы с Вами хотели поговорить сегодня о детских страхах, точнее говоря, начать один из наших ночных разговоров, по той простой причине, что эта тема, на самом деле, абсолютно неисчерпаема. Поскольку в ней, в действительности такой простой и многократно обсуждённой в психологической литературе, мне кажется, лежат не только корни наших взрослых страхов и того, чего мы боимся в жизни, доходит ли это до уровня фобий или не доходит. Марина Цветаева когда-то сказала: «То, что ты знаешь в детстве — знаешь на всю жизнь, но и то, чего ты не знаешь в детстве, ты не знаешь тоже на всю жизнь». И на страхе целиком и полностью распространяется эта простая истина. Мне кажется, что в детских страхах таятся корни не только взрослых страхов, но и всего нашего мистического жизненного потенциала, корни той метафизики, которую мы потом ищем всю жизнь, корни нашего мистического желания прорыва к какому-то другому миру. Потому что когда мы прорываемся в другой мир – мы прорываемся в детство, а значит, и опять прорываемся в сторону детских страхов. И так, сегодня по телефону 495 – это код города Москвы, 956-15-14, мы с Вами разговариваем о причинах детских страхов. И давайте, наверно, начнём, с одной из главных форм детских страхов пространства. Да, да, именно пространства. Это страх темноты. Самая обычная, такая, казалось бы, очевидная вещь, которую, наверно, 99% наших радиослушателей с детства помнят. Почему ребёнок боится темноты, дорогие радиослушатели? Почему боялись её Вы лично? Почему я сейчас говорю об этом? Да потому что, чтобы понять корни самого себя, нужно на минуточку вернуться в детство. Как бороться со страхами взрослых? Нужно просто вспомнить, может быть рассказать нам сегодня здесь, по телефону (495) 956-15-14 о своих детских страхах, о том, почему Вы боялись темноты. И может быть, когда какие-то корешки понимания взрослых фобий и просто наших опасений, того, что мы называем боязнью, как-то станет более понятен. Я ещё могу предложить вот такую, например, тему для обсуждения. Где-то в интернете я нашёл послание молодого человека на один из форумов, пишет он так:

 

«Мне до сих пор некоторые детские ужасы жизни не дают.

 

А кое-что странным образом сбылось...

В детстве мне глючилась большая чёрная собака: и во сне приходила, и в комнате "сидела". Персонаж совершенно нейтральный: никаких действий не производил. Какой-то сторонний наблюдатель.

Даже во сне, если ужас какой-нить разворачивался, собака просто появлялась и переключался мой интерес - я не понимала, что это за объект.

 

Сейчас у меня большая чёрная собака. В связи с появлением пса несколько поменялось мировоззрение».

 

Вот такая вот цитата. Откуда в детские сны пришла та собака, дорогие радиослушатели? (495) 956-15-14. Страх темноты, начало разговора о детских страхах. Ну, и так как мы уже традиционно с Вами слушаем, по-моему, по пятницам, некоторое время французскую музыку, то замечательная современная французская молодая певица Сoralie Clement выпустила специальный диск, в котором она, как бы с печалью и тоской вспоминает о детстве. Может быть, её настроение поможет нам как-то почувствовать своё детство и вернуться к воспоминаниям о своих детских страхах.

 

Музыка

 

Детские страхи по телефону (495) 956-15-14. Доброй ночи Алексей.

 

Алексей: Доброй ночи.

А.Г.: Здравствуйте. Вы из города со славным названием «Чудово»

Алексей: Да.

А.Г.: Очень приятно. Мы слушаем Вас.

Алексей: Вы знаете, меня в детстве мучили вот эти вот кошмары. Такое ощущение что у меня в ногах именно чёрная кошка. Прошло уже много лет, но оно так и остаётся это ощущение.

А.Г.: Откуда приходит эта чёрная кошка к нам в детство?

Алексей: Не знаю.

А.Г.: Вы её боялись?

Алексей: Да нет.

А.Г.: Спасибо большое. Спасибо, Алексей. Ну, видите почти такая же история, только от имени взрослого человека. Доброй ночи Инна.

 

Инна: Добрый вечер.

А.Г.: Мы слушаем Вас.

Инна: Вы знаете, я хотела сказать, что во многих детских страхах виноваты мы сами, взрослые. Потому что нам хочется, чтоб ребёнок скорее угомонился, заснул. Начинается…я просто на своём опыте хочу сказать. Вот у меня внук растёт. Отдельно, правда, они живут от меня. И вот когда внук ко мне приезжает он говорит: «Бабушка, с тобой так хорошо, так спокойно». А там всё так тревожно. То они начинают, родители, свои выяснять отношения между собой и так далее. Ребёнок всё это слышит и, конечно, отключиться и сразу заснуть, как ему хочется, он не может. И понимаете, он полночи даже не спит. И я считаю, что в этом виноваты взрослые. Нельзя так окриком, разом на ребёнка прикрикнуть, чтоб он тут же заснул. Это живой человек и надо его сначала успокоить, что-то рассказать доброе, хорошее.

А.Г.: Отношения то выяснить не терпится. Просто всё внутри, понимаете, бурлит, а тут ребёнок мешает, спать не хочет.

Инна: Да. И ребёнок очень с родителями нервничает, а со мной он отдыхает. И вот понимаете такая вот тенденция, что нельзя детей запугивать, потому что это очень плохо. Я даже по своему детству это помню, тоже меня пытались всё…были коммуналки, знаете, народу было много, конечно, дети мешались, и всегда какие-то окрики. Это очень нехорошо.

А.Г.: С одной стороны, я, Инна, полностью с Вами согласен. И первое правило, которое мы введём прямо в программе нашей сегодняшней, это - дорогие родители, помните, пожалуйста, что самый надёжный способ, провокация, детских страхов – это ссора между родителями. Инна отключилась, да, у нас? Спасибо большое Вам, Инн. Это очень жаль, потому что на самом деле…Я вот что хотел сказать. Я хотел сказать, что на самом деле всё это вроде бы так. Это так, действительно, но это же не так. Родители же не пугают ребёнка темнотой. Они же не говорят: «Ну-ка иди в свою комнату. Сейчас я тебе выключу свет, и там живёт Бука». Родители провоцируют страх. Поскольку родители это вселенная ребёнка. И чем теснее доверительнее общение, чем больше времени мы проводим вместе, тем, как это не поразительно, ему чудится в нашей соре крах его маленькой вселенной. Конечно, она вызывает страх. Она его провоцирует. Но почти никогда не является причиной страхов. Ну, хотя бы, потому что не у всех сорились родители. Дети боятся темноты всё равно. Что-то в этом есть, как мне кажется, гораздо более глубокое. У меня есть истории, которые как бы…вот видите, чёрная собака и кошка Алексея, они не вызывали никакого страха. Но очень часто бывают неопределённые существа. Ну, вот тоже из интернета:

 

«Года в 3 моя сестра боялась "канану".

Вот что за зверь и как бороться? Не знаю до сих пор...

Пыталась разведать; так вонючая эта "канана" живёт и в лесу, и в воде, и в небе, вроде никого не жрёт, дурным голосом не орёт... а всё равно страшно!

Отметелить "канану" нельзя, зубы пересчитать тоже (вроде как нету зубов), да и в дом навроде гадство это не пущается.... а всё равно СТРАШНО!

Никак проблему эту не решили... мучались несколько месяцев до следующего страха...»

 

Откуда берутся эти существа, вызывающие страх? Ведь в темноте водятся они, чаще всего что-то неопределённое, то, что мерещится в куче одежды на стуле. То, что страшно, когда маленький человечек стоит первый раз в жизни, например, на берегу моря. Ну, это, кстати, есть в «Моём Пушкине» Цветаевой, который я сегодня уже цитировал. Вот, тот вопрос, который так меня волнует. Что ж, дорогие радиослушатели, у кого были какие страхи и вообще, а знаете ли Вы способы каким-то образом справиться с «Кананой»? Напомню ещё раз телефон (495) 956-15-14. В конце концов, ну, кто из нас не помнит каких-то других вещей. Ну, например, чуть постарше. Вот эта странная история, которую мы, я уж не знаю про они, в смысле, про современных детей, а мы точно рассказывали друг другу в пионерских лагерях что-то похожее. Вот помню очень хорошо историю, в которой рассказывается о том, как некая семья с детьми в комнате, и там, на полу или на стене есть подозрительное пятно, красное, чёрное, жёлтое, серобуромалиновое. Иногда его обнаруживают при переезде на новую квартиру. Иногда кто-то из членов семьи, например, мама, образцово показательной профессии, чаще всего мама учительница, капнула на пол красными чернилами. Обычно герои страшилки пытаются отмыть это пятно, но у них ничего не получается. Ночью, когда все члены семьи спят, пятно демонстрирует свою зловещую сущность. В полночь оно начинает медленно расти, пространство там какое-то образуется, потом оттуда высовывается огромная красная, чёрная или серобуромалиновая, в соответствии с цветом пятна рука, которая одного за другим уносит всех членов семьи. Когда, в конце концов, кто-нибудь, чаще всего ребёнок догадывается позвонить в милицию. В последнюю ночь милиционеры прячутся под кроватью. В полночь милиционеры отрубают зловещую руку, бегут на чердак, обнаруживают колдунью и обглоданные кости всех членов семьи, которых успела туда втянуть. Вообще, очень много каких-то странных вещей связанных с пространством, которые помнятся из детства. Например, опасно не закрывать двери и окна, поскольку это делает дом доступным для злой силы. Например, простыни, которая сама собой летает по городу. Жуткие вещи случаются с забывчивыми и непослушными людьми, которые оставляют окно, открытое днём. Кстати говоря, во взрослом вполне страхе сквозняков очень много этого страха того, что сквозь открытые окна в помещение ворвётся какая-то злая сила. И это же чувство порой бывает у тех людей, которые испытывают страхи открытого пространства. Детям кажется опасным вносить в дом посторонние предметы. Иногда страшилки начинаются с того, что один из членов семьи покупает и приносит в дом новую вещь: чёрное пианино, портрет женщины с красной розой, статуэтку белой балерины. Ночью, когда все заснут, балерина обязательно уколет отравленной иглой. Конечно, эти случаи, вот это очень важно, в плане звонка Инны, они бывают только тогда и только в том случае, когда родители ушли. Потому что именно этот момент лишает детей защиты и открывает доступ злу. И именно поэтому, дорогие мои радиослушатели, мы с Вами так боимся, порой взрослыми, неожиданно оставаться дома одни. Казалось бы, потрясающее ощущение, все ушли, оставили, наконец, тебя в покое, ты можешь делать что хочешь: книги читать, телевизор смотреть, пиво пить или ещё чего там хотите. А не получается, потому что тревожно, ходишь из угла в угол, никак не можешь успокоиться. И пространство родной и приветливой квартиры вдруг начинает грозно щериться и на нас вопить. Так вот, мне кажется, что всё это имеет какую-то одну очень важную причину и невероятно далеко спрятанную. И хотя, уход, приход родителей, их ссоры играют в этом некую решающую роль, но всё-таки что-то другое, мне кажется, прячется за этими страхами. Ну, что ж, давайте послушаем, как о похожих ощущениях поёт современная французская певица Сoralie Clement.

 

Музыка

 

Мы с Вами по-прежнему на «Радио России» говорим об основных детских страхах, об их причинах и о том, в конце концов, как же научиться с ними справляться, кроме того, чтобы не сориться. И вот что сказала одна из наших радиослушательниц до начала эфира:

«Когда я была маленькая, мне было лет 5, моя мама рассказала сказку про «Синдбада-морехода». Там была такая история, как его заживо похоронили с какой-то из его жён. Вот тогда мне мама и рассказала, что все люди умирают и их хоронят…зарывают в землю. И надо сказать, что вот этот страх перед землёй, перед гробом, перед тем, что человека должны зарыть, он у меня до сих пор. Тогда я, конечно, испытывала очень большой ужас. Я помню, я сидела одна в темноте и боялась пошевельнуться только из-за того, что я представляла, что все мы умрём. И я до сих пор, не знаю, правильно ли мама тогда сделала, в общем-то, тогда ещё были советские времена, и о Боге не говорили. И она однозначно говорила, что «да», к сожалению, мы умрём все, мы все сгниём. И я помню, какой дикий ужас я постоянно испытывала. Он остался до сих пор, хотя сейчас у меня уже другие мысли появились. Мы не умрём, мы не сгниём. Но я всё равно не перестаю думать, а вдруг на самом деле душа будет лежать в гробу, это всё чушь. В общем, такие кошмарные мысли у меня были. Я даже помню, что маленькая, вот с того момента, я просыпалась долгое время и проверяла, дышит ли моя бабушка, дышит ли мама. Думаю, что мы, как-то неправильно, видимо, приучаем детей к культуре смерти. Вернее у нас культуры смерти вообще нет как таковой. Вот, в общем-то, и всё».

Когда-то мы об этом уже говорили. И вот что, как бы, возникает. Маленький ребёнок ведь не знает что такое смерть. И страх смерти всё-таки откуда-то берётся. Он как будто слагается из трёх частей, из базовой триады страхов: страха темноты, страха закрытого пространства - он потом превратится в эту жуткую нашу нелюбовь к гробам. И наша клаустрофобия она будет как бы выражением этого страха, первичного детского страха закрытого пространства. И страх одиночества. Страх одиночества, который на самом деле является страхом лишённости защиты. Мы остаёмся одни в детстве без родителей. Мы остаёмся беззащитными перед тем пространством, в котором находимся.

 

А.Г.: Доброй ночи, Александр.

Александр: Доброй ночи. Вы знаете, я первоначально хочу сказать то, что…вот не по теме сначала, пару секундочек. Послушал Ваш голос по радио…у меня перед ночью разболелась голова. Послушав Ваш голос, у меня перестала болеть голова, потому что у Вас голос гипнотизёрский. Это именно. А второстепенно, то, что по теме, то, что детские сны и т.д. Мне всегда снились цыгане, почему-то приходили ко мне домой. Я как бы над потолком возлетал над ними. И как бы я, боясь их, облетал их. Понимаете, вот как бы ситуация такая была. И как бы с тех пор у меня вроде и связи по жизни никогда не было с цыганами. Я русский человек, родился в Москве. А вот всегда почему-то боялся их. Вот такие сны у меня были.

А.Г.: Я думаю, что цыгане в наших разговорах очень часто являются символом иного. Да? Вот, чего-то абсолютно чужого. В старом русском языке таким было словом «немец». Имелось в виду не конкретно немцы, а немые, т.е. не говорящие по-русски. Вот чаще всего страх того, что наше пространство как бы развалится, мы лишимся безопасности, связан с тем, что придёт кто-то иной. Чёрная кошка, цыгане, собака, «канана», то, что сегодня я просто называл и вспоминал. Рука! Да, вот рука, потом в «Бриллиантовой руке» этот наш традиционный ужас будет обыгран, и поэтому так впечатлять нас всех будет. Эта сцена, фактически пришедшая из традиционной детской былички, так правильно называется этот фольклорный жанр. Спасибо Александр. Доброй ночи, Светлана.

 

Светлана: Добрый вечер.

А.Г.: Мы Вас слушаем.

Светлана: Приветствую Вас и девушек в студии. У меня такая смешная была детская страшилка. Мы когда ездили с родителями на электричке в гости, я постоянно боялась, что они забудут вещи, которые положили на верхнюю полку. Ну, в принципе и всё. На этом все мои страшилки кончились. Аллё!

А.Г.: Да, да, мы Вас слушаем.

Светлана: Ну, вот расскажите…

А.Г.: А почему кончились, как Вы думаете?

Светлана: Потому кончились, что я стала большая и стала все свои вещи складывать в маленькие сумочки, компактные.

А.Г.: Вы их разделили.

Светлана: Да.

А.Г.: И всё-таки, Светлан, ну, вот как Вы думаете, что же такого странного есть в детских страхах?

Светлана: Ну, думаю ничего странного, потому что, наверно, мы все такие разные, только и всего. Каждый боится чего-то своего.

А.Г.: Ну, почему же боимся-то все? Спасибо большое Светлана. Доброй ночи, Михаил.

 

Михаил: Доброй ночи. Хотел бы рассказать про один из своих детских кошмаров. Значит, находился я во сне в каком-то то ли кинотеатре, то ли в обычном театре, в первом ряду. Значит, вокруг меня сидят незнакомые люди совершенно. И начинают о чём-то говорить, о чём-то своём и хором. С каждым словом громкость как бы разговора увеличивалась, больше и больше и до такой степени доходило, что я просыпался от…ну, просто как от ужасного кошмара какого-то. Хотя как такового ничего ужасного не было. К чему я вёл. Значит, мне 21 год сейчас и я замечаю, что когда я остаюсь один дома, как бы нечасто, но иногда бывает, ни с того, ни с сего, начинаю просто вспоминать это дело, и в голове у меня всё вот это воспроизводится. Опять эти шумы, голоса, и мне становится до того тошно, что просто я вот не знаю куда деваться. И очень страшно становится. Спасибо.

А.Г.: Спасибо Михаил. Я заранее просто не комментирую, потому что несколько звонков в эфире. И сейчас я всё же постараюсь что-то сказать. Доброй ночи, Михаил Михайлович. Мы Вас слушаем.

 

Михаил Михайлович: Здравствуйте. Вот я о чём хотел спросить. У меня супруга купила ковёр. Мы его повесили над кроватью у сына. И вы знаете, среди ночи он почему-то взметнулся и к нам прямо в постель. С таким испугом, криком.

А.Г.: А он это как-то объяснил?

Михаил Михайлович: Нет. Он плакал долго, еле успокоили.

А.Г.: А ему сколько лет-то?

Михаил Михайлович: Восемь.

А.Г.: Спасибо большое Михаил Михайлович.

 

А.Г.: Я, наверно, попробую начать с того, что просто скажу, в действительности, когда ребёнок чего-то такого внезапного боится, то самым простым и забытым нами способом является тот способ, которым мы пользуемся сегодня, здесь в эфире. Это рассказать ему о каком-то из своих детских страхов. Сказать, «Ты знаешь, вот когда мне было 8 лет, я боялся темноты, кучи одежды на стуле, принесённого из гостей ко мне в комнату стула, другого, непривычного, который раньше рядом с моей кроватью не стоял». В общем, что угодно. Тогда он начинает рассказывать. А так как новые предметы очень часто пугают, потому что они оживают в темноте, то с этими предметами нужно поиграть. Этот рецепт мы потом будем многократно обсуждать, беседуя о страхах взрослых. Ну, например, ребенок, скорее всего, расскажет, что ему что-то померещилось в этом ковре или в темноте у него стал очень непривычный свет. Ему можно дать фонарик, несмотря на то, что ему 8 лет, он взрослый. И сказать ему, что на самом деле вот этот ковёр, он ласковый, добрый и волшебный. Умеет летать и по ночам, он, может быть, хотел улететь и звал его с собой, а ребёнок этого не понял. Дать фонарик, посветить этим фонариком на ковёр, вместе, вместе с бабушкой, с дедушкой, с папой, с мамой полюбоваться, как красиво переливами играет цвет этого ковра. Точно также я предлагаю фонарик в качестве универсального метода, потому что, ну, например, ту же самую «канану» можно осветить. Её можно осветить и сказать, что она страшная, конечно, вот такая непонятная «канана», но в действительности, она, когда на неё посветить красивая, розовая, фиолетовая, весёлая. И что она в действительности, прилетает к ребенку, чтобы с ним поиграть, и для того, чтобы его защитить. Конечно, ни в коем случае в таких ситуациях нельзя кричать, то, что он испугался ковра это такая глупость и что ковёр хороший и нормальный. Это обязательно нужно превратить в игру. Как можно превращать в игру любые, собственно говоря, элементы детского страха. Игра же главный способ терапии детских страхов. А намекаю я всё время, и хочу сказать, удивительная вещь, вот как мы, взрослея, защищаемся от детских страхов. Если кто-то слушает нашу передачу постоянно, да мы от них защищаемся, вырастая, вот этими самыми правилами жизни Вронского из «Анны Карениной» Льва Толстого. Мы защищаемся вводя какую-то систему разумных правил в мир. Мы защищаемся, разочаровываясь в реальности тех ощущений, которые мы испытали в детстве. Мы вообще растём, на мой взгляд, дорогою разочарований. Человек ей, этой дорогой, приходит в мир. И когда, появившись на свет, он видит что-то, что-то безграничное, и я хочу сказать, что это безграничное и пугающее что чувствует каждый ребёнок, это именно то, что мы потом, когда вырастем, назовём Богом, и будем искать его сначала. Это потом, чуть позже, когда это ощущение присутствует, но уже появляется язык и рациональность, мы скажем, что Богом является папа и мама. И это будет означать, что к этим богам он приспособился, а от своей божественной сыновности, вот от того безграничного пространства, которое он всё время чувствует… Вот посмотрите, слушатель Александр рассказывал нам о кино, проекторе и голосах. Что это за ощущение? Это ощущение того, что откуда-то из много мира, мира огромного и великого пробиваются к нам какие-то голоса. Мир всё время занят тем, что указывает нам пальцем на что-то меньшее, называя это бОльшим. И, наконец, детская память, не выдержав этого столкновения, своё великое это знание или чувство, защищает. Вы посмотрите, собака в видении мальчика фактически защищала его от кошмарных снов. А если я скажу, что это был не страх, а образ ангела, в которого мы пытаемся превратить страшную «канану» освещая её фонариком. Наверное, мы, появляясь на свет, воспринимаем его как целое и чувствуем бескрайнее присутствие Бога в своём собственном сознании, а потом это целое мировосприятие приходит в упадок, деформируется, суживается. Мы сворачиваемся в правила Вронского, во что-то рациональное, понятное и заканчиваем свои дни в бесцветной обыденщине. Или всю жизнь пытаемся пробиться к этому ощущению, которое было главным в страхе. Твоё сознание очень маленькое, но в него, как океан в крошечную раковину, стучится что-то невероятно большое, просто огромное. Что такое детский страх? Это ощущение обнажённой души. Это вывернутая наизнанку раковина в безбрежном океане вселенной. Эта раковина раскрытая в океан загадочна и бездонна. По каким-то неизвестным нам причинам, она должна выделиться оттуда, выпасть на берег и всю жизнь ползти, искать, чтобы вернуться к тому же океану. Вы знаете, Эрик Бёрн, психолог знаменитый, как-то однажды заметил в одной из своих работ, что младенцы, по-видимому, целиком пребывают в стихии чистой поэзии. Наверно, он имел в виду что-то подобное. Вместе с нашей рациональностью, разумом, циническим постмодернизмом, мы вместе с водой романтики выплёскиваем из себя ребёнка. Ребёнка, а ведь тайны нашей мистики таятся воспоминанием о детских страхах. Доброй ночи. Кто из Ленинградской области? Татьян.

 

Татьяна: Доброй ночи.

А.Г.: Здравствуйте.

Татьяна: Тоже слушаю Вашу передачу, и хотела бы поделиться. Вы, конечно, говорите близко к тому, что я хочу сказать, но всё вокруг да около, как мне кажется.

А.Г.: Говорите прямо.

Татьяна: Я тоже в детстве страхи имела и боялась темноты. Но когда я с 27 лет полюбила книгу «Библия», я отчётливо поняла, добро это свет, а чёрное, тьма это, конечно, сила зла, это дьявол. И поэтому это естественно, что человек боится темноты этих страхов. И, конечно, детей запугивают тоже темнотой, бабаями всякими – это плохо. Если бы сразу с детства воспитывали всё-таки в Библии, в свете того, что говорит слово божье, дети бы не имели этих страхов. Они бы не дружили со злом, они бы не дружили с силами дьявола.

А.Г.: Спасибо. Я прерываю, просто потому, что мысль понятна.

 

А.Г.: Стремительно бежит к концу наша передача. И, конечно, я не успею рассказать о более такой материалистической теории происхождения всё тех же страхов, а надо бы. Правда я думаю, что это не последний наш разговор и о детских страхах тоже. А хочу я сказать вот что, первое, для того, чтобы понять наши взрослые опасения, надо вспомнить детские страхи. Второе, почти как в Гарри Потере, тёмная собака или волк появляющийся из темноты, вряд ли для людей, которые о них вспоминают, являются образами дьявола, по той простой причине, что они их защищали в детстве. Именно защищали. И, может быть, этот потерянный образ защиты дальше мешает жить. Может быть, если его вспомнить он и поможет и проведёт через какие-то жизненные преграды. А чем можем помочь мы, родители? Ну, сразу хочу сказать, что главное это игра. Можно играть в пятнашки. Какая-то комната ограничивается, в ней в беспорядке расставлены стулья и столик, так, чтобы между ними оставались небольшие пространства. Пятнать нельзя, они как будто цельные колонны. Дальше играется в обычные пятнашки. Но очень многого можно добиться, играя в пятнашки регулярно, потому что детское эмоциональное напряжение может накопиться, снять, какое-то напряжение, усилить способность быстро принимать решения и самое главное устранить и уменьшить страх вот этого вот неожиданного контакта. Играть можно и в жмурки. Основное правила игры – стоять на одном месте и ничем себя не выдавать, чтобы не быть обнаруженным. Стало быть нужны определённая выдержка и терпение. Водящему сначала плотно завязывают глаза, т.е. имитируется замкнутое пространство, которое есть в обычной жизни. Перед началом поиска, водящий три раза поворачивается вокруг себя, что осложняет ему ориентировку. Если он идёт в противоположную сторону, то играющие могут щёлкнуть пальцами указывая ему правильно направление. Главное чтобы все молчали и не двигались. Чтобы не было дополнительных звуков. Ну, я думаю, что Вы уже понимаете смысл и функции этой игры. Ну, и, наконец, можно играть в прятки. Выключить свет во всей квартире, оставить только небольшой ночник. И тот, кто прячется, стремиться, ни в коем случае, не выдать себя. Ну, и самое главное правило для взрослых – давайте вспоминать свои детские страхи. И может быть делиться ими тут иногда, в программе «Серебряные нити». Если Вы позвоните на автоответчик по телефону 956-15-14, то мы с Вами продолжим этот разговор. Тем более что в понедельник мы его продолжим всё равно, поскольку будем дальше говорить о страхах. О взрослых страхах открытого пространства, страхах замкнутого пространства и страхах высоты. Самое главное, будем делиться советами как их преодолеть. Всем спасибо. Спокойной ночи.

17.12.2017 Выложен тренинг "Умение понимать другого человека", который ранее нигде не публиковался...
11.03.2017 Существенно улучшилось качество звучания в тренинге "Божественная комедия".
Те, кто скопировал и хранит этот тренинг у себя, - можете обновить свою копию...
25.01.2017 Полностью обновлён тренинг "Поваренная книга магии". Главное - теперь вы можете узнать, о чём он (появилось содержание) :)
14.01.2017 Впервые выложен "Разноцветный тренинг"!
27.10.2016 Большое пополнение бесед за 2007 год!
Добавилось более 100 передач, которые раньше не выкладывались.
А качество выложенных ранее передач за 2007 год заметно возросло.
01.06.2013

Большое пополнение бесед за период 20.02.2006 - 29.12.2006.

Из них 39 передач перезалиты с лучшим качеством, остальные 49 выложены впервые.

04.09.2011

Алексей Попов завершил работу над тренингом "Уроки с Катей -2 — Парижская история, или Языческие корни";
на данном сайте впервые выложена качественная аудиоверсия тренинга (в стереозвуке)

27.06.2011

запущена тестовая версия.

23.06.2011

старт проекта.