войти

«2007.08.06 Трусость»

00:01: Ведущий о своей трусости.

00:11: Притча о разоблачении вора Ходжой Насреддином.

00:23: История боязни философа Арестиба на корабле в Коринф.

 _____

музыка исп. Пётр Лещенко:

00:05: Песенка о капитане;

00:28: Не покидай;

00:41: Туманно на душе.

Расшифровки передач

Расшифровка — это текстовая версия передачи.

Вы можете оказать неоценимую помощь программе «Серебряные нити», если сделаете расшифровку этой и других передач. Расшифровки позволяют другим людям быстро знакомиться с передачами, находить передачи через поисковые системы, а также становятся основой для книг, выпускаемых автором передач.

Чтобы сделать новую расшифровку, нужно:

  • зарегистрироваться на форуме «Серебряные нити».
    (для регистрации пройдите по ссылке:
    http://www.serebniti.ru/forum/ucp.php?mode=register)
  • используя логин и пароль форума, войти здесь под ними
    (для этого нажмите на значок «ключик» (значок логина) в правом верхнем углу сайта).

Теперь Вы можете создавать новые расшифровки и редактировать уже написанные!
(для этого пользуйтесь значками (создание текста и редактирование текста), находящимися справа от каждой аудиозаписи)

 

Доброй ночи. Доброй ночи всем, кто нас слышит. Ох, как тяжело иногда начинать какие-то темы для разговора. Ну, наверное, нельзя эту тему проговорить за 45 минут, уж больно она бесконечна. Мы сегодня с Вами решили поговорить о трусости. О том, что такое трусость? Как её понимает человек? И как он понимает самого себя? Мы обсуждаем тему трусости по нашему постоянному телефону прямого эфира. Телефон этот (495) 956-15-14. Где 495 – код города Москвы, а 956-15-14 прямой телефон для сообщений о трусости и для разговора о трусости. Почему я сегодня так медленно говорю? Да, наверно, потому, что пока я раздумывал над передачей, я пришёл к выводу, что я трус. В чём хочу признаться всем, кто нас слышит, в программе «Серебряные нити». Во всяком случае, ой, сколько раз в жизни мне мешала трусость. Сколько я из-за неё не получил любви, признания, денег, конечно. А, может быть, наоборот, думал я, я что-то сохранил, и это была вовсе не трусость, а как бы это помягче выразить, разумная осмотрительность. Вообще, с трусостью очень сложно в первую очередь потому, что у каждого из нас в душе, и у меня тоже, разумеется, хранится некий портрет некоего официального «Я». Это даже не схема. Я зрелый человек, значит, я сложил какое-то представление о себе. При этом я постарался тщательно забыть обо всём, что связано в моей жизни с моей собственной трусостью. И это нормально и естественно. Но всё-таки в жизни нужны какие-то моменты, для того чтобы об этом вспоминать. И возможно подготовка таких передач к этим моментам и приводит. Наше сознание всё время хватается за эту вымышленную личность. Но стоит только начать вспоминать, когда ты был трусом…или это всё-таки была не трусость. Всё время вспоминается в этой связи и Вами, наверное, тоже сказка о «Премудром пискаре» Салтыкова-Щедрина. Пересказывать я её не буду. Если Вы помните, премудрый пискарь это человек, который виртуозно избегает опасности. Ну, в общем, как бы, в результате своей мудрости и виртуозности он и становится добычей щуки. Мне кажется, что эта мудрость премудрого пискаря, ох, как далеко завела нас в нашей осторожности. Кончено, смелость города берёт. Существует великая дилемма между мужеством, слово-то какое богатое, мужское, и трусостью в человеческой душе. Достаточно, например, вспомнить, что в 1937 году, ну, скажем только для примера, была арестована жена легендарного храбреца маршала Будённого, который был символом боевой славы страны. И Вы думаете что, он хотя бы что-нибудь сказал диктатору? Нет. Самый храбрый маршал, герой молодёжи, был трусом. Вот ведь какие страшные вещи начинают плавать в голове, когда начинаешь думать. Впрочем, есть у нас как раз на эту тему, как мне кажется, одна классическая советская песня. Обещаю скопировать любой тренинг тому, кто узнает, кто же всё-таки её исполняет в нашем эфире.

 

Музыка

 

Между прочим, в Древней Греции, в Афинах, после завершения каких-либо гражданских конфликтов, победившая партия никогда не преследовала побеждённую. Но, вот самым суровым и последовательным образом проводились репрессии, но репрессии проводились по отношению к тем, кто уклонялся от борьбы в обеих партиях, на обеих сторонах конфликта. Поскольку именно такие люди, которые поставили себя «вне борьбы», считались самыми опасными попутчиками и потенциальными предателями. То бишь трусами. Впрочем, об этом замечательно, по-моему, сказала одна из наших радиослушательниц. «Здравствуйте. Я очень рада, что Вы, наконец-то, подняли эту тему. За последние лет, наверное, двадцать, это слово как-то пропало из нашего лексикона. Мы научились не замечать трусости, не придаём ей особого значения. Слово трус теперь уже не считается оскорблением. Не считается даже просто обидным. И очень напрасно. У Булгакова в «Мастере и Маргарите» есть фраза о том, что трусость - это самый тяжкий порок. Под этой фразой я готова подписаться, потому что корни всех смертных грехов заключаются именно в трусости. Трусость – это как бы питательная почва для таких «замечательных» плодов как цинизм, равнодушие. А уж о лжи и предательстве, я вообще не говорю. По общему убеждению существуют две противоположности – любовь и ненависть. Я бы заменила эту пару на любовь и трусость. Потому что вектор любви всегда направлен во вне, на окружающий мир, на людей. А вот трусливый человек – это всегда эгоист. Он не способен отдавать. И единственная его потребность – это потребность самосохранения и удовлетворение этой потребности затмевает для него весь мир. Таким образом, трусость это ущербная личность, весь его мир сужен до размеров собственной его личности, большая часть которой составляет эта самая потребность в самосохранении. Говорю обо всём этом, потому что сама являюсь представителем данного вида людей. А тем, кто может сказать о себе, что он трус и признать, что это плохо, и захочет с этим бороться, могу дать совет, переключайте свой  вектор от себя любимого на тех, кто рядом. Ведь наверняка найдётся кто-то, кому нужна Ваша помощь, и кому Вы в силах помочь. Вот и помогайте. Панику как рукой снимает. Проверено на себе. Спасибо. До свидания». Некий человек привёл как-то однажды к Хаджа Насреддину нескольких своих соседей, обвинив их в краже своего кошелька. Конечно, все обвиняемые категорически отрицали это вздорное, с их точки зрения, обвинение. Тогда Хаджа Насреддин подобрал на улице три палки, одинаковой длинны, и раздал их соседям. «Завтра утром», - сказал он – «Вы все придёте ко мне, с этими палками, и я установлю, кто из Вас виновен». «Это каким же образом?» - спросили соседи. «Очень просто. Эти палки магические. Ночью я буду молиться, и у того, кто украл кошелёк, палка за ночь удлинится ровно на четверть». На следующее утро все три соседа явились к Хаджа Насреддину. И он точно установил вора, поскольку этот самый вор в испуге укоротил свою палку ровно на четверть длины. Это так, история о премудрых пискарях. Доброй ночи, Владимир Константинович.

 

Владимир Константинович: Добрый вечер. Владимир Константинович, Москва. Бывший офицер, ныне инвалид первой группы, защитник Белого дома в 1993 году. В 1999 году спасал людей, попал под взрыв. Вопрос такой, вообще, вычеркнул себя из нынешнего общества, живу сам по себе. Объясняю мотивировку. Значит, у меня дочь, если бы…я не знаю, пройдут эти слова в эфир или нет…

А.Г.: Проходят явно.

Владимир Константинович: Если бы я обозвал бывшего президента России, да и нынешнего. Ну, соответственно моим мышлением, я мягко говорю. Разумно ли это трусость или что, я не знаю. Я вот лично считаю, что это разум прежде всего. Как бы расправились с моим ребёнком. Не со мной лично. А я был в тех структурах, о которых я имею представление. Конкретно, давайте так, о нынешнем не буду говорить. Об ушедшем, ну, мягко говоря, деятельность Бориса Николаевича вызывает очень большие сомнения. Если б я его обозвал тем словом, которое он заслуживал, чтоб было с моим ребёнком. Поэтому это только меня останавливало. Но, несмотря на это я всё равно был в 1993 году в рядах защитников Белого дома. Стоит ли вообще говорить в нынешнем обществе о трусости, о психологии, о раболепии, кстати, подчёркиваю.

А.Г.: А в предыдущем обществе стоило, не стоило? Если вспомнить вот тот же самый пример Будённого, Молотова и компании. Вообще, если Вы поставите вопрос так, а стоит ли в человеческом обществе об этом говорить? То возможно, такой разговор и заслуживает своего обсуждения. Да, стоит, убеждён я. Стоит просто потому, что человек не очень привык думать. Ну, например, думать о том, что такое трусость и чем она отличается от осторожности. Вы знаете, Вы мне очень напомнили слова Ницше. Ну, конечно, это, наверно, было другое. Немножко отшельничество, чем у Вас, скажем так, но он писал, что жизнь валящая преодолеть самоё себя, это хорошая жизнь. А хорошая жизнь – это мужественная жизнь. Такая душа гонит от себя всё трусливое. Она говорит «Трусливое – значит дурное». «Есть ли в вас мужество, о братья мои?» - писал Ницше – «Не мужество перед свидетелями, а мужество отшельника и орла, на которого уже не смотрит даже Бог? Лишь у того есть мужество, кто познал страх и победил его, кто увидел бездну, но с гордостью в неё смотрит. Кто смотрит в бездну, но глазами орла, кто хватает бездну когтями орла – лишь в том есть мужество». И я думаю, что мужество в Вас есть. Но вопрос же о том, что было бы, если б Вы назвали Бориса Николаевича тем словом, которым, по Вашему мнению, он заслуживал. Да, я думаю что ничего. Примерно полстраны очень громко произносило эти слова, в основном про себя. И ничего, все живы, ни у кого дочерей, в общем, как-то не репрессировали. Это было немножко при другой власти, как мне кажется. Когда таких вещей говорить, действительно, было нельзя во имя дочерей, да и сыновей тоже. Доброй ночи. Кто следующий у нас в эфире? Александр.

 

Александр: Здравствуйте.

А.Г.: Здравствуйте.

Александр: Вот я бы хотел сказать, что такое человеческое проявление как трусость оно, в общем-то, многогранно, как и другие отрицательные проявления человека. Вот, например, когда я в детстве учился кататься на лыжах. Тут задача очень просто решалась. Для преодоления своего страха я выбирал постепенно горки всё выше и выше, всё круче и круче. И, в общем-то, вполне преодолел. И это мне доставляло удовольствие, преодоление собственного страха. Вот. А в общении с людьми, тут уже задачи несколько другие, более сложные, потому что тренироваться на людях достаточно сложно другому человеку. Правильно? То, что каждый человек уникален, в общем-то. Но, тем не менее, опыт какой-то приобретается с годами. И тут важно понимать, что тут компетентность нужна, конечно, в первую очередь, чтобы быть уверенным и смелым надо всё-таки обладать какой-то компетентностью в различных вопросах. В том числе в вопросах любви, отношения с женщинами. Когда эта компетентность есть то и приходит и…

А.Г.: А разве избыточная компетентность в вопросах, например, отношения с женщинами, она не приводит к потере интереса к тем же женщинам?

Александр: Интерес к женщине никогда не проходит, если женщина…Ну, в общем, если…при определённых условиях это никогда не проходит…интерес. Даже именно к одной, конкретной женщине может сохраниться на все года, если для этого есть условия. Которые, конечно, очень легко нарушаются в обычной жизни.

А.Г.: А Вы знаете эти условия?

Александр: В общем-то, да.

А.Г.: И какие же они?

Александр: Это сложно сейчас говорить. У нас сейчас, по-моему, немножко другая тема.

А.Г.: Да нет, на самом деле это ведь вот всё время крутиться около этого. Например, знание условий – компетентность.

Александр: Нет, дело в том, что не все девушки, женщины мне верят. И Вы мне не поверите, если я Вам скажу.

А.Г.: Ну, не знаю, давайте попробуем. А вдруг!

Александр: Это надо решиться на это.

А.Г.: Ну, хорошо, ладно не буду Вас мучить. Решайтесь, тема ведь действительно другая.

Александр: Ну, короче говоря, я считаю, что во многих случаях любовь разрушается просто-напросто микробиологической инфекцией. Вот так я говорю.

А.Г.: Понял. Это что-то такое про глистов по всей видимости. Спасибо большущее. Нет, ну, это вне компетенции психологической передачи. Спасибо Александр. Доброй ночи, Елена.

 

Елена: Алло.

А.Г.: Да, Елен, доброй ночи.

Елена: Я, да? Ну, у меня немножко из другой оперы и вопросы и ответы. Я очень тесно соприкоснулась с этой трусостью, с предательством. Значит всем знакомо, идёшь ты в ЖЭК, идёшь ты куда-нибудь что-нибудь спросить и эта дрожь предательская в ногах. А от чего? Мы же идём к слугам народа. И не дай Бог с этими слугами народа связаться в судебном порядке. На это всегда есть усмирение. "Безумству храбрых поем мы песню!.." Вот кто очень храбрый или кто очень компетентный, много знаешь, пора отстреливать. Или ты безумный. Для них всегда есть смирительная рубашка. И Вы об этом не говорите, а о 37-ом годе говорите. А сейчас 2007 год. И сколько народу лежит в психиатрических больницах здоровые, которых по указке местных властей туда положили. И вот совсем недавно я Вам звонила и говорила, что их выписывать некуда, и поэтому они попадают в интернаты. А интернаты у нас горят.

А.Г.: Понятно. Спасибо большое. Но это ведь, понимаете, какая проблема. Это ведь, действительно, так. Вся беда в том, что этот вопрос, я как раз не плохо знаю. И он, действительно, очень сложный. И, наверное, требует какого-то отдельного разговора. Да и мне кажется, что к трусости он не имеет ровным счётом никакого отношения. Потому что мне кажется, что в стенах психиатрической больницы трусость как-то проходит, первой. Доброй ночи, Борис.

 

Борис: Здравствуйте.

А.Г.: Мы Вас слушаем.

Борис: Я вот хотел просто такое понятие обсудить. Трус понятие относительное. Когда там человек...

А.Г.: Вот! Может быть, в этом то и есть…

Борис: Он говорил, надо переключиться на проблемы чужих людей. Да, проблемы чужих людей это можно решать им смело. За них не в ответственности никто. Как Вы думаете?

А.Г.: Не знаю. Я думаю, что для каждого тут есть выход свой. А мне бы хотелось поговорить о сущности самой по себе трусости. Хотя в одном я полностью согласен со звонившими. Я думаю, что трусость составляет своего рода, если хотите манию величия. Вот древнегреческий философ Аристипп как-то плыл на корабле в Коринф. Тоже такая история классическая. Судно было застигнуто жестоким штормом, и Аристипп не мог скрыть своего страха. Ну, а матросы мужественно боролись. И один из них проговорил: «Нам, простым людям, не страшно, а вы, философ, стоите на корабле, Вы трус трусом». И Аристипп ему ответил: «Мы оба беспокоимся о своих душах, но души-то у нас не одинаковой ценности». Если возвращаться к 37-ому году. Помните, души, они не одинаковой ценности. И это, наверное, страшненькая такая мысль. Но, в общем-то, Аристипп был в чём-то прав. Разве нет? Трусость это всегда ощущение уникальности и бесценности собственной личности. И преодолевается трусость только тогда, когда человек что-то отдает, вне всякого сомнения, в пользу другому. Доброй ночи, Геннадий.

 

Геннадий: Доброй ночи, Александр Геннадиевич. Мне бы хотелось раскрыть понятие трусости через понятие, которое уже обсуждалось в одной из прошлых передач, малодушие. То есть, такого ощущения человека перед лицом как бы подсознательного страха смерти, страха, в общем-то, прекращения своего бытия материального, при котором значение духовной составляющей его жизни приуменьшается по сравнению скажем с материальными составляющими, с телесным. И поэтому в человеке, в общем-то, заложено как бы стремление к вечности, стремление продлить своё существование, свою жизнь. Но исходя из малодушия, человек заблуждаясь, пытается продлить, прежде всего, материальную сторону жизни, избежать некоторых негативных последствий, депрессий и т.д. и т.п., в ущерб духовной составляющей. Не понимая, может быть то, что исходя из библейских высказываний, притч, пытаясь сохранить тело, мы и тело не сохраним и душу потеряем. А пытаясь не допустить ущерба духовной жизни, не проявить малодушия, мы, может быть, лишимся и жизни, лишимся каких-то материальных благ или не получим их.

А.Г.: Ну, действительно…

Геннадий: Но, в общем-то, мы продвинемся немножко по пути духовного восхождения, и тем самым, будем иметь больший шанс для нашей жизни в будущем, для перерождения, для возрождения и т.д. Вот моё собственно такое мнение. И ещё хотелось бы попросить Вас в следующих передачах продолжить такие темы как «толкование библейских притч». Очень интересный был цикл передач. А также разъяснения психотипов человеческой личности по примеру, как вот Вы делали, древнего лотоса. Потому что мы всё больше, в общем-то, убеждаемся, что как мало мы знаем себя. Это очень интересно. Спасибо.

А.Г.: Спасибо Вам большое. Извините, что я пытался пару раз Вас перебить. Просто Вы говорили очень важные, нужные для меня мысли. И я хочу лишь подчеркнуть, я очень во многом согласен со сказанным, и хочу только подчеркнуть как бы два аспекта. Мы очень много здесь, с Вами, в «Серебряных нитях», говорим о духовности. Очень много духовных звонков, очень много религиозных звонков. Да только вот в ЖЕК ходить боимся, ноги трясутся, руки трясутся, поскольку на нас всегда есть управа. Вот это вот и есть трусость у высокодуховных слушателей «Радио России». И ещё мне вспомнились почему-то замечательные слова Льва Шестова. Я до сих пор точно не знаю всё-таки он ШестОв или ШЕстов, поэтому я прошу прощения у тех, кто произносит фамилию нашего философа по-другому. Он говорил когда-то: "Человеческая трусость не может стерпеть того, чему безумие и смерть, имеют и хотят нас научить».

 

Музыка

 

Мы по-прежнему на «Радио России» в программе «Серебряные нити» говорим о трусости. И так как тема неприятная, то давайте хоть на секундочку отвлечёмся. Доброй ночи, Вячеслав.

 

Вячеслав: Здравствуйте. Исполнял Пётр Лещенко «Капитан, капитан».

А.Г.: Правильно.

Вячеслав: Конечно, я Вам звоню уже 20 минут, никак не могу попасть.

А.Г.: Ну, что делать. Спасибо большое Вячеслав.

Вячеслав: Вот я набрался смелости, значит, какая-то смелость у меня есть. Правильно?

А.Г.: Конечно, есть.

Вячеслав: Очень часто Вы такие вставочки вставляете музыкальные, просто иногда из-за них слушаешь передачу.

А.Г.: Ну, спасибо большое. Хотя комплимент, конечно, двусмысленный.

Вячеслав: Всё, до свидания Вам. Спасибо.

А.Г.: Обещание будет выполнено. Мы передадим Вам записи любого тренинга. Телефон остался Вячеслава у нас. И да, это был Пётр Лещенко, и будет ещё Пётр Лещенко. Единственное что я хочу добавить, что записи эти сделаны в Лондоне в 1937 году. Доброй ночи, Ирина.

 

Ирина: Здравствуйте. Во-первых, я наоборот Вашу передачу как раз из-за этого и не люблю, из-за музыкальных вставок.

А.Г.: Ну, вот видите. Какие разные точки зрения.

Ирина: Нет, нет, нет…я не говорю о сегодня. Сегодня это понятно Лещенко это понятно, что Лещенко. Но вернёмся к теме. Никто не сказал, что у нас это в крови, в генах трусость. Вы поймите. Народ, позволивший себя закабалить, у нас многовековое рабство из поколения в поколение. И поэтому мы логично пришли к 37-ому году. Логично, поймите, логично. У нас одиночки были смелыми людьми, одиночки. Их гноили всегда, убивали, гноили. И дураков из них делали. Вот и всё. От этого избавиться очень сложно нашему народу. Я сама с этим столкнулась в молодости, мне был 21 год, и я страшную вещь поняла, что трусы все. Какие трусы сидят, шкурники. Каждый трясся за свою шкуру, за своё место.

А.Г.: А это ведь страшно. Правда?

Ирина: Да Вы поймите, я сломлена была в 21 год. У меня глаза на мир были открыты. Думала переделать что-то, надо людей плохих убирать, надо чтоб хорошие были. И потом знаете, вот с 21 года я уже сломлена в этом смысле. А я тогда ещё не знала про 37 год, про репрессии, потому что был 81 год, поймите, мне был 21 год всего. Я многого не знала. А потом когда начали поднимать в 90-е годы, пошла вот эта волна, что там было в прошлом, репрессии, сталинские лагеря. И я вспомнила свою историю. Господи, у меня было то же самое в 81-ом году, когда сидели трусы. Нас было всего несколько человек, кто боролся с начальником, с гадом. И все пострадали, понимаете, все. Нас было всего несколько, и мы все пострадали. И всё.

А.Г.: А если бы тогда в 81-ом году Вы бы не стали бороться с гадом начальником. Чтобы Вы чувствовали сейчас?

Ирина: Я бы себя чувствовала ещё бы хуже, чем чувствую.

А.Г.: Ещё бы хуже. Правильно?

Ирина: Конечно, потому что я уже тогда стала понимать, что когда, вот так, буквально через 5-6 лет начались вот все журнальные эти в «Огоньке» и в других изданиях статьи о нашем прошлом, и даже было радостно, что я многих поняла. У меня же был конфликт с родителями, был конфликт с мамой. Она много лет не понимала, ты что тут говоришь такое. Говорю, мам ты пойми, 81-ый год как раз отголосок вот тех вот лет. Это и есть наша жизнь. Вот такая она продолжается и продолжается. Со мной не соглашаться можно, я понимаю, это вполне естественно. У меня такое мнение. Вот такое моё мнение.

А.Г.: Почему же мы должны с Вами не соглашаться?

Ирина: Ну, потому что другие люди по-другому мыслят. Я их тоже могу понять. Не принять, но понять могу их, что другой образ мышления, восприятия мира. Они, может быть, сами в том же лагере и были где трусы.

А.Г.: Понимаете какая штука.

Ирина: Страшная штука. Поймите, наша жизнь страшная. Вот там звонил один военный бывший, вот я понимаю, что он сказал. Я понимаю, что он сказал. Очень понимаю. Он всё время говорил о своей дочери. Вот я понимаю, что человек говорил. Он плакал в эфире, я понимаю. Если бы он поступил, видимо, как он должен был поступить, всё жизнь бы дочери была сломлена. Наше общество страшное, поймите. Я стала бояться. Вот мне 47 лет и я стала бояться. Понимаете, бояться, нашей будущей жизни. Вот что страшно.

А.Г.: Мы с Вами ровесники.

Ирина: Да, я знаю.

А.Г.: И нельзя сказать, что я вот этой самой, нашей с Вами будущей жизни, не боюсь.

Ирина: Ужас. Я в ужасе.

А.Г.: Вся беда заключается в одном. Мы с Вами будем об этом говорить, ну, в эфире с большим количеством народа или всё-таки лучше об этом молчать?

Ирина: Нет. Не надо об этом молчать. Вы представляете, я уже с 21-го года сломлена вот в этом смысле. Там другие были драмы, но уже вот в этом смысле, что люди наши трусы. Помните, я однажды слышала, несколько лет назад, где-то Говорухин сказал, что наш народ трус, поэтому так и живёт. А мне это, в миг, сразу было понятно. Многие не поняли, а я поняла, о чём он говорил. Мне всё понятно. Трус, поэтому так и живём, и так будем жить всегда.

А.Г.: Спасибо большое.

Ирина: Пожалуйста.

А.Г: Спасибо. Я специально не стал прерывать Ирину, потому что мне хочется, чтобы наши радиослушатели это послушали. Вот этот крик, который обвиняет нас с Вами в трусости. И века крепостного права, и сталинизм, и демократии никак не могут этого оправдать. Этого внутреннего ощущения того, что жить страшно, поэтому лучше спрятаться. Но кроме премудрого пискаря есть ведь ещё и страус. Правда? Мы себя ведём как страусы. Заметив смертельную опасность, стараемся спрятать голову в песок. Но ведь от того, что мы прячем голову в песок вот этот враг, который таится внутри нас самих, по всей видимости, не исчезнет. Пауль Тиллих протестантский, христианский философ и психолог. В первую очередь психолог ввёл понятие «мужество быть», как одного из главных параметров своей философии. Между прочим, он писал о том, что для человека вот та самая дикая тревога, в которой звонит Ирина, спасительна, если человек сможет осознать, чего он боится, где находятся его реальные страхи и где он должен набраться мужества для того, чтобы жить. Бывает разная тревога. Бывает тревога, которая приводит к отказу от жизни, к отказу от бытия. И бывает тревога, которую человек понимает как способ действия. На самом деле, для того, чтобы стать мужественным, как мне кажется, нужно начать с того, что принять собственную трусость. Только храбрый человек способен признать, что он трус. И, к сожалению, это правда, потому что вот с этого места или момента начинаются какие-то изменения. Сказать себе «Я был трусом. Я предавал». Это, в общем-то, значит захотеть что-то сделать для того, чтобы больше себе этого не говорить. Ну, после 47-ми. Ну, может быть, в старости. Нельзя отрицать каких-то сторон самого себя, чем бы они ни были вызваны, потомственным крепостным правом, сталинизмом или чем-то другим. Потому что, если мы вот этого факта, о котором кричала Ирина, не осознаем, что мы были трусами, то ничего никогда и не измениться и жить будет также страшно. А разговор этот бесконечен. Спасибо. А на прощание ещё один Пётр Лещенко. Спокойной ночи.

17.12.2017 Выложен тренинг "Умение понимать другого человека", который ранее нигде не публиковался...
11.03.2017 Существенно улучшилось качество звучания в тренинге "Божественная комедия".
Те, кто скопировал и хранит этот тренинг у себя, - можете обновить свою копию...
25.01.2017 Полностью обновлён тренинг "Поваренная книга магии". Главное - теперь вы можете узнать, о чём он (появилось содержание) :)
14.01.2017 Впервые выложен "Разноцветный тренинг"!
27.10.2016 Большое пополнение бесед за 2007 год!
Добавилось более 100 передач, которые раньше не выкладывались.
А качество выложенных ранее передач за 2007 год заметно возросло.
01.06.2013

Большое пополнение бесед за период 20.02.2006 - 29.12.2006.

Из них 39 передач перезалиты с лучшим качеством, остальные 49 выложены впервые.

04.09.2011

Алексей Попов завершил работу над тренингом "Уроки с Катей -2 — Парижская история, или Языческие корни";
на данном сайте впервые выложена качественная аудиоверсия тренинга (в стереозвуке)

27.06.2011

запущена тестовая версия.

23.06.2011

старт проекта.