войти

«2005.07.20 ''Собака Баскервилей'' (из цикла рассказов о Шерлоке Холмсе Артура Конан Дойла)»

музыка - "новая классика", или "четвёртое направление", исп. Hector Zazou и Harold Budd:

00:05: Pandas In Tandem;

00:25: And Then She Stepped Aside;

00:41: Reflected in the Eye of a Dragon Fly.

Расшифровки передач

Расшифровка — это текстовая версия передачи.

Вы можете оказать неоценимую помощь программе «Серебряные нити», если сделаете расшифровку этой и других передач. Расшифровки позволяют другим людям быстро знакомиться с передачами, находить передачи через поисковые системы, а также становятся основой для книг, выпускаемых автором передач.

Чтобы сделать новую расшифровку, нужно:

  • зарегистрироваться на форуме «Серебряные нити».
    (для регистрации пройдите по ссылке:
    http://www.serebniti.ru/forum/ucp.php?mode=register)
  • используя логин и пароль форума, войти здесь под ними
    (для этого нажмите на значок «ключик» (значок логина) в правом верхнем углу сайта).

Теперь Вы можете создавать новые расшифровки и редактировать уже написанные!
(для этого пользуйтесь значками (создание текста и редактирование текста), находящимися справа от каждой аудиозаписи)

Доброй ночи всем, кто нас слышит, - как и каждый вечер рабочей недели желает программа "Серебряные нити" и кончно я, ёё ведущий, доктор Александр Данилин.

В ночной тиши по средам, когда мы обсуждаем, какую же роль в нашей душе и почему играют те или иные произведения литературы или формы культуры, когда мы ведем наши ночные культурные разговоры, очень хочется поговорить о роли детектива в нашей жизни. Зачем же человеку в жизни так нужны детективные романы? Почему этот жанр, несмотря на всю критику, все противоречия, остается самым популярным жанром в мировой литературе? Почему для того, чтобы отдохнуть, мы берем в руки детектив?

И так как все детективы обсуждать очень сложно, давайте начнем с одного из главных произведений детективной литературы, знакомой всем с детства «Собаки Баскервилей» Артура Конан Дойла. Ну и с фигуры, конечно же, великого сыщика – Шерлока Холмса.

Один из знаменитых критиков детектива Остин Фримен писал:

«В литературе другим жанрам место отводят на основании их шедевров, в то время как детективы оценивают по их отбросам».

Натолкнул меня на обсуждение этой темы вот такой, вроде бы, не относящийся к теме звонок.

Автоответчик: Я хотела бы задать такой вопрос… У меня знакомый молодой человек постоянно смотрит фильмы ужасов. Это какая-то психологическая проблема или что? Что это такое? Что делать этому человеку? Он говорит, что не боится, ему нравится смотреть постоянно фильмы ужасов. Он берет каждый день новые, страшнее старается выбирать.

А.Г.: И я понял, что сразу на этот вопрос я ответить не могу, поскольку ответ мой будет слишком сложным, слишком непонятным. Ведь то, что сейчас стало фильмом ужаса в истории жанра изначально, было детективом. Поэтому давайте начнем сначала и попробуем обсудить – ну почему человечество так любит детективы?

Как потом признавался сам Конан Дойл, сцены романа обставлены как нельзя лучше. Действительно, помните:

«По обе ее стороны поднимались зеленые склоны пастбищ, домики с остроконечными крышами выглядывали из густой листвы, но впереди, за пределами этого мирного, залитого солнцем края, темнея на горизонте вечернего неба, вырисовывалась сумрачная линия торфяных болот, прерываемая острыми вершинами зловещих холмов. <…> Стук колес нашего экипажа постепенно замер, потонул в густом слое гниющей травы. "Печальные дары бросает природа под ноги новому владельцу Баскервиль-холла" - подумал я».

Мне кажется, что даже сама обстановка романа: торфяники, торфяные болота – это некая подсказка или некое ощущение Конан Дойла, который, может быть, лучше других рассказывает о чем же все-таки на самом деле эти загадочные, таинственные романы, любимые всеми, которые мы называем детективами.

Катя: Я думаю, что любой детектив – это загадка, это возможность поиграть с автором. То есть попытаться разгадать сюжетную линию до того, как автор раскроет все карты. Но самое интересное, что если ты отгадываешь ее, дальше читать становится не интересно.

А.Г.: Вот понимаете, какая штука, вы принадлежите к числу психоаналитиков, по всей видимости. Дело в том, что очень многие, и я в том числе, особенно в детстве (с возрастом потихонечку меняется способ чтения разных книг вообще), когда я запоем читал детективы и зачитывался ими (это было не только детство, но и юность, даже зрелость, наверное у меня период детективный кончился лет в 30 так окончательно), я много раз ловил себя на том, что особенно в классическом детективе, мне задумываться над загадкой даже не очень хочется. Я все время жду, когда Шерлок Холмс, или Ниро Вульф в своем кабинете, или Эркюль Пуаро соберут всех участников драмы, и в конце концов мы испытаем эманацию, все разрешится, разумеется, хорошо. Очень многие читают так.

Катя: В такой ситуации они начинают отматывать события обратно. Это когда не понимают, в чем была суть и начинают вспоминать весь роман сначала.

А.Г.: Ну что ж, может быть, может быть. И тогда это становится похоже на какую игру?

Катя: Жизнь.

А.Г.: Я хотел сказать, что это становится похоже на пазл. И появляется загадка. Загадка появляется такая, вполне очевидная. Загадка, которая мучает меня в пазлах, например. Ну, зачем мучиться столько времени для того, чтобы сложить вместе картинку, которая уже написана? Или, если ты уже прочел эманацию, прочел развязку детектива, ну зачем тебе потом вставлять все эти картинки на место? Какой в этом интерес? Ты уже знаешь разгадку. Что-то другое, какая-то другая ипостась, мне кажется, скрывается за детективом.

Вот я хотел вас спросить про атмосферу, про атмосферу болот. Что такое болото?

Катя: Одно из восприятий жизни: мрачное, грязное, смрадное. Какая может быть радость жить на болоте. Но тем не менее весной там расцветают цветочки, а еще главный герой находит там любимую – «царевну-лягушку».

А.Г.: Царевна-лягушка в виде любимой – это жена Стэплтона?

Катя: Да, ведь она представлена сначала его сестрой, а потом она оказывается не той, кто есть на самом деле.

А.Г.: Здесь есть одна совершенно удивительная штука: то что вы рассказываете, многие авторы сопоставляли с удивительной фразой из библии, может быть она вам знакома.

«И было, когда он близко подошел к Египту, то сказал он Сарай, жене своей: Вот, я узнал, что ты женщина прекрасная видом и может быть, когда увидят тебя египтяне и скажут: это его жена, то меня убьют, а тебя оставят в живых скажи же, что ты мне сестра, чтобы мне хорошо было ради тебя и чтобы душа моя жива была благодаря тебе».

Как ни кощунственно это звучит, но в биографии Стэплтона и его жены явственно прослеживается это библейское заимствование.

«Женщина, которую он выдает здесь за мисс Стэплтон, на самом деле не сестра его, а жена».

Очень часто детектив заимствует гораздо в большей степени, чем мы думаем, сакральные тексты.

Вот все-таки, что такое болото? Это очень точная мысль и очень важная. Мне кажется, что и для Конан Дойла тоже. Вы же знаете, Конан Дойл вообще был человек увлекающийся: он написал огромную книгу о спиритизме, был мистиком. В общем мы в детстве читали Конан Дойла, смутно ощущая его мистику. Так вот что такое болото? И почему не хочется жить на болоте?

Катя: Потому что это материальная отрицательная энергия, материальное ее выражение. Это выражение злых мыслей, злых поступков.

А.Г.: Каких поступков? Мне хочется одно слово от вас услышать. Какой поступок больше всего моделирует болото? Почему не хочется жить на болоте?

 Катя: Убийство, медленное.

А.Г.: Убийство…убийство – это тоже загадка, огромная загадка детектива. Детективы – это на самом деле книги об убийствах, все остальные преступления, которые в них совершаются, совершаются ради того, чтобы оттенить какое-то убийство. Но убийство – это только одна из загадок, приближающая нас к разгадке, скажем отношений молодого человека в фильме ужасов. А вот болото-то что значит? Вот вы идете-идете, вдоль зеленых холмов Девоншира, вдруг видите вот эту линию торфяника.

Катя: Для меня болото – это всегда трясина.

А.Г.: Да, несомненно, я думаю, что для героев это тоже так. Я вот как хочу попытаться это определить: болото – это предательство. Болото – это твердь, суша, мать сыра земля, которая тебя предает, в которой мы наполняемся видимостями вместо твердой почвы. Русский язык тем и невероятно хорош, что в нем каждое из произнесенных мной слов имеет массу значений. Твердь – чувство опоры, сыра земля – мать сыра земля. Сама основа человеческого бытия вдруг нас предает, когда мы сталкиваемся с болотом. Болото – это неуверенность наша, это наш страх смерти, это страх того, что что-то обыденное и привычное вдруг обернется гибельной трясиной.

В передаче о курочке рябее яичко, которое было костяно-мудрено в варианте сказки Афанасьева, от которого там поп книги сжег, а дочь дьяка повесилась. Мне кажется, что в сказке о курочке рябее мучительно не хватает детектива, который придет и расследует: что же это за яйцо такое от которого поп сжег книги, а дочь дьяка повесилась. Болото – это когда привычное превращается в гибельное. Когда твердь, точка опоры человеческой души вдруг становится смертельной. Вот почему на болотах не хочется жить. И вспоминается сразу еще одно слово в связи со сказкой о курочке рябее: почему поп сжег книги, а дьякова дочка повесилась? Да потому что это уродливое яичко костяное, оно же золотое вносит, конечно, некий лик темного ангела. Вот чего они предчувствуют в этом уродливом яичке, вот чего мы чувствуем в болоте. Там на самом деле что-то абсолютно инфернальное, адское, приводящее к смерти.

Владимир: Для меня, прежде всего, детектив является поучительным, воспитывающим благородные качества настоящего мужчины. Прочитав это произведение, наверняка, многие стали сыщиками, следователями. Я тоже воспитывался на произведениях о Шерлоке Холмсе, постоянные загадки и сейчас в жизни это как-то помогает.

А.Г.: Да, вы знаете, я с вами полностью согласен. Я думаю, что мне тоже, хотя загадки мне приходится разгадывать все больше психологические, но тем не менее это же тоже форма эдакого интереснейшего расследования. Характеры, попытки мыслить дедуктивно, попытки мыслить по-мужски смело, но почему это нужно воспитывать на примере убийства? И что же это за загадочная фигуры убийцы и великого сыщика? Вот это зачем нужно? Ну, пусть будет кража, в том же замке, что она меньше будет воспитывать?

Владимир: Любое действие воспитывает человека. В данном случае в произведении очень четко показывается как добро побеждает зло путем умственной силы, дедуктивным методом мышления. Каждый человек рано или поздно попадает в болото. По всей видимости, так устроена жизнь. И вот на сколько хватает силы духа, силы ума выбраться оттуда, дальше уже человек себя считает более уверенным.

А.Г.: Вы, наверное, сказали одну невероятно важную мысль, которую я тоже пытаюсь повторять из передачи в передачу. Ведь самое главное в воспитании – это отличить добро от зла. Ведь в этом же сущность любого познания и образования. И если образование или познание не дают этих критериев, то это по большому счету для человека познанием и не является, просто становится способом накопления некой не вполне нужной для жизни информации. Две фигуры: добро и зло, поразительная вещь, противопоставлены в детективе точно также как в сказке. Но когда мы вырастаем, то мы начинаем читать монографии, исследования и понимать, что те убийства, которые мы читали у разных авторов, в реальности невозможны. Это сказки. Это сказки для взрослых о добре и зле, только вот есть в этих сказках некая необычность. Необычность в классическом детективе – это, в первую очередь, фигура великого сыщика.

Зло из «Собаки Баскервилей»…кто он такой этот мистер Стэплтон? Давайте присмотримся к нему повнимательней:

«Невысокий худощавый блондин лет тридцати пяти – сорока, с чисто выбритой, несколько постной физиономией и узким, длинным подбородком. На нем был серый костюм и соломенная шляпа. Через плечо у него висела жестяная ботанизирка, а в руках он держал зеленый сачок для ловли бабочек..."

Казалось бы, ничего, привлекающего внимания – ну разве что сачок. Но уже спустя короткое время автор устами доктора Уотсона сообщает:

"От этого спокойного бесцветного человека в соломенной шляпе и с сачком для ловли бабочек (дался им этот сачок!) веяло чем-то грозным. Дьявольское терпение, сопряженное с хитростью, на губах улыбка, а в сердце черная злоба...»

Галина Николаевна: Я хотела бы в защиту болота сказать, уж очень мрачную картину вы нарисовали.

А.Г.: Я хочу защититься сразу..я вообще сторонник того, чтобы в природе все было прекрасно. Я говорю о том, о чем мы задумываемся достаточно нечасто: о символическом значении слова «болото» в нашей душе и в частности в детективе. Ведь торфяное болото «Собаки Баскервилей» создает атмосферу ада, места, где каждый может погибнуть в любой момент, где сама земля предает. Но не будь болот с их реальной красотой – не было бы и этого символа. Поэтому я не ругаю болото, я пытаюсь наоборот, чтобы мы что-то поняли. И  от чего-то, может быть, от понимания перестали бояться.

Галина Николаевна: В войну мне пришлось быть в оккупации и мы на болотах собирали мох, из которого, высушив, мы получали муку и с помощью нее делали лекарство и  спасали бойцов. А еще болото нам дает клюкву – красную ягоду, болото нам дает торф, который согревает. Если говорить о Конан Дойле – это, по-моему, самый умный и лучший детективный писатель.

А.Г.: А вот почему же нет все-таки лучшего детективного писателя, чем Конан Дойл и почему же нет все-таки более великого сыщика, чем Шерлок Холмс?

Галина Николаевна: Мне кажется потому, что он очень интересный, и потом, читая его романы, мы отвлекаемся от своей, иногда пошлой неинтересной жизни.

А.Г.: Да вот не во все же подряд мы отвлекаемся, ведь есть много другого интересного кроме детективов. Почему же именно Конан Дойл и Шерлок Холмс?

Галина Викторовна: У меня складывается такое мнение, что мы переживаем детство, отрочество, юность и зрелость. Мы, когда бываем с детьми вот, казалось бы, читаем им, но ребенок не воспринимает как взрослый, а взрослый даже может любить сказки, когда как кроссворд разгадывает. Если человек обладает логикой, логическим мышлением и отношением к жизни, он может перечитывать несколько раз. И детективы нравятся одному человеку в одной степени, а другому – в другой.

А.Г.: Одному человеку чаще всего нравится, но всем нравятся детективы, одному одни, другому – другие. Значит зачем-то нам это нужно. Все-таки зачем же? Почему же нам так нужен Шерлок Холмс?

Юрий Викторович (Калуга): Болото – это мистика, черти там всякие. Второе, у нас в технаре студент такой есть, который сообщил, что Фредди Крюгер – настоящий русский парень, я с ним, в общем, не согласен. Я думаю, что чем из детектива учиться, лучше бы классиков наших читали.

А.Г.: Необыкновенно точная и необыкновенно верная для меня мысль…Где-то там за пределами строго логической рациональной загадки, загадочного убийства на болоте, витает какая-то совершенно другая тайна. И тайна эта заключается в том, что трясина эта и болото – действительно содержат в себе всю человеческую мистику, поскольку разными словами это можно обозначить. И вот что я хотел сказать по поводу Стэплтона: бабочка, наверное, недаром во все времена и во всех мифологиях выступала символом человеческой души. Римляне и греки изображали Психею в образе юной красавицы с крылышками мотылька. Вот вспомните:

«Вместо него глазам нашим предстало нечто до такой степени странное и неожиданное, что мы замерли на месте.
Эта комната представляла собой маленький музей. Ее стены были сплошь
заставлены стеклянными ящиками, где хранилась коллекция мотыльков и
бабочек - любимое детище этой сложной и преступной натуры
».

Ловец человеческих душ, из замаринователь и расставлятель по стенам и баночкам. Кто он? Очень похоже, что все детективы этого мира имеют в лице убийцы одного единственного героя и герой этот – тот самый падший ангел.

Елена: Да, трудно мне согласиться с вами. Гораздо лучше учиться жизни у наших классиков. Я лично приверженец нашего отечественного детектива Ф.М. Достоевского, мне кажется, что лучше его, и в мире, наверное, нету. Это и социолог и детектив. Я хочу сказать о своем первом впечатлении, когда я читала первый раз (32 года) произведение «Преступление и наказание», в школе я его не проходила. Так вот, я его читала меня трясло в тот момент, когда Порфирий разговаривает с Раскольниковым, и когда я обнаружила себя в таком состоянии, я вдруг ощутила, что произведение-то написано 100 лет назад..а почему же я сегодня именно так читаю эти строки, так они меня задевают.

А.Г.: Я думаю, что это имеет коллосальное значение, но вряд ли мы сможем так сразу перескочить на Раскольникова.

Действительно, «Собака Баскервилей» - это классика детектива. И в ней есть еще одна тщательно скрытая истина. Откуда-то из болот появляется дьявол или бес, преступник Стэплтон, ловец душ-бабочек, сухонький, незаметный, действующий тайком. Конечно, мы не успели вспомнить о собаке, о совсем инфернальном, мрачном чудовище, такой собаки никто из нас смертных не видел.

«Из ее отверстой пасти
вырывалось пламя, глаза метали искры, по морде и загривку переливался
мерцающий огонь. Ни в чьем воспаленном мозгу не могло бы возникнуть
видение более страшное, более омерзительное, чем это адское существо,
выскочившее на нас из тумана»
.

Дьявол Стэплтон вызывает к жизни чудовищного стража ада. Так вот, самое-то поразительное, что оттуда же, с торфяных болот выходит на сцену и антагонист злых сил – сущик. Именно в болотах его встречает Уотсон. Проблема заключается в том, что сыщик, который может остановить действия адского героя – единственного героя на все детективы и фильмы ужасов, он тоже должен иметь отношение к той же сфере ада. В детективе они оба одного поля ягоды и преступник и герой, который нас защищает. Ведь именно защитника от страшных сил, защитника логичного мы видим в Холмсе. Но только ли так все это?

17.12.2017 Выложен тренинг "Умение понимать другого человека", который ранее нигде не публиковался...
11.03.2017 Существенно улучшилось качество звучания в тренинге "Божественная комедия".
Те, кто скопировал и хранит этот тренинг у себя, - можете обновить свою копию...
25.01.2017 Полностью обновлён тренинг "Поваренная книга магии". Главное - теперь вы можете узнать, о чём он (появилось содержание) :)
14.01.2017 Впервые выложен "Разноцветный тренинг"!
27.10.2016 Большое пополнение бесед за 2007 год!
Добавилось более 100 передач, которые раньше не выкладывались.
А качество выложенных ранее передач за 2007 год заметно возросло.
01.06.2013

Большое пополнение бесед за период 20.02.2006 - 29.12.2006.

Из них 39 передач перезалиты с лучшим качеством, остальные 49 выложены впервые.

04.09.2011

Алексей Попов завершил работу над тренингом "Уроки с Катей -2 — Парижская история, или Языческие корни";
на данном сайте впервые выложена качественная аудиоверсия тренинга (в стереозвуке)

27.06.2011

запущена тестовая версия.

23.06.2011

старт проекта.