войти

«2009.11.09 Красота»

Расшифровки передач

Расшифровка — это текстовая версия передачи.

Вы можете оказать неоценимую помощь программе «Серебряные нити», если сделаете расшифровку этой и других передач. Расшифровки позволяют другим людям быстро знакомиться с передачами, находить передачи через поисковые системы, а также становятся основой для книг, выпускаемых автором передач.

Чтобы сделать новую расшифровку, нужно:

  • зарегистрироваться на форуме «Серебряные нити».
    (для регистрации пройдите по ссылке:
    http://www.serebniti.ru/forum/ucp.php?mode=register)
  • используя логин и пароль форума, войти здесь под ними
    (для этого нажмите на значок «ключик» (значок логина) в правом верхнем углу сайта).

Теперь Вы можете создавать новые расшифровки и редактировать уже написанные!
(для этого пользуйтесь значками (создание текста и редактирование текста), находящимися справа от каждой аудиозаписи)

Красота

Доброй ночи. Доброй ночи всем, кто нас слышит, желает программа «Серебреные нити» и я, её ведущий доктор Александр Данилин.
Есть в мире понятия, которые необыкновенно важны для нас. Но понимаем ли мы, что они для нас же значат? Что они значат в нашей жизни? Мы так часто пользуемся словом «красота», что, наверное, где-то за частотой употребления потеряли у него смысл и значение. Может ли кто-то из нас объяснить себе или другому, своему собственному ребёнку, что он считает красивым. Не что должен считать красивым другой человек, например ребёнок, это относительно просто - это приказ такой. А вот что мы ощущаем для себя как красоту. Можно ли поймать смысл этого такого неуловимого и, кажется, совершенно субъективного понятия? Мы все привыкли, что не бывает красоты для всех. Красота может быть только моя. И она у меня не похожа на красоту никого другого. Или всё-таки похожа? Что мы имеем в виду, когда говорим: «Это красивый человек», «Это красивая вещь», «Это прекрасная картина». Что это? Почему столь разные явления или вещи или вот, например, красота музыки, мы называем одним и тем же словом. Ведь они действительно по сути своей разные. А слово одно.
Вот сегодня давайте попробуем, ну хотя бы начать вечный разговор о красоте. Разговор, который человечество вело во все века своего существования. Люди всегда спорили и никак не могли договориться до чего-то единого. Может быть это хорошо? Может быть, споры помогали нам продолжать ощущать красоту, как что-то такое, что живет между нами, несмотря на трудности самых разных времён, несмотря на пошлость, которая захватывает человека.
Я предлагаю сегодня по постоянному телефону прямого эфира, (495)-956-15-14 этот телефон, попробовать ещё раз поспорить о красоте. Что она такое? Что считаете красивым вы? И можете ли вы выделить что-то самое главное для вас, лично для вас, субъективно, в красоте. Что вы считаете красивым, а что безобразным? Есть ли для вас хоть какие-нибудь критерии красивого человека, красивой вещи, красивого животного, всего того, к чему прилагался, прилагается и будет прилагаться этот эпитет. Как вы понимаете слово «прекрасное» в вашей сегодняшней жизни? Вот такой вот непростой как всегда разговор в программе «Серебреные нити» по постоянному телефону прямого эфира (495)956-15-14, где 495 -код города Москвы, а 956-15-14 - постоянный телефон прямых эфиров радио России и программы «Серебреные нити».
И относительно музыки. Тут, наверное, очень сложно. Я сегодня решил поставить музыку, которую сейчас считаю для себя необыкновенно красивой я. А может быть, потому что эта музыка пришла к нам с прародины человечества, с африканского континента и повествует, как мне кажется, о какой-то вечной красоте. А может быть, как ни странно для африканской певицы и музыканта, я слышу в ней как раз ту красоту, которую мы утеряли в осени, в нашей совсем не в африканской осени.

Музыка «Dianfa» - Rokia Traore

Единственное, что как мне кажется, оставляет надежду:
Когда-то уже достаточно давно американские психологи провели один замечательный эксперимент, когда испытуемому предлагалось из гигантского количества фотографий выбрать определенное количество, - семь фотографий людей, которые им казались наиболее симпатичными, обладали наиболее привлекательной для них внешностью.
Так вот, выяснилось, что в результате в горе фотографий, в которую входили лица людей, которые ну как бы сами психологи оценивали как отталкивающие, не осталось ни одной. Т.е. в конечном итоге все фотографии были разобраны испытуемыми. Все они оказались симпатичными. Внешность практически каждого из нас может оказаться красивой для кого-то. Это необыкновенно важный, как мне кажется, объективный факт.
Но впрочем, мы же не только о человеческой красоте. Поэтому вот о том, что же такое красота?
Надежда из Йошкар-Олы. Алло.
Надежда: Здравствуйте.
А.Г.: Здравствуйте.
Надежда: Ну, я сама себе этот вопрос задавала: что такое красота. И для себя вывела такую формулу, ответ такой: для меня красота, красиво - это то, что приятно глазу. А что касается музыки: то, что приятно слуху. Если коротко.
А.Г.: А вот, зачем? Ну, как бы странно, - казалось бы, слуху всё должно быть приятно и глазу тоже. Во всём же можно найти свою красоту. Зачем нам нужно это чувство?
Надежда: Я с Вами не соглашусь, что всё может быть приятно. Я считаю, что если мы творения всё-таки божии и в нас заложено какое-то чувство красоты всё-таки.
А.Г.: Ну, оно же развивается и меняется.
Надежда: Да. И заложено, и в какой-то степени, да, - развивается и воспитывается.
А.Г.: Я всё время,… может быть это банальный пример, но я вот очень хорошо помню, первую московскую выставку Пикассо. Насколько мы оттуда уходили разочарованные, как ни странно. Или я помню своё юношеское увлечение Модильяни, который мне был безумно интересен из-за Ахматовой. И я никак ничего не мог увидеть в этих вытянутых лицах. А потом прочёл замечательную книжку Еленкина о Модильяни тоже, по-моему, молодым совсем ещё человеком, и вдруг Модильяни стал своим. Я стал чувствовать в нём красоту. Ведь наши представления о красоте меняются. Или они абсолютны?
Надежда: Нет, они меняются. Они субъективны, я считаю. Да, они воспитываются. Вот, Вы про лица говорили, да, что не осталось некрасивых лиц, т.е. никому неприятных, да. Это, наверное, вот факт воспитания, что какие-то ассоциации связаны этих людей с похожими лицами.
А.Г.: Да вот, я думаю, что с лицами,- как раз поэтому привожу этот пример,- потому что с лицами тут менее всего как бы это связано с воспитанием. Вообще наше отношение к выбору лиц входит, ну скажем, в такой легендарный психологический тест Зонди, который основан на ранжировании лиц. И Зонди, и следом за ним и огромное количество разных исследователей считали, что это как раз врожденное качество. Спасибо большое, Надежда.

Вот что, как мне кажется обзорное, сказала наша радиослушательница до начала прямого эфира.
«Здравствуйте. Понимание красоты очень разнообразно и, наверное, субъективно. Она есть везде и во всём. Только всё зависит от наблюдателя, его личных убеждений, ценностей, мировоззрения. Красота может быть и внешней, и внутренней, и в литературе, и искусстве, архитектуре и природе. Всё вокруг явно или незаметно, но находится во взаимодействии с человеком. У меня есть такое предположение, что красота с одной стороны есть проекция состояний идеалов конкретной личности, с помощью которых мы делаем выбор. Определяем, что нужно внутреннему «я», а чего следует опасаться. А с другой стороны - это сигнал, посылаемый внешним миром. Красота обращает на себя внимание и как бы предлагает наладить контакт. Это своеобразная первая ступень к дальнейшему познанию. Красивая картина, например, призывает её понять. Проникает в глубину души, порождая образы и ассоциации. Если человек её принимает, она становится его частью, притягивается новая нить взаимодействия. И чем больше таких нитей, тем прочнее ощущается связь себя с миром. С целым и единым, частью которого является отдельно взятая личность. А иногда красота становится маской, отражая только внешность. Но в этом тоже есть аналогичный посыл раскрыть то, что скрывается внутри. Во всех комнатах души. То какой смысл и идею таит в себе композиция, чем-то приглянувшаяся среди других. Спасибо. Наталья. Город Москва».
А.Г.: Спасибо Вам, Наталья.

Здравствуйте, Иван Николаевич.
Иван Николаевич: Александр Геннадьевич, я во многом не согласен с предыдущими двумя слушательницами. И поясню на конкретных примерах, если можно. Но сначала в общем скажу. Моё мнение, что такое красота: Красота - это то, что пробуждает или воспитывает в человеке лучшие эстетические чувства. Ну, возьмите, например, прекрасные пейзажи Поленова или шедевры Третьяковской галереи, лучшие произведения классической музыки. Что касается музыки. Вот, первая слушательница сказала, что красивая и приятная музыка. Так, да не так. Возьмите, например, с большим количеством диссонансов 7-ю и 8-ю симфонии Шостаковича, возьмите, например, 5-ю симфонию Прокофьева, возьмите, например, 2-ю симфонию Хачатуряна с колоколом, или же, например симфонию Кшиштофа Пендерецкого, «Хиросима». Казалось бы, внешней красоты нет, но своим она потрясает настолько, вот эти музыкальные произведения, что они вызывают в человеке стремление к добру и неприятие зла. Вот в этом их красота, в этом их прелесть. Поэтому, конечно же, внешняя красота действительно, как сказала предыдущая слушательница, может быть обманчива. Извините, что Вас побеспокоил.
А.Г.: Да нет, Иван Николаевич. Ну, надо же, убежал.
Я всё-таки,… мне кажется, что тут можно начать с каких-то достаточно простых что ли, определений.

Вот что сказала опять же до начала прямого эфира наша радиослушательница Ирина.
Ирина: «Здравствуйте, Александр Геннадьевич. Меня зовут Ирина. Говорить о красоте очень сложно. Красота, ведь это образы и чувства. Даже слова, красиво произнесенные или написанные - это гениально отображенные виденные образы и ощущаемые чувства. Но говорить хочется и надо,… надо, чтобы как-то понять, что же это такое. Мне кажется, это способность и свойство души,… души человеческой, всех и каждого, … находить во внешнем мире что-то такое, что абсолютно созвучно и соразмерно миру внутреннему. Это какое-то узнавание родного, знакомого, но ещё не виденного. Отсюда и восторг, и любование, и желание сберечь и сохранить, в реальности или просто в душе в виде памяти, как части собственного внутреннего мира. Ощущение красоты, я думаю, это активное состояние души. Это готовность видеть, чувствовать и ощущать мир и готовность принимать его в себя или отдавать ему часть себя, что одно и то же. А вот что человек принимает в душу, чему отдает свою живую энергию - каждый решает для себя сам. И ещё. Красота не имеет никакого рационального и прагматического смысла. Восхищение и любование ею, создание, сохранение… всё это требует времени, энергии и средств. А прибыль, рациональная, реальная прибыль, только у тех, кто её торгует. Хотя продается не красота, конечно, продаются объекты, обладающие свойством вызывать в душах это чувство. И эта торговля сама по себе абсурдна. И в основе этого абсурда какая-то метафизическая потребность души в красоте. Душа без неё не может жить, она умирает. И следовательно - это свойство и особенность самой души, основа её роста, способ её развития, условие её существования. «Мир спасёт красота», - сказал Достоевский. Спасёт, непременно, только если мы позволим ей в наших душах жить. Спасибо. До свидания».
А.Г.: Ну вот, кто-то вспомнил, наконец, эти самые слова Достоевского.

А я вообще-то вначале имею в виду одну простую, на мой взгляд, и одновременно загадочную вещь. Вот, мы как бы очень по-разному ходим вокруг. Мы говорим, да? - и, наверное, каждый согласится с Ириной, - это способность, это свойство души, это узнавание чего-то для души родного, это активное состояние. С одной стороны, как говорит Ирина, оно не имеет рационального смысла. А с другой стороны, куда уж… ведь рациональный смысл - это не только продажа. Рациональный смысл это и есть то, о чем говорила Надежда из Йошкар-Олы. Потому что она говорила, в общем, об удовольствии, о приятном, о радости. В общем, в конечном итоге, это ведь именно то, чего все мы пытаемся купить. Зачем же ещё нужны деньги? Хотя это спорно. Мы не об этом сегодня.
Я вот, что хочу сказать. Похоже, господа, что когда мы говорим о красоте, мы говорим о чувстве. Вот сказал новое, - скажете вы, и, тем не менее, мы говорим об одном из органов чувств. Мы говорим об абсолютно естественной способности человека: видеть, слышать, обонять, осязать и ощущать красоту. Мы просто не задумываемся об этом, но это, на мой взгляд, некая отдельная референтная система, некий отдельный орган чувств. Как всякий орган чувств его надо воспитывать, потому что если мы не будем тренировать вкусовые сосочки, мы никогда не научимся тонко различать вкус пищи.

Здравствуйте, Надежда.
Надежда: Здравствуйте, Александр Геннадьевич. Я вот какую хотела бы высказать версию. Мне кажется, что красота имеет какие-то биологические основы, и только лишь в процессе эволюции психики человека она развилась на несколько типов, на красоту…
А.Г.: Да, да, не волнуйтесь…
Надежда: На красоту одушевленную и неодушевленного предмета, на красоту сексуальную. Там, влечения. И на красоту, как предмета просто такого яркого.
А.Г.: Вы понимаете, в чём дело. Мне, в общем, очень нравится Ваша мысль, Надежда. Но для меня, - да? - проблема заключается в том, что не всякое ощущение прекрасного тела, ну скажем, всегда сексуально. Потому что, - да? - это вот как едешь по дороге, ну я думаю сейчас, общероссийской, вдруг видишь рекламу. Не читаешь её, смысл, содержание не улавливаешь, нужного чувства не вызывает. Но иногда замираешь от красоты тех женских лиц, которые вдруг видишь на пошлом рекламном плакате. Это нечто совершенно отдельное. Да, оно имеет огромное количество граней, разные грани, сексуальную грань, зрительную грань, обонятельную грань, осязательную грань. Как бы, ну все равно внутри остается какое-то главное чувство, возможно, нами не рассмотренное, но всё-таки существующее в нашей, кто знает, может быть и биологической природе. Алло, Надежда…
Надежда: Алло, да, да, да.
А.Г.: Вы слышали, да, что я сказал? Я не настаиваю, я сам пытаюсь это нащупать, потому что, - да? - мы, - видите, вот как Ирина это сделала, - мы оставляем, почему-то понятие красоты за гранью рациональности. И всё равно остро нуждаемся в нем. Мы что-то им чувствуем, только не очень можем выразить что. Что чувствует в этом биология? Ну, допустим…
Надежда: Ну, допустим, допустим, вот человек видит, - да? - нечто красивое. Ну, в нём заложено уже в нервной системе ещё, как бы, до нейронов, ну, там животное оно же пройдет мимо того, что его не заинтересует, - да?
А.Г.: Красота - это символ того, что нас интересует.
Надежда: Да! Вот можно так сказать.
А.Г.: И вместе с тем, так ли это? По-моему, и так, и не так. Не заменяется очень важное для меня понятие интереса понятием красоты. Интерес во многом очень разумен, а красота - это, вне всякого сомнения, - ощущение. Иногда самое острое из ощущений, доступных человеку. Найти бы её - свою красоту! - Включить бы этот самый орган чувств.
Ну, вот так примерно сегодня я его слышу:

Музыка «Zen» - Rokia Traore

Итак, мы по-прежнему в программе «Серебряные нити», по-прежнему говорим о красоте. Ну, просто для того, чтобы напомнить. Потому что несколько звонков было на автоответчике. Чтобы не ставить их целиком, я напомню, что то, что я надеюсь сегодня сказать о красоте - это в общем, слова которым меня когда-то научила учительница Катя, -то, что я смог для себя понять про красоту.
Ну а книжки, в том числе по нашему тренингу, который шёл на радио России, рассказу-встречи с моей учительницей юности, книги эти называются «Поиск видения» и книгу «Человек зависимый» можно заказать.
Итак, разговор о красоте.

Здравствуйте, Ася.
Ася: Добрый вечер. Александр Геннадьевич, очень рада, что позвонила. Спасибо Вам большое за книгу Вашу.
А.Г.: Вы из Нальчика, Ася. Да.
Ася: Да, я из Нальчика.
А.Г.: Очень приятно, потому что далёкий город.
Ася: Я ваш постоянный слушатель и, по-моему, немножко агитатор этой передачи. Всем рекомендую. Но это не в тему. Я хотела вот, насчет…
А.Г.: А за какую книгу благодарите, Ася? Мне же интересно.
Ася: «Человек зависимый».
А.Г.: За «Человека зависимого».
Ася: Я, к сожалению, ещё не приобрела в нашем Нальчике, но я жду, я заказала.
А.Г.: Спасибо большое, Ася.
Ася: Я просто знаю, что я там. Это будет моя настольная книга. Я Вам очень благодарна и спасибо ещё за Песню Песней и за Данте, - в общем, всего не скажешь. Красота, на мой взгляд - это, - ну я полагаю это то, что в человеческой нашей душе вызывает восторг. Желание поделиться добром со всем окружающим миром.
А.Г.: Восторг, экстаз, связь с окружающим миром, наличие некоего отдельного органа чувств. Этот орган чувств зачем? Этот экстаз зачем?
Ася: Зачем?
А.Г.: Да.
Ася: А без этого, наверное, не могло бы быть гармонии.
А.Г.: Спасибо большое, Ася. Спасибо Вам за Ваши добрые слова.

Здравствуйте, Ирина. Алло… Нету Ирины из Москвы? Алло… Нет, нету Ирины.

Я вот что хотел сказать. Не знаю кстати-некстати, во время или не вовремя. Ну, вообще-то, красота или ощущение красоты, уважаемые господа, мне кажется это единственный инструмент или единственный орган чувств, который остался нам в нашем, в общем, пока атеистическом или не очень верующем мире в практической своей жизни для связи с Господом Богом. Или, если хотите, для связи с Матушкой Природой. В общем-то, это не имеет, как мне кажется никакого решающего значения.
Дело в том, что красота - это восторг, как сказала Ася, или экстаз, как говорю я, единственный который ну как бы автоматически наступает в душе человека не очень зависимо от того, умеет он это чувствовать или нет. Просто чем больше мы учимся, тем больше такого восторга можем получить. А это ведь пища, плод человеческой души. Более того, чувство красоты, острое чувство красоты - это, наверное, единственное состояние, в котором человек действительно становится всесилен. Или может быть это та,… то единственное горчичное зерно, оставшееся в нашей душе, при ощущении которого мы можем стать магом. Или вот ещё, красота это некое ощущение, когда субъект перестаёт быть собой, и объект перестаёт быть объектом, когда эти отношения теряются. И мы на секунду сливаемся с миром, картиной, душой другого человека, любимым лицом, иконой. Мы проваливаемся туда и в этом состоянии, только в этом и не в каком другом, мы можем сдвигать горы. И в этом смысле она имеет колоссальное, абсолютно рациональное, чисто прагматическое значение, потому что в этот миг мы всесильны и всемогущи. Мы можем называть его, если хотим, мигом любви, потому что миг любви - это миг единения. И ощущение красоты - это тоже ощущение единения.

Здравствуйте, Людмила Владимировна. Алло.
Людмила Владимировна: Алло.
А.Г.: Здравствуйте, Людмила Владимировна.
Людмила Владимировна: Здравствуйте. Меня зовут Людмила Владимировна. Я вот по поводу того, что Вы сейчас говорили. Конечно, весьма, весьма согласна. Немножечко, немножечко договорю, наверное, в этом же плане. Всё время люди говорят, что это ощущение, что это чувство, что это состояние. Я бы всё-таки сказала чуть-чуть иначе. Но прежде, мне хочется вспомнить нашего великого философа Гегеля, который привёл такую маленькую, как сказать, - картинку на эту тему. Он сказал, что если взять замечательную греческую статую и бросить её на дно морское - и она потеряет всю свою красоту, и она перестанет быть произведением искусства. То есть он хочет сказать, что объект - субъект, вот эти два он и она, она и он, т.е. предмет и субъект. Ну, может быть и объект - объект, может быть и субъект - субъект. Всё дело в том насколько связь эта, и контакт этот вступают в резонанс. Насколько мы, так сказать, ну может быть можно сказать чувственно, - насколько мы чувственно соединены. Вот, если это соединение происходит, то и возникает процесс передачи эстетической информации от этого объекта, или от произведения искусства, или от человека.
А.Г.: Спасибо большое, Людмила Владимировна.

Ещё Елена осталась у нас на проводе. Доброй ночи, Елена.
Елена: Да, Александр Геннадьевич, добрый вечер. Спасибо за тему. Я всё прослушала. Очень интересно. И почти со всем согласна. Вы знаете, я хотела напомнить вот расхожую фразу Достоевского, по поводу того, что красота спасёт мир. Почему она расхожая? Потому что её сегодня понимают, знаете, как что-то такое земное, 90-60-90. А на самом деле Достоевский был глубоко верующим человеком. И вот у Павла Флоренского в его произведении «Столп» звучит такая фраза, что красотой он называет Бога, свет. Вот эта красота идеальная, к которой человек стремится. Ну а вот у человека потребность в стремлении к красоте, гармонии, симметрии. И для каждого человека это действительно красота, как Вы правильно сказали, инструмент, пожалуй, познания. Т.е. он мир узнает и сравнивает, что хорошо, что плохо, что красиво, что некрасиво. И переживает это.
А.Г.: А познать он это может с помощью Бога, Единого, Вселенной,…
Елена: Идеального…
А.Г.: Идеального. Вообще мы даже не представляем себе, если бы не Катя, я бы этого конечно не узнал бы, наверное. Но, в общем, первый-то был Плотин, конечно же, Плотин. И для него красота была миром форм. Ну, чуть разные эти понятия формы Плотина и платоновские идеи. Но душа Плотина созерцала мир форм. А мир форм в ответ во взаимодействии с душой немедленно творил мир предметов. Красота, подлинная красота, есть в том мире, в котором идеи и формы содержатся в абсолютно чистом идеальном своём виде. И когда человек познает, что он видит идеальную форму, эта форма немедленно, сейчас же претворяется в жизнь, и выше этого плотиновского описания магии красоты, пожалуй, ничего и не скажешь, и не выразишь. Именно таким способом мы творим, угадывая с помощью чувства красоты ту форму, которая задумана, которая в совершенном виде находится в Бога, у Природы, у Вселенной, и она немедленно возникает перед нами. С помощью этого чувства мы творим магию, творим любовь, творим мир. Это, собственно говоря, входные ворота. Та самая дверь к человеческому всемогуществу, последняя, оставшаяся. Именно поэтому так важно её развивать. Именно поэтому так важно этому учиться. Впрочем, конечно, ну разве можно так коротко о Плотине.
Ну и давайте, я думаю, послезавтра в среду продолжим разговор о мире без красоты. Поскольку, мне кажется, что именно таково происхождение «Синей бороды», и мы как бы немножко не договорили. Что же всё-таки это за тайная комната в наших душах, что же это за склеп, откуда берутся на свет божий «синие бороды», и что они значат. Окончание этого разговора в среду.
Спасибо всем большущее. Слушайте красоту. Спокойной ночи.

Музыка «Aimer» - Rokia Traore

17.12.2017 Выложен тренинг "Умение понимать другого человека", который ранее нигде не публиковался...
11.03.2017 Существенно улучшилось качество звучания в тренинге "Божественная комедия".
Те, кто скопировал и хранит этот тренинг у себя, - можете обновить свою копию...
25.01.2017 Полностью обновлён тренинг "Поваренная книга магии". Главное - теперь вы можете узнать, о чём он (появилось содержание) :)
14.01.2017 Впервые выложен "Разноцветный тренинг"!
27.10.2016 Большое пополнение бесед за 2007 год!
Добавилось более 100 передач, которые раньше не выкладывались.
А качество выложенных ранее передач за 2007 год заметно возросло.
01.06.2013

Большое пополнение бесед за период 20.02.2006 - 29.12.2006.

Из них 39 передач перезалиты с лучшим качеством, остальные 49 выложены впервые.

04.09.2011

Алексей Попов завершил работу над тренингом "Уроки с Катей -2 — Парижская история, или Языческие корни";
на данном сайте впервые выложена качественная аудиоверсия тренинга (в стереозвуке)

27.06.2011

запущена тестовая версия.

23.06.2011

старт проекта.