войти

«2008.10.22 О боге внутри -2»

Расшифровки передач

Расшифровка — это текстовая версия передачи.

Вы можете оказать неоценимую помощь программе «Серебряные нити», если сделаете расшифровку этой и других передач. Расшифровки позволяют другим людям быстро знакомиться с передачами, находить передачи через поисковые системы, а также становятся основой для книг, выпускаемых автором передач.

Чтобы сделать новую расшифровку, нужно:

  • зарегистрироваться на форуме «Серебряные нити».
    (для регистрации пройдите по ссылке:
    http://www.serebniti.ru/forum/ucp.php?mode=register)
  • используя логин и пароль форума, войти здесь под ними
    (для этого нажмите на значок «ключик» (значок логина) в правом верхнем углу сайта).

Теперь Вы можете создавать новые расшифровки и редактировать уже написанные!
(для этого пользуйтесь значками (создание текста и редактирование текста), находящимися справа от каждой аудиозаписи)

Мы продолжаем сегодня тему о боге внутри. Одним из самых классических ответов русской мысли именно творчество является доказательством бытия божьего в глубине человеческой души. Открытие чего-то нового в себе самом это и есть творчество. Когда мы не читаем, а вдруг понимаем в себе что-то. В прошлой передаче мы говорили о том, что для того, чтобы породить новую мысль, человек должен замолчать. И когда он замолкает и погружается в себя, вдруг, выясняется, что в глубине его души есть ответы почти на все вопросы. Он вдруг, совершает для себя открытие в виде правильного решения, выбора. Он совершает какой-то новый поступок,  Всё это и есть маленькое или большое творчество. Поскольку каждым своим поступком человек повторяет деяние божье и создаёт свой мир.

Гениальные художественные прорывы 20-го века (П.Пикассо с его искажёнными формами и кубами, кошмары  С.Дали, ужасы Ф. Бэкона), они от кого идут, от Бога, от доброй и благословляющей нас вечности? Или придётся делить всё мировое искусство и всё человеческое творчество на то, что от бога и что от дьявола? Ваше отношение к этому. Что человек чувствует, когда творит?

 

Музыка

 

Н. Бердяев, русский религиозный философ, в своей книге «Смысл творчества» сформулировал две главные мысли. Первая о том, что человек, создавая мир, уподобляется богу, он обречён, не может жить без творчества, потому что создание своего мира это и есть главное дело божие и задача человеческая. Бердяев полагал творчество главной отличительной чертой человека «позволяющей ему прорываться через этот мир к миру иному, подлинному». И так же определённо говорил об этом С. Н. Булгаков: "человека направляет стихия таланта... Человек-художник невольно становится придатком своего таланта. Талант ведёт его, а человек, послушный ему, творит".

А.Г.: Доброй ночи, Алексей.

Алексей: Я хочу сказать, что человек ничего не создаёт, а всего лишь открывает. Создавать мог только бог. А человек - это открытие чего-то нового. Создание чего-то нового не происходит.

А.Г.: Я думаю, что в определённом смысле создание, воспоминание или творение мало чем противоречат друг другу. Вот почему. В моих представлениях квантовый мир современных физических представлений о вселенной это представление о вселенной потоков вероятности. Т.е., вот течёт возможность, бесконечное поле возможностей. И когда мы вот так видим вселенную, то  вполне возможно, что ваши слова ничем не отличаются друг от друга. Задано гигантское поле возможностей, а  каждый человек в этом поле возможностей находит свои. Возможно, я применяю такую обобщённую метафору, поскольку нет у меня каких-то источников, которые бы я мог цитировать сегодня. И раз уж мы говорим о том, что космос или бог задал поле возможностей, то творение и созидание, творение и узнавание ничем не отличаются друг от друга.

Алексей: Я считаю, что всё искусство идёт от бога, но например Бах стоял в двух метрах от рая, поэтому божественная мысль доходила до него практически не искажённой. А взять того же Пикассо, Дали, и других, она доходила через какую-то призму, возможно через призму лёгкого безумия. Мне кажется, нельзя отрицать, что любой творческий человек он по-своему немного ненормален.

А.Г.: И совершенно безумный Бетховен говорил, что в моменты музыкальных озарений «сам Бог говорит над его ухом». А есть вполне реальные люди в православии, которые считают Бетховена сатаной.

Алексей: Кто-то и Скрябина считает видением дьявола.

А.Г.: Как в это разобраться? А нужен ли был человечеству Пикассо, Дали?

Алексей: Пикассо был не нужен.

А.Г.: Спасибо, Алексей. Здравствуйте, Игорь.

Игорь: Я считаю, что не всё творчество идёт от Бога, потому что я человек верующий. И я считаю, что если творчество разрушает человеческую личность, то это есть минус. А всё что вязано с созиданием человеческой личности, есть благо, есть плюс. Спасибо.

А.Г.: Спасибо вам, Игорь.И, тем не менее, во всём этом есть для меня одна странность. Адам Мицкевич чувствовал в своём творчестве силу, не от людей идущую. Преданный анафеме Лев Толстой пишет в своём завещании: «У меня были времена, когда я чувствовал, что становлюсь проводником воли Божьей и говорю от имени Его». Что это – дерзновение, наглость или чистая правда? Искажённый изломанный Пикассо, жестокий Дали, откровенный, пахабные, лихие, воровские стихи Есенина… мы должны их отринуть? Как обозначить то, что небожественное? Если ты читаешь любимые стихи и у тебя тоже нет чувства, что ты общаешься с человеком, ты общаешься с богом, ну пусть со своим… Или это грех?

 

А.Г.: Доброй ночи, Валентина Матвеевна.

 

 Валентина Матвеевна: Доброй ночи. Господь говорил нам, что вы без меня ничего не можете сделать. И я думаю, что искажение идёт от нашей греховности. Человек чистый душой и воспринимает в той чистоте то божественное, которое даёт нам бог. Я думаю, что это искажение от  нашей греховной сути. И  в зависимости от того, насколько мы наловили этой греховной сути, настолько эти изъяны проявляются в его творчестве.

 

А.Г.: Т.е., результат творчества Пикассо, это результат духовного искажения.

 

Валентина Матвеевна: Да.

 

А.Г.: Т.е., нам это не нужно. Или вот Есенин – пил, по девушкам гулял… Тоже духовное искажение. Нам при этом стоит читать Есенина.

 

Валентина Матвеевна: Я согласна, что вы взяли два примера диаметрально противоположные, но здесь опять же… несмотря на то что чистота души у него в целостности почти сохранилась, несмотря на то, что какие-то пороки и были…

 

А.Г.: У грешника.

 

Валентина Матвеевна: Ну и что.

 

А.Г.: Простим ему. А звук Божий дошёл без искажения.

 

Валентина Матвеевна: Да. Я так воспринимаю это. А разве не простили их люди, церковь?

 

А.Г.: Про церковь не знаю, а люди простили.

 

Валентина Матвеевна: И полюбили сердцем.

 

А.Г.: А вдруг мы любим чего-то не то. Вот если бы мы были что-то другое, то у нас искажений было бы меньше. Спасибо большое. Здравствуйте, Виктория.

 

Виктория: Здравствуйте. Я считаю, в творчестве мы зрим бога, потому что видим в творчестве красоту данную богом. Любой талант, который дан человеку богом, мы должны его реализовать.

 

А.Г.: Скажите, пожалуйста, Пикассо – это красиво или  нет? Или Дали.

 

Виктория: Мне кажется, что человеческая душа чувствует любые события, которые происходит, когда живёт в своём определённом времени.

 

А.Г.: Спасибо, Виктория.

 

У нас остался на автоответчике звонок:

 «Здравствуйте. В  своём творчестве человек не может быть абсолютно свободен. У него есть только свобода выбора, степень ограничения своего замысла, чтобы замысел воплотился. Материал, в моём случае глина тоже высказывает своё желание стать чем-то тем ли иным. В творческой попытке человек понимает, чего он достиг, пытаясь стать подобным богу, т.е. абсолютно свободным творцом. Спасибо».

 

Музыка

 

 

А.Г.: Доброй ночи, Денис.

 

Денис: Здравствуйте. Творчество нельзя делить на то, что от бога и на то, что от дьявола. Оно едино. Это проявление бесконечности души человека.

 

А.Г.: А почему нельзя? Есть же творчество современных рок-групп, в  которых напрямую себя постулируют как дьявольские. Они соответственно одеваются, используют соответствующую символику. Это тоже мы будем считать творчеством от бога? И если нет разных начал, то почему они так отчётливо проявляются  во всём? Или вот например, творчество Гитлера, он же написал  «МАЙН КАМПФ». Это творчество было тоже творчество от бога?

Денис: В определённом смысле, да.

А.Г.: Я не знаю, чем грехи ефрейтора, будущего Гитлера были так уж сильно выше, чем грехи молодого Пушкина или Есенина. Мне кажется, что если уж так судить по жизни, то они гораздо больше чего натворили грешного. Нет разве?

Денис: Может быть, сам Гитлер ярким примером очень хорошо запомнился по истории. Он же был политиком.

А.Г.: На самом деле он был не только политиком, но и художником. Он считал себя и художником и писателем.  Он был неудавшимся художником, на самом деле. Потом стал политиком. Спасибо большое, Денис. Марина Александровна, доброй ночи.

Марина Александровна: Доброй ночи. Я считаю, что всё от бога, конечно. Но бог на землю прислал падшего ангела. И я думаю, что как есть у бога свои слуги, так  есть и у падшего ангела свои единомышленники. И  в тот момент, когда, может быть, бог устаёт от людских дел, наверное, сильнее становится падший ангел и тогда проявляется то, что мы видим у Дали, у Пикассо. И я думаю, что бог нас создал не совсем совершенными. А если мы были бы совершенными, то мы были богами. А нам как раз это и не дано.

А.Г.: Да и не нужны мы были бы ему, если б были совершенными, как кажется мне иногда. Здравствуйте Ольга Григорьевна.

Ольга Григорьевна: Я вот сейчас держу в руках справочник по психиатрии практикующего врача А.В. Шувалов. Тут каждая страничка - диагноз, и приводятся примеры гениальных людей. Как вы к этому относитесь? Вот сын читал Аксёнова «Золотая наша железка», там был стишок такой: «Жизнь большого интеллекта невозможна без дефекта, Что касается дефекта, он съедает интеллект».

А.Г.: Я думаю, что это очень интересно, и мы в понедельник попробуем об этом поговорить. О гениальности  и помешательстве. Как я к этому отношусь? Я никак к этому не отношусь. Я  просто по-другому мыслю. Я думаю, что если повесить на человека значок психического заболевания, то это такой способ самоуспокоения, он ничего не объясняет. Доброй ночи, Светлана.

Светлана: Здравствуйте. Я думаю, что каждый знает о том, что в нём есть тайна. Даже ребёнок знает, что он сам по себе не исчерпывается тем, что считают о нём люди, что он ощущает. И вот это ощущение тайны в  себе, возможности её, оно и есть ощущение бога. И это даёт раскрываться творчеству. Что касается деления людей…тот же Пикассо, он, например, свой кубизм выводил когда был знаком с африканской скульптурой, когда он заинтересовался искусством народов Африки. Поэтому не всё так просто. Гораздо проще повесить ярлыки, чем понять, откуда что идёт. Человек хочет что-то сказать о том, что у него есть, и он как-то выражает это.

А.Г.: Спасибо.

К. Дюпрель, немецкий философ и мистик писал в середине 19 века: «В сокровенных недрах нашего существа пребывает недоступный нашему сознанию трансцендентный наш субъект, корень нашей индивидуальности. Он отличается от чувственной половины нашего существа, как формой, так и содержанием своего познания, так как он находится  в других отношениях к природе. Т.е., воспринимает от неё другие впечатления и следовательно реагирует на неё иначе, чем наша сознательная половина». Вот если мы будем относиться к внутреннему человеку как к человеку, который ищет себя и пытается обрести, то у нас появится критерий понять, что происходит в творчестве. Я когда-то научился этому у А. Меня. Созидательный процесс, подлинное человеческое творчество открыто в беспредельность, в вечность.

Пикассо ведь передал какое-то послание человечеству, и, наверное, в том числе, послание об ужасе мыслей человечества. Он писал, что в конце своего труда он испытывает неудовлетворённость, которая побуждает его всё  к новым и к новым творческим поискам. Гитлер испытывал чувство окончательности истин, которые нёс. Неудовлетворенность  у него появлялась только в тот момент, когда что-то не получалось. Он был абсолютно удовлетворён собой и это страшно. Художник чувствует не только власть таланта над собой, он ещё чувствует желание бесконечно совершенствоваться, неудовлетворённость, желание двигаться. И тогда это творчество божественное. Всё остальное - творчество человеческое, той самой абсолютно сознательной и вечно ошибающейся половины нашего существа. В дьявольское творчество я не верю.

Музыка

17.12.2017 Выложен тренинг "Умение понимать другого человека", который ранее нигде не публиковался...
11.03.2017 Существенно улучшилось качество звучания в тренинге "Божественная комедия".
Те, кто скопировал и хранит этот тренинг у себя, - можете обновить свою копию...
25.01.2017 Полностью обновлён тренинг "Поваренная книга магии". Главное - теперь вы можете узнать, о чём он (появилось содержание) :)
14.01.2017 Впервые выложен "Разноцветный тренинг"!
27.10.2016 Большое пополнение бесед за 2007 год!
Добавилось более 100 передач, которые раньше не выкладывались.
А качество выложенных ранее передач за 2007 год заметно возросло.
01.06.2013

Большое пополнение бесед за период 20.02.2006 - 29.12.2006.

Из них 39 передач перезалиты с лучшим качеством, остальные 49 выложены впервые.

04.09.2011

Алексей Попов завершил работу над тренингом "Уроки с Катей -2 — Парижская история, или Языческие корни";
на данном сайте впервые выложена качественная аудиоверсия тренинга (в стереозвуке)

27.06.2011

запущена тестовая версия.

23.06.2011

старт проекта.