войти

«2009.04.27 Понимание»

Расшифровки передач

Расшифровка — это текстовая версия передачи.

Вы можете оказать неоценимую помощь программе «Серебряные нити», если сделаете расшифровку этой и других передач. Расшифровки позволяют другим людям быстро знакомиться с передачами, находить передачи через поисковые системы, а также становятся основой для книг, выпускаемых автором передач.

Чтобы сделать новую расшифровку, нужно:

  • зарегистрироваться на форуме «Серебряные нити».
    (для регистрации пройдите по ссылке:
    http://www.serebniti.ru/forum/ucp.php?mode=register)
  • используя логин и пароль форума, войти здесь под ними
    (для этого нажмите на значок «ключик» (значок логина) в правом верхнем углу сайта).

Теперь Вы можете создавать новые расшифровки и редактировать уже написанные!
(для этого пользуйтесь значками (создание текста и редактирование текста), находящимися справа от каждой аудиозаписи)

Доброй ночи. Доброй ночи всем, кто слушает программу «Серебряные нити»

Вот ведь, вопрос вопросов человеческой жизни хотим мы попробовать поставить с вами сегодня. Способен ли в принципе один человек понять другого? Ну, действительно, наши души, - ведь программа «Серебряные нити» это программа о человеческой душе, - разделены непроницаемыми барьерами. Непроницаемыми барьерами тел. Мы считываем информацию в наши загадочные чёрные ящики с помощью органов восприятия. Но ведь они ошибаются, ошибаются и осязание, и обаяние, и зрение. На них так легко влиять. 

То, что мы видим, то, что мы слышим, - даёт ли это исчерпывающую информацию о человеке? Конечно, легко сказать - интуиция, почувствовать. Но можем ли в принципе, способны ли мы научиться чувствовать друг друга? Научиться действительно понимать. Мне кажется, что это правда проблема номер один сегодняшнего общества. Потому что, по всей видимости, не без помощи психологов и психотерапевтов 20 века люди как-то очень легко открыли, что причиной ощущения любой неудачи, ну любой, является другой человек. И стали больше всего бояться выходить на какое-то доверительное общение с другими людьми. Как-бы не получить по шее, если только мягко об этом говорить. И действительно, чаще всего нас мучительно не понимают. 

Отсутствие чувства друг друга - может быть, одна из главных проблем сегодняшнего дня. Да надо ли этому учиться? Может быть действительно, как это принято сегодня, нужно всё время говорить своё? И что-нибудь обязательно приложится, как-бы, кто-нибудь нас поймет. Кто поймёт - тот поймёт, а кто не с нами - тот против нас. По-моему сегодня именно такой стандарт мышления. 

Как людям понять друг друга? Возможно ли это вообще? В чём главная ошибка нашего общения? Стоит ли учиться и учить наших детей пониманию, или это слишком больно и, в общем-то, не нужно? Кактехнически это научится делать, как ни страшно это звучит, понимать другого. Но это же, в конце концов, невероятно важно, даже если ты с точки зрения своей карьеры собираешься этим другим манипулировать. Вот только малая толика возможных вопросов на тему о понимании. 
Могут ли люди понять друг друга? Как научиться друг друга понимать и чувствовать? Что для этого нужно сделать? И как этому учить? Вот тема сегодняшнего разговора в нашем прямом эфире.
Можем ли мы научиться понимать друг друга? Стоит ли этому учиться и что такое понимание другого человека вообще? Не слишком ли это больно? 

В середине 60-х годов прошлого века была такая традиция, она была во многих странах мира и у нас тоже. Были такие замечательные музыканты, некоторые их имена оставались в истории, а некоторые нет, которые играли, в общем, очень просто, но зато, как только они начинали играть, зал вставал и начинал петь. И все в этом зале как-то совместно понимали друг друга. Была такая удивительная пожилая дама в 60-х годах, звали её Миссис Миллс. Такая кругленькая, пожилая, ей было тогда около 60 лет, дама. Она здорово играла на фортепиано и зал реагировал на неё именно так. Какое-то забытое состояние души, мучительно забытое, вы это услышите сейчас. Ну почему такое понимание возможно, а мы о нём забыли.

Музыка «Tie A Yellow Ribbon»

Вот куда-то ушло всё равно время, когда мы могли вот так весело и беззаботно петь, отдаваясь какой-то мелодии, и понимая друг друга. Ну, действительно, говорят, что сегодня в нашей стране значимую статистику, то есть статистику заметную в общем числе усыновлений приёмных детей, приобрели родители, которые отказываются от уже усыновлённых детей, отправляя их обратно в детский дом. И для того, чтобы человек это сделал, он должен удивительную вещь произвести над собой, он должен научиться не понимать. Ну и для того, чтобы жить весело, когда большая часть людей не имеет физических сил, чтобы веселиться - тоже надо уметь. И когда мы спрашиваем друг друга, что же с нами случилось, наверно, проще всего ответить опять через понимание, - по всей видимости, мы так и не научились понимать. 

Ну вот, впрочем, до начала эфира позвонила наша постоянная радиослушательница Елена, которая сказала некоторые, скажем так, основные вещи про понимание. 
Елена: "Здравствуйте. Понимание это умение увидеть и осознать что-то объективное. Труд ума и души. Основа внутренней коммуникабельности, внутренней культуры человека. А также движущая сила прогресса в обществе. Наверно, вершина понимания это интуиция. Наверно, это или дано человеку, или нет. Научить этому почти невозможно. Иногда поражаешься детской интуиции. Откуда что берётся? Понять другого это перешагнуть своё я. Экзюпери как-то сказал, что нам проще понять как это в космос полететь, чем то, что другой человек по-другому, простите уж, в носу по-другому ковыряет. Далеко не всем и не всегда это удаётся. Хотя кажется, что это так просто. Мешают пониманию эгоизм, эгоцентризм, недостаток опыта, косность и стереотипность мышления. Это какие-то барьеры. Мы все нуждаемся в понимании, особенно люди закрытого типа. Таких сейчас большинство.Счастье это когда тебя понимают. Банально? Да. Актуально? Тоже да. Тогда человек не чувствует себя одиноким. Это ещё одни «Серебряные нити» нашего колючего времени. Есть замечательная французская пословица: «Понять - это наполовину простить». Если этим руководствоваться, то мир станет значительно дружелюбнее. И ещё, если бы у меня была волшебная палочка, и можно было бы загадать одно единое желание, то я бы попросила сделать так, чтобы люди понимали друг друга. Понимали зверьё. И нашу сложную тяжёлую историю и мир стал бы светлее. Спасибо, Елена, Москва".

Удивительная вещь. Я как-то однажды прочёл, для меня это было очень важным, интервью с Виктором Михайловичем Немчиновым,- есть у нас такой знаменитый - для тех, кто знает - переводчик-синхронист, он переводил Индиру Ганди и Ельцина. И как-то однажды в интервью он сказал неожиданную вещь: «Чуткость к языку это необходимое качество переводчика, но важно понять, что чуткость к языку, это собственно чуткость к человеку. Синхронист - герой вестерна, как я это для себя определяю. Тот чуток на движение руки, я - на чужую мысль. Герой вестерна должен синхронно и чуть-чуть с опережением выхватить свой кольт. Я - уловить мысль ещё за сотую долю секунды до того, как она прозвучит».
Удивительная вещь, вот сейчас об этом говорила Елена, я боюсь, что не успею, или забуду просто об этом сказать. Удивительно характерно, - там же, в этом же интервью Виктор Михайлович рассказывал о том, что как-то он встретил новый год на вершине пирамиды Хеопса - не из веселья, а просто потому, что вот решил туда подняться и нашёл там 4 больших камня по 2,5 метра высотой как в основании пирамиды. А его спросил интервьюирующий журналист, он спросил как на новый год вместо шампанского - сантиметр? А переводчик ответил, если у человека нет чувства истории, он становится просто колонистом. 
И сказал, что вот это чувство человека - оно создаётся вместе с чувством его истории и культуры. Вот удивительно. Удивительная вещь, он создал музей копий. Не музей копий, такой который создал Цветаев,- не музей имени Пушкина. А музей малых копий, небольших предметов, которые можно было подержать в руке, - материальные объекты, которые собраны их разных цивилизаций и культур. Ну, например, копия маски ацтеков, японская нэцке, лапа грифона из Междуречья. И среди этих предметов переводчик проводит мастер-классы для детей, для того чтобы они чувствовали историю.
Смотрите, какая удивительная связь, совершенно неожиданная: чувство истории, чувство языка и чувство человека, - как будто увязано в какое-то единое целое. Просто хочу, чтобы вы немножко подумали об этом.

Доброй ночи ещё раз, здравствуйте, Ирина.
Ирина: Здравствуйте. Александр Геннадиевич, вот сейчас то, что говорили в передаче о понимании в семье, об интуиции и т.д., - да. Но сейчас люди перестали понимать друг друга вообще, и в плане политики не понимают друг друга, разные слои не понимают друг друга, отцы не понимают детей, и т.д. Даже, в общем-то, одинаковые совершенно люди, учась на одном и том же факультете, совершенно не понимают друг друга. И вот я думала над этим, почему это сейчас так происходит, потому что есть такое понятие аксиома, то есть в любой науке есть то, что не подлежит сомнению, то, что истина в первой инстанции. И вот это вот как кирпичики, на основе которых, зная эти аксиомы, физики поймут друг друга, химики тоже, математики. А у нас сейчас идет ниспровержение полностью этих аксиом, то есть ниспровержение истины. И вот если бы мы вернули это в сознание, мировоззрение людей вот эти вот кирпичики, на основе которых можно было бы найти и протянуть вот эти ниточки к взаимопониманию. Ведь пришли же политики к тому, что мир не однополярен, и только тогда мы можем сесть за стол переговоров. Если бы люди знали, что мир бинарен, что свобода это есть суть выбор, что человек триедин, - что он состоит из духа, души и тела. Вот из основ, на которых зиждется всё, абсолютно любая сторона любого обсуждения. Вот если бы это, кстати, это делает Ваша передача уже много, много, много лет. Но если бы эти истины были возвращены в миропонимание человеческой сущности, то при всём многообразии, при всей индивидуальности человек бы научился понимать другого.
А.Г.: Ирин, я с вами согласен полностью. Но вот тут есть какой-то такой разрыв, который мы сами, по-моему, не очень можем заполнить. Вот этот разрыв - а как вернуть сущность. Вы действительно правы, просто человек сегодня это товар, он как-бы должен продаваться. Продать можно только собственное мнение, к чужому мнению прислушиваться некогда, его можно только купить. Ну, может быть, я слишком утрирую, но, тем не менее, что это за способ возвращения к сущности, он в чём?
Ирина: Вот, он состоит в том, чтобы человек не был набором множественных кочек собственного мнения, - вот кочки, у каждого свои кочки. Нет совершенно основ, которые были истинные. Вот сейчас спросите у любого, нет ничего истинного абсолютно.
А.Г.: А они вообще есть?
Ирина: Это нужно возвращать. 
А.Г.: Они вообще есть? 
Ирина: Есть, конечно. Ну как же - нет истин?
А.Г.: Тогда есть групповые истины.
Ирина: А в областях разных, если мы ниже опускаемся, есть аксиомы, вот не возможно же сказать дважды два - не четыре.
А.Г.: Вы предлагаете что-то вроде - люди, давайте соберёмся вместе, и..
Ирина: Нет, это есть в мире, просто об этом забыли. Вот сейчас это пытается вернуть церковь, это пытается вернуть ваша передача, там же истины говорятся, понимаете. О том, что мы состоим из трех планов, вот куда не кинь - это истина. Только просто человек он должен знать, что у него есть дух, душа и тело. Это уже столп понимания. А если у него нет этого понятия, - ну что ж.
А.Г.: С этой мыслью я согласен. Вся проблема в том, что очень многие люди сегодняшние, вчерашние, - я не думаю, что что-то радикально изменилось, могут сказать - да, у человека есть дух, душа и тело, так давайте используем их души, тела и духи для меня, чтобы мне было здорово и приятно. Пусть всё это работает на меня и у некоторых это чрезвычайно удачно получается. 
Более того, вы знаете, Ирин, делались такие попытки, я их не приветствую, и не отрицаю. У нас даже выходила когда-то относительно недавно в 90-х такая экуменическая библия. Это учение экуменизма, мы сводим все религии к нескольким основным базовым принципам и пытаемся их разделить, - ничего не вышло. Подавляющее большинство людей в мире экуменизм как свою религию не приняли.
Ирина: Нет, я не об экуменизме говорю.
А.Г.: А о чём?
Ирина: Вы понимаете, мы вообще, о каком взаимопонимании говорим? То есть в любой религии всё равно есть основные понятия. Ну мы христиане, мы русские, мы друг друга понимаем. Я не найду понимания с..
А.Г.: Спасибо, я вам благодарен, но вы всё равно говорите об экуменизме, пытаясь как-бы назвать это другим словом - экуменизм и ничего с этим не сделаешь.

Здравствуйте, Александр. Есть Александр?
Александр: Да это я из Волгограда звоню.
А.Г.: Здравствуйте.
Александр: Я свою концепцию хотел бы изложить.
А.Г.: Давайте, только если..
Александр: Понимание в принципе не возможно, потому что есть правда и ложь. И мы существуем в мире правды и лжи. И какое может быть взаимопонимание, если нам всё время поставляется информация через средства массовой информации обмана, и так далее. Какие можно строить взаимоотношения.
А.Г.: Ну действительно, раз мы с вами сейчас в данный момент общаемся в эфире средства массовой информации, то, стало быть, мы с вами оба лжём и о чём тут говорить.
Спасибо большое Александр.

Здравствуйте, Евгений.
Евгений: Да, да. Рад вас слышать.
А.Г.: Здравствуйте, Евгений, рад вас слышать.
Евгений: Я хотел сказать, что понимание между двумя людьми на самом деле не возможно, но с одной оговоркой. Если это понимание на уровне эго, на уровне того маленького ума, который составляет только 5% только каждого из нас. А вот на уровне 95% которые, скажем так, составляют«наша душа»..
А.Г.: Тех самых 95% нашего серого вещества, которые, как известно у человека не работают, да? Вы это имеете в виду?
Евгений: Да, абсолютно верно. А вот на уровне 95%, на уровне ощущений, чувств, сопереживания, сочувствия, со-знания, конечно же, понимание возможно.
А.Г.: А как? Вот, понимание возможно.. Вы знаете, Евгений, я попробую просто добавить к вашей мысли и к мысли Ирины. Не важно, ярлыки типа слова «экуменизм», они в действительности, не так важны. Важно абсолютно другое.
Вот я могу сказать следующее. Вообще, это зависит всё от первичной точки зрения на человека. Вотесли люди убеждены в том, что человек изначально добр, то тогда не важно, какой теории они придерживаются. Эго, ума, разума, души, трёхчленности состава человеческой, 12-членности, в общем, очень много существует таких разных всяких концепций. Но самое ведь главное - этонекоторый внутренний посыл: есть ли, вообще, зачем понимать другого. Или, в общем, в мире существую только я один, а всё остальное есть зло, которое надо по возможности либо от меня изолировать, чтобы оно меня не трогало, либо, как-бы, использовать, чтобы оно приносило мне пользу.
Евгений: Можно ответить?
А.Г.: Да конечно можно.
Евгений: Ну на самом деле, я считаю, что наоборот - мы все едины. И что мы создали специально эту иллюзию отдельности, воплотившись сюда на землю теми или иными личностями и индивидуумами для того, чтобы познать на опыте то, кем мы являемся, и то, кем мы не являемся и затем уже, завершив цикл одной конкретной жизни, вернувшись туда, откуда мы пришли, уже на этом новом опыте снова прочувствовать то, кем мы являемся и вернуться в это Лоно Господне.
А.Г.: Смотреть сверху с лёгким презрением на то, как мы тут оставшиеся копошимся, что-то вроде. Извините, пожалуйста, Евгений меня, ей-богу. Я вот что хочу сказать, ну, хорошо. И как нам это почувствовать всем, что мы вот ..
Евгений: Что именно, понимание?
А.Г.: Что мы едины. Да, ведь это и есть понимание.
Евгений: Что мы едины? Наверно я не смогу дать какого-то однозначного ответа.
А.Г.: Или не так, или даже не так, Евгений, извините. Я хочу спросить, скажите, пожалуйста, что доказывает это? Вот что доказывает, что мы все едины?
Евгений: Это доказывает то, что..
А.Г.: Как это доказать?
Евгений: Мы все дети одного источника, мы все пришли из одного источника и мы не можем в принципе не понимать друг друга, по большому счёту. А то непонимание, которое есть, оно лишь подтверждает иллюзию отдельности.
А.Г.: Да доказательством этого в первую очередь является наша постоянная тяга друг к другу. И наше постоянное и страстное желание понимать другого человека, не важно для чего. Ведь для того, чтобы использовать, надо его научиться понимать. Для того, чтобы получить любовь - надо научиться понимать. Для того, чтобы добиться значимости в человеческом коллективе - надо научиться понимать. Разные смыслы в это вкладываются, - это да. Но мы почему-то, в общем, не в состоянии быть людьми одни, мы всё время пытаемся, так или иначе, ничтоже сумняшеся, разумом, душой, интуицией, но мы пытаемся понимать.
Евгений: Если можно, ещё маленькую реплику.
А.Г.: Да, пожалуйста. Только коротко, Евгений.
Евгений: Я хочу просто привести пример. Когда я слушаю «Серебряные нити», например радиотеатр фантазий, некоторые, - то в некоторых передачах я понимаю на уровне ума довольно мало, честно признаюсь, и мне приходится прослушивать ещё раз и ещё раз. Но бывают случаи и они тоже довольно частые, когда - только пожалуйста Александр Геннадиевич не обижайтесь, поймите меня правильно, - когда во время тренинга я засыпаю. Это очень хорошо, потому что когда я просыпаюсь мне тоже очень хорошо, я прекрасно отдаю отчёт, что..
А.Г.: Я не могу на вас обидеться, Евгений, ведь это же хорошо. Но к сожалению, простите, у нас больше нет времени. Спасибо. 

А мы ещё раз послушаем ещё одну мелодию миссис Миллс - мелодию, где все понимают друг друга.

Музыка «Chattanooga Choo Choo»

Мы по-прежнему на Радио России, и по-прежнему обсуждаем, возможно ли понимание. Я всё-таки позволю себе поставить коротенькую запись в эфире. Звонок, который раздался у нас на автоответчике до начала эфира:
Радиослушательница: «Здравствуйте. Понимание это нечто противоположное созданию образа другого человека тобою самим. Как диковинное небывалое животное в тесте, всё равно сложится из деталей уже известных тебе животных, да ещё и вскроет затаённые от тебя самого цели и желания. Первый шаг к пониманию можно прочитать в Новом Завете: Любовь не ищет своего. Наверно первое непонимание это когда ты чувствуешь, что смотришь в бездну, в пустоту и там, в глубине что-то мерцает. И тогда уже не интересно ни обижаться, ни угадывать делает ли этот человек что-то подходящее к придуманной тобою схеме или нарушить все тобой придуманные про него правила и законы, а хочется только внимать и искать в себе, в себе струны которые зазвучат в резонансе с его струнами».

Какая удивительно важная мысль, Любовь не ищет своего. Но ведь это психология. Самая настоящая психология, когда большая часть наших огорчений и обид от поиска своего - своей выгоды, своей мечты, своих смыслов.
Понимание - мне кажется, мы под этим мы имеем в виду всего-навсего усилие, такое усилие, направленное в сторону другого, чтобы почувствовать, - как сказала наша радиослушательница, - тот огонек, который горит в темноте, то самое добро, которое является первоосновой человеческой, которая в каждом из нас есть. Может быть это банально, но мне кажется, что это так.

Здравствуйте, Галина Сергеевна.
Галина Сергеевна: Доброй ночи, Александр Геннадиевич, доброй ночи, «Серебряные нити». Я слушаю внимательно сейчас довольно долго, со всем согласна. Ну вот не совсем-совсем согласна, я хотела бы немножечко в быт, что ли вас немножко вернуть. Я хотела сказать, что..
А.Г.: С удовольствием в быт, так в быт.
Галина Сергеевна: Когда услышала, что можно ли понять и бывает ли больно, и стоит ли, значит, переживать, что боль. Да, да конечно можно понять, если очень, очень, очень хочется понять человека. Бывает в самом деле, очень больно. У меня, я просто про жизненный опыт.
А.Г.: Галина Сергеевна, я вас перебью. Галина Сергеевна, извините. Я хочу сказать, ну да, я знаю, есть причины, по которым мне сейчас тоже очень больно, я хочу сказать, что мы наверно говорим о каких-то моментах, которые в жизни называют предательством. Это такие острые..
Галина Сергеевна: Ну Иисус Христос даже собственно пережил всё это.
А.Г.: То есть, это такие острые моменты, когда наше представление о людях, которые с нами, даже вот об апостолах, они как-то вот мучительно не совпадают: их представления о том, какими должны быть мы. Он должен был быть сильным. Как-бы, мучительно не совпадают с нашими представлениями.
Галина Сергеевна: Ну, про апостолов мы сейчас уже недавно совсем так-то вот глубоко узнали. А когда у меня это было, то мне нужно было очень понять себя. Очень себя нужно понять, почему так получилось, что такое, что я есть, что у меня такое произошло в жизни. И вот это желание сильное понять, разобраться в себе меня заставило стараться понять другого человека.
А.Г.: Галина Сергеевна, вот совет. Можно я параллельно просто вставлю. Вы долго ждали, чтобы хоть было не зря.
Галина Сергеевна: Замечательный у нас диалог.
А.Г.: Вот скажите, пожалуйста, вот, а почему действительно так. Вам нравится мелодии, которые сегодня звучат?
Галина Сергеевна: Да, кстати, насчёт мелодий.
А.Г.: Стоп, стоп. Нравятся? 
Галина Сергеевна: Вот почему-то вы не нашли наших отечественных вот исполнителей, которые зажигали.
А.Г.: У нас сейчас нет времени об этом. 
Галина Сергеевна: Я хотела сказать вам по поводу этого, у меня такая мысль мелькнула.
А.Г.: Нет, нет, нет. Сейчас нет. Может быть в следующий раз, Галина Сергеевна, ну нет времени на это, не сердитесь. Я хочу сказать следующее. Вот понимаете, какая вещь. Ну действительно, почему так. Почему вдруг звучит какая-то мелодия, мы забываем обо всех обидах и предательствах, и вдруг чувствуем понимание друг с другом. Она делает что, эта мелодия? Не важно, русская не русская, - тут совершенно не в этом суть.
Галина Сергеевна: Не знаю, трогает, наверно, так, что совершенно ну успокаивает где-то..
А.Г.: Вот знаете, она видимо существует где-то помимо нас где-то выше, где-то в той области, где все наши разногласия прекращаются.
Галина Сергеевна: В то же время она не только помимо нас, наверно и в нас тоже.
А.Г.: Существует музыка. Но всё равно мы чувствуем, что она приходит и живёт где-то выше, чем наши предательства, все наши безденежья, все наши разногласия. Так вот я знаете, просто вы говорите, а я вспомнил, что есть такой старый-старый метод . Нужно, когда вас кто-то предаёт, нужно сначала - ну или вы это так интерпретируете, - то сначала обязательно нужно об этом рассказать, кому-то, кто сможет терпеливо выслушать. Это само собой так. А потом, нужно попробовать ему же или себе самой рассказать сказку или миф, в котором бы обязательно участвовали некоторые, как Юнг говорил, архетипические герои. Король, королева, принцесса, воин, маг, можно царевну-лягушку, да? Мифологические персонажи, наши и не наши, современные и не очень. Удивительной силой обладает мифологический рассказ. Если вы его придумываете - эту сказку про то, что произошло, вам становится почему-то гораздо легче простить. Потому что вы поднимаетесь куда-то туда, где звучит музыка. 
Спасибо большое, Галина Сергеевна. 

Доброй ночи, Игорь. Из Ярославля Игорь есть у нас?
Игорь: Алло.
А.Г.: Здравствуйте, Игорь.
Игорь: Я вот что хотел сказать, что понимание в принципе, на мой взгляд, растёт от истоков от того, что есть вообще добро и зло, ведь в понимании волка, когда он голоден, съесть ягнёнка это добро. А в понимании ягнёнка если его не съест волк это тоже добро. А если наоборот, то это зло. И мы "кучкуемся" просто на основании наших взглядов на добро и зло, вот и всё.
А.Г.: Удивительная вещь, Игорь, скажите, пожалуйста, а вы не слушали случайно нашу передачу в прошлый понедельник?
Игорь: К сожалению нет.
А.Г.: Понятно. Спасибо, Игорь. 

Мысль-то на самом деле абсолютно блестящая, с одним единственным но: волк съест одного ягнёнка от стада и это несомненно будет зло, но он никогда не порвёт в стаде ещё десяток овец и ягнят просто так из жестокости. Он не порвёт того, что не сможет съесть. Он не будет пытаться понять это стадо таким методом, каким дети иногда из чувства жестокости, - да? - мы говорили с вами, «..и улыбка познания сверкала..»,- ну не буду ещё раз. 
Я хочу вот что сказать. Мы обязаны этому научить. Обязаны научить друг друга и детей, потому чтовряд ли есть что-то важнее понимания.

Вообще говоря, я не очень согласен с нашей радиослушательницей, звонивший на автоответчик. Вообще-то не существует другого метода понимания кроме создания образа другого человека в себе. Это и есть усилие, направленное на понимание. Мы не можем проникнуть под черепную коробку другого. Мы можем только расширить свою оболочку, свои психические защиты, раздвинуться, расстегнуть куртку, в которой мы ходим по миру, и попробовать представить себе как чувствует себя другой человек. 

Есть такая штука в актёрских практиках, очень интересная. Она связана с тем, что, - кстати, я собираюсь рано или поздно сделать такой актёрский тренинг для жизни здесь на Радио России. Так вот в актёрских практиках есть старинный приём, исходящий, по-моему, ещё к Станиславскому, который заключается в том, что студентов просят наблюдать людей на улице, в метро, в автобусе и пытаться прочесть их историю, понять, какие они. Да? Ну как Шерлок Холмс, можно по деталям - по одежде, по морщинам на лицах, по складке на руке, по потёртости, - попытаться глядя на человека придумать его историю - кто он, куда идёт, что сейчас чувствует - придумать её как можно полнее, раздумывая об этом человеке. Да, эта история с точки зрения самого человека может оказаться ошибочной, но если долго-долго тренироваться, то рано или поздно эти истории становятся всё более и более похожи на истории самого человека. Это сложно, поскольку нужно попробовать принять позу человека, попробовать пройтись, так как он, почувствовать, как он держит руки в карманах, как размахивает ими. Нужно попробовать стать им. И это и есть то усилие добра, которое на самом деле существует вместо жестокости. Усилие расширения. Попытка понять. И только благодаря ей, благодаря этому усилию, которое делает человек, он вдруг начинает расширяться

Почему я начал со странной истории - с переводчика-синхрониста? Действительно, со странной. Я начал просто потому, что актёрская практика тоже начинается с предметов - прежде чем заниматься людьми актёрам говорят: вот коробок спичек, попробуй рассказать его историю, в каких руках он был, сколько ему лет, где он путешествовал, кто прикуривал, какую сказку ты можешь про него придумать. Сначала ты создаёшь в себе образ предмета и только потом восходишь к образу человека. Другого пути на самом деле не существует, ибо не можем мы проникнуть в мысли друг друга.

* * *
Вот наверно и всё, больше ничего я сегодня не успеваю сказать, ни слова. И так как мы с вами не поговорили ни о чём к 200-летию Гоголя, давайте в ближайшую среду поговорим вот о чём, кто они такие мёртвые души из поэмы. Почему, случайно ли путешествует Чичиков в поисках мертвых душ, именно мёртвых душ. И какое они имеют значение для нас с вами сегодняшних. Мёртвые души в нашей жизни, послезавтра в среду.

Спасибо всем большое и спокойной ночи.

Музыка.
17.12.2017 Выложен тренинг "Умение понимать другого человека", который ранее нигде не публиковался...
11.03.2017 Существенно улучшилось качество звучания в тренинге "Божественная комедия".
Те, кто скопировал и хранит этот тренинг у себя, - можете обновить свою копию...
25.01.2017 Полностью обновлён тренинг "Поваренная книга магии". Главное - теперь вы можете узнать, о чём он (появилось содержание) :)
14.01.2017 Впервые выложен "Разноцветный тренинг"!
27.10.2016 Большое пополнение бесед за 2007 год!
Добавилось более 100 передач, которые раньше не выкладывались.
А качество выложенных ранее передач за 2007 год заметно возросло.
01.06.2013

Большое пополнение бесед за период 20.02.2006 - 29.12.2006.

Из них 39 передач перезалиты с лучшим качеством, остальные 49 выложены впервые.

04.09.2011

Алексей Попов завершил работу над тренингом "Уроки с Катей -2 — Парижская история, или Языческие корни";
на данном сайте впервые выложена качественная аудиоверсия тренинга (в стереозвуке)

27.06.2011

запущена тестовая версия.

23.06.2011

старт проекта.