войти

«2007.09.07 Психология отличника»

музыка из Японии - страны отличников, исп. дуэт "The Peanuts" (Япония):

00:05: Sucu Sucu;

00:22: Yellow Bird;

00:41: Midnight in Moscow.

Расшифровки передач

Расшифровка — это текстовая версия передачи.

Вы можете оказать неоценимую помощь программе «Серебряные нити», если сделаете расшифровку этой и других передач. Расшифровки позволяют другим людям быстро знакомиться с передачами, находить передачи через поисковые системы, а также становятся основой для книг, выпускаемых автором передач.

Чтобы сделать новую расшифровку, нужно:

  • зарегистрироваться на форуме «Серебряные нити».
    (для регистрации пройдите по ссылке:
    http://www.serebniti.ru/forum/ucp.php?mode=register)
  • используя логин и пароль форума, войти здесь под ними
    (для этого нажмите на значок «ключик» (значок логина) в правом верхнем углу сайта).

Теперь Вы можете создавать новые расшифровки и редактировать уже написанные!
(для этого пользуйтесь значками (создание текста и редактирование текста), находящимися справа от каждой аудиозаписи)

 

Доброй ночи. Мы, по-моему, никогда не говорили о психологии школьных оценок. Давайте поговорим о психологии отличника. Между прочим, мне кажется, это целый раздел психологии. Если не закрывать глаза, то есть очевидный факт, подтверждающийся статистикой. Факт заключается в том, что вообще в жизни имеют успех те люди, которые не были отличниками в школе, в вузе. Факт этот не очень приятный. Но, не смотря на это, мы все по-прежнему хотим, чтобы наши дети хорошо учились в школе. Так кто же он такой отличник? Каковы сильные и слабые стороны его души? Для чего дети учатся на отлично? У меня был один хороший знакомый, который с возмущением говорил, что сегодня мы живём в стране, в которой победили троечники. И я когда-то, лет 8-10 назад был потрясён прямой истиной этого факта. С одной стороны, это звучало довольно презрительно, а  с другой, это статистический факт. Я знаю одну победившую цивилизацию отличников. Мне кажется, что такой цивилизацией, является японская цивилизация. Они вводят обязательное высшее образование. И некие психологические характеристики тех людей, которых мы называем отличниками, возведены там, в ранг культуры.

 

Музыка

 

В японской цивилизации то, что мы называем «отличник», действительно приводит к лидерству. По крайней мере, таково моё представление.

А.Г.: Доброй ночи, Сергей Владимирович.

Сергей Владимирович: Здравствуйте. Вы сказали, что двоечники и троечники, лучше устраиваются в бизнесе. Это ещё раз подтверждает, что без блата, без протеже протекций они бы туда не попали. Понимаете, да?

А.Г.: Сергей Владимирович, не понимаю. Вы  хотите сказать, что все троечники в нашей стране закончили школу по блату?

Сергей Владимирович: Я сейчас объясню. Вот он троечник, закончил школу. Куда он пойдёт работать, если он троечник, с таким документом? Значить, по блату…Родители…

А.Г.: А вы, правда, считаете, что работодатели всегда внимательно смотрят на оценки, которые стояли в аттестате?

Сергей Владимирович: Родители его устроили по блату.

А.Г.: Нет, не родители его устроили по блату.

Сергей Владимирович: А куда он пойдёт с таким аттестатом?

А.Г.: Спасибо, Сергей Владимирович.

Есть у меня такое впечатление, что этот спор может продолжаться бесконечно. Поскольку я уверен, что в нашей стране гораздо больше всегда было троечником, нежели блатных. Доброй ночи, Кирилл.

Кирилл: Здравствуйте. Насчёт того, что есть двоечники, отличники.… Очень хорошая мысль была у Есенина. Он сказал, что «грубым даётся радость, нежным даётся печаль, мне ничего не надо, мне ничего не жаль».

А.Г.: Есенин был великим поэтом. Меня интересует такой вопрос. Отличники - они нежные или грубые? И наоборот. Двоечники, они нежные или грубые?

Кирилл: Хорошо, я приведу вам другой пример. У нас в школе была отличница. Ну, совершенная отличница. Если она получала «четвёрку», она ревела после этого.

А.Г.: Что было с вами, Кирилл, когда вы получали «двойку» по тому же предмету?

Кирилл: Иногда её в дневнике стирал. Находил способ как стереть…

А.Г.: Или снимал штаны. Бывало, что снимал штаны?

Кирилл: Нет. Меня мама лупила ремнём один единственный раз, но это было до школы.

А.Г.: Спасибо большое, Кирилл.

На самом деле, Кирилл прав. Проблема успешности стоит в основном для девочек, а не для мальчиков, чаще всего. У мальчишек троечников меньше уверенности в себе. Он постоянно подвержен некой ругани. Но девочки отличницы постоянно сомневаются в собственной успешности. Они высокие баллы очень часто воспринимают как некую ответственность. Нельзя ошибиться, все смотрят на них. Необходимость постоянного оправдывания надежд, возложенного на них, становится огромной психологической нагрузкой. Уровень тревожности у таких девочек был гораздо выше, чем у мальчишек отличников, например.

А.Г.: Доброй ночи, Элеонора Павловна.

Элеонора Павловна: Здравствуйте, А.Г. У меня учился сын, был отличник. А с ним учился мальчик, был двоечник. Мой сын просто инженер, а мальчик - бизнесмен. Что я хочу сказать - что деньги умеют считать все. И двоечники, и отличники. Как это так получилось?

А.Г.: А как это так получилось? Как выдумаете?

Элеонора Павловна: Я всегда говорила своему сыну, чтоб учился, учился. А сейчас  в наше время думаешь - нужен ли диплом или нет?

А.Г.: Так к каким выводам приходите вы?

Элеонора Павловна: Я прихожу к выводу, что учиться надо. Если есть знания, то надо учиться, а если нет, то не надо.

А.Г.: Спасибо большое.

Вот это проблема. То, о чём говорит Элеонора Павловна, может самое важное в вопросе взаимоотношений отличник-двоечник. Мы с вами все родители. Примерно 90 % из нас хотят, чтоб дети учились  в школе хорошо. Почти ни один из нас не скажет, что хочет, чтоб его ребёнок был отличником. Все знают, что отличник это повышенная ответственность. Однако, мы ратуем за школьную успешность. Это наш стереотип и наша вынужденная необходимость. В результате мы упираемся в факт, который приводит Элеонора Павловна. Лидером стал двоечник. Почему-то ни наши родительские ожидания, ни школьное образование вот этого простого факта учитывать до сих пор не способно.

А.Г.: Доброй ночи, Татьяна.

Татьяна: Доброй ночи. Я с вами не совсем согласна. Все мои знакомые, которые были отличниками, достигли в жизни очень многого. Троечники остались троечниками. А лично я закончила школу троечницей. Мои родители поступили очень умно, не стали заставлять учиться дальше. Я работала. Когда я поняла, что я никто без образования, я пошла учиться в техникум и окончила его на «5».

Я не уверен, что в этом смысле некого лидерства, позиция двоечника лидерская меньше, чем позиция отличника. Отрицательный лидер, он тоже лидер. Я о том, что всё зависит ещё и от структуры того, что мы называем лидерством. Потому что если мы говорим о лидере журналисте, политике, бизнесмене, здесь, наверное, лидером станет скорее троечник. А если мы говорим о наёме в штатную работу, то чаще всего здесь легче устраиваются отличники. И они устраиваются с удовольствием к своим начальника троечникам. Я не утверждаю, я это обсуждаю.

А.Г.: Добрый вечер, Юрий.

Юрий: Здравствуйте. Моё мнение, неважно кто ты, главное выполнять свою функцию. А главное научиться думать, делать выбор. Допустим, начинаются выборы…

А.Г.: Стоп, кому легче сделать выбор?

Юрий: И вот такой вопрос. Как вы учились в школе?

 А.Г.: Я был «хорошистом». На «3» тогда учиться было стыдно, потому что в институте не платили стипендию. Поэтому, у меня всегда было «4», иногда с лёгкой тенденцией в «3». Но не ниже.

Юрий: В наше время, я хотел сказать, самое главное, надо научиться думать.

А.Г.: Вот, думать. Кому легче думать в современной школе? И кому больше приходится думать?

 

 

Музыка

 

Самая неуверенная группа в школе – это девочки троечницы. В отличие от мальчишек троечников, они очень болезненно реагируют на такую недостаточность в школе. И в дальнейшем такие девочки выработают некую позицию или привычку казаться важными, значимыми, активными и особенно проявлять себя в системе межличностных отношений. Именно они будут стремиться через некоторое время заполучить мальчишеские сердца. И иногда это не получается, и судьбы ломаются. Троечник, это что-то такое, брошенное с обрыва в воду. Если выплывет, то выплывет удачно. А если не выплывет, то не найдётся ему поддержки ни в школе, не дома. Будет трудно. Но зато, сам не желая того, это ребёнок получит навык выплывать. И этот навык может оказаться в жизни решающим. Именно этот навык, а не накопленные знания. Интересно, почему мы так мало об этом задумываемся?

А.Г.:  Ибрагим, доброй ночи.

Ибрагим: Я хочу сказать, что много зависит от учителей, смогут ли они найти подход к ученикам. Второе. Многие троечники в школе, в институте достаточно хорошо учатся.

 

А.Г.: Они вынуждены становиться чем-то вроде отличников межличностных контактов. Да?

Ибрагим: Их интересует предмет, который им нравится. Есть область , которая им нравится, к которой они обращаются. И в ней они могут достигать  лучших результатов.

А.Г.: Ибрагим, а вы как учились в школе?

Ибрагим: Я «хорошистом» был.

А.Г.: Ну, значит, мы коллеги. Мне наш редактор сказала, что вы нам подготовили категории вопросов.

Ибрагим: Первое, то что разница большая между троечниками и отличниками… Всё зависит от учителей, во- вторых…

А.Г.: От родителей, вы хотите сказать?

Ибрагим: Да.

А.Г.: А что ещё важно в жизни троечника?

Ибрагим:

А.Г.: Нет, не скажите? А мне кажется, это, как и в жизни хорошиста. Если отличник начинает чувствовать ответственность за то, чтобы быть удачливым всегда, то он становится зависимым от чужой оценки и похвалы. Как японцы. Им даже на работе ставят оценки ежедневно, не на всех, конечно, на многих. Троечник сталкивается с другой проблемой, проблемой неудачи. Он переживает гораздо больше неудач, чем отличнике. И как это ни странно, это очень нужно становится в школе. Что ещё, Ибрагим?

Ибрагим: Троечникам приходится искать способы, как выкрутится из ситуаций. Отличники же зазубрили и … вышли за счёт знаний. Троечникам приходится проявлять не косность мышления, находит различные способы.

А.Г.: Есть у меня подозрение, что я был троечником в душе. Из-за этого потом и вырос психотерапевт. Но тем не менее, мы же не можем говорить о всех троечниках. Может ли троечник превратиться в отличника?

Ибрагим: Может. Главное, чтобы его смогли заинтересовать.

А.Г.: Я не могу понять, кто из них должен искать контакт, именно в смысле должен. Почему-то учителя считают, что ученики с ними должны искать контакт. А мне всегда казалось, что должно быть наоборот. Наверное, я не прав, и учителя меня осудят. Спасибо, Ибрагим.

Мне всё время кажется, что троечник легко может стать отличником в институте, поскольку там легче использовать накопившийся опыт межличностных контактов. И легче найти то, что тебе интересно. Я такое много раз видел. Совершенно поразительно другое. Мы почему-то в системе образования об этом не задумываемся. Задумываются об этом психологи, социологии. И те факты, которые мы обсуждаем с вами сегодня, оказываются достаточно очевидными, если о них задуматься. Но почему-то, несмотря на эти факты, система школьного образования с конца 19-го века никак не изменилась. Кто-то, не помню, как её звали, из известных американских учителей, в году где-то 2005-ом дама, писала, что   когда я пыталась понять, что такое современная педагогика, я вдруг поняла, что педагог 19-века абсолютно спокойно может войти в современную школу и практически без всякого перерыва начать урок. Схема осталась та же. Мы только постулируем развитие индивидуальности ребёнка, учёт личности ученика… На самом деле, схема очень простая. Сначала идёт учебник, потом учитель, потом ученик. Учитель работает посредником  по усвоению учеником  знаний, которые находится в более или менее сомнительном учебнике. Есть только такие странные опыты педагогики, например, я знаю, что итальянские учителя вокала берут учеников с условием, что со своих первых 10 или 15 концертов ученик перечислит  процент учителю. Представляете, какую ответственность, в том числе и на учителя    накладывает такая идея обучения?  Представляете, как бы всё изменилось в экономическом вузе, если б вуз получал деньги с первых контрактов, подписанных выпускников этого вуза? Так хочется продлить эту мысль. Вот тогда вузу придётся опираться на тех самых бывших троечников, которые умеют вертеться и свободно мыслить. И тогда, по крайней мере, их индивидуальность не придётся подстригать учебником или совсем не стандартными, не педагогическими отношениями, типа, а кто из родителей  смог больше заплатить?

А.Г.: Лера, доброй ночи.

Лера: Здравствуйте. Я хочу сказать, что когда я училась в школе, это были тогда застойные времена. У нас была такая ситуация, что я встречала очень резко тупых отличников, то есть они тупо вызубривали материал, а этот материал не развивал у них системного мышления. Их судьба была достаточно плачевна. А преподаватели в школе очень ценили таких учеников, потому что всякого рода инакомыслие и свободомыслие  многими учителями, которые, видимо, сами были такими зубрилами, не приветствовалось.

А.Г.: А разве только в школе?       

Лера: Да. В  вузе контингент был лучше.

А.Г.: А вам никогда не приходилось?… Я когда пришёл на первый курс в институт, понял с ужасом, что профессор, ПРОФЕССОР, был полным идиотом.

Лера: Да, такое бывает.

А.Г.: То, о чём мы  с вами сейчас говорим, это самое главное, это та самая схема…

Лера: Главное - это развитие системного мышления. Человек изворотливый и так далее, не во всех, наверное, специальностях нужно. Потому что, наверное, где-то нужна…

А.Г.: Зато это нужно в бизнесе, политике, маркетинге, журналистике, рекламе…

Лера: Ну не все же занимаются бизнесом и маркетингом…

Я в данном случае не похвальное слово троечникам хочу произнести. Я хочу сказать, что может, стоит всерьёз задуматься о том, что та информация, которую требует знать современный мир, абсолютно невозможна для усвоения. Может быть, пора задуматься о воспитании личности? Не на словах, а на деле. На примере троечников и отличников это очень легко понять. В ближайший понедельник давайте поговорим о самоконтроле.

 

17.12.2017 Выложен тренинг "Умение понимать другого человека", который ранее нигде не публиковался...
11.03.2017 Существенно улучшилось качество звучания в тренинге "Божественная комедия".
Те, кто скопировал и хранит этот тренинг у себя, - можете обновить свою копию...
25.01.2017 Полностью обновлён тренинг "Поваренная книга магии". Главное - теперь вы можете узнать, о чём он (появилось содержание) :)
14.01.2017 Впервые выложен "Разноцветный тренинг"!
27.10.2016 Большое пополнение бесед за 2007 год!
Добавилось более 100 передач, которые раньше не выкладывались.
А качество выложенных ранее передач за 2007 год заметно возросло.
01.06.2013

Большое пополнение бесед за период 20.02.2006 - 29.12.2006.

Из них 39 передач перезалиты с лучшим качеством, остальные 49 выложены впервые.

04.09.2011

Алексей Попов завершил работу над тренингом "Уроки с Катей -2 — Парижская история, или Языческие корни";
на данном сайте впервые выложена качественная аудиоверсия тренинга (в стереозвуке)

27.06.2011

запущена тестовая версия.

23.06.2011

старт проекта.