войти

«2009.10.19 Сентиментальность»

Расшифровки передач

Расшифровка — это текстовая версия передачи.

Вы можете оказать неоценимую помощь программе «Серебряные нити», если сделаете расшифровку этой и других передач. Расшифровки позволяют другим людям быстро знакомиться с передачами, находить передачи через поисковые системы, а также становятся основой для книг, выпускаемых автором передач.

Чтобы сделать новую расшифровку, нужно:

  • зарегистрироваться на форуме «Серебряные нити».
    (для регистрации пройдите по ссылке:
    http://www.serebniti.ru/forum/ucp.php?mode=register)
  • используя логин и пароль форума, войти здесь под ними
    (для этого нажмите на значок «ключик» (значок логина) в правом верхнем углу сайта).

Теперь Вы можете создавать новые расшифровки и редактировать уже написанные!
(для этого пользуйтесь значками (создание текста и редактирование текста), находящимися справа от каждой аудиозаписи)

 

Доброй ночи всем, кто слушает программу «Серебряные нити». Мы с Вами решили поговорить сегодня, здесь, в прямом эфире программы «Серебряные нити», о сентиментальности. В общем, хорошо знакомое всем чувство, то выходящее из моды, то, по-моему, мне так кажется, лично, опять входящее в моду и занимающее умы под названием «гламур». В одном трактате на эту тему я как-то однажды прочитал замечательный эпиграф. Он звучит так: «У меня была одна знакомая. Она ужасно любила любовь. А больше она никого не любила». Странное, но очень точное определение того, что мы называем сентиментальностью. Хотя, все Вы знаете, что по-французски это слово означает всего-навсего чувствительность, которая вовсе не является плохим человеческим качеством. И всё-таки, откуда-то, я даже до конца так и не выяснил откуда. Может вы, дорогие радиослушатели это выясните, кто же был первый, кто сообщил человечеству о связи жестокости и сентиментальности? Откуда-то в нас всё время плавает эта фраза о том, что все жестокие люди обязательно сентиментальны. Что Вы называете сентиментальностью? Вот об этом сегодня разговор по постоянному телефону нашего прямого эфира. Телефон этот (495) 956-15-14. В эфире как всегда я, доктор, Александр Данилин. Как Вы относитесь к сентиментальности? Это плохое чувство или хорошее? И вообще, лучше, чтоб человек чувствовал хотя бы что-нибудь или не стоит ему чувствовать вообще ничего, в наши такие, несентиментальные времена? Хотя одновременно психолог или философ назовет любовь к собакам или кошкам, к нашим домашним друзьям, сентиментальностью. И, в общем, где-то в большом, общечеловеческом смысле, не ошибется. Скажите, пожалуйста, дорогие радиослушатели, может быть, это добавляет нам жестокости? Или не всякая любовь к собакам и кошкам является сентиментальностью? Что же всё-таки люди под этим понимают? Кто-то, не знаю кто, сказал однажды, что врачи, а я врач, это наименее сентиментальная профессия. Я в этом, кстати говоря, совсем не уверен. Что же это такое, в чём она выражается, вот эта вот избыточная чувствительность, которую полупризрительно, полунежно, мы называем сентиментальностью? Конечно же, у нас сегодня есть музыкальные паузы. И в музыкальных паузах должны петь сентиментальные певцы. Вот в моих любимых 60-х годах, королем сентиментального пения был Мет Монро. Сегодня мы с вами…давайте еще раз напомню телефон (495) 956-15-14 постоянный телефон прямых эфиров «Радио России» и программы «Серебряные нити». Мы сегодня с Вами послушаем в исполнении Мета Монро разные узнаваемые, как мне кажется, мелодии, так или иначе связанные с нашей юностью, а стало быть, обостряющие нашу сентиментальность. Что же она всё-таки такое? Вот ответ на это Монро.

 

Музыка

 

Давайте я попробую, прежде чем дать слово дозвонившимся, в прямом эфире, поставить всего-навсего два звонка, которые прозвучали у нас в студии до его начала. Уж больно это красивые, как мне кажется, важные звонки. «Здравствуйте. Что такое сентиментальность я не знаю. А почему жестокие люди сентиментальны, им же хочется быть добрыми. Вообще, я не могу провести жёсткую грань между добром и злом. Это как две краски в банке, если размешать, они закрутятся слоями и где-то получится новый слой цвета». Вообще очень интересно, и метафора такая прекрасная. Я просто отвечу нашей радиослушательнице очень коротко. Мне кажется, для того, чтобы начать различать добро и зло всё равно надо исходить из какого-то предположения. Вы исходите из предположения, что человек изначально добр и что даже, когда он сентиментален – это его остаточная, последняя попытка доброты, даже, если он на самом деле жесток. Значит и вовсе не так у Вас смешаны краски в душе, как вам самой это кажется. Всегда всё начинается с точки отсчета, чего мы ищем в человеке, добра или зла. И вот звонок нашей постоянной радиослушательницы Елены: « Здравствуйте. При проявлении жестокости происходит накал эмоционального состояния человека. И часто, но не всегда истерика души. А значит, человек демонстрирует глубину своей слабости. Он не умеет добиваться цели другим путем, кроме как насилием. Перефразируя Рабиндраната Тагора: «Жестокость это орудие бессильных». Нет ничего удивительного в сентиментальности жестоких. Каждая система, а человек есть система, имеет свой механизм защиты. Сентиментальность необходима для равновесия души, её успокоения, гармонии. Без неё человек сломается. И каждая эмоция, исчерпав себя, превращается в свою диаметральную противоположность. Спасибо. Елена из Москвы». Елена из Москвы говорила еще об одном чувстве, необыкновенно важном, которое Ницше называл «ресентиментом», если хотите «рессентиментальность». «Это проистекающая у слабых и ординарных», - прошу простить, это слова Ницше – «людей бессильная ненависть к благородным и превосходным, которая происходит из чувства собственной неполноценности». И такова жестокость всегда. Это всегда некая жестокость недомыслия и недочувствия. Ну вот, сентиментальностью для справки, наши словари называют – излишнюю чувствительность, склонность к приторной нежности в выражении чувств, некую частичность выражения чувств. Привязку этой самой нежности к отдельным, очень избранным объектам, вещам, животным. Даже не столько отдельным людям, сколько их отдельным проявлениям. Например, совершенно не хочется общаться лично, но вот вызывает очень большую нежность и слезы, когда человек звонит по телефону. Вот так примерно это выглядит. Еще более точным определением, я считаю, определение сентиментальности, как некоего настроения души, при котором из внешних впечатлений, человек выбирает только те, которые действуют на его чувства. А всякие такие аргументы, объекты, которые действуют на разум, его не интересуют. И вообще, все люди или вещи оцениваются с точки зрения силы испытанных по поводу их чувств. Как бы такой избирательный взгляд. Это склонность в природе, и в жизни, воспринимать, прежде всего, то, что вызывает некую приятную грусть, кем-то названную элегическим сочувствием. Ну, и, кроме того…в прочем, я что-то заговорился.

 

А.Г.: Здравствуйте, Антонина Михайловна.

Антонина Михайловна: Здравствуйте.

А.Г.: Что же такое сентиментальность?

Антонина Михайловна: Вы знаете, я собственно хотела бы немножко о другом, если можно.

А.Г.: Ну давайте попробуем.

Антонина Михайловна: Да, пожалуйста. Значит у меня такой вопрос. Я бабушка очень любящая свою внучку. Иногда вот эти вот чувства нежности к внучке, каким-то образом перехлестывают мои эмоции, и мне приходится иногда более жестко поступать с детьми, чтобы научить их родительскому самопожертвованию, чтобы пережимать их нужды во благо так сказать маленького ребенка. И я боюсь потерять грань, чтобы так сказать, не пережать детей-взрослых. Как вот мне со своими чувствами совладать? Это может быть в какой-то мере и сентиментальность по отношению к моей внучке.

А.Г.: Очень может быть, только мы пытаемся в этом разобраться. Я предлагаю так сделать, адресовать ваш вопрос пока ко всем остальным радиослушателям и попробуем заодно послушать, что они скажут. Здравствуйте, Надежда Назаровна.

 

Надежда Назаровна: Добрый вечер. Вы знаете, мне очень нравится ваша передача. Несмотря на то, что я вообще-то жаворонок, я вообще-то рано ложусь спать, но с удовольствием слушаю вашу передачу.

А.Г.: Спасибо

Надежда Назаровна: И хочу вас тоже спросить об одном. Я вообще человек верующий. У меня есть три сестры, с которыми я не могу, между прочим, наладить общий контакт. Скажите, это сентиментальность? И в чём же я виновата?

А.Г.: Сентиментальность то в чём проявляется? Вы их нежно любите, а контакта наладить не можете?

Надежда Назаровна: Я их люблю! Это они меня не любят!

А.Г.: Они вас не любят. Вот интересно. Давайте подумаем. Спасибо, Надежда Назаровна. На самом деле вопросы кажутся совсем не в тему и одновременно для меня они очень в тему. Вот звонок Антонины Михайловны из Дзержинска и Надежды Назаровны из Химок, чем-нибудь похожи друг на друга? Как вы думаете, Любовь Валентиновна? Есть у нас Любовь Валентиновна? Нет, сорвался московский звонок. Я вот, что хочу сказать. Я хочу сказать сложную вещь. Мы очень часто говорим о сентиментальности, как о чувстве, которое является симптомом жестокости или может вести к жестокости. Ну вот есть кто-то или что-то, кто вызывает у меня нежность, а весь остальной мир, всё остальное человечество, все остальные предметы и явления в общем не вызывают у меня, ни жалости, ни сочувствия. Каждый называет какие-то свои примеры. Как вы знаете, чаще всего вспоминают Цезаря или Гитлера, который очень сентиментально относился к своим собакам, любил их, ласкал и плакал под музыку Вагнера. А Бердяев, например, рассуждая о сентиментальности, называл Робеспьера и Дзержинского в качестве примеров, вот этих вот сентиментальных и одновременно жестоких людей. Кстати о том, кто первый внёс эти слова. Ну, я не знаю, вообще, самое раннее русское определение дал, мне кажется, Владимир Набоков. Он писал, что: «Следует отличать сентиментальность от чувствительности. Сентиментальный человек может быть в частной жизни чрезвычайно жестоким. А тонко чувствующий человек жестоким не бывает никогда». Вот и пойди, пойди у них, у умных как-то отличи, чем же одно отличается от другого. Лично я, я точно помню, впервые услышал эту мысль от Штирлица, точнее говоря от секретаря Кальтенбруннера в «Семнадцати мгновениях весны». Там звучит такая фраза: « Рюгер решил продолжать свою игру, но подумал, что Кальтенбруннер как все жестокие люди предельно сентиментален». Ну и естественно оказался прав. И, тем не менее, даже Набоков не так прост. Ведь понимаете, какая штука, самая настоящая жалость может вести к жестокости. Ну, совершенно очевидно, что бабушка, Антонина Михайловна, искренне любит внучку и видите, чувствует сама, что становится жестокой к детям. А что нужно сделать? Может быть, это так проще всего понять. Что нужно сделать, чтобы жалость стала не поддельной? Чтобы она не превратилась в сентиментальность? Тогда очень легко будет давать совет и Надежде Назаровне, потому что здесь проблема абсолютно та же самая. Она сводится к тому, что, если сентиментальность это как бы жалость частичная, деланная, мимолетная, поверхностная, то, что же такое настоящая жалость и как её научиться чувствовать?

 

А.Г.: Здравствуйте, Константин.

Константин: Здравствуйте.

А.Г.: Что же такое сентиментальность?

Константин: Я бы с вами хотел бы поговорить, вот на какую тему. Значит, сентиментальность, вот вообще, что это такое? Кто может объяснить, что такое сентиментальность?

А.Г.: Огромное количество людей пыталось это объяснить.

Константин: Да нет, давайте возьмем вот что – основу. Основа есть это что? Основа есть вообще появления человека.

А.Г.: Так. И чего?

Константин: А отсюда с появлением человека уже и возрастает духовность. А от духовности идет сентиментальность. Понимаете? И те же все пороки, которые вы уже перечислили.

А.Г.: То есть, самый главный порок это духовность?

Константин: Ну, прекратите. Ну не надо перевирать слова.

А.Г.: Я же пытаюсь вас понять.

Константин: Поймите меня еще раз. Давайте определим. Вот главное, главное что? Главное одно, единственное, что надо понять, откуда вообще есть сентиментальность.

А.Г.: Откуда?

Константин: От начала, от рождения.

А.Г.: Это хорошо, сентиментальность?

Константин: Вы поймите, дело в том, что любой человек сентиментален. Возьмите даже преуспевающего бизнесмена, он всё равно сентиментален. Вот вас взять, вы сентиментальный человек, коль вы ведете такую передачу, значит сентиментальный человек. Вы понимаете, о чём я говорю? Вот что такое сентиментальность, а не то, что…

А.Г.: Я порой бываю весьма не нежен. И вообще, чем тогда отличается сентиментальность от чувствительности?

Константин: Стоп. Это совсем разные вещи. Абсолютно разные вещи. Я Вам объясняю. Значит, чувствительность – это то, как человек воспринимает мир.

А.Г.: Угу

Константин: А сентиментальность – это личное отношение человека к миру.

А.Г.: То есть, в личном плане сентиментальность, ну, по крайней мере, она так используется в великой русской литературе как понятие – это как бы некое частичное проявление нежности. Собаку люблю, а людей сажаю в концлагеря.

Константин: Нет. Вы не правы, абсолютно не правы. Знаете почему? По одной причине – сентиментальность есть часть любви.

А.Г.: Спасибо, спасибо Константин. Здравствуйте, Сергей.

 

Сергей: Здравствуйте. Вот замечательно сказал предыдущий оратор. Прям мою мысль высказал, об этом хотел сказать. Это не сентиментальность – это, действительно, проявление той любви, которая живет в человеке. Та любовь, которая при рождении и до рождения вложена в него. И собственно, причиной его она и является. Сентиментальность возвращает человека в этот мир, показывая его красоту и многообразие из обыденной жизни, и особенно сегодня, когда жизнь человека сводится к модели. Вернее это пытаются сделать, свести к модели потребительской по отношению к миру, исключить любовь. А вот это подспудно выплывает, если это в человеке осталось, значит, он еще жив.

А.Г.: Почему же остаток? Сергей, вот понимаете какая штука, ну вот простой пример, Надежда Назаровна. Она говорит – я люблю сестёр. Вот у меня две сестры, я их люблю, и они звонят, у меня слёзы текут, а найти с ними общий язык не могу.

Сергей: Я думаю это такой проблематичный случай. В чём здесь сентиментальность? Это нормальное чувство человека – любить своих родных.

А.Г.: Да, нормальное ли оно, если я родных люблю, а контакта с ними нет? А я люблю.

Сергей: Думаю, проблема тут лежит в другой плоскости. Они не договорились между собой.

А.Г.: А как можно договориться между собой?

Сергей: Они не поняли друг друга, а кто конкретно не смог, мы же не знаем. Может, Надежда Назаровна виновата или кто-то из её сестёр.

А.Г.: Спасибо. Да и действительно, разве что осталось найти виноватых. Это точно у нас по радио не получится. Поэтому давайте лучше послушаем сентиментальную, хорошо знакомую нам музыку, а потом продолжим разговор.

 

Музыка

 

Основная тема мелодии «Крёстного отца» - мафия и любовь, жестокость всегда сентиментальна. Мы по-прежнему на «Радио России», и по-прежнему пытаемся понять, что такое сентиментальность. Ой, мне кажется, что предыдущие ораторы что-то прочно перепутали. Может быть, мы с вами разучились дифференцировать, как-то различать собственные чувства и слова. Ну, впрочем, вот здесь мы этому и пытаемся учиться. Ну вот, что же мы перепутали с сентиментальностью. Здравствуйте, Людмила.

 

Людмила: Здравствуйте, Александр Геннадиевич. Я Людмила из Воронежа. Я хотела сказать, что основное ваше положение, что как бы посылка ваша со ссылкой на Набокова, что все жестокие люди сентиментальны. Мне кажется, что вывод делать, что все сентиментальные люди жестоки нельзя. Я хотела, как пример привести образ Желткова из произведения Куприна «Гранатовый браслет». Ну, я думаю, что не назвать его сентиментальным трудно. Наверное, это классический образец сентиментальности, но жестокость я думаю там усмотреть сложно.

А.Г.: Не верю.

Людмила: Ну и много аналогичных примеров можно привести. Мне кажется тут какая-то путаница в понятиях.

А.Г.: Да мне кажется, что она возникла давно и безнадежно, эта самая путаница в понятиях. Однако, сентиментальности, это же не я даю определение, и, в общем, не один Набоков. Это словари русского языка самые разные так понимают сентиментальность. Как бы, вот, Артур Шницель когда-то дал точное определение. Оно звучит так: «Сентиментальность – это чувственность купленная по дешевке». Вот это ближе всего к тому, что понимал под этим всегда русский язык на протяжении столетий. Вы сейчас пытаетесь меня в этом переубедить. Но значение слова от этого, увы, не изменится. Может быть, изменились наши чувства, если мы вдруг пытаемся чувствовать сентиментальность как нечто подлинное и настоящее. Может быть, это всё, что у нас осталось? Здравствуйте, Ирина.

 

Ирина: Здравствуйте, Александр Геннадиевич. Путаница чудовищная потому, что сентиментальность, как только она появляется её надо выжигать калёным железом. Это самое презренное из всех эмоциональных чувств. Но только никто не сказал, что это такое. На самом деле, сентиментальность это любование и упивание своими собственными чувствами, ощущениями и эмоциями. И только своими, которые доводятся до эгоцентризма, до абсурдности, до соплей, до слёз и прочее и прочее. Они не имеют ничего общего ни с любовью, ни с чем. И женщины, которые ласкают и любят до пуси-пуси свою собачку, они тут же будут пинать чужую собаку. И вот удивительно то, что сказал Оскар Уайльд в своей исповеди, о том, когда он говорил. Вот я просто процитирую: «И помни, что человек, живущий одними лишь ощущениями и эмоциями, в глубине души обязательно циник. Ведь эмоциональность и сентиментальность - это ничто иное, как оборотная сторона цинизма». А цинизм – это тот мостик перекидной, который ведет к жестокости.

А.Г.: Вот ведь как интересно. Я хочу вместе и Ириной удивиться, потому что я даже давно веду эту программу и всё равно у меня есть вот это мучительное, правда мучительное, удивление от того, что чего-то необыкновенно важного, что нужно научиться разделять в чувствах, мы так разделить и не умеем. Как будто вот от этих звонков, которые звучали, есть такое ощущение, что мы хватаемся за свою сентиментальность как за какую-то веревочку, за то, что очень хочется в себе оставить, хоть какие-то чувства на фоне всеобщего цинизма. Я тут, между прочим, Ирин, так и слышу крик такой, в эфире. Крик звучит в эфире: «Нет, нет! Я не только циник, у меня еще есть какие-то и сантименты». И это поэма сентиментальности и не понимание значения слов, нечто совершенно страшное для наших чувств. Ну, в общем, действительно, в гламурном телеэкране выделить сентиментальность из настоящего чувства это, по всей видимости, невозможно. Однако, я вот, что хотел сказать, из, на мой взгляд, необыкновенно важного. Это происходит, наверное, от того, что мы забыли, что такое настоящее сочувствие или если хотите настоящая жалость. Кстати говоря, настоящая жалость, с точки зрения того человека, которого жалеют. Может тоже выглядеть как жестокость, потому что жалость, искренняя, настоящая, большая, несентиментальная, типа: «Ох, бедненький ты мой». Помните, я начал эту программу словами: «У меня была одна знакомая. Она ужасно любила любовь. А больше она никого не любила». Так вот сентиментальная жалость и «Ох, бедненький ты мой» - я так жалею собственную жалость, а больше я ничего не жалею. Дело в том, что настоящая жалость – это отождествление себя с человеком, которого ты жалеешь. Это когда ты научился или пытаешься, по крайней мере, делаешь усилие чтобы чувствовать как этот человек. И вот, если ты чувствуешь как этот человек, то тогда ты сможешь действовать, ну как бы с его точки зрения. Понимая, что ему надо. И уже простите, так как времени до конца передачи осталось мало, я хочу высказаться по-простому. Я хочу сказать, что этому человеку, которого ты жалеешь и которому ты сочувствуешь, иногда бывает нужно дать и ремня. Редко, но так бывает нужно. Есть такие поступки, в том числе у ребёнка, за которые нельзя гладить по голове любя собственную жалость. Надо вступать с ним в некоторый бой, иначе, он ничего так и не поймёт в жизни. Мы об этом говорили. Если Надежда Назаровна попробует поговорить сама с собой, с позиции своих сестёр. Если она сможет не оставаться на своих позициях любящих собственную любовь, а сможет почувствовать чего хотят они. Хотя иногда это очень жестоко. То тогда все контакты восстановятся. А Антонина Михайловна из Дзержинска, если сделает над собой усилие, попробует чувствовать со стороны ребёнка, то она поймёт, что иногда ему, ребёнку, нужно и отсутствие родителей, и даже в два года некоторая самостоятельность. Ну, может под неусыпным оком бабушки, но, по крайней мере, без его явного присутствия. Ему же жить-то и расти в реальной жизни. А это очень часто так бывает. Это из-за этого всё, что любим-то мы не ребёнка, не жену, не мужа, не сестру, а любим мы любовь. Нам так хочется быть любящими любовь, что спасу никакого нет. А если мы любим человека, то иногда выясняется, что вообще-то хорошо ему побыть и без нас. Ну, пусть даже ненадолго, но хорошо бы дать ему какую-то свободу. Иногда любовь, вообще, требует совсем внезапных и нелогичных форм поведения. Только для этого надо встать на позицию другого человека и попробовать почувствовать, хотя бы попробовать, что чувствует он. А мы любим любовь, а это и есть сентиментальность. Здравствуйте, Марин. Вам последнее короткое слово. Может я не прав во всём.

 

Марина: Добрый вечер. Да нет, правы, наверное. Меня другой вопрос, как раз о детях говорили. Мне кажется, вот у детей такого чувства не бывает. Оно, по-моему, приобретённое с возрастом.

А.Г.: Какое?

Марина: Сентиментальность.

А.Г.: У детей сентиментальности никогда не бывает, потому что маленькие дети автоматически и естественно чувствуют себя частью своих родителей. И очень удивляются, когда родители поступают вовсе не так, как они этого ожидают. Впрочем, об этом отдельный разговор. Конечно, же сегодня не успеем. Наверное, что-то самое главное, что во всём этом можно почувствовать я уже сказал. И всё равно, несмотря на недоговорённость этой темы. Я пытаюсь договорить её и тему о глупости, как бы не могу я оторваться от темы Корнея Ивановича Чуковского. Мне кажется, мы чего-то ужасно важного не сказали про то, почему Бармалей и великан из поэмы Чуковского, вдруг превращается в хулигана из «Айболита 66» Ролана Быкова. И мы так и не договорили на тему о том, почему же и откуда взялся в Петрограде крокодил из сказки Чуковского. О крокодиле Чуковского и о том, почему с годами Бармалей вдруг стал маленьким хулиганом, поговорим в ближайшую среду. Спасибо всем большое и до встречи.

17.12.2017 Выложен тренинг "Умение понимать другого человека", который ранее нигде не публиковался...
11.03.2017 Существенно улучшилось качество звучания в тренинге "Божественная комедия".
Те, кто скопировал и хранит этот тренинг у себя, - можете обновить свою копию...
25.01.2017 Полностью обновлён тренинг "Поваренная книга магии". Главное - теперь вы можете узнать, о чём он (появилось содержание) :)
14.01.2017 Впервые выложен "Разноцветный тренинг"!
27.10.2016 Большое пополнение бесед за 2007 год!
Добавилось более 100 передач, которые раньше не выкладывались.
А качество выложенных ранее передач за 2007 год заметно возросло.
01.06.2013

Большое пополнение бесед за период 20.02.2006 - 29.12.2006.

Из них 39 передач перезалиты с лучшим качеством, остальные 49 выложены впервые.

04.09.2011

Алексей Попов завершил работу над тренингом "Уроки с Катей -2 — Парижская история, или Языческие корни";
на данном сайте впервые выложена качественная аудиоверсия тренинга (в стереозвуке)

27.06.2011

запущена тестовая версия.

23.06.2011

старт проекта.