войти

«2005.08.31 Чего мы ждем от школьного образования»

музыка - классический рок об образовании:

00:05: Pink Floyd - Another Brick In The Wall Pt. II;

00:27: The Monkees - Goin' Down (Prev. unissued alt. mix);

00:42: The Monkees - I'm a Believer.

Расшифровки передач

Расшифровка — это текстовая версия передачи.

Вы можете оказать неоценимую помощь программе «Серебряные нити», если сделаете расшифровку этой и других передач. Расшифровки позволяют другим людям быстро знакомиться с передачами, находить передачи через поисковые системы, а также становятся основой для книг, выпускаемых автором передач.

Чтобы сделать новую расшифровку, нужно:

  • зарегистрироваться на форуме «Серебряные нити».
    (для регистрации пройдите по ссылке:
    http://www.serebniti.ru/forum/ucp.php?mode=register)
  • используя логин и пароль форума, войти здесь под ними
    (для этого нажмите на значок «ключик» (значок логина) в правом верхнем углу сайта).

Теперь Вы можете создавать новые расшифровки и редактировать уже написанные!
(для этого пользуйтесь значками (создание текста и редактирование текста), находящимися справа от каждой аудиозаписи)

 

Доброй ночи. Доброй ночи всем, кто нас слышит, желает программа "Серебряные нити". Две недели у нас не было прямых эфиров, и когда я подхожу к микрофону после перерыва, я, конечно, волнуюсь. Там, где кончается эфир, а он кончается где-то там, у вас в комнатах, а чаще, на ваших кухнях, так хочется человеку, сидящему у микрофона понять, соскучились ли вы, ждете ли возможности поговорить в прямом эфире или нет, или все так заняты сегодня праздником, который начнется уже совсем скоро, праздником знаний, первым сентября, что вы уже устали, и вам не до программы "Серебряные нити". Как это угадать?

Не знаю, но так как завтра первое сентября, мы по традиции с Вами в нашей программе о человеческой душе, о ее загадках, целях и, тем более, болезнях, не можем обойти этого праздника. Поэтому сегодня, если Вы ждали наших прямых эфиров, давайте попробуем с Вами провести еще один опрос: так как по средам мы говорим о культуре, о феноменах культуры и о том, как они вмешиваются в нашу душу, то школа второй по значимости после семьи феномен того, что называется человеческой культурой. И я хочу сегодня попробовать провести еще один опрос: давайте попробуем понять школьные годы как целое. Давайте попробуем поговорить чего вы хотите или мы, ученики, которые ждут сегодня и не могут уснуть в предчувствии этого такого тревожного праздника - начала очередного школьного года, чего мы все ждем от школы? Что мы хотим, чтобы наши дети в ней получили? Это и есть самый главный вопрос, на который почти всегда нет ответа: что должна школа дать нашим детям? Какими мы хотим их увидеть, когда они закончат эти 11 лет, зачем человеку образование, и не вредно ли оно, чем больше знаешь, тем больше горя умеешь видеть и понимать в мире. Какие внутренний задачи мы ставим перед учителями? Чего мы ждем от них?  Дорогие родители, дорогие радиослушатели, это наш сегодняшний вопрос к Вам: что должна дать детям школа - вот тема нашего эфира. 

 

Музыка.  Pink Floyd - Another Brick In The Wall Pt. II

 

Мой коллега, английский психиатр назвал школьное образование механизмом уклонения от человеческого роста. Он писал о том, что каждый из нас в своей жизни имеет импульс к самосовершенствованию, к тому, чтобы человек почувствовал и смог совершить некую задачу, которая изначально как внутренний маяк (какое замечательное и совсем не психиатрическое слово) светит в глубине его души и глубине его жизни. Он писал о том, что модель современного образования - это препятствие на пути к тому, чтобы человек научился понимать и чувствовать сам себя, свою внутреннюю задачу. Позже, Абрахам Маслоу, еще один чрезвычайно известный психолог описывал школу как препятствие на пути к самоосуществлению, и, конечно, та же самая интонация и то же самое настроение в той песне Pink Floyd, которую вы только что слышали. Это песня со знаменитого диска "Стена", и эта стена, неразрушимая стена, которая существует между душой ученика и учителем, которого он встречает в школе. 

 

Елена: Я хотела сказать, что каждый человек приходит на эту землю со своей задачей, и суть школы состоит в том, чтобы помочь ученику понять, зачем он сюда пришел, что  ему надо делать, и это, конечно, не вбитая информация,которую должна дать школа, а та уверенность в себе и в окружающем мире, которую должен ребенок на выходе из школы иметь. Я думаю, что такую свободу и такую смелость в жизни дает вальдорфская школа.

А.Г.:Что это?

Елена: Вы даже не слышали?

А.Г.: Словосочетание для меня знакомо. 

Елена: Уже много таких школ в России с 90 года, а вообще в мире они существуют с 1918 года. многие считают, что такие школы созданы для детей с проблемами в развитии - ничего подобного.

А.Г.: Ребенка одной моей знакомой, не буду рассказывать историю, ее пригласили в комиссию по делам несовершеннолетних в РУВД, она, конечно, вся трясясь внутренне и внешне туда пришла, и там ей рассказали, как это замечательно, потому что ее ребенок получил целую массу травм там,  начиная от покупок чего-то со скидками, кончая путевками в бесплатные лагеря, социальные меры защиты. У меня такое впечатление, что у нас дети с какими-то отклонениями в развитии получают гораздо больше, чем дети в обычных школах. Я, конечно, посмотрю, что такое вальдорфская школа. 

Елена: Она базируется на антропософии. 

А.Г.: Оттуда я ее и знал. С величайшим почтением отношусь к русскому символизму и, сам понимаете, к Рудольфу Штайнеру тоже, вполне возможно, что эти школы действительно дают очень много, скажите пожалуйста, чем же эти школы главным отличаются от обычных? 

Елена: Все обучение обращается к высшему существу ребенка. 

А.Г.: А к чему обращается обычнная школа? 

Елена: Обычная школа обращается только к интеллекту. И образовывается не целостное существо человека с его волей, чувствами, мышлением, а только голова человека. 

А.Г.: А физкультура? То, что формирует тело.

Елена: Физкультура - только 2 часа в неделю. Посмотрите на руки современных детей, на руки мальчиков в старших классах, редкие руки проработаны действием человека, который что-то умеет делать кроме нажимания на кнопки компьютера, разве нет? 

А.Г.: Скоро останется два пальца. 

Елена: Об этом речь и идет. Если они окажутся вне цивилизации, то все, абсолютно не приспособленные ни к чему.  

А. Г.: С другой стороны, а зачем им оказываться вне компьютеров и можно ли сейчас там оказаться?

Елена: Можно, и это здорово. Тоскливо жить в иллюзорном мире. 

А.Г.: А в настоящем?

Елена: В настоящем интересно, и смысл есть. 

А.Г.: Вы знаете, они по-моему, думают наоборот. Вы имеете в виду, наверное, какой-то третий настоящий мир, не тот, что нас окружает, а что-то иное?

Елена: Природа, все живое, все настоящее, ремесла, чувства нормальные человеческие. 

А. Г.: Они интересны?

Елена: Да

А. Г.: А что самое главное в вальдорфской школе?

Елена: То, что она исходит из индивидуальности ребенка, а не из программы. 

А.Г.: Что нужно, чтобы исходить из индивидуальности ребенка?

Елена: Надо понимать, что ребенок приходит зачем-то, ему есть, что сказать людям и что сделать на земле, и только он может сделать это лучше других. 

А.Г.: А что нужно сделать, чтобы к этому в человеке обращаться?

Елена: Наверное, заниматься антропософией. 

А.Г.: И только? 

Елена: Нет, еще жить полноценной жизнью, а не только виртуальной. 

А.Г.: Мне все время хочется сказать, что заниматься можно не только антропософией, чтобы смотреть на деревья и цветы, расцветающие в душах детей, можно заниматься огромным количеством разных софий, но, чтобы по-настоящему уметь обратиться к человеческой душе педагогу, психологу, психотерапевту, психиатру, всем этим специалистам с приставкой "психо" нужна вот эта самая штука, которая называется талантом, и которую никто никогда и нигде не умел отбирать. 

 

Иван Николаевич: В продолжение вопроса я к Вам обращаюсь как к инженеру человеческих душ и замечательному психологу, два коротких вопроса у меня как к психологу: как вы считаете, ЕГЭ не учитывает специфику конретного ВУЗа и выбор предмета не превращает ли учащегося в функционера? Я юрист, ко мне многие обращаются, технарям я привожу пример из области математики, физики, химии, когда человек чистый гуманитарий, очень тяжело с ним разговаривать, до агрессивной реакции, не воспринимает он аналогии. Вы врач, и в организме человека все взаимосвязано, нельзя сказать только печень, сердце, желудок, остальное в сторону, это как по Райкину - один шьет манжеты, другой пуговицы, а кто шьет костюм?

А.Г.: Спасибо, Иван Николаевич. Мне хотелось сказать, что во-первых, я, наверное, с Вами согласен в том, что "костюм не шьет никто", это ведь действительно так, поскольку сердце, печень и зубы Вам будут лечить в наших поликлинниках абсолютно раздельно, даже при том, что теоретически каждый из врачей знает, что это все взаимосвязано. Увы, гуманитарные науки на то и гуманитарные, как бы Райкин сказал "я гуманист, я все делаю через ГУМ", они на то и науки, чтобы науками их было называть нельзя, поскольку в гуманитарных науках все субъективно, а это для гуманитария значит "моя точка зрения важнее точки зрения другого человека", все остальное относится к области культуры точно также как и ЕГЭ. Я не знаю, как ответить на этот вопрос, потому что с точки зрения чисто человеческой ВУЗам  это невыгодно, а станет выгодно только в одном случае - если этот ЕГЭ будет действительно честным. Поскольку вузовских работников вокруг меня достаточное количество, у меня есть такое ощущение, что ВУЗам ЕГЭ станет выгоден только тогда, когда личное достоинство руководителей ВУЗов не будет связано с количеством получаемых им взяток. Вся проблема сегодняшнего ЕГЭ - проблема совершенно иная, по-моему это текст Жванецкого, как и предыдущий, который я приписал Райкину: "кто кроме продажи железнодорожных билетов кто же этой машине, этому компьютеру все это отдаст. Это все: колбасу, путевки дефецитные, деньги и все такое прочее". Поэтому до тех пор, пока в основе наших политических отношений и даже порой в основе наших расссуждений о нравственности лежит вопрос "кому достанутся взятки", обсуждать этот единый экзамен или не единый абсолютно бессмысленно, до тех пор, пока это попытка перераспределения денег. И самое страшное в этой ситуации то, за что наши дети ненавидят нашу культуру, потому что мы на полном серьезе обсуждаем проблемы ЕГЭ, а имеем в виду проблемы взяток ректорам. Так как мы все время учим чему-то одному, а сами дома имеем в виду что-то совершенно другое, то вот эта проблема, боюсь я, и не дает нашим детям принять наше образование всерьез, потому что в жизни все не так, как в образовании, а в образовании все не так как в жизни. Потому что цель у учителя не учить, а у врача лечить. Потому что ребенок любого возраста, даже студенческого, хочет услышать и слышит наши подлинные цели, а не то, что мы пытаемся ему впихнуть в голову через интеллект, .как выразилась Елена.Может, поэтому они бегут с таким удовольствием в направлении того, что мы считаем направлением вниз.

  

Музыка. Тhe Monkees - Goin' Down (Prev. unissued alt. mix)

 

Все тот же Абрахам Маслоу, которого я уже вспоминал сегодня, в конце 60-х годов описал все тот же самый результат наших педагогических усилий, он назвал его "комплексом Ионы" по имени библейского пророка Ионы, который тщетно пытался уйти от своей сбственной судьбы. И каждый из нас тщетно пытается от этой самой судьбы любой ценой уйти. Мы страшимся не только наших неудач, но и своих собсвтенных внутренних возможностей, мы боимся стать такими людьми, какими предсаем перед собой в наших мечтах или в лучшие моменты своей жизни.  Нас радуют те божественные возможности, которые мы обнаруживаем один-два раза в своей жизни, и одновременно мы панически этого боимся. Вот что писал Маслоу:

"Я легко демонстрирую это своим студентам, спрашивая их: "Кто из вас в этой аудитории надеется написать великий американский роман, стать сенатором, президентом, кто хочет быть генеральным секретарем ООН? Кто хочет стать великим композитором? Кто хочет выбиться в святые, подобно Альберту Швейцеру? Кто хочет стать духовным лидером?" Обычно все смущенно хихикают, пока я не задаю вопрос: "Если не Вы, то кто?" Подобным образом я подталкиваю к высокому уровню своих аспирантов, спрашивая: "Какие великие книги и о чем в тайне планируете написать?" И опять-таки большинство из них почему-то смущаются и пытаются уйти от ответа. Но разве я не должен задавать такой вопрос? Кто еще напишет великие книги по психологии, если не сами психологи? Поэтому я могу спросить каждого из них:"Ты не хочешь быть психологом?" "Хочу", - следует ответ. "Но разве ты учишься для того, чтобы стать безгласным пассивным психологом, разве ты учишься для того, чтобы не взаимодействовать с другими людьми и никак их не менять, разве это так?"  

И этот комплекс, комплекс страха перед своими собственными возможностями есть по Маслоу результат существования той школы, которая, по мнению Елены, и обращается сегодня к одному только интеллекту. Школа учит бояться лучшего в себе, потому что это лучшее в себе заставляет человека выделяться, а главная задача школы - объяснить, что "мы должны быть как все", а не определять какое-то там призвание или какую-то там внутреннюю задачу.

Более того, даже существующая вполне развитая система школьных психологов почему-то тоже не делает этого. Может быть, просто потому что мы с вами тоже безгласны, тоже разучились думать, судя по тому, что сказать чего же мы ждем от школы, не согласился почти никто. Что же делать, можем ли мы что-то изменить в этой самой школьной ситуации?

Что такое обращение к интеллекту и одному только интеллекту? На самом деле, если задуматься. то это попытка сформировать у человека что-то вроде внутренней пустоты. Ни родители, ни школа сегодня не умеют сделать так, чтобы человек нашел самого себя, какие-то внутренние импульсы, "услышал голоса", которые звучат внутри, но по мере получения образования эти самые внутренние сигналы, ощущения человеческой задачи ослабевают или совсем исчезают. Сигналы того, что такое "я" перестают быть услышанными или просто не могут быть услышанными. В результате мы хотим получить что-то вроде зомби, открытие самого себя обязательно должно включать внутренние сигналы, знать, кто и что тебе нравится, кто и что не нравится, что доставляет удовольствие, а что нет, когда принимать пищу, а когда не надо.

Человек, который имеет только интеллектуальный опыт и не имеет внутренних точек опоры, будет обращаться за руководством к сигналам приходящим из внешнего мира, например, есть, посмотрев на часы, а не исходя из своего собственного аппетита, поскольку у человека, который внутри пуст, понятие "аппетит" должно отсутствовать. Он подчиняется часам, правилам, кадендарям, расписаниям, сигналам, приказам, намекам людей, которые окружают его снаружи. Тот же Маслоу когда-то говорил о душевных болезнях и неврозах как неудаче личностного роста, той самой неудачи, которая исходит из того, что мы не даем человеку возможности стать тем, кем он должен стать. Говорить об этом хотя бы раз в год, 31 августа, я думаю, необходимо, поскольку человеческие и личностные возможности, особенно в нашем сложном  мире, ни в коем случае не должны быть упущены. 

Мы еще вернемся к образованию, а в пятницу давайте поговорим о роли интеллекта в справедливости и любви, о том, что значит справедливость, кто из нас прав и кто из нас в семье какие обязанности должен выполнять, как мы пользуемся словом "справедливость" в наших любовных и семейных отношениях. 

И помните, пожалуйста, что, если вы хотите, чтобы дети учились с удовольствием, наступающий день обязательно должен быть праздничным. Даже если мы не очень любим сегодняшнюю школу, мы обязательно должны сесть за стол и что-то ученикам подарить, праздник Знаний должен быть праздником не на словах, а на деле, если мы хотим, чтобы дети что-то из этих знаний приобрели. 

 

 

 

 

 

 

17.12.2017 Выложен тренинг "Умение понимать другого человека", который ранее нигде не публиковался...
11.03.2017 Существенно улучшилось качество звучания в тренинге "Божественная комедия".
Те, кто скопировал и хранит этот тренинг у себя, - можете обновить свою копию...
25.01.2017 Полностью обновлён тренинг "Поваренная книга магии". Главное - теперь вы можете узнать, о чём он (появилось содержание) :)
14.01.2017 Впервые выложен "Разноцветный тренинг"!
27.10.2016 Большое пополнение бесед за 2007 год!
Добавилось более 100 передач, которые раньше не выкладывались.
А качество выложенных ранее передач за 2007 год заметно возросло.
01.06.2013

Большое пополнение бесед за период 20.02.2006 - 29.12.2006.

Из них 39 передач перезалиты с лучшим качеством, остальные 49 выложены впервые.

04.09.2011

Алексей Попов завершил работу над тренингом "Уроки с Катей -2 — Парижская история, или Языческие корни";
на данном сайте впервые выложена качественная аудиоверсия тренинга (в стереозвуке)

27.06.2011

запущена тестовая версия.

23.06.2011

старт проекта.