войти

«2007.07.30 Цинизм»

00:02: Блуждания Диогена.

 _____

музыка - популярная музыка XX века, исп. Cab Calloway (США) - альбом " Hi-De-Hi, Hi-De-Ho" (1959 г.):

00:04: Minnie the Moocher;

00:41: You Rascal You.

Расшифровки передач

Расшифровка — это текстовая версия передачи.

Вы можете оказать неоценимую помощь программе «Серебряные нити», если сделаете расшифровку этой и других передач. Расшифровки позволяют другим людям быстро знакомиться с передачами, находить передачи через поисковые системы, а также становятся основой для книг, выпускаемых автором передач.

Чтобы сделать новую расшифровку, нужно:

  • зарегистрироваться на форуме «Серебряные нити».
    (для регистрации пройдите по ссылке:
    http://www.serebniti.ru/forum/ucp.php?mode=register)
  • используя логин и пароль форума, войти здесь под ними
    (для этого нажмите на значок «ключик» (значок логина) в правом верхнем углу сайта).

Теперь Вы можете создавать новые расшифровки и редактировать уже написанные!
(для этого пользуйтесь значками (создание текста и редактирование текста), находящимися справа от каждой аудиозаписи)

 

Доброй ночи. Сегодня мы с вами поговорим о цинизме. Действительно, похоже, это слово превратилось в одно из главных наших с вами проблем. Цинизм толковые словари определяют как негативное моральное качество, выражающееся в презрительном отношении к  культурным и нравственным ценностям общества. Форма морального зла. Циник, как правило, подчёркивает и демонстрирует собственную аморальность. Как вы определяете или понимает цинизм современного общества? Откуда пошло это слово? Как оно определяет сегодняшний наш ум и нашу душу? Как с ним бороться, если с ним надо бороться вообще? Прошло несколько тысяч лет, как один из первых циников или киников, Диоген Синопский бродил по городу с масляной лампой и говорил, что ищет человека. Какого человека он искал? Какого человека со свечой мы ищем  вами в нашей программе «Серебряные нити»? Если отбросить наш жизненный цинизм, то, что от нас останется? Когда у Диогена спрашивали, что будет, если отнять у него бочку, где он будет жить? То он ответил, что у него останется место, которое занимала эта бочка. Он на этом месте будет жить. А где будем жить мы, если  у нас отнять нашу бочку? Это  сложный вопрос. Хотя, я не думаю, что циничная позиция, по крайней мере, внешне, такая грустная. Вообще,  популярная музыка 20-го века это такой отдельный феномен, о котором нужно говорить, всегда казалась, особенно старшему поколению, музыкой циничной, поскольку она, как Диоген из бочки взялась говорить о самых разных, несовместимых  с моралью сторонах жизни человека и общества.

 

Музыка

 

Враги называли Диогена собакой (греч. «кинос»), отсюда слово «кинизм», потом превратилось в цинизм. Собакой называли его за  то, что он сознательно жил как собака. Справлял нужду как собака, где хотел. Где хотел, занимался онанизмом, делал постоянные язвительные замечания. С тех древних времён сильно изменило слово свой смысл. Сегодня мы называем цинизмом некую позицию личности, в которой человек отрицает значимость неких идеалов, в том числе общественного мнения и стыда. Это люди, которые добиваются своих целей любыми и сугубо безнравственными способами. Цинизм особенно проявляется в ситуациях, когда человек ощущает собственную безнаказанность. Недаром, самые главные цинические изречения нашего времени, на мой взгляд, принадлежат королям. Самое знаменитое, конечно, Людовик 14-ый говорил: «После нас хоть потоп». Вторая фраза его менее известна: «Неужели Бог забыл обо всём, что я для него сделал?»

А.Г.:  Добрый вечер, Сергей Владимирович.

Сергей Владимирович: Цинизм происходит из-за того, что власть цинична во многих вопросах к обществу. Это его первопричина.

А.Г.: Сталин с Троцким были менее циничны? Я  просто чтобы определить позиции.

 Сергей Владимирович: Я не знаю. Я говорю, как я знаю, вообще…во всей эпохе…теперь вторая часть. Как бороться. Создать на уровне государства… государственно – общественную квалификационную экспертную комиссию, которая будет определять…

А.Г.: Комиссию создадим, скорей всего, из моих коллег психиатров, они будут судьями. А циничных будем лечить, скорей всего аминазином, я так думаю, по старой доброй привычке. Да, Сергей Владимирович?

Сергей Владимирович: Нет,  это будет… в паспорт и трудовую книжку ввести графу порядочный и непорядочный человек.

А.Г.: В паспорте «Циник».

Сергей Владимирович: И потом непорядочный вынужден будет свою жизнь менять. В противном случае в обществе будет белой вороной, на работку его нигде не будут брать…

А.Г.: Согласен целиком и полностью, только один вопрос. А если тот, который не порядочный или циник даст взятку, чтобы ему поставили штамп, что он порядочный?.. Как мы будем определять порядочность тех, кто определяет порядочность всех остальных?

Сергей Владимирович: Да, возможны нарушения, коррупция. Надо ввести законодательство, в котором будет указано, что за подобные виды правонарушений 10 лет с конфискацией имущества. Тогда он будет вынужден либо менять…

А.Г.: Спасибо, Сергей Владимирович, я вас перебиваю, потому что мне кажется, эта модель мышления и приводит к цинизму. Это такая мечта о добром царе.

Это рассуждение не цинично, по крайней мере, для меня, потому что в нём есть цель и есть мечта. Можно ошибаться, думать, страдать от нереализованности этой мечты. Цинизм, это такая позиция, которая, как мне кажется, в принципе отрицает мечту. Цинизм это такая, сточки зрения многих классиков психологии 20-го века, форма депрессии. Человек  ещё способен справляться, контролировать свои симптомы и защищаться от них. Поскольку  в цинизме сегодняшнем мне кажется, очень много связано с отсутствием мечты. Как бы такая форма защиты от беспросветного будущего. Ты жил, мечтал, трудился, в какой-то момент тебе не хватило сил, таланта, упорности. Цель не достигнута, жена ушла, так как ты денег не зарабатываешь. И всё, что тебе достаётся - это будни уже немолодого разносчика газет. О всех остальных весёлых привычках я ещё не говорю. Стоит правда, заметить, что чем меньше запрос был изначально, тем  меньше выраженность цинизма. Есть у меня одни знакомый, который говорит, что надо ко всем встречающимся в жизни людям относиться внутренне как к козлам, предателям и сволочам, никак не показывая это внешне. Если ты ошибёшься, то тебе это будет приятно. А если изначально ко всем будешь относиться доброжелательно, тогда можешь ошибиться. Это такая позиция, в которой человек чувствует себя разочарованным и думает не о мечте, а о средстве.

А.Г.: Доброй ночи, Ирина.

Ирина: Здравствуйте. Что касается того человека, который говорил, что ко всем надо относится как к козлам. Он так думает, он об этом мечтает и получает это. И тешит тем самым своё самолюбие. Разве не так?

А.Г.: Думаю, что не совсем так, если прилагать это к конкретному человеку. Я думаю, это для него во многом защита. А  может быть, я не прав, потому что вижу  в людях больше защит. Стараюсь видеть больше хорошего. По-другому я  устроен.

Ирина: Ну, да. Открытости всё равно мало. Мало сталкиваешься ведь с этим. И предыдущий человек говорил о печати в паспорте. Какая-то это ерунда.

А.Г.: По великому  счастью, человек не может быть глубоко циником. Или полным циником. Потому что, вот сейчас в эту секунду я злой, во мне полярность агрессии. Во мне есть всегда и другая полярность. И вот сейчас я циник. Но по закону полярности, если я показываю миру своё крайне циническое лицо, то это значит, что там, сзади, во мне остаётся лицо романтика.

Ирина: Ну, не знаю.…Наверно.

А.Г.: И чем больше во мне растоптанного, униженного романтизма, тем более циничным я становлюсь. Мне кажется, что чем больше это выкрикнуто, тем больше романтики в душе у человека растоптано, с тем большей поляризацией в душе человека мы сталкиваемся.

Ирина: Это, наверное, своего рода слабость.

А.Г.: Цинизм это слабость. Это значит, я предал свою мечту, стал думать о средствах, а не о целях. Доброй ночи Константин Вячеславович.

Константин Вячеславович: Здравствуйте. Я хотел бы сказать, что надо искать причину. Откуда он берётся этот цинизм?

А.Г.: Откуда, по-вашему?

Константин Вячеславович: Это, наверное, связано с воспитанием, с формированием мозга. Человек ведь за счёт мозга и поступает, действует. Ведь не каждый человек становится циником. Один может меланхоликом стать…В этом суть-то…

А.Г.: А суть всегда биологическая. Спасибо большое.Здравствуйте, Анатолий Георгиевич.

Анатолий Георгиевич: Я считаю, что циники это те люди, которых не устраивают моральные устои общества. И они для себя что-то изобрёл и говорит, что это не устраивает меня. Вот, например, наша федерация состоит из множества национальностей. Кого-то не устроило то, что у всех национальностей было  в паспорте указана национальность. Кому- то потребовалось убрать эти вещи. С одной стороны мы говорим о том, что мы развиваем, уважаем национальности, а с другой взяли и убрали…Кому это стало не выгодно? Я считаю, это циники.

А.Г.: Спасибо.

Я хочу вывести некую мораль из этого. А мораль заключается в том, что цинизм в первую очередь воспитывается той же полярностью, но в мировоззрении. Цинизм бывает очень разный. Христианский, коммунистический цинизм. Цинизм - это та позиция личности, когда человек не справляется с противоречиями. Например, вроде бы анекдотично звучит: «А надо ли в школе преподавать теорию Дарвина?» Но ведь на самом деле это вопрос формирования цинизма. Потому что если в школе одновременно преподаётся история религии или закон Божий, то естественный отбор – это нечто прямо противоположное закону Божиему. Естественный отбор, преподающийся вместе с законом Божием,  создают в человеке цинизм, потому что создаёт ошибку двух ценностей, которую человек преодолеть не может. И говорит: «А фиг с ним!». История с паспортами и национальностями точно такая же история. С одной стороны мы призываем гордиться словом этнос и национальность, с другой стороны пытаемся исподтишка этот процесс нивелировать, уничтожить. Это создаёт ошибку ценностей и цинизм максимальный по отношению к этому вопросу.

А.Г.: Доброй ночи Лариса.

Лариса: Здравствуйте. С проблемой цинизма я столкнулась непосредственно. Я начинала учиться у преподавателя литературы. Я всегда вспоминаю с большим теплом. Мне пришлось повторно столкнуться  с ней, когда в эту же школу  пошёл мой сын. Дело в том, что я не сразу поняла, кем она стала, потому что я помнила её ещё из своей юности и относилась к ней открыто. Очень страшно, когда цинизм проявляется у педагога. Особенно у директора школа, от которого зависит, как ведёт себя весь педагогический состав школы. И то, что сделали эти педагоги под руководством Надежды Прохоровны с моим сыном, это просто катастрофа. Цинизм отдельного человека ещё можно пережить, но когда цинизм у педагога, который формирует души детей, это страшно. Это настолько коверкает, извращает детей…  Это сравнимо только со взрывом атомной бомбы.

А.Г.: Цинизм - это самое страшное в нашей жизни. Вы знаете, я как-то уже много лет назад я часто участвовал в публичных спорах с одним писателем, который утверждал, что детей нужно воспитывать циниками, потому что ничего другого этот мир не оставляет. Воспитаем романтиков - его растопчут. А всё остальное это рассуждения в пользу бедных. Мне очень понравилось ваше сравнение с атомной бомбой. Есть замечательная книга, философская, сложная, но блестящая, открывающая 21-ый век. Она называется «Критика цинического разума», автор Петер Слотердайк. В его работе очень много места занимает размышление об атомной бомбе. Он говорит об атомной бомбе, как о верхе человеческого цинизма. Знаете, что название купальника бикини происходит от названия атолла в Атлантическом океане, на котором американцы испытывали атомную бомбу. Отсюда это сравнение как взрыв. Поднимается ещё один вопрос. Это вопрос профессионального цинизма. Хочешь ты или не хочешь, за годы работы врачом, ты его в себе выработаешь, даже если будешь бороться  с ним, как можешь. Потому что нельзя работать в хроническом стрессе с хронической эмоциональной отдачей. Ты начинаешь к чему- то относиться саркастически. Борьба с этим есть борьба с профессиональным выгоранием. Это очень сложно и об этим нужно думать. И я не раз и не два кричал и пытался кричать об этом в эфире: «Что вы делаете, учителя?!» Но ведь, мы должны понять ту ситуацию идеологического клинча, в котором наши учителя оказались. Десятки разных учебников, противоположных мнений, взглядов на литературу, представляете, какую степень романтизма и мужества нужно иметь человеку, чтобы остаться талантливым учителем русской литературы? Это же подвиг сегодня. Имеем ли мы право требовать от людей таланта? Это ведь тоже нечто прямо противоположное цинизму. Наверное, имеем. Только хотим ли этого или нет, уж больно сложно сделать его нормой.

А.Г.: Доброй ночи, Ирина.

Ирина: Доброй ночи. Я хочу сказать, что цинизм это мировоззрение. Это кому что удобно. Учителю, например, удобно не заметить, что ученик делал или как ему нахамить. А мама куда смотрела, когда она выпускала своего ребёнка в жизнь? Неужели она могла сказать - вот это хорошо, а это плохо. Надо сделать, чтобы ты был приличным человеком, чтобы знал, что сказать этому подлецу, как не дать себя оскорбить, потому что ты сам это порождаешь. Я о том, что если бы этому цинику дома кто-то сказал, что-то доброе, а не говорил: «Мама, когда ты принесёшь эти 50 рублей, почему ты их не заработала?»,  муж что-то сказал, или она на своего мужа посмотрела как-то по- другому, то она может быть где-то не стала циником. Или на ребёнка посмотрела бы. Или пошла бы к тому же самому директору и сказала: «Посмотрите на ребёнка, может ему надо в чём-то помочь», улыбнулась бы. Но циник скажет: «Зачем это нужно?» Если бы все были бы проще, всё было бы проще.

А.Г.: Спасибо большое.

Слотердайк, писал, что циник, это некий массовый тип, который живёт от одного дня к другому, который живёт от проблемы до проблемы, от оргазма до оргазма.… Никак не связывает эти оргазмы, проблемы друг с другом. Это та самая позиция «Давайте просто жить, не задумываясь о том, что происходит в школе». Слотердайк точно определил, что цинизм это просвещённое несчастное сознание. Сознание, в котором просвещение работало успешно, но без толку, в котором остались одни противоречия и никаких выводов. Жан Бодрийя?р, которого я очень люблю, как то заметил одну очень важную вещь. Он сказал о том, что  истинная ядерная катастрофа – это не удел общества, она уже произошла. Мы живём в её последствиях. Мы уже с вами разорвались на атомы, превратились в отдельные мельчайшие частички. Слотердайк видит выход из цинизма в кинизме. Диоген со своим фонарём, ведь искал свободы от обусловленности тем самым миром, который он считал циничным, поэтому боролся  с ним. Проблема в том, что циником быть гораздо легче. Циник – это человек, который отвергает ценности других. Он подозревает, что в этом мире есть зло, но в зависимости от того, о какой части мира идёт речь. В своём садике цинк не видит зла, а  в соседском, чужом - там всё зло и сосредоточено. Впрочем, может быть, я перебарщиваю в философии.

 

Музыка

17.12.2017 Выложен тренинг "Умение понимать другого человека", который ранее нигде не публиковался...
11.03.2017 Существенно улучшилось качество звучания в тренинге "Божественная комедия".
Те, кто скопировал и хранит этот тренинг у себя, - можете обновить свою копию...
25.01.2017 Полностью обновлён тренинг "Поваренная книга магии". Главное - теперь вы можете узнать, о чём он (появилось содержание) :)
14.01.2017 Впервые выложен "Разноцветный тренинг"!
27.10.2016 Большое пополнение бесед за 2007 год!
Добавилось более 100 передач, которые раньше не выкладывались.
А качество выложенных ранее передач за 2007 год заметно возросло.
01.06.2013

Большое пополнение бесед за период 20.02.2006 - 29.12.2006.

Из них 39 передач перезалиты с лучшим качеством, остальные 49 выложены впервые.

04.09.2011

Алексей Попов завершил работу над тренингом "Уроки с Катей -2 — Парижская история, или Языческие корни";
на данном сайте впервые выложена качественная аудиоверсия тренинга (в стереозвуке)

27.06.2011

запущена тестовая версия.

23.06.2011

старт проекта.