войти

«2008.11.05 Человек и Фотография»

Расшифровки передач

Расшифровка — это текстовая версия передачи.

Вы можете оказать неоценимую помощь программе «Серебряные нити», если сделаете расшифровку этой и других передач. Расшифровки позволяют другим людям быстро знакомиться с передачами, находить передачи через поисковые системы, а также становятся основой для книг, выпускаемых автором передач.

Чтобы сделать новую расшифровку, нужно:

  • зарегистрироваться на форуме «Серебряные нити».
    (для регистрации пройдите по ссылке:
    http://www.serebniti.ru/forum/ucp.php?mode=register)
  • используя логин и пароль форума, войти здесь под ними
    (для этого нажмите на значок «ключик» (значок логина) в правом верхнем углу сайта).

Теперь Вы можете создавать новые расшифровки и редактировать уже написанные!
(для этого пользуйтесь значками (создание текста и редактирование текста), находящимися справа от каждой аудиозаписи)

Александр Геннадиевич: Доброй ночи. Доброй ночи всем, кто нас слышит, желает программа «Серебряные нити» и я, её ведущий, Доктор Александр Данилин.

Сегодня у нас… Ну, наверное, можно было бы обозначить это как некий цикл – цикл разговоров о разных психологических тайнах и загадках обыденных предметов – того, что встречается вокруг нас постоянно, является неотрывным атрибутом нашей личности, нашего человеческого Я. И, по предложению участников нашего небольшого форума в Интернете, мы реши поговорить о Человеке и Фотографии.

Ну действительно. Вот уже больше столетия человек не мыслит свою жизнь без Фотографии. Без фотографий на стенах, без фотографий как иллюстраций в книжках. Без фотографий своего детства, без фотографий своих родителей. Без фотографий, которые мы сделали ну, например, во время путешествий. Почему они так важны? Для чего человек взял в руки фотоаппарат, и что это за волшебная функция такая – фото, которое стоит перед нами на столе и напоминает о чём-то?

Наш разговор мы сегодня ведём в прямом эфире по постоянному телефону прямого эфира «Радио России» и программы «Серебряные нити», телефон этот - 956-15-14, а код города Москвы – 495. Итого: (495)956-15-14, это телефон нашей студии.

Тема для разговора: Фотография и её роль в человеческой душе. Всё, что вы можете сказать о Фотографии. Почему вы любите фотографировать? Почему мы фотографируем даже несмотря на то, что число альбомов и снимков дома стремительно увеличивается? Почему мы фотографируем даже несмотря на то, что мы не очень любим смотреть фотографии, когда приходим в гости и когда вместо разговора порой хозяин дома достаёт альбом с фотографиями своих путешествий и начинает их показывать? Ну ведь значит, хозяину дома для чего-то это нужно? А вот для чего – это и есть тема и предмет нашего сегодняшнего разговора.

Фотография… Почему без неё стала немыслима человеческая жизнь? Почему фотоаппарат – старый ли плёночный или цифровой – стал нашим обязательным спутником в путешествиях? Ну, и конечно, хорошо ли это? Может быть, мы, не пользуясь фотокамерой, вообще перестанем о чём-либо вспоминать? Нет ли у нас зависимости от Фотографии? Каковы её функции? Для чего нам нужны эти цветные или чёрно-белые отпечатки? Почему, несмотря на то, что появилось кино, всё-таки домашнее видео распространено менее и несёт какую-то меньшую смысловую нагрузку, чем фотография? Чем отличаются друг от друга фотоискусство и киноискусство? В общем, всё, что вам интересно в этом волшебном мире Фотографии.

Ну, и сегодняшний наш этот разговор в прямом эфире по телефону (495)956-15-14 будет сопровождаться музыкой, как всегда. Чальз Вильп – немецкий музыкант, фотограф и концептуалист рекламы (один из создателей, между прочим, современной рекламы), наверное, остался в истории искусства, несмотря на массу всевозможных его космических буквально «хэппенингов» в его доме в Дюссельдорфе, на крыше которого была расположена самая настоящая летающая тарелка… Но остался он в истории культуры благодаря одной-единственной пластинке, которая называется «Чарльз Вильп фотографирует Банни». Эта пластинка, записанная в солнечном 1965 году, рассказывает, собственно, о том, как Чарльз Вильп фотографировал в студии свою любимую модель, которую звали Банни. Пожалуй, это единственное из известных мне музыкальных произведений, которое непосредственно, прямо непосредственно идёт из фотостудии. И в начале диска и Вильп, и Банни предупреждают о том, что эта музыка – это прямой репортаж из студии фотографа. Ну, вот эти мелодии и звучат у нас сегодня.

 

Музыка: «Charles Wilp Fotografiert Bunny» - «Busy Bee»

 

А.Г.: Ну, что ж, мы в программе «Серебряные нити». Тайны Фотографии. Фотография и душа человеческая – наша тема. Здравствуйте, Александр. Александр с мобильного, поэтому пропустим его вперёд.

Александр: Добрый вечер. Я бы хотел, наверное, в первую очередь сказать… Немножко, может быть, опровергнуть Ваши слова о том, что мы нехотя смотрим фотографии, не всегда нам это приятно... Я вот, например, фотографии всегда смотрю с удовольствием – близких мне людей, знакомых или просто людей интересных – может быть, даже звёзд каких-то, актёров… Вот, а что касается того, почему фотография всё-таки имеет большее распространение, чем видео, - вот мне кажется, что в любом случае, когда человек фотографируется, то некоторая постановочность, она всегда присутствует. И для того, чтобы сделать фотографию – как-то красиво встать на красивом фоне – в общем, требуется меньше усилий, чем для того, чтобы заполнить собой, там, пять или десять минут плёнки.

А.Г.: Не совсем согласен, потому что… Ну, я знаю многих людей, Александр, которые ценят, например, отсутствие постановочности в фотографиях. Ну, и, конечно, знаю фотохудожников, которые считают, что фотография – это, если хотите, род не кино как раз, а визуального театра, и весь смысл фотографии заключается в том, чтобы создать иную реальность – постановочную реальность.

Но, тем не менее, любой взгляд имеет своё право на существование. Вот ведь интересно… А Вам не интересно смотреть фотографии, в которых нет постановочности – да, когда случайно вот застали?

Александр: Интересно, но, опять-таки, наверное, про фотохудожников соглашусь в большей степени. Что касается вот просто жизни людей – мне кажется, всё равно так или иначе некоторая постановочность в фотографиях присутствует.

А.Г.: Всегда? В любой фотографии?

Александр: Ну, мне кажется, чаще всего да. То есть пытаются фотографироваться, там, в отремонтированной комнате чаще, чем в неотремонтированной – вот, может быть, в таком ключе хотя бы.

А.Г.: И всё-таки… ну а зачем? Вот… я не знаю, Вы согласитесь со мной или нет. Фотография – она как шпаргалка. Она даже отчасти позволяет не держать в голове воспоминания. Ну, скажем, мы едем в большую турпоездку, отщёлкиваем целую… когда-то плёнку, а сейчас целую флэш-карту с фотографиями и как-то благополучно об этой поездке забываем. Потом смотрим фотографии и думаем: «Надо же, где я был-то! Просто обалдеть можно!» Зачем? Зачем человеку нужна эта функция? Почему Фотография стала такой важной в человеческой жизни?

Александр: Ну, мне кажется, может быть, в нашей жизни мы очень часто отвлекаемся, у нас очень много надуманных или реальных проблем. Иногда сложно удержать в себе те приятные эмоции, воспоминания, которые были. Фотография, в общем-то, это делает за нас. У нас всегда есть возможность вернуться, открыть альбом или, там, открыть файлы в компьютере и взглянуть на то, что было, в общем-то, практически не напрягая память. Вот ещё своём роде, наверное, фотографии – это такая «заморозка эмоций», к которым можно вернуться, когда понимаешь, что они тебе необходимы. Такие «консерванты» эмоций.

А.Г.: «Консервные банки» с эмоциями. В крайнем случае можно вскрыть и перекусить.

Александр: Да.))

А.Г.: Понятно. Спасибо большое, Александр. Доброй ночи, Сергей. Алло? Да-да, мы вас слушаем.

Сергей: Я насчёт фотографий вот. Фотографии – они ещё до видео… Мы снимаем фотографии, чтобы запечатлеть какие-то яркие моменты жизни. Чтобы можно было потом поделиться с близкими, с родственниками своими воспоминаниями.

А.Г.: С близкими, с родственниками… или с самим собой?

Сергей: Да, когда выпадает время, когда ты один, - посмотреть фотографии, чтобы что-то вспомнить. Вспомнить те моменты…

А.Г.: Удивительная вещь. Но всё-таки. Фотография помогает… или мешает? Ведь те моменты значимые в нашей жизни – встречи любимых, родственников, одноклассников – мы ведь должны помнить САМИ. А почему-то нам для этого необходима Фотография. Ну, когда-то её не было, и её место занимал портрет. И в портрете, как известно, есть своя собственная магия. Но почему-то эта потребность запечатлеть себя и моменты своей жизни всегда была у человека. Вместе с тем медицина знает и знает достаточно точно, что, вообще говоря, у человека из памяти не стираются никакие воспоминания. Мы помним всё. Даже совершенно случайные разговоры на незнакомом языке, которые звучали где-то около нас. Память наша записывает всё, как магнитофон, и эти воспоминания из человека можно достать, извлечь. Их можно извлечь под гипнозом, и были знаменитые работы Карла Прибрама, который показывал возможность извлечения из памяти любых воспоминаний. В конце концов, существовали забытые уже сейчас нами, но когда-то легендарные опыты Александра Романовича Лурии с таким знаменитым живым «Джонни-мнемоником» (теперь по фильму легче представлять), фамилия которого была Шерешевский, который мог извлечь из памяти любые воспоминания и был самым известным и эффективным мнемоником на эстраде и в психологических экспериментах.

Однако мы почему-то предпочитаем не из собственной памяти извлекать воспоминания, а смотреть их на фотографиях.

Доброй ночи, Светлана. Алло?

Светлана: Алло, здравствуйте.

А.Г.: Здравствуйте. Алло?

Светлана: Это Светлана.

А.Г.: Здравствуйте. Вы из Нижнего Новгорода, да, Светлан?

Светлана: Да.

А.Г.: Светлан, отойдите немножко от радиоприёмника, если Вам не трудно. Слушайте нас в трубочке телефона, а не по радио, иначе очень большие задержки получаются.

Светлана: Я очень давно занимаюсь фотографией. И… Есть такое высказывание: «Остановись, мгновение, ты прекрасно!» И вот с помощью фотографии это мгновение можно остановить. Я всегда ношу с собой фотоаппарат, если есть такая возможность, и очень много снимаю.

А.Г.: Светлан, скажите, пожалуйста. Ну вот всё-таки вопрос тот же. Если Вы всегда носите с собой фотоаппарат и очень много снимаете. Вы сколько – ну примерно, грубо, за последнее…

Светлана: Сколько? Ну, я когда куда-нибудь еду, я делаю сюжеты. Я делаю снимки, именно те снимки, которые ну просто необыкновенны – можно так сказать. То есть я ловлю те моменты, которые, ну, в общем-то, запечатлеваются в памяти, оставляют такие яркие вспышки воспоминаний.

А.Г.: Светлан, и всё-таки. Ну, вот… сколько Вы фотографий сделали за лето?

Светлана: За лето? Сейчас скажу. Ну… альбом. Большой. )) Я ездила отдыхать в этом году в Абхазию, и я привезла очень много фотографий.

А.Г.: Как часто Вы будете просматривать этот альбом?

Светлана: Ну, как возникает, допустим, ностальгия по лету…

А.Г.: Ну, у Вас же, наверное, таких альбомов уже не один и не два.

Светлана: Да, не один и не два. Очень много.

А.Г.: Очень много?

Светлана: Да.

А.Г.: И… Вы часто просматриваете их все?

Светлана: Часто.

А.Г.: Вот… Не очень верю. Странное какое-то занятие: с утра до вечера просматривать альбомы фотографий. Чем больше их накапливается – тем труднее к ним вернуться. Мне так кажется. Я неправ?

Светлана: Нет. )))

А.Г.: Неправ. Ну, может быть.

Светлана: Дело в том, что, когда я открываю альбом, снятый, ну, допустим, даже лет десять назад - просматривая его, я вспоминаю буквально каждую мелочь тех мгновений или тех встреч, которые были. Ну, было какое-то путешествие или были встречи с друзьями. То есть вот эти фотографии просто возвращают меня туда, я вспоминаю даже буквально дословно какие-то сказанные выражения или просто… вообще просто могу перенестись вот в то время. И это настолько увлекательно! Даже вот в плане того, что я могу сравнить, какая я была тогда, о чём я думала, как я мыслила, что меня тогда волновало. Допустим, прошло какое-то время. Как я изменилась? Как изменился мой внутренний мир? Или, допустим, мои фотографии десять лет назад отличаются от моих сегодняшних фотографий. То есть меняются какие-то взгляды мои, я уже замечаю другие вещи, другие сюжеты… Это настолько увлекательно! Это всё равно что если бы я делала фильм – ну, была бы я каким-то кинорежиссёром - допустим, мои фильмы десять лет назад и мои фильмы сейчас. То есть это… Ну, это просто рост мой внутренний я отмечаю через фото. Для меня это просто… ну, как бы моя жизнь проходит через фотоаппарат.

А.Г.: Вы знаете, я знаю не очень много режиссёров – таких, настоящих режиссёров кино – но вот они на самом деле не очень любят просматривать свои фильмы, особенно старые. Некоторые, как Эйзенштейн, вообще не могли их видеть, просто… видеть не могли! Разное бывает отношение.

Светлана: Может быть, это зависит от того, что режиссёр делает фильм о ком-то другом, а я фотографирую всё-таки свою реальную жизнь.

А.Г.: Но согласитесь… Нет, я не про Вас и ни в коем случае не хочу Вас обидеть. Но это очень странное занятие: делать бесконечное количество снимков, а потом такое же бесконечное количество времени их просматривать, отмечая то, как мы меняемся. Вот… это… поразительно совершенно. Это такое самолюбование, что ли? Да в общем, нет. И даже… Ни в коем случае я не хочу сказать, что вот Светлана у нас занимается самолюбованием. Нет-нет-нет, это что-то совершенно другое, а что?

Светлана: Вы знаете, я бы не назвала это самолюбованием.

А.Г.: Так вот и я тоже не назвал бы.

Светлана: Просто, допустим, даже взгляд на себя со стороны…

А.Г.: Ну сколько можно смотреть на себя со стороны?..

Светлана: Если бы я не фотографировала, я, допустим, не могла бы вспомнить, что я делала десять лет назад – ну, именно конкретно, какие-то действительно мелочи, взгляды на жизнь, какие-то фразы, что-то ещё. А фотографии, они просто даже… ну, просто возвращают меня в те места, и я помню буквально всё до каких-то минут, секунд…

А.Г.: А надо ли это? А вот надо ли помнить всё до минут, секунд, и так далее, и тому подобное?

Светлана: Я думаю, что да, потому что это для анализа своей собственной жизни, анализ моих мыслей, эмоций. Это мой рост внутренний, который я могу анализировать…

А.Г.: Значит, смысл жизни превращается в анализ собственного внутреннего роста и собственных изменений с помощью фотографий? Нет-нет-нет, опять же: я просто ищу. Светочка, я ни в коем случае не хочу Вас обидеть. Спасибо Вам большое.

Давайте… Давайте мы всё-таки послушаем ещё одно свидетельство – музыкальное свидетельство фотографии, в котором, наконец, Чарльз Вильп пытается передать эмоцию, которую он испытывал при виде Банни на фотографиях.

 

Музыка: «Charles Wilp Fotografiert Bunny» - «Bunny»

 

А.Г.: Мы с вами по-прежнему на «Радио России» и по-прежнему пытаемся говорить о том, зачем человеку нужны фотографии. Доброй ночи, Татьяна.

Татьяна: Доброй ночи. Мне кажется, что, независимо от того, что изображено на фотографии – пейзаж, портрет, хорошее было это время для тебя или плохое – это возвращение в молодость. И поэтому с удовольствием рассматриваешь эти фотографии.

А.Г.: Ну, трудно назвать «возвращением в молодость» возвращение, например, в только что закончившееся лето…

Татьяна: Но всё равно это возвращение в прошлое, и в этом было что-то хорошее, чего сейчас, может, уже нету.

А.Г.: Чего же в этом было хорошее? Отнюдь не всегда фотографии, приходящие из прошлого, напоминают только о чём-то хорошем. Точно так же, как любые воспоминания, ведь фотография в нашем разговоре пока – это просто набравшее плоть воспоминание. А вот зачем нам это нужно?

Доброй ночи, Марина. Алло? Есть Марина у нас? Марина из Москвы? Алло? Нету Марины. А Любовь Яковлевна?

Любовь Яковлевна: Здравствуйте.

А.Г.: Здравствуйте.

Любовь Яковлевна: Ну, я хочу сказать, что фотографии – это не только воспоминания, но это ещё и познавательного характера. Вот, например, моя дочь очень много ездит по странам – вот она недавно в Германии была… И она делает как бы как книгу. И о каждом путешествии она сама пишет рассказ, а потом делает альбомы. То есть альбом-книга. Под каждой фотографией она описывает событие: вот у них, там, День рождения был или они куда-то в музей ходили, вот она описывает это; или вот соборы: кто архитектор. Это вообще, считай, как материал даже для будущих своих детей (она ещё молодая, 23 года ей). Вот. И я считаю, что это – фотографии познавательного характера. Не только как воспоминание, чтобы какое-то событие вспомнить. И, мне кажется, эти альбомы можно периодически смотреть – не только детям, но и друзьям, которые вообще никогда не были в других странах. Мне кажется, вот такого плана. Постоянно их смотреть – конечно, мне кажется, это надоест. )) Но через некоторое время. Проходит некоторое время – ну, лет пять – и ты возвращаешься к этим событиям и вспоминаешь вот именно, как же вообще это было, и восхищаешься ещё раз красотой.

А.Г.: А Вам не знакомо удовольствие смотреть фотографии вот только что прошедших событий?

Любовь Яковлевна: Ну конечно. Я же говорю: вот даже другие люди, которые там не были…

А.Г.: А если были?

Любовь Яковлевна: Ну, таких очень мало. Вот у меня, например, друзья – вот не позволяет им материальная сторона съездить – вот они, конечно, смотрят и прямо наслаждаются: вот надо же, какие там музеи… Как будто как фильм они посмотрели.

А.Г.: Понятно. Спасибо большое, Любовь Яковлевна.

Доброй ночи, Инна Семёновна.

Инна Семёновна: Доброй ночи. Мне хотелось бы узнать Ваше мнение как психотерапевта о моих ассоциациях при контакте с фотографией. Вот у меня такое впечатление, в смысле чувство, при контакте с фотографией. Как будто это остановленный клубок энергетики – человека ли, природы ли, событий ли. И когда я вижу фотографию, эта энергетика, которая идёт на меня от фотографии при её просмотре, будит воспоминания. Не наоборот, а вот именно так. У меня такое чувство при контакте с фотографией. Ведь фотография – это клубок энергетики, который мы или кто-то когда-то запечатлел. И вот этот клубок несёт в себе заряд энергетики, который будит наши воспоминания. Вот как Ваше мнение?

А.Г.: Спасибо большое. Спасибо, Инна Семёновна. Доброй ночи, Наталья Игоревна. Наталья Игоревна из Саратова дозвонилась.

Наталья Игоревна: Вы знаете, мнения всех предыдущих мне кажутся достаточно интересными. Правда, я не могу согласиться, что фотография – это познание мира. Мир можно познавать, если ты не ездишь, сидя у телевизора: там великолепные виды и всё прочее. Но мне кажется, что фотографии несут несколько иную информацию. Во-первых, это родные лица. Это лица знакомые, и очень родные, иногда ушедшие от нас – ну, иногда вовремя, иногда не вовремя. Это первое. И второе. Мне кажется, что ты узнаёшь самого себя. Видеть себя со стороны – даже зная себя, даже занимаясь собой – это очень сложно. А вот когда смотришь на фотографию, запечатлевшую какой-то миг твоей жизни, то ты самого себя как бы рассматриваешь со стороны. И если ты ну хотя бы немножко актёр (а мы все актёры в этой жизни), ты делаешь анализ: как тебе правильно встать, как тебе правильно вести себя, когда ты позируешь. Мне кажется, что это познание самого себя.

А.Г.: Спасибо, Наталья Игоревна, спасибо. Доброй ночи, Валентина. Алло, Валентина из Смоленска?

Валентина: Доброй ночи.

А.Г.: Здравствуйте.

Валентина: Вы знаете, вот я бы хотела сказать, что у человека есть два главных органа чувств: уши и глаза. Мне кажется, вот через глаза человек о чём-то мечтает. То есть он смотрит на эту фотографию и вспоминает, что было, думает, что могло бы быть…

А.Г.: Спасибо большое, Валентина. Спасибо.

Я хочу сказать… точнее, не я…

«Свет памяти, а точнее, свет, изливаемый, памятью на вещи, - самое бледное явление из всех существующих. Я не совсем уверен в том, грежу я или вспоминаю. Жил я в самом деле или мне просто привиделось всё это. Как и сновидение, память заставляет меня глубоко осознать нереальность. Нереальность исчезновения мира. Скоротечные образы в быстро двигающейся воде». (Эжен Ионеско, «Носорог»).

Удивительная вещь… Человек и Вселенная… Почему-то сегодня, говоря о тайнах фотографии, никто на вспомнил… ну, или мы забыли, или мы как-то очень реально относимся к самой реальности. Мы почему-то забыли, что по фотографии ставят диагнозы – и очень часто доказанные. По фотографии лечат. Говорят, что фотографии членов Политбюро поступали в журналы только в подретушированном виде - не только для того, чтобы они выглядели прописными молодцеватыми красавцами, но и для того, чтобы всякие западные маги из ЦРУ не имели возможности манипулировать этими фотографиями в своих целях. По фотографиям разыскивают преступников – и до сих пор успешно.

Нет, конечно, это умеют делать не все люди. Но есть загадочный голографический принцип Вселенной. Этот загадочный голографический принцип заключается в том, что если объект несёт какую-то частичку информации о целом – в данном случае о человеке или о месте – то он одновременно несёт и всю информацию – да, разной степени отчётливости, как осколки голограммы.

Я хочу сказать – вдруг – о том, что когда мы остаёмся наедине с собой, мы занимаемся очень часто тем, что называется солипсизмом. У нас… Это ощущение того, что в мире существуем только мы одни, что всего остального нет, что всё остальное – лишь иллюзия, майя.

Карл Прибрам, о котором я сегодня уже вспоминал, когда-то сформулировал принцип голографического существования мозга. Принцип того, что вся полнота существования Вселенной свёрнута внутри каждой области пространства и времени. И в этом смысле и Прибрам, и Анри Бергсон, и очень многие учёные воспринимали наш мозг не как производитель наших мыслей, наших мечтаний, а как ограничитель. Или очиститель. «Каждый человек в каждое мгновение способен вспомнить всё, когда-то произошедшее с ним, и воспринять решительно всё, происходящее повсюду во Вселенной. Функция мозга и нервной системы состоит в защите нас от переполнения и потрясения этой массой информации – в основном бесполезной и ненужной для нашего выживания. Не допускать бóльшую часть того, что мы иначе воспринимали бы и вспоминали в любой момент, и оставлять очень небольшую специальную выборку, которая будет для нас практически полезной». Это не я, это цитата из «Дверей восприятия» Олдоса Хаксли.

Существует огромное количество – ну не расскажешь же за одну минуту! – огромная масса информации, связанной с квантовой физикой. Однако в этой иной физике не просто… как свидетельствует знаменитое копенгагенское толкование, которое говорит о том, что Вселенная целиком зависит от наблюдателя… Существует, ну, например, общеизвестная гипотеза множественных вселенных Эверетта. Мы с вами ежеминутно создаём реальность. И так как эта реальность удивительно текучая и зыбкая, и так как мы не имеем объективной точки зрения на неё, то мы всё время нуждаемся в доказательствах существования самой реальности и нас в ней.

Я хочу сказать, что фотография – каждая фотография – представляет из себя частичку голограммы той вселенной, которую мы ежеминутно творим.

«Каждый квантовый переход, происходящий на всех звёздах, во всех галактиках, в каждом удалённом уголке Вселенной, раскалывает наш местный мир на Земле на миллиарды копий самого себя. А мы мстим ему шизофренией». Так писал вовсе не психиатр, а физик Макс Тегмарк.

Вот для того, чтобы не распасться на части, выбрать, создать свою реальность – вот для этого нам так нужны подтверждения в виде фотографий. Это не просто образы. Это - свидетельства существования нашей реальности, в которой мы так сомневаемся по ночам, и подтверждения нашего права её творить, наши опорные точки существования в разных вселенных. Ну, может быть, очень поэтично, но уж больно мало времени мне осталось, поскольку тут, наверное, нужно говорить о физике, о загадочной физике.

А.Г.: А мы с вами в следующий раз давайте поговорим о чём-то более банальном. Ну, сейчас мы призваны бороться с коррупцией. Давайте попробуем поговорить о коррупции внутри одной отдельно взятой человеческой души. Откуда она берётся, и можем ли мы с вами как-то её победить? И вообще, что она такое как психологический феномен, эта самая коррупция?

Спасибо всем за звонки. Всего доброго. Удачных вам фотографий!

17.12.2017 Выложен тренинг "Умение понимать другого человека", который ранее нигде не публиковался...
11.03.2017 Существенно улучшилось качество звучания в тренинге "Божественная комедия".
Те, кто скопировал и хранит этот тренинг у себя, - можете обновить свою копию...
25.01.2017 Полностью обновлён тренинг "Поваренная книга магии". Главное - теперь вы можете узнать, о чём он (появилось содержание) :)
14.01.2017 Впервые выложен "Разноцветный тренинг"!
27.10.2016 Большое пополнение бесед за 2007 год!
Добавилось более 100 передач, которые раньше не выкладывались.
А качество выложенных ранее передач за 2007 год заметно возросло.
01.06.2013

Большое пополнение бесед за период 20.02.2006 - 29.12.2006.

Из них 39 передач перезалиты с лучшим качеством, остальные 49 выложены впервые.

04.09.2011

Алексей Попов завершил работу над тренингом "Уроки с Катей -2 — Парижская история, или Языческие корни";
на данном сайте впервые выложена качественная аудиоверсия тренинга (в стереозвуке)

27.06.2011

запущена тестовая версия.

23.06.2011

старт проекта.