войти

«2009.12.14 Развлечения -2»

Расшифровки передач

Расшифровка — это текстовая версия передачи.

Вы можете оказать неоценимую помощь программе «Серебряные нити», если сделаете расшифровку этой и других передач. Расшифровки позволяют другим людям быстро знакомиться с передачами, находить передачи через поисковые системы, а также становятся основой для книг, выпускаемых автором передач.

Чтобы сделать новую расшифровку, нужно:

  • зарегистрироваться на форуме «Серебряные нити».
    (для регистрации пройдите по ссылке:
    http://www.serebniti.ru/forum/ucp.php?mode=register)
  • используя логин и пароль форума, войти здесь под ними
    (для этого нажмите на значок «ключик» (значок логина) в правом верхнем углу сайта).

Теперь Вы можете создавать новые расшифровки и редактировать уже написанные!
(для этого пользуйтесь значками (создание текста и редактирование текста), находящимися справа от каждой аудиозаписи)

РАЗВЛЕЧЕНИЯ-2

(«Серебряные нити», эфир от 14.12.2009)

Александр Геннадиевич: Доброй ночи. Доброй ночи всем, кто слушает программу «Серебряные нити». С вами, как всегда, доктор Александр Данилин.

Мы в прошлый раз… по-моему, извините, в позапрошлый, в прошлый понедельник, как-то не договорили чего-то невероятно важного, что скрывается за словом «развлечения». Мы так, по-моему, и не сумели понять, почему же развлечения сегодня становятся, ну, в общем, чем-то самым главным в жизни. Люди (у нас, по крайней мере, у меня такое впечатление) зарабатывают деньги для того, чтобы так или иначе участвовать в развлечениях. Те, которые зарабатывают меньше денег или не зарабатывают, непрерывно завидуют тем, кто имеет возможность развлекаться. Я понимаю, что я преувеличиваю, однако именно зависть, зависть слышна в некоторых звонках наших радиослушателей даже по самым печальным поводам. Что они такое – развлечения? Почему такая мощная тяга охватывает человечество при этом слове? Почему смысл жизни всё больше и больше оказывается именно в мере, в которой человек может участвовать в развлечениях? Что они такое? Зачем они человеку нужны, что это за душевное состояние – участие в развлечениях? Почему в конечном итоге именно развлечения – это такая форма человеческой деятельности, которая, как мы знаем теперь уже, всё чаще и чаще приводит к жертвам? (имеется в виду произошедший за несколько дней до программы пожар в пермском клубе «Хромая лошадь», тогда погибли 156 человек – прим. автора расшифровки). Что это за Молох такой? Откуда он возник? Почему мы так страстно хотим развлечений? По-моему, эти вопросы в действительности важнейшие для нашей культуры. Вот о них давайте попробуем сегодня поговорить по телефону (495)956-15-14 – это постоянный телефон прямых эфиров «Радио России» и программы «Серебряные нити», разумеется, тоже. Что такое развлечения? Зачем они нужны человеку? И почему люди устремились в эту гигантскую прорву развлечений? Как всегда, главная тема программы: что же всё-таки с нами происходит? (495)956-15-14 – это телефон прямого эфира.

Ну, а для иллюстрации развлечений я выбрал мелодии 50-летней давности. Это мелодии, в которых, как мне кажется (может быть, потому, что они без слов), можно не столько услышать, сколько почувствовать самую-самую-самую суть того, чего же мы ищем, когда стремимся к развлечениям.

Музыка – художественный свист. 

А.Г.: Я надеюсь, наши радиослушатели не боятся художественного свиста в связи с русскими приметами. Зато он, по-моему, совершенно замечательно выражает (ну, для меня, по крайней мере) одно из главных слов, которое существует рядом со словом «развлечение». Это слово БЕЗЗАБОТНОСТЬ. Вот она в этом высвистывании, как мне кажется, совершенно замечательно видна. А слово «беззаботность» - очень важное слово. Впрочем, вот что сказала наша постоянная радиослушательница Елена про развлечения до начала прямого эфира.

Запись на автоответчике: Здравствуйте. Мир развлечений, видимо, не имеет предела. Отдых – родом из детства, потому что игрушка надоела – отложил. Приятное времяпрепровождение, приносящее оживление и положительные эмоции: от обстрела прохожих помидорами с балкона (правда, это уже с элементами хулиганства) до просмотра бесчисленных сериалов. В развлечениях проявляется эпоха и фантазия конкретного человека, порой весьма причудливая. Суворов, например, любил кричать петухом, перескакивая через стол. Развлечение относительно. Непритязательному, простому человеку развлечением может показаться и мытьё полов после сидения за рабочим столом, и кормёжка мыша втихаря от начальника. Ночные клубы восполняют недостающее, давая ощущение единения, выплеск физической энергии.  Как первобытных, завораживают и манят блеском и огнями – какой-то будто бездной мечты… Пермская трагедия – это результат безмерного увлечения деньгами и отсутствия европейского педантизма в делах, традиционного русского разгильдяйства и «авось», а ещё какого-то цинизма. Развлечения – средство борьбы со скукой и усталостью, но и сами могут наскучить, если затянутся. А вот увлечения, хобби – по-моему, это что-то более постоянное и значимое. Они могут превратиться в серьёзные вещи, если вспомнить о потешных полках Петра I. И царём для этого быть совсем не обязательно. Спасибо. Елена из Москвы.

А.Г.: Так вот, я хочу на примере звонка Елены попробовать объяснить, что, наверное, мы что-то чрезвычайно значимое путаем. Всё дело в том, что, когда Суворов прыгал через стол и кричал петухом, он не развлекался. От играл, потешался, забавлялся – вообще есть масса русских слов, которые эту деятельность отражают. Ну, грубо говоря, вот, скажем, Пётр I. Когда он ездил стричь бороды боярам, опаивал их водкой и заставлял изображать священников – не, он издевался, потешался… но не развлекался. А развлекаться он ездил в немецкую слободу к Францу Лефорту и Анне Монс. Вот там он развлекался. Дело в том, что… В русском языке слово «развлечение» имеет свою специфику. Когда человек развлекает сам себя – он играет. А в самом слове «развлечение» таится некая социальность – да, мы в прошлый раз об этом говорили. Развлечение – это действие групповое. Театр, поход в кино – это, вне всякого сомнения, развлечения. Просмотр видеомагнитофона, лёжа на диване в одиночку, правда, тоже. Это связано с тем, что, в отличие от Суворова, который прыгал через стол и кричал петухом, человека всё равно продолжают развлекать создатели фильма. Развлечение – это всегда то, что приходит откуда-то со стороны.

Здравствуйте, Анатолий. Алло? Анатолий из Самары есть у нас? Аллоооо, Самара? Не слышу я Самары. А Наталья из Северодвинска? Алло, Наталья?

Наталья: Да, я слушаю. Меня слышно? Алло?

А.Г.: Да вас слышно. Говорите, Наталья.

Наталья: Я очень волнуюсь в силу того, что тема поднята очень важная. И несмотря на то, что значение этого слова лежит на поверхности – это «разовое развлечение» - то сейчас глубина этого слова, она поднята. И вот вам благодарность, Александр, за то, что вы верны намеченному, чтобы это слово было более тщательно разобрано, потому что у нас в России две части людей с двумя русскими характерами: одни, которые думают о будущем детей, которые развивают свои дела и думают о том, чтобы обеспечить и передать детям важные дела. И всегда существовала другая группа людей, которые стремились «разово развлекаться». И самое опасное – когда объектом развлечения становится сам человек. Так же опасно быть и субъектом, и объектом развлечения. Здесь…

А.Г.: А разве… Тогда объясните, Наталья, что такое субъект и объект развлечения. Алло?

Наталья: Это тогда, когда человек… Объект – это человек, который мало производит деятельности, он всегда готов к тому, чтобы определённые действия проделывали над ним. А субъект – это когда человек старается определённые действия совершать с другими. И вот здесь вот, конечно, мне нельзя не вспомнить самое главное, что руководит нашими людьми – это я возвращаюсь к вере. Потому что вера в смысле «верность» – она очень важна. И вот у нас люди верующие, они, конечно, стремятся – тем более христиане – они стремятся держаться подальше от развлечений всевозможных. И я много думала на эту тему, и можно говорить очень долго. Но я сказала главное, что вы её подняли именно в то время, когда произошло в Перми это несчастье. Если бы задумывались над этим люди, являющиеся субъектами и объектами, то этого бы могло не произойти. Вам спасибо за поднятие темы. Но я волнуюсь. Я буду слушать вас. Много ценного уже сказано было.

А.Г.: Спасибо, Наталья. Спасибо большое. Я думаю, что мы тоже благодарны Наталье просто за то, что… Ну так приятно слышать, что есть люди там, по другую сторону эфира, которые задумываются и пытаются понять то, что стало настолько естественной частью нашей жизни, что об этом даже не хочется говорить.

Но вот что я хочу сказать – не желая никого обижать, но, просто, может быть, в развитие слов Натальи. Понимаете, какая интересная вещь. Вера… Каждое вообще из таких слов надо делить на те две части человечества, которые Наталья и описывает. Дело в том, что я знаю много людей (мне очень жаль, но я знаю их много. Может быть, это суть моей работы), для которых вера – это тоже такое коллективное развлечение. Нет, нет, не обижайтесь. Просто задумайтесь. Есть очень много людей, которые приходят в церковь, потому что это позволяет им чувствовать себя правыми, смотреть свысока на других и их судить. Как бы ни выступали против этого ни главная книга христиан, ни сам Спаситель.

Дело в том, что есть ещё одно – я надеялся, что кто-то скажет – ну, впрочем… Здравствуйте, Светлана.

Светлана: Алло, здравствуйте.

А.Г.: Здравствуйте.

Светлана: Ну, я вот представляю молодое поколение, и я хочу …

А.Г.: И я счастлив, что вы его представляете!

Светлана: ))) И я хочу сказать, что вот для нынешней молодёжи развлечения – это как бы становится смыслом жизни. То есть они не видят жизнь без этого.

А.Г.: Вот опять. Смотрите, как замечательно. Может быть, всё-таки МЫ, если вы представитель молодого поколения? Или всё-таки ОНИ?

Светлана: Ну, вот, например, среди моего окружения я очень часто встречаю людей, которым обязательно нужно вот после учёбы каждый вечер куда-нибудь ходить. Без этого – ну просто немыслимо.

А.Г.: Свет, а вот… Да. Согласен. Знаю. Начал с этого передачу. Скажите, пожалуйста: а им это зачем? Вот… почему? Чем различаетесь ВЫ – да, вы же отделили себя от НИХ – и ОНИ? Чем отличаетесь ВЫ от НИХ?

Светлана: Ну, здесь несколько, я думаю. Может быть, некоторым просто нечем заняться. Может быть, они не нашли себя, и вот для них развлечение становится занятием свободного времени. Вот, допустим, я – музыкант, и мне это время нужно, чтобы заниматься музыкой. То есть всё своё свободное время я посвящаю музыке. Если я, допустим, не на инструменте занимаюсь, я иду на концерт какой-нибудь, ещё что-то. Вот. А есть люди, которые вот развлекаются каждый день – ну, там, ходят на дискотеки, ещё что-то – потому что они думают, что это здорово, что они в лице своего окружения будут очень…

А.Г.: А почему это здорово – ничего не делать?

Светлана: Ну, сейчас вот дух времени такой почему-то. Сейчас круто то, что надо развлекаться.

А.Г.: Да не сейчас. Не сейчас. Я надеялся, что вы скажете… Ну, вообще-то, как бы… Ничего не делать (это, правда, только кажется), развлекаться – это с очень древних времён было занятие престижное. Потому что право на праздную жизнь было как бы закреплено историей за всякими привилегированными общественными группами – за дворянами, за аристократией. И более того. Традиционная культура просто вменяла в обязанность этой самой аристократии вести праздный образ жизни, чередуя военные и политические какие-то мероприятия с непрерывными балами и всякими разными развлечениями. Мы просто этого не осознаём, но нам кажется… Поэтому мы туда так и стремимся, что мы ещё не успели понять, и, возможно, трагедии типа той, которая произошла, они просто заставляют задуматься. Дело в том, что праздность и участие в развлечениях, сколь угодно неумных, но массовых, кажутся этим молодым людям престижными. Они таки образом чувствуют себя, ну, как бы «аристократами» своего общества, своего времени и своего поколения. Они не знают, откуда это берётся – но это возникло отнюдь не сейчас. 

Другой вопрос: что ещё позволяют развлечения делать? Зачем человеку коллективное… а оно, развлечение, не может быть индивидуальным. Если я развлекаюсь, сочиняя музыку, то, да, особенно для музыканта, это слово звучит как «я играю». Правда? И на этом развлечение заканчивается и начинается творчество. И они в этом смысле почти не отделимы друг от друга.

Светлана: Ну, да.

А.Г.: Зачем нужны вот эти коллективные развлечения человеку?

Светлана: Ну, наверное, чтобы выплеснуть эмоции, показать себя…

А.Г.: Ну, на самом деле, смотрите. В результате ВЫ (я надеюсь) и ваши друзья, соученики, коллеги – покажете себя всё равно в большем и более эффективном объёме. И «выплеснетесь» ВЫ на самом деле эмоционально гораздо сильнее, чем ОНИ. Разве нет? Вы ИМ этого не говорили?

Светлана: Ну, получается, да.

А.Г.: А… тогда зачем? В чём разница между ВАШИМИ увлечениями, ВАШЕЙ игрой (видите, какая замечательная метафора получилась!) и ИХ развлечениями?

Светлана: Ну, я думаю, что у них просто этого нету. И поэтому они не знают, как это можно ещё сделать по-другому. Если бы…

А.Г.: Их этому никто не научил.

Светлана: Ну, да.

А.Г.: Что возникло в результате того, что их никто не научил?

Светлана: Ну, вот поэтому для них и становятся развлечения смыслом. Они поэтому и клубы посещают.

А.Г.: Вообще возникает что-то такое… возникают, мне кажется, две главные вещи, или два главных стремления.

Первое – вот когда человек не знает, куда приложить душу, у него возникает тревога. Мы, вообще говоря, на то и люди разумные, что, если у нас нет никакого ВЛЕЧЕНИЯ… Вот у вас есть ВЛЕЧЕНИЕ. У вас есть то, что вы на сегодняшний день ощущаете как основной смысл своего существования – творческого существования. 

Светлана: Да.

А.Г.: И вам тоже нужны развлечения. И, наверное, если кто-то из приятных вам молодых людей пригласит вас когда-то, в то время, которое найдёте вы, потанцевать – вы тоже с радостью сходите и потанцуете. Вам нужно отвлечься, потому что вы попадёте как бы во второе измерение сознания. Вы освободитесь от некоего привычного стереотипа действий, как Суворов, который прыгал через стол. Да, вот смотрите, какая еле заметная разница: если бы он прыгал через стол и это было главным его делом, то он бы стал моим пациентом, лежал бы в психбольнице. А вот великий полководец Суворов имел полное право чудить, и это была, кстати говоря, далеко не единственная его причуда. Однако это была игра, которая позволяла снять маску полководца и что-то лучше почувствовать и понять. Да? Он именно хотел раз-влечься, уйти от основного влечения. А вот если этого основного влечения нет, если человек не чувствует своей жизненной задачи, его охватывает такой страх… наверное, более всего это страх смерти. Потому что если я никто, ничего не значу и ничем не занимаюсь, то тогда меня как бы практически и нет. И я тогда что пытаюсь сделать?

Светлана: Начать что-то делать. ))

А.Г.: )) Логически говоря, так. Но есть другой способ. Есть способ забыться. И забыться можно только одним-единственным способом: это можно сделать только живя некоторой иллюзорной жизнью. То есть мы эту жизнь заимствуем у тех самых создателей развлечений. Мы перестаём пытаться сделать что-либо сами и начинаем потреблять некоторые правила игры. Ну, например, компьютерная игра отличается от приключения в повседневной жизни именно тем, что приключение в своей жизни создаю себе я, а компьютерную игру за меня создал кто-то другой, и я заранее подчинён этим правилам игры. Не моим. Я прихожу в иллюзорный мир клуба, и МНЕ НЕ НАДО ТАМ НИЧЕГО ДЕЛАТЬ. Поскольку за меня написана вся программа вечера, у меня… Да, мне страшно, например, в последнее время смотреть на так называемые «корпоративные вечеринки», в которых люди, собственно, молчат и не общаются - за них общается массовик-затейник. Это раз-влечение. В нём Я отсутствую, принимая некоторую иллюзию, созданную для меня принципиально другими.

Светлана: Да.

А.Г.: Смотрите. Помните, мы говорили: беззаботность. Жизнь музыканта, композитора полна ответственности. Поскольку от того, как вы научитесь играть, зависит ваш успех, зависит ваша самооценка, зависит огромное количество всяких разных вещей – от того, что ВЫ САМИ СМОЖЕТЕ СДЕЛАТЬ. Развлечение – это состояние – вы только вслушайтесь в русские слова – БЕЗ-ЗАБОТНОСТИ. Да?

Светлана: Да.

А.Г.: Нам всем нужно состояние, в котором нет забот. Для этого Суворов прыгал через стол. Но в результате то, каким образом он приземлялся, сохраняло ответственность за ним. Самое страшное, что есть в развлечениях сегодняшнего дня – это то, что человек в них лишается ответственности. Ему не надо придумывать, извините, опять же, за каламбур, «свою игру». А когда он лишается ответственности – не догадаетесь, что происходит?

Светлана: Ну… Ну всё, этот человек уже не способен…

А.Г.: А разве можно просто взять и сбросить с себя ответственность?

Светлана: Нет, конечно, он уже не способен отвечать за свою жизнь.

А.Г.: Что получится в результате? Кто будет отвечать за его жизнь?

Светлана: Уже никто.

А.Г.: Ну как это никто? Если человек снимает с себя полностью ответственность… Среди нашей молодёжи модно слово «не парься» - знаете такое слово?

Светлана: Ну конечно.

А.Г.: Да, «не надо париться». Вот ответственность – это «париться». Вот когда человек «не парится», то это означает, что за него «парится» тот, кто это развлечение организует. То есть самое страшное – когда человек снимает с себя всякую ответственность и для этого идёт развлекаться, он практически автоматически оказывается в руках тех людей, которые это развлечение придумывали.

Светлана: Но эти люди же…

А.Г.: Ну, как, да, вот на карусели. На американских горках, на колесе обозрения. Да? Когда мы поднимаемся на них, оказывается, что наша жизнь целиком зависит от инженеров, разработчиков, обслуживающего персонала этого развлекательного мероприятия. Всё, мы в кабинках. Мы уже почти ничего сделать не можем. Но это - железный и страшный закон. Ты не хочешь думать о себе и о своём ВЛЕЧЕНИИ, о том, что для тебя действительно важно – ты автоматически окажешься в руках тех, кто будет думать за тебя. А вот какими окажутся эти люди – это уже твой страх и риск. Точно так же, как со «жвачкой» перед телевизором, например. Сидишь себе с пивом – и в этом состоянии в твою голову можно вложить всё что угодно, потому что ты раз-влекаешься. То есть снимаешь ответственность с себя самого и передаёшь телевизору. Моцарту не передашь ответственность, по одной простой причине: он будет тебя мучить и будить в тебе ТВОИ чувства.

Светлана: Да. Я согласна.

А.Г.: Телевизор будет подсовывать тебе вместо ТВОИХ собственных чувств СВОИ. И в этом – суть развлечения.

Спасибо, Светочка, но нам надо уйти на музыкальную паузу. Давайте послушаем ещё один раз модель коллективных развлечений 50-летней давности.

Музыка.

А.Г.: О развлечениях мы пытаемся договорить в программе «Серебряные нити». И я хочу сказать, что тут есть, между прочим, один очень интересный критерий. Вот через вот это вот перекладывание ответственности можно понять очень многое. Ну, например, если врач или какая-нибудь гадалка говорит: «Я тебя вылечу. Тебе нужно просто сесть и смотреть в одну точку, я тут помахаю руками, нажму, дам таблетку», - и это не накладывает никакой ответственности на пациента или клиента, то это значит, что вас не лечат. А развлекают. Это разные вещи. Абсолютно то же самое можно сказать, например, про учителей. Если учитель не умеет делать так, чтобы ученик участвовал в процессе учёбы, то есть если ученик должен сидеть, сложив руки на парте, и записывать, как магнитофон, то, что ему прочтёт из учебника учитель, то этот учитель тоже не лечит. И не учит (извините, оговорился. Видите, какие похожие вещи!). Он развлекает. Вообще, конечно, я чуть-чуть утрирую – но, ей-богу, только чуть-чуть.

Доброй ночи, Ирина Владимировна.

Ирина Владимировна: Здравствуйте. Вы знаете, я хочу сказать, что жизнь невозможна без развлечений. Но развлечение нужно заслужить. Вы согласны со мной, да? Ну, заслужить, я не знаю…

А.Г.: Э… Я... я… я не согласен, потому что я считаю, что жизнь невозможна без ИГРЫ. Да, был такой… Всем очень рекомендую: сложная книга, но есть о чём задуматься – знаменитая книга Йохана Хёйзинги  «Человек играющий» (http://lib.ru/FILOSOF/HUIZINGA/huizinga.txt), «Homo Ludens». Это книга, которая первой поставила философскую проблему игры, на мой взгляд. Но человеку необходима игра. Да, как бы… Сознание имеет два плана, или два мира – реальный и воображаемый. И нам нужно иногда перепрыгивать на этот воображаемый план бытия, потому что только там мы можем смоделировать жизнь, научиться жизни, понять другого человека. Это мир игры, или мир забавы, отвлечения, потехи… А мир развлечений, да, – это мир совершенно иной. Это мир такой социальной модели, в которой ценится именно лишение ответственности. Простите, Ирина Владимировна, перебил.

Ирина Владимировна: Да. Вы знаете, я вспоминаю Анну Ахматову, которая вот… вот… Извините, можно прочесть маленькое стихотворение её, за которое, в общем-то, она поплатилась в своей жизни.

А.Г.: Мы слушаем вас, слушаем.

Ирина Владимировна: Сейчас я скажу…

Просыпаться на рассвете

Оттого, что радость душит,

И глядеть в окно каюты

На зелёную волну,

Иль на палубе в ненастье,

В мех закутавшись пушистый,

Слушать, как стучит машина,

И не думать ни о чём,

Но, предчувствуя свиданье

С тем, кто стал моей звездою,

От солёных брызг и ветра

С каждым часом молодеть.

Это было написано в молодости. Но потом Анна Ахматова поплатилась за эти развлечения, конечно. Как вы думаете?

А.Г.: И всё-таки я думаю, что за эту игру. Спасибо большое, Ирина Владимировна. Возможно, я просто пытаюсь уточнить понятия. Но мне, как всегда, хочется, чтобы наши радиослушатели задумались.

Здравствуйте, Ирина. Вам последнее слово.

Ирина: Здравствуйте. Я постараюсь очень коротко. Мне кажется, нужно всё-таки разделять. Есть три понятия: есть развлечение, которое может быть и интересным, и содержательным. На втором месте – развлекательство. Вот то, о чём мы сейчас говорим – это развлекательство. Это то, что идёт в ущерб, абсолютная действительно пустота – и содержательная, и идейная, и познавательная, и игровая…

А.Г.: Не обижайтесь, Ирин …

Ирина: А есть третья ступень ещё – развлекуха - вот что страшно! И мне кажется, что именно людей таких очень много сейчас, и их готовят именно к тому, чтобы развлекухой заниматься и развлекательством. Потому что вот этим занимаются люди абсолютно пустые внутри. Им вот разреши… Заставь их, например, полдня побыть в молчании с самим собой – они умрут или повесятся. И поэтому они идут туда, где звенит точно так же в окружающих абсолютная пустота в голове и в душах. Потому что при этих диких скачках, при кошмарных фейерверках… То есть понимаете, когда людей ориентируют – самые у нас  известные слоганы рекламные: «Вливайся!» и «Зажигай!» Это уму непостижимо: почему, зачем и куда кто-то должен «вливаться» и «зажигать»?

А.Г.: Спасибо большое. Спасибо большое, Ирин. «Вливаться» и «зажигать» человек должен для того, чтобы лишиться возможности думать самостоятельно и иметь возможность отдать за это бездумье свои деньги, а иногда и свою жизнь. Всё наше будущее зависит от того, сможем ли мы научить своих детей думать, в том числе и о развлечениях и о целях, которые они преследуют. Мы так боимся быть зомбированными, ну, например, скажем, психотерапевтами или психологами. Куда там! Но только совсем не боимся, когда НАС ЗОМБИРУЮТ РАЗВЛЕЧЕНИЯМИ, так стремимся к этому! Во всякой трагедии, как это ни печально, есть своё напоминание нам. Нам! И трагедии, конечно, ещё не исчерпаны.

Я хочу сказать, что мы не можем с вами, ну просто не имеем права не вспомнить ещё одну маленькую частную трагедию – смерть великого нашего актёра Вячеслава Тихонова, которого называли «последним интеллигентом на экране». Что такое «Тихонов-интеллигент на экране»? Что такое «уходящая интеллигентность»? Какую весть пытался нам передать Вячеслав Тихонов своими ролями? Ещё раз о нём и о вести, которая с ним связана.

Спасибо всем большущее. Спокойной ночи.

Музыка.

 

17.12.2017 Выложен тренинг "Умение понимать другого человека", который ранее нигде не публиковался...
11.03.2017 Существенно улучшилось качество звучания в тренинге "Божественная комедия".
Те, кто скопировал и хранит этот тренинг у себя, - можете обновить свою копию...
25.01.2017 Полностью обновлён тренинг "Поваренная книга магии". Главное - теперь вы можете узнать, о чём он (появилось содержание) :)
14.01.2017 Впервые выложен "Разноцветный тренинг"!
27.10.2016 Большое пополнение бесед за 2007 год!
Добавилось более 100 передач, которые раньше не выкладывались.
А качество выложенных ранее передач за 2007 год заметно возросло.
01.06.2013

Большое пополнение бесед за период 20.02.2006 - 29.12.2006.

Из них 39 передач перезалиты с лучшим качеством, остальные 49 выложены впервые.

04.09.2011

Алексей Попов завершил работу над тренингом "Уроки с Катей -2 — Парижская история, или Языческие корни";
на данном сайте впервые выложена качественная аудиоверсия тренинга (в стереозвуке)

27.06.2011

запущена тестовая версия.

23.06.2011

старт проекта.