Доброй ночи. Я как-то глубоко раньше не задумывался, что же для меня значит имя, которое я ношу. Не задумывался, наверное, из-за какого-то внутреннего протеста. Ну, действительно, столько сейчас накручено вокруг наших имён. Имя стало чем-то вроде генератора случайных совпадений. Помните, мы несколько эфиров назад говорили о случайных совпадениях в человеческой жизни. Что же для нас с вами сегодняшних значит наше имя? Ведь с того неуловимого начала нашего восприятия, где-то от полугода до года личной жизни самым желанным и самым знакомым звуком, который мы слышим, был звук нашего имени. Ваше имя как-то повлияло на вас, продолжает на вас влиять? Вы научились понимать, какой смысл сообщало имя, которое дали вам родители?
Музыка
Проблема человека и имени почему-то мучила русскую культуру с самого начала. Достаточно вспомнить одну из первых, знаменитых работ Петра Флоренского «Имена». В ней доказывалось, что неповторимость художественного образа, который может создать человек, она создаётся неповторимостью звучания его имени. Он потом писал, что жизнь человеческая имеет такую художественную ткань, которая создаёт художественный образ человеческой жизни. Философ Лосев тоже начинал в 20-х годах с книги «Философия имени». И так много-много, до бесконечности, заканчивая замечательными фрагментами из когда-то легендарной книжки «Искусство быть собой». Их я процитирую чуть позже.
А. Г.: Доброй ночи, Зиновий.
Зиновий: Доброй ночи. Я доволен жизнью, получил среднее образование, музыкант широкого профиля без диплома. Однако, народ доволен моей игрой. Приходится и в компании играть.
А. Г.: А на чём играете, Зиновий?
Зиновий: На баяне, на гармошке, на расчёске, вы может быть, удивитесь…
А. Г.: Ну, почему же, хоть бы запись прислали, мы бы её поставили в эфире, было бы замечательно. Очень интересно, что вас тёзка, Зиновий Гердт говорил, что хромой актёр оказался великой удачей. И как будто в имени Зиновий было заложено и несчастье, которое с ним случилось и удача, которую это несчастье принесло. Спасибо, Зиновий.
На форуме напоминают мне о цитате Владимира Львовича:
"Человек, рождаясь, не выбирает своего имени и фамилии, а получает без спроса - как набор генов или карты в игре. Правильно ли это?.. А где же свобода, право человека на самовыбор?.. Пока мы не делаем себя сами - все наше делается за нас, и не всегда хорошо. Всю жизнь мы привыкаем себя отождествлять (по-научному - идентифицироваться с тем, как нас зовут, именуют). И даже если свое имя или фамилия человеку чем-то не нравятся, решится их изменить далеко не всякий, и не столько из-за формально-административных препон, сколько из-за чисто психологических.
Инерция самоотождествления - штука фундаментальная, и иной раз диву даешься, как держится человек за свое родное-привычное-данное, как далеко с ним заходит...
Все знают великого кулинара и чаеведа Похлебкина. А я знаю великого фехтовальщика Кровопускова, семью выдающихся свиноводов Свиньиных, крупного уролога Писькинда и врача-онколога с милой фамилией Могила. Учась в медицинском институте, встретился с фамилией Какушкин, и что бы выдумали? - Этот человек, видно, по принципу "раз уж так пошло" посвятил себя изучению человеческих испражнений, стал основоположником медицинской копрологии - науки о кале. Имя его вошло в учебники. Классно!..
Теперь нам понятно, почему и зачем в тайных сообществах - в рыцарских орденах, например, или в масонской ложе - существовал издавна ритуал: давать новообращенным другое имя. То же самое делается сейчас во многих психотерапевтических группах.
У многих народов имя меняется по достижении зрелости (обряд инициации) или при вступлении в брак. Среди оставшихся еще на земле племен, живущих жизнью, близкой к природе, как и у наших предков, бытует отношение к имени как к магической тайне, которую надлежит хранить даже от друзей, и до сих пор в традициях давать новорожденному запасное имя, а иногда целое множество. Многоэтажные имена испанцев происходят из этой традиции, и, похоже, заставляют своих гордых и ленивых носителей чувствовать себя существенно иначе, чем американцев с их односложными тявкающими подзывками...
Имя - не просто паспортная составляющая персоны такой-то, не бирочка для протокола, не вывеска и не только символ. Имя - то, чего ждут от человека и чего сам человек от себя ждет - с чем себя отождествляет, соединяет, во что в себе верит: включатель Себя - звуковая дверца души, ключ к ее тайне...
Вы замечали, быть может: у давних друзей, супругов или любовников есть склонность называть друг друга не паспортными именами, а измененными. Нет, не навязанная, не насилующая грубая кличка, подобная школьной или дворовой, а добровольное соглашение о другом самосознании - о другой жизни...
Интернетский обычай подписываться "никами" (от англ. слова "ник-нэйм" - прозвище, кличка) тоже преследует не одну лишь цель внешней маскировки, инкогнито - но и цель самообновления, перевоплощения; только цель эта пока еще мало кем сознается...
Испробуйте этот способ, если вам трудно с самим собой, с близким человеком, с ребенком... Называть или называться другим именем, да - только не навязывать его, не силком напяливать - а найти, отыскать как сокровище или изобрести, сотворить имя по душе!
Удивительный, солнечный результат возможен, когда человек, маленький ли, большой ли, влюбляется в свое настоящее имя.
Никакие документы к этому отношения не имеют."
Вот что меня волнует и всегда волновало. Я ничего не знаю о родственниках и детях великого кулинара Похлёбкина, но среди великих деятелей кулинарии я почему-то не слышу больше фамилии Похлёбкин. Имеется в виду один человек. Точно так же Виктор Кровопусков, он, наверное, имеет множество детей и внуков, но великим фехтовальщиком был только одни.
А.Г.: Доброй ночи, Евгений.
Евгений: Здравствуйте. Я хотел бы прочесть стихи.
Что в имени твоем? Ужели звук пустой?
И почему ты назван так, а не иначе?
Там, за окном осенний дождик плачет.
Вопрос, наверно, задан непростой.
Когда ты собирался, человек,
В нём на земле прекрасной воплотиться,
То имя стало в небесах светиться,
Чтоб стать твоим на весь грядущий век.
Что в имени твоём, какой секрет таится?
Его расшифровали мудрецы.
Там крепкий узел связанный,
Концы задач, которым предстоит решиться.
Ни кто иной, ты должен их решить. Они твои,
Тебе даются богом, дерзай
И не пасуй перед порогом.
Когда ты собирался в путь земной,
он предназначен был самой судьбою,
он выбран был сознательно тобою,
чтоб получить урок очередной.
А.Г.: Спасибо. Здравствуйте, Татьяна.
Татьяна: Добрый вечер. Я хотела бы предостеречь молодых родителей, чтоб они не называли детей в честь родственников. Я была названа в честь своей бабушки и знаете, моя судьба повторила её судьбу не очень счастливую.
А. Г.: Это с одной стороны. А с другой, не от чего больше не хотите предостеречь?
Татьяна: Нет.
А. Г.: Я о том, что сейчас всё больше и больше имён даётся по мотивам модных фильмов. Я уже знаю двух маленький Гарри Поттеров. Я не думаю, что носители этого архетипа будут очень счастливы в совершенно чужой духовности? Или это не так?
Татьяна: Нет, конечно, это несчастные дети.
А. Г.: Но вот, это ведь тоже вопрос. Так ли это? Не можем ведь мы говорить этим детям или родителям, которые не дай бог, нас сейчас слушают, что их дети несчастны. А вот почему?
Татьяна: Потому что в детстве часто придумывают прозвища и берут часто за основу имя.
А. Г.: Интересно, что имя – кусочек народного сознания.
Наши Электроны, Октябрины наших времён как-то не прижились, не смогли стать традицией. Они, почему то вырываются из этой общей ткани. Наверное, поэтому сейчас в моде коренные имена. В моду вошли опять Иваны, Данилы, Дмитрии. Вот это базовая традиция. И она, наверное, сейчас очень важна почему-то людям, которые никак не могут определиться в этой ткани своего сознания. Ведь имя - это история про то, что такое моё.
А. Г.: Доброй ночи, Татьяна.
Татьяна: Доброй ночи всем. История моего имени очень интересная. Когда я родилась, 3 месяца отец был в командировке. И меня никак не называли всё это время. Поначалу назвали Наташей. Когда приехал отец и посмотрел на меня, сказал: «Какая это Наташа? Танькой будет». И после этого я стала Татьяной.
А. Г.: Но в глубине души вы остались Наташей.
Татьяна: Он попал в самую точку. Я себе другое имя не представляю. Это действительно моё имя.Мы в душе с моим отцом намного ближе, хотя общались меньше. В жизни ничего особенного я не достигла, но, тем не менее, я сумела всегда остаться самой собой, сохранить жизненный стержень, который очень помогает не сломаться. Я думаю, что это и благодаря моему имени тоже.
А. Г.: Спасибо, Татьяна. Злата, здравствуйте.
Злата: Мой папа после женитьбе на маме ждал 8 лет, что у него появится дочь Злата. Он предсказал историю моей жизни, сказав, что я буду хорошо учиться, окончу школу с золотой медалью, хорошо окончу институт, потом буду учёным. Всё это сбылось. Учёным я, правда, не стала, а стала научным сотрудником.
А. Г.: А вы, какой науки работник?
Злата: В школе очень хорошо у меня шла математика, все думали, что буду математиком. А папа предсказал, что я буду заниматься только природой. Так и получилось. Но я никогда не любила своё имя. Я считала, что должна жить с другим именем. Не знаю почему. А недавно ехала в автобусе, напротив меня сидела женщина и она долго смотрела на меня, а потом сказала: «Вы знаете, мне кажется, что нам с вами нужно познакомиться». Выяснилось, что её тоже зовут Злата. Вот такой странный случай.
А. Г.: Вы знаете, я студентом подрабатывал фельдшером. У нас был водитель, фамилия которого звучала Ногаправая. Он как-то пришёл на смену абсолютно пьяным. И показал мне ксерокс паспорта. Он на киевском вокзале посадил себе пассажира, фамилия которого была Ногалевая.
Музыка
А. Г.: Доброй ночи, Алексей.
Алексей: Доброй ночи, А.Г. Вы знает етакую писательницу Урсула Легуин?
А. Г.: Да, конечно.
Алексей: У неё есть книга величайшая, которая называется «Волшебник земноморья». Роман построен очень интересно, он связан с каждым именем персонажа. Есть обряд в этом романе, посвящение имени, в котором даётся твоё истинное имя. И его нужно беречь, как зеницу ока. Потому что если кто-то узнает его, то получит власть над тобой полную. И я считаю, что так происходит и в жизни. У каждого должно быть настоящее имя, которое полностью отвечают его психологии, образу жизни и т.д.
А. Г.: Очень интересно было у североамериканских индейцев в этом отношении. Там имена первые, тайные, давались в связи с чем-то, что происходило в природе. Его могли назвать Утренней звездой, Порывистым ветром или Горьким доджём. И, наверное, действительно этот миг рождения, наверное, был связан. И тогда начинало звучать какое-то вселенское значение имени. Хотя, оно есть и у каждого из нас. Хотим и умеем ли мы задумываться об этом? Вот для меня считать числовое значение имени, раскладывать его на составляющие, это не есть познание. Для меня, конечно, познанием является то, как это делал Флоренский. Это такое мелодическое познание имени и тех ощущений, которые оно концентрируют в нашей душе.
У нас сегодня не звучала необыкновенно важная трёхчастность нашего имени. Имя, отчество и фамилия. Ведь они звучат по-разному в нашей жизни. Сначала звучит только имя. Причём звучит уменьшительно ласкательное. Если вы задумаетесь, то заметите, что очень часто этот звук уменьшительно ласкательного имени очень сильно определяет моё собственное «я». Например, когда я говорю в эфире, что я Александр Данилин, я делаю вид, что я взрослый. Хотя на самом деле это не так. Я Саша. А вот имя Шура, почему-то, никогда не прилипало. На моей памяти есть только один человек, который так меня называл. Больше никто и никогда. Конечно, я Саша. Посмотрите, как интересно. Это имя означает то, что я прячу ото всех. Оно означает, что я ещё не вырос. Я Саша, который спрятался. И знаете, кем я стал? Я стал Геннадьевичем. Потому что имя отчество моё в русском языке плохо произносится. И поэтому все - и пациенты, и коллеги называли меня Геннадьевичем. Я стал Геннадьевичем, когда стал врачом. И это значит, что в отчестве Геннадьевич заключены две вещи. Это образ моего отца, это я взрослый. Я бы сказал, что это я, играющий роль своего отца. И есть ещё фамилия. Фамилия неведомого мне происхождения, но фамилия, которая означает мой род. И я не знаю, из каких я Данилиных, я не знаю, где эти Данилины, какие корни имели. Для меня это не имеет значение, потому что для меня само звучание слова «Данила» видимо с самого детства означало работник. Папа вкалывал с утра до вечера, и я по-другому не умею с детства. Я работник, я это всегда чувствовал, хотя может быть, это неверно. И для меня фамилия – это я взрослый. Есть голос ребёнка в имени, голос родителя в отчестве, голос взрослого в фамилии. Я уверен, что тот Кровопусков стал чемпионом по фехтованию, который слышать хотел голос своей фамилии. Ведь его можно не слышать, смеяться над ним. Это такая медитация на звук. Вот что вы чувствуете, когда произносите своё имя? Что вы чувствуете, когда звучит ваше отчество, сколько в нём отцовского или материнского. Насколько ваше отчество определило ваше взаимоотношение с миром? Это ведь самое главное, что остаётся нам от отца. И, наконец, фамилия. Род, взрослый, ответственный. Попробуйте поискать, здесь и таится удивительная мелодия имени. Спасибо большое.
В следующей передаче давайте поговорим об иронии.