войти

«2007.12.24 Гнев»

00:03: Совет: Куда девать гнев?

00:38: Наблюдаем за своей реакцией на свой гнев.

00:39: Упражнение: Пламя свечи.

 _____

музыка губной гармошки, избавляющая от гнева, исп. Toots Thielemans (Бельгия) - альбом "Only Trust Your Heart" (2007 г.):

00:05: All of You;

00:27: Speak No Evil;

00:41: Sophisticated Lady.

Расшифровки передач

Расшифровка — это текстовая версия передачи.

Вы можете оказать неоценимую помощь программе «Серебряные нити», если сделаете расшифровку этой и других передач. Расшифровки позволяют другим людям быстро знакомиться с передачами, находить передачи через поисковые системы, а также становятся основой для книг, выпускаемых автором передач.

Чтобы сделать новую расшифровку, нужно:

  • зарегистрироваться на форуме «Серебряные нити».
    (для регистрации пройдите по ссылке:
    http://www.serebniti.ru/forum/ucp.php?mode=register)
  • используя логин и пароль форума, войти здесь под ними
    (для этого нажмите на значок «ключик» (значок логина) в правом верхнем углу сайта).

Теперь Вы можете создавать новые расшифровки и редактировать уже написанные!
(для этого пользуйтесь значками (создание текста и редактирование текста), находящимися справа от каждой аудиозаписи)

 

Доброй ночи, доброй ночи всем, кто нас слышит, желает программа «Серебряные нити» и я, ее ведущий, доктор Александр Данилин. Гнев! Гнев о богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына. Знаменитые эти слова, с них Гомер начал свою эллиаду. В общем, всю эллиаду можно рассматривать, как разворачивание гнева в истории жизни богов и в истории жизни людей. Ну и, конечно, нам тоже это чувство знакомо. В нашем языке есть понятие «праведный гнев». Широта и необъятность даже русского праведного гнева. Это состояние, в которое должен входить воин, который призван победить врага. Гнев, бывает ли он праведным? Как быть с гневом? Потому что мы движемся с вами на встречу новому году, и вот то, что не хочется оставлять за собой в прошлом году это, конечно, долги, есть такая примета. Ну и помимо долгов, почему-то очень не хочется оставлять за собой полосу гнева. Мне кажется, очень важным, научиться, каким-то образом, избавляться от этого чувства, преодолевать его. И мы сегодня здесь, в прямом эфире, по постоянному телефону, а телефон этот (495) 956-15-14 поговорим о гневе. И в первую очередь о том, что с ним делать? Подавлять его? Каким-то образом выражать? Если выражать, то каким? Бывает ли гнев праведным? Зачем вообще гнев нужен человеку? И нужен ли? Откуда он берется? Что это за реакция такая? Есть еще такое понятие «гневливые люди». Кто они такие? Наверное, как всегда, как только эта тема приближается в эфире, у меня, у ведущего, сразу накапливаются какие-то поводы для гнева. Да и вообще, конец года это такое время на работе, дома, когда все время кто-то что-то не успел. Все время есть поводы для выражения какого-то праведного гнева. Так вот, по крайней мере, дома, за праздничным столом всем очевидно, с гневом нужно уметь бороться. Как вы это делаете? Как победить в себе гнев? Какова его природа? Музыка, как мне кажется, всегда была одна из простейших способов победы над гневом. Если вы умеете играть на музыкальных инструментах, то в состоянии гнева надо что-нибудь сыграть, тогда ваш гнев моментально уйдет, сольется в клавиши рояля, струны гитары или на что-то еще более простое. Вот таким простым инструментом, для очень многих народов, инструментом освобождения от гнева, являлась губная гармошка. Такой простейший инструмент, который есть всегда в музыкальных магазинах и в бесконечном количестве домов, где есть маленькие дети. Ее всегда считали способом избавления от гнева, способом рассказать свою историю Богу, такой вот простейшей музыкальной молитвой. Так говорил в своих интервью Тутс Тильман, наверное, один из лучших за все времена джазовых исполнителей на губной гармошке. Вот сегодня мы с вами и послушаем, как он избавляется от гнева с помощью такого простого инструмента, инструмента, который всегда с собой, который помещается в кармане.

 

Музыка.

 

И так, сегодня по телефону (495) 956-15-14 о том, как справляться с гневом. Что такое гнев? Ну, с биологией на самом деле проще всего, потому что это понятно. Гнев – это вполне биологическая реакция человека на обиду или огорчение. Вообще говоря, реакция животного мира знаменитый Конрад Лоренс когда-то свел к 2 типам. К двигательной буре, т.е. контратакам, агрессии и мнимой смерти или бегству. То есть, животное ложиться и делает вид, что оно труп. Оно говорит, не ешь меня, я падаль, либо нападает. Для контратаки необходим мощный выброс адреналина, который, собственно говоря, и является отрицательной эмоцией гнева, которое, как бы подкрепляет контратаку, закрепляя ее как рефлекс. Получается что-то вроде: «Да, Моська знать она сильна, коль лает на слона». Поскольку это вполне возможно, по той простой причине, что это рефлекс. Гнев выполняет защитную функцию. По-своему особенно у хищников, оберегает вид от угрозы уничтожения. Люди, они, как и животные, они склонны к нападению друг на друга в те моменты, когда они испытывают боль или отчаянье. Вся беда заключается в том, что многие из людей чувствительны как бы на столько, что неопасные ситуации воспринимают, как нападение, и реагируют агрессивно. И это очень зависит от некой чувствительной оболочки, которая называется самолюбием. Поскольку у многих эта самая оболочка самолюбия напряжена настолько постоянно и сильно, что малейшая даже просто соприкасающаяся к ней, к этой тайной человеческой оболочке организма, эмоции, слова и чувства, порой не имеющие никакого отношения к самому человеку, вдруг способны вызвать приступ ярости. Это собственно и есть люди, которых мы чаще всего называем гневливыми. Ну, все вы знаете семьи, которые как будто увязли в своей потасовке, которые прилипли друг к другу своим гневом. Они как боксеры в клинче, уже по 20-ому, 30-ому, 40-ому году, если бы разу, выясняют, кто из них прав, и каждый продолжает доказывать что-то свое. Вот вкратце, как мне представляется гнев.

 

А.Г.: Доброй ночи, Александр.

Александр: Доброй ночи. Вы знаете, наверное, нужно уметь любить и прощать. И поэтому, я считаю то, что в гневе это важно и нужно, но надо уметь прощать, потому что, если ты не прощаешь, значит, ты сам себя не уважаешь и не любишь. Спасибо. Я вам желаю всего самого-самого доброго.

А.Г.: Спасибо, Александр. Я, в общем, согласен. Вообще, нормального человека, после каждой вспышки гнева терзает комплекс вины. И этот комплекс вины, надо сказать, может сопровождаться целым рядом всяких разных физических ощущений. Человек очень быстро как-то понимает, что, во-первых, он нанес ущерб себе, поскольку в каких-то отношениях возникли какие-то новые, чрезвычайно сложные и трудно поправимые отношения, за счет вот этого вот, эмоционального клинча, в который вошли два человека. Во-вторых, возникает ощущение потери энергии. В-третьих, ну депрессия, испортил же ситуацию. Ну, и, наконец, что такое последствия вспышки гнева с точки зрения биохимии. Да, в общем, целая куча: мигрень, гипертония, изжога, расстройство желчного пузыря, расстройство желудка, проблемы с зубами, запоры, потускневший цвет кожи и много других болячек. Мы во время приступа гнева взрывообразно расходуем энергию и за это платим. А вот прощать. Легко, конечно, сказать прощать, но не всегда получается.

А.Г.: Доброй ночи, Надежда. Надежда из Калининграда дозвонилась. Пропустим ее вперед.

 

Надежда: Здравствуйте, Александр Геннадиевич. Я думаю, что гнев это способ показать свое отношение к словам собеседника. Ну, конечно, только чтобы он не обернулся против нас самих. Как воспримет это наш собеседник или оппонент?

А.Г.: Да как скажете. В гневе, наверное, оппонент. Потому что был собеседник, стал оппонент. Мы же его кусать собираемся.

Надежда: Я думаю, что во время гнева у человека в организме происходит бурная психологическая и моральная, как сказать, не знаю, как это выразить, кульминация, наверно.

А.Г.: Так, ну кульминация. И чего?

Надежда: Это похоже на аффект.

А.Г.: Надежда, скажите честно, у вас бывают…это не похоже на аффект, это в общем аффект, в котором можно натворить черт знает чего в этом аффекте. Как бы вопрос заключается в следующем вот с вами, когда-нибудь этот аффект случался в жизни?

Надежда: Ну, с кем не бывает. Но все мы стараемся держать себя в мыслях поддаваться интелигентости и культуре.

А.Г.: Как мы с этим справляемся?

Надежда: Наверное, подавляем свои эмоции как все свои отрицательные мысли.

А.Г.: А правильно ли это?

Надежда: Смотря, в каком случае.

А.Г.: Всегда лучше как бы это дело подавлять?

Надежда: Ну, думаю да. Надо расценивать это адекватно.

А.Г.: Это - это что? Обиды? Огорчения?

Надежда: Расценивать свои действия адекватно, вот как.

А.Г.: Адекватно. А если адекватным считаешь завестись и подрать на куски? И кажется, что даже мало это вот человеку. Вот просто на куски порвать мало. Я просто все остальное не хочу описывать, чего с ним хочется сделать.

Надежда: Со всеми бывает. Это обычные эмоции.

А.Г.: И? Ну какие традиционные способы? Что можно делать с агрессией накопившейся в жизни, на работе. Это же накопление агрессии да? Что мы чаще всего делаем? Чаще всего, мы сливаем накопившиеся на работе эмоции на родственников и знакомых. Кого-нибудь ловим, кто просто вынужден нас терпеть, и вопим ему по-поводу неубранной тарелки, вонючих носков.

Надежда: Да. Я думаю, что это некий способ слить не только свои эмоции, но и свою отрицательную энергию.

А.Г.: Возможно, только для меня разница между отрицательными эмоциями и отрицательной энергией почти неуловима. Ну, еще можно традиционный тоже метод, сублимировать ее (отрицательную энергию) с помощью спорта, танцев, секса, борьбы за собственную карьеру на других фронтах, не там где проявляется агрессия. И наконец-то, ее можно нейтрализовать с помощью юмора. Правда?

Надежда: Конечно, все можно перевести в шутку.

А.Г.: Это вот в жизни обычной чаще всего.

Надежда: Ну, вот стоит сказать, конечно, что можно пошутить, но не надо, чтобы человек терял свою душу и юмор становился душой человека.

А.Г.: Понятно, спасибо, Надежда. Сложно, значит, искренний юмор не должен составлять человеческую душу. Лучше честно и откровенно взять так, и стукнуть его, лишь бы только не калечить. Да? Вот, как бы я, так это понимаю. Здравствуйте, Владимир Константинович.

 

Владимир Константинович: Здравствуйте. Я звоню первый раз. Моя точка зрения проста, гнев в семье и гнев среди окружающих. Вот я льготной категории населения, инвалид, но владею приемами самбо и рукопашного боя, несколько раз был бит. Хотя, чтобы человека-то, в общем, привести в бесчувственное состояние мне достаточно 30 секунд. Я лично считаю, что проявление гнева от недостатка образования, самообразования. И я очень часто видел людей возьмите даже телепередачи любые. Я в гневе супруг супругу или наоборот, потом люди начинают просить Христа ради, простите нас, мы не знали что думали. То есть люди начинают думать, прежде всего, о себе, шкурный интерес. В гневе, я понимаю, можно уничтожить врага, а все остальное от лукавого. Я уверен в этом.

А.Г.: Спасибо. Я думаю, что не очень много людей, и я вам правда очень за это благодарен, наберутся мужества и скажет – вот мне достаточно 30 секунд, а я был бит. И это, действительно, слова человека, который смог победить свой гнев, в любом случае. Действительно, полностью я согласен с мнением Владимира Константиновича о том, что гнев всегда связан с недостатком образования. Напрямую, вот каким образом, я, может быть, поясню мысль Владимира Константиновича. Дело в том, что гнев это реакция очень древняя филогенетическая. Это животная реакция. Это рефлекс оставшийся нам от каких-то предков, имевших хищную природу. И, как бы в любом случае, чем передняя кора больше развита, т.е., чем мы думаем, развито больше, тем человек меньше склонен к гневу. Хотя, это тоже, вот так вот, напрямую не связано, потому что образование бывает очень разное. Мы привыкли считать образованием накачивание интеллекта. Но дело в том, что наш век, который перегрузил интеллект таким избытком цифровой информации, что она уже, по-моему, выполняет прямо противоположное действие. Это говорит вот еще о чем, для того, чтобы человек имел мотивацию справляться с собственным гневом, ему в первую очередь нужно образование души. Он должен, в общем, понимать, а зачем это? Доброй ночи, Раиса. Здравствуйте, Раиса Васильевна.

 

Раиса Васильевна: Здравствуйте. У меня дома гудит труба уже несколько лет. Приходят мастера послушают и уходят. Не хотят делать. И я вот просто не знаю, как сдержать свои эмоции? Я уже нервная, я уже не хочу в квартиру приходить. При чем сначала они не приходили, потом отказывали, а последний раз мне диспетчер сказала мол «подлечи головку и не будет труба гудеть». Старшая по дому подтверждает, труба гудит. А вот специалисты глухие не слышат. Как справиться вот со своими эмоциями?

А.Г.: Спасибо. Сейчас поговорим. На самом деле, мне на таком расстоянии очень трудно судить гудит ли труба. И те люди, которые приходят, они приходят слушать музыку труб, или они, действительно ничего не могут сделать с этой музыкой. Однако, мне кажется, чтобы позвонить и рассказать нам, это же тоже способ проявления гнева. Ну, вдруг, кто-нибудь услышит и ему станет жалко замученного человека и он придет и вместе с сантехниками послушает, и потом скажет им чего-нибудь. Возможно, это и есть форма, как бы, разумного выражения агрессии, потому что ведь агрессию не обязательно выражать ну прямо кусая, как хищник своего оппонента. Можно же еще выражать ее косвенно: прокалывать колеса, поджигать дома, писать докладные бумаги, в конце концов, звонить на радио. И я, в данном случае, не шучу. Я думаю, что вот такие косвенные выполнения…есть, между прочим, еще и пассивные формы проявления гнева. Это забывание дня рождения, опоздания, плохое обучение или, в конце концов, невыполнение обещаний. Вот вы никогда не задумывались, что если человек не выполняет одно свое обещание за другим, то он на самом деле, на вас за что-то гневается. Доброй ночи, Ослан.

 

Ослан: Доброй ночи, уважаемый ведущий. Я вот, например, считаю, что именно гнев это абсолютно не нужное и абсолютно деструктивное чувство. И то, что нам дано природой, то, что мы можем проявлять агрессию это все таки разные вещи. И гнев это не совсем вот агрессия та, которая нам дана от природы.

А.Г.: А что же это такое тогда? Она же нам от природы и дана. Чисто природная реакция.

Ослан: Природная реакция, но я вот считаю, что именно в этом мы можем чему-то научиться у буддистов, которые не приемлют именно проявление гнева.

А.Г.: Ну христиане тоже не приемлют проявление гнева. Ну, как же так, а подставь другую щеку? Нет вообще религии, которая, так или иначе, приемлет в своих последователях проявление гнева. Я, вот ведь, что хочу сказать, гнев это плохо, но как с ним бороться? Вот как это делал Тутс Тильман.

 

Музыка.

 

И все-таки все еще сложнее. Индусы, например, считали, что люди все по проявлениям ведущего своего характера принадлежат к разным качествам, гуммам космической материи. Одни из них относятся к гумме инертности (шатва), другие к гумме активности (раджес), третьи к гумме уравновешенности, духовной мудрости (сатва). Те, которые были воины от рождения, они принадлежали к гумме активности. Для них гнев считался естественным, поскольку он в первую очередь был праведным.

 

А.Г.: Здравствуйте, Галина. Галина дозвонилась из любимого мною города Галича.

Галина: Очень приятно, здравствуйте. Мне так нравится ваша передача, она очень спокойная. И хочу поддержать передачу своими мыслями. Дело все в том, что ведь это зависит не только от состояния человека, но и от его характера. Сангвиник ли он, меланхолик, флегматик или холерик. Это раз. Во-вторых, зависит от оппонента, с кем ведется спор. А не только от воспитанности и образованности. Вот были люди, например, моя бабушка, они кричат, а она «Эх вы скажет». А ведь у нее ноль классов образования было. Вот и все, что я хочу сказать.

А.Г.: Спасибо большое. Ну и все наоборот, люди очень широко образованные, даже легендарные, были подвержены вспышкам гнева. Ну легендарные вспышки гнева у Наполеона, у Чиллини, у Дали, у Пабло Пикассо. Ну, как бы, не возьми какого гения, так он подвержен неконтролируемым вспышкам гнева. Это правда, но все же это не делает гнев хорошим и одобряемым, потому что гений ли он, человек без образования, гнев плох для любого, и для каждого, по одной простой причине, за исключением одной единственной ситуации. Ситуации справедливой войны, но я сейчас не хотел бы об этом. Гнев всегда приносит вред тому, кто гневается. Ну, хотя бы из-за чувства вины, которое возникает изначально. Самым мудрым человеком, который, на мой взгляд, описал ситуацию гнева самым точным образом, это была, если не ошибаюсь, ясновидящая Ванга, легендарная болгарская. Которая когда-то сказала, что «Люди, на которых вы реагируете гневом, есть зеркало, отражение вашего внутреннего мира. То, что вы больше всего ненавидите в другом это то, что вы ненавидите в себе. Внимательно посмотрите на кого вы реагируете гневом, ради того, чтобы выяснить какие-то главные направления своей собственной духовной эволюции». Между прочим, кто знает о чем-то похожем писал Дали, но он писал о том, что «Мой гнев направлен на что-то, что грызет всю жизнь меня самого». Вот как это выглядело. Здравствуйте, Тамара Николаевна.

 

Тамара Николаевна: Здравствуйте. Вы знаете, меня в какой-то мере берет гнев, вот по какой причине. Даже вот на вашу передачу. Почему все время, музыкальные паузы ставите вот именно импортных певцов? Я не имею права вам указывать, но вот так.

А.Г.: Спасибо большое. Я ведь хотел сказать, что гнев ведь, в какой-то мере…человек имеет на него право, правда я не понимаю, зачем гневаться на радиопередачу. Нажали кнопку и выключили радио, вот вам и весь гнев. Смотрите, гнев это желание любой ценой добиться своего. А у нас вот, есть радиослушатели, которым нравится музыка, которая звучит. Я просто стараюсь, чтоб она была максимально разнообразна и максимально иллюстрировала эмоции. Я боюсь, что русская музыка, я имею ввиду, по крайней мере, музыку советскую, во многом иллюстрировала очень малый набор эмоций. И я вот, увы, не могу ее в должном объеме подобрать. Доброй ночи Галина.

 

Галина: Здравствуйте. По-моему гнев это не просто эмоция, это всплеск очень множественных эмоций. Это что-то типа взрыва происходит, сильный выброс адреналина в кровь. У человека происходит встряска и он не может сам справиться, если он не переведет этот гнев в какое-то физическое действие. Нужно обязательно, либо закричать, либо причинить себе боль, ударить там рукой по столу, разбить какую-то тарелку. Но обязательно нужно этот всплеск погасить.

А.Г.: Вы предлагаете взять и направить агрессию на себя. Да?

Галина: Да. И это самое правильное, потому что, какой бы не был интеллигент, это явление не столько душевное, сколько уже физическое и человек, если это настоящий гнев справиться с ним, просто так, сам подавить эту эмоцию, успокоиться, не сможет. Это можно сделать с раздражением, с обидой. Гнев это что-то сиюминутное и очень сильное, типа взрыва, поэтому лучше всего немедленно погасить. Ну, вот как я сказала, может не очень приятным способом, но иначе не получится.

А.Г.: На самом деле, я думаю, что совсем не обязательно приносить себе боль или ущерб. Иногда нужно ретроспективно потратить свое время. Потратить свое время, и посмотреть каким образом вы реагируете на гнев. Чаще всего человек, который гневается, сжимает руки в кулаки. Вот нужно закрыть глаза, вспомнить реакцию гнева и посмотреть, что происходит в этот момент с вашим организмом. Не краснеет ли ваше лицо, не появляется ли у вас пот, не начинается ли тахикардия, но главное какие мышцы напрягаются. Вот если вы немножко потренируетесь и приучитесь каждый раз, когда вас начинает охватывать гнев, вместо того, чтобы сжимать кулаки, постараться резко разжать ладонь, то вы почувствуете, что у вас гнев, как будто бы улетает вот сквозь пальцы, от этих разжатых ладоней. Но так бывает не всегда, иногда другие мышцы на это реагируют, и тогда надо потренироваться расслаблять их. И наше упражнение звучащее в тренингах (про свечу), тоже поможет очень хорошо. Гнев это состояние, которое связано не только с реакцией, чаще всего большинство людей все же не дают волю гневу, не проявляют агрессии. Дать волю гневу это проявить агрессию. Мы все же деремся горазда реже, чем хотим этого сделать. Вот, когда гнев накипает, то достаточно зажечь нашу свечу, ведь огонь свечи это всегда огонь любви, доброты и сочувствия. Вот посмотрите внимательно у основания горящего фитиля. Оно всегда чуть-чуть темнее, потом оно светлее. Вначале оранжевое, а выше золотисто желтое. И если вы охвачены завистью, гневом, то пламя заколышется. Успокойте его, расслабляя свои мышцы и эмоции, а дальше попробуйте представить себе, что темные облачка ваших мыслей. Вот те самые мысли, которые только что были в голове. Картинки насилия, разрывания на куски и стреляния из пистолетов. Они все улетают от вас к этому пламени и в нем сгорают. И это очень простой и очень быстрый способ избавиться от гнева. Спасибо вам большое. Не гневайтесь, подышите свечой. Спокойной ночи!

17.12.2017 Выложен тренинг "Умение понимать другого человека", который ранее нигде не публиковался...
11.03.2017 Существенно улучшилось качество звучания в тренинге "Божественная комедия".
Те, кто скопировал и хранит этот тренинг у себя, - можете обновить свою копию...
25.01.2017 Полностью обновлён тренинг "Поваренная книга магии". Главное - теперь вы можете узнать, о чём он (появилось содержание) :)
14.01.2017 Впервые выложен "Разноцветный тренинг"!
27.10.2016 Большое пополнение бесед за 2007 год!
Добавилось более 100 передач, которые раньше не выкладывались.
А качество выложенных ранее передач за 2007 год заметно возросло.
01.06.2013

Большое пополнение бесед за период 20.02.2006 - 29.12.2006.

Из них 39 передач перезалиты с лучшим качеством, остальные 49 выложены впервые.

04.09.2011

Алексей Попов завершил работу над тренингом "Уроки с Катей -2 — Парижская история, или Языческие корни";
на данном сайте впервые выложена качественная аудиоверсия тренинга (в стереозвуке)

27.06.2011

запущена тестовая версия.

23.06.2011

старт проекта.