войти

«2010.03.01 Дом в душе»

Расшифровки передач

Расшифровка — это текстовая версия передачи.

Вы можете оказать неоценимую помощь программе «Серебряные нити», если сделаете расшифровку этой и других передач. Расшифровки позволяют другим людям быстро знакомиться с передачами, находить передачи через поисковые системы, а также становятся основой для книг, выпускаемых автором передач.

Чтобы сделать новую расшифровку, нужно:

  • зарегистрироваться на форуме «Серебряные нити».
    (для регистрации пройдите по ссылке:
    http://www.serebniti.ru/forum/ucp.php?mode=register)
  • используя логин и пароль форума, войти здесь под ними
    (для этого нажмите на значок «ключик» (значок логина) в правом верхнем углу сайта).

Теперь Вы можете создавать новые расшифровки и редактировать уже написанные!
(для этого пользуйтесь значками (создание текста и редактирование текста), находящимися справа от каждой аудиозаписи)

  Дом в душе
Доброй ночи. Доброй ночи всем, кто слушает программу «Серебряные нити». У микрофона как всегда я, её ведущий, доктор Александр Данилин. И в прошлой передаче как-то сама собой всплыла тема, мне кажется, необыкновенно важная для нас. 
Дело в том, что что-то произошло с нашими домами, точнее говоря, с образом дома в человеческой душе. Я не хочу вспоминать поэзию кривоватых русских избушек, которые, наверно, неизвестное число столетий. Я всё время удивляюсь запущенности наших подъездов, и странностями, которые происходят с нашими квартирами. Они как будто становятся всё менее и менее обитаемыми. А может быть это только у меня такое ощущение. Вы не обращали внимания на то, что понятие уюта у нас стало заменяться понятием дизайна? – разумеется, у тех, кто может себе этот самый дизайн позволить. И вот эту точку уюта, какую-то, наверно, душу дома мы с вами каким-то загадочным образом где-то в неизвестных пространствах умудрились потерять. 

Может быть, из сказок про муми-троллей вы помните хатифнаттов, - странников, которые вечно бродят в поисках собственного дома. Не стали ли мы похожи на них? Не потеряли ли мы какое-то чувство тепла в наших домах? С чем это чувство и эта потеря связаны? Может быть, только я один так чувствую проблему наших домов? Где и когда растворилось, пропало, исчезло это ощущение? И вообще, что такое образ дома в наших душах? - Вот того самого настоящего подлинного, единственного нашего дома. Как вы его чувствуете, дорогие радиослушатели? Вот об этом сегодня разговор.
Что такое подлинный дом? Чего в нём должно быть и чего в нём быть не должно? Почему человек иногда всю жизнь ищет и не может найти свой дом? Ведь образ этого дома всегда у нас в душе есть. И мы как блудный сын только иногда в конце жизни вдруг вспоминаем об этом. Из чего состоит образ нашего дома? И вообще всё, что вы можете сказать о понятии дом человеческий и о символе дома, о роли этого символа в нашем сердце и в глубине наших душ, - вот об этом сегодня разговор.
Конечно же, музыка тоже всегда искала дом. У нас сегодня вот такой поиск дома, только по-английски, когда в ритме своих английских мелодий люди ищут корни, основу души, народный дом, и находят, по-моему, что-то вполне общечеловеческое и понятное всем.

Музыка. «Jordan» – Bellowhead

Жалко, что разучились мы говорить о каких-то необыкновенно важных для себя вещах, в том числе, наверно, разучились говорить о доме. Что это такое для нас сегодня? Место для ночлега? Место, где можно чем-то хвастаться своим друзьям? Место искренности или что-то такое абсолютно формальное? Какая-то внутренняя боль связана почему-то у нас с понятием дома. В Евангелии от Луки есть страшные слова: «всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет, и дом, разделившийся сам в себе, падёт» (Гл. 11.17).
Что же нам нужно сделать, чтобы дом сам в себе не разделился? Чего нужно понять из того, что мы в общем, почему-то по-прежнему не понимаем?

Вот что сказала одна из наших постоянных радиослушательниц:
Света: Здравствуйте милый, любимый доктор, Александр Геннадиевич. Света, Краснодарский край. Хочу сказать, что для меня значит понятие дома. Запоминается с детства, конечно, родительский дом. Мне повезло, мои родители построили себе домик, и у меня там был маленький уголок. Когда я выросла и отправилась странствовать по другим городам, мой отец был не доволен и ворчал... В других городах на чужих квартирах или в общежитии я как кошка привыкала к месту. Но где-то в сознании было, что где-то далеко есть мой настоящий дом, родной и знакомый, до последней трещинки на потолке. И вот сейчас, когда мы стали жить в нём с одной мамой, вымыла стены до самозабвения в углу возле печки. И какое же это удивительно-чудесный, свежий и тёплый запах моего дома. Просто не передать! Это нужно только почувствовать. Плохо быть бездомным, так как чувство неприкаянности не даёт покоя.
А.Г.: Может быть, именно это чувство, чувство бездомности, невозможности вернуться в тот самый уголок, или может быть, по новой этот самый уголок построить. 

Вот что сказала другая наша радиослушательница:
Елена: Здравствуйте. Дом необходим человеку как укрытие от внешнего мира, как место общения с близкими. Это целый мир и место встречи наших вселенных. Всем нам хочется крепкого надёжного дома, особенно в наше сложное время. Дом – зеркало эпохи, вкуса, привычек и достатка его хозяев. А кухня - очаг - самое подходящее место для самых важных разговоров. Дом меняется вместе с нами на протяжении всей нашей жизни. Он начинается с игрушек, и особенно с бабушек. Остаются пустячные, но стойкие воспоминания: так высоко пирог к празднику на шкафу, 200гр. масла за форточкой, и такая страшная газовая колонка в ванной. По мере взросления нам становится тесно и скучно в доме. И мы уходим в иное – самоутверждать ся и строить свой дом по своим меркам. А прошлое напоминает о себе медалями на пиджаках ветеранов войны. С годами дом становится всё значимей для нас. Так кораблю после гавани нужна тихая гавань. И хочется не идти на работу, а возиться с цветами – вечным летом на подоконниках и жаль расставаться с двумя парами чёрных глаз братьев наших меньших. И хочется, чтобы в доме шло само собой. 
«А тишина, как тень огня,
Повиснет в комнате упруго.
Как хорошо, что от меня
Ушла печаль, моя подруга.
Ушла сегодня от меня». (Глеб Горбовский «Тишина»)

Ушла навеки от меня. И никто ничего нового ещё не придумал. Спасибо. Елена из Москвы.
А.Г.: Вообще говоря, дом - наш подлинный дом - это может быть то, что чаще снится нам во снах, чем выстраивается до конца в реальной жизни. Что-то мы теряем. Во сне это символ необыкновенно важный. Это завершённое пространство, в котором живёт человек, пространство, которое для человека является абсолютно знакомым, а потому абсолютно управляемым и абсолютно сильным. Это священное пространство человеческой души. Метафорически это наш человеческий космос, символ нашего душевного состояния.

Если вы задумаетесь, то легко поймёте то, что происходит внутри человека, в его доме, ровно то же самое происходит в его душе. По крайней мере, если уйти от конкретных названий событий и выяснить их общие характеристики. Если вдуматься в глубину этой ассоциации, собственно говоря, образ дома это и есть образ человека, главный и единственный. Через дом мы пытаемся выразить себя, и иногда домом становится что-то совершенно неожиданное – ну, вполне неожиданное. Например, я знаю людей, у которых домом является автомобиль. Я знаю людей, у которых домом является балкон, по крайней мере его настоящим местом жительства – туда выселяет жена. В общем, дома бывают разные. Но дом, это такое место, где человек чувствует себя собой. И это необыкновенно важно и почему-то потеряно.

А.Г.: А вот почему, как вы думаете, Ольга Александровна?
Ольга Александровна: Да, Александр Геннадиевич, доброй ночи.
А.Г.: Доброй ночи.
Ольга Александровна: Вы знаете, в психологии, конечно же, тема дома распространена от сотворения человека, как вы только что сказали. Я бы хотела добавить, что дом также считают сокровищницей премудрости. И вообще символы: дом, сундук, сад – это символ женского начала. И дом олицетворяет, конечно, различные слои психики.
А.Г.: Ольга Александровна, вот скажите, пожалуйста, как ваше ощущение, ну, правда, это мне кажется, это моё какое-то такое мрачное настроение заставляет меня считать, что что-то в образе дома в нашей стране потеряно?
Ольга Александровна: Я думаю, да. Потому что если вспомнить социалистический период, то у нас все дома были одинаковые, да? Вспомните, «дом лучшего быта» – так они назывались? Одинаковые балкончики, одинаковый фасад, вот, ничего не должно выделяться.
А.Г.: Да-да-да.
Ольга Александровна: Всё должно быть одного цвета. Также как у нас школьники были все одинаковы. Вот. И дома были все одинаковы, и если вспомнить фильм…
А.Г.: Ирония судьбы.
Ольга Александровна: Иония судьбы))), то практически города были одинаковые.
А.Г.: И…только это? Только социализм. А как же печаль пушкинских покосившихся избушек?
Ольга Александровна: Ну и каждая избушка была покосившаяся индивидуально же, конечно же. Ну, наверно, от русской хандры, от безысходности…
А.Г.: Мне кажется, мы преувеличиваем. Разве была так уж всегда свойственна России хандра и безысходность? Ну, совсем не было хандрящим таким созданием общественным русская крестьянская община. Скорее даже наоборот. Ведь там же передвижники, скажем, черпали мудрость и оптимизм. Вот что же всё-таки случилось?
Ольга Александровна: Видимо перестали черпать мудрость и оптимизм. Начали из других источников.
А.Г.: А про образ дома, кстати говоря, очень интересно. Вы говорили о трёх слоях, да? – я вас перебил на этом месте.
Ольга Александровна: Да-да. Я могу добавить, что фасад означает внешний вид, нашу индивидуальность, выставленную напоказ, маску, которую мы носим. Крыша – верхний этаж – олицетворяет голову и разум. Подвал соответствует бессознательному, инстинктам, чувствам. Кухня – это место работы.
А.Г.: Ольга Александровна, я знаю, вы любите кино. (мы говорили в передаче об «Аватаре»). Скажите, пожалуйста, вы любите Хичкока? 
Ольга Александровна: Нет.
А.Г.: Жаль. А «Психо» не смотрели?
Ольга Александровна: Нет. К сожалению, нет.
А.Г.: Это один из самых известных фильмов хичкоковских. И там очень интересный есть такой момент, связанный с домом убийцы около ж/д станции. У него там, в подвале живёт труп матери, с которым он разговаривает. И она как-бы, вот эта мёртвая мать, даёт ему приказы. В его бреде…
Ольга Александровна: Ну, в этом страшное бессознательное.
А.Г.: Я просто в качестве примера привожу. Я знаете, про что. Я про то, что вот когда фильм подходит к концу и вот-вот грозит разоблачение, он мать переносит из подвала на верхний этаж, на третий этаж, - туда, как вы говорите, в сознание. И на этом все его преступления, в общем, заканчиваются. Это такой, считается, классическим образом, фрейдовским, фильма Хичкока. Хичкок вообще был большим поклонником вот этой трёхэтажной модели человека - сознания предсознания и бессознательного - фрейдовской. И в фильмах её очень во многих выводил. Спасибо большое, Ольга Александровна.

Что ж, вот ещё одна английская мелодия в поисках дома души. И там, мне кажется, отчётливо слышны до боли знакомые нам мелодии и нотки. Как только начинаешь искать подлинный дом души, ощущаешь, что он общечеловеческий.

Музыка. «Rigs Of The Time» – Bellowhead

По-прежнему пытаемся говорить об образе дома в душе человеческой, и о значении дома для человека. Вот ведь удивительно, а может быть, характерно, что сегодня так мало людей пытается это сформулировать… 
Фильм «Аватар» вызывает, куда больший интерес, чем что-то, казалось бы, понятное и знакомое. Я в данном случае не жалуюсь, я просто обращаю внимание на то, что, может быть, что-то необыкновенно важное проходит мимо нас, просто потому что мы не умеем задумываться - что же это такое.
У нас у программы в интернете был маленький, но вполне уютный дом, как-бы не для очень многих, но, тем не менее, очень приветливый форум. Этот форум неожиданно погиб, конечно, не по нашей вине. И вот благодаря усилиям наших слушателей, он восстал из пепла. У нас снова есть маленький дом. И я надеюсь, скоро будет сайт. Теперь нас легко найти по словосочетанию: серебряные нити… Возрождён наш пропавший было форум, в котором есть возможность общаться онлайн.

А.Г.: Здравствуйте, Иван Иванович.
Иван Иванович: Добрый вечер.
А.Г.: Добрый вечер.
Иван Иванович: Вы извините, пожалуйста, спасибо вашей ведущей, за то, что она соединила меня с вами. Я честно говоря тронут вашими словами. Вообще ваша передача очень сильна. Но тронут словами, что слово семейный уютзаменён словом дизайн.
А.Г.: А разве нет?
Иван Иванович: Это да. Но вы понимаете, ведь это переворачивают мнение с одного на другое. Это попытка поменять нашу психологию, то, к чему стремились – к дому. Наша история знает, что все наши великие руководители, маршалы, герои – они находили минутку, чтобы прийти к своей семье – увидеть свою жену, своих детей, поздравить их, и потом с большим воодушевлением идти в бой, идти на трудовые подвиги и т.д. Поэтому я очень-очень вам благодарен за эту передачу и рассчитываю, что вы её обязательно продолжите. Но хотел задать вопрос: есть ли возможность или это только нужно общими усилиями, чтобы мы всё-таки поменяли нашу обыденность, которая сейчас существует. Она ведь не отвечает нормам ни этического, ни какого ещё состояния. Просто мы забыли, кто мы есть.
А.Г.: Спасибо, Иван Иванович. Вот, честное слово, пытаемся вспоминать. Мне кажется, что в первую очередь для этого нужно… Ведь правда, разве можно по приказу каким-то групповым усилием преодолеть обыденность? 

Мне кажется, для этого каждый должен начать понимать, вообще для чего человеку в этой жизни действительно нужендом, что это такое, для души человеческой. Вроде бы, это настолько очевидно, что выразить невозможно. А происходит то, что у евангелиста Луки: «дом, разделившийся сам в себе, падёт».

А.Г.: Здравствуйте, Елена.
Елена: Здравствуйте, Александр Геннадиевич. Спасибо за тему. Вы знаете, для меня дом это как пристань в бушующем море. Можно было бы так сказать. А вообще, образ дома, в русском сознании, это изба. Это элемент природы, слившийся с природой. А, так сказать, вот западный дом это такое крупное строение, замок, высотный дом, - такой вот, над природой. Он выбивается, и, в общем-то, ей не принадлежит уже. И вот сейчас произошло, происходит и у нас уже, то есть, мы становимся над природой и теряем с ней связи. А потеряв связи, мы теряем дом и становимся просто перекати-поле. Вот, можно так объяснить.
А.Г.: Можно попробовать. Спасибо, Елена.
А.Г.: Здравствуйте, Виктор. Добрый вечер. 
Виктор: Добрый вечер. Я бы хотел сказать, что когда строится дом всеми членами семьи, с уважением мнения с мала до велика, это будет действительно дом тогда. Существует поговорка - мужчина должен построить дом, вырастить сына, посадить дерево – она немножко некорректна на мой взгляд.
А.Г.: Мужчина должен построить стены, для того, чтобы женщина могла внутри создавать дом…
Виктор: В поговорке то говорится о доме, а вот дом строится всеми членами семьи. А ещё лучше, когда у нас в деревне было, папа строил дом своей матери и строили…
А.Г.: Всем миром.
Виктор: Всем миром, совершенно верно. Приходили близкие, ближние - мужчины. Женщины они выполняли физическую работу - брёвна тесали и т.д. Женщины же готовили еду. Те ребятишки, которые постарше тоже какую-то работу выполняли. А я был совсем маленький. Но я радовался. Я думаю, эта моя радость тоже как участие в строительстве этого дома.
А.Г.: Более того, вот эта ваша радость, вполне возможно, и есть то, что делает дом домом
Виктор: Да.
А.Г.: Спасибо большое Виктор.

А.Г.: Здравствуйте, Ирина.
Ирина: Здравствуйте, добрый вечер. Я бы хотела вселить оптимизм в души наших соотечественников и радость.
А.Г.: Ха-ха.)))
Ирина: Вот какая ситуация у нас была когда был социализм? Людей раскулачивали, создавали колхозы, их лишали дома, их уплотняли, создавали коммунальные квартиры. Настолько уплотняли, что человек, в общем, терял собственное пространство, необходимое ему для жизни. Сейчас тенденция другая. Люди строятся, строят свои дома, у кого какие средства на это есть. В общем, процесс пошёл, положительный. Так что не всё так плохо. Давайте жить и радоваться нашей жизни.
А.Г.: Да конечно будем. Куда же нам деваться? Я просто хочу сказать, что хорошо бы мы дома наши, вот эти самые - новые, которые строятся, и я уверен, строиться будут, были бы лишены какой-то пустоты. Я не знаю, возможно, это мой пессимизм, я же не настаиваю на собственной правоте, но вот это ощущение пустоты, распада дома внутри
Ирина: Распад семьи идёт, поэтому распад дома. Но вообще, если у людей есть пространство жизненное…
А.Г.: Разве в сущности это не одно и то же?
Ирина: Но это конечно плохо, но это вся так современная идёт жизнь, может быть, когда-то повернётся в другое… Но когда у людей появляется какое-то пространство личное – это замечательно.
А.Г.: Конечно замечательно. Будем стараться всё-таки поворачивать. Да?
Ирина: Да.

А.Г.: Здравствуйте, Елена.
Елена: Добрый вечер. Сейчас я говорю?
А.Г.: Да, вы.
Елена: Вы знаете, вы очень точно, мне кажется, подчеркнули, что разделение дома внутри, и с этого идёт упадок, уничтожение дома вообще. Потому что, скорее всего, дом это даже не стены, не потолок, в песне как поётся, не стол, не стулья, не окна. А это единство мужского и женского, как земли и неба. И есть же такая пословица: «С милым рай в шалаше», то есть, собственно, даже не от стен это зависит, а ощущение дома.
А.Г.: Где ты - там и мой дом.
Елена: Ну, да. Вот, например, есть хороший дом, и человек один в нём живёт. Это же уже не будет домом. Или: этот человек кого-то ждёт, чтобы кто-то пришёл в этот дом. Всё равно, там есть какое-то единство… Или же…это просто как-бы стены, которые всё равно ветшают и разваливаются, а сути дома они не несут в себе. И ещё очень важный момент, что вот единство земли и неба. То есть, по сути, что такое дом в душе? Это некое состояние, вот когда человек может представить себя деревом, - да? - он пускает в землю корни, а в небо, в небо тянутся его ветви, это как-бы, дом-дерево. И у человека некое состояние то же самое в душе. То есть, некое пространство во времени, такое место, где он может пустить свои корни в землю и видеть при этом небо.
А.Г.: Спасибо большое, Елена. На самом деле, вы сказали почти всё то же самое, что хотел сказать я. 

Вот, во-первых. Елена говорила, очевидную вещь, что дом это пристань бурь душевных и реальности, мы просто никогда не задумываемся, что это пристань именно в понятии смысла дома, а не в смысле даже объёма помещения, которое этот дом занимает. Хотя, конечно, хорошо, когда это помещение большое. 

Но я хочу сказать вот о чём. Я хочу сказать, что дом это стены индивидуальности. Дом абсолютно необходим человеку, потому что дом - в том числе - является его способом взаимодействия с государством, людьми, миром, который находится вовне его. Дом это если хотите, антенна индивидуальности. Мы в дом проводим телевидение и радио. Мы в доме принимаем информацию через интернет, мы в доме звоним по телефону. Это опора нашего общения с внешним миром. Вот наш редактор Екатерина Горенкина мне сегодня приводила пример сугубо биологический, у неё метафоры такие. Она сказала, что вот если, например, печень человеческую попробовать загружать теми веществами, которые регулируют деятельность нервной системы, они будут для неё вредны, она, в конце концов, рано или поздно заболеет и начнёт распадаться. У печени есть своего рода дом. Да? То есть некое место, локус, только в котором, находясь, она может выполнять свою функцию. И для того, чтобы взаимодействовать с миром, нам это место - локус - абсолютно необходим, потому что без него невозможно нормальное взаимодействие со всей той реальностью, которая вокруг.

Вы знаете, между прочим, по всей Европе, мы это знаем по Пиноккио, символом дома был сверчок. Сверчок это что-то такое маленькое, незаметное, что всё время прячется, да? Это домовой, - такая, душа дома, которая подсказывает хозяину, что такое правильно и неправильно. А когда сейчас говорила Елена из Ярославля, мне всё время думалось, - она что-то перепутала. На самом деле, в русской культуре, не дом, а храм символизировал самого человека. Церковь являлась его образом и подобием. Алтарь в ней представлял душу. Жертвенник или престол – ум, а храм – тело. Я думаю, что у нас это общеизвестно. 

Мне почему-то кажется, что мы слишком в нашем коллективном прошлом перенесли дом вовне себя. Сначала в Церковь. Вот например, в Греции, между прочим, большинство храмов частные, они во дворах находятся. То есть принадлежат кому-то. Это, как-бы, храм - продолжение дома. 
И, между прочим, очень интересно в этом смысле, у кочевников, бывших кочевников. Вот, скажем, в гербе Казахстана есть шанырак - это сводчатая куполообразная часть юрты, она символизирует солнце и мир, это как-бы купол храма, который кочевник всегда носит с собой. 
Вот у нас из домов исчезло священное это ощущение. Храм даже не обязательно в смысле красного угла с иконами. Храм, в котором человек имеет в этом доме свой священный угол, в котором живёт его душа или сверчок. Свой алтарь, где он может остаться наедине с самим собой. Мне кажется, если мы больше будем думать о доме как о храме, предназначенном для выражения нашей индивидуальности, и конечно, индивидуальности наших мужей, жён и детей, если мы научимся искать в доме священные точки, тогда что-то начнёт меняться к лучшему. 
Как всегда, если вы отзовётесь, мы, конечно же, продолжим эту тему.

Сегодня исполнилось 200 лет Шопену. И поэтому, как всегда с небольшим опозданием, давайте в среду поговорим о классической музыке, и вообще, о роли музыки в человеческой душе. Давно мы не говорили об этом. Тем более, есть у меня парочка удивительных историй. 
Спасибо всем большущее. До встречи в среду.
Спокойной ночи.
17.12.2017 Выложен тренинг "Умение понимать другого человека", который ранее нигде не публиковался...
11.03.2017 Существенно улучшилось качество звучания в тренинге "Божественная комедия".
Те, кто скопировал и хранит этот тренинг у себя, - можете обновить свою копию...
25.01.2017 Полностью обновлён тренинг "Поваренная книга магии". Главное - теперь вы можете узнать, о чём он (появилось содержание) :)
14.01.2017 Впервые выложен "Разноцветный тренинг"!
27.10.2016 Большое пополнение бесед за 2007 год!
Добавилось более 100 передач, которые раньше не выкладывались.
А качество выложенных ранее передач за 2007 год заметно возросло.
01.06.2013

Большое пополнение бесед за период 20.02.2006 - 29.12.2006.

Из них 39 передач перезалиты с лучшим качеством, остальные 49 выложены впервые.

04.09.2011

Алексей Попов завершил работу над тренингом "Уроки с Катей -2 — Парижская история, или Языческие корни";
на данном сайте впервые выложена качественная аудиоверсия тренинга (в стереозвуке)

27.06.2011

запущена тестовая версия.

23.06.2011

старт проекта.