войти

«2005.06.17 ''Трудные подростки''»

музыка исп. "The Mamas And The Papas" (США; 1960-е гг.); поёт о том, чего хотелось бы подросткам:

00:04: Got A Feeling;

00:15: Words Of Love;

00:24: I Call Your Name;

00:45: Do You Wanna Dance.

Расшифровки передач

Расшифровка — это текстовая версия передачи.

Вы можете оказать неоценимую помощь программе «Серебряные нити», если сделаете расшифровку этой и других передач. Расшифровки позволяют другим людям быстро знакомиться с передачами, находить передачи через поисковые системы, а также становятся основой для книг, выпускаемых автором передач.

Чтобы сделать новую расшифровку, нужно:

  • зарегистрироваться на форуме «Серебряные нити».
    (для регистрации пройдите по ссылке:
    http://www.serebniti.ru/forum/ucp.php?mode=register)
  • используя логин и пароль форума, войти здесь под ними
    (для этого нажмите на значок «ключик» (значок логина) в правом верхнем углу сайта).

Теперь Вы можете создавать новые расшифровки и редактировать уже написанные!
(для этого пользуйтесь значками (создание текста и редактирование текста), находящимися справа от каждой аудиозаписи)

 

Доброй ночи, доброй ночи всем, кто нас слышит желает программа "Серебряные нити",  это программа о человеческой душе, ее тайнах, загадках, боли, и главным правилом нашей программы является то, что ни один человек, даже ведущий, не может знать все о человеческой душе, поэтому мы коллекционируем ваш жизненный опыт, который иногда стоит гораздо дороже, чем любые теоретические знания ученых людей.

Сегодня мы будем говорить о подростках, самом трудном возрасте для воспитания, возрасте, в котором мы больше всего путаемся, теряем ниточку понимания. Как вам удалось вырастить подростка, какие трудности вы испытываете? Вот о чем мы поговорим сегодня. 

 

Музыка. The Mamas And The Papas. Got A Feeling

 

Наверное, самая главная нашей ошибка нас, воспитателей,  это попытка принять процесс воспитания за программирование человека, который растет рядом. Мы все время пытаемся запрограммировать результат конкретного воспитательного действия, как будто программируем компьютер. Не надо пытаться этого делать, не надо испытывать чувства вины за свои ошибки, поскольку результат воспитания всегда будет немножнко другим, чем мы ожидаем. И один из самых главных законов одной из самых древних наук, какой, по всей видимости, является педагогика, воспитание подростка вообще не имеет сознательных воспитательных стереотипов, это что-то вроде танца, когда мы оба не очень хорошо умеем танцевать и пытаемся импровизировать, это парный танец наших взаимоотношений, я очень часто советую родителям: "Попробуйте сделать так, чтобы некоторое время подросток, который хочет найти свое собственное "я", абсолютно новое "я", то есть он проходит через второе рождение, попробовал поучить  вас, и если вы внимательно будете слушать те уроки, которые он вам преподносит, вы сохраните свою искренность и, может быть, сможете что-то изменить в этом сложном и противоречивом возрасте. 

 

Иван Николаевич: Я просто в ужасе, чем объяснить, наши дети и подростки все взвинченные, неуправляемые, чем это объяснить и как это обуздать?

А.Г.:Я хотел спросить Ивана Николаевича в ответ, может ли он объяснить брюки-клеш или широкие воротнички из наших 70-х годов или брюки "трубочкой", разве это вообще нуждается в объяснениях? Подросток испытывает некоторый внутренний конфликт, этот конфликт испытывали и мы с вами, разве что 10 % людей, о которых отдельный разговор, этого конфликта не испытывали. С одной стороны, это прощание с безмятежностью детства, а с другой - тяжесть расставания с отсутствием ответственности. В каком направлении человек может бежать от ответственности, в каком направлении? На самом деле из семьи, которая его уже не устраивает, поскольку он начинает формировать свой мир, он может бежать только в направлении своей группы. В этой группе все тоже будет непросто, самое главное, что эта группа обязательно должна иметь некие отличительные черты, иначе как в нее сбежишь, как ее определишь? Если в этой группе, например, характерной чертой является выпендреж, то ничего удивительного в этом нет, в другой группе кепочки, вывернутые наизнанку. 

 

Ольга Викторовна: Я подняла двух девочек, сейчас они в подростковом возрасте находятся, старшей 26 уже, у нее ребенок, второй 21. 

А.Г.: Ольга Викторона, по старым критериям подростковый вознраст заканчивается в 18 лет, в 26 лет она все еще подросток? 

Ольга Викторовна: Я осталась вдовой в 29 лет с двумя дочками, одной было три годика, второй семь, и вот этот вот возраст прожила с ними одна, и я хотела вам сказать, как я их поднимала - своей материнской лаской, заботой, сама пела им колыбельные песни, можно вам одну прочитать?

А.Г.:Да, прочитайте нам всем, потому что в этом есть удивительная вещь, ведь писать стихи и петь колыбельные далеко не у всех мам и пап входит в понятие воспитания,  поэтому это самый мудрый прием, наверное.

Ольга Викторовна

День прошел, снова ночь за окном, 

Темнотою окутан мой дом, 

Над кроватками тихо склонюсь,

Доченочкам своим улыбнусь.

Никогда,  никогда, никогда

Не постигнет вас в жизни беда, 

И о счастье споют соловьи, 

Будьте счастливы, дочки мои. 

Жизнь готовит так много дорог,

И надежд, и удач, и тревог, 

Пусть же буде все вам по плечу,

Вас счастливыми видеть хочу. 

Никогда,  никогда, никогда

Не постигнет вас в жизни беда,

И о счастье споют соловьи, 

Будьте счастливы, дочки мои. 

Жизнь готовит так много дорог,

И надежд, и удач, и тревог, 

Пусть же буде все вам по плечу,

Вас счастливыми видеть хочу. 

Никогда,  никогда, никогда

Не постигнет вас в жизни беда,

И о счастье споют соловьи, 

Будьте счастливы, дочки мои.

Вот такое стихотворение. 

А.Г.: Спасибо, Ольга Викторовна. 

Ольга Викторовна: Они любят всех, любят животных, любят окружающих их людей, хранят дбрую память об отце, в общем, я считаю, что я свою миссию выполнила. 

А.Г.: Спасибо, Ольга Викторовна. Я хочу обратить внимание тех, кто нас слушает, что, может быть такие радиотаблетки являются способом воспитания. Когда ты ничего не навязываешь своему ребенку, но в песнях и стихах, которые складываются и у них в душе в этом возрасте, не пытаясь ничего впихнуть, вкладываешь значительно больше, чем бесконечными нравоучениями, ведь в стихах, есть не только смысл, в них есть глубочайшее доверие к душе того человека, который рядом. Что нужно подростку? Конечно то,  чем говорит Ольга Викторовна, слова любви.

 

 Музыка.  The Mamas And The Papas. Words Of Love

 

Что же делать, как сделать воспитание ненавязчивым? Ведь подростку хочется рисковать, одной из главных его потребностей является потребность в риске, порой не очень оправданном, но продиктованном непонятным для нас уже и далеким желанием самоутвердиться. Хотя если мы его поищем на донышке своей души, то каждый из нас там его найдет. Если вы еще не научились чуть-чуть рисковать, хотя бы в рамках наших с вами возможностей, значит пришло время учиться. Не бойтесь рисковать на своей территории, не бойтесь делать ошибки, чем более настойчивы и находчивы вы в своем желании опробовать разные способы взаимодействия, тем быстрее вы начнете говорить на одном языке, главное, чтобы подросток не переставал удивляться нашей с вами изобретательности. Стихи, юмор - наверное, два самых главных способа, давайте спросим у нашего постоянного эксперат Маши. 

 

Маша: Доброй ночи, я хочу прочесть стихи Б. Пастернака. На мой взгляд, это стихи о становлении поэтического дара и станволении молодой души. 

А.Г.: А разве бывает подросток, который не поэт? Разве что бывают, но тогда они сказочники. Мы очень часто этого не умеем чувствовать и ценить и не разрешаем им быть ни поэтами, ни сказочниками, а без этого значимости не добьешься. 

Маша: Тридцатилетний человек пишет такие стихи: 

"Так начинают. Года в два От мамки рвутся в тьму мелодий, Щебечут, свищут, — а слова Являются о третьем годе. Так начинают понимать. И в шуме пущенной турбины Мерещится, что мать — не мать Что ты — не ты, что дом — чужбина. Что делать страшной красоте Присевшей на скамью сирени, Когда и впрямь не красть детей? Так возникают подозренья. Так зреют страхи. Как он даст Звезде превысить досяганье, Когда он — Фауст, когда — фантаст? Так начинаются цыгане. Так открываются, паря Поверх плетней, где быть домам бы, Внезапные, как вздох, моря. Так будут начинаться ямбы. Так ночи летние, ничком Упав в овсы с мольбой: исполнься, Грозят заре твоим зрачком, Так затевают ссоры с солнцем. Так начинают жить стихом."

Это прекрасно, когда молодые люди пишут стихи, у меня это вызывает некоторую усмешку, потому что я не вижу сейчас этого, я училась  в прекрасной гимназии с традициями, Лев Иосифович Соболев, и другие известные учителя, это прекрасно, когда в юности люди пишут стихи, увы, это все уходит, поэтому вызывает горькую усмешку. 

А.Г.: Мне всегда казалось, что стихи, как бы они не были написаны, сохраняют в себе тайну, а подросток - это человек, который чувствует тайну бытия вокруг себя, потому что никак не может в него проникнуть. Мы подростками чувствуем себя сопричастными Богу, а родители - это чаще всего те самые люди, которые пытаются нас заземлить каким-то способом: провести провода, подвязать их к батарее; родители с ужасом слушают то, что передают по телевизору или рассказывают по радио и считают, что все страсти, которые происходят на экране и в гостях обязательно касаются их собственного любимого чада. Я всегда советую родителям оглянуться и понять, что эти беды совсем не обязательно происходят с вашим ребенком.

А вот если в школе нет учителей, которых вы вспоминаете, не забывайте, что такой альманах может быть семейным. Если вы хотите, чтобы ребенок чаще хотел вернуться к семье, пусть в ней будет что-то священное и тайне: какой-то цветок, засушенный в старинной книге, какая-то традиция, какая-то роковая загадка, что-то, что ему предстоит в этой жизни разгадать для того, чтобы найти, определять отдельную уникальную значимость, ведь каждый подросток чувствует себя абсолютно уникальным, нас жизнь заставляет думать, что мы как все, но в глубине души у каждого есть чувство уникальности, образа и подобия Божьего, которое мы проносим через всю жизнь. И, может быть, здесь, в "Серебряных нитях" ночью не поздно в этом признаться, но это действительно так.

Нужно сделать так, чтобы тайного, интересного дома было больше, чтобы даже уходя в некую компанию, которая "мы", ему хотелось хотя бы иногда вернуться или что-то наше пронести через жизнь. Так часто мы призываем подросток просто-напросто к серости. 

Я напоминаю, что наш телефон 8(495) 9561514, и мы говорим о проблемах молодых людей нашего времени, советуемся о том, что делать и как быть, что такое ценности, которые мы хотели бы им вернуть, или, может быть, эти ценности по-прежнему остаются с ними, а мы с вами, взрослые, что-то потеряли или чему-то не научились. 

 

Музыка."The Mamas And The Papas".  I Call Your Name

 

Галина Николаевна: Моему сыну 17 лет,  и я его рощу одна с шести лет. я хотела спросить, скажите пожалуйста, может ли ребенку быть во вред слишком много материнской любви, материнской самоотдачи? Это первое. Второе. Когда ребенку было 11, 12,13 лет, он говорил "я не хочу взрослеть", почему это происходит? Ваша передача очень своевременная и полезная, я бы хотела, чтобы о подростках еще и еще говорили. 

А.Г.: Я обязательно постараюсь, прошу только об одном: участвуйте, пожалуйста, дорогие радиослушатели, потому что чем больше вы формулируете проблем, тем актуальнее, интереснее и важнее становится этот разговор. Может ли быть слишком много материнской любви? Не знаю. Не знаю, потому что уж больно много разных смыслов мы вкладываем в слова "материнская любовь". Дело в том, что материнская любовь, как и любая другая настоящая любовь, в христианском, в человеческом смысле - это далеко не всегда способность обцеловать ребенка с ног до головы, встать за него грудью в школе. Что имеет в виду любовью Новый Завет - это своевременное отпускание на свободу. Может быть, это чтение стихов на ночь, после того как дети вернулись из своих боев: из школы, с работы, из института, и является самой высшей формой любви. Почему я так осторожно говорю об этом, потому что я не хочу, чтобы Ваш сын, Галина Николаевна, и многие дети лишились материнской любви. Любовь и опека - это разные вещи. Любовь - это не только умение опекать, но и умение однажды вовремя выпустить на свободу. И баланс между этими формами любви настолько сложен и хрупок,что вряд ли его можно обсудить за одну передачу. Любовь подразумевает доверие, подразумевает, что ты абсолютно свободен (на), я верю в то, что там, на улице, в школе, в институте, на работе ты мне не изменишь, не предашь материнской любви, любовь подразумевает умение отпустить, и здесь мне тоже вспоминаются стихи, но сначала, если позвольте, мы послушаем Елену Анатольевну. 

 

Елена Анатольевна: Я слушаю не без удовольствия, поскольку послушала много разных интересных мыслей, и одна из Ваши постоянных слушателей, Анна, говорила о том, что, обращаясь к творчеству Пастернака, говорила о том, что это сейчас как бы сейчас не очень созвучно и не очень слушается, но вот я  была приятно для себя: в той школе, которую заканчивает моя дочка, 11 класс,  творчеству Пастернака была отведена довольно большая роль, и в работе экзаменационной, реферате по "Доктору Живаго" в конце моя дочка приводила прекрасные стихи Пастернака со своими собственными небольшими стихами. Поэтому в современных, весьма прагматичных, в хорошем смысле этого слова, подростках уживается и дань современности и дань творчеству, романтизму и классической нашей традиции российской. Собственно, с чем я позвонила: мне кажется, очень важно, если родитель может своему ребенку предложить собственную красивую модель поведения, взятую в меру возможностей своей жизни. Если перед ребенком маячит родительская, дедовская, прадедовская модель поведения  значительного духовного человека, то это очень серьезно ставит его на высокий лад, на желание творчески относиться к жизни, идти легко по восходящей линии. Мы ответственны за тех, кого мы должны воспитывать, и мы должны прежде всего стараться быть им примером, а не сетовать на прагматичность, неадекватность или современность излишнюю сових детей. 

А.Г.: В семье должен быть миф, да, Елена Анатольевна?

Елена Анатольевна: Да, безусловно. 

А.Г.: Семья - это небольшой мир, а мир построен на мифах, значит в семье должна быть тайна, должен быть миф духовности, должна быть загадка, которую нужно разгадать, должна быть традиция, которую нужно сохранять, и, если этого нет, то пока не поздно, это нужно придумать, потому что создание традиции семьи - это тоже творческая задача, которая вполне по плечу подростку, которому мы доверяем. 

Что пришло мне в голову, может быть, радиослушатели со мной не согласятся, но раз после "Обломова" как-то мы очень много о литературе, и это, наверное, хорошо. Вспомнился мне один пушкинский подросток, мне кажется, что мы порой не очень внимательно и не очень интересно читаем классику. Вспомнилась мне "Сказка о царе Салтане" с какой-то очень неожиданной стороны. Если вы помните, царь-отец на войне, царевна родила ребенка, ребенок этот объявлен "не мышонком, не лягушкой, а неведомой зверушкой" и в конце происходит очень странная вещь: ткачиха с поварихой и со сватьей бабой Бабарихой обирают очередного гонца "и в суму его пустую суют грамоту другую, царь велит своим боярам времени не тратить даром, и царицу, и приплод тайно брасить в бездну вод".

Что я вам хочу сказать по этому поводу: первое - вся эта компания - это няньки, которые совершают некое деяние, в результате чего царевич становится царем Салтаном, если бы они этого деяния не произвели, то сказки бы не было, остался бы они никем. Какое деяние они производят: они совершают вполне поразительную вещь: "времени не тратя даром и царицу и приплод тайно бросают в бездну вод". Практически создают в бочке новую матку. В ней этот ребенок, который в неизвестные нам времена был просто-напросто избалованным барчуком, который достал и ткачиху, и повариху, и сватью бабу Бабариху просто да предела, из-за чего они все эти действия и производят, обратите внимание, "в синем небе звезды блещут, в синем море волны хлещут, туча по небу идет, бочка по морю плывет, и растет ребенок там не по дням, а по часам". Там, внутри абсолютно рискованной ситуации, в которую он вступает вместе с мамой, будущий царь Салтан становится человеком, не будь этого риска, того момента, в который вместе бросились мать и сын, ничего бы не получилось, Пушкин создает подростку самый настоящий обряд инициации. 

 

Виктор Анатольевич: Я хочу немножко расссказать о воспитании юмором. Когда-то я служил в армии, мне сейчас 66, дочери 34, сыну 29, сестра читала "Педагогику и психологию" в училище в Свердловске, и вот пример: приходит отец домой, бабушки дедушки бегают, пятилетний сын выпил чернила. Отец говорит: "Если пьешь чернила, закусывай промокашкой". Проходит сколько-то лет, воспитание идет в том же ключе, отец с сыном сидят за столом, сын чем-то рассердил отца. Тот его по плечу стукнул свернутой газеткой. Сын: " Зачем ты меня, папа, учительской газетой, надо трудом". Папа говорит "Я подумал, что воспитание закончено". Вот такой призыв, я его придерживался и не обижаюсь на своих ребят. Немножко на другую тему хотел, дозвониться сложно до вас, и у меня такое предложение: если возможно, ввести рубрику "PS" , то есть в начале следующей передачи озвучивать, сообщать какие-то интересные дозвоны, которые обогатят прошлую тему. 

А.Г.: С удовольствием. 

Виктор Анатольевич: Когда у вас была тема о метро, что мрачно там, я вспомнил сценку в трамвае: бабуся сходу напала на молодого человеку, не успевшего освободить ей место, он бы это сделал, но уперся, и вдруг девушка, совершенно постороняя, скажи: "Береги ноги смолоду, в старости не посидишь", это типа вредных советов, пассажиры расцвели, виновник правильно оценил и убежал. 

А.Г.: Юмор и тайна позволяют отстраниться и не относиться слишком серьезно и слишком трагически к тому, что нас окружает, иногда это помогает очень здорово. Виктор Анатоьевич, я пользуюсь Вашим предложением и попробую, хотя сейчас нас слушает вся страна, и очень сложно объяснить по часовым поясам, я попробую сориентироваться на Москву: по московским понедельникам мы говорим о болезнях, по средам мы пытаемся говорить о роли различных образов культуры в нашей психологии: о кино, о музыке, о поэзии, о книгах, и пытаемся опираться на ваши предложения, дорогие радиослушатели, по пятницам мы пытаемся говорить о любви, семье, семейном воспитании, семейных проблемах, отношениях между детьми и родителями, между папами и мамами и так далее до бесконечности. Мы постараемся сделать так, чтобы по московским понедельникам, московским средам и московски пятницам у нас с 6 часов вечера работал автоотвентчик, где можно оставлять свои стихи, мысли, пожелания и вопросы, которые мы, естественно, будем монтировать и впускать в эфир. А по московским вторникам и московским четвергам у нас идут тренинги - упражнения, размышления, позволяющее нам лучше понять себя и друг друга. Вот так планируются наши передачи, и пред скриптумы и постскриптумы мы радостно примем и на автоответчик, и здесь, в прямом эфире. 

И помните, мы сегодня говорили о двух вещах: о необходимости юмора и необходимости тайны, помните, даже принцесса Лебедь, воспитывая подростка, который только что вылез из бочки, она рассказывает "не тужи, что за меня есть не будешь ты три дня", еда не самое важное, дорогие родители, "что стрела попала в море, это горе все не горе, ты не лебедь ведь избавил, девицу в живых оставил, ты не коршуна убил, чародея подстрелил, век тебя я не забуду, ты найдешь меня повсюду, а теперь ты воротись, не горюй и спать ложись". Царевна Лебедь учит защищать мелочи тайными традициями, вот эти два совета пока, о подростках в следующих передачах будем говорить дальше. 

Спокойной ночи, и не относитесь слишком серьезно к тому, что происходит с самыми близкими Вам людьми - вашими детьми-подростками. 

  Музыка."The Mamas And The Papas". Do You Wanna Dance

 

 

 

 

 

17.12.2017 Выложен тренинг "Умение понимать другого человека", который ранее нигде не публиковался...
11.03.2017 Существенно улучшилось качество звучания в тренинге "Божественная комедия".
Те, кто скопировал и хранит этот тренинг у себя, - можете обновить свою копию...
25.01.2017 Полностью обновлён тренинг "Поваренная книга магии". Главное - теперь вы можете узнать, о чём он (появилось содержание) :)
14.01.2017 Впервые выложен "Разноцветный тренинг"!
27.10.2016 Большое пополнение бесед за 2007 год!
Добавилось более 100 передач, которые раньше не выкладывались.
А качество выложенных ранее передач за 2007 год заметно возросло.
01.06.2013

Большое пополнение бесед за период 20.02.2006 - 29.12.2006.

Из них 39 передач перезалиты с лучшим качеством, остальные 49 выложены впервые.

04.09.2011

Алексей Попов завершил работу над тренингом "Уроки с Катей -2 — Парижская история, или Языческие корни";
на данном сайте впервые выложена качественная аудиоверсия тренинга (в стереозвуке)

27.06.2011

запущена тестовая версия.

23.06.2011

старт проекта.