войти

«2009.12.23 Искусство чтения книг»

Расшифровки передач

Расшифровка — это текстовая версия передачи.

Вы можете оказать неоценимую помощь программе «Серебряные нити», если сделаете расшифровку этой и других передач. Расшифровки позволяют другим людям быстро знакомиться с передачами, находить передачи через поисковые системы, а также становятся основой для книг, выпускаемых автором передач.

Чтобы сделать новую расшифровку, нужно:

  • зарегистрироваться на форуме «Серебряные нити».
    (для регистрации пройдите по ссылке:
    http://www.serebniti.ru/forum/ucp.php?mode=register)
  • используя логин и пароль форума, войти здесь под ними
    (для этого нажмите на значок «ключик» (значок логина) в правом верхнем углу сайта).

Теперь Вы можете создавать новые расшифровки и редактировать уже написанные!
(для этого пользуйтесь значками (создание текста и редактирование текста), находящимися справа от каждой аудиозаписи)

Доброй ночи! Доброй ночи всем, кто слушает программу"Серебряные нити" на "Радио России". Доктор Александр Данилин, ведущий программы, с вами, как всегда, и снова, в который раз уже, мне хочется поговорить о книге. Сегодня, по телефону (495) 956-15-14. Действительно, впереди длинные рождественские каникулы. Вот-вот, вот уже совсем скоро.

Я не знаю, кто как и кто чем, дорогие радиослушатели, из вас собирается заниматься. Я собираюсь читать. Потому что, если честно, то другого времени, кроме этого, у меня как бы и нет.

И задался я вопросм. Вот что очень важно. Помните, я говорил: "Развлечения (мы называем развлечениями) - то, что для нас создают. То, в чём наше собственное сознание, воображение не участвует". Во всяком случае, так сложилось в нашем языке в последнее время. Так вот я сегодня хотел задать вопрос: "А книга - это развлечение?" И вообще чтение - это развлечение? Работа? И совсем уже такой неожиданный и предательский вопрос: "Вот мы жалуемся, что дети не читают. А зачем нужно читать?" И кроме всего прочего, а как правильно читать? Или вот, например, как выбрать книгу? Между прочим, в книжных магазинах сейчас, перед праздником по-прежнему много народа. По всей видимости, книга в кризисные времена - действительно лучший подарок. Поскольку ей можно передать какую-то свою мысль, своё пожелание. Но как её выбрать? Для того, чтобы подарить, или для того, чтобы наконец-то на каникулах почитать? Как вы выбираете книги? Как вы их читаете? И мы все знаем: чтение (я уж не знаю, вы скажете) сегодня, по телефону (495) 956-15-14 ... Развлечение чтение или нет? Но во всяком случае, чтение - это совершенно точно искусство. Точно так же, как несомненно существует искусство театрального зрителя, а не только искусство актёра или театрального режиссёра. В чём это искусство чтения заключается? Как сделать чтение, вот сейчас, на ближайших рождественских каникулах, снова увлекательным? Ну, для себя. Ведь я совершенно точно знаю, что наши радиослушатели - народ читающий. Вот в этом я совершенно железно убеждён. Как превратить чтение в удовольствие? Как научить этому удовольствию детей? Что такое "искусство чтения"? Зачем мы читаем и как выбираем книгу? Вот вам просто бездна сегодняшних вопросов, на которые мы ждём ваших ответов по постоянному телефону прямых эфиров "Радио России" (495) 956-15-14.  Этот телефон. Тема: "Искусство чтения".

И, конечно, искусство петь стихи есть вариант искусства чтения. Правда? Потому что человек может сочинить музыку и исполнить её только тогда, когда он прочёл эти стихи, когда они приобрели для него какое-то совершенно особое значение. Поэтому сегодня у нас в эфире песни на стихи великих и разных русских поэтов.

 

Музыка.

 

Ну, прежде чем начать разговор с нашими слушателями, я хочу сказть, что сегодняшний автор (как бы чуть-чуть я это знаю), начиная писать какой-то материал, решает главную задачу, задачу очень трудную в наше время. Как захватить внимание читателя, чтобы читатель захотел его прочитать, а, следовательно, и купить? И если книга с обложки и первых страниц внимание не захватывает, её, скорее всего, в продажу не выпустят. А писатель, соответственно, не получит своего (очень небольшого, надо сказать, чтобы вы это тоже понимали) гонорара для того, чтобы спокойно писать следующую книжку. В общем, эта задача прихватить любой ценой внимание читателя, она действительно делает современную книгу одним из таких же современных развлечений. Захватить внимание читателя любой ценой...

Так вот, а нам-то, читателям, поскольку я читатель профессиональный и как бы одновременно нахожусь по разные стороны барьера, что делать? Как выбрать книгу и как понять, зачем она нам нужна?

 

А.Г.: Здравствуйте, Никита.

Никита: Здравствуйте.

А.Г.: Вы из Курска, Никита?

Никита: Да, из Курска.

А.Г.:  Слушаем вас. Как вы выбираете книги?

Никита: Я выбираю книги ... Вот. Для меня книги вообще - это как клад. Клад. Вот. Как вам так сказать ...

А.Г.: Вот кладоискатели, они тоже ...Они же ведь пользуются массой интересных вещей там, да? Приметы, металлоискатели, вот, как бы, интуиция, земные вибрации, направление течения воды, легенды и мифы. А приходишь в книжный магазин, и где взять этот миноискатель? Как вы действуете, Никита?

Никита: Ну ... Я вот вообще предпочитаю приключения. Вот. И я беру то, что мне нравится. По содержанию.

А.Г.: А содержание, оно где? Вы его как определяете?

Никита: По книге.

А.Г.: Ну в смысле, нельзя же её прочесть в книжном магазине. Вы что делаете?

Никита: Открываю последнюю страницу и смотрю содержание.

А.Г.: Содержание.

Никита: Оглавление.

А.Г.:  Оглавление. Немаловажная деталь. Тоже знает любой автор. Вы всегда уверены, что ... Книга ведь, между прочим, вещь сегодня не такая уж и дешёвая. Как бы вы всегда уверены, что мастерски составленное оглавление ... То, что будет написано в главах будет соответствовать вашим ожиданиям?

Никита: Но ... Не всегда. Бывают вот разногласия.

А.Г.: Бывают разногласия. И разочарования бывают?

Никита: Ну ... Редко.

А.Г.: Что самое главное в чтении? Вот когда вы уже читаете, Никита?

Никита:  Ну я думаю, что смысл.

А.Г.: Смысл приключений? А в чём смысл?

Никита:  Ну вот когда мы читаем, мы как бы там оказываемся.

А.Г.: Значит, всё-таки воображение.

Никита:  Да.

А.Г.:  Перемещение на некоторое время в иной мир. Да?

Никита:  Ну да.

А.Г.:  Но значит, вот ... Вот стоите вы в книжном магазине. Чувствуете вес книги в руке. Открываете содержание. Интересно. "Дайте мне вот это!" Платите и уходите. Через некоторое время прочитанная книга ставится на полку. В ряд выпитых бутылок с напитком "Развлечение", которое мы называем "чтением". В некотором смысле мы покупаем книгу, чтобы поставить её через некоторое время на полку и изредка посматривать на всё растущий ряд плотно стистнутых обложек. Этим рядом можно гордиться. Я, например, знаю людей, много людей, которые гордятся коллекциями выпитых ими бутылок. Да? Вы знаете людей, которые собирают пустые бутылки? Даже такой анекдот был про Василия Ивановича. Весь анекдот рассказывать не буду, но суть в том, что Петька там отвечает Василию Ивановичу: "Ну как, мы это ... Книжек купили. Потом пошли, обложки сдали и ещё книжек купили". Вот как бы ... Ну перенеслись мы в другой мир.Ну и что?

Никита: Ну ... Когда мы перенеслись в другой мир, мы уже ... У нас работает воображение, и мы представляем себя на месте того или иного героя.

А.Г.:  И что?

Никита: Вот. Ну в том и заключается смысл книги.

А.Г.: Ну вот я иногда думаю ... А такой подход, он ... Я думаю, что он и у вас сложнее на самом деле, Никита. Ну он не увеличивает ли степень человеческой неуверенности? Прочитал книжку, представил себе, как скакал по прерии в поисках Всадника без головы, закрыл книжку, оглянулся, а вокруг всё то же самое.

Никита: Ну вот ещё когда человек читает книгу (и я так считаю), он много узнаёт нового для себя.

А.Г.: Информация.

Никита: Информация.

А.Г.:  Зачем ещё одна информация?

Никита: Ну ...

А.Г.: Ну зачем мне, да, эта, опять же из книжек,  да ... Шерлок Холмс говорил: "Ну не знаю я ничего о том, Солнце вращается вокруг Земли или Земля вокруг Солнца. Ну, допустим, Земля вращается вокруг Солнца. Что это может дать мне и моей работе?". Помните? Да нет, нет. Это правда важные вопросы, Никита. Вы уж не сердитесь. Я же вас сознательно смущаю. Спасибо вам большущее.

 

А.Г.: Здравствуйте, Евгений. Алло. Есть Евгений у нас?

Евгений: Здравствуйте.

А.Г.: Здравствуйте.

Евгений: Алло. Здравствуйте.

А.Г.: Да, слушаем вас. Говорите, Евгений!

Евгений: Понимаете, вопрос в том, собственно, что мы заставляем читать детей? Мне кажется, что немножко у нас получается неправильно с самого детства. Та ли литература, которую мы даём детям с самого начала?

А.Г.: Вы про что?

Евгений: Я имею в виду прежде всего ... Всегда ли та литература, которая даётся в школе, прежде всего ... Может быть, нужно что-то немножко другое всё-таки?

А.Г.: А что?

Евгений: Вам не кажется, что, например, очень много классики? Я имею в виду в том числе и русской классики. Я её тоже очень люблю сам. Но вы знаете, я вот, честно, до неё дошёл уже только к концу школы.

А.Г.: А не вы один.

Евгений: И не каждый же это может.

А.Г.: А не вы один. Большинство гораздо больше. Я однажды согласился целиком с товарищем моим одним, который сказал, что вот правда, правда понимать Толстого начинаешь только после пятидесяти.  "Раньше даже не пытайся, бесполезно!" Ну может быть, чуть раньше, может быть, он чуть утрировал. Но дело-то не в этом. Дело в том, что ... Как мне кажется, когда в школе преподают классику ... Как раз, если пользоваться словами Никиты, доходят не смыслы. Это такая необходимая наука пользоваться языком. Человек не читающий остаётся человеком косноязычным. Да? И разные языки классики ... Это навык, навык того самого искусства чтения, в первую очередь. А потом уже всё остальное. Потом уже все те смылы, которые мы, например, здесь, в "Серебряных нитях", разбираем, классику имея в виду. Но этот спор-то, ведь он разный ... А вот как вы, Евгений, выбираете книгу?

Евгений: Я выбираю книгу ту, которая мне сегодня по душе. Это может быть либо фантастика (любая, научная, фэнтези, что угодно), либо это может быть что-то из зарубежных классиков или из современных писателей. Ну вот, то, что я ....

А.Г.: А как? Ну вот вы приходите. Я, например, к этому ... Я сейчас, ну последние много лет достаточно ... Когда-то я очень любил фантастику, как бы неплохо знал её на уровне советского времени. Сейчас я , наверное, потерял нюх. Вот я подхожу к огромному стенду в книжном магазине с фантастикой, фэнтези. Мне как быть?

Евгений: Быть?

А.Г.:  Да. Мне что выбрать?

Евгений: А, что выбрать, вы имеете в виду?

А.Г.: Да. Как выбрать?

Евгений: Вы знеете ... Ну есть всегда друзья, есть знакомые, есть какие-то отзывы. Конечно, иногда ошибаешься. Не без этого.

А.Г.:  Из уст в уста.

Евгений: К сожалению, на сегодняшний день с фантастикой, наверное, так.

А.Г.: Только так.

Евгений: Только так, я думаю.

А.Г.: А что главное в чтении? Что вас увлекает в чтении, Евгений?

Евгений: Ни в коем случае, как вам сказать ... Сюжет, конечно, должен быть, но это не главное.

А.Г.: А что главное?

Евгений: Главное должно что-то тебя взять в этой книге, которую ты читаешь.

А.Г.: А что? Ну уж простите меня ...

Евгений: Что-то завораживающее, если можно так сказать.

А.Г.: Что-то завораживающее. А вот что такое ... Что такое состояние "заворожённости"?

Евгений: Когда ты отключаешься от самого себя, наверное, того мира, в котором ты есть. И переключаешься непосредственно в книгу.

А.Г.: У вас такое состояние "заворожённости" может оставаться на большом количестве страниц?

Евгений: Это зависит от книги. Но иногда да, на многом, на большом количестве.

А.Г.: Понятно, спасибо большое. Что ещё, Евгений? Что, как вы читаете? Вот как ... Как читать "вкусно"? Сразу чувствуется, что вы "вкусный" читатель.

Евгений: "Вкусно" читать ... Во-первых, читать только то, что нравится. Ни в коем случае не пытаться прыгать выше головы. Я это тоже пытался. К сожалению, это не получается.

А.Г.:  А что такое "прыгать выше головы"?

Евгений: Выше головы... Вы знаете, иногда ... Ну есть, скажем так, реклама даже от тех людей, которые говорят, что вот эта книжка очень такая продвинутая или ещё что-то.

А.Г.:  Куда продвинутая, да?

Евгений: Но, к сожалению, нельзя. Нельзя ориентироваться только вот здесь уже на вкус своих друзей.

А.Г.:  То есть книга ...

Евгений:  Книга должна тебе просто как-то лечь на душу. Иногда бывают ошибки - это ничего страшного.

А.Г.:  Книга должна лечь на душу. И книга приходит тогда, когда читатель к ней готов. Пожалуй, не пытаться ... не пытаться прыгать выше головы - страшно интересный принцип, о котором нам всем, читателям, стоит задуматься. Спасибо большое, Евгений.

 

А.Г.: Здравствуйте, Зиновий Давыдович. Алло! Есть Зиновий Давыдович у нас? Нет Зиновия Давыдовича. Алло! Азов-на-Дону! Нет, по всей видимости, да? "Нет", - говорят мне.

 

Я вот что хотел сказать. На самом деле состояние "заворожённости" - состояние совершенно удивительное, и бывает оно разным. Давайте послушаем ну хотя бы одну "завороженную" песенку, а потом продолжим этот разговор.

 

Музыка.

 

Я уж не знаю почему, но почему-то никто не говорит о том, что мы ведь читаем каждый для того, чтобы решить какую-то свою внутреннюю задачу, иногда абсолютно прагматическую. Ну, готовимся к экзаменам, например. А иногда эта задча сводится к тому, что мы хотим создать какие-то свои прекрасные миры, поскольку нас не устраивает мир за нашим окном. Мы сбегаем в книгу, как в бутылку. И что ж, превращая её в чистое развлечение? И имеем на это право. Но чаще всего мы читаем, потому что нам очень хочется узнать какую-то истину.

Мы забываем о том, что когда-то всё было просто. И в каждой культуре, которая считала себя целым миром, была только одна книга. Всё остальное книгами не считалось. Для европейцев и израильтян это книги Библии, для индуса - Веды и Упанишады, для мусульман, для мусульманских стран и народов это, конечно, разумеется, Коран и так далее, и тому подобное. И тогда было известно, что книги содержат в себе истину.

А теперь мы снимем с полки книгу, надеемся, что в ней есть ну хотя бы маленький кусочек истины вот по той конкретной проблеме, которая нас волнует. И иногда находим её. А иногда заболеваем, да? Ну, например, я коллекционирую такого рода брошюрки (авторов и названия называть, конечно, не буду), но вот я недавно листал такую книжечку, которая, собственно, представляет из себя инструкцию, каким образом надо скосить глаза, чтобы увидеть духов и привидения вокруг нас, там, на машинах, в подъездах, в ванной и так далее, и тому подобное. Я считаю, что эти книжки "вирусные", потому что если они попадают на такой "неразвитый мозг", который очень хочет найти простые ответы, простые и ясные. "Кто виноват в его жизни?" То есть огромное количество книжек, которые такие "бредовЫе" (или "бредОвые", вот я, убейте меня, не знаю, как сейчас правильно нужно говорить) подсказывает. И действительно, сводит людей с ума. Сложно всё очень. Как разобраться?

 

А.Г.: Здравствуйте, Элина. Алло.

Элина: Алло.

А.Г.: Да-да, здравствуйте.

Элина: Здравствуйте, это Элина.

А.Г.: Да, Элина.

Элина: Ой, нет.

А.Г.: Да. Мы вас слушаем.

Элина: Александр Геннадьевич.

А.Г.: Мы вас слушаем. Отойдите от приёмника. Отойдите от приёмника или выключите радио.

Элина: Хорошо.

А.Г.: Говорите.

Элина: Вот. Вы знаете, меня интересуют такие вопросы, как взаимосвязь отношений людей, любовь ко всему, что меня окружает. Где истина, я всегда спрашиваю. И вот, читая книжку "Две жизни", я много для себя нашла ответов на вопросы, которые меня интересуют. Вот вы знаете, о чём я хочу сказать, Александр Геннадьевич. Что когда задаёшься какими-то вопросами, ну, такими серьёзными вопросами, я бы сказала, касающимися жизни людей, вот, и тогда, когда приходишь, вот допустим, в магазин книжный, эти книги идут к тебе в руки. Вот у вас бывало такое?

А.Г.: Более того, я иначе книг не покупаю.

Элина: Вот, это же так замечательно. Вы понимаете, вот ...

А.Г.: Я это называю для себя "нюхать".

Элина: Правильно. Вот. И вот вы знаете, они просто вот ... Я бросаю взгляд, да, так ... Много книг, и вдруг взгляд натыкается на книгу, которая мне очень нужна и которая ... отвечает на многие вопросы, которые я ставлю перед собой. И я хочу вас поблагодарить за то, что ... Вот, я, например, иногда бываю чуть вспыльчива и ... ну, как сказать, может быть, виновата в чём-то. И потом вот благодаря вашим передачам, которые я очень люблю, я для себя очень многое взяла. И вот эти занятия, которые вы проводите, они такие замечательные, они так помогают жить.

А.Г.: Спасибо вам, Элиночка. Спасибо.

 

Я хотел сказать знаете что? Я хотел сказать ... Я всё теряюсь немножко, когда нас хвалят. Вот. Я хотел сказать, что в действительности тут есть одна проблема. Да, я прекрасно знаю книгу, о которой говорила Элина. Однако вот так ли это? Содержит ли эта книга достаточные ответы? Ведь одна книга может цеплять за собой вторую, вторая - третью, они могут прямо противоречить друг другу. Как же всё-таки быть?

 

А.Г.: Здравствуйте, Ирина. Алло! Есть ли ... Ирина, здравствуйте. Ирина! Алло!

Ирина: Здравствуйте, вы меня слушаете?

А.Г.: Да. Мы вас слушаем, Ирина.

Ирина: Да, я хотела бы зачитать немного по этому вопросу статью Ивана Ильина, называется "Искусство чтения".

А.Г.: Ага.

Ирина: "Каждый писатель тревожится о том, как его будут читать. Увидят ли то, что он хотел показать, почувствуют ли то, что любило его сердце, и кто будет его читатель. От этого зависит так многое. Дело в том, что далеко не все читающие владеют искусством чтения" Ну вот тут как бы вот ... Составление слов из букв - это как бы не является чтением. Это является безответственной забавой или даже, на самом деле сказать, культурой верхоглядства и поток пошлости. И такого чтения ни один писатель себе не желает. Ибо настоящее чтение происходит совсем по-другому. Вот, как бы, Иван Ильин считает, что чтение это является творческим актом.

А.Г.Несомненно.

Ирина: Вот. Обычно думают, что чтение доступно всякому грамотному. Но, к сожалению, это совсем не так. Потому что настоящий читатель должен как бы вступить во взаимодействие с писателем, как бы полностью погрузиться. Вот. Вступить в этот творческий акт. Должна произойти встреча между писателем и читателем. То есть как бы ... Тут более подробно Ильин пишет. Чтобы вот ... Большое внимание требуется от читателя, чтобы понять писателя. Читать - значит искать и находить, ибо читатель как бы отыскивает скрытый писателем духовный клад. Это есть творческий процесс. Искусство чтения, считает Ильин, надо в себе вырабатывать. Оно должно стать творческим и созерцательным. И только тогда нам всем откроется его духовная ценность и душеобразующая сила. Тогда мы поймём, что следует читать, вот как говорил молодой человек, а чего читать не стоит. Ибо есть чтение, углубляющее душу человека и строящее его характер, а есть чтение разлагающее и обессиливающее. Так же Ильин пишет, что по чтению можно узнать и определить человека. Ибо каждый из нас есть то, что он читает. И каждый человек есть то, что он ... Я это уже прочитала ... Что он читает. И все мы становимся тем, что мы вычитываем из прочтённого.

А.Г.Спасибо большое. Спасибо большое, Ирина. Я, между прочим, собирался вспомнить об этой статье. И Иван Ильин - автор (я уж не говорю  о том, что это один из самых любимых для меня мыслителей), но это автор, которого можно читать как стихи.

 

Я всё-таки хочу ... ну, пять минут осталось ... может быть, что-нибудь про само искусство вот этого самого чтения.

 

А.Г.: Здравствуйте, Владимир.

Владимир: Здравствуйте. Ну я бы хотел сказать, что любая книга по своей сути является информацией, да? Вы тут сказали, что культура ... Что культуры были такие ... Ну они, в общем-то, культуры, появились все, когда появилась письменность. Люди смогли друг с другом общаться. И вот товарищ сказал вот про чтение классики. Что много классики, классики... Может быть, у нас мало классики? Вот например, Рэтфорда возьмём, да? Современную жизнь он описал и вовсе замечательно, несмотря на то, что это было очень и очень давно. То есть бери и прямо меняй фамилии и всё, имена меняй. И буквально описана современная жизнь. Ну и любая власть, она старается как-то поближе к себе писателей, как это испокон веков было, поэтов. То есть тех, которые соответствуют её направлению.

А.Г.: Спасибо большое, Владимир. Да, власть всегда пытается создать ту самую "одну книгу", которую нужно цитировать по всем поводам, и в кторой содержится абсолютная истина.

 

Это так, но только вот как отличить книгу, которая пытается морочить нам голову, от книги, которая приносит то, чего мы хотели? Ведь нам, сегодняшним, не нужны ответы "для всех". Мы ищем в книжках каждый ответ для себя.

 

А.Г.: Здравствуйте, Дмитрий.

Дмитрий: Здравствуйте, Александр Геннадьевич.

А.Г.Да-да, мы слушаем вас.

Дмитрий: Я хочу сказать, просто у меня есть мнение насчёт книг. Половина книг, которые есть сейчас - они просто вредные. Половина полезная.

А.Г.Как лекарство, да?

Дмитрий: Да.

А.Г.Половина вредная, половина полезная. Вы ещё забыли про фальшивки, подделки, в общем как бы ... про фальшивое использование брендов. Да, извините, Дмитрий.

Дмитрий: А само по себе чтение, оно просто приводит в порядок работу головы. Это как вот образование. Не важно, человек инженер, медицинский работник, шахтёр, ну неважно, что. Если он чему-то учился, у него просто мозги встали в нужное ... в нужное положение. Точно так же и книги. Они способствуют тому, что у человека правильно работает голова. Это как инструмент своего рода.

А.Г.: А как же те книги, которые сводят с ума?

Дмитрий: Наверное, их не стоит продавать в магазинах.

А.Г.Ууу ... Поди докажи! Это сложнее, чем с лекарствами, хотя и с лекарствами порой невероятно трудно.

Дмитрий: Отсутствует цензура. Это вот совершенно вот неправильно, то, что есть сейчас. Продаётся очень много вредного совершенно, и поэтому надо просто их упорядочить.

А.Г.Да ... Духовная цензура, политическая цензура, патриотическая цензура ... Глядишь, раз, два, три, и выбора совсем не останется. Спасибо большое, Дмитрий.

 

Я в данном случае не ругаюсь. Я просто имею в виду очень простую вещь.Наверное, это необходимо истории, Богу, иначе бы так не случилось, что из какой-то одной общей истины истин стало очень много и человек вынужден искать её, эту свою истину.

И в каждом случае искусство потому и является искусством, что оно требует соучастия. А чтение книги требует иногда закрыть глаза. Ну, если ты провалился в мир приключений, то, может быть, стоит иногда до конца войти в этот мир, представить себе, как ты скачешь по прерии за Всадником без головы и попробовать представить ... Ну если ты так хочешь скакать в этом мире, то чего тебе не хватает в мире реальном? Представь себе скачущим ... Представь себя скачущим всадником здесь, в нашем мире, в какой-то своей реальности. Почувствуй, чего ты хочешь, но не можешь реализовать. Книга даёт тебе эту возможность почувствовать твою внутреннюю задачу.

В книгах есть два места, индивидуальные абсолютно и абсолютно важные. Одно из этих мест вызывает гибельный восторг и вдохновение, "зачарованные" места, места, в которые мы проваливаемся и оказываемся там, внутри книги. Вне всякого сомнения, это те фрагменты текста, когда мы ... которые имеютлично ко мне отношение и к моей внутренней задаче.

И обратите, пожалуйста, внимание ещё на одну особенность текстов. Не меньшее значение имеют те места, в которых мы начинаем, уж простите меня, "тупить", то есть проваливаться в свои мысли и как бы те места, в которых текст вдруг вызывает ощущение тупости и невозможности понять смысл. Иногда вот под этой тупостью встречаются фрагменты, которые имеют ключевое для нас, решающее значение.

Наконец, третье и, может быть, самое главное в искусстве чтения. И "зачарованность", и "отупение", которое происходит во время чтения, требуют вопроса. И этот вопрос, в сущности своей, и есть сотворчество писателю. Это вопрос: "Зачем мне это нужно? Чего я от этого хочу? Почему вот эта фраза всё время не попадает ко мне в память, а вот эта фраза вызывает у меня такой восторг?" Остановитесь, закройте глаза, подумайте, и ваше чтение станет гораздо интереснее. Ну просто попробуйте.

Больше ничего не успеваю сказать. Спасибо всем, кто был сегодня вместе с нами. Спокойной ночи.

 

Музыка.

17.12.2017 Выложен тренинг "Умение понимать другого человека", который ранее нигде не публиковался...
11.03.2017 Существенно улучшилось качество звучания в тренинге "Божественная комедия".
Те, кто скопировал и хранит этот тренинг у себя, - можете обновить свою копию...
25.01.2017 Полностью обновлён тренинг "Поваренная книга магии". Главное - теперь вы можете узнать, о чём он (появилось содержание) :)
14.01.2017 Впервые выложен "Разноцветный тренинг"!
27.10.2016 Большое пополнение бесед за 2007 год!
Добавилось более 100 передач, которые раньше не выкладывались.
А качество выложенных ранее передач за 2007 год заметно возросло.
01.06.2013

Большое пополнение бесед за период 20.02.2006 - 29.12.2006.

Из них 39 передач перезалиты с лучшим качеством, остальные 49 выложены впервые.

04.09.2011

Алексей Попов завершил работу над тренингом "Уроки с Катей -2 — Парижская история, или Языческие корни";
на данном сайте впервые выложена качественная аудиоверсия тренинга (в стереозвуке)

27.06.2011

запущена тестовая версия.

23.06.2011

старт проекта.