войти

«2007.06.29 Расставание со школой»

музыка исп. Bob Luman (США):

00:07: Class of '59;

00:27: Meet Mr. Mud;

00:42: Dreamy Doll.

Расшифровки передач

Расшифровка — это текстовая версия передачи.

Вы можете оказать неоценимую помощь программе «Серебряные нити», если сделаете расшифровку этой и других передач. Расшифровки позволяют другим людям быстро знакомиться с передачами, находить передачи через поисковые системы, а также становятся основой для книг, выпускаемых автором передач.

Чтобы сделать новую расшифровку, нужно:

  • зарегистрироваться на форуме «Серебряные нити».
    (для регистрации пройдите по ссылке:
    http://www.serebniti.ru/forum/ucp.php?mode=register)
  • используя логин и пароль форума, войти здесь под ними
    (для этого нажмите на значок «ключик» (значок логина) в правом верхнем углу сайта).

Теперь Вы можете создавать новые расшифровки и редактировать уже написанные!
(для этого пользуйтесь значками (создание текста и редактирование текста), находящимися справа от каждой аудиозаписи)

 

Доброй ночи. Как всегда с недельным опозданием, но всё-таки сегодня, в программе «Серебряные нити», мы решили поговорить о выпускном бале в школе. Ну, действительно, много о чём мы говорили, но походе в нашей программе ни разу не затрагивали некий миг, некую границу, между детской жизнью и взрослой. Но ведь именно прощанием с детством мы называем последний звонок. Это некий водораздел, во время которого человек должен чувствовать то, что привязывало его к школе и строить какие-то ожидания, ну, по крайней мере, эмоциональные ожидания на ближайшее будущее. Такое перекрестие двух вселенных для человека, прошлой жизни, школьной и детской и следующей жизни, следующего шага. Жизнью, которую мы называем жизнью взрослой. Конечно, я помню, что я чувствовал во время своего школьного бала. И мне поэтому очень интересно сравнить. Конечно, мне бы хотелось, чтобы сегодня нам позвонили выпускники и сказали, что же чувствуют они. Что остаётся от школы? И каким оттуда из точки, с острова школьного бала видится мир взрослых сегодня? Очень хочется это знать, очень хочется это услышать. Ну, и на худой конец, если сегодня недавние выпускники нас не слышат, то может быть их мамы, папы, бабушки и дедушки попробуют рассказать, что же чувствуют сегодня человек на этом рубеже, между детством и взрослой жизнью. «Долгий звонок соловьем пропоет в тишине, всем школярам перемену в судьбе обещая». Что же мы чувствуем сегодня? С каким ощущением сегодня молодые люди входят во взрослую жизнь? 956-15-14 – это постоянный телефон нашего прямого эфира. Код города, как Вы помните 495. Что чувствовали Вы, лично Вы, наши дети? Что чувствуют Ваши дети дорогие мамы и папы, когда сегодня они переступают границу школьных владений? С какими ощущениями сегодня дети выходят во взрослую жизнь? Вот тема нашей сегодняшней программы. А заставил или напомнил мне о том, что мы собственно никогда об этом не говорили вот такой вот звонок нашей постоянной радиослушательницы. «Здравствуйте. Звонит Ваша постоянная слушательница Людмила. Наверное, все знают, что недавно прошёл школьный выпускной. Вот мне бы хотелось обсудить те чувства, которые остаются у людей после школы. У меня, например, при расставании со школой возникло не грустное ощущение, нет. Ощущение пустоты, опустошённости. Мне захотелось позвонить очень многим моим одноклассникам, чтобы убедиться, что те отношения, которые между нами были, что они не исчезли вместе со школой. Мне бы хотелось узнать, как вот люди более старшего возраста перенесли вот такое вот расставание с детством, расставание со своими детскими мечтами. Спасибо, что работаете. Спасибо за просто красивую, хорошую передачу, которую приятно послушать, обсудить какие-то не только свои проблемы, но и задуматься над более серьезными вопросами. До свидания». Да уж, пожалуйста. И мы тоже рады, что Вы нас слушаете. А я хочу сказать, что нам дозвонилась из Мурманска Ирина. И просто для того, чтобы она не ждала мелодию, давайте нарушим немножко традицию. Сначала послушаем рассказ Ирины, а потом уже включим музыку. Доброй ночи, Ирин.

 

Ирина: Доброй ночи, Александр Геннадиевич. Я хотела сказать, это 82-ой год выпуска. Ну, что чувствовалось? Грусть чувствовалась по уходящему детству, когда у нас был выпускной бал. И чувствовалась ответственность, что уже первые шаги уже делать самостоятельно. В общем-то, всё, что я хотела сказать.

А.Г.: Вы знаете, Ирин, ну, наверное, это и есть граница водораздела, о котором я говорил.

Ирина: Да.

А.Г.: Но, всё-таки. Я считаю, что…но собственно не я считаю, мне кажется, что это такое вечное ощущение. Оно заключается в том, что чем ближе конец школы, тем лучше относишься к школе, ценить начинаешь. Когда всё это дело кончается и надо за что-то отвечать. Это с одной стороны, как бы сзади в этом водоразделе. А впереди какая-то странная, непонятная и загадочная жизнь. Потому что школа ведь хороша одним, главным, она жизнь нормирует. Это такие рельсы, по которым ты движешься 10, 11 лет. Мы 10 двигались. Они 11 двигаются. И на этих рельсах всё понятно. Там станции как бы, пересадки и т.д., всё расписано. Что Вы чувствовали по отношению к будущему и по отношению к прошлому, там, на школьном вечере своём в 82-ом году?

Ирина: Ну, в общем-то…Ну, как сказать. Грустно было расставаться с одноклассниками, чувствовать, что разлетимся в разные края. В общем-то, ну, как-то щемило немножко сердце, так скажем.

А.Г.: А будущее как смотрелось?

Ирина: А будущее, вот знаете, какой-то такой глоток, большой глоток свободы.

А.Г.: То есть, радостно. Да? Вот ура! Вырвались!

Ирина: Да, радость была.

А.Г.: Вот уже жить по детскому сценарию надоело уже совсем. Надоело подчиняться воле родителей. Да? И вот вперёд, радостное было чувство. Да?

Ирина: Не то, что надоело, а вот как-то уже самостоятельность чувствовалась.

А.Г.: Было ощущение самостоятельности?

Ирина: Да, было.

А.Г.: Спасибо большое Ирин.

Ирина: Спасибо большое. До свидания.

А.Г.: До свидания. Я хочу сказать, что Ирина из 82-го года вспоминала школьный бал, а я решил, что из всех танцев, которые танцевали на школьном балу, лично я лучше всех знаю рок-н-ролл. Поэтому я сегодня хочу поставить Вам песенки из 59-го года, рок-н-рольные песенки и Bob Luman у нас не очень известный, но замечательный совершенно рок-н-рольный певец, сегодня споёт песенку выпускную, 59-го года, которая собственно так и называется «школьный класс 59».

 

Музыка

 

Ну, что ж, давайте я ещё раз напомню, что наш телефон (495) 956-15-14. И сегодня в прямом эфире, здесь на «Радио России», в программе «Серебряные нити», мы обсуждаем психологию выпускного бала. Или, если хотите психологию выпускника. Есть такой удивительный вопрос, до ответа на который так и не договорились ни психологи, ни философы, ни социологи. Это вопрос, кого же всё-таки считать взрослым? Вопрос, действительно, чрезвычайно сложный. И само слово такое чрезвычайно сложное. И о современных выпускниках кто-то говорит, что кто-то из них чрезмерно рано входит во взрослую жизнь. А кто-то и мы с вами тоже вот, в программах, не раз уличали молодых людей в инфантильности и не самостоятельности. Давай, может быть, мы как-то договоримся, что такое взрослый человек. Чувствует себя выпускник сегодняшней школы взрослым? Чего больше на школьном балу желания быть взрослым или желание остаться ребёнком? Чего больше этого вот движения вперёд, в будущее или желания остаться там, в школьных годах, на этих рельсах? На которых, может быть, и не всё справедливо, но зато всё более или менее ясно. (495) 956-15-14 Доброй ночи, Владимир.

 

Владимир: Алло.

А.Г.: Да, да. Доброй ночи.

Владимир: Доброй ночи. У меня вот такая информация, которой я бы хотел поделиться. Вот все говорят о том, что…ну, не все, но, по крайней мере, по радио, кто добирается до прямого эфира, говорят о том, что школа свята, интересна, жалко было расставаться и т.д. а у меня вот такая динамика была. Значит я выпуск 1976 года. Пока учился в школе, отношение к школе было ну, скажем так, умеренно хорошее. То есть, по большей части к школе как совокупности факторов в системе относился хорошо. Видимо, в основном, как сейчас понимаю, из-за того, что были хорошие одноклассники в старших классах. А потом после окончания школы постепенно нарастало негативное отношение. Вплоть до сейчас ну, скажет так, призрения. Ну, конечно, о ненависти говорить уже сложно. Уже много лет прошло. Но призрение до такого вот отторжения, до брезгливости. Дело видимо в чём. Учителя занимались вытягивание так называемых заблудших душ. То есть, учеников, из которых заведомо вот тогда ничего не могло получиться. Но в итоге, кстати, все они без исключения, вот эти ребята, которыми занимались учителя, они в итоге либо спились, либо сели в тюрьму. Ну, вот, один стал бомжом. Бомжует у нас во дворе на Котельнической набережной. Вот, и это делают, как я сейчас понимаю, за счёт остальных учеников, за счёт пренебрежения нами всеми остальными, в ущерб нам. Вот такая значит ситуация, т.к. я вижу причину вот такой вот моей динамики.

А.Г.: А Вы знаете, Владимир. Спасибо большое. Я выпускник 1977 года, ну, вот я на класс младше учился. Сейчас это вряд ли имеет значение. Но, удивительная вещь. Вы ещё здесь, с нами?

Владимир: Да.

А.Г.: Вы знаете, я почти слово в слово подписываюсь под тем, что Вы только что сказали. Вот подписываюсь, ну, может быть, за какими-то исключениями. Ну, скажем так, у меня было несколько школ. Две большие и вот…я даже могу повторить слово в слово фразу о том, что вот были хорошие одноклассники в старших классах. Привет одноклассники. А вдруг кто-то слушает. И что сели очень многие из моей первой школы, как бы и бомжуют. Впрочем, я не очень это знаю, именно потому, что в итоге отношение было сложное. И чувства моего выпускного бала, некая жалость была и тоска. Но, в общем, было ощущение скорее, слава Богу, что всё это кончилось. Я, наверное, я думаю, что я никогда этого не рассказывал, но раз такая тема ностальгическая. И вдруг Вы звоните и говорите почти тоже самое. Я вот вдруг сейчас подумал, а может быть, это я…мне тогда казалось, что это я один такой, вот один. Из школы мне хотелось уйти поскорей. И какой-то такой тоски, и воспоминаний, и ностальгии в результате почти не было. Разве что только по двум последним классам. И вдруг, может быть, это какая-то примета времени? Ну, или каких-то районов, потому что вот как раз наших с Вами годов выпуска, 75-го, 79-го, мне очень многие люди, мужчины, никогда не разговаривал с дамами на эту тему, говорили что-то похожее. Может быть, это были как раз те годы, когда до такой степени не было никакой динамики в школьных отношениях, пионерии и комсомоле. До такой степени все устали от какой-то моральной духоты, что это ощущение многих. Ну, не знаю, во всяком случае, вот такой разговор. Спасибо. Спасибо большое Владимир. Доброй ночи, Ирина Яковлевна.

 

Ирина Яковлевна: Доброй ночи. А я выпускница 53-го года.

А.Г.: И это были другие годы. Смотрите.

Ирина Яковлевна: Ничего подобного. Была такая же тягомотина, как и у Вас всех.

А.Г.: Серьёзно?

Ирина Яковлевна: Серьезно. И Вы знаете, единственное, что у нас как говорится была такая вот неожиданность это смерть Сталина. Я помню, что это был такой год. Мы плакали все так дружненько. Всё это было. Ну, потом был выпускной вечер. И вы знаете, немножко была растерянность такая, что вот…У наш школа была на берегу Москва-реки через № 97 школа, на Котельнической набережной.

А.Г.: Вы что, из одной школы с только что звонившим Володей? Смотрите, Котельническая набережная второй раз всплывает. Там кто-то бомжует у него из одноклассников. Прекрасное место для бомжевания, знаете такое. Аристократический бомж.

Ирина Яковлевна: Не знаю насчёт бомжевания. Вот тогда этого точно не было.

А.Г.: Да это уж точно. Да.

Ирина Яковлевна: Но наша школа, она, вообще, в принципе, была девчачьей школой. Это потом, в 54-ом году уже соединили, мальчики, девочки стали вместе как-то. А у нас была школа чисто женская. Ну, в общем, мы эту школу окончили. Я даже не помню что там радостного у нас было. По-моему, какое-то было серое, серое, серое, потом мы немножко удивились. Вот у нас свобода. Хотя на экзамен нас заставили приходить в чулках обязательно. В общем, строго всё было, очень строго. И вдруг свобода. Делай что хочешь. Ну, я, правда, пошла…у меня было целенаправленно всё время учиться, учиться, учиться. Но первая попытка не кончилась ничем. Я пошла в техническое училище. Окончила. Потом техникум, институт, это уже к концу так сказать. Ну, в общем, короче говоря, о школе у меня не очень радостные впечатления, потому что всё было довольно скучно, очень строго. Такие учителя были строгие. Но радости не было. Мне кажется, что сейчас молодёжь гораздо более свободная. Не знаю, как им там тоже живётся. Но у меня такое было впечатление, что у них сейчас больше свободы и, может быть, даже больше…ну, я не знаю, радость они испытывают или нет. Но свободы точно сейчас больше. Хотя на пользу это или нет, не понятно.

А.Г.: Вы знаете, Ирина Яковлевна, ну, как Вам сказать, я тоже не знаю, но пока только одна у нас молодая выпускница этого поколения позвонила. Но, я хочу сказать от имени мальчиков выпускников 76-го и 77-го годов, я не знаю как Володя, а для меня, вот почему-то, я понимаю, что девочки нет, а я школьную форму, чёрную вот эту, противную. Конечно, воспринимаю с таким застарелым вожделением. Потому что для меня же это собственно и были девочки. И до сих пор для меня современные школьницы, они не школьницы. Школьницы это для меня, вот сразу у меня в глазах картинка наших этих чёрных платьев, передников. То есть, сарафанов, извините.

Ирина Яковлевна: А, в общем, Вы знаете, это совсем было не плохо, если была школьная форма. Она была одинаковая для всех. А сословия были у нас, например, в классе совершенно разные. Это Котельническая набережная значит, понятно было. А у нас семья была не такая, чтобы уж очень. И поэтому школьная форма она как-то сравняла всех и мы не чувствовали себя, что мы вот эта такая, а это другая. Мы были все одинаковые.

А.Г.: И, между прочим, я с Вами полностью согласен, Ирина Яковлевна. Потому что, даже не смотря на нашу общую любовь к свободе, мне кажется, что есть время и есть возраст, когда лучше, чтобы дети выглядели хотя бы примерно одинаково. Хорошо бы конечно, чуть-чуть поярче, чем в наше время. Но нас же тоже переодели в синие формы. Это вот при нас с Володей было, когда поменяли цвет, наконец, мужских форм, по крайней мере. Спасибо большое Ирина Яковлевна. Я хочу сказать, что та же свобода, как бы праздников побольше. Но я как-то не уверен, что получше. Но вот единственное, что я успел найти до эфира – это описание общественных выпускных балов в Санкт-Петербурге. И вот такой коротенький отчёт в Интернете позволю зачитать:

«Открыла бал, как и в прошлом году, группа «Мумий тролль» песней «Утекай». Правда, после первого куплета солист, видимо, забыл слова, и минут пять над Дворцовой звучало только «ла-ла-ла-ла» под дикие прыжки, ужимки и стучание себя по голове. Народ откупорил первые банки с пивом. Далее та же группа исполнила новую песню «Бермуды», и плавно перешла к воплям на тему «Мы кораллы!» (на всякий случай напомню, что кораллы относятся к полипам, паразитирующим на более организованных формах жизни). Ну да ладно, тексты современных эстрадных групп редко можно отнести к поэзии, главное – чтобы весело было. На Стрелке примерно в это же время «пел» Стас Пьеха ( на огромном плазменном экране было видно, что он не всегда попадает в собственную фонограмму) – ну и Бог с ним, в конце концов, он не обязан петь вживую, достаточно того, что сам прыгал по сцене, а не его голограмма; а на экран особо никто и не смотрел, потому что пить пиво гораздо интереснее. Дальше всё шло по обычному сценарию: кого-то увезла «неотложка», кто-то целовался в кустах, кто-то, не осилив очереди в одну из немногочисленных туалетных кабинок, кропил дворцовые стены. Под «ура» оставшихся «в строю» отгремел праздничный салют; в четыре утра открылось метро; в пять закончился концерт; после шести только немногочисленные прохожие наблюдали, как лёгкий ветер с Невы катал алюминиевые банки, ворошил пакетики от чипсов и прочий мусор».

Вот собственно и всё. И весь барьер между детьми и взрослыми. Доброй ночи, Алексей Дмитриевич. Мы Вас слушаем.

 

Алексей Дмитриевич: Я хочу включиться в ваш разговор с точки зрения учителя. Я по образованию оптик-механик, инженер. После 4 лет работы в НИИ, меня мой друг затащил в школу. И вот 40 лет практически, я уже работаю в школе.

А.Г.: Ох, заразное это дело!

Алексей Дмитриевич: Да. Не говорите. Что я хочу сказать о теме разговора. 55 год – это год моего выпуска. До сих пор мы встречаемся костяком в районе 6-8 человек и вспоминаем нашу учительницу. Она нас учила с 5 по 7 класс. Я считаю, что личность учителя играет громаднейшую роль в воспитании таких людей, с которыми я сейчас ещё продолжаю дружить. И всем нам постепенно становится то лучше, то хуже и мы все всегда вместе.

А.Г.: Спасибо, Алексей Дмитриевич. Вы знаете, моя мама, они с классом…класс моей мамы, познакомились они в нулёвке и это абсолютный феномен, потому что после этого, этот класс встречался 70 лет. Они даже пытались нас познакомить, детей, но как-то не удалось. Они с нулевого класса встречались. Тогда были тоже нулёвки. Кто-то умирал. Энтузиасты вели альбомы из года в год, как менялся этот класс, как он взрослел, старел. И я до сих пор,…может быть, кто-то слышит меня из этого класса, - я до сих пор с трепетом Вас вспоминаю и спасибо Вам большое за то, что такое вообще было когда-то. Потому что, я очень боюсь, что это главное отличие сегодняшних выпускников от вчерашних. Друг без друга, конечно, грустно, но почему-то очень быстро мы становимся не нужны друг другу. Даже уже наше поколение. Кто знает, может действительно дело в том, что нет личности учителя. Или она встречается как подарок судьбы. Наверное, такие подарки встречаются редко во всех возрастах. Ведь педагогические ВУЗы заняты в основном тупому обучению предметам. То есть учат физике, а не преподаванию физики. А поскольку всё остальное это творчество, а творчество это всегда сложнее, чем давать информацию. И как в советские времена личность учителя это было что-то такое феноменально недопустимое для директора. Феноменально самый главный подарок в жизни для учеников. Так и сейчас ровно тоже самое, ничего не изменилось. И спасибо Алексею Дмитриевичу. Он, наверное, это понимает и чувствует. Наверное, действительно, от этого всё зависит. И от того, насколько праздник со слезами на глазах или вот без слёз как вдруг вспоминаем мы. Давайте сделаем музыкальную паузу. Bob Luman сегодня поёт нам рок-н-роллы, один из вариантов танцев для выпускного вечера.

 

Музыка

 

На нашей небольшой страничке в интеренете, она расположена по адресу www.mznov.ru (в настоящее время форум находится по адресу www.serebniti.ru ), открыли небольшой раздельчик в честь этого, и одна из наших посетительниц наших, постоянных участниц форума пишет:

«Сейчас, если подумать, выпускной, наверно, много значит в жизни человека. Это как заново родиться. Но родиться уже со своим пониманием мира, принципами. Родиться сознательно. В школе мы уже осознанно постигали такие понятия как дружба, предательство, любовь, но постигали это всё как в минимализме. Хотя для нас это казалось чем-то глобальным. Жили в мире, во вселенной, но в ограниченной, в своей. А после выпускного ты вышел в большой мир, но тоже не такой большой, как будет потом, но он больше, чем школа. Ты уже должен самостоятельно решать что-то, действовать, отвечать. Ты становишься единственным. Нет вокруг тебя учителей, класса, где ты каждого знаешь почти досконально. Есть мир и ты. Страшно, а двигаться вперед надо. Ножки тонкие, а жить-то хочется».

Почему я зачитываю это сообщение. А вот постигаем ли мы такие понятия в школе, как дружба, предательство, любовь? Разве что на собственном печальном опыте. Я как бы продолжаю разговор с Алексеем Дмитриевичем. Когда спрашивают сегодняшних крупных и умных работодателей, топ-менеджеров различных предприятий, что они больше всего ценят в школьном выпускнике. Так вот при этих опросах вдруг выясняется, что для людей, которые хотят учить, принимать на работу будущих выпускников, наибольшее значение имеет то, что в психологии называется «социальным интеллектом». «Социальный интеллект» это такое понятие, которое включает, грубо говоря, в себя: навыки общения, понимания других людей, лёгкость установления контактов, стремление к достижениям, контроль над собственными эмоциями, достаточная уверенность в себе, лёгкость в общении, как в формальном, так и не формальном. Вот это называется «социальный интеллект», когда я читал вот эти характеристики, я с ужасом думал, что это как раз то, чему не учит ни школа, ни Педвуз. И я очень боюсь, что это то, чего больше всего, для меня, я тогда не мог, конечно, назвать это «социальным интеллектом», я был вовсе не такой умный, но это, наверное, то, чего я боялся и о чем, как ни странно я думал на школьном балу. Что вот я сейчас пойду, я собирался в медицинский институт и там надо общаться, а я не умею и по сути своей и других людей не понимаю. Боялся я, я это понимаю сейчас, в первую очередь того, что стало потом моей профессией. Доброй ночи, Галина Алексеевна.

 

Галина Алексеевна: Доброй ночи.

А.Г.: Вы уж нас извините, что так долго мы заставили Вас ждать.

Галина Алексеевна: Ничего страшного. Вы знаете, я закончила школу очень давно, 54-ый год. Но дело в том, что у меня всё это живо в памяти. Я помню всех своих учителей, даже по имени и отчеству. И дело в том, что у меня первый мой выпускной экзамен, сочинение, совпало со смертью моего отца. И я все экзамены сдавала тогда, когда шли похороны. И вот это меня, знаете, настолько вот сразу сделало взрослым человеком. Я поняла, что я не имею права подвести своего отца. Он всегда верил в меня, я хорошо училась. Я сдала все экзамены на отлично. Я закончила школу с медалью. И вот эти вот чувства, горя великого, и то, что я выхожу во взрослую жизнь, вот это меня, наверное, как-то закалило что ли. Я поступила в МГТУ им.Баумана. я закончила МГТУ им.Баумана. Но у меня на всю жизнь остались вот эти воспоминания. Радость от окончания школы, но вот и…то, что я закончила школу, закончила хорошо, и что я оправдала надежды отца. И вот светлая память о нём. И вот так у меня всё это переплелось.

А.Г.: Светлая память. Наверное, хорошо, что мы вспоминаем сейчас о наших родителях. И всё-таки, Галина Алексеевна, 54-ый год, Вам хотелось вперёд, в МГТУ им.Баумана, в учёбу? Это было радостное чувство? Или хотелось всё же остаться в школе?

Галина Алексеевна: Вы знаете, дело в том, что когда я училась, я уже понимала, что заканчиваю школу, что я должна строить планы на будущее. И я вот честно говорю о том, что мне хотелось бы остаться в школе – нет. Наверно, мы дети после военные взрослели раньше и когда вот ещё были такие совпадения трагические. я, действительно, почувствовала себя очень взрослым человеком. И что я должна отвечать за то, что я делаю. Вот так.

А.Г.: Спасибо большое, Галина Алексеевна. Я не даром, между прочим, мучаю старшее поколение этими вопросами. Дело в том, что я не очень могу понять, я в последние годы, я, наверное, на это обращаю внимание последние лет 7-8, может быть, это раньше было. Я слушаю от детей, от 8 и до 17 лет вот эту фразу «Не хочу в вашу взрослую жизнь. Не хочу». Мне это очень напоминает, наверное, тоже старшее поколение. Младшее не читайте никогда. Ни в коем случае не читайте, уж больно этот роман может Вас задеть. Был такой роман замечательный Генриха Бёля назывался он «Шерстяной барабан». Роман, а потом и фильм был такой же блистательный, в котором речь шла о том, как ребёнок отказался взрослеть. Он отказался взрослеть во времена нацизма и остался маленьким. Вот он выглядел как маленький ребёнок и всё. И благодаря этому прошёл большим-маленьким ребёнком через нацизм, оставшись таким крошечным наблюдателем за тем, что происходило. Что-то очень похожее последнее время происходит. И хоть я этого не слышу, но вот пытаюсь рассказать. Инна Ивановна, доброй ночи.

 

Инна Ивановна: Здравствуйте. Я чувствую, что часть двоечников звонит к Вам на передачу.

А.Г.: И это хорошо.

Инна Ивановна: Вот как им не нравится прошлая школа. А я хочу сказать о своей школе прекрасной.

А.Г.: Вы откуда, Инна Ивановна?

Инна Ивановна: Я из Костромы. Вы меня 15 минут держали, но я всё-таки дождалась.

А.Г.: Спасибо Вам большущее. Это знак патриотизма по отношению к нашей передаче.

Инна Ивановна: Закончила я прекрасную школу №15 октябрьской железной дороги. Меня подготовила школа к жизни так, что вот я уже 67-ой год живу. Закончила в 57-ом году школу. И до сих пор благодарна ей. Благодарна всем учителям, всем с кем общалась, библиотекарям, техничкам. У нас отличная была школа. И только зависело от того, как ты сам живёшь. Если ты активен, и, если ты хочешь учиться, то в школе было отлично. Чем только мы не занимались в нашей школе и юннатами были, и спортом занимались, и ставили свои балеты в школе, с которыми выезжали в Москву и Петербург. Удивляюсь, откуда у людей столько злости к школе, к прошлой. Я считаю, что ни одна теперешняя школа не сравнится со школой советского периода, где мы все были равны, и не нужно было платить за то, чтобы получить какую-то отметку, как сейчас. И выходила я из школы с прекрасным чувством, с ощущением того, что я всё могу. Понимаете? Всё могу. Сейчас, по-моему, у школьников выпускников нет такого ощущения, и не может быть, потому что может только кошелёк, что-то дать в жизни. А мы всего добивались своим трудом, своим знанием, умением. Вот что я хотела Вам сказать.

А.Г.: Спасибо большое Инна Ивановна. И ждал я это услышать сегодня. Правда хотел бы услышать и нынешних выпускников, но не услышал. И может быть, это симптоматично, а может быть, нормально. А может быть, поздно, отдыхают после выпускного бала, пива. Так вот, собственно говоря, сейчас, Инна Ивановна говорила о ценностях. У меня осталось меньше одной минуты. И я хочу сказать, что когда пытались перед выпускными балами в одиннадцатых классах, оценивать, что ценно для школьников наших, а что нет, то наиболее значимыми областями для них сегодня является:

1. Здоровье.

2. Получение высокого образования.

3. Общение и любовь.

4. Интересная работа.

5. Полная самореализация.

И почти никакой значимости, в статистике при анонимных опросах выпускников, к сожалению, то есть крайне незначительными ценностями, являются: вера в Бога, общественная активность, высокий социальный статус, помощь и милосердие к другим людям. Вот это всё сейчас не отмечают как некую ценность и значимость. Не знаю, жаль или не жаль, но вот скупое исследование говорит, что это так. Не знаю, получился ли разговор, дорогие мои выпускники разных лет. Во всяком случае, мы задумались это уже хорошо. Спасибо всем большущее.

17.12.2017 Выложен тренинг "Умение понимать другого человека", который ранее нигде не публиковался...
11.03.2017 Существенно улучшилось качество звучания в тренинге "Божественная комедия".
Те, кто скопировал и хранит этот тренинг у себя, - можете обновить свою копию...
25.01.2017 Полностью обновлён тренинг "Поваренная книга магии". Главное - теперь вы можете узнать, о чём он (появилось содержание) :)
14.01.2017 Впервые выложен "Разноцветный тренинг"!
27.10.2016 Большое пополнение бесед за 2007 год!
Добавилось более 100 передач, которые раньше не выкладывались.
А качество выложенных ранее передач за 2007 год заметно возросло.
01.06.2013

Большое пополнение бесед за период 20.02.2006 - 29.12.2006.

Из них 39 передач перезалиты с лучшим качеством, остальные 49 выложены впервые.

04.09.2011

Алексей Попов завершил работу над тренингом "Уроки с Катей -2 — Парижская история, или Языческие корни";
на данном сайте впервые выложена качественная аудиоверсия тренинга (в стереозвуке)

27.06.2011

запущена тестовая версия.

23.06.2011

старт проекта.