2011.02.09 ''Пролетая над гнездом кукушки'' (Милош Форман)
Рэндл Патрик МакМёрфи - Джек Николсон (Jack Nicholson as Randle McMurphy)
сестра Милдред Рэтчед - Луиза Флетчер (Nurse Mildred Ratched as Louise Fletcher) Луиза Флетчер
''Вождь'' Бромден - Уилл Сэмпсон (Will Sampson as "Chief" Bromden)
Музыкальная преамбула.
Доброй ночи.
Как ни странно, эта классическая музыка, классическая музыка Джека Ницше из фильма Милоша Формана ''Пролетая над гнездом кукушки'' - одним из главных шедевров кинематографа 20 века, а, следовательно, всего мирового кинематографа в целом. Это единственный фильм, получивший 5 премий Оскар, да ещё 28 наград, включая сюда только 6 премий Британской киноакадемии, и так далее и тому подобное - можно продолжать до бесконечности. А еще это, как мне кажется, очень актуальный для нас и сегодня фильм, хотя его премьера состоялась 19 ноября 1975 года. Суть фильма в общем, для того кто совсем не смотрел фильм и не собирается, предельно проста. Преступник Рэндл Патрик МакМёрфи (R.P.McMurphy) , которого играет Джек Николсон, попадает в тюрьму на небольшой срок. По фильму он для того, чтобы отдохнуть от тюремного труда, симулирует сумасшествие и попадает в психиатрическую клинику для обследования. По книге его переводят из тюрьмы из-за психопатического поведения. Фильм Форман поставил по легендарному одноименному роману Кена Кизи.
Он бунтарь, бунтарь по натуре. И он наслаждается по-своему свободой в компании очаровательных психов, и надеется провести так весь остаток своего заключения. Но постепенно понимает, что пациенты тоже не свободны, потому что их подавляет старшая медсестра отделения по фамилии Рэтчед (Ratched) Милдред Рэтчед её зовут в фильме. А в книге Кена Кизи она носит потрясающее имя: Гнусен - её зовут. Она установила в отделении в высшей степени строгий распорядок и требует неукоснительного соблюдения. Она само олицетворение порядка – в самых худших его формах и проявлениях. Это вызывает в МакМёрфи внутренний протест, и он начинает лечить пациентов по своему – играет в карты, в бейсбол, без разрешения вывозит их на рыбалку на катере.
Между старшей медсестрой и МакМёрфи начинается борьба за влияние на пациентов и, в конце концов, МакМёрфи берет вверх в этой такой незримой дуэли. В конце концов, он устраивает в отделении вечеринку со спиртным, приводит туда девушек, для того, чтобы заняться сексом, но не доводит дело до конца, засыпает, хотя всё и готово к побегу. А на утро, увидев всё это, старшая медсестра, в конце концов, отправляет его сначала на электрошок, а потом, после того, как всё это кончается самоубийством одного из больных и МакМёрфи набрасывается на старшую медсестру, чтобы её задушить. Врачебная комиссия признает его агрессивно помешанным и подвергает хирургической операции – лоботомии, в результате которой он превращается в овощ. Ну что ещё сказать, повествование ведется от лица некого Бромдена – по роману, в фильме это огромный пациент индеец – по кличке Вождь, который изначально симулировал сумасшествие для того, чтобы сбежать от тягот реального мира, который, как известно, гораздо хуже любого сумасшедшего дома.
Вот этот самый фильм и книга заканчивается тем, что Бромден не может видеть свободного, веселого МакМёрфи в таком состоянии, душит его подушкой и сам уходит, убегает из больницы, так, как советовал это МакМёрфи. В общем, это фильм о столкновении порядка и свободы, не дающий никаких ответов, но очень остро ставящий вопрос,- что всё таки важнее- порядок в лице старшей сестры Рэтчед или бунт, свобода и вообще какие-то попытки прорваться в реальность из психбольницы. Вот этот вопрос, собственно говоря, я и предлагаю сегодня нам здесь для беседы в прямом эфире. Тема: кто же все-таки пролетел над гнездом кукушки, что важнее - бунтарский дух или достижение порядка и управляемости человеческой. Вопрос как мне кажется необыкновенно актуальный для нашей страны. Говорим мы с вами сегодня, о том, кто же всё-таки пролетел над гнездом кукушки, где гнездо и где кукушка. И что важнее: наведение порядка или дух свободы, без которого, между прочим, никакая модернизация, в общем, невозможна. Потому-что, скорее, такие как МакМёрфи вносят новые идеи в нашу жизнь.
Что касается музыки, то она наверно будет не вся из фильма. Музыка из фильма будет звучать на фоне моего голоса, а в музыкальных паузах будут как всегда мои музыкальные ассоциации с характером самого пациента и старшей медсестры Рэтчед.
Музыка. Tape Five Feat. Henrik Wager ''Dixie Biscuit ''
Традиционный вопрос, как всегда, о чём же, всё-таки, фильм.
А.Г.: Здравствуйте, Максим.
Максим: Здравствуйте, Александр Геннадиевич.
А.Г.: Да, мы вас слушаем, город Тверь.
Максим: Этот фильм я смотрел в 1983 году. Кое-что стёрлось уже, 28 лет прошло. Когда смотрел этот фильм, весь зал смеялся, а у меня мурашки по спине бегали. Фильм то, конечно, тяжелый, он страшный для меня.
А.Г.: Чем он страшный?
Максим: Там показано, что он попал из тюрьмы, и он не знал, куда попал, в какое учреждение. Там показано человеческое равнодушие, ведь фильм называется ''Гнездо кукушки'', а как обычно у кукушки она гнездо не делает – она подбрасывает свои яйца в другие гнезда. И там показано люди абсолютно бесправные там. Там порядок похож на концлагерь.
А.Г.: Максим, вот смотрите, в этом же самый главный вопрос. Вообще, и в фильме и в книге уж тем более, я в принципе считаю, если вам нравится фильм, надо прочесть книгу, потому что, хотя Милош Форман, конечно, один из лучших мировых экранизаторов, несомненно, и фильм ''Пролетая над гнездом кукушки'' тоже одна из лучших мировых экранизаций, но, как всякий роман, роман Кизи глубже, тоньше и умнее фильма. Он небольшой и прочесть его надо, особенно сегодня, и особенно в нашей стране. Вот в чем беда этого концлагеря…, не знаю, помните вы или нет…
Максим: Хотел сказать, в фильме сцена в воде, когда он плывет в бассейне и говорит санитару – скоро я вас покину. А он говорит, ты ошибаешься, это тебе не тюрьма, это в тюрьме ты отсидел и выйдешь. А здесь ты выйдешь, когда мы захотим, и замахивается на него палкой...
А.Г.: Так у нас и есть, так и есть. Потому что люди, попавшие вместо суда на принудительное лечение, и у нас и во всём мире выходят только тогда, когда считают нужным врачи. Приговор суда уже не действует…
Максим: Да. А понимаете, ведь в конце фильма он погибает, а ведь мог свободно уйти через окно открытое, его же никто… Но он вернулся, он видит, за то, что он сотворил Садом и Гоморру устроил, - знает, что ему будет. Мог уйти но он остался.
А.Г.: Ваши симпатии на стороне МакМёрфи?
Максим: Нет, он персонаж скользкий. Ведь фильм заканчивается тем, что приходит Вождь и говорит, что я тебя не оставлю здесь. Вождь ведь прикидывается глухонемым, никто об этом не знает. Говорит МакМёрфи, что он хочет остаться самим собой, что не хочет, чтобы из него сделали идиота.
А.Г.: Вот ведь что хочу сказать, две вещи важнейшие, которые, между прочим, очень болезненно понимает и МакМёрфи. Во-первых, вдруг выясняется, что пациенты в отличие от него оказались в этом сумасшедшем доме сами. Они все хотят там находиться. И уходить им некуда, потому что на самом деле во внешнем мире их никто не ждет.
Максим: Они никому не нужны, их выкинули на помойку общества родные.
А.Г.: Это первое. А второе, ну вот допустим, МакМёрфи уйдет. Но не надо забывать, что он преступник. Понятно, что мелкий преступник – вор, хулиган и т.д. Несомненно, уйдя на свободу, он ведь и останется самим МакМёрфи – вором и хулиганом. И даже сам свободолюбивый хиппи Кен Кизи, который написал роман, этого не приветствует. Потому что понятно, что ничего такого общественно значимого для людей из этого вырасти не может. А так ли не правы врачи? - Нет, я считаю, что они не правы. Но все-таки, у нас ведь сплошь и рядом звучит – этих к стенке поставить, этих всех расстрелять… Может и правы были врачи, что они вот этого свободолюбивого человека, который пытался вытащить больных наружу, в конце концов, сделали слабоумным, лишив его воли. Потому-что операция трансорбитальной лоботомии, которую ему делают, это операция, лишающая практически полностью возможность произвольного поступка. Человек не может сам сделать что-то по своей воле. В общем, это ужасное состояние, требующее отдельного большого разговора. Этот вальс, который играет - он страшный вальс, потому что под этот вальс они идут принимать лекарства… торжественно. Спасибо большое Максим.
А.Г.: Здравствуйте, Дмитрий. Город Саратов.
Дмитрий: Здравствуйте. Во-первых, хочу сказать Вам огромное спасибо за весь цикл ваших программ, от всей души.
А.Г.: Спасибо большое, Дмитрий. Для нас это важно для всех.
Дмитрий: Спасибо, что Вы поднимаете темы. Я хотел бы поставить перед радиослушателями вашей аудитории вопрос даже шире. Допустимо ли всё, что не входит в рамки уголовного кодекса и что не выходит за рамки нравственных приличий…
А.Г.: Приглашение проституток в больницу – оно не выходит за рамки нравственных приличий? Он сначала приглашает проституток, а потом унижает старшую сестру, срывает с неё одежду, обнажает ей грудь. И она оказывается вовсе не той царицей, которая правила больными, осуществляла надзор, уход и порядок, а оказывается стареющей тёткой и конечно моментально теряет авторитет в глазах больных, после чего ему и делают лоботомию.
Дмитрий: Знаете, меня, например, и книга и фильм потрясли на “подклеточном”, что ли, уровне. Я первый раз посмотрел этот фильм, когда мне было 18 лет.
А.Г.: Дмитрий, извините, что перебиваю, у меня-то было то же самое, мне даже трудно пересматривать этот фильм, потому что трудно пересматривать вещи, на которые ты среагировал потрясением. Я потом для себя, может быть, не совсем верно сформулировал, что же меня потрясло - бессмысленность и безнадёжность свободы.
Дмитрий: Безнадежность, я бы сказал, если позволите…
А.Г.: Да, я о том же. Все-таки свобода, дорогие радиослушатели, осмысленна или бессмысленна? Это такой очень актуальный вопрос. Потому что, либо всё то, что мы сегодня называем правами личности, если не правами человека, - есть и такие права, - права личности, права души, - как-бы бессмысленны, то возможно тот порядок, который устанавливает старшая сестра Рэтчед и спецслужбы в обществе и фискальные …
Дмитрий: Она олицетворяет общество и закон.
А.Г.: Только ли? Она, например, и вообще старшие сестры там занимаются психотерапией - ведут группы больных, - в отличие от нас: у нас медсестры этим не занимаются, не умеют. А вот она ведет группы, которые правильно называются (только тогда появившимися в середине 60-х) группами гештальт-терапии. Она делает это не очень профессионально, а по-своему.
Дмитрий: Промывание мозгов.
А.Г.: Нет, она выворачивает наизнанку на каждой такой группе личную жизнь одного из пациентов, рассказывая о нем самые неприглядные подробности, для того чтобы другие набирались опыта. Она так это формулирует.
Дмитрий: А разве не тем же занимаются группы анонимных алкоголиков, группы анонимных наркоманов?
А.Г.: Нет, не совсем. Поскольку там имеются в виду именно отношения с наркотиками и алкоголем. Там надо сказать, что ''я алкоголик, я поэтому выпал из общества''. Как-бы, твоё бельё анонимные алкоголики и наркоманы - насколько я знаю - не стирают…но, может, уже стирают. Поскольку тогда для тех лет в этом был некий садизм старшей сестры, потому что собственно ничего терапевтического в этом деянии и нет. Она по-своему больных унижала. Вот если про нас все тайны будет кто-то…
Дмитрий: Про терапевтическое нет и в уголовном кодексе ничего.
А.Г.: Я не про то. Вот если про нас все тайны будет знать наше общество, например, сотрудники по работе, мало ли что мы скрываем в душе,… если они будут всё знать, мы будем чувствовать себя унизительно, обнаженно, не защищенно. Вот она делает с людьми примерно это, так как все знают, что каждый следующий совершил множество ошибок и чрезвычайно слаб, то они всё время прибывают в состоянии тихого отчаяния.
Дмитрий: Простите, но мы всё время доверяемся врачу, адвокату, священнику.
А.Г.: Нет, не сердитесь Дмитрий. Я хочу сказать, что это доверие - один на один. Подразумевается, что есть юридическая тайна, врачебная тайна, адвокатская тайна и т.д. А тут речь идет именно о коллективе, который моделирует общество. Несомненно, и у Кизи, и недаром же вообще метафора общества как психбольницы - наша участница форума Людмила написала об этом на форуме – это же самая частая метафора России с самого начала ХХ века – вспомните ''Палата №6''. Но, к сожалению, не только одной России. Спасибо, большое, Дмитрий.
Здравствуйте, Максим.
Максим: Здравствуйте.
А.Г.: Правда ли что Вы звоните нам из Германии?
Максим: Да. Ещё и с рабочего места.
А.Г.: Удачи вам в ночной работе. Я тоже в ночь работаю. Расскажите нам как вы относитесь к вопросу о свободе человеческой и того, кто пролетел над гнездом.
Максим: Фильм посмотрел, конечно, тоже впечатление было. Чтобы сравнить, вся эта больница это наверно маленькая модель нашего мира. И хочется сразу вспомнить слова, мудрые слова царя Соломона, который сказал – властвовать над человеком во вред ему. И та и иная сторона, то есть и медсестра, и герой Джека Николсона, они…
А.Г.: Луиза Флетчер играет медсестру – просто для справедливости.
Максим: Да, хорошо, старшая сестра. Из крайности в крайность, человеку это в принципе свойственно вот эти проявления. Это часто происходит с людьми, потому что под влиянием мы таким огромным находимся. Может для кого-то эти слова будут пафосными. Весь мир лежит во власти злого. И он в той или иной степени влияет на нас, и мы совершаем те или иные поступки, даже не задумываясь об их последствиях.
А.Г.: Спасибо большое, Максим. Может быть беда в том, что мы не задумываемся не над последствиями поступков, а, просто не задумываясь их совершаем. Большая часть поступков совершается по каким-то совершенно иррациональным причинам. Кстати, старшая сестра Ретчед будет пытаться объяснять это своим больным и в фильме и в романе. Все ваши действия иллюзорны и бессмысленны – скажет она, и они согласно покивают ей головой.
Здравствуйте, Игорь. Вы из города Смоленска?
Игорь: Доброй ночи. Я из города Смоленска. На мой взгляд, рассмотрим одну очень интересную проблему – медицины с её, собственно, средневековой на данный момент сущностью. То есть большинство врачей считают, что проблемы нормы патологии дана им свыше и свыше не от Творца, а свыше…
А.Г.: От начальства?
Игорь: Нет, зачем. Свыше вообще, выше Творца. Они знают вообще сами по себе.
А.Г.: Действительно, я хотел сказать, вообще поразительная вещь, ведь сестра Рэтчед, как и доктор в отделении, который полностью подчинен старшей сестре - поэтому мы его не вспоминаем, в общем-то, абсолютно убеждены, что они знают как надо. Что они знают, какого именно человека считать нормальным и как нормальный человек должен себя вести. На самом деле, вся проблема в том, что мало того что не понятно откуда берется убежденность. Но ведь фактически эта убежденность выражается в следующей мысли: нормальный человек - это человек абсолютно послушный, а ненормальный, заслуживающий лоботомии – человек, в общем, ничего такого особенного не делающий, - ну выпил, ну девушек привел, на катере покатал, - всё не преступления, но он непослушен, он неконтролируем – и поэтому ему надо провести лоботомию. Вот что очень страшно и очень напоминает мне, ну скажем так, моральные колебания нашей страны.
Игорь: Эта проблема существует, в принципе, среди всей медицины. Единственно, что на психиатрии очень показательно, потому что оно легко переносится на все отрасли общества вообще.
А.Г.: Полностью согласен с вами. И беда, наверно, в том, что никто у нас, нигде и никогда не обсуждает, что же такое норма и откуда это самое представление о норме берется.
Маленькая музыкальная пауза.
Музыка Pousse L'amour – Tape Five Feat. Yuliet Topaz
По-прежнему на радио России в программе ''Серебряные нити'' мы говорим про фильм ''Пролетая над гнездом кукушки'' и о его значении для наших дней.
Вот что сказал ещё до начала эфира наш радиослушатель: ''Добрый вечер, я думаю, что если бы Иероним Босх был нашим современником, то на своей картине ''Извлечение камня глупости'' он бы вместо камня изобразил наверно сестру Ретчед, потому что те, кто ползают и не пытаются думать самостоятельно - они заслуживают себе хозяина. А те, кто пытается мыслить раскрепощенно, всегда будут искать пути к свободе. И конечно я согласен, что эта психбольница похожа на нашу современную Россию, потому что у нас тоже полно людей, которые говорят – Сталина бы на вас, Сталин бы навел порядок, и всё такое… Спасибо''.
Ну, наконец-то прозвучало хоть что-то про две группы людей, о том, что они бывают разные. Остается только один вопрос - самый главный, как мне кажется. Он заключается в следующем: Разве своеволие обязательно проявлять преступным путем, ну преступник же, в конце концов, МакМёрфи. И разве порядок не может понять или представители порядка не могут понять, что в общем, им необходимо своевольные люди, иначе их общество займет застойное положение, начнет тихо умирать, потому что когда все МакМёрфи окажутся в психбольницах, в лагерях, еще где-нибудь то движение ума остановится, поскольку самостоятельное мышление будет полностью отсутствовать.
Здравствуйте, Наташа. Город Северодвинск.
Наташа: Доброй ночи. Буду говорить очень коротко. И уже сказано, то, что я хотела сказать. Я конечно фильм в молодости посмотрела, он меня потряс. Произведение я не читала. Но прежде всего над чем я задумалась, посмотрев этот фильм – гнезда кукушки нет. И дальше мои размышления привели к фразе Наполеона. Наполеон сказал очень важную фразу для всего человечества – свобода начинается со слова ''нет''. И вот здесь вот очень важно, что главные герои медсестра и главное действующее лицо не могут сказать себе ''нет'', - не в состоянии, в антигуманных поступках. Мы можем посмотреть на личности Сталина, и они не могли поставить ''нет'' когда поступали антигуманно.
А.Г.: Спасибо большое. Я только лишь хотел добавить, если вдуматься, то весь конфликт героев заключается в том, что Рэтчед не может сказать ''Да'' самостоятельно мыслящему человеку, ну не в состоянии она включить его в свой порядок и найти ему в этом порядке место, а ведь это возможно. Ну, например, он может быть её помощником в групповой психотерапии, а вот эту прогулку на катере можно назвать современным языком – тогда это только-только зарождалось в психотерапии американской – можно назвать реабилитационной прогулкой. А почему нет, люди же должны возвращаться в жизнь. Если бы она захотела, она нашла бы ему место. Более того, он бы в ответ мог сказать ей ''Да'' и стать как бы частью её порядка, продолжая делать свое дело, убеждая больных в необходимости независимости. Ведь это необходимо, чтобы они вышли из психбольницы. Ведь самое-то страшное, что например, у нас и по сей день, врачи-психиатры убеждены, что единственный метод лечения это сделать так, чтобы больные спали мрачно на кроватях и никого не беспокоили. Потому что всё остальное лечение безнадежно. МакМёрфи в это не верит. Но вот этого ''Да'' свободной мысли не могут сказать сторонники порядка, а сторонники свободы мысли совершенно не способны сказать порядку ''Да''.
В результате эти две половины одного человеческого ума никак не могут найти какой-то возможности договориться. Потому что если Порядок – добиваемся порядка, боремся с экстремизмом, значит нужно удавить всё свободомыслие в стране. А это опасно, потому что никакая творческая жизнь без этого невозможна и все творческие умы будут бежать из этой психбольницы заграницу. Хотя почему? Ведь свободная воля, некая мера беспорядка, мера хаоса абсолютно необходима любому порядку, иначе ему нечего будет устанавливать.
Здравствуйте, Ольга Григорьевна.
Ольга Григорьевна: Здравствуйте, Александр Геннадиевич. Я прежде всего была удивлена обстановкой в этой больнице: ни бассейнов, никаких прогулок для пациентов. И лоботомию прекрасно могут заменить любые страшные нейролептики.
А.Г.: Это точно. Собственно это и есть форма - если они назначаются на длительный срок, а назначаются они безумно, назначаются они годами - они и производят эту самую лоботомию. Да. К сожалению, мы не хотим лечить, мы калечим. Чего нам, в общем, не хватает? Да, в общем, МакМёрфи. То есть как-бы каких-то механизмов, чтобы возвращать людей в жизнь. Ну, какие-то прогулки появляются, но это же всё равно прогулки по двору тюрьмы. Как-бы, да, в американской психиатрии это было уже тогда и нужно было быть, иметь извращенный характер МакМёрфи, для того, чтобы не пользоваться всем этим для возвращения больного куда-то в реальность из этих стен. А мы пока об этом просто не хотим думать. И это беда, конечно. Ну вот, только такими разговорами и можно её преодолевать.
Ольга Григорьевна: Когда мой мальчик оказался в школе в первом классе, я пошла к психиатру, и поместили моего мальчика туда. Когда он вышел, сказал - мама нас там за людей не считали. Это мой сказал семилетний сын.
А.Г.: Спасибо большое, Ольга Григорьевна.
Когда-то единственный метод диагностики психических болезней – он называется написание психического статуса – для этого нужно художественно описать характер пациента, служил для того, чтобы один человек-врач мог понять другого. Он откладывал написанный им портрет, потом через день его перечитывал и пытался найти болезнь пациента в своей душе. Он вырабатывал в себе эмпатию. А вот если эмпатию нас вырабатывать не учат, то это и значит, что мы вырабатываем антипатию. Ведь всё, что происходит в фильме и книге ''Пролетая над гнездом кукушки'' это результаты антипатии - врачей и больных, тех, кто любит порядок к тем, кто любит мыслить свободно. А нет никакого выхода для общества, - возможно по западным методам, возможно, по оригинальным отечественным, но всё-таки учиться находить какие-то связи друг с другом. Потому что если этих связей не найти, то общество - как гибнет отделение сестры Ретчет – начинает постепенно гибнуть.
Музыкальная пауза. The Sky Is Not The Limit – Tape Five Feat. Iain Mackenzie
_______________________________________________________________________
Музыкальная пауза. Tape Five Feat. Henrik Wager ''Dixie Biscuit ''
Act: TAPE FIVE
M: Martin Strathausen T: Henrik Wager
Come on everybody
If you’re running low you know where to go, lets feel alive, I’m jumpin’ Jive
If you need a lift I’m the cat with the gift, I’m heart and soul, I’m cool creole.
If you go with the flow down to “Basement Joe” with your greenbacks and your cadillacs
You’ll find me with the honeys and the VIPs I’m Mister Nice, come and roll the dice.
The latest craze of the dance floor days is right here in my pocket
There are things that can give you wings but I’ll give you a rocket.
Come and try my Dixie biscuit
You can’t lose so why not risk it
Come and try my Dixie biscuit
You can’t lose so why not risk it, That’s right.
When the lights are low but you’ve got the glow lets do the hop until we drop.
The fillies fly when you feel this high, just standing room at the boogie saloon.
No jelly beans on the mezzanine don’t hit the pipe if you ain’t ripe
So blow your wig if you really dig, lets lose control let the good times roll
Its all around the sight and sound I’ll give you some assistance
Fun is free if get dizzy with me, don’t put up no resistance
Come and try my Dixie biscuit
You can’t lose so why not risk it
Come and try my Dixie biscuit
You can’t lose so why not risk it