войти

«2010.11.17 ''Посторонний'' (Альбер Камю)»

Расшифровки передач

Расшифровка — это текстовая версия передачи.

Вы можете оказать неоценимую помощь программе «Серебряные нити», если сделаете расшифровку этой и других передач. Расшифровки позволяют другим людям быстро знакомиться с передачами, находить передачи через поисковые системы, а также становятся основой для книг, выпускаемых автором передач.

Чтобы сделать новую расшифровку, нужно:

  • зарегистрироваться на форуме «Серебряные нити».
    (для регистрации пройдите по ссылке:
    http://www.serebniti.ru/forum/ucp.php?mode=register)
  • используя логин и пароль форума, войти здесь под ними
    (для этого нажмите на значок «ключик» (значок логина) в правом верхнем углу сайта).

Теперь Вы можете создавать новые расшифровки и редактировать уже написанные!
(для этого пользуйтесь значками (создание текста и редактирование текста), находящимися справа от каждой аудиозаписи)

 

«Не ждите Страшного суда. Он происходит каждый день».

Это слова Альбера Камю, одного из лучших писателей 20-го века, лауреата нобелевской премии 1957 года. Камю,- больного туберкулёзом, алкоголика, в какой-то период свей жизни коммуниста, человека, который никогда не считал себя философом экзистенциалистом, вместе с тем человека, ставшего одним из основателей  странной философии, которая оказала  такое влияние на наш век. Он родился 7 ноября 1913 года, в Алжире, поэтому знал на собственной шкуре, что такое гражданская война. В конце 90-х годов, я заметил, что пропавшее поколение 80-х в нашей стране, это то самое поколение, из-за которого вот сейчас, как выразился наш премьер, вот-вот попадём в демографическую дыру. Это поколение, которое было уничтожено бандитизмом, наркотиками. И вдруг, для себя с удивлением, я заметил несколько групп молодых людей, которые с увлечением читали Камю. Видимо, эти книги позволяли им довести свои собственные чувства до абсурда и при этом помогали, как лекарство. Потому что, благодаря Камю, они начинали понимать,  что может произойти дальше, если они не будут искать своего  человеческого душевного или духовного выхода из этого положения. И справедливости ради, они его искали. И поэтому, наверное, Камю гораздо в большей степени наш современник, чем это может показаться на первый взгляд. Я едва ли успею сказать несколько слов о его главном по его собственному мнению и мнению критики романе «Посторонний», который вышел в 1942 году и последовавшем за ним «Мифе о Сизифе», такого философского продолжения романа «Посторонний». Буду рад услышать всех, кто помнит это имя, которые болели произведениями этого автора. Каким же образом Камю и другие экзистенциалисты смогли охарактеризовать ту жизненную ситуацию, в которой оказались мы и наши дети. Поскольку герой романа «Посторонний» во многом иллюстрирует  наш предшествующий разговор о наркотиках, принудительном лечении и насилии. Нельзя же выбрасывать из мировой культуры её части. Всё, что вы хотите сказать об А.Камю.

«Быть язычником для себя, христианином для других - к этому инстинктивно склоняется всякий человек». Это ещё одна его цитата.

 

Музыка

Когда-то именно Камю, друг Жан- Поля Сартра первым произнёс со сцены: «Ад-это другие». Наверное, об этом чувстве весь экзистенциализм – учение о том, каким образом человек  оказывается одиноким в этом враждебном мире. Роман «Посторонний» повествует о короткой жизни мелкого французского чиновника Мирсо. Он житель предместья Алжира, получает известие о смерти своей матери. Три года назад, будучи не в состоянии содержать её на своё скромное жалование, он помещает её в богадельню, получает трёхнедельный отпуск, отправляется на похороны. Там он ведёт себя странно. Отказывается смотреть на покойную, разговаривает со сторожем, спокойно пьёт кофе с молоком, курит, потом засыпает. На следующее утро он равнодушно хоронит мать и возвращается в Алжир.  Вернувшись, наконец, в Алжир, он идет купаться и встречает Мари, бывшую коллегу. Они проводят день со смехом и шутками. Когда они одеваются, Мари с изумлением замечает, что Мерсо в трауре. Но вид у него не огорченный. Вечером они спят вместе, просто потому что она тут. В понедельник молодой человек возвращается в контору... Ничего необычного, жизнь вошла в свою колею. В следующее воскресенье Раймон Синте приглашает Мерсо и Мари провести день на пляже. Мари и Мерсо собираются пожениться, потому что Мари об этом попросила. В глубине души ему это безразлично. Молодые люди купаются, загорают, гуляют.

Во время прогулки они встречают арабов и среди них "тип" девушки, ушедшей от Раймона. Пока двое мужчин дерутся, Мерсо остается невозмутимым. Он реагирует лишь, когда его друг хватает револьвер, чтобы отомстить. Арабы уходят. Жара настолько сильна, что Мерсо позже возвращается на место ссоры. Араб все еще там. Охваченный страхом, он вытаскивает нож. Мерсо берет револьвер и стреляет раз, другой, третий, четвертый, не замечая этого.

Арест, затем допросы, на которых Мерсо остается инертным, как будто посторонний окружающему его миру. Он не испытывает ни малейшего сожаления. Он рассматривает зал заседаний суда, как будто он зритель, а не присутствует на собственном процессе. Череда свидетелей обвиняет его в бессердечии, в том, что он похоронил мать без малейшей печали. Он часто заходил к сутенеру Раймону и написал письмо, которое послужило началом драмы. Лишь адвокат реагирует на обвинения прокурора, который заявляет, что Мерсо похоронил свою мать с преступным сердцем. Его бесчувственность воспринимают как знак задуманного убийства. Он начал любовную связь на другой день после смерти матери. Мерсо объявляют виновным, потому что он не такой, как другие, его судят больше за его безразличие, чем за убийство араба. Наконец, суд выносит решение - смертный приговор. И, хотя он сначала не может смириться  с неизбежностью происходящего, то, в конце концов, приходит к выводу, то не имеет значения, как и когда это будет. В камеру к нему приходит священник, но напрасно пытается обратить его к богу, так как для Мерсо вечная жизнь не имеет никакого смысла, она будет лишь повторением бессмысленности той жизни, которая существует вокруг, поэтому на священника он выливает весь накопившийся гнев. Поскольку, в действительности, у Мерсо существует одна беда, столь хорошо знакомая нашим молодым людям. Он очень тонко чувствует правду и очень мучительно больно ощущает бессмысленность игры. Вот это поверхностное содержание романа. Вот, что сказала о жизни Мерсо одна из наших радиослушателей:

 « Ну вот, подумал я, воскресенье я скоротал, маму уже похоронили, завтра я опять пойду на работу, и, в общем, ничего не изменилось. »

«Здравствуйте. Трудно не откликнуться на замечательную, животрепещущую тему, предложенную сегодня. В творчестве А. Камю, по-моему, ключевым вопросом, является проблема равнодушия и безразличия. И она актуальна, к сожалению, всегда. Философ, среди всего многообразия сюжетов, оставляет в сознании маленький ключик к её решению. Поэма «Посторонний» наполнена чувством гнетущей отрешённости, будто между главным героем и реальностью стоит стеклянная стена, через которую он отчётливо видит жизнь, но не может ощутить ни её боли, ни её радости. В нём, остаётся, правда, чувство вины. Возможно, оно и есть тусклый указатель направления к глобальному изменению. Чтобы случился бунт, о котором рассуждает Камю в «Бунтующем человеке», сначала нужно ощущение сознания абсурдности своего существования. Ведь, даже совершая любое преступление, приходится переступать барьер. Барьер совести, сочувствия. А чем больше безразличия, тем незаметнее этот порог и тем легче предать самого себя. Читая Камю, встаёт вопрос. Может быть, отсутствие протеста в человеке против тех же социальных пороков, которые обсуждались в прошлой программе - наркомании, например, это сгнивающая в душе не реализованная  любовь  к миру. И в какой-то момент становящаяся заведомо отложенным самоубийством. Печально, что часто только смерть, имея подобные эмоциональные впечатления, становится катализатором чувствительности, способности наблюдать себя со стороны. Так же это происходит и с Мерсо. Он же только перед смертью не хочет одиночества. Наверное, начинает чувствовать свою прежнюю ненависть к себе самому. И так же звучит продолжение фразы за рассказом между «да» и «нет»: «Вокруг неё сгущается ночь, и во тьме немота её полна безысходного уныния. В такие минуты, случись мальчику войти, он едва различит угловатый силуэт, худые, костлявые плечи и застынет на месте: ему страшно. Он уже начинает многое чувствовать. Он только-только начал сознавать, что существует». Что может быть протестом против всего этого? Ну, наверное, простое внимание, конкретное и очень чёткое отношение к каждой детали,  к каждому оттенку окружающей нас действительности. Он обязательно должен оживать в душе. И, по-моему, только поэтому возможны такие красивые рассказы А. Камю как «Бракосочетание в Типаса», где каждый миг согрет любовью к жизни и из этого чувства сопричастности поднимается искусство быть свободным и счастливым. Спасибо. Наталья».

 

« Он-то и заговорил со мной о женщинах. Сказал, что заключенные больше всего жалуются на это. Я заметил, что испытываю то же самое и считаю такое лишение несправедливым.
— Но для того вас и сажают в тюрьму.
— То есть как это?
— Ведь свобода — это женщины. А вас лишают свободы. »

Я, в свою очередь хочу сказать, что проблема Мерсо, это проблема очень хорошо знакомая любому молодому человеку в этом мире. Дело в том, что Мерсо не хочет врать. И это чувство, как стеклянной стеной отгораживает его от мира с разных сторон. Вроде бы очень больно для нашего уха звучит сам факт равнодушного отношения к матери. Однако, Мерсо в суде тоже пытается быть честным и откровенным, не подозревая, что эти его правдивые показания только ещё больше затягивают петлю на его шее. Например, он честно признаётся в том, что при похоронах матери он находился в таком психическом состоянии, что «плохо понимал, что именно происходит, но точно понимал, что предпочёл бы, что мама его была жива». И вдруг, выясняется, что эти чувства его опять знакомы каждому. И единственная его беда заключается в том, что он  не хотел притворно плакать. Но суд, который ищет антигероя, из-за которого не может быть  современного общества, этого даже не пытается его услышать. Он находит всего лишь в его словах подтверждение того, что он выродок без стыда и совести. Здравствуйте, Лидия Ивановна.

Лидия Ивановна: Я читала Камю в 50-х годах на французском языке. Я тогда для себя её переводила как «Чужой».

А.Г.: Очень точно, на самом деле.

Лидия Ивановна: А сейчас иногда это переводят как инопланетянин. Если я её запомнила так хорошо до сих пор, то написана она очень талантливым  человеком. Я тогда считала, что герой книги ненормальный. Да, он инопланетянин. И потом, когда я считала Маркеса «Сто лет одиночества», Борхеса, и Кортасара, особенно его «Модель для сборки», я видела таких же героев, правда, с другой стороны. А сейчас я наблюдаю таких же героев в  современной литературе. Недавно прочитала книгу израильского автора Амос Оз «Мой дорогой муж Михаэль». Она показывает женщину, которая вроде бы нормальная, но она ненормальная.

Спасибо, Лидия Ивановна. Мерсо он иностранец, чужак, инопланетянин, он никогда не умирал, именно потому что Камю ставил диагноз не столько самому Мерсо, сколько обществу, в котором жил и вырос сам А. Камю. Он же не понаслышке  знал, что такое гражданская война. Между прочим, книги его издавались подпольно в годы войны, он был активным участником сопротивления. Вообще, А.Камю познал всё то, что познали мы с вами в самых худших сторонах  этого мира в 20-ом веке. Может быть поэтому, в отличие от других экзистенциалистов, того же Сартра, его у нас переводили и издавали ещё в 60-х годах, хотя купить его было практически невозможно. Здравствуйте, Елена.

Добрый вечер. Большое спасибо за эту тему. Я Камю читала в юности. В те времена мне казалось, что то, о чём он пишет - это безумие. И мне кажется, полностью понимать Камю можно только в старости и благодарить этого писателя за то, что он писал свои романы о том, что происходит в любом обществе. Такой тончайший психологический портрет всех людей у Камю для меня в юности был чем-то неперевариваемым, а сейчас я вспоминаю с благодарностью его произведения. Я бы хотела, чтобы молодые люди читали его произведения, и пытались увидеть тот ответ, к которому Камю пытается подвести героя, но этот ответ герой отвергает. Потому что смысл, конечно, в жизни есть.

 

Вообще, история Мерсо, это история Раскольникова. Камю обожал Достоевского, переводил его, страдал им. Только Раскольникова иного времени, времени смерти богов. Вот что сказал об этом один из наших радиослушателей.

 

«Зло существующее в мире, почти всегда результат невежества, и любая добрая воля может причинить столько же ущерба, что и злая, если только эта добрая воля недостаточно просвещена

 

"Здравствуйте. Надо сказать, что я люблю книги Камю, более того, мне кажется, что его книги очень современны. Потому что в них человек оказывается наедине с  самим собой, он обретает подлинность своего существования. Точка этой подлинности очень непростая, потому человек разрывает последовательно связи с миром, а Бога человек такой не знает, потому что это век 20-ый, по словам Ницше, который очень чувствовал время и человека, бог давно умер. Поэтому для персонажа Камю не существует вертикали, существует только горизонталь отношений. К тому же, он хочет остаться честным. И эта честность говорит ему о том, что  он никого давно не любит, и что мало кто любит его. Поэтому, в финале он хотел только одного. Чтобы осуществилась смертная казнь, ибо он убил человека и по закону заслуживает этой смертной казни, чтобы собралось как можно больше людей, которые в эту минуту его искренне ненавидели, потому что ненависть к убийце – это искреннее чувство. Герой этого романа вызывает отторжение у большинства людей, но ему самому в этом мире слишком не хватало любви в себе самом, потому что мы рискуем утратить любовь в  себе самих и тогда мы остаёмся в одиночестве. Поэтому, важна любовь. Это то искомое, которое важно в мире человека".

 

Музыка


Никак не могу сегодня представить певца. Жан Кристоф, знаменитый французский  шансонье, страстный поклонник Камю, который говорил, что он создал его манеру петь.

Мерсо рассказывал об убийстве в  суде так, будто не он сам нажимал на курок, какая-то неведомая природная сила заставила его. Там есть, наверное, самые потрясающие строки романа об этом. И впечатление такое, что пистолет выстрелил сам. На самом деле, есть мучительное ощущение, что так Мерсо преодолевал  эту стеклянную плёнку между собой и искусственным миром, в котором он во время своего исследования не обнаружил абсолютно ничего искреннего. Вот что сказала одна из наших радиослушательниц.

"Отдаваться может лишь тот, кто владеет собой. Бывает, что отдаются, чтобы избавиться от собственного ничтожества. Дать можно только то, что имеешь. Стать хозяином самому себе — и лишь после этого сдаться".

 

«Здравствуйте. Спасибо за А. Камю, который, согласно малой советской энциклопедии выражал колебания между буржуазной интеллигенции между революцией и реакцией. Почему то выбрала постороннего и по мелочам по любимым, ремарковским, хотя конец совсем другой. Главный герой - натура не примитивная, живёт, будто ещё  не умер, но и не жив песчинками из себе подобных. Зыбкость мира. Понятия переворачиваются как монета, упавшая на асфальт ребром. Истина в разрез с моралью. Разве не так в жизни? Одного восхождения к вершине достаточно, чтобы наполнить на краю сердце человека, даже если эта вершина - приближающаяся смерть. Противится и смиряется. Бунт против всех, кто за другой уже чертой. Что-то Андреевское, но преподнесённое сдержано, компактно. Но наверно, молодёжь это лучше понимает».

А. Камю – человек, очень остро почувствовавший неестественность мира. Не было места личности. Потому что с одной стороны в коммунизме личность размывалась коллективным, а попытка высказать свое мнение, когда он был в коммунистической партии, закончилась  обвинением в  троцкизме. Мир вещей, мир капитализма, в котором тоже не было места для индивидуальностей, по той просто причине, что там даже духовное превратилось в массовое поточное производство. Вдруг, исчезло место подлинности. Подлинность и  искренность стала бессильной. И вокруг человека, желавшего жить, стало стекло. Оно прорывается  то нелепыми, губящими жизни тому, в кого стреляли и тому, кто стрелял. Насилие или наркотики,… потому что они тоже мерещатся, как способ прорвать это стекло равнодушного мира, в котором мамы и папы увлечены добыванием вещей, а  кланы замкнуты и в них невозможно пробиться. Чувство абсурдности и пустоты. Я не успею рассказать, как его преодолевать. В качестве альтернативы я хочу поставить знаменитое стихотворение писателя Киплинга. Он был любимым писателем А. Камю по его собственному призванию. Может быть, это стихотворение ещё раз напомнит нам что можно и нужно иногда сказать детям, попавшим  в полосу отчуждения.

 «Я никогда не мог до конца поверить, что дела, заполняющие человеческую жизнь, - это нечто серьезное. В чем состоит действительно "серьезное", я не знал, но то, что я видел вокруг, казалось мне просто игрой - то забавной, то надоедливой и скучно».

 

Владей собой среди толпы смятенной,

Тебя клянущей за смятенье всех,

Верь сам в себя, наперекор вселенной,

И маловерным отпусти их грех;

Пусть час не пробил, жди, не уставая,

Пусть лгут лжецы, не снисходи до них;

Умей прощать и не кажись, прощая,

Великодушней и мудрей других.

 

Умей мечтать, не став рабом мечтанья,

И мыслить, мысли не обожествив;

Равно встречай успех и поруганье,

Не забывая, что их голос лжив;

Останься тих, когда твое же слово

Калечит плут, чтоб уловлять глупцов,

Когда вся жизнь разрушена, и снова

Ты должен все воссоздавать с основ.

 

Умей поставить, в радостной надежде,

На карту все, что накопил с трудом,

Все проиграть и нищим стать, как прежде,

И никогда не пожалеть о том;

Умей принудить сердце, нервы, тело

Тебе служить, когда в твоей груди

Уже давно все пусто, все сгорело.

И только Воля говорит: "Иди!"

 

Останься прост, беседуя с царями,

Останься честен, говоря с толпой;

Будь прям и тверд с врагами и с друзьями,

Пусть все, в свой час, считаются с тобой;

Наполни смыслом каждое мгновенье,

Часов и дней неумолимый бег,-

Тогда весь мир ты примешь, как владенье,

Тогда, мой сын, ты будешь Человек!

 

 

17.12.2017 Выложен тренинг "Умение понимать другого человека", который ранее нигде не публиковался...
11.03.2017 Существенно улучшилось качество звучания в тренинге "Божественная комедия".
Те, кто скопировал и хранит этот тренинг у себя, - можете обновить свою копию...
25.01.2017 Полностью обновлён тренинг "Поваренная книга магии". Главное - теперь вы можете узнать, о чём он (появилось содержание) :)
14.01.2017 Впервые выложен "Разноцветный тренинг"!
27.10.2016 Большое пополнение бесед за 2007 год!
Добавилось более 100 передач, которые раньше не выкладывались.
А качество выложенных ранее передач за 2007 год заметно возросло.
01.06.2013

Большое пополнение бесед за период 20.02.2006 - 29.12.2006.

Из них 39 передач перезалиты с лучшим качеством, остальные 49 выложены впервые.

04.09.2011

Алексей Попов завершил работу над тренингом "Уроки с Катей -2 — Парижская история, или Языческие корни";
на данном сайте впервые выложена качественная аудиоверсия тренинга (в стереозвуке)

27.06.2011

запущена тестовая версия.

23.06.2011

старт проекта.