войти

«2010.12.08 Л.Н. Толстой. Его исход из Ясной Поляны»

Расшифровки передач

Расшифровка — это текстовая версия передачи.

Вы можете оказать неоценимую помощь программе «Серебряные нити», если сделаете расшифровку этой и других передач. Расшифровки позволяют другим людям быстро знакомиться с передачами, находить передачи через поисковые системы, а также становятся основой для книг, выпускаемых автором передач.

Чтобы сделать новую расшифровку, нужно:

  • зарегистрироваться на форуме «Серебряные нити».
    (для регистрации пройдите по ссылке:
    http://www.serebniti.ru/forum/ucp.php?mode=register)
  • используя логин и пароль форума, войти здесь под ними
    (для этого нажмите на значок «ключик» (значок логина) в правом верхнем углу сайта).

Теперь Вы можете создавать новые расшифровки и редактировать уже написанные!
(для этого пользуйтесь значками (создание текста и редактирование текста), находящимися справа от каждой аудиозаписи)

 

«Любезный брат!

Такое обращение я счел наиболее уместным потому, что обращаюсь к вам в этом письме не столько как к царю, сколько как к человеку – брату…помощники ваши уверяют вас, что, останавливая всякое движение жизни в народе, они этим обеспечивают благоденствие этого народа и ваше спокойствие и безопасность. Но ведь скорее можно остановить течение реки, чем установленное богом всегдашнее движение вперед человечестваТо, что я отвергаю непонятную троицу и не имеющую никакого смысла в наше время басню о падении первого человека, кощунственную историю о Боге, родившемся от девы, искупляющем род человеческий, то это совершенно справедливо. Бога же - духа, бога - любовь, единого бога - начало всего, не только не отвергаю, но ничего не признаю действительно существующим, кроме Бога, и весь смысл жизни вижу только в исполнении воли Бога, выраженной в христианском учении…  В священстве, кроме явного приготовления к обману, вижу прямое нарушение слов Христа, - прямо запрещающего кого бы то ни было называть учителями, отцами, наставниками (Мф. XXIII, 8-10). Как бы кто ни понимал личность Христа, то учение его, которое уничтожает зло мира и так просто, легко, несомненно дает благо людям, если только они не будут извращать его, это учение все скрыто, все переделано в грубое колдовство купанья, мазания маслом, телодвижений, заклинаний, проглатывания кусочков и т.п., так что от учения ничего не остается. И если когда какой человек попытается напомнить людям то, что не в этих волхвования, не в молебнах, обеднях, свечах, иконах учение Христа, а в том, чтобы люди любили друг друга, не платили злом за зло, не судили, не убивали друг друга, то поднимется стон негодования тех, которым выгодны эти обманы, и люди эти во всеуслышание, с непостижимой дерзостью говорят в церквах, печатают в книгах, газетах, катехизисах, что Христос никогда не запрещал клятву (присягу), никогда не запрещал убийство (казни, войны)…»

Он когда писал, он кричал, наверное. Это строки из письма Льва Толстого к царю Николаю II. В 1902-м году она написал это письмо, а 7 (20) ноября 1910 года, 100 лет назад умер , так и оставив загадка своей смерти нам. Л. Толстой до сих пор опасен.11 сентября прошлого года ростовский областной суд признал, что Л. Толстой экстремист, возбуждающий религиозную вражду и попадает под действие 282 статьи УК РФ. Ленин назвал его зеркалом русской революции. Я считал и считаю, его мятущееся в искренности своей русской души. Ох, зеркалом непростым и поэтому, требующем понимания. Сегодня мы поговорим о том, почему Л. Толстой за несколько дней до своей кончины ушёл из Ясной Поляны. Ведь Ясная Поляна это и был он в глазах всего мира. Он и его учение, о котором мы забыли и совсем ничего не знаем. Его споры, его анафемы- в общем, всё то, что остаётся как-то за скупками школьного курса литературы, за скупками курса психологии и много другого. Что вы думаете о Л.Толстом и о причинах его трагического исхода? Об этом написано много книг. Мы должны помнить, хоть сейчас это и не модно, уж больно опасен по-прежнему Толстой. Давайте так же, как и он всегда честно поговорим со Львом Толстым, поскольку пока жив русский народ, жив и Толстой. А.Мень, несмотря на всю анафему Толстого, говорил: «Толстой до сих пор является голосом совести. Живым упрёком для людей, уверенных, что они живут в соответствии с моральными принципами». Может быть, это главное его зеркало.

Музыка

Мы знаем, что Толстой ушёл из дома, оставил письмо жене. Ещё перед уходом заболел воспалением легких и скончался в пути на почтовой станции Остапово. Существует, конечно, неофициальная версия смерти, изложенная в эмиграции Иваном Сурским в его книге «Отец Иоанн Кронштадский»:

 «Я сам многократно слышал проповеди о. Иоанна, в которых он громил Льва Толстого и предсказывал ему лютую кончину…  Проживающий в Белграде в Югославии чиновник русской полиции рассказал мне подробности смерти Толстого, которые стали ему известны по службе его в том районе, где жил и умер Толстой.

Привожу эти сведения.

Как местная администрация, так и ряд посторонних любознательных лиц немедленно приступили к выяснению загадочных обстоятельств смерти Толстого.

Результат расследования дал следующие точные данные:

Граф со станции Козельск нанял ямщика и поехал к сестре монахине в Шамардин женский монастырь, лежащий в 18 верстах от Оптиной Пустыни и в 22-х от гор. Козельска. Сестра и все монахини были поражены приездом графа, почему несколько близких монахинь пришли в келью сестры графа.

По словам келейницы и пришедших монахинь граф рассказал сестре следующие ужасы. Последнее время рассказывает граф, мне не дают покоя ни днем, ни ночью какие-то страшные чудовища, которых я вижу, а другие не видят. Эти чудовища угрожают мне и вид их приводит меня в ужас и трепет. Я пригласил к себе соседних священников. Двое отказались приехать ко мне, а третий приехал, но я его не успел встретить, так как домашние мои ему отказали и он уехал, по этой причине я и бежал из дома тайком.

Как сестра, так и другие старые монахини ему объяснили, что это дьяволы, которые почуяв приближение его смерти окружили его, чтобы завладеть его душой. Тут же все монахини советовали и просили его ехать в Оптину Пустынь раскаяться в богоотступничестве и просить монахов принять его вновь в лоно православной церкви.

Увещания монахинь так подействовали на графа, что он расплакался и немедленно на тех же лошадях поехал в Оптин монастырь.

По словам коридорных монахов монастырской гостиницы граф был бодр и из гостиницы свободно поднимался на высокую гору, где стоял монастырь. без благословения епископа монахи не рискнули принять его в лоно православной церкви, несмотря на убедительную просьбу о том, но послали запросы епископу и граф решил ожидать в монастыре ответ… По поводу отъезда его монахи говорили так. Через два дня в обитель приехала с доктором дочь графа и при первой встрече с отцом между ними, как слышно было в коридоре, произошла ссора.

Дочь кричала: «зачем ты не сказавши уехал?», а отец кричал: «зачем ты приехала? Я домой не поеду и буду доживать свои последние дни в монастыре».

Вскоре все стихло и когда монах вошел в номер, чтобы взять остывший самовар, то увидел графа лежащим на койке с закрытыми глазами».

Вот, в общем-то, и всё. Сразу хочу сказать, что здесь есть огромное количество вещей, в которых я не верю. Вот, что сказала о Толстом наша радиослушательница Елена:

«Здравствуйте. О русских классиках говорить трудно. Л.Толстой великий человек и писатель, какой-то новый русский граф, великий труженик, святой без церкви, неугомонный, искавший своё. Кому, по словам Тургенева, на роду было написано чудить, трудиться, учиться, любить, пробовать всё, чтоб понять. Усталость и счастье как награда, у него всегда рядом. Жить без насилия, творя добро. Как очищение  и обновление - простая работа. Через копание в себе и недовольство собой- к совершенству. Через тернии к звездам. И понять, что совместные людские усилия  утверждают, радость уставшей души человека. Его произведения оставляют в душе что-то очень большое, светлое и теплое. Притягателен, сострадательный гуманизм и сильное объединяющее начало. Совсем непросто он жил. Мятежник, мученик и победитель. Его уход, по-моему, естественное желание скрыться ото всех. А похоронен он там, где и завещал. Там, где брат его, Николай, в детстве искал зелёную палочку, на которой была написана главная тайна о том, как сделать, чтобы все люди всегда были счастливы на земле. И, по-моему, Лев Толстой всегда делал всё сам для этого, а Поляна не зря называлась Ясная».

Конечно же, к Толстому не все слушатели наши относятся так. Здравствуйте, Григорий.

Григорий: Я сейчас с удовольствием слушаю вашу передачу. И с не меньшим удовольствием слушал о Достоевском. Но это, ребята, антагонист. И если вы одинаково с восторгом… то с вашей стороны есть ложь. Простите за прямоту.

Спасибо, большое, Григорий. В этом есть что-то такое. Или Толстой или Достоевский. Они так и не удосужились в жизни познакомиться. Книги о русской душе писал, восторженно относившийся к Толстому, Д. Мережковский: «Лицо его — лицо человечества. Если бы обитатели иных миров спросили наш мир: кто ты? — человечество могло бы ответить, указав на Толстого: вот я». Но когда он писал о русской душе, он писал о 2-х людях - Толстом и Достоевском. Да нет никакой лжи. Даже не две, гораздо больше сторон души человеческой, которая их любила, читала, страдала ими. Вот , например, как наша слушательница Вероника:

 «Пару месяцев назад по каналу «Культура» повторяли «Войну и мир». Я в сотый раз его смотрела. На 4-ой серии, когда расстреливали в Москве пленных, у меня возникла мысль:»До чего же все-таки бездарный Л.Толстой и кто же так его распиарил?»В нашей стране человек сначала твердо усваивает, что Толстой- это голова, что это самый гениальный гений из всех времён и народов. А потом уже этот человек идёт в первый класс учиться читать. Когда я в детстве читала Л. Толстого, меня всегда царапала невыносимая фальшь. Фальшивые герои фальшиво говорят, фальшиво чувствуют, фальшиво себя ведут. Фальшивая восторженная дебилка Наташа Ростова и монументальный князь Андрей. Тогда в детстве я решила, что Толстой описывает  дар дворян. «Война и мир» - это комедия масок. Картонные куклы пытаются изображать людей. Вот князь Андрей умирает, Наташа плачет. Чего плачет, непонятно. Ведь он и был мертвый, картонная кукла. Вот Наташа изменила князю Андрею, он обиделся. Чего обиделся? Ведь это всё не по-настоящему. Расстреливают пленных в Москве, а их совсем не жалко. А когда умирает Тургеневский Базаров, его жалко до слёз. Ведь он по-настоящему умирает. И до слёз жалко, что он так и не разу не поцеловался с Одинцовой. А моя младшая сестра, которой тогда было 13 лет, сказала про «Войну и мир»: «Такой длинный роман и всё про стариков». И герои «Детства. Отрочества. Юности» тоже старые безнадёжно, почти мертвые, даже жутковато делается. Да еще Бондарчук фальши подбавил. В придачу к гениальной режиссуре собрал команду гениальных старпёров и заставил их изображать искрящуюся юность. И это не только в фильме, но и в книге. Если бы Бондарчук взял молодых актёров, то это был бы уже не Толстой».

 

  Я бы и рад совсем отрицать слова Вероники, но есть в них тоже толика проблемы и толика величия души Толстого. Я убеждён, что Толстого можно читать только в старости или за пределами среднего возраста. Когда хочется так, как он разделить свой опыт, свою жизнь на добро и зло, на войну и мир, расставить всё непереваренное, недопережитое по полочкам. Вот тогда школьный Толстой становится нужен, а ведь искусственность в нём тоже, несомненно, есть. Здравствуйте, Любовь Александровна.

Любовь Александровна: Я хочу вам сказать о Л. Толстом. Мне сейчас 80 лет. Мне было лет 14, это был 44-й год… ещё война… в 43-м только открывали церкви. Я начала ходить. У меня ни отец, ни мать не ходили.. а я осталась одна. У меня было 2 сестры пяти- и шестилетняя, я их воспитывала….я ходила в церковь, интересовалась этим, книги старинные покупала. Я на базаре купила книги, журналы Л. Толстого штук 6, наверное,…Заглавок «Учение Христа, изложенное для детей Льва Николаевича Толстого». Я  в то время их читала…

А.Г.: Вы нашли редкость.

Любовь Александровна: Он сам их писал. Он не отрицал Бога. Да, он был против некоторых… обрядов церкви.

А.Г.: Спасибо большое, Любовь Александровна.

За 400 лет до Толстого то, чего хотел сделать Лев Николаевич,  сделала Германия, Мартин Лютер. Лютер не просто видел, что многие церковнослужители не живут по заветам Христа… Он раскритиковал догмы известной ему церкви, основы. А когда его прокляли и отлучили, как Толстого, сжёг папскую голову в отлучении и перевёл на немецкий язык Библию Он пытался спорить. Он отчаянно пытался быть смиренным. Вот какие страсти вызывал при жизни Л. Толстой. Важнейшими он считал слова Евангелия «Возлюбите врагов ваших» и нагорную проповедь. Толстовцы чтили 5 заповедей, провозглашённые Толстым: не гневайся, не прелюбодействуй, не клянись, не противься злу насилием, возлюби врагов своих(другие народы) как ближнего своего(свой народ). Ну отчего же этот титан ушёл? Давайте подумаем.

Музыка

А.Г.: Здравствуйте, Ирина.

Ирина: Добрый вечер, А.Г. Его уход- это самый великий поступок в его жизни. Потому что он, вообще, из тех, кто в своей взорвавшейся честности стремится быть более честным и мудрым чем церковь христова. Я считаю, что он не понял самого главного ни в христианском учении, ни в Боге, ни в любви. Когда я читаю его произведения и перечитываю, я с вами не согласна… Я считаю, что его нужно читать не в зрелом возрасте, а им можно очароваться в юном возрасте, где-то до 25. А потом, когда человек начинает мыслить, он находит всё больше расхождений с мыслью Толстого.

А.Г.: Мы остановимся на том, что Толстого можно читать всегда.

Ирина: Да. Всегда. И его детище Анна Каренина при всём его поиске идеальной любви и ставке на неё.. ведь нет любви ни в одном из произведений Толстого, нету. Анна Каренина это просто какое-то чудовище, которое превратила в ад жизнь всех, кого она любила, кто был рядом. Как будто какие-то черти вырываются из её души и крушат всё вокруг. Он сбежал, наверное, потому что при всех его обоснованиях того, какая должна быть любовь без Бога, вне Бога, без его помощи, он превратил и жизнь своих домашних .. Я не считаю, что он только виноват.… Такой же ад. И он сбежал от этого кошмара и я склонна считать, что если он прожил ещё немного, то у него состоялось бы примирение, философское хотя бы с православием.

 Я тоже так думаю. Но эта история Сурского, я думаю, это чистый миф, поскольку колоссальный этот человечище… не стал бы каяться, ползать на коленях, и чудовища эти не его. Этот человек как раз тот, который со своими чудовищами справлялся сам. Он, почему-то, к другому ушёл. Если задуматься, он от себя бежал. Я хочу сказать всё ту же ,наверное, уже сказанную вещь  замечательными словами Махатма Ганди( он считал Толстого своим Учителем): «Больше всего меня поразило в Толстом то, что он подкреплял свою проповедь делами и шел на любые жертвы ради истины… Он был самый честный человек своего времени. Вся его жизнь – постоянный поиск, непрерывное стремление найти правду и воплотить ее в жизнь. Толстой никогда не пытался скрыть правду, приукрасить ее; не страшась ни духовной, ни светской власти, он показал миру вселенскую правду, безоговорочную и бескомпромиссную».

 И я думаю, возможно, я не прав, просто моё чувство этого человека где-то перед лицом Толстого. Я думаю, что чем старше он становился, тем больше чувствовал искусственность большинства своих конструкций. Он слишком увлекся теорией, которую сам же и создал. Он признавался своему врачу, что знает людей из толстовских общин, и они такие пустые, они все о чём-то не о том говорят.… О диетах, о том, что надо чаще ходить по деревням.… Не о том о чём-то. Он сам не мог сформулировать этого чувства. Он мучился. Он видел и понимал, что жена и родные отчуждаются от него. Что он создаёт теории и концепции, а внутри, в доме становится как-то духовно пусто. Он не выдержал сам себя, он не выдержал тех конструкций, которых строил. В религии, как и Лютер, пытался что- то упростить, сделать ясным народу, выделить главное. Но из этого ничего не получалось. Этого не понимали другие, зато чувствовал он сам. Он ушёл, когда почувствовал себя больным, мне кажется, чтобы умереть так же честно, как он пытался жить. Вся эта его искусственность, которую так остро, например, и болезненно чувствует Вероника, его попытка вложить жизнь и романы в лоно концепции толстовства не удавалась. Он видел отчуждение людей, которые его окружали. Он прошёл слишком большую жизнь. И он, знаете, как Диоген, который ходил с фонарём и искал человека, мне кажется, ушёл от себя в поисках искренности. Если хотите, в поисках человека. В поисках народной души, которую в Ясной Поляне так и не обрёл. Он пытался стать народным, а крестьяне так и не перестали за всю его жизнь удивляться кривляньям и дурачествам графа, который остался от них точно так же далёк, как и был, несмотря на свои абсолютно искренние попытки с ним слиться. Да был ли тот народ, есть ли тот народ, который искал Толстой, к которому он ушёл… и не нашёл. И умер. Всегда вопрос сводится к одному - сможем ли мы найти человека? Не придумали ли мы его? Не заменили ли теорией сердца? Именно это и происходил. И чтобы не произошло, он ушёл… Я так думаю.

В следующей программе предлагаю поговорить о Джоне Ленноне. О роли в культуре, о наших кумирах. Главное, о поступке Дэвида Чепмена, который жив и просит помилования. 

17.12.2017 Выложен тренинг "Умение понимать другого человека", который ранее нигде не публиковался...
11.03.2017 Существенно улучшилось качество звучания в тренинге "Божественная комедия".
Те, кто скопировал и хранит этот тренинг у себя, - можете обновить свою копию...
25.01.2017 Полностью обновлён тренинг "Поваренная книга магии". Главное - теперь вы можете узнать, о чём он (появилось содержание) :)
14.01.2017 Впервые выложен "Разноцветный тренинг"!
27.10.2016 Большое пополнение бесед за 2007 год!
Добавилось более 100 передач, которые раньше не выкладывались.
А качество выложенных ранее передач за 2007 год заметно возросло.
01.06.2013

Большое пополнение бесед за период 20.02.2006 - 29.12.2006.

Из них 39 передач перезалиты с лучшим качеством, остальные 49 выложены впервые.

04.09.2011

Алексей Попов завершил работу над тренингом "Уроки с Катей -2 — Парижская история, или Языческие корни";
на данном сайте впервые выложена качественная аудиоверсия тренинга (в стереозвуке)

27.06.2011

запущена тестовая версия.

23.06.2011

старт проекта.