войти

«2010.12.01 ''Начало'' (Кристофер Нолан)»

Расшифровки передач

Расшифровка — это текстовая версия передачи.

Вы можете оказать неоценимую помощь программе «Серебряные нити», если сделаете расшифровку этой и других передач. Расшифровки позволяют другим людям быстро знакомиться с передачами, находить передачи через поисковые системы, а также становятся основой для книг, выпускаемых автором передач.

Чтобы сделать новую расшифровку, нужно:

  • зарегистрироваться на форуме «Серебряные нити».
    (для регистрации пройдите по ссылке:
    http://www.serebniti.ru/forum/ucp.php?mode=register)
  • используя логин и пароль форума, войти здесь под ними
    (для этого нажмите на значок «ключик» (значок логина) в правом верхнем углу сайта).

Теперь Вы можете создавать новые расшифровки и редактировать уже написанные!
(для этого пользуйтесь значками (создание текста и редактирование текста), находящимися справа от каждой аудиозаписи)

 

Доброй ночи. Сегодня мы с вами хотели поговорить на не популярную в эфире «Радио России» тему о популярном, массовом кино. Один из самых популярных фильмом последнего времени, фильм «Начало». В действительности, сам по себе перевод названия фильма весьма симптоматичен, поскольку слово «inception»  я бы перевёл каким угодно способом, но не этим. Это название имеет отношение к началу, то к началу как к началу книги, например, введению или вступлению в какие-то события. В строгом смысле этого слова смысл посвящён внедрению в мозг другого человека, идей, которые нужны промышленным шпионам, в данном случае. Автор фильма Кристофер Нолан, один из известнейших режиссёров сегодняшнего кинематографа, как мне кажется, пытается внедрить в наше сознание некую идею или предупредить нас о чём-то. Я хочу поговорить о главной идее фильма за хитросплетением событий, с помощью которых так внимательно отвлекает нас режиссёр. Ведь невозможно написать сценарий, если не держать в голове эту самую главную идею, которую автор фильма всегда хочет внедрить в сознание зрителя. И зрителю эта идея должна оказаться близкой. Иначе не будет популярной. И поэтому, наверное, стоит внимательно смотреть на популярное кино, по той простой причине, что это кино популярно среди наших детей и внуков. Значит, это кино каким-то образом отражает состояние современной человеческой души. Для тех, кто смотрел фильм, о чём он? Какова его главная идея?

 

Музыка

 

Сюжет фильма «Начало» предполагает, что где-то в недалёком будущем существует особый вид промышленного шпионажа. Это кража секретов из сновидений крупных бизнесменов. Это производится с помощью устройства, которое называется PASIV (англ. Portable Automated Somnacin IntraVenuous Device, букв. «портативное автоматическое устройство внутривенного ввода сомнацина») — устройство, делающее возможным погружение в чужие сны. Жидкости такой не существует. В процесс кражи секретов, выясняется, что человек, у которого команда Кобба, которого играет Ди Каприо, нужен для того, чтобы внедрить идею в мозг наследника крупной энергетической компании. Та идея, которая должна быть внедрена, эта идея того, что бизнес отца нужно разрушить. За это Кобб должен от своего заказчика получить прощение и вернуться на родину в США, по той причине, что на родине его подозревают в убийстве жены, которая в действительности на самом деле покончила с собой. Произошло это, потому что во сне время течёт гораздо медленнее, и  там во сне Кобб и его жена построили мир, в котором прожили 50 лет и в мире сновидений они состарились. Для того, чтобы остаться молодыми они во сне совершили самоубийство и оказались молодыми в реальности. Но реальность тяготит жену и она выпрыгивает из окна и заканчивает жизнь самоубийством. Всё заканчивается тем, что с очень большими сложностями, с 3-х или 4-х уровневым внедрением в сон, Кобб добивается результата и возвращается на родину к детям. Здравствуйте, Денис.

Денис: Здравствуйте. Я вижу две основные мысли, которые, возможно, автор хотел донести до зрителя. Первая - это то, что всё, что мы впускаем в свою голову, они поселяются в голове и начинают жить своей жизнью со временем, если мы их не контролируем. И за этими идеями мы перестаём замечать самих себя, идеи становятся иллюзией, в которой начинают жить главные герои. Символично окончание, в котором не понятно, во сне они остались или в реальности. И вторая идея – это идея иллюзорности существования. Мы в реальном мире живём в иллюзии, которая в нашей голове. Так получается, что вся наша иллюзорная жизнь становится опять-таки возможно из-за этих идей, которые нам навязывают или из тех, которые мы придумываем сами для себя.

А.Г.: Спасибо большое, Денис.

Что я думал, пока смотрел фильм. Во-первых, сама идея внедрения она оказывается в результате натянутой, потому что сын миллиардера Фишера, которому внедряют эту идею, на это внедрение готов, потому что отношения с отцом не сложились. А вообще весь боевик крутится вокруг многоуровневого внедрения идеи. Но главная мысль, она вне всякого сомнения, как и в любом рассказе… Помните, ещё Штирлиц говорил, что человек запоминает в речи то, с чего она начинается и то, чем она заканчивается. Так вот Кобб в начале и в конце произносит одну и ту же фразу: «Нет ничего более заразного, чем идеи. Идея начинает множиться, она захватывает мозг, и человек никогда не знает, его ли это идея». Это, несомненно, главная идея фильма. Но есть и вторая главная мысль. Это хорошо знакомое нам отношение Кобба и Мол. Поскольку Мол умирает, а Кобб непрерывно начинает ощущать её присутствие в своих снах, мечтах и воспоминаниях. Для него она жива и действует как самостоятельная проекция. В фильме это образы, которые созданы подсознанием сновидца и вытесняют чужие идеи. Вот что сказала наша постоянная слушательница, Катя Сафонова по поводу этого фильма:

«Я с интересом посмотрела фильм, но никакого отклика он не вызвал. Я с 93-го года практикую осознанное сновидение. Которое от просто сна отличается тем, что не управляемо и более реалистично. Поэтом о том предмете, о котором идёт рассказ в фильме, я вроде бы имею представление, но при просмотре фильма, меня не покидало ощущение двоечников. Многие вещи, которые там  показывают, я не поняла, они мне показались сложными. Непременно, необходима чистота помыслов. А сила луча зависит от силы светлых чувств. И это самое главное. И этого на экране я не увидела. Такое впечатление, что в контексте фильма, это не прописано, хотя в фильме и показываются светлые чувства главного героя- любовь к жене и детям. Но самые светлые отблески чувств поглощаются бизнесом, шпионажем, стрельбой и кровью. Эти ужасы вышли на первый план. Поэтому, мне кажется, что фильм получился не о сновидениях, а о наркотических состояниях, хотя я мало что знаю о видениях наркоманов. Но в фильме явно прослеживаются черты игровой наркомании. А точнее, игровой зависимости. Во-первых, во многих компьютерных играх нужно пройти лабиринты. Как построить виртуальный сновидческий лабиринт в фильме очень хорошо и побробно показано. Во-вторых, во многих компьютерных играх сюжет построен на уничтожении противника. То же проделывают и герои в своих виртуальных путешествиях. Но хочу отметить, что фильм раскрывает и некоторые сновидческие секреты, которые, на мой взгляд, очень интересно демонстрируются. Во-первых, человек может не только моделировать осознанную реальность, но  и помещать осознанный предмет в эту реальность, в своё второе «я». Оно может испытывать те же чувства, разочарование, радость, грусть. Но самое удивительное, второе «я» может испытывать телесные ощущения. Например, физическую боль. В фильме герои создают трёхуровневый сон. Главная интрига заключена в том, что надо успеть во время просыпания в очередном уровне сна, собрать все свои вторые, третьи, четвёртые «я». Не сделав это, есть угроза застрять. Действительно, у сновидящих, которые умеют телепортировать своё второе «я» есть такая угроза улететь далеко и не вернуться в тело. Подводя итог, скажу, что фильм вызвал интерес, но особых чувств после просмотра не было. Спасибо».

 

Вообще, фильм по форме сделан как боевик, откуда там взяться светлым чувствам у зрителя. Однако момент этот интересен. Судя по откликам на нашем форуме (http://www.serebniti.ru/forum/) , мы как будто отторгаем этот фильм из-за его боевиковости, из-за хитросплетений сюжета. При этом сам  Нолан в своём замысле как будто показывает существования 5-го уровня сна. Мы следим за внедрением мыслей, а нам тем временем аккуратно подкладывают ещё одну идею. По той простой причине, что наше внимание отвлечено, занято просмотром сюжетом боевика. И, тем не менее, фильм чем-то напоминает прививку или лекарство, за что я очень благодарен К. Нолану. Поскольку он упорно на протяжении всего фильма говорит об опасности не идеи вообще, а только одной идеи, из-за которой погибла Мол. Это простая идея. Этот мир не реален. Эта простая идея является главной причиной самоубийств  среди молодёжи. Этот мир не реален, значит необходимо найти реальность, в которой будет счастлива. Она хочет только одного - забрать мужа с собой и вернуться в сновидения, в которых она жила 50 лет и который она считает реальным миром. Если вы подумаете, то поймёте, что задача всей современной культуры от рок-концерта до радиоспектакля – создание иной реальности, в которую зритель, как в сон, всё время хочет вернуться. Причём он не подсовывает нам эту идею, он делает прививку, предупреждает. И делает так ловко на 5-ом уровне сна, что никто не замечает этого, засматриваясь на боевик. Вот, собственно, некий род искусства - увлечь массового зрителя сюжетом и напомнить ему о смертельной опасности этой простой идеи, которой живёт современная молодёжь «этот мир не реален».

 

Музыка

 

Катя права, и действительно, фильм раскрывает много секретов. Такие понятия как архитектор сна, такой специалист, создающий иллюзорное пространство для чужого сна. Т.е. создающий территорию общего сновидения. Этим же терминов пользуются несколько крупных современных психотерапевтов, специалистов по сну. И более того, речь идёт об архитектурных пространствах, и очень многие наблюдения сновидений говорят о том, что сны каждого человека, независимо оттого, что они очень разные, происходят в чрезвычайно сложных и тем не менее определённых и замкнутых пространствах, которые можно описать архитектурными терминами. Это всё не означает, что можно проникнуть в чужой сон, разве что случайно. Поэтому вся история про сны в этом фильме Начало кажется фантастической примочкой, чтобы отвлечь наше внимание от абсолютно реальных вещей и опасностей. Есть у меня одна пациентка. Я хочу рассказать её историю, чтобы вы поняли, о чём речь. Она является в определённой степени пародией на  историю Мол и Кобба. Она много лет прожила с женатым мужчиной, который ещё и начальник на её работе, пребывая в полной уверенности, что он разведётся и женится на ней. Когда выяснилось, что это не так, она стала испытывать огромное количество страхов. Боялась она моментов проникновения (inception), боялась она и своей способности проникнуть в другого, как-то задеть его, повредить его, и всяких предметов, которые могли проникнуть в неё, например, шприцов. Некое грубое чужое чувство, в котором она была уверена, вокруг которого строился её личный мир, вдруг рухнула со стороны мужчины, конечно. И страхи обозначили мысль, которую произносит Мол. Вот эту самую мысль, что этот мир не реален. Ведь от мира можно отгородиться и страхами. Эти страхи можно создать, придумать вместо своей уверенности в себе. В сущности, это произошло с Мол. Она покинула сновидение и в этой реальности почувствовала, что здесь она и вправду будет стареть, не сможет вернуться и не может испытывать 100% уверенность в муже, в этом мире они живут уже не вдвоём, в отличие от того мира, который они построили себе во сне. И она хочет любой ценой туда вернуться. Она использует для этого сновидения. А моя пациентка - страхи. Страхи делают её больной, и она оказывается во сне, в котором нуждается в помощи. И стало быть, и во внимании и в принятии решений от того мужчины, который её любит. Есть ли разница между неврозом или сновидением? И в том и в другом, всё время присутствует эта предательская идея- этот мир нереален, нужен другой. Только никто не знает, какой же этот другой мир? Однако, хочет, чтобы этот другой мир состоялся. Если хотите, эту же тему можно обсудить с точки зрения обид. Ведь тот факт, что счастье, успех, покой, в этом мире труднодостижимы, ведь с этим фактом столкнулась Мол, и вызывает огромное количество обид, которые мы не можем передать или обобщить. Мы их называем обидами на жизнь вообще. Тут всё складывается почему-то не так, как мне снилось или как казалось в детстве. Этот мир не реален. А если так, то я могу не участвовать в том, чтобы его как-то попытаться изменить или что-то внести в него. Я просто должен сбежать. Этот же мир не реален. И тогда я проснусь в некотором реальном мире. Идея бессмысленная, потому что человек не очень верит в существование того самого реального мира. В отличие от Мол, которая в этом мире сна прожила 50 лет со своим мужем. Есть одна очень больная и потрясающая деталь. Кобб пытается прогнать жену из снов и остановить её самоубийство напоминанием о детях. Однако, это не получается. Потому что там во сне, и дети совершенно другие. Она говорит: «нет, что ты, наши настоящие дети там, эти дети иллюзия. Мои настоящие подлинные дети где-то там, во сне». А дети, со всеми их проблемами это совсем не те дети, которые снились многим нашим матерям. На них, на этих, надо тратить труд, силы… В мечтах, во сне всё абсолютно по другому. Поэтому и так опасна эта идея о том, что этот  мир нереален. И ничего, кроме борьбы за красоту и справедливость в этом мире всему этому противопоставить нельзя. Давайте поговорим в следующей      передаче о том, умеем ли мы проигрывать? О том, как научиться проигрывать?

17.12.2017 Выложен тренинг "Умение понимать другого человека", который ранее нигде не публиковался...
11.03.2017 Существенно улучшилось качество звучания в тренинге "Божественная комедия".
Те, кто скопировал и хранит этот тренинг у себя, - можете обновить свою копию...
25.01.2017 Полностью обновлён тренинг "Поваренная книга магии". Главное - теперь вы можете узнать, о чём он (появилось содержание) :)
14.01.2017 Впервые выложен "Разноцветный тренинг"!
27.10.2016 Большое пополнение бесед за 2007 год!
Добавилось более 100 передач, которые раньше не выкладывались.
А качество выложенных ранее передач за 2007 год заметно возросло.
01.06.2013

Большое пополнение бесед за период 20.02.2006 - 29.12.2006.

Из них 39 передач перезалиты с лучшим качеством, остальные 49 выложены впервые.

04.09.2011

Алексей Попов завершил работу над тренингом "Уроки с Катей -2 — Парижская история, или Языческие корни";
на данном сайте впервые выложена качественная аудиоверсия тренинга (в стереозвуке)

27.06.2011

запущена тестовая версия.

23.06.2011

старт проекта.