войти

«2010.10.27 Танцы»

Расшифровки передач

Расшифровка — это текстовая версия передачи.

Вы можете оказать неоценимую помощь программе «Серебряные нити», если сделаете расшифровку этой и других передач. Расшифровки позволяют другим людям быстро знакомиться с передачами, находить передачи через поисковые системы, а также становятся основой для книг, выпускаемых автором передач.

Чтобы сделать новую расшифровку, нужно:

  • зарегистрироваться на форуме «Серебряные нити».
    (для регистрации пройдите по ссылке:
    http://www.serebniti.ru/forum/ucp.php?mode=register)
  • используя логин и пароль форума, войти здесь под ними
    (для этого нажмите на значок «ключик» (значок логина) в правом верхнем углу сайта).

Теперь Вы можете создавать новые расшифровки и редактировать уже написанные!
(для этого пользуйтесь значками (создание текста и редактирование текста), находящимися справа от каждой аудиозаписи)

 

Доброй ночи. Давайте поговорим о танцах. Так ли всё просто и очевидно с этой  формой отдыха?  А почему наши отцы не любят танцевать? Дети любят. В 1988 году в Манчестере возникла традиция танцевальных марафонов с употреблением психостимуляторов. Марафоны эти состоят из произвольных коллективных движений, которые продолжаются всю ночь напролёт и их участники отмечают , что ощущения после таких ночей совершенно особые. В поисках именно таких ощущений, наверное, пришли потанцевать люди в клуб «Хромая лошадь». Может быть, вы забыли, а может, помните трагическую историю пожара в клубе Перми. И это всё самые разные аспекты танца, которые всегда сопровождали человечество. Его почему-то в средние века всячески запрещало христианство, потому что это было яркое проявление телесности, но он всё равно, как писал Бахтин, в карнавальной культуре  прорывался наружу, потому что являлся какой-то человеческой необходимость. Сегодня танцы  включают в себя огромное количество всяких направлений. От танцев спортивных, до танцевальной хореографии в фигурном катании. От психотерапии взрослых, то танцевального лечения аутизма у детей. Что же такое танец, в чём его тайна, в чём его суть? Какую роль  танцы сыграли в  вашей личной жизни? Зачем они нужны человечеству вообще и вам, дорогие радиослушатели?  Любите ли вы танцевать? Считаете ли вы это занятие приличным? И почему так не любят танцевать наши мужчины?

Музыка

Вот что сказал до начала программы наша замечательная радиослушательница Ирина.

Здравствуйте, А.Г. Из всех видов искусства больше всего я люблю именно танец. И, наверное, лучше всего именно его чувствую. Когда танец задевает собственные эмоции, отзывается тело и сразу же хочется танцевать. И если одна, я не сопротивляюсь этому желанию. А если на концерте, на спектакле, то визуально внутренне становлюсь участником действия. А если ничего не задело и тело не откликнулось, то сразу хочется отстраниться от действия. Ощущение, что в таком случае танец не гармонизирует, а разрушает. В индуистской мифологии есть бог Шива, бог созидания и разрушения, он, танцуя, творит Вселенную, а устав танцевать, он останавливается и в мире наступает хаос. Танец, в древнеиндийской мифологии это гармония и движение жизни. Ведь жизнь - это движение. Жизнь гармонична, когда движение становится танцем. Танец - это гармония видимого. Первоначально танцы проходили без музыкального сопровождения. Барабаны, бубны и другие ударные создавали ритм. И в заданном ритме люди начинали движение от хаоса к гармонии. Танец как молитва, как радость бытия и творчества. И в русских сказках этот ведь тоже отражено. «Попили, поели, настал черед плясать. Василиса Премудрая подхватила Ивана Царевича и пошла. Уж она плясала, плясала, вертелась, вертелась — всем на диво. Махнула левым рукавом — вдруг сделалось озеро, махнула правым рукавом — поплыли по озеру белые лебеди. Царь и гости диву дались» («Царевна Лягушка»). Василиса Премудрая танцуя, создаёт свой мир. Между прочим, почти как у Шивы. Из мёртвого, из съеденного и выпитого она возрождает к жизни озеро с лебедями. И очень похоже, что мёртвый бессмысленный хаос, властелин танца вновь возрождается к жизни. Именно усилиями. Потому что старшие невестки своим танцем ничего не создали, только гостей рассердились. Танец - единство, прежде всего эмоционального и физического. Понять, почувствовать и найти контакт между душой и телом и тогда танец станет одухотворённым, богом вдохновлённой молитвой. Царь Давид писал пред Господом, перенеся Ковчег завета в Иерусалим: « И сказал Давид Мелхоле: пред Господом плясать буду». Танец, наверное, это тоже усилие мысли, только устный. Танец воплощает динамический образ эмоций и чувства. Воплощает именно тогда, когда есть усилия, их объединяющие. То ест очень похоже, что танец – это выражение внутренней жизни души, проявление внутреннего эмоционального и чувственного мира. Культура танца была всегда и у всех народов. Ритуальный танец неотъемлемая и обязательная часть жизни древних людей. Он был частью ритуала и традиций. Одним из самых главных способов эмоциональной составляющей мифов и преданий.  

Спасибо большое, Ирина. Просто замечательное такое маленькое эссе. И я просто не мог с него не начать передачу. В действительности в античной культуре есть огромное количество мыслей, посвящённых танцу. Аристотель в метафизике сравнивал само движение материи с танцем. Он считал, что танец лежит в основе жизни; когда материя начинает двигаться в ритме танца, жизнь и возникает. Платон полностью поддерживал русскую традицию. Или наоборот. Вот что написано в законах, в одном из последних его произведений:  «Тот, кто не упражнялся в хороводах, человек невоспитанный, а кто достаточно в них упражнялся, тот воспитан».

Танец в эпоху средневековья был гоним церковью, как мы говорили. Хотя, святой Киприан и Тертуллиан, роль которого была подкошена блаженным Августином, писали о том, что танец был необходим, поскольку он моделирует устремление души к Богу. Так сложилось историей христианства, что эти мысли Тертуллиана и Киприан были забыты и танец вернулся в  европейскую культуру только в эпоху возрождения. Почему всё это было запрещено? Потому что танец считался проявлением телесности, тех самых языческих обрядов, о которых говорила Ирина. А телесность была под запретом, поскольку у человека, по мнению классической, ортодоксальной христианской культуры было не до занятий телом, нужно было успеть за время короткой жизни заняться внутренним миром. А на сочетание этих двух вещей телесности и души, получается, обращал внимание только Тертуллиан. И было это давно, во 2 веке до н.э. Вот что замечательно сказала ещё одна наша радиослушательница до эфира: 

«Уважаемый А.Г., это Вероника из Орла. Тема передачи «Психология танца». Но танец, это не психология, это телология. Вот бывает состояние изменённого сознания, а танец это изменённое состояние тела. Состояние, когда тело освобождается от  психа. Освобождается от ярлыков, который навешал на него этот самый психо. От оков стыда, от оков вины, от оков страха, освобождается даже от оков земного притяжения. И поднимается к звёздам как Гагарин. И растворяется в телородном океане и превращается в тело животного, имеющего право на существование просто, потому что оно существует».

И, тем не менее, почему-то наша корреспондентка рассказала, что это не особое состояние сознания. Дальше описала все характеристики того самого загадочного особого состояния сознания. Танец ведь действительно освобождает нас от психа. Просто замечательный афоризм. Да, танец, это преимущественно, событие в пространстве. Это тело или тела, которые  презентуют, движутся, определяют свое место в пространственной системе координат. Но, происходит удивительная вещь, из-за этой удивительной вещи душа взлетает. Дело в том, что в танце, вы, наверное, это замечали, пространство  преобладает над временем. Оно доминирует. Человек  погружается в здесь и сейчас пространства и оказывается вне времени. И поэтому, какой бы ни был танец - это всегда особое состояние сознания. Это состояние, когда тела оказываются в особом пространстве. И это пространство назвали в нашем веке священным пространством. Поскольку священное пространство это такое пространство, которое существует вне временных координат. Его нет в этом мире, оно оказывается в мире ином. В действительности, никто этого до конца не определил, это просто набор ощущений. Здравствуйте, Рита.

Рита: Добрый вечер.Это возвышенное состояние человека, который старается выразить в эмоциях, движениях своё состояние. Этим состоянием своим окружающую среду приводит в хорошее настроение.

Вот так считал и Платон. Люди моделируют, должны моделировать, всевозможные события жизни и тогда они смогут в этих реальных жизненных событиях участвовать гармонично. Спасибо большое, Рита. И вот такая мрачная радиоплёнка, ещё один звонок радиослушателя.


"Добрый вечер. Наверное, прозвучит немного необычно или даже угрожающе, но, на мой взгляд, жизнь это танец со смертью. И то, насколько человек развит физически, насколько крепок умом, способен к созданию оригинальных новых идей, насколько стройно его мировоззрение, определяет  то, как он будет танцевать со смертью. По сути, когда человек действует в состоянии до краёв, то есть когда он сосредоточен в полной мере на чём-то и перестаёт себя контролировать, его движения приобретают манеру танца".

Вот так. Танец смерти считали, кстати говоря, обязательным изображением средневековые города. Человек должен был думать об этом. Почему-то это представлялось людям и художникам в виде танца. Здравствуйте, Ирина.

Ирина: Добрый вечер. Я солидарна с выступлением Риты. В танце виден человек. Я на всю жизнь запомнила 2 танца. Я наблюдала, как танцуют  две 20-тилетние девчонки. Одна была ученицей школы балета большого театра. Это такая экспрессия могучей льдины. Причём это была миниатюрная девочка. А другая девочка - пламень и огонь. Они танцевали  в уголочке, чтобы никому не мешать. И тот, кто обращал на них взор, мгновенно останавливались и, в конце концов, их сместили на середину зала. Это были две стихии. А второй случай, это когда я видела, как танцуют танго. Совершенно пожилая пара. Он по виду и по благородству лица, манер и она - это были люди нашего советского высшего света. Может быть учёные или инженеры. Это было благородство. И, простите, когда вы  вначале передачи сказали, что люди идут в танцы, чтобы там что-то такое почувствовать, какие-то допинги.… Это снижает поэтику танца, которая развивалась всегда в 2-х направлениях. Первое направление - это народный танец, второе - балет. И я благодарна всем, кто любит танец. Потому что танец без допинга- это высшее проявление духа. А тело, это только  тренированное  что-то, что помогает это вызвать. Спасибо.

Мне кажется, тут всегда очень много путаницы. Является ли эти техно-данцинги и хаус-клубы танцем вообще? Это изменённое состояние сознания ради изменённого состояния сознания. Это опьянение ради опьянения. Но только вот разница в чём. Потому что Ирина очень чётко почувствовала, есть танец и есть пьяный танец,- опьянение в танце, как будто две разные культуры. Потому что это топтание большой толпы народа в замкнутом помещении благородным словом танец я назвать не могу. Почему это происходит? Давайте подумаем под музыку.

 

Музыка

 

А.Г.: Здравствуйте, Вера.

Вера:  Здравствуйте. Танец это ещё одна духовная жизнь. И многие люди, не испытывая желания танцевать, а может быть, просто стесняясь того, что они не умеют танцевать, много теряли. Танец это новая форма общения, это жизнь тела, это жизнь эмоций. И композиции ваши это такое наслаждение! Спасибо, А.Г.

Возможно, в словах веры, кроется ответ о разнице между танцем опьяняющим и благородным. У нас есть очень коротенькое потрясающее сообщение на форуме. Пишет корреспондентка, которая называет себя Джан Кал:

Танец.

В пещерах Гранады увидела впервые, чем может быть ЭТО. Дети дорог жили перед тобой сердцем полнее океана, глубже неба, светлее всех потоков. Ночью. Легкое Небо укрыло всех. Помогло усмирить огонь. Но затушить его уже не сможет никто. Увидела ЭТО. Фламенко. 
Я так хочу Вам рассказать. 

Пока успею сказать только - танец для меня - это дверь. Это язык. Это Весь свет.

Пусть всем будет хорошо.
Спасибо»
.

Есть какие-то сообщения, которые нельзя не прочитать. О танце, как об общении. Ведь, в действительности,  мы живём в эпоху, когда искренне  общение между людьми стало дефицитом и заодно товаром. Раз есть дефицит, значит есть и товар, который это общение симулирует, подменяет. Подменяет довольно специфическим трансом. Эти трансы начинались когда-то на концертах рок-музыки и характерные движения народных танцев на концертах рок- музыки можно наблюдать. Например, характерная деталь, это руки над головой. В традиционных культурах это были руки, поднятые к Богу. А здесь эти руки держат свечи или аплодируют в такт музыке. Именно так выглядят сектантские молитвы у пятидесятников. Получается, что это некая симуляция души. То, что подменяет собой естественное общение. Потому что это движение в общем ритме растворяет индивидуальность, и мы как бы оказываемся вместе, абсолютно не ведая друг друга. Вот что сказала радиослушательница Юля перед началом эфира:

«Здравствуйте. Когда внимание партнёров направлено друг на друга, только тогда рождается танец. Можно станцевать своё отношение к человеку или своё настроение, когда танцуешь одна. Именно в танце начинаешь чувствовать в себе стержень. Невозможно танцевать, полностью растворившись в музыке. Мне посчастливилось танцевать с человеком, который внутри звучал в резонанс со мной. И это было прекрасно. Спасибо».

Я бы сказал, что настоящий танец,  это довольно сложное познание партнёра. Это специфическое телесное и вовсе не всегда эротическое знакомство и попытка соответствовать друг другу. Соответствовать друг другу пространственно, потому что в этот момент открывается воронка, открывается душа, и она общается с чем-то невыразимым, и она называется богом. Так было во все времена. Танцы служили  средством открытия души. Во времена христианские настоящий танец стал способом открытия дороги к индивидуальности другого человека. Если хотите, танец – это способ единения в духовном пространстве, если бы только не существовала некоторая традиция  запрета на такую форму единения, на форму единения телом. Это у нас считалось постыдным, потому что предполагалось, что человек эпохи коммунизма или эпохи средневековья, больше  времени тратит на то, чтобы заниматься умом, чем телом. Вообще тут сталкиваются два начала культуры. В культуре всегда было 2 начала. Всегда благоразумие боролось со страстью. Это такой конфликт, который проходил через все времена, через все эпохи. И конфликт этот между страстью и благоразумием, этот конфликт побеждался только танцем. Вот почему коллективные движения под воздействием алкоголя или стимуляторов, танцем назвать нельзя, потому что танец это не совсем естественное человеческих тел. Его не сведёшь к движениям охотника, ни движениям бегуна от милиции, то есть ни к чему-то такому, что требовалось бы такой дарвиновской теории. Это как музыка - не впишешь её никуда, не вставишь, она не нужна эволюции  в дарвиновском понимании, она ей  мешает. И поэтому танец, который может открыть душу имеет жёсткий алгоритм у себя внутри, жёсткие атрибуты. В танце это в первую очередь шаг и прыжок. Это шаги, организованы и структурированы в соответствии с неким порядком и выполняются всегда в строгой последовательности. В танцевальном шаге не может проявиться никакой случайности. Именно поэтому это некий воспитательный элемент. А если мы обратимся к происхождению слова шаг, то происходит оно от лат. Gresus. И от этого же слова происходят  прогресс, регресс, агрессия. Они все здесь, в этом корне «шаг». Без этой внутренней дисциплины, ритуала танцевального движения сам танец существовать не может, он не будет  дверью и языком. Он будет некой формой пустоты. Поэтому когда люди танцуют сами собой, мы всегда вдруг начинаем искать какую-то последовательность движений. Как будто помнило тело, как сделать танец ритуальным, чтобы он открыл душу, но неожиданно забыло.

Музыка

 

 

17.12.2017 Выложен тренинг "Умение понимать другого человека", который ранее нигде не публиковался...
11.03.2017 Существенно улучшилось качество звучания в тренинге "Божественная комедия".
Те, кто скопировал и хранит этот тренинг у себя, - можете обновить свою копию...
25.01.2017 Полностью обновлён тренинг "Поваренная книга магии". Главное - теперь вы можете узнать, о чём он (появилось содержание) :)
14.01.2017 Впервые выложен "Разноцветный тренинг"!
27.10.2016 Большое пополнение бесед за 2007 год!
Добавилось более 100 передач, которые раньше не выкладывались.
А качество выложенных ранее передач за 2007 год заметно возросло.
01.06.2013

Большое пополнение бесед за период 20.02.2006 - 29.12.2006.

Из них 39 передач перезалиты с лучшим качеством, остальные 49 выложены впервые.

04.09.2011

Алексей Попов завершил работу над тренингом "Уроки с Катей -2 — Парижская история, или Языческие корни";
на данном сайте впервые выложена качественная аудиоверсия тренинга (в стереозвуке)

27.06.2011

запущена тестовая версия.

23.06.2011

старт проекта.