войти

«18 Индейцы племени навахо»

Расшифровки передач

Расшифровка — это текстовая версия передачи.

Вы можете оказать неоценимую помощь программе «Серебряные нити», если сделаете расшифровку этой и других передач. Расшифровки позволяют другим людям быстро знакомиться с передачами, находить передачи через поисковые системы, а также становятся основой для книг, выпускаемых автором передач.

Чтобы сделать новую расшифровку, нужно:

  • зарегистрироваться на форуме «Серебряные нити».
    (для регистрации пройдите по ссылке:
    http://www.serebniti.ru/forum/ucp.php?mode=register)
  • используя логин и пароль форума, войти здесь под ними
    (для этого нажмите на значок «ключик» (значок логина) в правом верхнем углу сайта).

Теперь Вы можете создавать новые расшифровки и редактировать уже написанные!
(для этого пользуйтесь значками (создание текста и редактирование текста), находящимися справа от каждой аудиозаписи)

 

Мы путешествуем по миру в поисках психологических открытий, истины в человеческой душе  и методов излечения, как души, так и тела в разных культурах мира. Мы считаем главным в этих путешествиях музыку, музыкальную вибрацию, которая преодолевает все границы. И как наша с вами мечта, или фантазия уносит нас на разные страны и континенты. Давайте попробуем сегодня навестить Северную Америку, США и те самые островки внутри США, где ещё осталась традиционная культура, традиционная музыка, а стало быть, и традиционные духовные практики. Давайте, послушаем, подумаем, попробуем почувствовать то, как относились к своим целительским процедурам североамериканские индейцы. Пережившие столетия голода, нападения, обмана и болезни пока белые люди на американском континенте осуществляли своё высшее предназначение. И ничего удивительного, что нынешние коренные американцы имеют мало доверия  к государственным службам и учреждениям, особенно это верно в отношении служб психического здоровья. Американские психотерапевты пишут, что коренное население Америки в любом случае не обращаются к нашим коллегам, психиатрам и психотерапевтам и во всех случаях идёт к своим народным целителям или народным терапевтам. В племени навахо американское правительство даже было вынуждено финансировать школы традиционных целителей, поскольку ну не хотели  американские индейцы лечиться иначе. Когда стали исследовать их психологическую культуру, их целительство, их способы отношения  к душе, выяснилось, что американские индейцы смотрят на мир и смотрели на него несколько тысячелетий подряд очень похоже на то, как смотрит на этот мир современная психология. Вот что писал в 18 веке Энтони Уэллисс, очень уважаемый английский антрополог: Ирокезы смотрели на сны как на окна души. И их теория снов была похожа на теорию снов, разработанную Фрейдом и его сотрудниками. Вкратце ирокезы верили, что душа имеет желания, о которых ничего не известно сознательному разуму, но которые выражают себя во снах.

К.: Интуитивно они достигли чрезвычайно глубокой психологической утончённости. Они знали разницу между сознательной и подсознательной частью ума. Им была известна огромная сила подсознательных желаний и они знали, что крушение этих желаний может вызывать психические или физические болезни. Они понимали, что эти желания выражаются в символической форме во время снов, но что человек при этом не может всегда нужным образом истолковать эти сны самостоятельно. Они заметили различие между явным и неявным содержанием снов и применяли что-то подобное технике свободных ассоциаций для раскрытия неявного значения. Они считали, что наилучшим методом освободиться от психического или психосоматического является несбывшимся желанием удовлетворения или напрямую или символически.

А.Г.: Индейцы племени навахо, как и ирокезы, устраивали особую церемонию для человека, который находился в депрессии. В доме собирались все его родственники, а иногда и большая часть племени. И индейцу, который страдал тоской, символически осуществляли желание. Он символически женился на самой красивой женщине племени, а потом самыми настоящими обрядами и ритуальным пением, связанным с обретением вождя его вносили к вигвам вождю, настоящему вождю племени и там сажали на его место. Индейцы это знали за долго до того, как наши тайные желания вновь открыла психология 20-го века. И конечно, всегда, когда они начинали лечить, они пели.

 

Музыка

Врачи, которым доводилось наблюдать целительские церемонии племени навахо, получили сильнейшие впечатления от их мощи и действенности. Это самый настоящий красочный спектакль, в котором ритуалы скомбинированы с поэзией, песнями,  танцем, драмой и живописью. В некую удивительную, религиозно- артистически психиатрическую амальгаму более сходную с современным театром, чем с чем либо ещё, имеющим место в культуре Запада. Доктор Александр Лейтон, пользующийся большим уважением психиатр, несколько лет обучался в племени навахо и однажды он кратко описал типичную церемонию, проводимую целителем. Целитель, о котором рассказывает доктор А. Лейтон, был известен ему под именем Певец. И конечно Певец не только пел, но и играл на традиционной флейте. Давайте попробуем вместе с вами как проходил, быть может, и проходит до сих пор в племени навахо этот фантастический целительский спектакль.

К.: Пациент и те, кто желает присоединиться к лечению, раздеваются  снаружи вигвама. Кочерги, изготовленные из  тщательно отобранных ранее поражённых молнией сосны и кедра, и символизируют людей, изгоняющих зло. Пациент и другие участники заходят в хоган и садятся вокруг огня в определённых местах. Жар сильно увеличивается. На огне находится горшок, содержащий рвотное средство, состоящий из крушины, толокнянки, дикой смородины, можжевельника и колорадской голубой ели.

А.Г.: Каждый из присутствующих берёт себе порцию и сначала моется ею, начиная с ног и вверх до самой головы. А затем, оставшееся средство он пьёт, тем самым вызывая у себя рвоту. Это символическое действие. Человек показывает, что войдя в хоган, он очистился изнутри и снаружи. В этот момент целитель  берёт кисть, сделанную из маховых и хвостовых перьев орла, пера совы, которая выпала, когда птица летела. Этой кистью он начинает оглаживать пациента, как бы зовя его с собой в ночной полёт. Он оглаживает его и оглаживает до тех пор, пока у человека не появляется ощущение полёта. И тогда Певец начинает напевать магическую мелодию, а кистью оглаживает остальных присутствующих, затем всю хижину, делая движения, которые как бы выметают зло по направлению к двери. Концы кочерёг нагреваются, и Певец, под ритмично звучащую музыку прикладывает их к телу пациента, потом другие начинают прикладывать их к себе сами, натирая тёплым деревом те места, которые у них болят. Пациент и  другие участники в ритме песни ходят вокруг костра посолонь, переступая через кочерги, с каждым шагом танцуя, они оставляют зло позади. Тлеющие угли символизируют молнию и песни и молитвы всё время ритмично меняются, сопровождая каждый этап ритуала. Жар становится очень сильным, все потеют, как будто завершая этот начавшийся в неизвестный миг момент полного и окончательного очищения. В конце ритуала входное одеяло приподнимается одной кочергой, пациент первым выходит наружу, за ним следуют все остальные. После того, как костёр, пепел и рвотные массы убираются, все возвращаются обратно, и Певец при помощи орлиных перьев обрызгивает всех участников и хижину ароматной жидкостью, сделанной из мяты и болотных трав. Перед каждым участником кладутся горящие угли, на которые разбрызгивается жидкость для окуривания, сделанная из корней целебных растений, серы, кукурузной муки, пуха красной белки, синицы, дятла, лазурной птицы и жёлтой певчей птички. Всё это должно быть предварительно размолото и смешано девственницей под пение Певцом определенных песен. Каждый из присутствующих вдыхает дым курений и втирает их в своё тело. После этого угли выкидываются вон через дымовое отверстие, унося с собою зло и все болезни, которые нёс в себе человек, как и вы, пусть и в воображении, участвующие в церемонии.

 

Музыка

 

Надо сказать, что традиционные целители навахо ставят свои диагнозы, вовсе не похожие на диагнозы наших психотерапевтов. Например, у навахо случаются болезни, которые целитель назовёт мотыльковым сумасшествием. Это такое заболевание, во время которых у человека наблюдаются неконтролируемые приступы сумасбродного и агрессивного поведения. Он может, как мотылёк даже прыгнуть в огонь. Или болезнь духов, во время которой человек переживает периоды замешательства, паники или очень сильной тревоги. Та процедура, в которой мы только что участвовали, на самом деле представляет собой целое изменение мира. Целое символическое пересовершение чего-то, что было сделано в жизни неправильно, что теперь человек может научиться совершать правильно. А для того чтобы изменился человек, ему должна помочь вся природа, все родственники, а может быть, даже вся вселенная. Всё то, что участвовало в церемонии, костёр, растения, песни, - всё это говорит ему: «Ты можешь измениться. Ты поступил неправильно, но теперь ты очистился и можешь поступать правильно вновь». Поэтому целительские церемонии племени навахо, наверное, не похожи ни на какие другие.

К.: Приготовления к целительской  церемонии навахо весьма дороги и могут обойтись семье в стоимость, эквивалентную доходу нескольких месяцев и вызывает в исцеляемом человеке сильное ожидание. Поскольку навахо, как и мы, склонные испытывать сильную веру вовсё то, что стоило им времени, денег и размышлений. И очень не хотят, чтобы об этом было сказано, что в в конце концов так ничего и не получилось. Эмоциональное пробуждение так же облегчается за счёт престижа и авторитета целителя, который является тем, кого уважают, а иногда и боятся. Целитель вполне способен вызывать в окружающих двоякие чувства. Церемония сама по себе действует как мощное стимулирующее средство для увеличения ожиданий клиента. Драма, поэзия, песни и музыка -  всё это присутствует в ней и превращает её в эстетическую живую картину истории навахо, их культурной подлинности. Власть и авторитет целителя исходит непосредственно от богов навахо, являющихся основной частью церемонии и в апогее церемониала индеец сам становится одним из святых существ, надевает на ноги их мокасины и вдыхает в себя силу солнца. К этому добавляется давление на человека со стороны участвующих – семьи и друзей, многие из которых внесли свой вклад в приготовление. При наличии таких мощных объединяющих ожиданий нет ничего странного в том, что целительские церемонии навахо очень эффективны.

Да, наверное, нам было бы удивительно хорошо воспользоваться советами навахо. Посмотрите, как интересно. История племени, боги племени и близкие родственники участвуют в этом грандиозном спектакле. Вы, наверное, почувствовали, что в нём нет ни гипноза, ни каких-то особенных трансовых состояний. Это спектакль, когда племя, под руководством целителя, которому доверяет каждый из его членов, иначе просто невозможно стать целителем, с помощью истории народа, его культуры, пения, традиций даёт возможность человеку очиститься и вылечиться. И весь человеческий организм как будто не может не воспользоваться этой возможностью. И, что очень важно, человек из церемонии навахо выносит чувство собственной значимости. Наступает какой-то момент, когда целитель, почти как буддийский священник изготавливает песочную мандалу. Народный целитель навахо изготавливает картину из песка. На этой картине изображается человек, которого лечил целитель  в обнимку с богами и духами предков. Картины эти чрезвычайно трудоёмки. Только на их изготовление у целителя может уйти целый день. Как только картина из песка готова, клиент, под звуки барабана и пения должен на неё сесть. Переведя, таким образом, силу картины и бога, изображённого на ней, непосредственно в своё тело. Затем, точно так же как и в буддизме, это изображение разрушается, оно ведь создано только для человека, который страдал.

 

Музыка

 

Но и на этом церемония не заканчивается.

К.: между Певцом и пациентом, а также другими членами семьи происходит длинная неформальная беседа. Поскольку певец, обычно, является интеллектуалом, часто знающим привычки и наклонности своей клиентуры, буквально так же, как это знали старые деревенские доктора, то вполне вероятно, что он зачастую делает то, что делали эти деревенские доктора - даёт толковые практические советы, основываясь на знания этих людей. Легко заподозрить, что целый ряд личных и межличностных проблем получают толчок к разрешению и урегулированию во время этого церемониала.

А.Г.: После того, как семья и целитель поговорили, он возвращается к пациенту и начинает петь ему священную песню. И  в этой песне он заявляет снова и снова, что больной выздоравливает, и эта идея дальше, до рассвета повторяется в песнях, поэмах, молитвах, и час за часом, на протяжении действия всей огромной церемонии, которая в общей сложности носит название «Песни ночи». Говорят, что целителю надо учиться не менее трёх лет для того чтобы запомнить правильную последовательность проведения этой церемонии. Всю ночь напролёт целитель поёт, и пациент поёт вместе с ним. Поёт он примерно так:

«Сегодня ты исцелишь меня. Всё то, что наносило мне вред, покинет меня. Я пойду с освежённым телом, после того, как они покинут меня. Внутри меня сегодня всё станет хорошо. Весь жар и лихорадка сбегут из меня и покинут меня, и голова моя станет прохладной. Я сегодня буду слышать, сегодня я буду видеть, сегодня мой ум начнёт чувствовать себя так, как надо. Сегодня я выйду, сегодня всё зло покинет меня, я стану таким, каким я был раньше. Вокруг моего тела будет дуть прохладный ветерок, и я пойду, я полечу с лёгким прохладным телом».

Если вы попробуете, когда болеете, целый день напевать песню, похожую на эту, я думаю, вы с удивлением заметите, что без всякой целительской церемонии вы к вечеру начинаете выздоравливать. Доктор А. Лейтон приводит очень хороший пример того, как нужно подходить к лечению индейца в племени навахо. «Если сказать индейцу,- пишет А. Лейтон, - принимать дигиталис(наперстянку) каждый день, он возможно, и сжуёт несколько таблеток. После чего забудет о них. Если же ему будет сказано: «Это зелёное лекарство, сделано из листьев наперстянки. Твоё тело никогда не должно расставаться больше с  ними, подобно тому, как  твой ум не должен расставаться с хорошей песней. Ты должен пить их каждое утро своей жизни, как только первые лучи дня забрезжат на востоке»,  в таком случае имеется гораздо больше шансов, что инструкции будут выполнены».

А мне кажется, что  в этом случае, кроме того, есть гораздо больше шансов, что таблетки наперстянки действительно помогут вылечить сердечное заболевание. Знаете, существует очень странная вещь. На самом деле мы всё ближе и ближе приближаемся к тем самым практикам индейцев племени навахо. Анонимные алкоголики, психодрама, Т-группы, - неважно какие большие известные психотерапевтические программы, так или иначе, стремятся к созданию подобного ритуала не из практики индейцев племени навахо, но из практики индейцев племени папаго. Целиком заимствованы еженедельные терапевтические сеансы, которые идут, например, в американском объединении телефонных служащих. Техника этих сеансов примерно следующая. Пациенты среднего класса присылаются из лечебниц и получают инструкцию собраться в обычной большой аудитории  в неформальной одежде. К ним присоединяется оркестр традиционных индейских инструментов, терапевт и его помощники. Пациенты стоят рядами плечом к плечу с закрытыми глазами. При этом потихоньку играет музыка. Им даётся инструкция думать исключительно об их самых серьёзных проблемах и  вещах, которые они желают сильнее всего. Оркестр и моноидеализм (раздумывание об одном и том же) предполагает возникновение лёгкого трансового состояние.  Сначала оркестр играет медленно и ненавязчиво, а потом всё увеличивает, увеличивает темп и яркость звучания. В начале сеанса играет всегда одна и та же музыка. Терапевт вводит каждого пациента в транс по очереди, используя метод, заимствованный у индейцев племени папаго. Пациент наклоняется вперед, и терапевт заставляет его вращаться с увеличивающейся скоростью, пока он не впадает в состояние подобное гипнотическому. После чего его вращение замедляется и ему предлагается танцевать в ритме музыке. После чего он предоставляется самому себе, а терапевт повторяет процедуру со следующим. Вот и весь терапевтический сеанс. Иногда терапевт произносит некоторые тексты на общие темы - более счастливой жизни, о решении проблем. Но, тем не менее, неожиданно выяснилось, что такая простейшая техника, когда человек во время  коллективного действа просто раздумывает о своих скрытых тайных или явных желаниях, приводит к тому, что пациенты психиатрических клиник, которых направляли на эти сеансы, выписывались из них в среднем в 6-10 раз быстрее, чем пациенты, которые в подобных сеансах не участвовали. Вот, давайте, дорогие коллеги, подумаем над этим вместе. Может быть, и мы сможем извлечь какой-нибудь опыт у таких примитивных древних культур как племя навахо.

Музыка

 

17.12.2017 Выложен тренинг "Умение понимать другого человека", который ранее нигде не публиковался...
11.03.2017 Существенно улучшилось качество звучания в тренинге "Божественная комедия".
Те, кто скопировал и хранит этот тренинг у себя, - можете обновить свою копию...
25.01.2017 Полностью обновлён тренинг "Поваренная книга магии". Главное - теперь вы можете узнать, о чём он (появилось содержание) :)
14.01.2017 Впервые выложен "Разноцветный тренинг"!
27.10.2016 Большое пополнение бесед за 2007 год!
Добавилось более 100 передач, которые раньше не выкладывались.
А качество выложенных ранее передач за 2007 год заметно возросло.
01.06.2013

Большое пополнение бесед за период 20.02.2006 - 29.12.2006.

Из них 39 передач перезалиты с лучшим качеством, остальные 49 выложены впервые.

04.09.2011

Алексей Попов завершил работу над тренингом "Уроки с Катей -2 — Парижская история, или Языческие корни";
на данном сайте впервые выложена качественная аудиоверсия тренинга (в стереозвуке)

27.06.2011

запущена тестовая версия.

23.06.2011

старт проекта.