войти

«Карты Таро 03 Таро в России»

Таро в русской христианской культуре. Николай Бердяев о символе и символизме. Валентин Тойнберг о тайне и арканах. Аркан – это путь и повод к глубокому размышлению. Трагические судьбы русских символистов первой половины 20-го века. Старшие арканы и русский алфавит.

Расшифровки передач

Расшифровка — это текстовая версия передачи.

Вы можете оказать неоценимую помощь программе «Серебряные нити», если сделаете расшифровку этой и других передач. Расшифровки позволяют другим людям быстро знакомиться с передачами, находить передачи через поисковые системы, а также становятся основой для книг, выпускаемых автором передач.

Чтобы сделать новую расшифровку, нужно:

  • зарегистрироваться на форуме «Серебряные нити».
    (для регистрации пройдите по ссылке:
    http://www.serebniti.ru/forum/ucp.php?mode=register)
  • используя логин и пароль форума, войти здесь под ними
    (для этого нажмите на значок «ключик» (значок логина) в правом верхнем углу сайта).

Теперь Вы можете создавать новые расшифровки и редактировать уже написанные!
(для этого пользуйтесь значками (создание текста и редактирование текста), находящимися справа от каждой аудиозаписи)

Доброй ночи! Мы с вами снова в радиотеатре фантазий программы "Серебряные нити", и наши фантазии прихотливой мыслью вокруг загадок старинной символической игры,  вокруг загадок Таро. И нет, нет, не думайте, это путешествие в театре фантазий видится мне абсолютно практическим. Но просто для того, чтобы двигаться в сторону практики, нам с вами нужно прикоснуться, понять очередную тайну, с которой мы имеем дело.

Вообще анализ Таро в нашей стране имеет богатейшую традицию. Вокруг Таро в России написано несколько прекрасных, как это ни удивительно, христианских книг. Это и книга знаменитого Мёбеса, обозначенная инициалами Г.О.М. Это и огромная книга скромного инженера путей сообщения Владимира Шмакова. Это и знаменитая «Медитации на Таро»  Валентина Томберга. Отечественные исследователи Таро всегда удивлялись попыткам понять двадцать две загадочные картинки как чистое цыганское гадание.  И книги эти были написаны абсолютно независимо от Жерара Анкосса Папюса.

Владимир Шмаков для того, чтобы объяснить, что такое символ для нашего отечественного мышления вспоминал труды христианского мистика  Псевдо-Дионисия Ареопагита, для которого главным в понимании мира было ощущение того, что наш мир, события нашей жизни, наше тело являются символами подлинной божественной жизни. Если вспоминать нашу с вами школу актерского мастерства, это значит почти то же самое: это значит, что жизнь человеческая является голографическим изображением подлинной божественной жизни. Конечно, я немножко упрощаю прекрасный текст Псевдо-Дионисия, и мне хочется обратиться к тексту гораздо более современному,  к тексту замечательного русского философа – Николая Бердяева:

«Символ и символизация предполагают существование двух миров, двух порядков бытия. Символ не может иметь места, если существует лишь один мир, один порядок бытия. Символ говорит о том, что смысл одного мира лежит в другом мире, что из другого мира подается знак о смысле. Плотин под символом и понимал соединение двух в одно. Символ есть мост между двумя мирами. Символ говорит не только о том, что существует иной мир, что бытие не замкнуто в нашем мире, но и о том, что возможна связь между двумя мирами, соединение одного мира с другим, что эти миры не разобщены окончательно. Символ и разграничивает два мира, и связывает их. Сам по себе наш природный, эмпирический мир не имеет значения и смысла, он получает свое значение и смысл из другого мира, из мира духа, как символ духовного мира. Природный мир не имеет в самом себе источника жизни, дающего смысл жизни, он получает его символически из мира иного, мира духовного. Логос заложен в духовном мире, и в мире природном он лишь отображается, т. е. символизуется. Все, что имеет значение и смысл в нашей жизни, есть лишь знак, т. е. символ иного мира. Иметь значение - значит быть знаком, т. е. символом иного мира, несущего смысл в себе самом. И все значительное в нашей жизни есть знаковое, символическое. Символическая связь в нашей жизни и жизни нашего мира, полного бессмыслицы и ничтожества, дается лишь как связь с иным миром, миром смысла и значительности, миром духовным»[1].

Смотрите, практически Бердяев из 20-х годов прошлого века описывает ту самую депрессию, которая сегодня стала чуть ли ни главной психической болезнью нашей жизни. А  Дионисий Ареопагит предлагает лекарство, а именно  ощущение жизни как символа. Его  разъясняет и ему вторит Николай Бердяев:

«Сознание, обращенное исключительно к замкнутому в себе природному миру , поражено бывает бессмыслицей, случайностью и незначительностью бытия. Такое сознание есть сознание подавленное, бессильное внести смысл в окружающую его со всех сторон тьму природного мира, в котором не видно знаков мира иного, мира смысла. Но человек безмерно значителен и полон смысла, как образ и подобие божественного бытия, т. е. как символ Божества. Сознание, обращенное к миру божественному, повсюду открывает смысл, связь и значение, ему даны знаки иного мира»[1].

Только ощущение жизни как символа позволяет придать семантику, значение нашей жизни, позволяет придать ей то, чего мы, в сущности, лишены.

«Символическое миросознание и миросозерцание есть единственное глубокое, единственное ощущающее и сознающее таинственную глубину бытия. Вся наша здешняя, природная жизнь полна смысла лишь тогда, когда она символически освящена. Но это символическое освящение жизни, символический смысл жизни могут быть осознанными и неосознанными. Символический смысл природной жизни может переживаться наивно, может в сознании объективироваться и постигаться наивно-реалистически. Люди могут жить символами и принимать эти символы за реальности в себе, могут не сознавать символической природы всего священного и осмысленного в их жизни. Тогда они погружены в природный, объективно-предметный мир, но в нем видят непосредственное воплощение святыни, скрепляют в наивно-реалистическом сознании дух с плотью этого мира. Наивному материализму и наивному реализму, которые свойственны не только сознанию безрелигиозному, но и сознанию религиозному, нужно противопоставлять не спиритуализм и не идеализм, не отвлеченную духовность и не отвлеченные идеи, а символизм»[1].

Это и есть та задача, которую облегчает Таро. Похоже, что шуты и художники – создатели Возрождения – хотели, чтобы играющие в игру ощутили внутреннюю закономерность жизни и ее связь с вечностью, и ее связь с языком: 22 великих Аркана, 22 буквы сакральных алфавитов (ведь отнюдь не только еврейского алфавита), вращение звезд в цикле гороскопа и все это отражающееся и пересекающееся в жизни души и в развитии ее – вот что такое 22 великих Аркана.

Слово Аркан переводится с греческого как тайна. Но тайна – это всегда интересно, тайна – это то, во что человеку больше всего хочется проникнуть. Вот, что писал в своей замечательной книге Валентин Томберг:

«Старшие Арканы Таро — это не аллегории и не какие-либо «секреты» или «тайны», поскольку аллегории суть не что иное, как всего лишь образные представления абстрактных понятий, а тайны — это лишь определенные факты, действия, разновидности того или иного учения или соответствующей практики, которые кто-либо удерживает при себе из личных соображений, чтобы ими не воспользовались другие — те, кому он не желает их открывать. Старшие Арканы Таро — это символы в подлинном смысле слова. В каждом из них скрыт особый смысл, который открывается в зависимости от глубины медитации. То, что они открывают, нельзя назвать тайнами, т. е. чем-либо, что при желании можно утаить; это именно арканы — нечто совершенно иное. Аркан есть то, без знания чего невозможна сколько-нибудь плодотворная деятельность в той или иной сфере духовной жизни; то, что должно деятельно присутствовать в нашем сознании — чтобы раскрыть в нас дар свершения открытий, рождения новых идей, воплощения новых художественных образов. Словом, от Арканов зависит плодотворность нашего творчества в любой области духовной жизни. Аркан — это тот «фермент» или «энзим», наличие которого стимулирует духовную и психическую жизнь человека. Именно символы являются носителями этих «ферментов» или «энзимов» и взаимодействуют с ними, если к этому взаимодействию подготовлен сам склад ума и уровень нравственности того, кто их воспринимает, т. е. если он «нищий духом» и не страдает самым опасным духовным недугом — самодовольством» [2].

Аркан, по мнению Томберга и огромного числа европейских и американских психологов и психотерапевтов, которые используют в своей работе арканы Таро, – это «ферменты», которые могут подготовить человека к встрече с его собственной бесконечностью, помочь ему изменить свой взгляд на мир. Арканы – это учеба, это ни само посвящение и отнюдь ни сама духовность, это – стимулы на пути к пониманию человеком самого себя.

Мы очень часто забываем о том, что Ренессанс сделал одно главное открытие – он открыл личность или индивидуальность. Ренессанс, поставив человека в центр космоса, попытался объяснить, как же надо быть самим собой – человеком, творческой индивидуальностью, голограммой бесконечности. До эпохи Возрождения человеческой индивидуальности в нашем сегодняшнем смысле вообще не существовало. Аркан – это путь и повод к глубокому размышлению. Вот, что пишет Валентин Томберг:

«…аркан — это нечто высшее по сравнению с секретом или тайной, так и мистерия, или таинство, — нечто высшее по сравнению с арканом. Таинство — это духовное событие, по своей важности сравнимое разве лишь с физическим рождением или смертью; это изменение духовных и психических побуждений в целом, полная перемена сферы сознания. Семь таинств Церкви суть семь цветов радуги, в которых преломляется белое сияние одной-единственной Тайны, главнейшего Таинства, известного как Второе Рождение, о котором в ночной беседе-посвящении Христос говорил Никодиму. Именно это христиане-герметисты, создавшие Таро, подразумевали под Великим Посвящением» [2].
 
Итак, Арканы и игра вовсе не претендуют на то, чтобы быть Таинством. Однако на самом деле осуществление этого Таинства – это великая Тайна, это то, к чему надо готовиться и готовиться к этому каждый должен сам в глубине своего собственного сознания – вот  о чем в друг заговорил христианский герметизм эпохи Возрождения. Еще одна цитата из Томберга:

«…Старшие Арканы Таро побуждают нас учиться и служат проводником в этом обучении, поскольку являются завершенной, целостной, увлекательной и в этом смысле неоценимой школой медитации, исследований и духовных устремлений, несравненной школой искусства учиться»[2]..

И он продолжает:

«Таким образом, создавший Таро христианский герметизм — это отнюдь не какой-то соперник религии или официальной науки. Заблуждаются те, кто видят в нем «истинную религию», «истинную философию» или «истинную науку». Христиане-герметисты  (а я хочу добавить от себя – как, в прочем, и шуты[3].)— вовсе не учителя, но слуги. Они не претендуют (что было бы по меньшей мере ребячеством) на какое-либо преимущество над священными чувствами искренно верующих, или над плодами достойных восхищения усилий ученых, или над произведениями гениальных творцов. Нелепо полагать, что герметисты стремятся скрыть от профанов тайны  - тайны религии или тайны предстоящих научных открытий»[2].

Нет, нет, они лишь претендуют на то, чтобы человеку захотелось понимать себя и начать этот великий путь преображения. Я высказываюсь сложновато, но это очень важно. Дело в том, что именно эта учеба, эта попытка постичь себя через символы и позволяет делать то, что я, наверное отчасти в шутку, называю гаданием самому себе. Человек может научиться чувствовать символ момента жизни, который он проживает и состояние, которое он проживает. И тогда он может узнать будущее, но только не себя, а вот этого своего состояния, которое он смог через символы определить. И тогда будущее, которое он постиг, может перестать быть его будущем, потому что у него откроются совершенно другие возможности жизни. Гадание через познание себя в символах дает возможность измениться, оно дает возможность познать свои движения и свои задачи, причем познать их не в страдании, а в игре. И тогда, мне кажется, что, как говорит Бердяев, возможен символизм реалистов или реалистический символизм, потому что этот символизм размыкает оковы жизни, а не замыкает их, соединяет людей, а вовсе их не разъединяет, соединяет два мира: мир вечности и мир проходящей реальности, а вовсе не разрывает их между собой. Вот такая непростая наша с вами игра в Арканы.

Ведь чем занимаются психологи и аналитики сего мира? Да они пытаются сначала символизировать какие-то моменты человеческой жизни для того, чтобы одни разбить, а от других избавиться и налет запретной цыганской тайны, присутствующий в картах Таро, как мне кажется, лишь помогает этому. Если вы, как я советовал, купили колоду или хотя бы распечатали для себя изображения карт из интернета, то вы знаете ту странную смесь любопытства, испуга, увлеченности, интереса, которые вызывают эти картинки. Они притягивают к себе, и одновременно их побаиваешься, как будто за их старинным строем скрывается какая-то истина – правда про нас самих, которую нам всегда хочется узнать. И одновременно знать ее страшновато, ведь мы так привыкли жить в масках, прямо-таки в настоящих коконах из лжи. Эта же ложь окутала и старинные лежащие перед вами картинки, которые на самом деле в руках своих создателей, как мне кажется, были наполнены светом и настоящей, подлинной, давно забытой педагогикой, которая может быть была педагогикой шутов.

Случайно или не случайно, однако замечательные работы русских символистов, которые были увлечены Таро и пытались думать вокруг этой системы, были почти полностью уничтожены. Первая мировая война, гражданская война, революция, репрессии по отношению к инакомыслящим разметали по свету всех тех, кто имел хоть какое-нибудь отношение к Таро в России. Вошел в легенду крымский съезд астрологов (и, разумеется, арканологов) в 1929 году, когда все без исключения участники чуть ли ни со съезда отправились прямо в лагеря. Григорий Оттонович Мёбес, судя по дошедшим сведениям, умер в сталинских лагерях. Владимир Шмаков и автор еще одной любопытной русской книжки о Таро – Петр Демьянович Успенский иммигрировали в Южную Америку. Те, кто иммигрировал, продолжали работать заграницей. В Харбине крошечным тирражем опубликована интереснейшая работа Раевского «Когда заговорит тишина». В 30-е годы в иммиграции написаны «Медитации на Таро», которую я цитировал. Однако удивительнейшим образом связь России с этой традицией не прерывалась никогда.

Много лет назад, когда я с удовольствием собирал и покупал разные варианты рисунков на этих картах, у меня однажды возникло чувство, что я схожу с ума, потому что я никогда бы не посмел сказать вам мысль, которую я произнесу сейчас, если бы я не нашел книгу соратника. Феликс Эльдемуров в своей книге, изданной в 2005 году, вдруг написал те же самые ощущения, которые возникли у меня. Я, точно так же как и он, разглядывая картинки, обратил внимание на то, что начертание буквы «А» (особенно в разнообразных компьютерных шрифтах) жутко похоже на фигуру Мага – человека, стоящего за столом с предметами своего искусства. Это первый Аркан – карты номер один среди двадцати двух «козырей» колоды Таро. Две ноги под столом, плоскость стола, четко разделяющие фигуру пополам… Я отмахнулся от этого как от галлюцинации. Это показалось случайным совпадением. Но я посмотрел дальше, и вдруг обнаружил, что буква «Б» похожа на фигуру женщины, восседающей на троне, то есть – на фигуру Жрицы  (это второй Аркан). В некоторых колодах Таро существуют изображения Жрицы не в фас (как в Марсельском Таро, которое я вам предлагаю), а в профиль. Я видел такое изображение: в протянутой руке у сидящей молодой женщины горел факел истины. В третьем Аркане изображена Императрица, которая сидит на троне со щитом и скипетром. Смотрите сами, разве она не похожа на букву «В»? Император на очень многих вариантах рисунков стоит, протянув руку с жезлом. Может быть это буква «Г»? А вы посмотрите на картинку пятого Аркана. Великий Иерофант, он же Жрец, со своего трона как будто благословляет двух, склонившихся по разные стороны трона в поклоне, путников. Спинка и две склонившееся под прямым углом фигуры… Боже мой, да это буква «Д»! Дальше следует шестой Аркан. Это Влюбленные, в котором юноша как будто выбирает между двумя девушками. Три фигуры как будто нанизанные на единую ось любви – поставленная горизонтально буква «Е»? Или мысль юноши, который выбирает её или её? Дальше идет седьмой Аркан, где герой управляет колесницей, в которую запряжены два сфинкса. Посмотрите на букву «Ж», в ней отчетливо существует не только центральный крест, означающий возницу, но и головы и лапы сфинксов. Буква «З», идущая следом, напоминает чаши весов Фемиды, то есть опять же это буква, перевернутая по горизонтали, как бы в верхнюю сторону. Я могу продолжать, дальше будет чуть сложнее и все, что дальше я по счастью вычитал в книге Эльдемурова.

Однако удивительная вещь – это общение шутов и скоморохов, не ведающая границ. Кто еще так незаметно пересекал границы, вознося знания. Любой древний алфавит, совсем не только еврейский – это алфавит сакральный. Древние тайны алфавита… Кто знает, о чем говорили скоморохи, пытаясь создать азбуку духовного развития, азбуку посвящения индивидуальности в вечность. Быть может азбука, которая была положена в основу и должна была быть редкой, загадочной, не сразу угадываемой. Может быть, Таро и русский алфавит имеют общие корни и происхождение? А может быть вовсе не цыгане, а русские скоморохи нарисовали эти первые картинки? Ведь нулевой Аркан – это Шут, достаточно просто поменять надпись и сказать по-русски. Но, во всяком случае, следы Арканов так легко угадать в классическом русском лубке, или мне все только мерещится? Впрочем нет, я же не один такой, ведь буквы ДНК речи никто до конца так и не может доказать, это речь создала реальность или реальность создала речь. Во всяком случае, согласно нашей религиозной вере, правильно первое предположение, потому что в начале, вне всякого сомнения, было Слово. Никто не знает, на каком языке оно было произнесено, но вот записывалось, конечно же, сакральными алфавитами и русским в том числе. Может быть наоборот – наш  сакральный алфавит произошел от этих картинок, которые когда-то были иероглифами древнего знания? Во всяком случае, во время нашего путешествия ничего не стоит вспомнить о соответствии Арканов с буквами нашего алфавита и, соответственно, о русских словах, которые означают то или иное состояние души и его историю. И это не будет даже ничем необычным, потому что за долгие годы созданы, например, многочисленные варианты русского  Таро, основанные на различных стилях старообрядческой живописи. Например, я знаю Таро Егорова, которое мне кажется абсолютно непротиворечивым, то есть полностью соответствующим этапам русского национального пути. Наверное, это то главное, что я хотел сказать перед началом путешествия. И я еще раз хочу повторить, что надеюсь, что для того, чтобы начать его практически, перед вами все-таки есть какое-то изображение Марсельского Таро: карты, картинки в книжке, картинки из интернета. Тогда со следующей передачи у нас с вами могут возникнуть ощущение, что мы несмотря на расстояние нас разделяющее вместе играем в старинную философскую игру.


_________________________
[1] Из книги «Философия свободного духа» Николая Бердяева.
 
[2] Из книги «Медитации на Таро» Валентина Томберга

[3] В скобказ указаны слова А.Г. Данилина

 
17.12.2017 Выложен тренинг "Умение понимать другого человека", который ранее нигде не публиковался...
11.03.2017 Существенно улучшилось качество звучания в тренинге "Божественная комедия".
Те, кто скопировал и хранит этот тренинг у себя, - можете обновить свою копию...
25.01.2017 Полностью обновлён тренинг "Поваренная книга магии". Главное - теперь вы можете узнать, о чём он (появилось содержание) :)
14.01.2017 Впервые выложен "Разноцветный тренинг"!
27.10.2016 Большое пополнение бесед за 2007 год!
Добавилось более 100 передач, которые раньше не выкладывались.
А качество выложенных ранее передач за 2007 год заметно возросло.
01.06.2013

Большое пополнение бесед за период 20.02.2006 - 29.12.2006.

Из них 39 передач перезалиты с лучшим качеством, остальные 49 выложены впервые.

04.09.2011

Алексей Попов завершил работу над тренингом "Уроки с Катей -2 — Парижская история, или Языческие корни";
на данном сайте впервые выложена качественная аудиоверсия тренинга (в стереозвуке)

27.06.2011

запущена тестовая версия.

23.06.2011

старт проекта.