войти

«2011.07.20 Интерес»

Расшифровки передач

Расшифровка — это текстовая версия передачи.

Вы можете оказать неоценимую помощь программе «Серебряные нити», если сделаете расшифровку этой и других передач. Расшифровки позволяют другим людям быстро знакомиться с передачами, находить передачи через поисковые системы, а также становятся основой для книг, выпускаемых автором передач.

Чтобы сделать новую расшифровку, нужно:

  • зарегистрироваться на форуме «Серебряные нити».
    (для регистрации пройдите по ссылке:
    http://www.serebniti.ru/forum/ucp.php?mode=register)
  • используя логин и пароль форума, войти здесь под ними
    (для этого нажмите на значок «ключик» (значок логина) в правом верхнем углу сайта).

Теперь Вы можете создавать новые расшифровки и редактировать уже написанные!
(для этого пользуйтесь значками (создание текста и редактирование текста), находящимися справа от каждой аудиозаписи)

 

Добрый вечер. Давайте поговорим сегодня о том, откуда приходит и куда уходит интерес. Есть какие-то качественные отличия интересного от скучного? В нашей современной жизни, в которой много потенциальных возможностей, мы вдруг говорим, что у наших детей снизился интерес. Ведь интерес - это одна из характеристик потребности в познании. Не кажется ли вам, что количество, уровень интереса большинства наших детей, снизился. Какие интересы сегодня движут вашими поступками и душой? Почему сегодня так много становится скучным? Куда уходит интерес?

 

Музыка

 

Наш постоянный участник форума, Артём Алтухов кратко пишет: «Интерес это неотъемлемое свойство человека как существа разумного. Живые интересующиеся люди долго живут».

Наверное, так кратко можно обозначить главную мысль моей книги «Таблетка от смерти». Фантастически тяжёлые судьбы нашей стране прожили люди старшего поколения. И экология была безобразной, и продукты отвратными, и войну прошли. Жутко вредная была жизнь. А слушаешь порой простые истории жизни и удивляешься, через что прошёл человек- через лагеря, штрафные батальоны… Во всём этом был какой-то интерес. А как только этого интереса нет, человек не замечает, как сокращается вдруг его жизнь. Потому что если нет интереса, нет и смысла.

Как-то так сложилось, сегодня исполнилось 44 года со дня смерти русского советского писателя, философа, мыслителя, поэта, сказочника Я. Э. Голосовкера. Само это слова для моих размышлений стало чрезвычайно важным, если не основополагающим после эссе Я. Э. Голосовкера которое называется «Об интересном». Он пишет в нём, что, к сожалению то, что его интересовало всю жизнь, оказывается чрезвычайно скучным для так называемых нормальных людей. Голосовкер интересуется, почему так скучна вся литература античности? В чём тут дело - в стиле, переводе, композиции или некой необъяснимой неактуальности? И откуда берутся пылкие страстные поклонники всю жизнь изучающие скучную литературу? Хотя сами они признают, что эти произведения скучны для большинства? Почему в одно время и в одну эпоху, людей интересует глубина содержащихся смыслов в литературных произведений. Эта глубина, непостижимая тайна и есть самое интересное. А для других в этой же самой тайне есть невыразимое ничто? И оно вдруг оказывается невероятно скучным? В сущности своей интерес – это то, что позволяет нам находиться в потоке жизни, поплавок, который удерживает нас  на поверхности, несмотря ни на что. Когда интереса нет, жизнь сама собой прекращается. Иногда это выражается в тоске, иногда в болезни, в быстрой смерти.

А.Г.: Здравствуйте, Николай.

Николай: Добрый вечер. И интерес у нашей молодёжи падает, потому что устали они вникать в шедевры. Примитив, который сейчас им подсовывают, он не способствует развитию психики, умению вникать. Античность не познаётся. Потому что нервная система устаёт, торможение возникает после того, что на них наваливается. Вот скажем та музыка, которая прозвучала. Обоснуйте, чем она вам интересна? Мне кажется, ответ очень прост. Будут шедевры на каждом шагу - будет к ним интерес. А примитив отупляет и снижает возможности познания.

А.Г.: Николай, а вы музыку, которую я поставил, обозначили как шедевр или как примитив?

Николай: Как примитив. Пичкаете её нам.

А.Г.: Понятно. Спасибо за комплимент.

Я хочу сказать, что возможно, в этом есть самое главное различие. А может быть, самое главное объяснение интереса. Дело в том, что то, что я чувствую как шедевр, Николай может чувствовать как примитив. Не согласен я с тем, что в школе как пичкали шедеврами, так и пичкают. Изменилось что-то совсем другое. Что-то, что Николай называет усталостью. В этом есть совершенно что-то другое, на мой взгляд. Казалось бы, то, что должно рождать интерес, его убивает. Убивает интерес, на мой взгляд, отсутствие или присутствие тайны. Это не усталость, а скорее вседоступность. Я для себя называю это ощущение сегодняшнего молодого человека, в том числе моего младшего сына, всезнайством. Дело не в том, что все знания есть и познание закончилось. А дело в том, что получить любую информацию можно, нажав несколько кнопок на компьютере, и эта информация станет доступной. От этого приходит ощущение, что ты эту информацию знаешь, по крайней мере, в любой момент можешь узнать. От этого интерес к поиску знаний снижается.

А.Г.:  Здравствуйте, Сергей Юрьевич.

Сергей Юрьевич: Здравствуйте. Есть краткосрочный и долгосрочный интерес. Я не соглашусь с предыдущим звонившим. Интерес всегда присутствует, только нужно его растягивать, например, для страны, на одно поколение. Зная, что через 50 лет сделать интереснее их жизнь, если бы это воспитывалось на уровне страны, это было бы значительно.

А.Г.: Так что для этого надо?

Сергей Юрьевич: Для этого я думаю, нужно интерес самих взрослых руководителей повернуть, чтобы не на несколько лет, а на 20- 50 лет совместить с интересом нового поколения.

А.Г.: Спасибо большое. Есть в этом что-то такое насильственное. Взять интерес человека, пришедшего человека лет на 20 к власти  и совместить, притереть к интересам молодого поколения. Сделать так, чтоб они за ним пошли. Это своего рода рабство, через которое мы проходили неоднократно. Может быть, некоторым этого и хотелось бы. Мне кажется, молодому поколению этого не хотелось бы вовсе.

 

Музыка

 

А.Г.: Здравствуйте, Павел.

Павел: Здравствуйте. Что касается самого понятие. Это познание человека.

А.Г.: Спасибо, Павел.

Я хочу добавить. Может быть, это не просто познание человека. Мне вспомнился герой Янковского в фильме «Влюблён по собственному желанию». Ему всё время навязывали хобби, на что он говорил «не греет». А интерес к человеку это то, что греет, временами даже жжёт. Это такой радостный огонь. Пока он горит, мы живы.

А.Г.: Здравствуйте, Валентина Васильевна.

Валентина Васильевна: Доброй ночи. Интересным человеком надо родиться и с интересом.

А.Г.: А есть люди, которые рождаются без интереса?

Валентина Васильевна: Это те, кто ленятся.

А.Г.: А можно себе представить  ребёнка-дошкольника без интереса?

Валентина Васильевна: Здесь дело родителей ещё, как подключатся родители.

А.Г.: Спасибо.

Если ребёнку не интересно жить, не любопытно, то это, наверное, мы сталкиваемся с какой-то патологией души.

А.Г.: Здравствуйте, Марина Александровна.

Марина Александровна: Здравствуйте. Интерес мне кажется, это то, что тебя цепляет, останавливает. Вот даже та музыка, которую вы даёте, не всегда понятна, потому что часто она на других языках. Тем не менее, какой-то отзвук есть. Но обязательно или включишь громче или перестанешь что-то делать. Точно так же и картины, фильмы.

А.Г. : Спасибо большое.

Замечательный русский язык, особенно когда дело доходит до слова «зацепит». Вот так и получается, одного цепляет, а другого – нет. Поэтому  я и сказал, что интерес это на самом деле главная энергия жизни человеческой души или личности. И без интереса эту жизнь представить нельзя. Вообще интерес тема диссидентская, что ли, в области психологии. Потому что обсуждали его и брались за него только самые необычные и свободно мыслящие люди. Во второй половине 19-го столетия концепцию в интересах представил мыслитель Франц Брентано. Читал он поразительные свои лекции в венском университете. Постоянными его слушателями были и З.Фрейд и Э.Гуссерль.  Два человека, которые основали всё то, что называется научной психологией в  20-ом веке. Брентано считал, что само сознание  интенционально. То есть, на что-то указывает, что находится вне самого человека. И эта направленность, его склонность приносит в него смыслы, придаёт содержание. Э.Гуссерль говорил, что никогда сознание не существует в неком вакууме. Оно всегда является осознанием чего-то. Сознание всякого человека вместе с его внимание выборочно. Мы что-то запоминаем, что-то нет. Вот это что-то является кривой или бегающей искрой наших интересов. Если интерес быстро проходит, то это означает, что этот интерес был не наш. Ведь интересом можно заразиться. Вообще говоря, учителем (не педагогом  и преподавателем) мы называем людей, которые способны заражать нас интересом. Иногда выясняется, что то, чем мы заразились от учителя, был не нашим и этот интерес вместе с окончанием школы, заканчивается. Но остаётся само состояние интереса, состояние нагретости внимания. Интерес – это то, что разогревает. А то, чем мы в жизни интересуемся, это и есть мы. Или наша жизненная задача, притча, которая рассказана о нас. Потому что след, оставленный нами в пространстве реальности или пространстве бытия, это горячий след. Это след нашей заинтересованности. Потому что именно в таком нагретом состоянии интереса мозг ученика способен породить свою собственную мысль, отличную от мысли учителя или книги, которую мы прочитали. Мы когда-то говорили о важности прочтения тысячи книг. Это важно, поскольку это позволяет человеку сформировать свой интерес, определить свой горячий след своего существования.

А.Г. : Татьяна Михайловна, вам последнее слово.

Татьяна Михайловна: Добрый вечер. Мне 60 лет. Я сейчас интересуюсь тем, чем я интересовалась и в молодые годы. И как-то интерес вызывало новое знакомство с человеком, познание этого человека. Он чем-то интересуется, а я сталкиваюсь с этим впервые. Мне было интересно, почему он в этом разбирается. А могу ли я это познать?

А.Г. : Спасибо большое, Татьяна Михайловна.

Тема для меня очень важная. Поэтому давайте в следующей программе попробуем поговорить о направленности интересов человеческих, об интересе к другому человеку. Спасибо всем. Спокойной ночи.

 

Музыка

 

17.12.2017 Выложен тренинг "Умение понимать другого человека", который ранее нигде не публиковался...
11.03.2017 Существенно улучшилось качество звучания в тренинге "Божественная комедия".
Те, кто скопировал и хранит этот тренинг у себя, - можете обновить свою копию...
25.01.2017 Полностью обновлён тренинг "Поваренная книга магии". Главное - теперь вы можете узнать, о чём он (появилось содержание) :)
14.01.2017 Впервые выложен "Разноцветный тренинг"!
27.10.2016 Большое пополнение бесед за 2007 год!
Добавилось более 100 передач, которые раньше не выкладывались.
А качество выложенных ранее передач за 2007 год заметно возросло.
01.06.2013

Большое пополнение бесед за период 20.02.2006 - 29.12.2006.

Из них 39 передач перезалиты с лучшим качеством, остальные 49 выложены впервые.

04.09.2011

Алексей Попов завершил работу над тренингом "Уроки с Катей -2 — Парижская история, или Языческие корни";
на данном сайте впервые выложена качественная аудиоверсия тренинга (в стереозвуке)

27.06.2011

запущена тестовая версия.

23.06.2011

старт проекта.