войти

«2011.07.27 Йога»

Расшифровки передач

Расшифровка — это текстовая версия передачи.

Вы можете оказать неоценимую помощь программе «Серебряные нити», если сделаете расшифровку этой и других передач. Расшифровки позволяют другим людям быстро знакомиться с передачами, находить передачи через поисковые системы, а также становятся основой для книг, выпускаемых автором передач.

Чтобы сделать новую расшифровку, нужно:

  • зарегистрироваться на форуме «Серебряные нити».
    (для регистрации пройдите по ссылке:
    http://www.serebniti.ru/forum/ucp.php?mode=register)
  • используя логин и пароль форума, войти здесь под ними
    (для этого нажмите на значок «ключик» (значок логина) в правом верхнем углу сайта).

Теперь Вы можете создавать новые расшифровки и редактировать уже написанные!
(для этого пользуйтесь значками (создание текста и редактирование текста), находящимися справа от каждой аудиозаписи)


Добрый вечер. Добрый вечер всем, кто слушает программу «Серебряные нити». 
Как-то во время предыдущей передачи у нас в эфире появилось понятие практики себя. Интереснейшее, между прочим, само по себе понятие. И где-то рядом, совсем рядом с ним, наверное, и всплывает в сознании российского человека и европейского человека слово йога. Потому что это одна из законченных, имеющих целостную и тысячелетиями сформированную структуру практик познания и создания себя.
Передача наша короткая и вряд ли мы сегодня сможем всерьёз обсудить колоссальную философию, культуру, метафизику и мистику йоги. За несколько тысячелетий там накопилось столько интереснейших вещей, что даже начинать-то боязно, - священный трепет охватывает.
Но вот интересно, почему сейчас, как вы думаете, дорогие радиослушатели, восточная практика, практика, которая возникла вместе с индуизмом, распространилась на Тибет и сплелась, тесно переплелась с буддизмом, стала основой тантризма, в общем, одна из базовых восточных практик делания себя приобрела такую огромную популярность в сегодняшней России.
Вот хорошо это или плохо, и что, собственно говоря, ищет современный человек, когда приходит в соответствующий клуб или общество на занятия, которые называются йогой? Я думаю, что далеко не все из них йогой являются и уж тем более понятно, что имеют отношение в основном только к одному из разделов йоги к хатха-йоге. 
Но всё-таки, что ищут и что получают от этих занятий люди? Поскольку нам интересны те ощущения и переживания, которые получает сам человек. Конечно, очень бы хотелось услышать сегодня здесь в прямом эфире тех, которые имеют какой-то опыт занятий йогой в самых разных смыслах этого слова и самый разный опыт. Зачем вы приходите в группы и клубы йоги? И самое главное – что вы чувствуете, что ощущаете? К чему стремитесь? Вот главный вопрос сегодняшней программы.
Как вы понимаете слово йога? Хотите ли ей заниматься? И что бы хотели получить или получаете на занятиях йоги? К чему стремитесь, какие ощущения дают вам те упражнения, которые вы делаете на этих занятиях? Есть ли, в конце концов, в нашей стране достойные учителя йоги, - с вашей точки зрения, конечно, уважаемые наши радиослушатели. Да и вообще, как вы понимаете слово йога?
Разумеется, в прямом эфире у нас сегодня поёт и играет музыку европеец, англичанин, который переехал в Индию, очень много лет занимался различными духовными практиками и создал свой синтез европейской и индийской музыки. 

Музыка.

Ну вот. Только два слова. Вообще конечно йога это понятие, которое в индийской культуре и философии и означает совокупность самых различных физических, духовных и психических практик, нацеленных на управление душой человека. В более узком смысле этого слова йога это одна из 6 ортодоксальных даршан или школ философии индуизма. Исходная цель упражнений йоги изменение антологического статуса, антологических позиций человека в мире, то есть если хотите, изменение исходной точки познания. Ну, наверно все слышали об основных направлениях йоги. Это раджа-йога, карма-йога, джнана-йога, бхакти-йога и хатха-йога.
В контексте философском под йогой понимается система раджа-йоги, изложенная в йога-сутрах Патанджали, и тесным образом связанная с направлением мысли, которая называется санкхья. Мы не очень знакомы с этим направлением мысли, однако мне кажется, что вот самое главное тут очень важно научиться понимать. Потому что санкхья это философия дуализма, которая считает, что существует два независимых друг от друга начала мира или две независимые друг от друга реальности – Пуруша и Пракрити. Пракрити это (очень грубо, очень грубо!) материя. На самом деле это как-бы источник мира объектов, мира вещей. А Пуруша это такое же первичное сознание, которое непрестанно познаёт Пракрити. Почему это так важно для йоги? Потому что глобально как-бы йога связана с тем, чтобы выделить – Пурушу из Пракрити. Выделить вечное сознание из мира объектов, который пытается поглотить его полностью. Вот вкратце. Прошу прощения у всех специалистов. Вкратце, но это может быть самое главное, что послужит источником разговора.

А.Г.: Здравствуйте, Катя.
Катя: Добрый вечер. Здравствуйте.
А.Г.: Мне вот говорят - у вас есть опыт занятий йогой.
Катя: Мне стыдно в этом признаваться, потому что больше половины терминов, которые вы произнесли, я просто и не могу расшифровать для себя, поскольку я занималась достаточно поверхностно.
А.Г.: В действительности, я как-бы их тоже произнёс весьма поверхностно. Хотя, как мне кажется, нечто принципиально важное в этом есть. А вот как раз, спасибо, что вы позвонили, потому что я хотел услышать…
Катя: Мнение дилетанта?…
А.Г.: Да, не философа.))) Я хотел спросить – вы обычный человек, вам сколько лет?
Катя: Мне 37. И я действительно наверно обычный человек…
А.Г.: А образование у вас?
Катя: Высшее…
А.Г.: Высшее. Я прошу прощения. Ну вот, вот человек с высшим образованием… житель Москвы?
Катя: …оказавшийся в йога-клубе просто за компанию, буквально. Случайность - неслучайна. В общем-то, впечатления получены. И некую такую важную точку в жизни сформировали, наверно.
А.Г.: Что это за точка? Чему помогает? Вы занимались хатха-йогой, я правильно понимаю?
Катя: Ну да, конечно, как наверно большинство соотечественников и европейцев.
А.Г.: Асанами. 
Катя: Вообще говоря, мне даже удобнее говорить не асанами, а позами, потому что выговаривать их названия сложно. Мне проще сказать – поза рыбы, или поза ворона. Я не затрудняю себя запоминанием этой терминологии, мне так удобнее. И, в общем-то, единственное, чем я могу поделиться, это наверно собственными ощущениями от занятий. В общем, глубокого проникновения в эти практики …не могу похвастаться к сожалению.
А.Г.: А вообще вот, Кать, извините, можно я буду вас перебивать? А вот учителя, когда вы приходите на занятия, они каким-то образом вот это всё излагают? – Пуруша, Пракрити, цели. Или: цель – оздоровительная вообще.
Катя: Учителя бывают разные. И в клубах сейчас занимаются разных. И, в общем-то, наверно, те, кто приходят в клубы получают то, чего они хотят получить. Если кто-то хочет заниматься глубже, те уезжают на практики в Прибалтику, и ещё в другие части…, там, в Индию. Если кто-то довольствуется всем тем, чем довольствуюсь я, в общем-то, мне хватает позы рыбы и позы ворона.
А.Г.: А что они вам дают? Извините, я вас перебью. Вот мы даже фактически, я даже потом только сообразил, но в некоторых тренингах программы «Серебряные нити» мы делали врикшасану, она очень простая – это поза дерева.
Катя: Замечательное дерево. 
А.Г.: Да, дерево замечательное.))) Вот что чувствует обычный человек с высшим образованием среднего возраста? Вот, что даёт, какие ощущения приносит?
Катя: Ну, в общем, первое что возникает, это некое сравнение с традиционными видами спорта, которыми я тоже занималась. И сравнение явное в пользу хатха-йоги, потому что все те виды спорта, в которых я что-то там…, ну лёгкая атлетика, плавание, они все сопряжены с неким насилием над собой, и естественности в них крайне мало. То есть там есть элементы некого, скажем так, кайфа, - как в лёгкой атлетике, например, бег с барьерами для меня был. Но платой за это была, в общем-то, боль и значительные усилия. В йоге этого вообще нет. То есть это какое-то грамотное воспитание. То есть можно выпороть ребёнка за то, что он ломает игрушки, можно придумать ему хорошую игру, чтобы он игрушки не ломал. Вот пример мудрого воспитателя это как раз хатха-йога.
А.Г.: Спасибо, замечательно. Спасибо, Кать. Как-бы, интереснейшей момент, что вы имеете в виду под воспитанием? Вот это что по состоянию, по ощущению, по состоянию души, когда вы делаете свою позу рыбы.
Катя: Ну, это я возвращаюсь к тому, что я сказала – это чувство, которое, в общем-то, наверно охарактеризовала как ощущение стать ребёнком. В принципе любой ребёнок до определённого возраста идеален внешне, то есть у него что-то такое в его пропорциях, внешнем виде, что-то такое, что можно любоваться этим, и всё. Потом с возрастом, словнонаросты какие-то образуются вот лет с семи-восьми, какие-то мелкие изъяны, что ли. Словом, хатха йога позволяет почувствовать своё тело телом ребёнка, почувствовать, в общем-то, покалеченному жизнью телу некое совершенство.
А.Г.: Спасибо большое Кать, не буду вас …мучить. Этого достаточно.
Катя: Да, пожалуйста…
А.Г.: Спасибо))).

А.Г.: Здравствуйте, Алексей.
Алексей: Я хотел поделиться опытом, если можно.
А.Г.: Да, конечно.
Алексей: … мистическим. Можно мистическим?
А.Г.: Давайте, конечно. Мы всегда за мистический опыт.)))
Алексей: Хорошо. Лет 5 назад, я тоже занимался, асаны делал. И несколько часто занимался.
А.Г.: А как правильно асаны или асаны?
Алексей: На первое, асаны.
А.Г.: Хорошо, буду стараться.
Алексей: Релаксацию делал. Работал с музыкой от Ошо, которая активирует чакры. И вот сидя в полулотосе сиддхасане – понятно, да? 
А.Г.: Да-да.
Алексей: Я вот с закрытыми глазами увидел чакры. У меня вот на уровне манипуры вот вращалась такая юла разноцветная такая, глаза были закрыты, сразу подчёркиваю.
А.Г.: И …
Алексей: Ну, в общем, и собственно говоря, все остальные тоже.
А.Г.: А вот когда вы их видите, это помогло вам научиться их регулировать?
Алексей: Нет. Честно сказать, это было просто один раз в жизни, был такой опыт. Я просто побоялся уже в самадхи уйти.
А.Г.: Побоялся. А что такое самадхи?
Алексей: Самадхи это состояние сверхсознания.
А.Г.: Опять же, в чём оно заключается?
Алексей: Ну, опыта-то нет. Не могу рассказать. Это только вы почитать в книгах. Я, к сожалению опыта не имел. А… Вы хотите услышать ещё, может быть, информацию интересную. Да?
А.Г.: Ну, с удовольствием.
Алексей: Просто вот… Александр Геннадиевич… вы знаете, чётко абсолютно три уровня сознания прослеживались. То есть: один – действует, второй – руководит действиями, а третий наблюдает.
А.Г.: Да.
Алексей: Вот эти три уровня я чувствовал абсолютно.
А.Г.: Опять же, да?- если я правильно делаю ударение, это саттва, раджас и танос. Три основы, которые можно почувствовать в асанах. 
Алексей: Реально, да.
А.Г.: Основа разума, основа энергии и основа инерции, которая тянет всё время душу или дух, то есть сознание, то есть Пурушу к Пракрите.
Алексей: Да-да, абсолютно. Вы правильно, очень хорошо формулируете. Но это был опыт, это не было самовнушение, это я чётко абсолютно говорю.
А.Г.: Да нет, конечно же, мы вам верим. Вопрос ведь не в самовнушении. Вопрос заключается в том, для чего мы получаем опыт? Вот почему я спрашиваю, помогает ли видение чакр чему-нибудь?
Алексей: Что ты ни какая-нибудь «скотина», а действительно человек.
А.Г.: Ха, ха-ха.)))
Алексей: Ну, грубо говоря… Это понятно, да?
А.Г.: Это прикосновение…
Алексей: К чему-то высшему внутри себя.
А.Г.: Вот. Это то, о чём мы очень часто говорим в передачах. Это возможность и способ прикоснуться к чему-то большему, чем ты есть сам. А вот дальше весь вопрос - сможет ли человек и захочет ли он этот опыт как-то использовать для изменения себя? По той простой причине, что этот шаг всё время кажется чем-то опасным. По-моему именно это говорит Алексей, когда говорит, что побоялся провалиться в самадхи.
Алексей: Я могу объяснить.
А.Г.: Потому что, собственно говоря, самадхи это свет, да?
Алексей: Да.
А.Г.: Чистое счастье без страданий. 
Алексей: Да-да.
А.Г.: Что-то вроде, аналог нирваны.
Алексей: Я просто вспомнил, что Рамакришну из этого состояния возвращали ученики.
А.Г.: А он не хотел?
Алексей: Нет. Возвращали. Просто методика такова. Он туда уходил, а вот вернуться то оттуда? Можно только при внешней помощи…
А.Г.: Ну, да.
Алексей: Я об этом вспомнил и решил не уходить. Потому как учеников у меня вокруг не было. 
А.Г.: Патанджали, говорят, умел возвращаться сам.
Алексей: Может быть.
А.Г.: Спасибо, большое, Алексей.
Алексей: Пожалуйста, пожалуйста.

А.Г.: Здравствуйте, Екатерина. Ещё одна Екатерина, из Москвы.
Екатерина: Здравствуйте.
А.Г.: Здравствуйте.
Екатерина: Я вот хочу сказать, что заниматься физическими упражнениями типа хатха-йога без изменения своего сознания просто опасно. Сначала надо пройти путь Агни-йоги. Агни-йогу вы не упомянули.
А.Г.: Нет. Не упомянул.
Екатерина: Я надеюсь, вы знаете это учение.
А.Г.: Не могу сказать, что знаю так, как мне хотелось бы его знать. Но, во всяком случае, вот то, что совершенно однозначно можно сказать, что в 6 классических индийских философий она не входит. Да? поэтому, ну, отдельная тема. Рерих и Агни-йога, - тема отдельная. А почему опасно?
Екатерина: Потому что дать возможности человеку, который не осознаёт всего, всей Единой жизни, то может быть чревато последствиями. Вот. А Агни-йога это совершенствование духа своего, это надо пройти.
А.Г.: Вообще говоря, … Спасибо, большое, Екатерина. Я знаете, что хочу сказать. В общем, для познания пройти надо всё. Только сначала надо решить чего же всё-таки мы хотим проходить? А проблема тут только в одном. Вот видите, - мнения бывают разные. Ваша тёзка Катя она же занималась йогой, совершенно случайно. И как-бы, никуда не погружаясь, и ничего с ней такого не произошло. А вот Алексей побоялся свалиться в самадхи. Раз побоялся свалиться в самадхи, значит, самадхи, между прочим, у него внутренне ассоциировалось с чем-то вроде безумия. Я не настаиваю, это я так передаю смысл. Потому что если самадхи является, в общем, в конечном итоге, - это просветление, да? - целью йоговских упражнений, то по большей части, чего же здесь… бояться? 

Вот что интересно, по поводу практики себя и вот предложения нашего форума на сайте программы «Серебряные нити» поговорить о йоге. Вообще говоря, йога с точки зрения Патанджали чрезвычайно близка к русскому замечательному слову трезвение. Потому что, трезвение - не дай Бог , это слово православное, но совершенно не обозначает никакого отрезвления в прямом смысле - оно означает очистку ума от ненужных страстей. Умение опознавать в себе страсти и отбрасывать их. 
Так вот, во второй сутре, которая считается ключевой сутрой всего текста Патанджали, сказано: йога есть обуздание волнений, присущих уму.
Собственно говоря, на мой взгляд, именно об этом и говорила Катя. И поэтому вопрос сразу превращается в следующее: Вот насколько же нам полезно или вредно обуздывать волнения присущие уму? 
Вивекананда как-бы считал, что это же сутра переводится как йога, заключается в не позволении уму принимать различные формы. Строго говоря, Вивекананда говорил о том, что йога это способность ума, если хотите, не лгать самому себе. Поскольку само по себе понятие ложь, даже в русском языке, это понятие в высшей степени непростое. 
Могут ли навредить вот эти базовые особенности управления умом? - Наверное, выше которых очень трудно подняться в повседневных практических вот таких московских, скажем, занятиях йогой. Давайте обсудим после ещё одной музыкальной паузы. Надо же нам создать индийское настроение.

Музыка.

Мне очень понравились метафоры нашей слушательницы Кати, которая вот так замечательно сказала о каких-то таких наростах, которые нарастают на душе. 
На самом деле, те наросты, которые нарастают на душе, они, в общем, нарастают и на теле тоже. Потому что, я думаю, что для продвинутых слушателей программы «Серебряные нити» не секрет, что наши комплексы, беды, переживания мы выражаем в том числе, и всевозможными напряжениями, хроническими напряжениями нашего мышечного каркаса, то есть наших мышц вообще.
Ну, всем знакомо, что если девушка сутулится, значит, она стесняется своей фигуры, и так далее, и тому подобное, уж не буду это перечислять. Вот если хотите, вот таким образом свободный, вечный, или предвечный дух Пуруша оказывается захвачен материями и её наростами. И, в общем, основной смысл асаны, он заключается в том, чтобы вот эти вот мышечные наросты и напряжения снять. Вообще, те, кто любит массаж это очень хорошо знают. Поскольку где-нибудь на пляже или санатории массаж смысла какого-то такого физического как правило не имеет. А вот то, что он делает, - он неожиданно расслабляет наши собственные всевозможные воспоминания, которые фиксированы напряжениями мышц тела. И они всплывают в голову, дамы болтают с массажистами, рассказывают им свои самые интимные тайны. И это связано с самой главной задачей асаны, или первичной, по крайней мере, её задачей, - хотя бы немножко освободить то, что Катя блестяще назвала ощущением детства. То есть вот этот самый свободный, но заключённый и скованный мышцами - материи тела - дух. 
Мне кажется, что вся беда и весь вопрос заключается в том, будет человек что-нибудь потом делать с этим детством, с этой свободой? Будет её на что-то расходовать или куда-то употреблять? Или оставит себе? - Замкнёт. То есть, превратит её в удовольствие, в некоторое приятное воспоминание, которое нужно только ради того, чтобы на минутку почувствовать себя свободным и ребёнком.

Вот что сказала о йоге наша постоянная радиослушательница Ирина.
Ирина: «
Здравствуйте Александр Геннадиевич. Меня зовут Ирина. Йога – это мода или панацея, философия или гимнастика, реальная сила или мистическая спекуляция? Почему она так сейчас популярна на Западе вообще и в нашей стране в частности, и что именно популярно, - подлинная традиционная практика Индии, или адаптированная для западной ментальности психологические техники Востока, обозначенные условным термином йога? Мне сложно обо всём этом судить, потому что сведения о ней фрагментарны и неполны. Человек всегда стремится к совершенству. Или пытается как-то решить возникшие проблемы. И для всего этого необходимо что-то, что позволило бы выбраться из предыдущего круга, отстраниться, посмотреть на всё с другой точки, а затем, на новом уровне, начать новый виток сборки себя. Возможно, именно это и даёт йога тем, кто ею действительно серьёзно постоянно занимается.

Меня же из привычного круга обыденности вырвала глубокая депрессия, случившаяся более 10 лет назад. Многие значимые для меня ценности потеряли тогда свою привлекательность и силу, а иные, незначимые и несущественные на тот момент, обрели её. Сама такая перетряска ценностных приоритетов дала огромную энергию, и новое начало многого во мне. Йогой я всерьёз не занималась ни тогда, ни после. Интерес есть лишь к её истории, и к возможности адаптировать узнанное под себя. Физические упражнения, дыхательные техники, философия интересна всякая, как и мифология.

Мне очень много даёт весь проект «Серебряных нитей» и практические тренинги, и размышления в прямых эфирах между ними. А кроме того, попытка разобраться в окружающей меня жизни. Сделать её ну хотя бы чуть лучше посредством изменения себя. Как минимум научиться самой не то, чтобы не мусорить, а убирать за собой мусор в занимаем мной социальном, душевном, духовном пространстве. И всё это помогает стать терпимее, и спокойнее, и глубже, и рассудительней. Кроме того, интересы к музыке, к живописи, литературе тоже помогают меняться. То есть, интересно именно то, что вызывает изменения. Очень интересны ваши книги, Александр Геннадиевич. Подлинный синтез поэтических образов и концептуальных теорий, символических ассоциаций, логических размышлений. Огромное количество совершенно различных знаний, сплетённых в единое и значимое целое. Всё это лично мне очень помогает собирать себя после очередных выпадений из привычной колеи или забреданий в унылый тупик. Мне всегда интересна тайна, скрывающаяся за музыкой, картиной, текстом. Всегда пытаюсь понять её, постичь, причём всеми доступными мне средствами и чувственными, и аналитическими, и образными, и логическими, в меру своих собственных сил, конечно, и способностей. И это понимание себя через что-то, или что-то, кого-то через себя, меня лично всегда меняет. Для меня любое понимание желаемо, ценно и необходимо. И плохого в себе и хорошего. Но а целью является желание избавиться от плохого. Или хотя бы уменьшить насколько это возможно. И пытаться культивировать хорошее в себе. Спасибо. До свидания».


А.Г.: Ну вот видите, как можно понимать йогу. Я бы хотел просто специально обратить ваше внимание на то, что оказывается, депрессия может быть формой йоги. Потому что вне всякого сомнения, для человека, который переживает причинную, мотивированную, наверно, депрессию, это форма аскезы. Отказа от мира и его удовольствий. И это есть по сути пратьяхара, пятая ступень восьмиступенчатой йоги, определение которой даётся в 29 сутре II книги Патанджали.
А можно назвать йогой, удивительно, но программу «Серебряные нити». Почему? Да потому что это 6 ступень той же самой аштанга-йоги, которая называется дхарана – целенаправленная сосредоточенность ума, которая глубоко пытается проникнуть в суть какого-то случайного события. 
И так можно продолжать и продолжать. Лишь бы понять на мой взгляд следующее. Вот понимаете, какая штука, полученный результат, если он используется только ради удовольствия, а не ради постижения мира, и как сказала Ирина, ну пусть будет, увеличения количества хорошего в себе и в мире, в общем, может свести с ума. Это не то, чем можно не делиться с другими людьми. Это не то, когда можно оставаться без хоть какой-нибудь формы духовного развития. А духовное развитие означает изменение. И, в общем, размышление о том направлении, в котором мы все должны меняться.

А.Г.: Здравствуйте, Юлия.
Юлия: Я Юлия, здравствуйте. Ну вот, я с вами соглашусь, что йогой заниматься это для человека как-бы насилие внутреннее, но если человек не примет разума для достижения, это всё равно путь к самосовершенствованию, к самовоспитанию. Если не принять разум учителя своего, и не будет он вести человека этим путём,… любая культура для достижения какого-то совершенства, то ничего нельзя поделать. Это просто бегство от свободы и ничего неделание. 
А.Г.: Спасибо большое, Юлия.

Я хочу сказать, что увы, увы, увы. Ещё раз увы. Учителя бывают разные. И порой очень трудно понять чего же хочет, или чего добивается, или какие цели есть у самого учителя. И, наверное, единственное, - не смогу же я сказать, за последнюю оставшуюся минуту-две слишком много - скажу лишь, что, наверное, учителя можно понять с помощью любви. Всегда можно почувствовать если довериться своему чувству – любит учитель своих учеников, или нет. И любят ли его ученики. Мы очень трудно это определяем, но всегда точно чувствуем, - то, что называется любовью. Это важно и в православии и в йоге, и вообще везде, и даже в школе, везде и всегда где мы имеем дело с понятием учитель-ученик. Увы, иных школ преемственности, похоже, в нашем мире не осталось. Я далеко не один так считаю. 
Ну что ж, я хочу лишь сказать о том, что весь вопрос, хочет ли человек, занимающийся йогой, освободить свою душу ради того, чтобы пережить некоторый опыт и передать этот опыт другим людям - для того, чтобы и он сам, и они изменились куда-то в лучшую более высокую, более тонкую сторону. Или этот опыт переживания, тот опыт, которого мы боимся, от которого убегаем, который не хотим анализировать, поскольку боимся изменяться. Вот это наверно главные вопросы ключевой занятий йогой. Потому что когда мы боимся изменяться и оставляем, в том числе и йогу, как и многие другие интереснейшие духовные практики, только в качестве своего удовольствия или желания нами тайной власти, то в этом мире становится пусто и скучно.
Спасибо всем, кто позвонил, и кто хочет думать о практиках себя, путях духовного развития и о том, как сделать наш мир немножечко лучше.
17.12.2017 Выложен тренинг "Умение понимать другого человека", который ранее нигде не публиковался...
11.03.2017 Существенно улучшилось качество звучания в тренинге "Божественная комедия".
Те, кто скопировал и хранит этот тренинг у себя, - можете обновить свою копию...
25.01.2017 Полностью обновлён тренинг "Поваренная книга магии". Главное - теперь вы можете узнать, о чём он (появилось содержание) :)
14.01.2017 Впервые выложен "Разноцветный тренинг"!
27.10.2016 Большое пополнение бесед за 2007 год!
Добавилось более 100 передач, которые раньше не выкладывались.
А качество выложенных ранее передач за 2007 год заметно возросло.
01.06.2013

Большое пополнение бесед за период 20.02.2006 - 29.12.2006.

Из них 39 передач перезалиты с лучшим качеством, остальные 49 выложены впервые.

04.09.2011

Алексей Попов завершил работу над тренингом "Уроки с Катей -2 — Парижская история, или Языческие корни";
на данном сайте впервые выложена качественная аудиоверсия тренинга (в стереозвуке)

27.06.2011

запущена тестовая версия.

23.06.2011

старт проекта.