войти

«2011.11.16 Кризис после свадьбы»

Расшифровки передач

Расшифровка — это текстовая версия передачи.

Вы можете оказать неоценимую помощь программе «Серебряные нити», если сделаете расшифровку этой и других передач. Расшифровки позволяют другим людям быстро знакомиться с передачами, находить передачи через поисковые системы, а также становятся основой для книг, выпускаемых автором передач.

Чтобы сделать новую расшифровку, нужно:

  • зарегистрироваться на форуме «Серебряные нити».
    (для регистрации пройдите по ссылке:
    http://www.serebniti.ru/forum/ucp.php?mode=register)
  • используя логин и пароль форума, войти здесь под ними
    (для этого нажмите на значок «ключик» (значок логина) в правом верхнем углу сайта).

Теперь Вы можете создавать новые расшифровки и редактировать уже написанные!
(для этого пользуйтесь значками (создание текста и редактирование текста), находящимися справа от каждой аудиозаписи)

 

Доброй ночи. Доброй ночи всем, кто слушает программу «Серебряные нити». У микрофона, как всегда, я, доктор Александр Данилин. И мы давно с Вами в нашей программе не говорили о свадьбах. Вроде бы время сейчас такое не очень подходящее, но, как показывает статистика, вокруг выборов количество свадеб существенно увеличивается. По всей видимости, просто памятные даты и поэтому, в общем, личную жизнь человеческую ничто не останавливает. Мне кажется, ну согласитесь, в чём-то проблемы выбора жениха и невесты  - они похожи на проблему выборов политических. Может быть, конечно, это просто навеяно мне сегодняшним днём, но, тем не менее, свадеб у нас становится в целом больше. Но вот незадача, до четверти свадеб распадается сразу после свадьбы. Ну, практически, в послесвадебном периоде - первые один-два месяца. А это, между прочим, если не миллионы, то, по крайней мере, сотни и сотни тысяч молодых семей. Что происходит - обсуждаем мы сегодня по телефону (495) 956-15-14. Как думают наши слушатели с высоты своего жизненного опыта. А вдруг среди слушателей наших найдётся кто-то из молодых юношей или девушек или не очень молодых юношей и девушек, которые вот так женились и так же стремительно после свадьбы развелись просто в ходе послесвадебного кризиса отношений. Этот кризис отношений связан с некоторым охлаждением, отчуждением молодых мужа и жены друг от друга. Вот просыпается человек утром и видит, что рядом с ним лежит чужой. И вообще, надо как-то притираться друг к другу, а этого почему-то уже не хочется. Вот почему такого рода послесвадебные депрессии или послесвадебное отчуждение случаются? Об этом нам бы хотелось поговорить сегодня в эфире по постоянному телефону наших прямых эфиров (495)956-15-14. Где 495 - это код города Москвы, а 956-15-14 - постоянный телефон программы «Серебряные нити». Кроме того, мы всегда работаем вместе с сайтом нашей передачи в интернете. Он находится по адресу www.serebniti.ru Вы входите на первую страницу сайта, потом видите кнопку «наш форум», заходите на форум и там видите тему и мини-чат в котором можно оставлять вопросы и сообщения. А тема: почему у современных молодых людей случается послесвадебный кризис? Что с ними происходит? Почему такое огромное количество браков распадается, фактически так и не совершившись? Я уж, конечно, не говорю о том, что это связано с беременностью, порой бывает со всеми неприятностями, которые потом имеют дети от таких вот браков-скороспелок. Но это уже отдалённые последствия. Что происходит? Почему молодые люди - а надо сказать, что на Руси, в общем, всегда было принято рано жениться, с древнейших времён - вдруг так быстро заканчивают свои отношения, испытывая отчуждение после свадьбы? Ну а что касается музыки, то как всегда ассоциации сугубо мои личные. Поскольку мы говорим об эмоциональных причинах, у меня есть иллюстрация к этим причинам. Это, как ни странно, твист. Мне кажется, он точнее всего передаёт ожидание молодых от свадьбы, пусть даже музыка эта не очень современная. Твист у нас сегодня будет не обычный, а вовсе итальянский. Почему итальянский? Да, потому что, наверное, итальянцы по страстности и любви к гулянию свадеб, наверно, более всего похожи на русских. Во всяком случае, таковы мои музыкальные ассоциации причин по которым распадаются ранние браки.

 

Музыка

 

В общем, в этой песенке, наверно, заключена самая суть моего ответа на этот вопрос. Очень хочется быть Бриджит Бардо невесте на свадьбе, ну и отчасти по-своему и жениху хочется быть звездой. И вдруг свадьба, сама свадьба, а не дальнейшая жизнь становится самоцелью. Станислав из Москвы звонит с мобильного телефона из-за руля, наверное, из московских пробок.

 

А.Г.: Здравствуйте, Станислав.

Станислав: Здравствуйте. Так вот, моё мнение, что молодые люди расходятся после свадьбы быстро, что их пугает или засасывает быт. Потому что когда встречаются - все такие красивые, все ухоженные. Один живёт у папы, другой у мамы, и встречаются чистенькими, в зашитых колготочках и в недырявых носочках. А как только люди начинают жить вместе, то, что получается, - утром видишь ненакрашеную супругу или небритого супруга, видишь порванные колготки или, простите, не очень свежее бельё и т.д. и т.п. То есть получается, что, то, что ты хотел, - совсем не так, как на самом деле. И всё. Молодые люди просто этого не выдерживают.

А.Г.: Спасибо большое, Станислав. Вот, собственно Станислав со мной согласен. Потому что я пытаюсь говорить именно об этом. В действительности, свадьба как самоцель. Ну, вроде бы люди выросли, как бы, и вышли во что-то, что называется взрослая жизнь. Там лет в 18, 19, 20, 21, 22, потом эта жизнь взрослая такая, к которой стремился, потому что мечтал оторваться от мамы, папы, от дома, вдруг оказывается по-прежнему мечтой, потому что надо учиться. Учиться трудно, потому что очень трудно в учёбе оказаться звездой, всем хочется быть звездой, «Бриджит Бардо». Наверное, современное поколение уже не помнит, кто это такая. Ну, во всяком случае, это суперзвезда итальянского происхождения мирового кинематографа. А свадьба для девочки, в первую очередь для невесты, - это способ на время почувствовать себя звездой. Подруги завидуют, королевская одежда, драгоценности, пусть даже фальшивые, огромное количество народу, обзванивание друзей, ресторан, шикарное авто. Меня всегда жутко смешили наши эти до неестественности растянутые в длину лимузины. Как бы поездка по памятным местам, к Вечному огню, потом ещё может быть поездка куда-нибудь на тропический курорт, если у родителей, разумеется, с обеих сторон есть такие возможности. Когда всё это заканчивается, выясняется, что никакой такой яркой и блистательной жизни не образуется. Вообще, на самом деле, я думаю, что дело, в строгом смысле этого слова, не в быте, потому что в наше время быт молодых порой очень длительное время налаживают родители. Дело не в этом, дело в том, что вот эта яркость праздника заканчивается, а к тому, что рядом непривычный тебе человек, с не очень привычным запахом, со своими семейными традициями, которые обычно противоположная сторона брака называет «причудами». Всё это вместе вдруг вызывает разочарование. Поскольку от всего того, что казалось яркой жизнью, оказывается, нужно снова отказаться, а друзья и сокурсники уже забыли о твоём празднике и звёздности. Там впереди другие праздники, личные проблемы, возникает зависть, наоборот, зависть, потому что вот те, кто живёт свободной жизнью, по-прежнему вступает в отношения с девочками и мальчиками. Всё наоборот, после свадьбы та жизнь, которая вроде бы как минула, оказывается более привлекательной. И как бы начинает манить совершенно незаметно в обратную сторону. А вот почему всё это происходит?

 

А.Г.: Здравствуйте, Людмила.

Людмила: Вы знаете, я вот всегда с детства поражалась вот этой свадебной церемонии. Вот то, что самое такое интимное, самое дорогое для твоего сердца, вдруг выносится на общественное мнение. Вот я всегда думала, что моя свадьба произойдёт в храме, где никого не будет. И мы, глядя в глаза друг другу, скажем, что «Я люблю тебя и постараюсь пронести это чувство через всю жизнь. Я никогда тебя не брошу в беде. Я всегда буду с тобой». А церемония в Загсе... они ведь даже не смотрят друг на друга. Они слушают что говорят, вот казённые слова произносят, потом одевают кольца на пальчики и целуются и всё. Это их ни к чему не обязывает. Мне кажется, что нужны какие-то слова. И, глядя в глаза друг другу, эти слова нужно сказать, тогда в сердце вот останется какое-то чувство Бога, может быть.

А.Г.: Спасибо большое Людмила. Людмила из Краснодара звонила, поэтому прошу Вас простить нас за то, что звук не очень качественный.

 

Я вот что хотел сказать, я, на самом деле, всегда к свадьбам относился точно так же. Но, отношение отношением, но ведь, в общем, это действительно праздник. Праздник начала новой жизни. И к удивлению моему, Людмил, в новом поколении, хотя, казалось бы, они все такие раскованные, неформальные... удивительная вещь, я это знаю, в том числе и по своему старшему сыну тоже, от которого как бы никак не мог этого ожидать. Нет, они, слава Богу, живут в браке уже давно, и свадьба эта была давно. Я просто имею в виду, что как-то не мог ожидать, что они будут категорически требовать такую, настоящую со всеми новыми российскими традициями, с лимузинами со всем остальным свадьбу. Характеры вроде бы у обоих совсем не показушные, что очень радует. А вот свадьба - должна быть на всю катушку. Всё равно надо «звездить». Ну, и что там греха таить, в общем, я прекрасно знаю, что и кризисы были, но я думаю, что вот моих спасло то, что они достаточно долго перед свадьбой вместе жили. Свадьба была, ну, скажем так, результатом того, что называется пробный брак. Хотя он никак объявлен не был и поэтому, что такое трудности в совместной жизни они оба прекрасно знали. Если вдруг они случайно услышат эту передачу, пусть простят мне эти рассуждения.

Вообще говоря, дело даже не в том, ну, это для меня, и я не хочу, чтобы на меня обиделись все новобрачные по всей стране. Для меня это просто очень личное, сугубо субъективно, но для меня большей пошлости, чем обряд современной свадьбы, просто не существует. В основе своей вот я так это и чувствую, это некоторый твист ради твиста. Что происходит на свадьбе и что должно происходить на свадьбе. В общем, мне кажется, что современная свадьба представляет собой какую-то совершенно чудовищную атрофию важнейшего обряда человеческой жизни. Действительно, важнейшего, и, действительно, праздничного, который издревле было принято праздновать в огромных компаниях, собирать иногда, вон в Чувашии, до восьмого поколения, до восьмого колена родственников собирали и собирают на свадьбу, а это ж Россия, в конце концов. В самом по себе празднике, в самом по себе обряде ничего плохого нет. Мне кажется, что плохо то, что мы лишили наших детей - и теперь уже, наверное, будет очень трудно это вернуть - каких-то важнейших частей этого очень программного, очень тщательно расписанного многими поколениями ритуала, частей, которые были когда-то неотъемлемой частью свадьбы. И готовили обоих - и жениха и невесту - к тому, что, в общем, происходит в браке. В общем, осталось только что-то вроде родительских увещеваний. Но родителям ведь тоже некогда. Родителям надо каким-то образом банкеты заказывать, автомобили, деньги на свадьбу раздобывать, поскольку современная свадьба для родителей чаще всего оказывается неожиданностью, такой формой грома среди ясного неба. Так вот, возможно стоит... Конечно, программа «Серебряные нити» не восстановит какие-то стороны старинных свадебных обрядов. Но, может быть, мы с Вами после музыкальной паузы вспомним чего не хватает в этом жизнерадостном твисте. Вот у меня есть ещё один замечательный итальянский твист. Я его условно называю «тёщиным твистом».

 

Музыка

 

Чего же всё-таки не хватает на свадьбах, чтобы преодолеть кризис? Мы с Вами возвращаемся. Илья из Тульской области на связи.

А.Г.: Здравствуйте, Илья.

Илья: Добрый вечер. Хочу затронуть такую довольно скользкую тему, в нашем обществе, как девственность невесты. Я насчёт... с точки зрения православия не знаю, какая ценность этому предаётся, т.к. я не очень в этом деле разбираюсь. Но вот с точки зрения довольно такого авторитетного течения как индуизм это дело как бы просветить. Как там вот ценность девственности.

А.Г.: Вы знаете, Илья, я думаю что вообще, такому понятию как девственность нужно посвящать отдельную передачу, потому, что в строгом смысле этого слова с 1720 года, с реформы Петра I у нас разрешено заключать браки. И в том числе решением священного синода у нас разрешено заключать браки с разведёнными и даже с остриженными монахами, монашками и священниками. Кроме того, тогда же разрешили браки с иностранцами при условии соблюдения супругом православной веры. И, конечно, разрешили браки между сословиями. Т.е. Петр I нарушил традиционную замкнутость каст российских боярских, дворянских и посадских семей. Поэтому, я думаю, что примерно тогда же - около начала XVIII века - это к самой проблеме свадьбы в России отношение иметь перестало. А вот о символе девственности, её значении, спасибо, мы обязательно поговорим.

 

Так вот, просто к свадьбе попробую вернуться. Мне кажется, вопрос тут не в девственности невесты, собственно сегодня, если мы говорим о девственности невесты, то почему мы не требуем девственности жениха, скажем. Поскольку мы давно уже равноправны и, может быть, тогда стоит поговорить о наличии, отсутствии и необходимости девственных женихов. Мне кажется, давно пора пришла. Но в действительности, я вот что имею в виду, вообще говоря, русская свадьба имеет огромное количество традиций. Я сегодня не буду говорить о свахах, о том, каким образом заключались ранние браки, и о том, каким образом подбирали жениха и невесту, поскольку всё это, в общем, дела давно минувших дней, если не считать опять всё того же согласия с родителями или скандала с ними же. Всё это, на самом деле, проблемы досвадебные.

А вот само понятие «свадьба» на Руси было гораздо более широким. И, конечно, первое что хочется вспомнить, поскольку статистика говорит о том, что на самом деле, как ни странно, в 70% примерно случаях инициатором раннего развода, т.е. развода в результате послесвадебного кризиса, является невеста. А полностью отсутствует в нашей свадьбе весь предсвадебный день традиционной русской свадьбы, которая длилась много дней, который - наверное, многие знают - назывался «вытие». То есть выли женщины. Это ритуальный плач. Происходит он, конечно, с послеязыческих времён на половине невесты и показывает, что в доме у родителей девушке жилось хорошо, но теперь приходится уходить. Невеста так прощалась с родителями, волей, подругами и ещё, кроме всего прочего, наверное, многие помнят, что ещё она прощалась с красотой. Вообще, всё очень сложно было с девичьей красотой. Она переходила на время свадьбы дереву. Как правило, маленькой ёлочке, в большинстве областей России. Вот ей невеста символически дарила свою красоту или красу ненаглядную, а деревце это забирал себе жених. Какие-нибудь песни хочется вспомнить. Там, очень длинные, очень красивые предсвадебные плачи невест, но всё время в них говорится:

 

«А ведь свахи-то все разойдутся,

Поезжане-ти все разъедутся,

Одна Катенька останется,

Одна Катенька останется

У чужого отца с матерью,

У чужого отца с матерью».

 

«Подруженьки мои милые,

Сидите вы в красных девицах,

Носите красу девичью.

А я, молода, отходила

И красу девичью относила».

 

Мать тут же плачет.

В ночь перед свадьбой у невесты ночевали подруги. Это называлось «девичником». Они, в общем, тоже продолжали плакать о потере ею воли и красоты. А утром перед свадьбой плачи таким, примерно, образом выглядели:

 

«Кормилица моя матушка,

Спала ли ты темну ноченьку?

А мне, младой, не уснулося,

Всю ноченьку я проплакала,

Всю ноченьку я продумала:

Как придти к чужому батюшке,

К чужой матушке?

Расскажи-ка мне, расповедай-ка,

Научи, как в чужих людях жить?»

 

Говорили на Руси: «За столом не поплачешь, поплачешь за столбом». Столб – часть русской печи, в которой находится дымоход. В общем, огромнейшее количество интереснейших, на самом деле, причитаний невесты было на Руси, о которых очень легко найти, даже в интернете и о них просто подумать. Потому что невесту обязательно перед свадьбой, знаете, наверное, мыли в бане. Это был как бы ритуал смены кожи, смены жизни, а потом сажали на кухню или в чулан и когда её оттуда вынимали, она причитала:

 

«Благослови-ка, батюшка, матушка,

С тепла гнезда поднятися,

С умом, с разумом собратися».

 

Вот ведь какая интересная деталь. С умом с разумом хотелось невесте «собратися». Ум, в первую очередь, конечно, нужен был ей в браке. Да, она на Руси выполняла очень много тяжёлой домашней работы, но в том числе была и умом семьи, как это очень часто происходит и сейчас. Только сейчас это некому объяснить. Русские обряды всё это объясняли. Между прочим, это уже относится к совсем древней Руси, к языческой, но вот что интересно, мальчишник, как аналог девичнику - это, как бы, традиция совсем новая. Это традиция XX века, послереволюционная, наверное, уже традиция. А древнерусский жених, тоже шёл в баню, тоже менял кожу и тоже менял жизнь, перерождался. И знаете, что он должен был в бане делать? Он должен был в бане двое суток молчать. Он должен был сидеть, молчать и слушать шорох банников, банных домовых, которые этому обряду способствовали. А зачем нужно было слушать шорох этих самых банников? Да, в общем, если убрать смысл очищения, вот поэтому так сложно и так рано на Руси решился вопрос девства, в Европе гораздо позже, потому что очищение это мыслилось в другом - чтобы не было предыдущей жизни, нужно было очиститься в бане, переродиться, перепечься. Мы когда-то говорили с Вами об этом, в этом жаре огненном, банном, в новую жизнь рождался человек. И, что важно очень здесь, для нас, по крайней мере, что мужчина учился молчать. Обратите внимание, не командовать, а молчать. Тогда же ведь, конечно, никаких споров о том, кто будет главой семьи, не было вообще. И, несомненно, им становился мужчина. Но вот перед свадьбой он должен был научиться молчать, потому что с точки зрения некоторых внутрисемейных отношений это и будет, чуть ли не его главная обязанность, уметь вовремя промолчать. Кстати говоря, принято было на девичнике, который проходил в соседней комнате, жениха последними словами ругать. Подруги заходили в баню, мылись вместе с невестой, вынимали её оттуда и пели что-то:

 

«Отдаём подруженьку в чужую сторонушку,

Отдаём змею подколодному,

Отдаём гаду проклятому».

 

И принято было вот на этом девичнике искать самые гадкие эпитеты жениху. Цель, в общем-то, была очень простая. Целью была профилактика всё того же свадебного кризиса, по той простой причине, что подружки стремились обозвать жениха такими словами, хуже которых сама невеста после свадьбы уже совершенно точно не найдёт. Это, конечно, непростая такая задача. Кроме того, жених во время свадьбы должен был демонстрировать силу и стойкость, по языческим русским поверьям.

У нас, кстати говоря, на сайте, Катя Сафонова разместила фотографию русского свадебного дерева (http://www.serebniti.ru/forum/viewtopic.php?p=44740#p44740) , которое делалось без всяких ниток, иголок, гвоздей и вырезалось из дерева, шилось из ткани, в котором на стебле едином, как будто висят два плода - жених и невеста. Так вот, стеблем мыслился именно жених, поэтому, как правило, он был, гораздо более разряжен, чем невеста. И его наряд, тугой и тяжёлый, он не мог снимать на протяжении всей свадьбы. Там было ещё очень много всякого, всякие средства от сглаза. Я опускаю это всё лишь для того, чтобы объяснить две вещи. Свадебный обряд должен был внушить мужчине, что он ствол и поэтому он должен быть крепким, стойким, сносить обиды, потому что последние вот эти обидные песни подружки невесты пели при нём, и уметь молчать. Как написала одна из корреспонденток у нас на форуме:

«Перед свадьбой и над невестой и над женихом проводили специальные обряды, как прощание с прежней жизнью. Возможно, это давало им осознание того, что действительно, прежняя жизнь заканчивается и начинается новая. Происходит перерождение».

Но этого мало. Мы как бы на свадьбе только воспеваем счастливую жизнь жениха и невесты. Считается, что все трудности и неприятности они уже видели из жизни своих родителей. На самом деле, это, конечно, не так, потому что мы в высшей степени тщательно опекали их, стараясь не показывать им вот этих самых неприятных сторон брака, боли, разочарования, выяснения отношений. Всё это давным-давно подготовлено ритуалом. И на самом деле поиграть в эту игру, переделать её на современный, новый лад вовсе не сложно. Самое главное, чтобы и жених, и невеста, в том числе и во время свадьбы, поняли, что совместная жизнь это не танцы, не звёздность и не праздник, она не даётся сама собой. Она влечёт за собой огромное количество обязанностей, лишь выполнение которых, собственно говоря, и приносит вот это самое вожделенное счастье. Может быть, всё же стоит задуматься нам с Вами о психологической сути старинных и прекрасных русских обрядов, которые мы и так предпочитаем не вспоминать. По крайней мере, я желаю этого всем нашим слушателям, родителям которые так или иначе, краем сознания подумывают о свадьбах своих детей. Спасибо всем большущее. Удачных всем свадеб. Спокойной ночи.

17.12.2017 Выложен тренинг "Умение понимать другого человека", который ранее нигде не публиковался...
11.03.2017 Существенно улучшилось качество звучания в тренинге "Божественная комедия".
Те, кто скопировал и хранит этот тренинг у себя, - можете обновить свою копию...
25.01.2017 Полностью обновлён тренинг "Поваренная книга магии". Главное - теперь вы можете узнать, о чём он (появилось содержание) :)
14.01.2017 Впервые выложен "Разноцветный тренинг"!
27.10.2016 Большое пополнение бесед за 2007 год!
Добавилось более 100 передач, которые раньше не выкладывались.
А качество выложенных ранее передач за 2007 год заметно возросло.
01.06.2013

Большое пополнение бесед за период 20.02.2006 - 29.12.2006.

Из них 39 передач перезалиты с лучшим качеством, остальные 49 выложены впервые.

04.09.2011

Алексей Попов завершил работу над тренингом "Уроки с Катей -2 — Парижская история, или Языческие корни";
на данном сайте впервые выложена качественная аудиоверсия тренинга (в стереозвуке)

27.06.2011

запущена тестовая версия.

23.06.2011

старт проекта.