войти

«2011.12.02 ''Сон смешного человека'' (Фёдор Михайлович Достоевский)»

Расшифровки передач

Расшифровка — это текстовая версия передачи.

Вы можете оказать неоценимую помощь программе «Серебряные нити», если сделаете расшифровку этой и других передач. Расшифровки позволяют другим людям быстро знакомиться с передачами, находить передачи через поисковые системы, а также становятся основой для книг, выпускаемых автором передач.

Чтобы сделать новую расшифровку, нужно:

  • зарегистрироваться на форуме «Серебряные нити».
    (для регистрации пройдите по ссылке:
    http://www.serebniti.ru/forum/ucp.php?mode=register)
  • используя логин и пароль форума, войти здесь под ними
    (для этого нажмите на значок «ключик» (значок логина) в правом верхнем углу сайта).

Теперь Вы можете создавать новые расшифровки и редактировать уже написанные!
(для этого пользуйтесь значками (создание текста и редактирование текста), находящимися справа от каждой аудиозаписи)

 


Так получилось, что день рождение Ф. М. Достоевского и нашей программы совпадают. Благодаря участникам нашего форума и радиослушателям, которые часто напоминали мне о том, что надо начать разговор о Достоевском, я, не  смотря на своё волнение, и очень искренне, сегодня решаюсь это сделать. И сразу как всегда очень сложно, потому что в 1876 году в легендарном дневнике писателя Федор Михайлович опубликовал фантастический рассказ. Рассказ маленький, называется «Сон смешного человека». Попробую очень коротко пересказать его. Рассказ ведётся от имени безымянного человека, который считает себя смешным. Но это не просто так. Он считает себя таковым, поскольку ему всё равно. Он предельно равнодушно относятся к людям и миру. И гордится этим. Он сам говорит об этом: «…если был человек на земле, больше всех знавший про то,  что я смешон, так  это был  сам я, и вот это-то было для  меня  всего  обиднее,  что они этого не  знают, но  тут я  сам был виноват: я  всегда был так горд, что ни  за что и никогда не хотел  никому в этом признаться».

Его равнодушие доходит до того, что он решает покончить с собой. Несмотря на то, что ему всё равно. Он покупает себе дорогой пистолет. И перед этой ночью, когда он решает себя убить, он встречает на улицу девочку, которая «отрывисто выкрикивала какие-то  слова, которые не  могла хорошо выговорить, потому что  вся дрожала мелкой дрожью в ознобе. Она была отчего-то в ужасе и кричала отчаянно: "Мамочка! Мамочка!" Я обернул  было к  ней  лицо, но не  сказал ни  слова и продолжал идти, но она бежала и дергала  меня,  и в голосе ее прозвучал  тот звук, который у  очень испуганных  детей  означает отчаяние». Он понял, что она зовёт на помощь, но как всегда прошёл мимо. Она убежала в ночь, увидев другого человека. И вот, он сидит рядом с пистолетом. И понимает неожиданно для себя, что жалко девочку. Он засыпает. И видит загадочный сон, в котором  некое темное неизвестное существо хватает его и несёт на некую планету, которая оказывается вроде бы другой землёй, но той же самой. Даже есть адрес, где-то в районе  Греческого архипелага. Он оказывается в юности человечества, в земном раю. И там  он заражает жителей рая, которые «о, как  они  были прекрасны!.. Лица  их  сияли  разумом  и   каким-то  восполнившимся  уже  до  спокойствия сознанием…Это  была  земля, не оскверненная  грехопадением… У  них не было храмов, но у них  было  какое-то насущное,  живое и  беспрерывное единение с Целым  вселенной; у них не  было веры, зато было твердое знание, что  когда восполнится их земная  радость до пределов природы  земной,  тогда  наступит  для  них,  и  для живущих  и для умерших, еще большее расширение соприкосновения с Целым вселенной». А дальше он их всех развратил. Он, смешной человек. «кончилось  тем,  что  я развратил  их  всех! скоро брызнула  первая кровь… Они  познали  скорбь  и  полюбили  скорбь,  они  жаждали  мучения  и говорили, что Истина  достигается лишь мучением. Тогда у  них явилась наука... Явилось  рабство,   явилось  даже добровольное рабство…Явились  религии  с  культом  небытия  и  саморазрушения  ради вечного успокоения в ничтожестве». Он отреагировал на это. «Я  говорил им, что все это сделал я, я один, что это я им  принес разврат,  заразу и  ложь!  Я умолял  их, чтоб они распяли меня на кресте, я  учил их,  как сделать крест.. Наконец,  они объявили  мне, что я становлюсь им опасен и что они посадят меня в  сумасшедший дом, если я  не  замолчу. Тогда скорбь вошла  в  мою душу с такою силой,  что  сердце  мое  стеснилось,  и я почувствовал, что умру, и тут... ну, вот тут я и проснулся». Так началась новая жизнь смешного человека. Он стал проповедовать. О том, в чём суть этого рассказа. О том, почему девочка вдруг отменила его самоубийство? Какое отношение всё это имеет к нам, современным людям? Почему один человек, появившийся в раю смог растлить  и развратить его? Какое это заразное заболевание?

 

 Музыка

 

Незадолго до эфира к нам на форум пришёл вопрос, имеющий непосредственное отношение  к теме нашей передачи: «Почему я быстро теряю интерес к людям? К любым. Будь то коллеги по работе, новые знакомые и даже родственники. За какое-то время я узнаю человека и теряю интерес. Мне всё про него понятно. Я знаю его манеру поведения. Он не может меня ничем удивить, что ли. Наверное, это не очень хорошо. Ну, не заставлять же мне себя насильно?» И это, если хотите, его Величество скука. Так, мне кажется, чувства смешного человека называются в современном мире. Они поэтому всегда невероятно популярны.  По крайней мере, так это ощущаю я. И за ними всегда есть некая абсолютная гордыня материалиста или гордыня прагматика. Она всегда держится на таком знании «Я уже всё знаю». Мне стоит посмотреть на человека одним глазом- и я уже понимаю какие у него интересы, мне становится скучно. Всё равно. Пишет про себя смешной человек. Его ничего не задевает, но в нём живёт огромная гордыня. Только он имеет право чувствовать , что он смешён. Ему все понятны и поэтому только пистолет подходит, чтобы разобраться в отношениях с этим миром. Здравствуйте, Андрей.

 

Андрей :То, что было у Достоевского, пристутствовало и у остальных авторов. Например , у Фауста об этом есть. Он объясняет, как найти Елену, в итоге он рассказывает предысторию о том, достаточно ли он сказал о пустоте. Т.е. пустота это ничто, да?...

 

А.Г.:А что такое ничто? Достаточно ли он сказал о пустоте? Я думаю, что последовательный материализм или последовательный  прагматизм, скука или равнодушие,- это ведь вопрос о природе сознания. Не сознание создаёт мир, а природа создаёт сознание и мир. И вот этого, может быть, смешной человек не может простить природе . Он проще Фауста, он не вызывает никаких демонов, он в них не верит. Какое право имела природа создавать меня, чтобы я страдал в этом простом и понятном мире? Всё понятно - всех интересуют только деньги, человек человеку волк. Не создала ли природа человека в виде наглой пробы, этакого уродца, чтобы проверить, а уживётся на Земле такое существо, которому всё равно? Это мне так думается. Спасибо, Андрей. Вот что сказал наш радиослушатель Виктор из Уфы:

 «Здравствуйте. Герой рассказа попадает в общество совершенных духовно людей. Ну как такое могло случиться, что человек развратил это население планеты. И что это такие за совершенные люди, что позволили разрушить это совершенство? Совершенные ли? И люди ли вообще? И были ли людьми те, кто окружал героя до сна? А существовал ли герой как человек в самом начале? Не об этом ли говорит следующее: «» Я вдруг почувствовал, что мне было всё равно было бы, существовал бы мир или если бы где-нибудь ничего не было. Я стал слышать и чувствовать всем существом моим, что ничего при мне не было. Сначала мне всё казалось, что, зато было многое прежде. А потом я догадался, что и прежде ничего не было, а только почему-то казалось. Мало-помалу убедился, что никогда ничего не будет». В рассказе ни на этой, ни на той земле нет определённых личностей, нет имён. Можно предположить, что это было сделано в целях компактности рассказа. Но, может быть, не только поэтому? Почему я предположил, что население обоих планет  не совсем люди или не люди совсем . Да потому что у них нет воли. У героя и населения этой Земли нет порывов к свету, спит совесть. А у населения той планеты  нет воли сопротивляться. Путь к очеловечиванию начинается с мысли, наконец, принять решение, совершить поступок –самоубийство и со встречи с девочкой. Эти два события- это взрыв мозга ещё и провоцирует сон с посещением рая, то есть создаётся полная картина с землёй и небом с человеком в центре. С его центральным атрибутом. Это свободная воля, воля выбора, воля к движениям души. Герой перед выбором между землёй и небом, он способен на поступок, способен совершить грех- самоубийство и способен к состраданию. Он выбирает  второе. Он остаётся и находит девочку. Спасибо.»

 

Это «Приговор», написанный Достоевским незадолго до «Сна смешного человека». Там герой скажет « Немыслимо единственно от скуки сносить тиранию, в которой  нет виноватого». Эдуард фон Гартман, создатель учения о бессознательном в европейской культуре, писал: «Стремление к индивидуальному отрицанию воли столь же нелепо и бесцельно или даже нелепее, чем самоубийство». Действительно, ведь человек, которому скучно или всё равно, отрицает существование воли, а прагматизм и материализм фактически приводят к отрицанию существования сознания. Потому что воля и сознание у Гартмана, да и у Шопенгауэра, практически однозначны. Существует некая логика развития прагматизма: «Я реалист, я верю только в практическую нужду. Я понимаю с одного взгляда любого человека». Это значит, что мы поняли, что людьми движут инстинкты, законы природы, и нам стало смертельно скучно. И если мы не можем избавиться от этой скуки, победив законы природы, то значит, стоит избавиться от самого себя. Здравствуйте, Анна.

 

Анна: Я хочу сказать, что смешной человек лишь родился в процессе своего сна, потому что понял, что в человеке может быть нечто большее и то, что никогда не узнает и не поймёт.

 

А.Г.: Он понял, что в человеке есть тайна. А откуда берётся вопрос у нас на форуме (почему я теряю интерес к людям?). Что это такое?

 

 Анна:Мне кажется, потому что не видят тех возможностей, которые могут проявиться в человеке.

 

Спасибо большое, Аня. Ну да, в этом материализме, всезнании, который сегодня является  самым распространенном синдроме скуке, возникает идея великой тоски. Эта великая тоска, такой  скептически равнодушный, всезнающий взгляд на другого, живёт распространяется как вирус. С равным успехом он может проникнуть в сознание и высокоразвитого ума и  в  сознание ума малограмотного. Объединяет этих людей одно. Портит рай. Это потеря веры в бессмертие души человеческой. Это ведь главная тайна. Это может быть загадкой человека. Он может раскрыться и измениться в любой момент. Но для этого в его душе нужно признавать бесконечность и чувствовать её бессмертие. Исчезает куда-то это чувство, и рай превращается в ад.

 

Музыка

 

 Вот что сказала радиослушательница Юля до начала прямого эфира:

 

«Здравствуйте. Я прочитала  «Сон смешного человека» впервые. Казалось бы, это история человека, который не такой, как все, пережившего во сне откровения и ставшего пророком. Его по-прежнему не понимают и считают безумным. Но вот вопрос. Что за проповедь может родиться  из его истины. «Истина в том, что  мне всё равно».Во сне он видит себя как Бога или как дьявола. Всё равно. Одно его присутствие развращает целую планету  непорочных людей. Проснувшись, он переносит ощущение сна на реальную жизнь  в виде жертвенности и проповеди. Встреча с девочкой была моментом, когда смешной человек мог переродиться и стать живым и гордым человеком. Но герой оттолкнул её, поглощенный своими страданиями. Спасибо.»

 

Да нет, Юль, он изменился после сна. Он стал и другим и начал проповедовать истину. Он как бы вспомнил афоризм, который у Кьеркегора произносит человек-эстетик: «Как жизнь пуста, ничтожна! Хоронят человека: провожают гроб до могилы, бросают в нее горсть земли: туда едут в карете и возвращаются в карете; утешают себя тем, что еще долгая жизнь впереди. Какая она долгая- в сущности 7-10 лет. Почему не покончить с собой сразу? Не остаться на том кладбище всем вместе, бросив жребий, на чью долю выпадет быть последним и бросить последнюю горсть земли на могилу последнего усопшего».  Вот это и есть философия, которая лежит в философии безразличия. Обратите внимание, я специально вспоминаю Кьеркегора, потому что речь идёт об эстетиках.

Незадолго до публикации сна о смешном человеке, в ноябрьском номере Дневнике писателя Достоевский публикует голословное  утверждение: «Без веры в свою душу и её бессмертие бытие человека неестественно, немыслимо и невыносимо. Потеряв веру в Бога и в бессмертие мы  с вами доходим до неминуемого убеждения в совершенной нелепости существования человечества на Земле». Девочка на пути домой дала ему почувствовать , что что-то не так . Он испытал жалость, а это дало трещину в футляре равнодушия. Он потому и задумался, из-за того, что испытал жалость, а не чувство того, что он уже всё понимает про каждое живое существо. Вот что послужило причиной такого сновидения. Вот что сказала наша радиослушательница Евгения. Давайте простим ей немного необычный язык этого звонка:

 

 «Здравствуйте. Я хочу привести ситуацию с картами Таро. Начало рассказа - это первый аркан. Маг. Эгоизм. Ощущение своей особенности. Ко времени своего основного действия герой находится в 12-ом аркане. Смерть. Основные эмоции  этого аркана пессимизм, уныние, очарованность образами смерти, горький цинизм и желание уничижать всё вокруг с позиции своей опустошенности. Герой чувствует себя в состоянии «ничто». Во сне он переходит в состояние 13-го аркана - повешение. Этот аркан характеризуется изоляцией, одиночеством героя, а так же необходимостью переворота сознания и потребностью принципиально  иного восприятия мира. И вот тогда герой  переходит в царство мёртвых, оказывается в изоляции, то есть в могиле. А потом происходит его путешествие на другую планету. Дальше показана жизнь на этой планете – это 14-ый аркан. Умеренность. Это мир как будто идеальный, но неподвижный. Жизнь там елейная, но скучная. Но это состояние не отсутствие внутреннего дьявола, а состояние незнание про этого дьявола. А сам внутренний дьявол у жителя был, иначе бы они так легко не развратились. И дальше 15-ый аркан - дьявол. Герой рассказа на этой планете сыграл роль змея искусителя. Он развратил жителя, когда показал им, что значит хотеть жить как боги. Но это значит, что и он сам был этим развращённым. Он всегда хотел быть Богом, переживал, что люди этого не понимают, не ценят. Но, когда жители планеты из-за него развратились, он как будто увидел своего дьявола стороны. Эта идеальная жизнь на планете - это было отражение того, что он сам о себе думал. А дьявол – это то, чем он реально являлся. И когда он это видит, происходит переход в его душе к состоянию 16-го аркана - башня. Этот аркан характеризуется манией величия. Его проповеди , утверждение того, что он знает истину, это продолжение  убеждённости в своей божественности. Но всё же было что-то человеческое к той самой девочке, потому он чувствовал к ней жалость и необходимость объединить свою реальность с реальностью другого. Второе название 16-го аркана это исповедь. Только через исповедь, как говорилось в тренинге, можно преодолеть кризис этого аркана. Этот рассказ и есть своеобразная исповедь. Спасибо».

 

Ну, если учесть, что я не совсем согласен с Женей относительно распределение рассказа по Арканам, я ей очень благодарен за одну эту попытку вспомнить алфавит, который мы придумали в нашем тренинге,- духовный алфавит  по арканам Таро.  Кроме материализма, практицизма, скуки, есть ещё один аспект внутреннего дьявола. Я ещё раз процитирую : «… У  них не было храмов, но у них  было  какое-то насущное,  живое и  беспрерывное единение с Целым  вселенной; у них не  было веры, зато было твердое знание, что  когда восполнится их земная  радость до пределов природы  земной,  тогда  наступит  для  них,  и  для живущих  и для умерших, еще большее расширение соприкосновения с Целым вселенной». Дело в том, что эти люди в раю они не имеют веры в смысле не умения её формулировке. Они чувствуют это, но не умеют формулировать его в некоторый смысл, который  бы позволил другим поколениям , в других поколениях  его продуцировать. Мне кажется, в этом обвиняет нас Достоевский. Мы что-то чувствуем, а сказать друг другу и себе абсолютно честно, основываясь на внутреннем знании, убеждённости, мы не в состоянии. Именно поэтому это зараза практицизма, всезнания, эгоизма. Это всё и называется скукой, которая захватывает людей и разрушает изнутри как ржавчиной. МЫ не умеем сказать себе честно, что если душа бессмертна, то там, в первопричине сознания ,если не лежит природа, которую мы никак не можем найти, значит лежит Бог. А если Бог является первопричиной, то это значит, что душа бессмертна. А это, в свою очередь, меняет взгляд на самого себя, на другого,  на то, как можно и нужно прожить жизнь. Вы знаете, что я сейчас начинаю делать? Я начинаю проповедь, которую ведёт смешной человек  в рассказе Достоевского. Он говорит:  «Сон?  Что такое сон? Это наша  жизньпусть, пусть это никогда не сбудется и не бывать раю (ведь уже это-то  я понимаю!),--ну, а я все-таки буду проповедовать. А между тем  так  это  просто:  в  один бы день, в  один  бы  час -  все  бы  сразу устроилось! Главное  - люби  других как себя, вот что  главное, и это  все, больше ровно ничего не надо: тотчас найдешь, как устроиться. А между тем ведь это только - старая истина, которую биллион раз повторяли и читали, да ведь не  ужилась  же! "Сознание жизни  выше жизни, знание  законов  счастья—выше счастья" -- вот с чем  бороться  надо! И буду.  Если  только все захотят, то сейчас все устроится».

 Вот ведь просто как всё.

 

В следующей передаче давайте поговорим о том, что такое ответственность.

 

 

17.12.2017 Выложен тренинг "Умение понимать другого человека", который ранее нигде не публиковался...
11.03.2017 Существенно улучшилось качество звучания в тренинге "Божественная комедия".
Те, кто скопировал и хранит этот тренинг у себя, - можете обновить свою копию...
25.01.2017 Полностью обновлён тренинг "Поваренная книга магии". Главное - теперь вы можете узнать, о чём он (появилось содержание) :)
14.01.2017 Впервые выложен "Разноцветный тренинг"!
27.10.2016 Большое пополнение бесед за 2007 год!
Добавилось более 100 передач, которые раньше не выкладывались.
А качество выложенных ранее передач за 2007 год заметно возросло.
01.06.2013

Большое пополнение бесед за период 20.02.2006 - 29.12.2006.

Из них 39 передач перезалиты с лучшим качеством, остальные 49 выложены впервые.

04.09.2011

Алексей Попов завершил работу над тренингом "Уроки с Катей -2 — Парижская история, или Языческие корни";
на данном сайте впервые выложена качественная аудиоверсия тренинга (в стереозвуке)

27.06.2011

запущена тестовая версия.

23.06.2011

старт проекта.