войти

«2004.03.17 Пожилые люди»

00:01: Притча о плачущем мастере.
 _____
музыка исп. Fats Waller (США):
00:07: Old Grand Dad;
00:22: The Jitterbug Waltz ("Вальс жуков");
00:38: Swing Out To Victory ("Свинг неудачи");
00:42: The Bells Of San Raquel.

Расшифровки передач

Расшифровка — это текстовая версия передачи.

Вы можете оказать неоценимую помощь программе «Серебряные нити», если сделаете расшифровку этой и других передач. Расшифровки позволяют другим людям быстро знакомиться с передачами, находить передачи через поисковые системы, а также становятся основой для книг, выпускаемых автором передач.

Чтобы сделать новую расшифровку, нужно:

  • зарегистрироваться на форуме «Серебряные нити».
    (для регистрации пройдите по ссылке:
    http://www.serebniti.ru/forum/ucp.php?mode=register)
  • используя логин и пароль форума, войти здесь под ними
    (для этого нажмите на значок «ключик» (значок логина) в правом верхнем углу сайта).

Теперь Вы можете создавать новые расшифровки и редактировать уже написанные!
(для этого пользуйтесь значками (создание текста и редактирование текста), находящимися справа от каждой аудиозаписи)

 

Доброй ночи. Сегодня мы хотим поговорить о проблемах психологии души пожилых людей. Вспомнилась мне одна история.

Где-то на Востоке жили два мудреца. Оба  пожилые люди. Один - мастер, а другой – его ученик. Ученик был очень известным человеком, возможно даже более известным, чем мастер, поскольку мастер в своё время стал известным из-за своего знаменитого ученика. Мастер умирал, а мудрый и старый ученик плакал. Он сидел на ступенях храма и из глаз его лились слёзы. Собрались сотни людей, которые приходили учиться у двух пожилых мастеров и они не могли поверить тому, что святой человек и мудрец рыдает как младенец. Они сказали:

-Мы не верим своим глазам! Ты плачешь, а ведь ты сам говорил, что что-то внутри человека, его глубочайший центр, точка бесконечности никогда не умирает и смерти не существует. Мы слышали, как ты это говорил миллионы раз. Так почему же ты ревёшь, как ребёнок? Ведь твой мастер жив, и жизнь, которую он прожил на Земле в этом бренном теле, была длинной и достойной звания и уважения, которое он вызывал у людей?

 Ученик открыл заплаканные глаза и сказал:

-Ну почему вы мучаете меня? Позвольте мне рыдать.  Я ведь плачу не только о мастере, я плачу о его теле, о звуках его шагов, о том, что тот стул, который всегда стоял за столом напротив моего теперь будет пустым. Разве можете мне мешать плакать о стуле?

Тогда кто-то попытался ему объяснить, что это создаст ему плохую славу. Ученик сказал:

- Знаете что? Пусть они думают и делают всё, что хотят. С тех пор, как вы стали называть меня мудрецом я стал не только более спокойным, но и более чувствительным к боли и страданиям. Потому что если я мудр, разве я не имею права плакать?

Вот такая история. Может быть, она о том, что каждый из нас имеет право на свои чувства? А может быть о чём-то ещё. Мы ждём ваших ответов. Сегодня вместе  снами размышляет в музыке один пожилой человек о своём возрасте. Он был пожилым, закончил играть и петь в середине 40-х годов прошлого века. Его мало и плохо знают у нас. В Европе и Америке это был человек, который поднимал настроение в самые тяжкие и  болезненные годы. Он всегда немножко издевался над своей старостью и над своим неумением петь. Зато его мелодии пели и играли весь век не только известные джазовые музыканты, но и музыканты-классики, которые использовали его простые и оптимистичные напевы в своих произведениях. Звали его Фэтс Уоллер. Вот как он представляет себе музыкальный портрет оптимистичного старенького дедушки.

 

Музыка

 

Я очень люблю мелодии старины Фэтса. И может быть, на его примере, и не только на его одном, мне хочется сказать одну поразительную вещь, которую я обнаружил в классических учебниках психологии, когда в своё время готовил лекции для работы с пожилыми людьми. Это наиболее общее утверждение заключается в следующем. Психология пожилого  человека решительно ничем не отличается от психологии человека среднего возраста или психологии зрелого возраста. Как правило, даже утрата памяти, это страх. На самом деле кризиса старческого возраста не существует. И мы испытываем его в том случае, если ощущаем свою жизнь как некую бессмыслицу. И нам не на что опереться в ней, нам кажется, что ничто не ждёт нас за барьером смерти, и нет ничего, что заслуживало бы нашего внимания в нашем прошлом. А во всём остальном психология пожилого человека это психология человека взрослого. Наверное, именно этот факт позволил  своё время мастеру медитации Ошо сказать, что старость, это возраст в котором ты можешь сделать столько же, сколько делал раньше, но уже предпочитаешь этого не делать.  И думая о тех стариках, которых я знал, в том числе и в нашей профессуре медицинской, я думаю, что Ошо был абсолютно прав. Таково моё мнение, с которым вы можете не согласиться. Вот те вопросы, которые прозвучали у нас на автоответчике:

«Я хочу поднять вот такой вопрос. Есть категория людей, которые остались одинокими в преклонном возрасте и они очень одиноки. Они испытывают большое унижение со стороны соцработников и окружающих. А если у них есть квартира, то все кто хоронили, добиваются этой квартиры. Может быть, врач-психиатр найдёт какие-то слова успокоение и поддержания этих пожилых людей? Спасибо».

Смогу ли я найти эти слова, не знаю. А вот одна наша слушательница Антонина Алексеевна такой ответ нашла и делится своим опытом борьбы со старостью и неизбежными потерями:

«Говорит Антонина Алексеевна  из Мытищ. Мне далеко за 70 лет, я инвалид первой группы. Мой мир в настоящее время ограничен квартирой. «года назад у меня умер муж, с которым прожили 47 лет. Воспитали 2-х дочерей, троих внуков. Жить мне не хотелось, сил не было. Спасло меня то, что я обратилась к нашему прошлому, хорошему прошлому нашей жизни. Я стала перечитывать всю сохранившуюся переписку. По роду службы  мы часто разлучались с мужем. Вся переписка за долгие годы у нас сохранилась . Обратилась к нашим семейным фотографиям. Я даже сделала надпись на семейном альбоме: «Чтобы жизнь повторилась сначала, загляните в семейный альбом». Все близкие сначала пытались запретить мне смотреть фотографии, перечитывать письма. Но оптом поняли, что это моё спасение. И в процессе всего этого я чувствовала, как в меня вливаются силы нашей молодости. И вот так я часто к этому возвращаюсь. В бессонные ночи из глубины моей души нахлынули стихи - воспоминания, объяснения в любви, которые при жизни мы почти не говорили. Наша любовь была преданной и надёжной. У меня много друзей со времён студенчества, работы, я веду большую переписку, стараюсь не замыкаться в своём мире. Всё это мне помогает выжить и не думать о болячках, о старости. Я посоветовала бы почаще возвращаться  в своё хорошее прошлое.

Не думайте вы о старости,

Даже если она с клюкой,

А хорошими живите воспоминаниями,

Пусть душа остаётся всегда молодой».

 

Я хочу сказать, что если  мы не думаем о своих болячках, то их как будто и нет. Потому что когда они есть, о них всё время думаешь. Можно начать с болячек, а можно начать с того, чтобы не думать. Это очень разные психологические подходы. Мы прекрасно знаем, как тяжело старикам и в  том числе в социальных службах. Однако знаю я  и очень хороших людей в социальных службах и психологов, которые иногда спорят с соцслужбами. Но я хочу обратить внимание на фразу: эти пожилые люди «могут испытывать унижения со стороны» работников соцслужбы. Это не грамматическая оговорка. Мы так действительно думаем, что от кого-то можем испытать унижения. На самом деле унижение - это наше чувство, оно как заноза, сидит у нас внутри. Поскольку если у нас внутри нет чувства униженности, мы никак не можем испытать унижение от кого-то. Поскольку если работники соцзащиты хамят, если они чего-то не делают, то на самом деле они унижаются сами. Это мы позволяем себя унижать, в каком бы возрасте не были. Это мы доверяем незнакомым людям, которые пытаются навязывать нам свои услуги, даже не подозревая о том, что у нас есть вполне нормальные возможности создать некоторую опекунскую систему даже в той ситуации, Антонина Алексеевна, когда она осталась дома одна.

Проблемы наши абсолютно общие. Мы не очень хотим и не очень умеем осознавать свою жизнь. Осознавать ошибки в нашей жизни, хорошее в нашей жизни. Поскольку если хорошее в нашей жизни было, оно не уходит никогда. И точно так же как я убеждён  в том, что там, за смертным барьером нас что-то ждёт и будет продолжаться, точно так \же я убеждён в том, что хорошие чувства не уходят никогда. Вот плохие чувства рано или поздно покидают человека, если он сам в себе их не лелеет, не холит, не растит. И если смыслом его жизни не является одна сплошная и постоянная обида. Потому что на самом деле это обида не на близких и не на жизнь. Это обида на самих себя. Надо учиться различать её внутри. Точно так же как Антонина Алексеевна не стала прятаться от боли, которую содержат в себе фотографии, письма, а разрешила себе встретиться,  с ними и увидеть не плохое, не слёзы, а доброе и настоящее, что у неё было. Самое главное научиться осознавать, что всё плохое в этой жизни уравновешивается хорошим. И,  к сожалению, всё хорошее очень часто уравновешивается плохим. Фэтс Уоллер был убеждён, что пожилые люди тоже умеют танцевать. И он в своё время написал короткую мелодию  для пожилых «Вальс жуков»

 

Музыка

 

А.Г.: Халида Гумаровна, доброй ночи.

Халида Гумаровна: Вы знаете, я этническая мусульманка и мне неуютно на моей родине. Федеративной республике России из-за анти исламской направленности на внутренней и внешней политике проводимой нашими властями. Это меня очень тревожит. Я хочу, чтобы было уютно народам России, независимо от веры и национальности.

Я думаю, что здесь довольно много вопросов есть. Я надеюсь, что нас слушает хотя бы кто-то, кто имеет отношение к власти и кто услышит вашу боль. Я не думаю, что эти обстоят так, как видите это вы. Вот почему. Я не думаю, что русские хорошо относятся к русским и христиане хорошо относятся к христианам.  Я думаю, что этнического мусульманства быть не может. Этнос это национальность, генетически заданная характеристика народа. А мусульманство это религия, которую может принять человек любой национальности. Более того, мне кажется, что на некотором государственном уровне есть проблема, связанная с тем, как мы себя чувствуем. Русским кажется, что их обижают мусульмане, поскольку они не хотят понимать, что это не так, что ваххабиты к исламу имеют очень недавнее и малое отношение, поскольку им всего-то чуть более ста лет, этой секте. Но куда там разбираться в этих сложностях, гораздо проще обижаться. Я имею в виду ту обиду, которая почти всегда справедлива и почти всегда имеет непонимание. Русские обижены на мусульман, в том числе и на пожилых людей, которые тут не причём. И наоборот, мусульмане, обиженные и раздражённые этим непониманием жутко обижены на русских. И каждый выясняет, кому лучше. Это надо понять, протянуть друг другу руки, захотеть не обижаться, а понимать. И дело тут не в официальной политике, а дело в людях, дело в зависти, которая рождает непроницаемый барьер. Неважно, какую ты религию проповедуешь. Поскольку, если ты осознаёшь, каково тут жить людям, которые приехали из исламских республик и стран, если ты понимаешь, что далеко не все из них террористы, если ты хочешь об этом задуматься, а не хочешь выступать с позиции обиженного, если ты смотришь не на религию, а на человека, то всё приходит в норму.  Но это требует своих усилий. Если вы  внутри себя попробуете почувствовать звезду или свет, попробуете, несмотря на любые обиды, так, как учил Магомет, Христос, попробуете полюбить обидчика, простить ему любое убожество, и если вы искренне будете чувствовать любовь, мне кажется, ситуация измениться. Я не утрирую и не пытаюсь проводить психотерапию. Я принадлежу к тому числу людей, которые рассчитывают только на себя. Не на то, что тебя кто-то полюбит, а на свою собственную любовь. Не на то, что тебе кто-то поможет, а на свои усилия, направленные на помощь и понимание другого.

А.Г.: Доброй ночи, Ирина.

Ирина: Добрый вечер. Я отношусь к молодому поколению, мне 33 года. Молодые люди тоже должны чаще думать о своей старости, что их ждёт в духовном плане, о мудрости. Я думаю, что если молодые люди будут чаще соблюдать правила, отношение к старости…

А.Г.: Ир, а что надо для этого сделать?

Ирина: Нужно вспомнить все традиции всех народов. Потому что традиции всегда почитали старость. Почему сейчас потерян сейчас семейный институт, не понятно.

Ирин, не сердитесь. Опять, кто-то утерял семейный институт… Мы можем поговорить об этом, но нам с вами вряд ли удастся его восстановить. Во многих наших тренингах мы советуем одну вещь нашим молодым участникам, которые приходят к нам в группы. Мы говорим им: «Попробуйте представить себя старым. И попробуйте понять, что вы чувствуете, что плохо? Что болит? На что вы обижаетесь? Что получилось у вас в этой жизни?» Если вы попытаетесь искренне сделать это упражнение, то внутри вас потихоньку вдруг возникнет уважение к старости. Даже если вы потеряли какие-то традиции. И вы начнёте понимать и осознавать. Потому что периодически у нас в эфирах ведь звучит много советов молодых и молодым. Иногда молодые девушки дают советы старикам. Вот один из них:

«Здравствуйте. Меня зовут Лариса. Для того, чтобы не стареть, не нужно в молодости делать того, о чём будешь жалеть в старости. И надо быть уверенным в том, что после своей смерти оставишь о себе добрую память. Спасибо».

То, о чём говорит Лариса, очень хорошо, но здесь есть одна такая подпольная вещь. Лариса говорит о том, что не надо делать ошибки. А знает ли сама Лариса, что такое ошибка? Ведь каждый раз, когда мы совершаем какой-то поступок, мы понимаем, что мы сделали ошибку, только потом. Всегда, когда мы принимаем решения, по крайней мере, молодыми, мы чувствуем, что мы правы. Иначе как же жить, не чувствуя своей правоты? Не совершать ошибок - очень лёгкий совет. Простить ошибки себе и другим - гораздо сложнее.

 

Музыка

 

Самое главное, что когда мы пожилые люди, мы  имеем возможность проснуться и подарить немного света другим. Потому что жизненная сонность действует как защита от боли и непонимания. Однако когда мы начинаем осознавать боль, мы начинаем осознавать и радость. Потому что радость и боль существуют как орёл и решка, как две стороны одной монеты. Если мы не боимся боли, в том числе и боли своих ошибок и не боимся их делать, мы учимся испытывать и радость. Хотел попросить молодых - не судите стариков, лучше научитесь их любить.

 

Музыка

 

 

17.12.2017 Выложен тренинг "Умение понимать другого человека", который ранее нигде не публиковался...
11.03.2017 Существенно улучшилось качество звучания в тренинге "Божественная комедия".
Те, кто скопировал и хранит этот тренинг у себя, - можете обновить свою копию...
25.01.2017 Полностью обновлён тренинг "Поваренная книга магии". Главное - теперь вы можете узнать, о чём он (появилось содержание) :)
14.01.2017 Впервые выложен "Разноцветный тренинг"!
27.10.2016 Большое пополнение бесед за 2007 год!
Добавилось более 100 передач, которые раньше не выкладывались.
А качество выложенных ранее передач за 2007 год заметно возросло.
01.06.2013

Большое пополнение бесед за период 20.02.2006 - 29.12.2006.

Из них 39 передач перезалиты с лучшим качеством, остальные 49 выложены впервые.

04.09.2011

Алексей Попов завершил работу над тренингом "Уроки с Катей -2 — Парижская история, или Языческие корни";
на данном сайте впервые выложена качественная аудиоверсия тренинга (в стереозвуке)

27.06.2011

запущена тестовая версия.

23.06.2011

старт проекта.