войти

«2004.04.26 Детские страхи»

музыка исп. Steve Gibson и "The Red Caps" (США):

00:05: How I Cry ("Вот как я плачу"; 1955 г.);

00:15: Would I Mind;

00:31: Win Or Lose;

00:43: Wait.

Расшифровки передач

Расшифровка — это текстовая версия передачи.

Вы можете оказать неоценимую помощь программе «Серебряные нити», если сделаете расшифровку этой и других передач. Расшифровки позволяют другим людям быстро знакомиться с передачами, находить передачи через поисковые системы, а также становятся основой для книг, выпускаемых автором передач.

Чтобы сделать новую расшифровку, нужно:

  • зарегистрироваться на форуме «Серебряные нити».
    (для регистрации пройдите по ссылке:
    http://www.serebniti.ru/forum/ucp.php?mode=register)
  • используя логин и пароль форума, войти здесь под ними
    (для этого нажмите на значок «ключик» (значок логина) в правом верхнем углу сайта).

Теперь Вы можете создавать новые расшифровки и редактировать уже написанные!
(для этого пользуйтесь значками (создание текста и редактирование текста), находящимися справа от каждой аудиозаписи)

А.Г.: Доброй ночи. Доброй ночи всем, кто нас слышит. За стенами студии, в Москве почти шторм. Свистит ветер, с неба летят какие-то брызги, похожие на градины. Погода как будто специально для разговора о страхах, который мы сегодня планируем, и в особенности о детских страхах, потому что под завывания ветра, наверное, многим из нас и нашим детям становится страшнее, чем обычно. Но я надеюсь, что когда в эфире звучит привычная мелодия, во многих домах зажигаются огоньки, и, несмотря на непогоду, наши страхи уходят, потому что в эфире программа "Серебряные нити" на радио "Россия" и ее ведущий доктор Александр Данилин.

Мы желаем Вам доброй ночи, доброй ночи Вашим сердцам, потому что сердца никогда не зависят от погоды, которая за окном. И сегодня мы говорим о детских страхах, говорим об этом по вашей просьбе, и мы как всегда ждем ваших звонков. По телефону вы можете задавать вопросы, рассказывать истории о том, как вы в детстве преодолевали тот или иной страх и что он значил. И, разумеется, присылать нам и друг другу "таблетки" - пожелания мелодий, стихов, ну, и конечно, любви. Любви, которая тоже, как и программа "Серебряные нити" не зависит от погоды. И притчи по поводу страхов я, наверное, рассказывать не буду, потому что любая притча может вызывать страх, хотя бы своей необычностью.

    А вот то, что я хотел сказать очень интересно, потому что перед эфиром было несколько звонков, которые резко критиковали не программу "Серебряные нити", а музыку, которая в ней звучит. И вот почему я сегодня вспомнил об этом. Вы знаете, мелодии, которые мы ставим - мелодии европейской и американской эстрады пятидесятых-шестидесятых годов - очень многие психотерапевты, которые занимаются музыкальной психотерапией, рекомендуют слушать детям для того, чтобы в них развивалась независимость, для того, чтобы формировалось самостоятельное мышление. А мамам не стоит очень бояться детских страхов, потому что детские страхи - это страхи становления самостоятельности. И поэтому мы с вами сегодня будем слушать опять мелодии, которые помогают детям справляться со страхами, обретать независимость от окружающей среды, которая нам, маленьким, кажется угрожающей и пугающей. Почему, мы поговорим несколько позже, а сейчас я хотел сказать только одну сложную мысль. Мне кажется, что эта музыка вызывает резкое неприятие у тех людей, которые выросли в культуре, в которой самостоятельность была как бы под запретом. Мне кажется, что чем зависимее человек, тем меньше он любит вот эту очень странную, очень живую и очень независимую музыку. Возможно, это наш с вами симптом, симптом несамостоятельности наших эмоций. Во всяком случае об этом сегодня подумалось мне.

   Ну а мы сегодня послушаем группу с детским названием, это вокальная группа пятидесятых годов, ее название примерно можно перевести как "Красные шапочки". И, похоже, от имени детей группа "The Red Caps" поет песенку "Вот как я плачу".

Музыка. Steve Gibson и "The Red Caps" - How I Cry

А.Г.: Доброй ночи, напомню, что мы ждем ваших звонков, и как всегда начинаем с вопросов, которые звучали на нашем автоответчике до эфира.

Звонок с автоответчика: Здравствуйте. Моему внуку девять лет. Он маленький когда был - заикался. И сейчас у него какое-то волнение осталось. Мальчик ночью тревожно спит. Если мы его укладываем, даже будучи он во втором классе, и я отошла, он может проснуться через полчаса с каким-то волнением. У него постоянно страх что-то сделать, в глаза смотрит - правильно ли он сделал, нет решительности. Но во всех его действиях он нерешителен. И если он поволнуется и что-то сделает не так, у него постоянно в речи идет запинание. И, конечно, у меня, как у бабушки, большое волнение. Хотелось бы спросить совета: где-то, может быть, неосторожность со стороны родителей, может быть, в школе или что-то нам пропить? Большое спасибо.

А.Г.: Вы знаете, родители и школа, как мне кажется, не бывают тотально осторожными. Потому что как ни осторожничай, все равно какие-то неловкие движения, неловкие слова или крик нет-нет из нас и прорываются, какими бы идеальными мы ни были. Поэтому я всегда говорю в таких случаях, что не бывает идеальных моделей воспитания, и винить ни родителей, ни школу, в общем-то, почти никогда нельзя. Ну, за исключением каких-то, конечно, явно патологических историй. А вот дать советы, наверное, можно. И можно дать несколько советов.

   Ну, во-первых, вот этот тревожный ночной сон мне нравится не очень. Он свидетельствует, скорее всего, о том, что у ребенка есть некоторое кислородное голодание нервной системы, и надо бы все-таки сделать энцефалограмму и показать его какому-то детскому неврологу или педиатру, который на психоневрологии специализируется, только обязательно сначала посмотрев деятельность нервной системы, поскольку это похоже на так называемый Pavor Nocturnus - "ночные страхи", когда некоторые сны у ребенка очень тревожны, поверхностны, они как бы особые. Легкое пробуждение и сохранение вот этого ждущего напряжения во время ночного сна, в общем требует обследования в любом случае. Но не пугайтесь. Вряд ли вы обнаружите что-то тяжелое. Просто мозгу немножко нужно помочь в этой ситуации, как мне кажется, хотя сами понимаете, я слушаю вас в эфире, и не видел ребенка, но сделать это, наверное, стоит.

   Правда это не есть решение проблемы с робостью, поскольку робость - это как раз то, о чем я говорил в начале, это боязнь самостоятельности. Может быть, к нему маленькому, были уж очень строги и уж очень пытались воспитать его правильным, тут вы, может быть, правы, но вряд ли более того. И в этой ситуации, наверное, нужно попытаться немножко изменить стратегию, и менять ее я бы стал вот в какую сторону. Я бы стал рассказывать внуку, или сыну (или бабушка, или мама) о собственных страхах и боязнях, причем честно, поскольку и страхов, и тревоги у нас более чем достаточно. И предложил бы мальчику заботиться о маме, успокаивать ее. И каждый вечер, когда она ложится спать, придумывать какую-то сказку или добрую историю. В общем, я бы возложил на него обязанности по заботе, поскольку робость, как мы говорили, это боязнь неправильного поступка, а когда человек начинает заботиться, тут любые ласковые поступки правильные, и этот страх проходит. Попробуйте направить свои усилия на то, чтобы придумать ему формы заботы о вас, а не наоборот. Это может быть любая забота, например, не забыть принести тапочки или какие-нибудь нужные таблетки с питьем. Рассказать о том, что вы боитесь и попросить вместо телевизора на ночь рассказать вам какую-нибудь сказку или историю, которую для этого надо сначала прочесть. То есть, попробуйте не освобождать ребенка, не переносить заботу на него, а наоборот, сделать так, чтобы он некоторое время позаботился о вас. Вот тогда, наверное, он сможет эту свою робость преодолеть, поскольку, как вы знаете, в заботе нет правильности, нет границ и пределов, в которых он должен вести себя определенным образом, а никак не иначе.

   Ну и, конечно, очень хорошим лекарством на ночь до всяких обследований является классическая музыка. Именно классическая музыка, а не та, которую мы слушаем сегодня, и в частности я настоятельно вам рекомендую хорошо темперированный клавир Баха. Вы можете просто по частям ставить его каждый вечер (только не очень громко), и я думаю, что сон у ребенка от этого станет лучше. Поскольку нужен какой-то способ расслабиться, а очень часто телевизор является поводом для страха, а не лекарством от него. Поэтому если ребенок послушает на ночь что-то типа хорошо темперированного клавира или концертов Моцарта для фортепиано для четырех рук - это то, что мировой музыкально-психотерапевтический опыт рекомендует в таких ситуациях - это совершенно точно страх ему облегчит. Ну, а я надеюсь, что вслед за группой "Красные шапочки" рано или поздно мы поймем, или как они поют, "уразумеем" причину страхов собственных детей и обязательно с ней справимся.

Музыка. Steve Gibson и "The Red Caps" - Would I Mind

А.Г.: Вот пример ритма, дающего самостоятельность, как говорят психотерапевты. Вопросов перед эфиром у нас было довольно много. Вот еще один из них:

Звонок с автоответчика: Уважаемый Александр Геннадьевич. Сегодня будет обсуждаться тема детских страхов, и я хотела бы, чтобы вы поговорили о таком распространенном страхе как страх темноты. У меня девочке уже тринадцать лет, она до сих пор засыпает только при свете, только недавно стала спать одна, до этого спала вместе со мной; сейчас берет с собой в постель кота. Когда я спрашиваю, почему она боится темноты, она говорит, что ей кажется из темноты выйдет кто-то страшный, какой-то черный человек и сделает с ней что-то плохое. И раньше она даже каких-то чудовищ говорит, что видела в темноте, хотя, естественно, никого лично я там не вижу. Как объяснить этот страх, как с ним бороться?

А.Г.: Вы не видите больше чудовищ в темноте, но, думаю, что когда-то видели. Просто забыли. Во всяком случае, я какими-то всполохами помню, что я видел чудовищ на месте куч одежды на стульях. Мне кажется, что их видели почти все, просто забыли эти свои страхи. Связаны они, как мне кажется, главным образом, с одним главным страхом. И, наверное, этот страх - одна из причин того, что мы с вами пытаемся - и тоже в преддверии ночи преодолеть темноту, правда? Осветить ее серебряными нитями, осветить ее отношением друг к другу. Цель - чтобы у нас с вами не было страхов ночью, чтобы развеять что-то. А вот что?

   Мне думается, что страх темноты, ну, конечно, не мне одному, что страх темноты - это на самом деле такая ранняя форма страха смерти. Дело в том, что когда мы засыпаем, как известно, в мифах, и легендах, и мы с вами об этом очень много говорили, мы как бы переходим в другой мир. Этот другой мир аборигены Австралии понимали по-своему, аборигены Новой Зеландии по-своему. Просто уже вспоминали об этом. Но в этом мире все по-иному. В этом мире контроль сознания за поведением теряется. А для детей, самостоятельность которых еще не сформировалась это страшно. Поэтому кажется как аборигенам, как первобытному мышлению, так и мышлению детскому, что там, в темноте, водятся какие-то духи, которые управляют вот этим нашим другим миром, миром сновидений, миром, когда человеческое "Я" меняется. Я думаю, что все наши ночные страхи так или иначе связаны с этим глубоко спрятанным и очень, и очень значимом ощущением. Мы боимся раствориться в темноте, боимся потерять над собой контроль. Для нас, для взрослых бессонница... Ну, подумаешь, бессонница? Ну не спишь и не спишь, возьми книжку и читай. А ведь это страшная вещь. Почему? Потому что мы боимся, что нас похитит фея ночи, боимся раствориться в темноте, боимся потерять разум; если хотите - боимся сойти с ума, что почти равно страху смерти. Вот такой небольшой философский экскурс в причины страха темноты. И поэтому не надо реагировать на то, что дети хотят спать при свете - пусть спят. Со временем это желание пройдет, и ничего ненормального в чудовищах, которые из темноты выходят, на самом деле нет.

   Как помочь ребенку? Вы знаете, наверное, так же, как мы пытаемся помогать вам. Попробуйте придумать сказку. Сказку, лучше вместе с дочкой и лучше не совсем на ночь, но вечером. В этой сказке должен быть замок, в котором, может быть, где-то и горят свечи, но в котором на самом деле темно. Или пещера, в которой водится какое-то чудовище. Если хотите, это может быть готовая сказка, "Аленький цветочек", скажем. Почему? Да потому что чудовище, которое водится там в темноте, в этой сказке должно оказаться добрым и смешным. Этакий Шрек, который водится на болоте, в новомодном мультфильме, который ужасно страшный, но на самом деле он как луковица: там, внутри, он добрый и теплый. Идей таких сказок может быть сколько угодно, но самое главное, чтоб чудовище, которое выйдет из темноты девочке, героине, в этой сказке помогало. Ну, например, приводило к принцу, или оборачивалось и становилось принцем. И, если это получится, у мамы или у папы, может быть, даже было смешным, забавным. Не бойтесь рассказывать неуклюжие сказки. Все равно, сказки, рассказанные родителями лучше, чем сказки, вычитанные в книжке. Ну вот, примерно так, наверное, выглядят этот совет и причина страха темноты.

   А нас в эфире давно ждут звонки. Татьяна Алексеевна, доброй ночи, если вы нас слышите.

Татьяна Алексеевна: Доброй ночи. Я хотела бы рассказать о своем ребенке. Когда ей было два с половиной года я ее отдала в ясли. И их ясли поехали на дачу. Я часто довольно-таки ездила посмотреть, как она себя чувствует там. Маленькая еще. И когда однажды я приехала, то я увидела такую картину: ребенок мой не говорит, молчит и не улыбается. А она у меня была такая веселая, улыбчивая, озорная девчоночка. И говорливая, все стишки знала, и песенки. А тут спрашиваю - молчит. Я узнала, что воспитатели их запугивают, чтобы они спали. Я забрала ребенка, и когда привезла домой, она у меня пару дней не разговаривала, потом стала заикаться, но говорить, и я выяснила,что ее напугали серым волком. Я спрашиваю:
   - Чего ты боишься?
   - Серого волка и бабу Ягу.

И она не могла смотреть мультфильмы долго. Мы с ней боролись с этим страхом и победили его. И потом я вспомнила свое детство. У меня мама тоже была такая, любила пугать нас с братом, когда мы маленькие были. А папа говорил: "Ну, чего ты, дочка, боишься? Ну, посмотри, там же нет ничего. Вот темно, смотри, я свет зажгу. Ты видишь - нет ничего." И я перестала бояться. Дочку я никогда не пугаю. И побороли мы страх. Я советую всем родителям не пугать своих детей, спокойно с ними разговаривать и объяснять, что это не так страшно, что все получится, что все они смогут. Вот, я думаю, что так.

А.Г.: Вы знаете, я хотел вот что сказать. Во-первых, конечно, я с Вами полностью согласен, и пугание - это в любом случае не метод воспитания, поскольку нам очень часто удается испугать. Конечно, лучше рассказывать сказки и играть теми героями, которыми ребенок напуган, а очень часто сейчас они еще пугаются героев мультфильмов, которые как бы вместо ясельного детского сада теперь работают, поскольку очень многие родители предпочитают как бы отвлечь внимание ребенка на мультфильмы, причем очень часто на мультфильмы не по возрасту, потому что мультфильмы надо достаточно точно подбирать по возрастным категориям, иначе страх разных всяких не очень понятных героев в не очень понятных любовных отношениях остается.

   И еще одну вещь я хочу сказать. Я хочу сказать, что есть еще одна причина. У меня очень сложное отношение к яслям, потому что мне кажется, что это такая безумно трудная душевная работа, на которую способны далеко не все воспитатели. Потому что здесь нужно не просто образование, которого, кстати, нет, но еще и человеческий дар - любовь к маленьким детям, который тоже встречается, к сожалению, гораздо реже, чем хотелось бы. Но вот против чего я категорически, так это против поездок с яслями на отдых по той простой причине, что такие истории - у меня такое впечатление - рассказывает просто половина родителей. И вот почему. Маленький ребенок, которого куда-то отправляют, например, в больницу, в ясли, вообще чувствует себя заброшенным. И есть даже работы, которые показывают, что оставление ребенка до трехлетнего возраста свыше, чем на семь часов без папы и мамы порождает в его душе ощущение опустошенности и брошенности. Есть ощущение, что родители ушли навсегда, они начинают фантазировать на эту тему, потому что это возраст, который требует опоры на родителей, в которых еще ребенок не очень воспринимает себя как нечто отдельное. И поэтому сам факт отправления в такую дальнюю и долгую поездку с ясельной группой он уже порождает страхи, которые, конечно, очень легко усилить воспитателям. Но иногда этого не происходит. Ничем воспитатели не пугают, а дети, которые, с их точки зрения, заброшены в таком хайдеггеровском смысле этого слова начинают вспоминать страшные сказки, которые им рассказывали, представляя себя героями этих сказок, которые съедают те же самые ночные феи. Я не утверждаю, что это так, я просто хочу сказать, что возможен такой механизм.

   У нас на автоответчике есть очень-очень похожий звонок. Взрослая слушательница не рассказывает детали, но в целом передает то же самое напутствие.

Звонок с автоответчика: Здравствуйте. Насчет детских страхов. Я думаю, что в них виноваты сами взрослые, которые пугают детей. Но самое страшное, что детские страхи потом откликнутся во взрослом возрасте, что случилось у меня. На самом деле мне уже сорок лет; я помню, что когда-то пугали родители; может быть, они считали, что они меня ограждают от чего-то в этой жизни, но теперь я чувствую, что эти страхи вылились в неуверенность для меня. Поэтому призываю всех родителей - не надо пугать своих детей, а надо им вселять уверенность в себе и в том, что у них все будет хорошо. Тогда никаких страхов. Спасибо, до свидания.

А.Г.: Все будет хорошо, мы обязательно выиграем. И вообще, выигрывать гораздо лучше, чем проигрывать, в том числе выигрывать воспитание. Об этом поет группа "Красные шапочки".

Музыка. Steve Gibson и "The Red Caps" - Win Or Lose

А.Г.: И , несмотря на то, что у нас не очень много времени осталось и в эфире ждут звонки, я не могу не ответить еще на один вопрос, оставшийся у нас на автоответчике.

Светлана: Здравствуйте, меня зовут Светлана, я очень люблю вашу программу, когда могу, слушаю. У меня вопрос к ведущему. У меня дочке год и девять месяцев. Она говорит, что боится соседей. У нас соседи часто делают ремонт, постоянно какой-то стук, что-то происходит. А когда звуки доносятся с улицы, машины или что-то еще, я ей объясняю, что это машины, и она не боится. Когда я говорю, что это соседи делают ремонт, она постоянно говорит, что она боится соседей. Если я выхожу на кухню, она начинает плакать и кричать, что мама ушла, что она боится соседей. Постоянно ходит за мной хвостом. Не знаю - это какая-то патология, или что это, и с чем это связано, нормально ли это. Что бы Вы посоветовали?

   Так она вообще любимый ребенок в семье; папа, мама есть, любят. Может быть, я немножко нервная. Мы ее не бьем, не наказываем. Единственное, что я на нее голос повышаю периодически. Но по-другому у меня пока просто не получается. Она уже говорит хорошо. Так, в принципе, веселая, жизнерадостная девочка; на улице очень смелая, то есть может идти, даже на маму не оборачивается, гуляет. На улице ведет себя спокойно. В гостях тоже ведет себя спокойно. Только дома. Дома боится соседей.

А.Г.: В замкнутое помещение через стены попадают какие-то звуки, которые производят загадочные соседи. Именно в замкнутое помещение, именно в то помещение, в котором ребенок засыпает, и поэтому соседи, которые, наверно, делают ремонт и звучат допоздна, они, скорее всего, и производят такое впечатление на маленького ребенка. Поскольку чувствительность нервной системы в таком возрасте, конечно, гораздо выше, чем у нас. Ничего патологического в такого рода страхе еще менее чем в два года нет. Правда, как бы есть свидетельства того, что чувствительность у ребенка повышена, но, в общем в действительности это не есть признак какого-то заболевания.

   Что бы я посоветовал?

   Ну, во-первых, если у вас - у мамы - нормальные отношения с соседями, то мне кажется, что таинственных соседей хорошо бы ребенку явить. Как только они оживут, и будут людьми из плоти и крови, которые с ней поиграют, какую-нибудь конфетку подарят, если, конечно, конфетку можно, или что-то еще и скажут пару ласковых слов, то это очень здорово облегчит страхи. Если сначала они поиграют, потом вы (днем, конечно) скажете, что вот это и были те самые страшные и ужасные соседи. Я не думаю, что для соседей это будет такое уж прям тяжкое одолжение. Ну, надеюсь, во всяком случае. Это во-первых.

   Во-вторых, это довольно частый страх, увы, потому что у нас очень многие соседи непрерывно делают ремонт, а еще иногда бывает и того хуже: бьют вместо молотков друг друга о стенку, в общем, страшные вещи совершенно, впору самому забояться. Поэтому я хочу сказать, что если такие вещи невозможны, то можно рассказать массу замечательных историй про соседей. Ну, например, сказку про волка и семерых козлят, когда мама ушла, осталось семеро козлят... Ну, если кто забыл сказку, я ее до конца пересказывать не буду, прочитаете. Ее можно переделать, рассказав, что за стеной в это время были соседи, скажем, семь барашков, которые, в общем в конечном итоге козлят и спасли. В общем, истории про добрых соседей, которые "звучат" и это хорошо, потому что это значит, что по крайней мере мы дома не одни, и нас могут защитить и помочь. Мне кажется, такого рода сказки и истории могут ребенку в таком возрасте помочь. Если, конечно, не возможен контакт с живыми соседями. Ну вот, максимум советов, которые я могу дать.

   А нас давно ждет Татьяна Алексеевна в эфире. Татьяна Алексеевна, Вы нас еще слушаете? Анна?

Анна: Да, слушаю. Я вот хотела задать Вам такой вопрос. У меня сыну двенадцать лет. Раньше он оставался дома и в четыре, и в пять лет один. А именно сейчас, где-то лет с одиннадцати, наверное, он дома вообще один не остается. Он ходит и гулять, и в школу, и еще куда-то. А вот именно дома один он не остается. Спрашиваю: "Почему?" Он говорит, что не то чтобы ему страшно; то ли ему это уже стыдно сказать. Он говорит: "Мне очень дома неприятно". Ну, в общем, ни под какими предлогами. Я уже говорю: "Ну, может же что-то случится с нами, все же бывает; уже нужно оставаться одному." Но вот ни в какую и все.

А.Г.: Вы знаете, не могу быть точно уверен, но я думаю, что Вы правы - что-то его дома напугало. Чего в такой ситуации помогает. Во-первых, конечно, первое, что Вы уж ни в коем случае не делайте, это одиннадцатилетнему ребенку слов "а что будет, когда нас не будет?" - не говорят. Анна, я просто ловлю эти слова в эфире. Вы на них акцент не делаете, но на самом деле если такие слова звучали, то, может быть, он не боится оставаться дома один. Бывает не так. Иногда бывает так, что он боится оставлять вас одних вне дома, потому что Вы несколько раз ему говорили, о том, что с нами может что-нибудь случиться и мы умрем. И эта попавшая один раз в сознание ребенка фраза... Вы ее естественно, между строк произносите в эфире, а если она так же звучала лет в девять-десять, то... Десять, одиннадцать, двенадцать лет - это такое время, я бы сказал, чтобы не очень подробно говорить, второго обострения страха смерти. Это препубертатный возраст, он входит в подростковый возраст, и тревога появляющихся гормонов делает его нестабильным, он начинает жутко переживать за вас. Так бывает очень часто, поэтому с таким страхом нужно бороться такими косвенными утверждениями того, что все здоровы, и с родителями ничего решительно случиться не может. Хотя все мы не боги, конечно, но в общем с этим утверждением, подспудно звучащим очень часто связаны страхи. Это первая мысль, которая приходит мне в голову.

   А второе - это очень часто что-то, что напугало во сне в комнате. Может быть, если это возможно чисто территориально, может быть попробовать сменить ему комнату. Ну, еще раз оговариваюсь - не знаю, насколько это возможно, но перевести его на какое-то время жить в другую комнату. Очень часто на этом этот страх оставаться одному проходит, потому что он иногда связан с каким-то из этих чудовищ, которые сегодня звучали, которые выходят из темноты. А он в одиннадцать лет признаться в этом не может. Но все-таки первая версия мне кажется очень вероятной. Подумайте о ней.

   И я прошу прощения у всех, кто нас так и не дождался, поскольку нету больше времени, но я чувствую, что разговор о страхах и детских страхах надо продолжать, следите за нашими передачами, мы обязательно к этой теме вернемся. Ну, я думаю, что даже если просто мы будем проявлять терпение и, по крайней мере, не пытаться заставить насильно ребенка не бояться, то мы обязательно дождемся, что все с нашими детьми будет хорошо. Мы желаем вам спокойной ночи, очень вас любим, а об этом на прощание поет группа "Красные шапочки". Спокойной ночи.

Музыка. Steve Gibson и "The Red Caps" - Wait

17.12.2017 Выложен тренинг "Умение понимать другого человека", который ранее нигде не публиковался...
11.03.2017 Существенно улучшилось качество звучания в тренинге "Божественная комедия".
Те, кто скопировал и хранит этот тренинг у себя, - можете обновить свою копию...
25.01.2017 Полностью обновлён тренинг "Поваренная книга магии". Главное - теперь вы можете узнать, о чём он (появилось содержание) :)
14.01.2017 Впервые выложен "Разноцветный тренинг"!
27.10.2016 Большое пополнение бесед за 2007 год!
Добавилось более 100 передач, которые раньше не выкладывались.
А качество выложенных ранее передач за 2007 год заметно возросло.
01.06.2013

Большое пополнение бесед за период 20.02.2006 - 29.12.2006.

Из них 39 передач перезалиты с лучшим качеством, остальные 49 выложены впервые.

04.09.2011

Алексей Попов завершил работу над тренингом "Уроки с Катей -2 — Парижская история, или Языческие корни";
на данном сайте впервые выложена качественная аудиоверсия тренинга (в стереозвуке)

27.06.2011

запущена тестовая версия.

23.06.2011

старт проекта.