войти

«2004.05.05 Феномен двойного сознания»

00:03: Фрагмент из книги Феликс Кривина "Лев из класса пресмыкающихся".
 _____
музыка:
00:08: Artie Shaw - Special Delivery Stomp;

00:24: Benny Goodman and Peggy Lee - I Got It Bad;
00:42: Paul Whiteman with Bob Lawrence - Smoke Gets In Your Eyes.

Расшифровки передач

Расшифровка — это текстовая версия передачи.

Вы можете оказать неоценимую помощь программе «Серебряные нити», если сделаете расшифровку этой и других передач. Расшифровки позволяют другим людям быстро знакомиться с передачами, находить передачи через поисковые системы, а также становятся основой для книг, выпускаемых автором передач.

Чтобы сделать новую расшифровку, нужно:

  • зарегистрироваться на форуме «Серебряные нити».
    (для регистрации пройдите по ссылке:
    http://www.serebniti.ru/forum/ucp.php?mode=register)
  • используя логин и пароль форума, войти здесь под ними
    (для этого нажмите на значок «ключик» (значок логина) в правом верхнем углу сайта).

Теперь Вы можете создавать новые расшифровки и редактировать уже написанные!
(для этого пользуйтесь значками (создание текста и редактирование текста), находящимися справа от каждой аудиозаписи)

Доброй ночи, доброй ночи всем, кто нас слышит, желает программа «Серебряные нити», Радио России и я, её ведущий доктор Александр Данилин.

В Москве душная ночь. Но, как всегда, если наше тоненькое поле из хрупких серебряных нитей действительно существует, то это значит, что мы можем найти в нём не только тепло зимой, но и прохладу уже даже не весной, а душным ранним летом, которое стоит на дворе, и мне кажется, многим даже мешает дышать, - как нам почти всегда в жизни мешает свободно дышать свойственная нам двуличность.

Двойное сознание. Феномен двойного сознания, о котором нас просили поговорить вы, уважаемые радиослушатели. Как всегда вы можете рассказать нам свои истории, те случаи двойного сознания, с которым вам приходилось иметь дело, ваше мнение по этому поводу, ну и конечно, ваши таблетки, таблетки, с помощью которых вам когда-то удалось преодолеть свою или чужую двуличность.

На самом деле феномен этот конечно не обычен. И по этому поводу существует масса историй, возможно в том или ином смысле мы уже вспоминали многие из них. А мне сегодня почему-то вспомнился писатель, замечательный писатель 60-х годов, которого звали Феликс Кривин. И который практически никогда, насколько мне известно, не печатался в Москве, но, тем не менее, был известен в среде московской интеллигенции, той самой среде, которая, как известно, больше других подвержена болезни двойного сознания. Так вот, на очень многих полках 60х-70-х годах хранились маленькие книжечки Кривина с его сказками.

Вот в одной из этих книжечек, есть такая группа поучительных сказок о животных, и в ней, в этой группе есть одна история, которая называется «Лев из класса пресмыкающихся». Среди пресмыкающихся, оказывается, был свой лев, о котором Брэм писал «У этого животного обе половины тела совершенно независимы одна от другой». 

«Земляной лев - так его величали в древности за его солидность, неторопливость, за его большое достоинство. Из тех немногих шагов, которые он позволял себе на земле, не было ни одного необдуманного. «Обдумаем ситуацию, - обычно соображал он, сидя неподвижно и производя на всех должное впечатление. - Если сделать шаг влево, то можно нарваться на неприятности, а если сделать шаг вправо, то получится, что я не хочу нарваться на неприятности, и хотя я действительно этого не хочу, но я и не хочу, чтобы так получалось…» Степенно, неторопливо он обдумывал свой очередной шаг. При этом один глаз смотрел влево, а второй - вправо, потому что так были устроены его глаза. Левый глаз его смотрел влево и видел там славу и опасности, а правый глаз смотрел вправо и видел там бесславие и покой. И вся левая его сторона рвалась влево, а вся правая - вправо, потому что так было устроено его тело.
- Эх, была не была! - говорила левая сторона. - Если уж погибать, так с музыкой!
- Музыка будет печальная, - говорила правая сторона. - Потому что когда погибать - какое уж тут веселье!
Пока его стороны спорили между собой, он сидел неподвижно, и это производило весьма солидное впечатление.
- Как нам быть с удавом? - спрашивали кролики, подойдя к нему с левой стороны.
И он отвечал:
- Известное дело - действовать!
- Как быть с кроликами? - советовался удав, подойдя к нему с правой стороны.
И он отвечал:
- Известное дело - действовать!
И кролики действовали, и удав действовал, а он смотрел на это и все не мог сообразить, какой же тут сделать шаг: влево или вправо?..
Земляной лев! Так его величали в древности. А вообще-то его называют хамелеоном».



И вот наверно, о психологическом феномене хамелеона мы сегодня и поговорим, о том, как же так получилось, что у нас стало две стороны - левая и правая. И что самый лучший выход, который мы периодически находим - это замирать в неподвижности. Как будто какая-то трещина пролегла через наши сердца. Так называется первая мелодия, которую мы сегодня услышим. 
А я хочу сказать, что в честь надвигающегося праздника Дня Победы, - ведь, наверно, этот праздник один из самых главных праздников в нашей жизни - единственное, чем мы можем не то, чтобы поздравить, но вспомнить наших ветеранов в эти праздничные дни (независимо от тем), является музыка, которую играли и пели во всём мире в сороковые годы.
Сегодня для нас играют музыканты и оркестры 40-х военных годов. Так вот, в сороковых годах, знаменитый кларнетист, один из легендарных джазовых музыкантов Арти Шоу - руководитель оркестра и кларнетист играют мелодию, которая называется «Через твоё сердце»
Но, - я бы хотел, чтобы эти мелодии мы с вами использовали как некоторую психотерапию. Вот попробуйте чуть-чуть настроиться на волну этой старинной джазовой мелодии и почувствовать, как она из покоя перетекает вместе со звуком кларнета в свою противоположность, а потом возвращается обратно. Как она двоится, как часто двоятся наши сердца.


Музыка. «Через твоё сердце».


Я надеюсь. Что вы смогли это почувствовать. 
И как всегда вопросы, доносящиеся к нам с автоответчика, и в том числе очень короткие: 

Радиослушательница: «У меня вопрос такой: почему человек, давая слово или обещание, его не сдерживает и поступает совершенно по-другому».
А.Г.: Ну действительно, ведь это же вопрос, имеющий прямое отношение к нашей теме. Ведь если человек дал обещание, то наверно в нём должна завестись какая-то другая личность для того, чтобы она, эта другая личность смогла сама себя оправдать и совершить совершенно иной поступок, не тот, который она обещала.


Что с нами происходит? Этот вопрос мы обращаем не только ко всем нашим слушателям, но и к Ирине Антоновне, которая давно ждёт нас в эфире.
А.Г.: Ирина Антоновна, доброй ночи, мы вас слушаем.
Ирина Антоновна: Здравствуйте Александр Геннадьевич, я очень люблю вашу передачу, хотя очень редко на неё попадаю. Вот сейчас я попала к вам.
Вот понимаете, мне уже 67 лет, мне бы казалось нужно уже немножечко соображать, что происходит в жизни. Но я должна вам такую вещь сказать, что я вот к этому, - как вы в передаче назвали - двуличие, двуликость, неискренность, это то, что считается не хорошо. Но вы наверное помните, может быть, встречали когда-то известное очень стихотворение из сборника «Чтец-декламатор», где последние строки таковы «Зачем же в белом мать была?..О, ложь святая!.. Так могла солгать лишь мать, полна боязнью, чтоб сын не дрогнул перед казнью!» 


«Белое покрывало» Мо?риц Га?ртман/ М. Л. Михайлов

«Позорной казни обречённый,
Лежит в цепях венгерский граф.
Своей отчизне угнетённой
Хотел помочь он: гордый нрав
В нём возмущался; меж рабами
Себя он чувствовал рабом -
И взят в борьбе с могучим злом,
И к петле присуждён врагами.

‎Едва двадцатая весна
Настала для него - и надо
Покинуть мир! Не смерть страшна:
Больному сердцу в ней отрада!
Ужасно в петле роковой
Средь людной площади качаться…
Вороны жадные слетятся,
И над опальной головой
Голодный рой их станет драться.
Но граф в тюрьме, в углу сыром,
Заснул спокойным, детским сном.

‎Поутру, грустно мать лаская,
Он говорил: «Прощай, родная!
Я у тебя дитя одно;
А мне так скоро суждено
Расстаться с жизнью молодою!
Погибнет без следа со мною
И имя честное моё.
Ах, пожалей дитя своё!
Я в вихре битв не знал боязни,
Я не дрожал в дыму, в огне;
Но завтра, при позорной казни,
Дрожать как лист придется мне».

‎Мать говорила, утешая:
«Не бойся, не дрожи, родной!
Я во дворец пойду, рыдая:
Слезами, воплем и мольбой
Я сердце разбужу на троне…
И поутру?, как поведут
Тебя на площадь, стану тут,
У места казни, на балконе.
Коль в чёрном платье буду я,
Знай - неизбежна смерть твоя…
Не правда ль, сын мой! шагом смелым
Пойдёшь навстречу ты судьбе?
Ведь кровь венгерская в тебе!
Но если в покрывале белом
Меня увидишь над толпой,
Знай - вымолила я слезами
Пощаду жизни молодой.
Пусть будешь схвачен палачами -
Не бойся, не дрожи, родной!»

‎И графу тихо, мирно спится,
И до утра он будет спать…
Ему всё на балконе мать
Под белым покрывалом снится.

II

‎Гудит набат; бежит народ…
И тихо улицей идёт,
Угрюмой стражей окружённый,
На площадь граф приговорённый.
Все окна настежь. Сколько глаз
Его слезами провожает,
И сколько женских рук бросает
Ему цветы в последний раз!
Граф ничего не замечает:
Вперёд, на площадь он глядит.
Там на балконе мать стоит -
Спокойна, в покрывале белом.

‎И заиграло сердце в нём!
И к месту казни шагом смелым
Пошёл он… с радостным лицом
Вступил на по?мост с палачом…
И ясен к петле поднимался…
И в самой петле - улыбался!

‎Зачем же в белом мать была?..
О, ложь святая!.. Так могла
Солгать лишь мать, полна боязнью,
Чтоб сын не дрогнул перед казнью!»
<1859>



Ирина Антоновна: Она обещала сыну герцогу молодому, что договорится королём, будет в белом, и его помилуют. Если нет, она будет в чёрном. Но она ничего не сумела сделать, пришла в белом.
Почему я об этом говорю. Эта мать и мать во имя добра, во имя любви, это же не двуличие, это спасение единственного дитя своего, что даже в момент перед смертью он чтобы был красивый, улыбался и так далее. Но жизнь нам подставляет к сожалению страшные штуки. Даже вот библия говорит, возлюби врага, как друга своего, прости ему. Но мне не понятно, ну вот объясните мне. Я могу пойти в церковь, поставить за здравие свечку, как-бы проговорить, что я прощаю человека. Но человек мне нанёс непоправимый ущерб моей душе. Как я могу простить, что для этого нужно сделать? Я живу с этим уже несколько лет. У меня моя дочь, моя любимая, единственная дочь ушла жить к подруге. Ей там очень хорошо, как она говорит. Она очень полюбила ребёнка дочери этой подруги. Своих детей у неё нет. Я всё понимаю, но моим страданиям.. Я делаю вид, что вроде-бы всё хорошо. Но моим страданиям нет предела. Мне кажется, даже у меня какой-то стержень внутри уже надломился, и вы знаете, как вот свечечка догорает. Я продолжаю работать, продолжаю общаться с людьми, но жизнь для меня, мне кажется, уже остановилась. Что мне делать?
А.Г.: Что делать?.. - Ирина Антоновна - и что такое прощение? Мне бы хотелось поставить этот вопрос для всех наших радиослушателей.
Ирина Антоновна: Хорошо.
А.Г.: Давайте попробуем поговорить ещё и об этом, что же такое простить?
Ирина Антоновна: Простить значит понять, говорят французы.
А.Г.: Да, но вы же говорите, что вы..
Ирина Антоновна: Я понимаю, но боль-то не уходит. Кровоточащая рана.
А.Г.: Кровоточащая рана по отношению к дочери? Или к подруге?
Ирина Антоновна: Да, к дочери. К дочери, я её безумно люблю. Я знаю, что ещё психологи это называют синдром пуповины, невозможно оторвать своё дитя от себя. Вы понимаете, в чём трагедия моя, я всё понимаю. Знаете, как ребёнок. Он понимает, но всё равно в штанишки мочит, вот такое, может быть, это не красиво для эфира, но вот такое состояние у меня.
А.Г.: Мне кажется, Ирина Антоновна, прежде всего.. Я хотел вот о чём спросить, Ирина Антоновна, а вы никогда не задумывались, за что вы не можете простить дочь?
Ирина Антоновна: Я дочь.. Я на неё не сержусь, я наоборот, её безумно жалею, потому что мне кажется, что она не ведает, что она делает. Она не имеет своей семьи, она живёт для чужой семьи. Вы понимаете, ей 43года, она сама медик, она работает в пат-анатомии, она исключительно доброй души человек. Она воспитана в семье, где нас вот всего трое, и я воспитывалась среди очень пожилых людей, мы старые москвичи очень, древние москвичи. Понимаете, и нас приучили, и дочь приучена только всем помогать. Но мне показалось, что люди этим пользуются, а она этого не понимает, ей нравится, ей хорошо, она приносит туда радость. Но мне кажется, она нас забыла.
А.Г.: Ирина Антоновна, так в чём же всё-таки двуличие, и кого вы не можете простить?
Ирина Антоновна: Во-первых, я не могу, вернее, может быть не простить, я не могу успокоиться - почему у меня отняли дочь? Почему её подруга отняла у меня дочь.
А.Г.: А что дочь не приезжает и не звонит?
Ирина Антоновна: Нет, она, это всё в Москве, она приезжает, она пытается даже как-то помочь. Но, если там ей важнее - она там живёт. Если ей там важней там какие-то дела, то она может нам мою просьбу сказать, что извини, я не могу. Я может быть, эгоистка. Я не знаю, что происходит. Но мы одни. Вот нас три человека. Она, муж и я, - всё вот.
А.Г.: Ирина Антоновна, несколько, советы давать в этой ситуации, дело конечно очень тяжёлое. Но хочу попробовать, ладно?
Ирина Антоновна: Да. 
А.Г.: Совет первый. Раз вы во время своего звонка использовали слово простить и прощение, то надо понять искренне для себя самой для начала, кого вы вините. Потому что здесь нужно очень чётко разделить, - вы хотели бы простить дочь? - за то, что ей стало что-то важнее во вне вас. Вы хотите простить подругу? - Которая ну как-бы с вашей точки зрения увела у вас дочь?

Синдром пуповины связан с одной вещью, которую нужно научиться в себе преодолевать. Он связан с нежеланием родителей давать возможность детям расти. И вполне возможно, что вы никак не можете простить себя - за то, что как-бы пытаетесь забрать дочь целиком. Для того чтобы ответить себе на этот вопрос, надо, может быть с помощью наших тренинговых занятий разобраться в тех чувствах, которые вы испытываете. Потому что, мне кажется, что в них существует некая даже - Боже меня упаси - не двуличность, не феномен двойного сознания, а некая мучительная внутренняя противоречивость.
Мне кажется, что первое, что нужно сделать, это попробовать простить себя - саму себя - за эти чувства. И назвать ревность ревностью. А похищение дочери - похищением дочери, просто для того, чтобы эти слова как-то прозвучали внятно, в первую очередь.
Второе, - простить, это, вне всякого сомнения - понять. Но простить это ещё и любить. Простить это любить, но любить не для себя, а для того человека, которого вы любите. В данном случае для дочери. Мы всё время обвиняем других в том, что не выгодно нам самим. И собственную выгоду пытаемся объяснить любовью и отсутствием возможности прощения.

Кстати говоря, в этом мне кажется и проблема двуличности. Это в первую очередь проблема того, что нечто цельное, то, что мы называем верой, или мяче - мировоззрением, или ещё всеобъемлющей любовью, - когда это всё подменяетсячувством эмоциональной выгоды. 
Выгодно - я понимаю. Если этим пониманием я могу привлечь дочь к себе.
Не выгодно - я обвиняю, и считаю её эгоисткой.
Самое главное это получить некую эмоциональную выгоду. Я сейчас имею ввиду именно эмоциональную выгоду. Ради неё можно добиться, можно совершать почти любые поступки. 

В 1941 году знаменитый кларнетист основатель джаза Бенни Гудмен (Benny Goodman) пригласил в свой оркестр неожиданно для состава оркестра молоденькую и никому не известную певицу, которую звали Норма Эгсторм (Norma Egstrom). Лет через десять она стала легендарной американской и европейской певицей под псевдонимом Пегги Ли (Peggy Lee). А вот тогда в 40-х годах она была совсем юной девочкой и вместе с оркестром Бенни Гудмена они спели ещё одну замечательную песню, которая, в общем, про эмоциональную выгоду. «Я поступила нехорошо, я чувствую плохо» - поёт Норма Эгсторм, будущая Пегги Ли, - «и вот теперь я плохая. Ну и принимайте меня плохой. Вот такая я есть».

Музыка. «I Got It Bad (And That Ain't Good)» - Peggy Lee/Benny Goodman

«Never treats me sweet and gentle
The way he should
Cause I got it bad, and that ain't good

My poor heart is sentimental
Not made of wood
I got it bad, and that ain't good

But when the weekend's over
And Monday rolls around
My man and me, we pray some,
We gin some and sin some

He don't love me
Like I love him
Nobody could
I got it bad, and that ain't good».
 


Я бы хотел всё-таки напомнить нашим слушателям, может быть, это, по крайней мере, послужит поводом для размышлений. Феномен двоемыслия, имеющий в виду не психопатологию, а устройство нормальной человеческой психики или принцип двойного сознания, - сам термин пришёл к нам в язык, на самом деле, из фантастического романа - романа-антиутопии Джорджа Оруэлла «1984», который когда-то так часто мы вспоминали. И там содержание этого принципа, им вообще пропитан весь роман, принципом двойного сознания, но раскрывается на следующих трёх лозунгах победившей партии. Я просто напомню вам эти лозунги:
«Мир - это война. Свобода - это рабство. А любовь - это ненависть». 
Вот что такое принцип двойного сознания, или принцип двуличности. Это нормальное - в том-то весь и ужас! - состояние человеческой души, в которой есть, конечно, некий внутренний разлад, но на самом деле этот разлад тщательно скрывается.

В действительности нормальное состояние сознания, которое в разуме оставаясь непреодолённым, на самом деле преодолевается с помощью особого рода скептического или цинического поведения. Путем переключения сознания из одного плана в другой, из сверх интенсивного вытеснения всяких нежелательных воспоминаний, доходящего порой до полной потери памяти. То есть в любой момент мы можем принять мир за войну, ненависть за любовь, а любовь за ненависть. Сделать это совершенно свободно небольшим циническим усилием воли. И руководить нами будет не мировоззрение, а принцип эмоциональной выгоды, самое главное не попасть в неприятности. Именно этим принципом и пользовалась партия в романе-антиутопии Оруэлла. 


А нас в эфире давно ждёт Лена.
А.Г.: Доброй ночи, Лена.
Лена: Здравствуйте.
А.Г.: Мы слушаем вас.
Лена: Я часто слушаю ваши передачи, ну вечером они вносят какое-то разнообразие в спокойную тихую жизнь. А насчёт двуличия, это мне очень напомнила ваша фраза о словах героя Клим Самгин, когда он говорит «А был ли мальчик?» Когда он не помог мальчику утопающему.
А.Г.: Да, да, да.
Лена: Вот, даже руки ему не протянул, а потом, когда мальчик исчез под водой, то сказал «А был ли мальчик?» Я бы просто хотела сказать..
А.Г.: А от чего это происходит? Что такое Клим Самгин? Лен, вы сейчас ужасно важные темы затрагиваете.
Лена: Я думаю, что это совершенно закомплексованный, такой закрытый человек, который живёт в своём мире и с трудом общается с внешним миром. 
А.Г.: Ну, он и есть такой человек многоличный. Ведь когда мы имеем в виду двуличность, мы имеем виду некую универсальную способность оправдать собственную ложь, даже способность оправдать собственное, - я подчёркиваю, - преступление. А кроме Клима Самгина больше никто вам не вспоминается?
Лена: Я сама. Каждый человек, конечно, не двуличный, но я, в общем, настолько яркий пример, что услышав тему сегодняшней передачи, я вот сразу позвонила.
А.Г.: В чём же ваша двуличность, Лена?
Лена: Когда я была ещё ребёнком, меня отдали на воспитание бабушки, ну по семейным обстоятельствам. Где-то до 11 лет меня воспитывала бабушка, а потом забрала к себе мама. Обе это были очень властные женщины, и после11 лет они боролись за меня. Никто не хотел уступать. И поэтому получилось так, что мне хотелось угодить обоим, я их обоих любила. Вот. А это было сложно сделать, мне приходилось притворяться. Вести себя неестественно, неискренне наверно. И потом это очень сказалось и дальше. Сейчас к сожалению, их обоих нет уже в живых. Вот, а я живу своей жизнью, но неправильно. У меня как-бы два любимых мужчины. И опять же один, характер у него мягкий, он похож на бабушку, а другой - у него характер властный и он похож на мою маму. И я их обоих люблю. Вот так.
А.Г.: И всех мужчин, как-бы, которые в вашей жизни вы их к этим полюсам относите, да? Или к бабушкиному полюсу, или к маминому?
Лена: Вообще я человек очень постоянный, на самом деле. Но просто, эта ситуация долго выкристаллизовывалась, как-бы. Из-за моего конформизма вот так всё и произошло.
А.Г.: Конформизм и двуличность. Леночка, разве это не разные вещи, скажите, пожалуйста?
Лена: А по-моему это ведёт. Конформизм ведёт к двуличию.
А.Г.: А чем обусловлен конформизм?
Лена: Это соглашательство, для того, чтобы выторговать себе как можно лучше условия жизни. Я чувствую себя ужасно комфортно, когда вот живу так.
А.Г.: Скажите, если это не секрет, а ваши мужчины они знают друг о друге?
Лена: Я нашла таких мужчин, которых всё устраивает.))
А.Г.: Ну, так тогда в чём же ваш конформизм и мука?
Лена: Мука в том, что как-бы ну не всё там гладко на самом деле. Сейчас такая ситуация возникает, что придётся как-то сделать, я пока ещё себе плохо представляю, но судя по всему придётся выбирать что-то одно.
А.Г.: Лен, вот скажите, вы начали с Клима Самгина. На самом деле, тут есть очень важная штука, даже не знаю сейчас как её сформулировать. Я бы вот что хотел сказать. С точки зрения некой абстрактной психологии или психотерапии, в действительности всё у вас нормально. Есть два любящих вас человека, между которыми вы не можете сделать выбор. Где-то не всё гладко, это понятно. Что женский гарем, что мужской, - он никогда не бывает «не сопротивляющийся», я бы сказал, нашему влиянию. Вместе с тем, на сколько я понимаю, вам эта ситуация нравится, она вас устраивает. И, в общем, я должен ответить что-то вроде того: ну и что вас мучает?
Лена: Мучает меня, потому что я хотела бы соединить два начала как-бы в себе. А у меня это совершенно не получается.
А.Г.: То есть, боюсь, забыл имена отчества, забыл Яичницу гоголевскую. Нос Иван Ивановича, да с ушами Иван Петровича, да?

«Если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича, да взять сколько-нибудь развязности, какая у Балтазара Балтазарыча, да, пожалуй, прибавить к этому еще дородности Ивана Павловича - я бы тогда тотчас же решилась. А теперь поди подумай! просто голова даже стала болеть. Я думаю, лучше всего кинуть жребий. Положиться во всем на волю Божию: кто выкинется, тот и муж». 

Лена: Да. Да.
А.Г.: Примерно так. Вот и вся мука? 
Лена: Нет, мука в другом.
А.Г.: А в чём?
Лена: А вы считаете, что это не двуличность? Вот например, я верующий человек, для меня это очень тяжело.
А.Г.: Вот тут-то вот и начинается самое сложное противоречие. Откуда возник Самгин? Вот на мой взгляд весь Самгин, он возник из одной фразы Смердякова у Достоевского («Братья Карамазовы»). Фраза эта звучит так: «коли бога бесконечного нет (А.Г.: Вот это важно), то и нет никакой добродетели, да и не надобно ее тогда вовсе». Потому что с точки зрения - ну правда - современной психотерапии, вы делаете обычный и нормальный человеческий выбор. А с точки зрения традиционного, ну давайте так говорить, этоса, традиционной нравственности и своей собственной веры вы чувствуете мучительно свою неправоту.

Так вот эта самая двуличность она возникает тогда, когда уходит вера. Потому что на самом деле в нравственном катехизисе и в данном случае любой религии - да? - существуют ясные ответы на те вопросы, которые так мучают вас сегодня. А у нас с вами именно тогда, когда веры не хватает, появляется внутреннее противоречие: вот мы любим двоих мужчин и считаем что это процесс абсолютно невозможный и чем-то преступный. Почему? Потому что мы преступаем какую-то норму веры. И вот здесь, к сожалению, мы должны выбирать. 
Потому что в действительности - я понимаю, что это сложный философский разговор, но, в конце концов, нельзя же вести только очень простые разговоры - в конце концов, вот эти все принципы партии у Джорджа Оруэлла они ведь являются пародиями на антиномии Канта
И эти антиномии у Канта возникают по одному очень простому механизму. 
Когда прорыва к миру смыслов, прорыва в глубину собственного я, прорыва к семантическому полю - мы очень разными словами всё это называли - прорыва к этому единому смысловому полю, присутствие которого внутри себя мы чувствуем, но уже теряем слова, с помощью которых это смысловое поле, этот внутренний смысл, этот голос совести, этого Бога внутри нас мы можем описать. Из-за того, что мы это ощущение теряем, мы начинаем метаться в поисках неких внутренних ответов. 

На самом деле, вы знаете, что касается выбора между двумя мужчинами, между двумя женщинами, я всегда убеждён, что при полном равновесии этих мужчин, когда у одного есть одни замечательные качества, а у другого есть другие замечательные качества, чаще всего в истории женской жизни, уж простите меня Лена, побеждает третий мужчина. Да? Как тезис, антитезис и синтез. Появляется какой-то человек, в котором вы начинаете чувствовать синтез этих двух качеств. Этот человек становится вам действительно нужен, и всё вот это нравственное противоречие на этом приходит в норму. И мне кажется, что вот такой результат чаще всего случается с абсолютно уравновешенными весами. 

И я думаю, что любая молодая женщина может себе позволить и две любви и четыре и восемь, до тех пор, пока не появится одна, вот эта вот самая главная. И возможно самое главное, просто внутренне принять решение, что если половинки: усы Иван Ивановича никак не соединятся с бородой Иван Филипповича, - то самое главное, не вступать в брак, уж тем более, не венчаться. Для того, чтобы потом, когда появится вот этот самый синтез, не жалеть смертельно о том, что вы сделали. 

Мне кажется, что человек какую-то часть своей жизни имеет полное моральное право на поиск своей любви, имеет полное моральное право, на то, чтобы попытаться обрести себя в другом. И если чуть-чуть.., сесть, остаться наедине с собой, сделать любое из наших упражнений, и отнестись к этому с небольшим, хотя бы с небольшим чувством юмора, то вся эта противоречивость и мнимое двуличие куда-то исчезнет. И останется либо один из мужчин действительно важный для вас, либо этот этап для вас в жизни когда-нибудь случится. 
А я очень надеюсь, что в ваших глаза, дорогая Лена, и в ваших глазах, дорогие радиослушатели, никогда не будут стоять слёзы стыда, боли. 
И об этом из 40-х годов играет оркестр Пола Уайтмена (Paul Whiteman) и знаменитую песню Джерома Керна «Smoke gets in your eyes» / Дым застилает твои глаза, Поёт Bob Lawrence.

Музыка.

17.12.2017 Выложен тренинг "Умение понимать другого человека", который ранее нигде не публиковался...
11.03.2017 Существенно улучшилось качество звучания в тренинге "Божественная комедия".
Те, кто скопировал и хранит этот тренинг у себя, - можете обновить свою копию...
25.01.2017 Полностью обновлён тренинг "Поваренная книга магии". Главное - теперь вы можете узнать, о чём он (появилось содержание) :)
14.01.2017 Впервые выложен "Разноцветный тренинг"!
27.10.2016 Большое пополнение бесед за 2007 год!
Добавилось более 100 передач, которые раньше не выкладывались.
А качество выложенных ранее передач за 2007 год заметно возросло.
01.06.2013

Большое пополнение бесед за период 20.02.2006 - 29.12.2006.

Из них 39 передач перезалиты с лучшим качеством, остальные 49 выложены впервые.

04.09.2011

Алексей Попов завершил работу над тренингом "Уроки с Катей -2 — Парижская история, или Языческие корни";
на данном сайте впервые выложена качественная аудиоверсия тренинга (в стереозвуке)

27.06.2011

запущена тестовая версия.

23.06.2011

старт проекта.