войти

«2004.07.14 Смерть и после...»

00:03: История становления Будды.
00:31: Рекомендации книг.
 _____
музыка исп. Mose Allison (США):
00:14: Your Molecular Structure (альбом "The Best Of Mose Allison"; 1970 г.);
00:27: Fool's Paradise;
00:42: Hello There, Universe.

Расшифровки передач

Расшифровка — это текстовая версия передачи.

Вы можете оказать неоценимую помощь программе «Серебряные нити», если сделаете расшифровку этой и других передач. Расшифровки позволяют другим людям быстро знакомиться с передачами, находить передачи через поисковые системы, а также становятся основой для книг, выпускаемых автором передач.

Чтобы сделать новую расшифровку, нужно:

  • зарегистрироваться на форуме «Серебряные нити».
    (для регистрации пройдите по ссылке:
    http://www.serebniti.ru/forum/ucp.php?mode=register)
  • используя логин и пароль форума, войти здесь под ними
    (для этого нажмите на значок «ключик» (значок логина) в правом верхнем углу сайта).

Теперь Вы можете создавать новые расшифровки и редактировать уже написанные!
(для этого пользуйтесь значками (создание текста и редактирование текста), находящимися справа от каждой аудиозаписи)

 

Доброй ночи всем, кто нас слышит. Сегодня мы после большого перерыва снова решились поговорить о смерти, точнее говоря о жизни и смерти, о жизни без смерти и о жизни после жизни. Тема эта очень опасна, как говорят мои коллеги. Может ли разговор и смерти являться формой психотерапии? Полезен ли он? На самом деле именно об этом мне и хотелось сегодня подумать. Поскольку я принадлежу к числу тех людей, которые считают, что такой разговор необходим.  И вот какая история вспоминается мне по этому поводу. Все мы смутно убеждены в том, что на самом деле человек после смерти каким-то образом живёт. С этим, во всяком случае, связано огромное количество суеверий. Поскольку суеверия эти никак не оформятся в какую-то веру, систему убеждений. Однако, мы уважаем комнату покойного не выбрасываем его вещи, стараемся говорить тихо, обращаемся к нему  в дни после смерти. Чтобы мы ни декларировали в своих теоретических обещаниях, ведём мы себя так, как люди, которые верят, что душа человеческая жива. Наверное, этому суеверию есть своё оправдание. Оправдание это в тысячах лет культуры. Поскольку человеческая культура, по крайней мере, та, которой она была до сих пор построена на историях жизни тех, кто смог обрести бессмертие во всех смыслах этого слова. Атеист или верующий, материалист или индуист согласятся со мной во мнении, что Иисус Христос обрёл бессмертие. Как бы что бы они ни вкладывали слово бессмертие. Обрели бессмертие Моисей, Будда и Магомет. Вот о Будде  я сегодня и хочу поговорить. Мы много знаем или наслышаны о буддизме, но помним ли мы историю того, каким образом царевич Сиддхартха стал Буддой. Он был поздним ребёнком, родился он у короля одного из богатых индийских провинций, когда тот был в очень пожилом возрасте. И люди, окружавшие короля, молились о том, чтобы у него родился сын, потому что у него не было наследника. И когда королю было уже за 90 лет, родился царевич Сиддхартха. Имя это обозначает осуществление желаний. Сын сделал жизнь короля с точки зрения подданных, более осмысленной, более значимой. Король собрал придворных астрологов, для того, чтобы они предсказали судьбу сына. После тогда, как астрологи подумали, посчитали на своих таблицах, большая часть из них подняла вверх два пальца. И сказали, что у него в жизни есть две возможности  либо он станет  правителем мира, величайшим королём, либо он отречётся от мира, станет пустынником, бродящим по земле без цели и смысла, несущим людям добро и душевным свет. Был среди них один астролог, который поднял один палец. Звали его Кадана. Он сказал о том, что есть только одна возможность. Он может стать только отшельником и только Буддой. Король был недоволен Каданой. Принять правду очень трудно. Кадана не получил никакой награды и слава его померкла. Тогда король спросил всех остальных астрологов, что же ему делать, чтобы его сын не отрёкся от мира, а стал великим королем и правителем. И это ведь, так похоже на нас с вами. Это амбиция каждого из нас, родителей. Кто из нас хочет, чтобы их сын или дочь ушли куда-то в горы, в глухой монастырь, пещеру и там жили, предаваясь своим размышлениям. Нет, мы хотим, чтобы наши дети имели успех здесь и сейчас в этой жизни, в деньгах, в машинах и во всём остальном. И вот самое важное для сегодняшнего разговора - что ответили мудрецы на этот вопрос королю. Они ответили ему, чтобы он не позволял своему сыну узнать о смерти. И король принял все меры. Он построил для сына три дворца в разных местностях для каждого из времён года, чтобы ни в какое время он не испытывал неудобств. Ни одному старику или старухе не разрешалось входить во дворцы, в которых он жил. Только молодые люди имели право входить туда. Он собрал вокруг него всех молодых женщин королевства, чтобы он навсегда оставался очарованным и увлечённым, чтобы он всегда оставался в мечтах и желаниях. Садовникам говорили убирать ночью все мёртвые листья. Увядающие и засыхающие цветы убирали, потому что при виде мёртвого листа у него может возникнуть ассоциация. Он может спросить, что случилось с этим листом и начать размышлять о смерти. Царевич не осознавал смерти до 29 лет. Но долго ли этого можно избегать? Рано или поздно он должен был выйти в мир. Король был уже совсем стар, его сын должен был хоть как-то ориентироваться  в этом мире. Его стали потихоньку разрешать выходить на улицу из своих дворцов. Но каждый раз, когда он проезжал по улицам, стариков и старух прогоняли, нищих удаляли, ни одному монаху не давали появляться в поле его зрения. Потому что он мог подумать, что это за человек, почему он одет в оранжевое? (это одежда искателей истины и по сей день). Что с ним случилось? Почему он выглядит другим? И тогда встаёт вопрос об отречении от жизни. По сути своей это ведь тоже вопрос смерти. Но однажды должно было случиться то, чего нельзя избежать. В сущности своей, мы ведь с вами повторяем историю отца Будды. Мы пытаемся не рассказывать своим детям о смерти, поскольку как только они сталкиваются с этим понятием, они начинают задавать неудобные вопросы. Вся наша культура построена на бегстве от мыслей о смерти и на сопутствующих им страхах. Все страхи, по сути своей, это страх смерти. Кладбища у нас находятся вдалеке от городов, чтоб ни в коем случае они не напоминали нам об этом. Мы с вами стараемся сделать так, чтобы наши близкие умирали в больницах, стареемся убрать смерть со своих глаз, с глаз своих детей. А сами эти заведения делаем мрачными, лишённого света, лишённого духа – такими фабриками смерти, мимо которых тоже проходим, поёживаясь. Никто из нас не хочет попасть в больницу ни по какому поводу. Но однажды приходит день и час, нам приходится всё равно с этим столкнуться. Однажды Гаутама должен был столкнуться со смертью. И он столкнулся. Он собрался участвовать в празднике молодёжи, он должен был его открывать. Это был прекрасный вечер, собралась вся молодёжь королевства, все хотели пить, танцевать, веселиться в первый день года. Праздновали всю ночь напролёт. По пути Гаутама увидел больного, первый шаг к смерти. Будда спросил, что случилось. Возница хотел солгать, поскольку ему был дан строжайший инструктаж слугами короля. Но что-то случилось, какая-то душа вселилась в возницу, он не смог произнести те слова, которые хотел сказать. Ему пришлось сказать, что этот человек болен. Сиддхартха задал вопрос: «Значит, я тоже могу заболеть? ». Возница снова собирался солгать, но ответил «Да». Возница был озадачен, потому что собирался ответить совсем другое, но его уста сами произнесли «Да, ты тоже заболеешь». Ему встретился старик, и снова те же вопросы. И, наконец, ему встретилась процессия, несущая мёртвое тело, и тот же вопрос. И когда Будда увидел мёртвое тело, он сказал: «Я тоже однажды умру». И возница ответил: «Да, господин, никто не исключение». И Будда сказал: «Тогда поворачивай колесницу, ехать на праздник уже бессмысленно, я уже заболел, я уже состарился, я уже на пороге смерти». Если однажды я умру, то какой смысл во всей этой чепухе?» Обвёл он рукой всё то, что окружало его, все богатства праздничной столицы, всех красивых женщин, которые стояли внизу. «Теперь я посвящу всю свою жизнь поискам чего-то бессмертного. Если что-то бессмертное есть в этой жизни, то тогда единственным смыслом является поиск именно этого». И я хочу вам напомнить, что Будда обрёл своё бессмертие. Но в этих словах заключено, как мне кажется, что-то невероятно важное для нас. Разве имеет смысл искать на свете что-нибудь, кроме того, что бессмертно? И разве мы давно не слушаем подобных историй? Разве мы помним об этом? А моет быть, искать нужно совсем не так далеко? Поскольку внутренне мы всё равно чувствуем - наша душа бессмертна. Правда, тех, кто так утверждает, мы очень часто считаем наивными глупцами. Первая песенка сегодня посвящена нашей молекулярной структуре души, которая пианино музыканта нащупывает как что-то вечно живое.

 

Музыка

 

В этой жизни вряд ли нужно то,  что является заведомо смертным. Искать в этой жизни нужно то, что может привести душу к бессмертию. Вот ведь простейший урок Будды и смерти, урок, который мы повторяем с юности раз за разом. Проблемами смерти занималась и занимается огромное количество учёных. И конечно, они не могут прийти ни к каким единым выводам. Однако, представители моей профессии, те психиатры, которые исследовали смерть, в общем, довольно однообразно пришли к выводу, что некая смерть души, после объективной смерти человеческого тела, всё-таки существует. Тема эта вошла в моду в 1975 году, когда доктор Раймонд Моуди, издал свою книжку «Life after life: The investigation of a phenomenonsurvival of bodily death». Сам он ничего не знал о других исследованиях в момент написания книги. Но эта книга ещё до выхода в тираж стала бестселлером. Что касается нашей страны, то она и следующая книга доктора Моуди, которая называется «Размышления о жизни после жизни», постоянно переиздаются последние годы и  есть в продаже и сейчас, вы можете их почитать. Расскажу о других книгах, которые известны несколько меньше. Поскольку у нас есть вполне живые воспоминания, подтверждающие факт существования жизни после жизни. Например, рассказ Ольги:

«Вам звонит Ольга Викторовна, коренная москвичка, которая в детстве была ярой атеисткой, которая считала так, коли Бог допускает болезни, то Бога нет. Я была на «том свете». Меня спасло предвидение мамы. Ей три ночи подряд долбили в дверь. Она открывала дверь, а за дверью никого не было.  После третьего стука она поняла, что со мной беда и поехала ко мне. Врачи, передавая меня на руки маме, сказали, что нужно благодарить Бога за то, что дочку вовремя привезли. С той поры я поверила в бога. Мне было тогда 18 лет. Когда я попала на «тот свет», первое, что меня восхитило, это то, что там не надо ни есть, не пить. И у тебя ничего не болит. И обратите внимание, сколько освобождается сразу времени - не надо добывать деньги на питание, не надо ходить по магазинам, готовить, не надо мучиться с больным желудком, искать таблетки. Всё это время  освобождается для духовной работы. Это был первый случай.  Вообще, я много раз была  в таких состояниях. Потом, ещё раз побывав там, я поняла, что там нет ни пап, ни мам, ни бабушек, ни дедушек. Там все люди примерено одного поколения, примерно возраста Иисуса Христа. Меня встречали как одну из своих - очень-очень радостно. Там каждый получает  задания от Господа Бога, и каждый выполняет свою работу, полученную от Господа Бога. И выполняют её с радостным энтузиазмом, как  мы раньше ходили на субботники. И на моих глазах двоим дали указания спуститься  с небес вниз на Землю.  Тогда мне не дано было знать, зачем. Но я поняла, что иногда туда отправляют самых сильных, самых крепких духом. И когда мне в больнице  часто жалуются на свои болезни, я сразу прерываю, говоря о том, что болезнь это не наказание, а испытание. Когда меня спрашивают испытание чего, я отвечаю - испытание сильной боли, испытание силы духа, силы веры. Одно дело, когда у тебя всё хорошо, и ты веришь в Бога,  а другое дело, когда ты под машину попал и тебе чуть ногу не отрезали. Вот это испытание. Есть такое выражение, что каждому Бог даёт испытание по силам его. И поэтому тех людей, у которых нет никаких испытаний и жизнь течёт как по маслу, мне жаль таких людей. Они слабы духом. Смысл жизни - найти свой путь к богу и идти, не останавливаясь и не оглядываясь».

Какие хорошие слова, правда?  На самом деле людей переживших клиническую смерть, очень много. Но из-за того, что они бояться оказаться глупцами в глазах других, очень редко рассказывают об этом. Оказывается, что в нашей редакции, которая состоит из 4-х человек, есть человек, который пережил клиническую смерть. И это наш редактор Марина Соловьёва. Она согласилась рассказать сегодня нам о своём опыте.

Марина Соловьёва: Здравствуйте, Александр. Здравствуйте, дорогие радиослушатели. Это было удивительное событие в моей жизни. И было оно давно. Мне стало плохо, когда я была одна дома, у меня началось сильное кровотечение. Я стала терять сознание, постепенно шум в ушах и слабость куда-то уходили. Этот шум трансформировался в какое-то пение. Пение необыкновенной красоты. Я почувствовал, что лечу. И это ощущение полёта было ещё не так прекрасно, как ощущение полного освобождения. Я освободилась от памяти о Земле, от памяти о близких,  - от всего. Была только я, как личность, полная каких-то необыкновенных ощущений красоты, своей силы, полёта. Я летела и видела перед собой сад, слышала голоса из этого сада и понимала, что должна там оказаться, и эта мысль наполняла меня радостью. Вдруг, какая-то сила, какая-то боль потянула меня обратно, было такое ощущение, что меня тянут через какую-то узкую трубу. Я испытала страшную боль и в каком-то тумане увидела незнакомых людей, подумав «Что им нужно от меня?». Потом ещё один рывок, и снова боль. Я так поняла, что незнакомый мужчина, который делал мне массаж сердца это мой муж, а рядом плачет мой маленький ребёнок. И в этот момент ко мне вернулась память о моей семье, мне стало страшно, что я могла всё это потерять. Вот такое было возвращение к жизни. Потом, конечно, меня отвезли в больницу, спасли, у меня всё было хорошо, но с этого момента я перестала бояться смерти, потому что часто вспоминаю стихотворение Некрасова «тяжело умирать, хорошо умереть». Т.е., конечно, страшная боль и страх, когда ты прощаешься с жизнью, и когда возвращаешься из неё, но это чувство свободы и ощущение себя очень сильной личностью, рождённую для общения с богом,- это чувство было настолько прекрасным, что я подумала, что жизнь после смерти будет прекрасна.

Возможно, дело в том, что очень многих людей, которые имеют такой опыт, считают глупцами. Но я вас прошу, пишите и звоните, поскольку для людей, которые из-за смерти близких испытывают отчаяние, то, о чём мы говорим сейчас, и есть самая лучшая радиотаблетка.

 

Музыка

 

Тема эта необъятна, и я думаю, её надо продолжать и продолжать. И я позволю себе в двух словах закончить, может быть, такой основной литобзор. Вслед за доктором Моуди открыла дорогу огромному количеству научных и полунаучных описаний книга Элизабет Кюблер-Росс «Тайны смерти». Это и  очень важные исследования Карлоса Осиса и Эрлиндо Харлосон, двух психиатров, моих коллег, она называется «В час смерти». Вышла она в Нью-Йорке в 1977 году. Эта книга выяснила, что первое такое исследование на Западе феноменов смерти было введено доктором Уильямом Барреттом, первая книга его называлась «Видения на смертном одре». Исследование таких феноменов появилось ещё в 1926 году. Самое интересное, что эта литература никогда не учитывала православную традицию и православную литературу, хотя на самом деле, литература о посмертных путешествиях в православии была  довольно большой. И самым первым и самым интересным был «Троицкий цветок» за 1910 г., в котором некто К. Искуль описывал значение своего собственного опыта умирания и воскрешения на свет. Это первое описание православного человека и освещённое церковью, очень похоже на то, что потом собирали доктора Моуди, Кюблер-Росс и Харлосон. Кроме всего прочего, существует мнение, что в православии нет внятного объяснение о том, что представляет собой будущее. Мне кажется, что православное христианство имеет на этот счёт огромную литературу и вполне ясный взгляд. Мы можем об этом отдельно поговорить, конечно, если успеем поговорить сегодня. И в самом священном писании, особенно в житии святых и антологиях, посвящённых опыту такого рода. Например, вся четвёртая книга собеседований святого Григория Великого целиком посвящена этому опыту. На самом деле, православная английская община опубликовала целый сборник из православных житий святых. И это далеко не всё. Анализ таких работ довольно сложен, но по крайней мере мы можем сказать только одно, что все люди изучавшие данный феномен, пришли к выводу, что жизнь там за гранью смертью физического тела, существует, только познать до конца её до конца не можем. Самое интересное, что звонок Ольги и рассказ Марины Соловьёвой, если верить д. Харлсону в книге «В час смерти», о которой я говорил, больше соответствует индийскому переживанию опыту посмертных переживаний. Иногда без такой литературы очень трудно отвечать на такие вот вопросы:

«Мне в конце июня исполнилось 75 лет. Я встретила этот день у тяжело больного сына. 30 июня его не стало. Как жить? Где взять силы, чтобы выжить и понять эту потерю? Я слушала вашу передачу, но никогда не обращалась. А сегодня, по-моему, это моя тема. Простите».

Я прошу прощения, вы не представились. Мне кажется, что я всю передачу пытаюсь ответить на этот вопрос. Но, сами того не зная, на этот вопрос отвечают наши радиослушатели.

«Добрый вечер. Я коренная москвичка, Нина Григорьевна. Живу в Москве с 56-го года. И работаю  в ортопедическом детском саду с детьми инвалидами. Я вижу, как им не хватает доброты, участия. О проблеме сегодняшней я вот что хочу сказать. Вы знаете, мы все дети - пионеры, октябрята, рождённые 56-го года, но с годами я вижу, что не надо ничего бояться. В чём ключик. В том, что нужен какой-то иметь якорёк, за что можно зацепиться в этой жизни, за какие-то отношения к старикам, за участие доброе. И когда чувствуешь, что есть у тебя этот якорь, то он тянет тебя здесь, что и там будет такой же перевес и не будет ничего страшно, и станет спокойно на душе. Я вас всегда слушаю, вы очень помогаете мне всегда. Доброго вам здоровья и всего доброго. Спасибо».

Спасибо вам. И вот ещё одна попытка ответить.

«Иногда эти строчки мне помогают. К. Симонов стихотворение «Памяти Бориса Горбатова»  заканчивается так:

Свет погасшей звезды еще тысячу лет

К нам доходит. А что ей, звезде, до людей?

Ты добрей был ее, и теплей, и светлей,

Да и срок невелик - тыщу лет мне не жить,

На мой век тебя хватит - мне по дружбе светить
.

 

 

Конечно, любая потеря велика, и каждый человек на свет кого-то потерял. Почему же тогда люди не относятся друг к другу бережнее, почему существует зло- убийство, взрывы, войны…Если бы добрые люди объединялись как злые, представляете сколько бы энергии было б направлено на добро. Зовут меня Эврика Орлова».

Я убеждён, что наши родные где-то там, живы . И наверное, если ваш сын вас любил, то больше всего он не хотел бы, чтобы вы погибли из-за его смерти. Конечно, человеку нужны якоря. Якоря эти заключаются в возможности отдать себя какому-то делу, которое нужно людям. Это должно быть дело доброты, поскольку тогда жизнь приобретает новый смысл. И может быть, детские дома, дома инвалидов - это ответ, это места, в которых очень нужны наши добрые души. Почему же добрые люди не способны объединяться? Может быть, потому что мы путаем доброту и беспомощность? Поскольку он, я имею в виду Спасителя, пришёл, для того чтобы дать не мир, но меч. Доброта - это оружие. Если мы это поймём, тогда у нас появится возможность объединиться. Я надеюсь, что каждый из наших радиослушателей найдёт свой якорёк, и что мы  с вами не раз поговорим о жизни после жизни.

Музыка

 

17.12.2017 Выложен тренинг "Умение понимать другого человека", который ранее нигде не публиковался...
11.03.2017 Существенно улучшилось качество звучания в тренинге "Божественная комедия".
Те, кто скопировал и хранит этот тренинг у себя, - можете обновить свою копию...
25.01.2017 Полностью обновлён тренинг "Поваренная книга магии". Главное - теперь вы можете узнать, о чём он (появилось содержание) :)
14.01.2017 Впервые выложен "Разноцветный тренинг"!
27.10.2016 Большое пополнение бесед за 2007 год!
Добавилось более 100 передач, которые раньше не выкладывались.
А качество выложенных ранее передач за 2007 год заметно возросло.
01.06.2013

Большое пополнение бесед за период 20.02.2006 - 29.12.2006.

Из них 39 передач перезалиты с лучшим качеством, остальные 49 выложены впервые.

04.09.2011

Алексей Попов завершил работу над тренингом "Уроки с Катей -2 — Парижская история, или Языческие корни";
на данном сайте впервые выложена качественная аудиоверсия тренинга (в стереозвуке)

27.06.2011

запущена тестовая версия.

23.06.2011

старт проекта.