войти

«2004.01.15 Влияние семьи на человека»

музыка:

00:03: Memphis Slim - Motherless Child (альбом "Raining The Blues"; 1991 г.);

00:15: Julia Lee - Mama Don't Allow (альбом "Jump Blues");

00:33: "The Drifters" - Room Full Of Tears ("Моя детская была полна слёз"; альбом "Drift And Dream");

00:43: "The Treniers" - Hey, Sister Lucy ("Эй! Сестричка Люси").

Расшифровки передач

Расшифровка — это текстовая версия передачи.

Вы можете оказать неоценимую помощь программе «Серебряные нити», если сделаете расшифровку этой и других передач. Расшифровки позволяют другим людям быстро знакомиться с передачами, находить передачи через поисковые системы, а также становятся основой для книг, выпускаемых автором передач.

Чтобы сделать новую расшифровку, нужно:

  • зарегистрироваться на форуме «Серебряные нити».
    (для регистрации пройдите по ссылке:
    http://www.serebniti.ru/forum/ucp.php?mode=register)
  • используя логин и пароль форума, войти здесь под ними
    (для этого нажмите на значок «ключик» (значок логина) в правом верхнем углу сайта).

Теперь Вы можете создавать новые расшифровки и редактировать уже написанные!
(для этого пользуйтесь значками (создание текста и редактирование текста), находящимися справа от каждой аудиозаписи)

 

Добрый вечер. Когда я еду на работу, мне кажется порой, что серебряные ниточки, несмотря на мокрый снег, поблёскивают где-то в темноте. Они поблёскивают всегда, наверное,  потому что в этой темноте есть кто-то родной, всегда есть в этой темноте наши семьи. Не только те семьи, которые живы, которые с нами. Но и те семьи наших родителей, которых, быть может, с нами нет. Я хотел бы начать разговор о том, насколько серьёзным и сложным порой оказывается влияние наших семей на нас, о том, какие тайны скрываются в глубине наших воспоминаний о детстве. И поэтому мне хочется начать со старинного блюза, который быть может, рассказывает мою собственную историю. Потому что когда я был маленький, я был ужасно избалованный, и, наверное, кто-то называл меня «маменькин сынок», как поёт знаменитый джазовый пианист Мемфис Слим в этой песне.

 

Музыка

 

«Мама разрешала мне абсолютно всё»,- пел Мемфис Слим. Он пел это и сообщал в песне о том, что теперь он стал взрослым человеком и хочет, чтобы жизнь ему помогла как мама, а жизнь не хочет помогать ему. И от этого он беден и одинок. Пожалуй, эта история случается  снами чаще, чем нам самим этого бы хотелось. Я хочу начать разговор с того, чтобы сказать, что на самом деле, наверное, самое тяжёлое и неприятное, что происходит с нашими детьми, маленькими детьми, связано с тем, что мы никак не можем понять, как же их  воспитывать. Потому что мир, который нас окружает, похоже, требует жестокости, цинизма и равнодушие к судьбам других. Но так никто не воспитывал нас. И так мы не в состоянии на самом деле, воспитывать детей, по крайней мере, большинство.  И получается, что мы пытаемся учить детей вещам, которые, как мы сами понимаем, в реальной жизни им не нужны. Мы учим их добру, любви, искусству, романтике, честности, верности. Хотя сами, сплошь и рядом, поступаем наоборот. Телевизор говорит о чём-то совсем другом - о жестокости, неверности, равнодушии, крови.  Да и мы на кухне шепчемся совсем о другом. Не о чувствах, а о том, сколько эти чувства на самом деле стоят, как ни печально это осознавать. В психологии такая ситуация описана ещё в 60-х годах группой психологов, которая получила название  Пало-Альто, по мету проведения исследования. Эта группа описала ситуацию двойного принуждения. Эта ситуация описана ими как серьёзная патология общения в семье, когда ребёнку постоянно высказываются противоречивые послания родителями. Родители действуют таким образом, что на словах они утверждают одно, а иным способом, с помощью языка тела, выражений лица, требуют и утверждают совершенно противоположное. И эти два утверждения, которые поступают к ребёнку, полностью исключают друг друга. Эти двойные  послания, на самом деле, иногда очень просты. Например, мы рассказываем ребёнку, как ему нужно быть честным в детском саду, когда он общается со своими сверстниками, и шёпотом рассказываем мужу или жене, как нам ловко удалось обмануть кого-то. В итоге ребёнок получает двойное сообщение. Одного мы требуем от него, а другого хотим на самом деле. Ни одну, ни другую модель ребёнок не может реализовать в жизни, в которую выходит. Даже в детском саду. Потому что ту истинную модель, на которую намекают родители мимикой, жестами, он не в состоянии усвоить, потому что она не полна,- они о ней не рассказывают. А ту модель, которую мы требуем на словах, она не приемлема в жизни. Человек, попавший в такое положение, рискует повсюду оказаться наказанным. Он рискует оказаться или почувствовать себя виноватым, когда пытается действовать и поступать так, как мы велели на словах, и рискует прослыть злым, если пытается поступать так, как слышал в нашем шёпоте, видел в нашей мимике. В итоге, он испытывает тяжелейшее несоответствие. Это несоответствие сейчас продолжается в нашей стране, оно усиливается в школе, где учителя говорят одно, пытаясь учить добру, красоте, справедливости (и это не соответствует опять же тому, что происходит  в реальной жизни, на экране телевизора). В результате лучшим выходом   для ребёнка, подростка, молодого человека является бегство от неразрешимой двойной дилеммы в жизни. Бегство – это спиртные напитки, танцклуб или компьютер. Иногда он совершает такое бегство в секту, потому что интуитивно чувствует, что там честнее, там понятны правила игры, там никто не даёт намёков. Все поступают так, как говорит единый лидер. А в худшем случае он пытается порвать свою личность на две. На правильную и неправильную . На личность которая состоит из того, как надо поступать и личность, которая делает неправильно, но вместе с тем по той линии поведения, которую родители показали  своими истинными эмоциями, жестами и всем остальным. И тогда на врачей, руководителей, коллег, он может производить впечатление, которое в медицине нашей ещё недавно называлась страшненьким словом шизофрения. Хотя на самом деле, конечно, может не быть никаким шизофреником.

А вот другая песенка Джулии Лии, которая поёт, что мама ничего не разрешала ей и поэтому она это делает, делает, делает…

 

Музыка

 

Вот один из вопросов на автоответчике, который мне кажется очень важным для нашей сегодняшней передачи:

 «Мне хотелось бы знать какие механизмы лежат во взаимоотношениях между матерью и ребёнком, если мать, видя, что ребёнок тяжело болен, не подпускает врачей. У меня есть такая ситуация, где мальчику 24 года. И моя знакомая, его мать она выгоняет из квартиры всех враче. При этом она находится в состоянии сильнейшего истероидного поведения. Просит помощи, говорит, что у неё всё плохо, что жизнь чёрная, что ребёнок умирает. Хотя, знакомый мне врач сумел проникнуть в эту квартиру , она допустила этого врача до своего мальчика. Врач сказал, что ребёнок не умирает, но врачебная помощь ему нужна. И как тут…Тут просто реальная какая-то патология, как помочь такому человеку и его ребёнку? Потому что врач, уходя, сказал, что пока вы сами не захотите, чтобы ребёнку помогли, помощи ждать неоткуда. Вы сами не можете помочь этому ребёнку. И второй вопрос. Можно ли прервать патологию взаимоотношений между поколениями  родителей и детей, если эта патология является основой взаимоотношений между родителями и детьми. Например, жёсткое поведение родителей по отношению к детям. Потому что мне кажется, эта патология усиливается от поколения к поколению. Если более дальнее от нас поколение придерживалось определённых норм морали, то дети этих родителей не просто придерживаются нормам морали, у них есть какие-то привычки, которые в третьем поколении становятся чертами характера. А уже черта характера как подавление воли другого человека, такое желание приводит к тому, что ребёнок становится больным. У меня тоже есть опыт наблюдения этого. И я хочу спросить доктора Данилина, каким образом можно прервать  эту катящуюся волну из поколения в поколение?»

Очень непростые вопросы. По первому вопросу очень сложно, наверное, судить, о состоянии матери, в первую очередь. Поскольку способов помочь в этой ситуации существует только два. Во-первых, нужно поговорить с доктором, которого мама всё-таки впустила в комнату к ребёнку, поговорить с ним подробнее, чтоб понять, насколько мама доступна контакту, потому мама может оказаться психически больным человеком, который не допускает к ребёнку врачей по достаточно бредовым мотивам, мне такое часто приходилось видеть. И тогда если есть мнение врача, что состояние матери нездоровое и угрожает жизни ребёнка, то вполне возможна попытка (очень не хочется говорить об этом в такой передаче, как наша) принудительной госпитализации мамы и обследование ребёнка. Для этого существуют специальные бригады и об этом нужно говорить со Скорой помощью, опираясь на мнение врача. Второй путь - это только доверие. Это поиск людей, которые для мамы являются авторитетом, потому что такие люди есть всегда. Если найдёте таких людей, то можно обойтись без госпитализации матери. Кроме того доктор, раз он уже смог проникнуть на доверии в этот дом, наверное знает, что существует система опеки детства, которая сама может попытаться решить этот вопрос. Что касается второго вопроса, то он сложнее. Повтор негативных событий старшего поколения в западной литературе связывают с таким понятием, как синдром годовщины и стресс годовщины. Это очень интересная тайна семейной жизни,  которая иногда, в некоторой литературе воспринимается как давящий рок семейных традиций. Есть знаменитые истории, не связанные с семьёй. Так, например, 2-ой и 3-ий президенты США умерли в один и тот же день, 4 июля 1826 года. Это была 50-ая годовщина подписания декларации о независимости США,- самого важного документа в жизни американцев.  И было такое впечатление, что они как будто ждали этой даты, чтобы поучаствовать в событии  празднования 50-тилетия, вот так торжественно уйти через смерть.  Мы знаем ещё более тяжёлый пример проявления этого синдрома годовщин. Очень часто дети рождаются для того, чтобы отметить годовщину дня рождения или смерти бабушки, как бы напоминая маме о связи с матери её матерью или отцом. Иногда это происходит в том самом месте рождения. Вообще иногда роды как будто говорят о договорённости между бессознательным матери и чем-то (давайте назовём это несуществующим термином) предсознательным её будущего ребёнка. Как будто они договорились, что эти даты рождения стали особенно значимы в жизни этой семьи. Очень часто бывает и по-другому. После трудного события в семье, например, как внезапная смерть молодых родителей в результате несчастного случая или госпитализация мамы  в сумасшедший дом. Часто, спустя несколько лет происходит какой-то несчастный случай, возникает серьёзная физическая болезнь, чаще всего, рак. Или происходит приступ психоза, сын или дочь попадают в аварию и поступают  в клинику в том же возрасте, в котором был умерший родитель. Иногда подобные повторения углубляются в историю семьи на 200-300 лет. Таких случаев описано тоже очень много. Как к этому относятся сегодня? Существуют подходы, модели методы семейной терапии. Доказано, что никакого рока в семейной схеме не существует. То, что с нами происходит, полностью зависит от наших внутренних ожиданий. Я очень хорошо знаю это по себе, потому что у меня в семье есть такая «традиция». Я знаю, в каком молодом возрасте умер мой отец. И для меня эта дата является некой внутренней частью синдрома годовщины. Что я делаю для того, чтобы бороться  с этим? Наверное, когда рассказываю об этом вам или читаю о синдроме годовщины, я внутренне улыбаюсь, потому что знаю, что если человек осознаёт свои ожидания, то эти ожидания, как правило, никогда не происходят. Если продолжить разговор о гаданиях, который был в прошлой передаче, то практика психотерапевта показывает, что человеку не дано знать никогда две вещи. Это дату собственной смерти и дату смерти мира. Человек может только скрывать эту тревогу от окружающих, попытаться впихнуть внутрь себя. И тогда вместе со звоном колоколов годовщины может прийти беда. Поэтому если мы можем рассказать об этом, значит, мы боремся  с тревогой. Значит, что мы не запрограммированы на онкологию, сердечные приступы, смерть детей, смерть близких. Традиции наших семей мы сами. И если мы учимся их осознать, то тогда, очень часто, наши детские не наполняются слезами.

 

Музыка

 

А.Г.: Доброй ночи, Катя.

Катя: Доброй ночи. Я хочу сказать, что проблема воспитания сходится к проблеме любви. На самом деле, любовь это ещё и любовь ко всему сущему, к детям. Если мы научимся  любить истинно и будем понимать, что наши дети, это такие же свободные личности, будем нести свою любовь, не будет возникать даже этой дилеммы о расхождении между словом и делом.

А.Г.: Так что оно такое, истинное любовь?

Катя: Это попытка понять другого человека, увидеть мир его глазами.

А.Г.: Спасибо, вам, Кать, большое.

Я хочу сказать, что, наверное, истинная любовь, это любовь, которую мы не ждём для себя, а готовы отдавать другим.  Я прошу прощения, что пытаюсь давать определение. Наверное, до конца это сделать практически невозможно.  У нас был звонок от Инги, который прочитает нам  наш редактор Марина.

Марина: Инга хотела поделиться с нами с тем, чем не делилась ни с кем. Она призналась мне, что считает себя садомазахисткой. Не такая, как в журналах, с хлыстами, с цепями, а немного другая. Цитирую: «Я получаю удовольствие от секса, если представляю, что меня кто-то насилует или совращает. Ещё люблю, чтобы меня в это время обзывали или шлёпали. Когда всё кончается, я становлюсь нормальной. Терпеть не могу грубость и боли. Однажды, моя сестра сказала мне, что тоже любит такой грубый секс и у неё как у меня всё. И тогда мы решили с сестрой, что это наследственное. Наши родители были очень требовательные, авторитарные люди. Может, это происходит из-за этого». Она очень беспокоится, плохо ли это, нужно ли это лечить и от чего это бывает?

 

Хорошо бы знать чуть больше в каждом такого рода вопросе. Никакой патологии в том, о чём рассказали Инга, я не слышу. На самом деле, то, что называется мазохизмом в глубинной психологии - часть нормальной женской позиции в интимных отношениях. Эта психологическая часть периодически может выдвигаться на первый план. Ничего болезненного я здесь не вижу. А вот может ли это быть от того, что родители Инги были авторитарными людьми, я думаю, что как раз может. Т.к., часто такие лёгкие формы мазохизма и являются реакцией на такие крайние давления родителей и особенно матери, если речь идёт о девочках в семье. Ничего, кроме некоторой психологической проблемы я здесь не вижу. Мне кажется, что не нужно тревожиться, нужно получать удовольствие от интимной жизни так, как это получается. Это моё мнение.

 

Музыка

 

Я думаю, что Инге стало легче, когда она смогла довериться своей сестре. И может быть, осознание и разговор на эту тему и есть самое лучшее  лекарство в таких ситуациях. Я не ответил ещё на один вопрос на автоответчике, который нам задавал мужчина, которого зовут Слава. Он  прочитал в психологической литературе о том, что на формирование характера влияет то, какой ты по счёту ребёнок в семье. Он спрашивает, имеет ли это значение, по-вашему мнению и какое, если имеет?

Я не думаю, что это имеет большое решающее значение. И значение это имеет только в том, если родители не очень умеют любить и явно показывают  большую любовь кому-то одному из детей в семье. Потому что в остальных случаях, даже здоровая детская ревность, когда ревнуют младшего или старшего брата или сестру, есть проявление нормальной психологии и ребёнку это необходимо. Решающее значение оказывает позиция родителей. Желаем вам спокойной ночи, всего доброго.

17.12.2017 Выложен тренинг "Умение понимать другого человека", который ранее нигде не публиковался...
11.03.2017 Существенно улучшилось качество звучания в тренинге "Божественная комедия".
Те, кто скопировал и хранит этот тренинг у себя, - можете обновить свою копию...
25.01.2017 Полностью обновлён тренинг "Поваренная книга магии". Главное - теперь вы можете узнать, о чём он (появилось содержание) :)
14.01.2017 Впервые выложен "Разноцветный тренинг"!
27.10.2016 Большое пополнение бесед за 2007 год!
Добавилось более 100 передач, которые раньше не выкладывались.
А качество выложенных ранее передач за 2007 год заметно возросло.
01.06.2013

Большое пополнение бесед за период 20.02.2006 - 29.12.2006.

Из них 39 передач перезалиты с лучшим качеством, остальные 49 выложены впервые.

04.09.2011

Алексей Попов завершил работу над тренингом "Уроки с Катей -2 — Парижская история, или Языческие корни";
на данном сайте впервые выложена качественная аудиоверсия тренинга (в стереозвуке)

27.06.2011

запущена тестовая версия.

23.06.2011

старт проекта.