войти

«2004.08.27 Стоит ли отказывать детям»

00:02: Притча о сахарном человечке для сына Ходжи Насреддина.
 _____
музыка исп. Lonnie Donegan (Шотландия):
00:08: Times Are Getting Hard, Boys;
00:19: Nobody's Child;
00:46: Over The Rainbow.

Расшифровки передач

Расшифровка — это текстовая версия передачи.

Вы можете оказать неоценимую помощь программе «Серебряные нити», если сделаете расшифровку этой и других передач. Расшифровки позволяют другим людям быстро знакомиться с передачами, находить передачи через поисковые системы, а также становятся основой для книг, выпускаемых автором передач.

Чтобы сделать новую расшифровку, нужно:

  • зарегистрироваться на форуме «Серебряные нити».
    (для регистрации пройдите по ссылке:
    http://www.serebniti.ru/forum/ucp.php?mode=register)
  • используя логин и пароль форума, войти здесь под ними
    (для этого нажмите на значок «ключик» (значок логина) в правом верхнем углу сайта).

Теперь Вы можете создавать новые расшифровки и редактировать уже написанные!
(для этого пользуйтесь значками (создание текста и редактирование текста), находящимися справа от каждой аудиозаписи)

 

Сегодня мы с вами говорим о том, нужно ли отказывать своим ближним и детям? Мне вспомнилась ещё одна история про Ходжу Насреддина.

Однажды в доме Ходжи Насреддина появились деньги. Это была большая редкость в этом пустом, но весёлом доме и первое, что сделал Насреддин, несмотря на крики жены, пошёл и купил всем лукума, которого не было в доме тоже много месяцев. Вся семья немедленно стрескала за обе щёки весь лукум, и в доме снова стало пусто. И тогда младший сын Ходжи спросил: «Папа, папа, а ты купишь мне сахарного человечка?» на что папа уныло понурил глаза и сказал, что если он будет покупать каждый день по сахарному человечку, то деньги скоро опять кончатся, что поэтому гораздо важнее купить овса, и на этом разговор о сладком прекратился. Но маленький сын не отставал: «А если я уберу навоз за ишаком, и подмету двор, ты купишь мне сахарного человечка?» Ходжа Насреддин не выдержал, воззрился на сына и сказал: «Конечно, если ты это сделаешь, мы пойдём вместе на рынок, и ты выберешь себе сахарного человечка». Настало следующее утро, ребёнок, естественно, лишь отчасти выполнил свои обязательства. Но уже  с утра стал приставать к отцу пойти на рынок. Отец не отказал ему в этом. Но, придя на рынок, он о чём-то пошептался с продавцом сахарных человечков. И когда радостный сынишка подбежал к нему, протянул лишь только маленький кусочек пятки этого сахарного человечка. Парень тут же заревел, кричал о том, что он столько времени подметал двор и убирал дерьмо ишака, а в ответ получает такой маленький кусочек сахара! «Я купил тебе столько сахарного человечка, сколько двора ты убрал»,- ответил ему Насреддин. И они пошли домой.

На самом деле двор не был убран, а отец ушёл куда-то по делам. Каково было удивление младшего, когда в ночи он всё-таки пришёл с сахарным человечком, у которого была отломана лишь часть пятки.

- Почему же ты отказал мне, папа? Почему не купил целиком сахарного человечка, - спросил сын отца.

- Я не купил его тебе, потому что если бы я не отказал тебе, ты бы не смог понять, что такое радость.

Можем ли мы понять, что такое радость или удовольствие, если не знаем противоположных чувств? Мне хотелось бы поговорить о роли отказа детям. И какие виды удовольствий бывают на свете? Чем отличается настоящее удовольствие от удовольствие мнимого?

Музыку, которую мы сегодня будем слушать, исполняет замечательный певец 60-х годов, которого звали Лонни Донеган. Он придумал стиль, который получил название скиффл. Из стиля этого потом родилась большая часть так называемой подростковой музыки. А мы знаем остатки этой музыки, её поздние варианты в так называемых сиротских песенках типа группы «Ласковый май». Пожалуй, главное, что отличает скиффл от стиля группы «Ласковый май», это то, что в каждой песне этого стиля слышится борьба ребёнка с родителями за свою самостоятельность.

 

Музыка

Как мы понимаем любовь к ребёнку? Помните в сказке Андерсена «Снежная королева» главная начальница разбойников говорит: «Для того, чтобы из ребёнка получился настоящий разбойник, ему нельзя ни в чём отказывать». Очень многие родители сегодня, на мой взгляд, рассуждают по-другому. Примерно это выглядит так:

«Сегодня, насколько я поняла, будет передача об отношении к детям, о любви к детям. Я приведу несколько примеров. Речь идёт о 3-4-х поколениях очень интересных семей. По корням это волжские, донские семьи, старообрядцы, но не фанатики, а те, которые ушли от канонианства. Я потомок этих семей. Но ведь Росси я старообрядская, в которой крестились 1000 лет назад, это была Россия грамотная, не было вина и табака. Наши семьи жили в  войнах, голодовке, ополчениях. Как-то семьи никогда не отсиживались по краям. Это даже не воспитывалось, мы просто видели, как жили наши семьи. Не было ни драк, ни сквернословия, ни пьянок, ни табака. Было уважение друг к другу. Никогда старший ребёнок не смел обидеть младшего, это было нельзя. И на детей даже не замахивались, не то, что не били. Если что-то не так сделают, то уважать перестанут. И это было в глубине, об этом не говорили».

Страшно далеки от нас старообрядческие семьи. Боюсь, что сегодняшние родители о таких вещах, как уважение, вообще не задумываются и действуют по принципу для того, чтобы ребёнок вырос настоящим разбойником, ему надо ни в чем не отказывать. Кто знает - может в наше разбойничье время нам и стоит растить настоящих разбойников? Если даже вы возмущаетесь этим словам, то задумайтесь, ведь в действительности, это большой вопрос, кого мы растим? Как и куда ушло из нашей жизни старообрядцы? Сейчас даже потомки этих семей очень часто рассуждают так: мы жили тяжело, отцы наши жили тяжело, деды наши жили тяжело, пусть хоть они ни  в чём не знают отказа, забывая при этом разбойницу из «Снежной королевы». Вот пример, который приводит наша другая радиослушательница: «здравствуйте. Мне кажется, что наши дети с пелёнок проверяют свою власть над нами. Вседозволенность, мне кажется, ни к чему хорошему не приводит, кроме эгоцентризма и нарушения психики. А голое «Нет» приведёт к упрямству и комплексам. Мне кажется, что ребёнку надо давать право выбора, так он научиться размышлять и оценивать ситуацию. Вот два случая из жизни моего внука. Ему было 2 года. Он играет на полу с игрушками. Всё разбросано. Закончил играть, встал, пошёл. Мама ему говорит: «Убери, пожалуйста, игрушки», он, молча, идёт дальше. Она спрашивает: «Ты слышишь?» Он в ответ: «Не слышу». Я ему говорю: Ты значит, маму не слышишь, ну ладно, мы тоже тебя не услышим и я тебя с  собой не возьму». Остановился, подумал, сказал: «Слышу» и убрал игрушки. Сейчас ему 4 года. Однажды его позвали вечером готовиться ко сну, он отказался, взял игрушки и ушёл к соседу. А  утром, когда он хотел идти гулять, дочь сказала ему: «Ты вчера нагулялся, сегодня посидишь дома. Вчера ты сделал выбор». Мне кажется, детям можно объяснять различные ситуации и давать право выбора. И тогда будет какой-то результат. И правда ли, что японцы всё позволяют своим детям до определённого возраста и как это выглядит? Спасибо». 

Про японцев ничего не знаю, но обещаю найти ответ на этот вопрос к следующей передаче про воспитание. А вообще, рассуждает наша радиослушательница замечательно. Мне кажется, что это такая радиотаблетка с которой я согласен абсолютно. Однако, умение предоставлять выбор, требует самого главного. Во-первых, времени, во-вторых, размышлений над тем, как воспитывать и зачем воспитывать. В-третьих, одного простого понимания, зачем нужно отказывать ребёнку и почему он без этого не может получить удовольствие. Большинству кажется, что если ребёнку отказать, то он почувствует себя одиноким и брошенным. Как поётся в очередной песенке Лонни Донегана.

 

Музыка

 

А.Г.: Иван Николаевич, доброй ночи.

Иван Николаевич: Здравствуйте. Вы очень правильно показали на контрасте Ходжу Насреддина. В нынешнем мире, где дисгармония, нет ориентиров и ценностей, вот в этих условиях, конечно, отказывать нужно. Но это, вы, возможно, согласитесь, как специалист, что это немного упрощённый подход. А если мы посмотрим с другой стороны, если ребёнка правильно воспитывать…Скажем, от природы есть  капризные или вредные дети, и наоборот, очень послушные, спокойные, ласковые. Вот я думаю, если таким детям от природы, если правильно воспитывать, объяснять ему, вот мы тебе ни в  чём не отказываем, но как это трудно достаётся и по сравнению с другими, чтобы он объективно понял ценность, тогда вполне можно… И вот вам пример. Многие семьи аристократов 19 века или семьи русских патриархальных крестьян. Или вот самый яркий пример. Вы часто обращаетесь к религии. Теоретически в раю, например, не будет никаких отказов. Но если верить религиозной теории это не значит, что человек пресытившись вечными удовольствиями, будет терять интерес, и надо вводить элементы дисгармонии для того, чтобы он ценил это счастье. И последнее. Вот вы упомянули «Ласковый май». Это дешёвая попса, причём низкого качества. То, что сейчас старшие школьники не слышат её, то есть имеют элемент отказа, вот это где-то даже к счастью. Вы скажете, ну, лишают свободы выбора. Смотрите, не может же быть вместе.  В сутках только 24 часа. Получается не вместе, а вместо. Если бы сейчас был «Ласковый май» как  вначале 90-х годов звучал, заполонив всю эстраду, это вместо классики, вместо тех композиций прекрасных, которые вы сейчас ставите. Т.е., не получается вместе. Или то, в ущерб другому. Спасибо.

А.Г.: Спасибо большое, Иван Николаевич.

Я боюсь, что окончательной точки над «i» я никогда не поставлю, наверное, как и вы, дорогие радиослушатели. Я думаю, что умение отказывать нужно всем и любому ребёнку с любым характером. Потому что в истории Хаджи Насреддина мораль примерно такова: если мы не отказываем ребёнку, то он разучится получать удовольствие. Что касается  рая и «Ласкового мая». Есть у меня такое подозрение, что в раю отказы будут. Я думаю, что в  раю окажутся только те, у кого желания изначально совершенно другие. Вот ведь пост - это же сплошной отказ себе. И, наверное, пост для человеческой психологии зачем-то нужен. Ведь у нас очень многие пост не соблюдают. А когда начинается разговение, то с удовольствием участвуют в процессе, как и те, кто на самом деле постился. У кого удовольствия больше? Тут прячется огромной важности ответ. Доброй ночи, Галина.

Галина: Мне думается в этой ситуации удовольствие удовольствию рознь. Тот, кто не постился, получает удовольствие от пищи, от хлеба насущного, а тот, кто постился, получает удовольствие в большей степени, это удовольствие для души, удовольствие обострённого восприятия мира.

А.Г.: Галин, а зачем на самом деле человек начинает пост?

Галина: Для очищения души.

А.Г.: А что это такое,  переводя на бытовой язык? Мы когда чистим душу, мы какой её чувствуем?

Галина: Когда мы её чистим, мы даём ей какие-то испытания.

А.Г.: Мы её чистим, вдумайтесь, для свободы. Мне так хочется сказать. Грязь, от которой мы её очищаем, на самом деле, зависимость. Цель отказа от чего-то на какой-то срок - внутренняя свобода. Ты раб сигарет, мяса, водки, наркотиков… Или ты не на словах, а на деле от этого от всего свободен. Ты существуешь для души. И ты проверяешь себя, можешь ли ты сказать себе «нет». И мясо ли диктует тебе, как жить или что-то другое, что есть в тебе. А для того, чтобы это испытать, необходим отказ. И между человеческим удовольствием и страданием всегда лежит некая работа. Не испытаешь страдание, не потрудишься для того, чтобы его преодолеть - не получишь удовольствие. Есть одна страшная вещь, которую внушает современная культура и которой мы, родители, невольно потакаем. Удовольствие и смысл жизни заключаются в потреблении. Не важно чего.

Галина: Но ведь большая часть воспитания ребёнка во многих семьях сводится к тому, чтобы как можно больше ребёнку доставить удовольствия.

А.Г.: А удовольствие как доставляется?

Галина: Подарками.

А.Г.: К другим удовольствиям мы ребёнка не пытаемся приучить, потому что не можем научить его отказывать себе в потреблении.

Галина: Согласна.

А.Г.: Потому что поход в Третьяковскую галерею..

Галина: Это труд.

А.Г.: Это труд и его тоже можно представить в качестве потребления. Но это труд души. Проблема заключается  в том, что должны быть перерывы в удовольствии потреблять. Иначе наши дети оказываются зависимыми. Они, просто, вырастая, не понимают, что можно как-то получать удовольствия, исходя из собственной души. Удовольствие от красоты, от музыки…

Галина: От труда.

А.Г.: От самого процесса труда. Я всё время пытаюсь объяснить, что на этом можно строить настоящую профилактику пьянства, курения или наркотиков. Потому что пьянство, курение или наркотики – это попытка получить удовольствие, не потратив на него никакого усилия. А это нельзя. Я вот так объясняю это детям. Ребёнок до 5-7 лет не очень понимает, что такое – расслабить мышцы. Они, грубо говоря, у него и так расслаблены. И я когда оказываюсь в младших классах, говорю: «Отожмитесь от парты. Почувствовали, как мышцы напряжены? А теперь попробуйте их расслабить». «Да, - говорят они,- это приятно». Нельзя почувствовать удовольствие от расслабления, не почувствовав напряжение. И если все вокруг говорят или показывают своим поведением: «Потребляй, потребляй, пей, кури», то человек всё равно понимает одну главную мысль - удовольствие и смысл жизни заключается только в том, чтобы потреблять. Например, наших радиослушателей очень трудно убедить в том, что огромное количество собственной души можно вылечить собственным усилием, без таблеток. Мы настолько создали таблеточную культуру, что стали тотально зависимы. Мы привыкли регулировать себя таблетками. Человек, не знающий отказа, становится тотально зависимым. И что независимость души, свободу, можно приобрести только тогда, когда человеку отказывают. Доброй ночи, Валентина.

Валентина: Доброй ночи. Я росла в семье, где было четверо детей. Наша мать рано осталась без мамы. И наша мама баловала нас, мы отказа не знали ни в чём. Но просьбы-то у нас были - театр, кино. Теперь уже  я понимаю, что ей приходилось занимать деньги у кого-то в таких случаях. Но в  такой большой семье, где ты не получаешь отказа, то мы сами учились отказываться от всего. И, в общем-то, с нами всё было в порядке. А когда у меня появился собственный ребёнок, несмотря на все свои педагогические образования, я думаю, что, не научившись от родителей получать отказы, я не смогла воспитать своего ребёнка так, чтобы он научился получать отказ. И я сейчас чувствую, что начиная с 18-20 лет ей сложно жить, потому что я старалась дать ей всё, поскольку у неё рано умер отец. Я хотела дать ей всё и за отца, и за мать. Я считала, что так действительно правильно. Мне казалось, что, поскольку со мной ничего не произошло, то и с ней всё в порядке будет. И после 19 лет были очень большие проблемы, и я считаю, что в этом моя вина. Сейчас у меня внучка. И хотя сейчас очень трудно отказывать, поскольку  раньше не было того, что ест сейчас, но отказывать надо.

А.Г.: Спасибо, Валентина. Тут есть одна очень важная вещь. Когда в  семье много детей, эти дети учатся волей-неволей регулировать свои потребности. Даже тогда, когда мы не отказываем детям ни  в чём. Как вы думаете, Галина Леонтьевна.

Галина Леонтьевна: Добрый вечер. Отказы бывают разные, по разным причинам, в разных условиях. Их нужно дифференцировать. Я хочу сказать, что согласие тоже бывает педагогически оправданным. Человек, с которым соглашаются или отказывают, у него есть совесть. Стержень всего, внутренний голос. Мне сейчас 77 лет. Когда я была совсем маленькой, я очень просила маму взять меня с собой на рынок, так как хотела очень яблочко обливное на палочке. Но мама отказала мне по каким-то причинам. Я же за ней побежала, упрашивая. После долгих упрашиваний мама сказала, что мы тогда вообще не пойдём на рынок. И повернули домой почти на полпути. Я ожидала, что мама меня будет ругать. Но она сказала, чтобы я шла загорать.

А.Г.: Спасибо вам большое.

Давайте помнить, что и отказ и одобрение - это обоюдоострые инструменты и давайте вместе учиться их использовать. В следующей передаче поговорим о том, что же нам делать, если ребёнок не хочет учиться.

 

Музыка

17.12.2017 Выложен тренинг "Умение понимать другого человека", который ранее нигде не публиковался...
11.03.2017 Существенно улучшилось качество звучания в тренинге "Божественная комедия".
Те, кто скопировал и хранит этот тренинг у себя, - можете обновить свою копию...
25.01.2017 Полностью обновлён тренинг "Поваренная книга магии". Главное - теперь вы можете узнать, о чём он (появилось содержание) :)
14.01.2017 Впервые выложен "Разноцветный тренинг"!
27.10.2016 Большое пополнение бесед за 2007 год!
Добавилось более 100 передач, которые раньше не выкладывались.
А качество выложенных ранее передач за 2007 год заметно возросло.
01.06.2013

Большое пополнение бесед за период 20.02.2006 - 29.12.2006.

Из них 39 передач перезалиты с лучшим качеством, остальные 49 выложены впервые.

04.09.2011

Алексей Попов завершил работу над тренингом "Уроки с Катей -2 — Парижская история, или Языческие корни";
на данном сайте впервые выложена качественная аудиоверсия тренинга (в стереозвуке)

27.06.2011

запущена тестовая версия.

23.06.2011

старт проекта.