войти

«2004.08.30 Ребёнок не хочет учиться»

музыка исп. Lou Rawls (США):

00:07: God Bless The Child;

00:26: Willow Weep For Me;

00:41: Lost And Lookin'.

Расшифровки передач

Расшифровка — это текстовая версия передачи.

Вы можете оказать неоценимую помощь программе «Серебряные нити», если сделаете расшифровку этой и других передач. Расшифровки позволяют другим людям быстро знакомиться с передачами, находить передачи через поисковые системы, а также становятся основой для книг, выпускаемых автором передач.

Чтобы сделать новую расшифровку, нужно:

  • зарегистрироваться на форуме «Серебряные нити».
    (для регистрации пройдите по ссылке:
    http://www.serebniti.ru/forum/ucp.php?mode=register)
  • используя логин и пароль форума, войти здесь под ними
    (для этого нажмите на значок «ключик» (значок логина) в правом верхнем углу сайта).

Теперь Вы можете создавать новые расшифровки и редактировать уже написанные!
(для этого пользуйтесь значками (создание текста и редактирование текста), находящимися справа от каждой аудиозаписи)

 

Сегодня мы говорим о том, что наши дети очень часто не хотят учиться. Почему это происходит и что делать? Мне вспоминаются две сценки. Я как-то обедал в ресторане. Напротив меня за столиком сидела семья с 7-летним мальчишкой во главе. Подошла официантка и обратилась к мальчику:

- Что вы будет заказывать себе на обед?

 Мальчик, робко посмотрев на взрослых, сказал:

- Я бы хотел венгерскую колбаску с макаронами.

Тут же вмешалась мама:

- Никаких колбасок и никаких макарон. Итак, толстый. Принесите ему бифштекс с картофельным пюре и морковью.

 Официантка (умница) не слушала:

- Вы будете колбаску с горчицей или с кетчупом?

- С кетчупом, - ответил мальчик.

- Я буду через минуту, ответила официантка и отправилась на кухню.

Вы представляете, что было за столом. Сначала повисла выразительная тишина, потом мама открыла рот, чтобы что-то сказать,  но первым успел сказать мальчик:

- Знаете что, а ведь эта тётя, она думает, что я настоящий.

 

Я бы хотел, чтобы вы вдумались в это слово «настоящий» и подумали, какой же всё-таки должна быть обстановка в нормальной, хорошей, полной семье, пришедшей в ресторан, чтобы ребёнок так сказал. И ещё одна сценка.

 

Маленькая Маша (года 3-4 ей было) с мамой пришли на пляж. Маша спрашивает у мамы:

- Мамочка, можно я поиграю в песке?

- Нет, дорогая, мы уже переоделись, и ты испачкаешь своё платье.

- Мам, а можно я сниму туфли и побегаю немножко по воде?

- Нет, дорога, уже вечереет, ты намокнешь и простудишься.

- Мам, а можно я поиграю с детьми? Вон, они там, строят что-то?

- Нет, нет, ты потеряешься, и я тебя не увижу.

-Мама, купи мне мороженое.

- Какое мороженое, ты что, с ума сошла? Ты простудишь горло.

Маленькая Маша в голос начинает реветь. Мама поворачивается к своей подруге и говорит: «Боже мой, ты только посмотри, какой у меня жутко невротический ребёнок!»

 

 Что вы думаете по этому поводу? Почему наши дети так часто сегодня не хотят учиться? Нет ли в этом нашей вины?

Ну, а музыка сегодня джазовая. Старинный, 20-х годов госпел рассказывает о том, что родители могут быть плохими, но, слава богу, что Бог всегда благословляет ребёнка.

 

Музыка.

 

 Вот что пришло на автоответчик до начала эфира:

 «Добрый вечер. Меня зовут Мария Твердислова. Я филолог. Сегодня я хотела бы прочесть вам стихи. Это мои самые любимые стихи. Я их впервые слышала в 5 лет, тогда их читал мне отец. Тогда я не понимала совсем их, но видела, как красивы они. А сейчас я вижу, что это самые лучшие стихи на свете.

 Ни о чем не нужно говорить,
Ничему не следует учить,
И печальна так и хороша
Темная звериная душа:

Ничему не хочет научить,
Не умеет вовсе говорить
И плывет дельфином молодым
По седым пучинам мировым.

 

О.Э. Мандельштам »

 

А.Г.: Спасибо, Мария. На самом деле, эти стихи, мне кажется, про что-то такое, о чем всё время хочу сказать я. Интересно, что по поводу нашей проблемы думает Татьяна Валентиновна.

 Татьяна Валентиновна: Бездушье, на мой взгляд, это наш бич. И в школе, и в жизни. Я воспитала двух детей. Я сталкивалась со школой с 75 года. Второй раз в 92 году. Школа не изменилась. Может, стала ещё хуже. Учителя сейчас стали совершенно другими. Идёт миграция. Учителя не учителя, а люди с высшим образованием. С филологическим, историческим, но они не преподаватели. Они не учились тому, как воспитывать детей.

А.Г.: Ой, я вас уверяю, мне приходилось, факультативно, конечно, преподавать в педагогическом институте. Ещё как учились, со страшной силой. Там целый год психологии, ещё год педагогической психологии, это колоссальной мощности базовое образование о том, как учить детей.

 Татьяна Валентиновна:Я вас понимаю, но, тем не менее, есть учителя, которые не заинтересованы в том, чтобы учить других детей. Они пристраиваются к школе учить своих детей, до золотой медали вести их.

А.Г.: Своих.

 Татьяна Валентиновна:Своих. А на остальных им наплевать. Существует такое высказывание: «А что с ними время терять, они дебилы?»

А.Г.: Я хочу, чтобы вы поняли аспект проблемы. Вы же подняли своих детей, как вы говорите, научили. И разве  в том мире, в котором мы жили и живём сейчас, нам с вами было дело до чужих детей?

 Татьяна Валентиновна:Вы знаете, мне есть дело до чужих детей до сих пор.

А.Г.: Вроде как учитель обязан это делать по должности, но он же человек. Я понимаю, что вы обижены. Я на самом деле, обижен тоже. Но мне её просто не хочется выражать. Ведь разве может  то, что сейчас происходит, происходить только с учителями?

 Татьяна Валентиновна:Нет, конечно, нет.

А.Г.: Разве только школа виновата  в том, что дети не хотят учиться?

 Татьяна Валентиновна:Нет, нет. Каждый отец с матерью ответственны за своего ребёнка. Да, школа воспитывает в школе. Родители воспитывают  дома. Ну почему в школе не уважают детей? Почему их не ставят на уровне с собой? Ведь дети не глупые, они понимают больше, чем взрослые. Они же по глазам взрослых читают - любит он или не любит меня. Ребёнок читает по глазам больше, чем мы. Взрослые могут сыграть, а ребёнок - нет. Вот в чём беда.

А.Г.: Я специально молчу, потому что надеюсь, что вас слышат учителя, а может и родители тоже. Спасибо.

Похоже, что учиться понимать детей нам с вами надо учиться всем. Интересно, что думает по этому поводу Ирина.

Ирина: Я считаю, что детям учиться неинтересно в школе. В прошлом году я попала в школу, хотя сама не являюсь педагогом, и наблюдала изнутри процесс обучения детей начальной школы. Хочу сказать. Что очень скучно построено обучение. Учителя читают им как для студентов в институте. Не построено обучение так, чтобы было интересно. Не предполагается активного участия ребёнка. Не хватает игрового творческого момента в этом. Хотя я помню, как мои дети обучались с интересом. Учителя им попались заинтересованные. А сейчас дети в школе как повинность отбывают.

А.Г.: Спасибо вам, Ирина.

Я вижу некие симптомы ваших звонках. Понимаете, какая штука Школа - это образовательная система. Эта система никак не может набраться мужества для того, чтобы заняться интенсивным игровым экспериментальным образованием. Не хватает у нас ни сил, ни таланта. Не вгонишь всё это в методические материалы, а они в свою очередь, самый большой денежный расход, как известно, в образовании. Но смотрите, как интересно, а передаче сформулирован вопрос: «почему дети не хотят учиться?». Звучит ответ: «Потому что школа плохая». Почему-то никто не хочет сказать, что если школа плохая, то значит надо создать мотивацию к этому образованию, должны научиться родители. Но никто не спрашивает, как создать эту мотивацию? Чаще всего, у нас на это просто нет времени. Гораздо меньше времени уходит на то, чтобы сказать, что школа плохая. Хотя на самом деле, как только дело касается каких-то экспериментальных игровых методов педагогики, так целый ряд родителей, между прочим, встаёт на дыбы и говорит: «Нет, я хочу, чтобы мой ребёночек учился традиционно, потому что иначе чего-то там такое непонятное с ним делаете». Более того, я знаю малое число родителей, которые бы пришли в школу, провели какой-то  кружок или факультатив и показали бы, вот так надо, делай как я. Хотя, это такая чисто гипотетическая вещь. Школа обязана. И она действительно обязана думать за нас. Но как только мы пытаемся завести разговор о том, как же нужно сделать, чтоб человек чего-нибудь захотел чего-то человеческого, мы сразу забываем о себе. Мы сразу начинаем думать о тех, кто обязан делать это за нас. И это мне кажется симптомом самым ужасным.

 

Музыка

 

А.Г.: Доброй ночи, Татьяна.

Татьяна: Доброй ночи. Те две сценки ваши показали мне, что мы иногда бываем очень авторитарны. И родители и учителя. Не видим в ребёнке личность. Мои дети сейчас воспитывают свою дочь, учитывая её характер, не подавляют личность в ней. И вот это и должно начинаться  с родителей. Когда я была студенткой,  я всё время думала, что такое интеллигентность?  Мне понравился такое определение. Это когда человек оставляет право за другим быть самим собой.

А.Г.: Спасибо.

Научиться чувствовать себя и другого, позволить разным мнениям быть здесь, в этом пространстве примерно на равных правах. В 70-х годах психолог Карл Роджерс провёл в Европе простейшее анкетирование, выясняя, что люди считают желательным  в поведении, а что нежелательным. Пару лет назад я попробовал провести такую же анкету среди своих пациентов и знакомых (от 28 до 37 лет), мне было очень интересно. Выяснилось, что мы очень точно повторяем те самые 70-е годы. Вот такой портретик нас, родителей.

Непослушание для  большинства это нежелательно, это плохо.

Подчиняться это хорошо.

Подчиняться без вопросов - ещё лучше.

Половое влечение и сексуальное поведение - это тотально плохо.

Делать деньги – это в высшей степени хорошо.

Стиль и мода очень важны.

Соревнование это хорошо.

Командная работа хорошо, но хуже.

Обманывать это желательно и умно.

Учения крайне желательны, но для детей. А для нас крайне нежелательно, потому что трудно и некогда.

Оказалось,что цель учения в этой анкете оказалась только одна - произвести впечатление в компании.

Это некая система  в психологии, это называется интроектами. Это без критики усвоенная нами из рекламы или из поведения ближних какого-то значимого круга система ценностей, которая в анонимной анкете очень легко и цинично раскрывается. Мы знаем, что главной формой деятельности поведения детей, особенно до школы, является подражание. И поэтому казалось бы всё так просто. Если папа по вечерам не лежит у телевизора, а читает какую-то книжку и может быть делает даже какие-то пометки в блокноте или сидит у компьютере, потому что он учится, ему нужно делать бизнес. Однако почему - то папы считают, что если они скажут детям, что им, детям, надо учиться, а сами будут почёсывать животы, отдыхать с пивком у телевизионного экрана, дети это всё как-то автоматически воспримут. А потом - школа же есть, она, вне всякого сомнения, поможет. Но так как никто меня сегодня не спрашивает, как преодолеть этот стереотип, значит, это никому не интересно, значит, поговорим об этом в следующий раз. Я только хочу сказать, что если родители не задумываются о том, что они делают, если они считают, что они могут вырастить собственное зеркало своих слов, а не зеркало своего поведения, то они глубоко ошибаются. И если нам  с вами не хочется даже делать вид, что нам нужна учёба, книги, знания, то дети будут вести себя первое время, по крайней мере, точно так же. Они будут читать то же, что и мы, смотреть примерно то же, что и мы, они примерно так будут относиться к собственной семье и будут относиться к школе точно так же как мы относимся  к ним и друг к другу.

 

Музыка

 

17.12.2017 Выложен тренинг "Умение понимать другого человека", который ранее нигде не публиковался...
11.03.2017 Существенно улучшилось качество звучания в тренинге "Божественная комедия".
Те, кто скопировал и хранит этот тренинг у себя, - можете обновить свою копию...
25.01.2017 Полностью обновлён тренинг "Поваренная книга магии". Главное - теперь вы можете узнать, о чём он (появилось содержание) :)
14.01.2017 Впервые выложен "Разноцветный тренинг"!
27.10.2016 Большое пополнение бесед за 2007 год!
Добавилось более 100 передач, которые раньше не выкладывались.
А качество выложенных ранее передач за 2007 год заметно возросло.
01.06.2013

Большое пополнение бесед за период 20.02.2006 - 29.12.2006.

Из них 39 передач перезалиты с лучшим качеством, остальные 49 выложены впервые.

04.09.2011

Алексей Попов завершил работу над тренингом "Уроки с Катей -2 — Парижская история, или Языческие корни";
на данном сайте впервые выложена качественная аудиоверсия тренинга (в стереозвуке)

27.06.2011

запущена тестовая версия.

23.06.2011

старт проекта.