войти

«2004.09.13 Дисциплина в школе»

00:02: Притча о заблудшей овце.
 _____
музыка:
00:08: Mungo Jerry - In The Summertime;
00:17: The Mills Brothers - Get up;
00:41: The Mills Brothers, Conne Boswell, Bing Crosby - Life is Just a Bowl of Cherries.

Расшифровки передач

Расшифровка — это текстовая версия передачи.

Вы можете оказать неоценимую помощь программе «Серебряные нити», если сделаете расшифровку этой и других передач. Расшифровки позволяют другим людям быстро знакомиться с передачами, находить передачи через поисковые системы, а также становятся основой для книг, выпускаемых автором передач.

Чтобы сделать новую расшифровку, нужно:

  • зарегистрироваться на форуме «Серебряные нити».
    (для регистрации пройдите по ссылке:
    http://www.serebniti.ru/forum/ucp.php?mode=register)
  • используя логин и пароль форума, войти здесь под ними
    (для этого нажмите на значок «ключик» (значок логина) в правом верхнем углу сайта).

Теперь Вы можете создавать новые расшифровки и редактировать уже написанные!
(для этого пользуйтесь значками (создание текста и редактирование текста), находящимися справа от каждой аудиозаписи)

 

Чуть-чуть глубже о понятии «дисциплина». Между прочим, где-то здесь скрываются и корни вопроса о том, что такое терроризм. Я хочу осмелиться привести евангелистскую притчу о заблудшей овце по гностическому евангелию Фомы.  Делаю я это для того, чтобы мы могли с вами говорить скорее о психологических аспектах этой истории.

Иисус сказал:

Царство подобно пастуху,
у которого было сто овец.
Одна из них заблудилась, 
то была наибольшая (лучшая).
Он оставил девяносто девять
и искал эту одну,
пока не нашел ее. 
Утомившись, он сказал овце:

Я люблю тебя больше остальных

девяноста девяти.

 

Трудно поверить – большое стало, 99 овец остаётся пастись без небесного пастуха, который отправляется на поиски самой большой, грешной, отбившейся от стада недисциплинированной овцы. Вспомните эту притчу в Новом Завете, она проясняется историей о 10 золотых монетах. Что же дороже Богу – дисциплина или эта бродячая грешная индивидуальность? Что же обозначает понятие «дисциплина» в нашей жизни и в школе? Вот один из звонков на автоответчике:

 «Я бы хотела сказать, что тема сегодняшнего разговора удивительная. Как можно говорить о дисциплине в школе? Без дисциплины вообще нельзя нигде. Ни на дороге, ни в армии. Я удивляюсь, что вы сами этого не понимаете. Вообще такое впечатление, что какие-то правильные вещи вы из передачи в передачу всё время как-то хотите сказать, что этого не должно быть, что это не надо, это плохо. Удивительно. У меня очень странное впечатление от ваших передач. Такое впечатление, что у ведущего у самого больная фантазия. Я прошу, обратите на это внимание, зачем дурить нам головы-то?»

Действительно, зачем дурить нам головы? Надо думать только так, как думает большинство. Вообще правильно думать как эти 99 овец. И жить надо только так, как считает наша радиослушательница. Я, правда, не знаю, как она считает, он только так. А остальное удивительно и странно. Может быть, то единственное, что мы обрели в этих новых переменившихся временах, это возможность свободно мыслить. А вот умеем ли мы это делать? Или любая попытка думать нас мучительно раздражает? И, конечно, нас должен раздражать тот простейший факт, что дети наши в действительности ни к какой дисциплине не стремятся. Марина Соловьёва, наша редактор, оставила мне записку, в которой написано: «Если бы взрослому человеку делали бы столько же замечаний, сколько взрослый делает их ребёнку, то этот взрослый давно бы уже убил этого любителя порядка». Ну, действительно, правда? Мы точно знаем, как себя должны вести дети, хотя сами не можем этого сформулировать. А дети от дисциплины убегают, как будто это для них что-то не естественно. Послушайте хулиганскую песенку Манго Джерри, которая вспоминает, как хорошо было летом, когда не надо было строиться, идти в школу, ходить парами на переменку, а вокруг было столько красивых девушек.

 

Музыка

 

Вот что думал по этому поводу хулиган от религии, духовный разбойник, как он сам себя называет Ошо:

«Если у тебя пятеро детей, то именно лучший из них не слушается и не подчиняется никакой дисциплине. Именно лучший пытается заявить о своих правах. Остальные всегда покорны, а лучший бунтует, потому что он умнее других. Разумность всегда мятежна. Чем больше ума, тем сильнее бунт. А те, кто не бунтует, кто вечно говорит «да», считай, что мертвы. Родителям с ними, конечно, легче, но в таких детях нет жизни. Они послушны не потому что любят отца. Они просто слабые, запуганные, несамостоятельные. Они не умеют за себя постоять. Поглядите вокруг – почти все, кого считают хорошими, на самом деле слабаки. Их доброта не  от силы, а от слабости. Они потому и хорошие, что не осмеливаются быть плохими. Но что толку в доброте от слабости? Доброта должна быть следствием силы. Только тогда в ней есть жизнь, полнокровная жизнь».

Это тоже некий альтернативный, не похожий на наш привычный,  взгляд на вещи.  Вот два вопроса, которые звучали до начала программы:

«Добрый вечер.  С вами разговаривает Виктор Фёдорович Кучерявенко – учитель технологии школы № 305. Почему так плохо идут молодые кадры, выпускники из университетов работать в школы? Спасибо».

И может быть, очень похоже размышляя, отчасти отвечая и той радиослушательницы, запись которой мы поставили первой и отвечая на предыдущий вопрос, нам отвечает Евгений:

«Здравствуйте. Мне 33 года. Приведу 2 цитаты из А.П.Чехова. О воспитании: «Жуйте, как следует", - говорил отец. И жевали хорошо, и гуляли по два часа в сутки, и умывались холодной водой, все же вышли несчастные, бездарные люди». И об образовании: «Университет развивает все способности, в том числе - глупость». Это к разговору о воспитании наших детей. У меня их двое. Давно забыта старая связка - семья и школа. В быту остро ощущается нехватка родительского терпеливого внимания к своим чадам, к их душевным порывам. В школе недостаёт настоящих учителей, педагогов. Не в смысле человека, который чему-то поучает,  а тот у которого учатся если не знанию предмета, то хотя бы доброте, честности. Учителей  с большой буквы очень не достаёт российской школе, науки. Эти страхи наши всего лишь огрехи нашего воспитания, немощность нашего общества, проистекают отсюда же. Просто нужно смелее идти по жизни, не ломая и круша, а с радостью и если хотите, дерзостью. Как говорил Дон Кихот: «Я не сумасшедший, я дерзновенный». Надо жить сегодняшним днём, даря радость, любовь, восхищение, поскольку мир прекрасен и неповторим».

Ну что ж, может быть, Евгений ответил на все вопросы. Я бы хотел ответить его словами нашей радиослушательнице, которая подозревала, что я всё-таки сумасшедший, хотя, может быть, с её точки зрения, это действительно так. Мне бы хотелось ответить так же замечательно, как отвечает Евгений. Я не сумасшедший, я пытаюсь быть дерзновенным, и ставить вопросы так, как они мне видятся. Давайте послушаем мелодию  Братьев Миллс, которая всё о том же - не хотим учиться, хотим танцевать.

 

Музыка

 

А.Г.: Доброй ночи, Елена.

Елена: Доброй ночи. По поводу овцы. Результат работы, когда овца возвращается к пастуху это взаимодействие между учителем и учеником, это взаимопонимание между пастухом и овцой. И, по-моему, ту  всё ясно.

А.Г.: Ясно-то ясно. Но ведь вопрос сводится вот к чему. Эту притчу понимают по-разному. И на этой мысли о том, что грешник дороже Богу на самом деле, чем праведник, основаны новые религии варварства, которые пытаются развивать террористы. Всё очень непросто, ведь он бросил класс ради грешной овцы. Класс вёл себя послушно.

Елена: Они никуда не могли убежать.

А.Г.: А почему они никуда не могли убежать? Пастух-то ушёл.

Елена: Потому что они послушные от слабости.

А.Г.: Так что, быть непослушным хорошо?

Елена: Быть непослушным, это всегда прорыв. А если есть учитель, то это всегда положительный результат.

А.Г.: Да, да, да. Кто я, тварь дрожащая или имею право на прорыв? Это не тот же вопрос, как вы думаете?

Елена: Нет совсем, потому что я сказала о необходимости учителя. Я расскажу про таблетку радиослушательнице, которая говорила  в начале. У Сухомлинского расстреляли жену и убили сына и оставили фотографию. Он случайно нашёл эту фотографию. И он нашёл того эсесовца, который это сделал. Разговаривал с ним больше двенадцати часов. Приехал и создал свою школу. Из всех его учеников за много лет в тюрьме сидело 3 человека. Это ответ той даме, которой всё ясно.

А.Г.: Скажите мне, пожалуйста, Лен, что было главное  в этой школе для Сухомлинского?

Елена: Любовь.

А.Г.: Любовь это понятие пассивное, это понятие дисциплины или всё-таки понятие силы?

Елена: «Любовь это утверждение бытия другого человека»,- как сказал С.Л.Рубинштейн.

А.Г.: Спасибо вам большое, Елена.

Не знаю, согласитесь ли вы со мной, Елена. Как говорил Толстой «править надо всегда выше течения, иначе жизнь снесёт». И бог, пастух, оставил стадо потому он был уверен, что они идут правильно, с ними ничего не случится. Тайна этой притчи, на мой субъективный взгляд, заключается  в том, что овца проявила не преступление, а самостоятельный поступок, продолжая при этом, наверное, любить и уважать по своему стадо, считая его своим домом, своими родственниками, может быть друзьями. Наверное, в этом заключается проблема и того, что не идут молодые люди в школу. Они не идут в школу, потому что педагоги в пединститутах и университетах, не умеют ставить перед ними каких-то очень высоких задач, например, таких как утверждение человеческого бытия.

 Для меня проблема заключается в том, что мы попали в мир, в  котором, где не одна овца отбивается от стада, а стада больше нет. Есть 100 отбившихся в разные стороны овец. Для того, чтобы эти овцы соединились, перед ними надо ставить задачи «гораздо выше по течению» в семье и в школе. У нас, например, много вопросов, связанных с  поведением детей, у которых распалась семья. Я убеждён в том, что если родственники при этом на полном серьёзе ставят перед детьми большую задачу, и задача эта выглядит так: «Ты знаешь, папа ушёл. И теперь ты в доме мужчина и ты должен мной руководить и мне помогать». Задача, которая гораздо выше по течению, чем ребёнок может на себя взять. Если такая задача поставлена и ребёнком она радостно принимается (чаще всего), то тогда появляется возможность выполнять мелкие задачи послушания. Нет, люди по-прежнему идут в педагогические и медицинские институты, несмотря на позорно маленькую зарплату при тех функциях, которые возложены на педагогов и врачей. На мой взгляд, проблема не только в этом, а ещё в том, что если перед врачом будет стоять задача постижения смысла болезни, а перед педагогом будут стоять задачи Сухомлинского, если мы с вами педагоги сможем эту задачу, которая выше по течению, до них донести, они пойдут в школу.

В русском языке есть два понятия «солдат» и «воин». Чем они отличаются?

А.Г.: Евгений Григорьевич, может, вы нам поможете в этом.

Евгений Григорьевич: Здравствуйте. По поводу овец. Пастух заволновался за ту  одну овцу, потому что боялся, что она сделает что-то непозволительное. Солдат - это тот, кто пришёл защищать, охранять родину. Но у него свои мысли, как он жил, как он существует, поэтому он, стоя в строю должен выполнить свою задачу. И поэтому мы в большинстве все отбились от стада и делаем каждый своё дело, понимая или не понимая, но стараясь свою жизнь сохранить. У всех должна быть мысль, чтобы родина наша существовала, и чтобы можно было гордиться за родину. К сожалению, отбившиеся овцы у нас и в числе руководителей. Трудовой народ нельзя считать отбившимся…

А.Г.: Но его можно смело считать заблудившимся, по-моему. Спасибо, Евгений Григорьевич.

Если мы перед детьми, перед классом, перед будущими педагогами не ставим очень больших задач (сегодня эта задача практически спасение отчизны), ведь душе ученика сегодня вернуть какие-то ценности,  в душе солдата из цинизма, который твориться  в армии, нужно дать хоть что-то, ради чего он служит. Нужно чтобы мы с вами научились формулировать задачи превращения и становления человека человеком. Я хотел сказать о разнице солдата и воина. Солдат участвует в войне, чтобы победить противника. А воин участвует в войне, чтобы превзойти самого себя, ценой своей жизни помочь другим. Солдат действует по приказу командования. Воин действует исходя из внутренней потребности. При этом солдат для того чтобы участвовать в войне использует ту самую дисциплину, а воин использует самодисциплину. Человек, которого называют воину в любой культуре, добровольно накладывает на себя некоторую аскезу для того, чтобы победить в войне противника, которого он считает своим духовным противником. Правда? Есть дисциплина, которая человеку спускают извне, по приказу командования. А есть дисциплина, необходимость которой я понимаю сам. Только ведь для этого должно быт ради чего. Ведь путь учителя это своего рода христианская аскеза, это отказ от огромного количества удовольствий, которые дают те же деньги. Мы говорим: «Давайте сделаем так, чтобы талантливые ребята шли в педагоги». Но мне кажется, сколько денег ни заплати педагогу, их всё равно всегда будет меньше, чем у вора или бизнесмена. Может за всем этим стоит отсутствие того, зачем? Может, если мы позовём детей в педагоги, потому что это нужно чтобы людей спасать, чтобы общество вновь создать, чтобы перестали люди убивать друг друга? Может быть, тогда люди пойдут в педагоги.

А.Г.: Как вы думаете, Анна Ивановна?

Анна Ивановна: мне 74 года. Я всю жизнь дисциплинирована. Дисциплина в жизни - самое важное, начиная от себя, от своей семьи. Только с помощью дисциплины может быть порядок и в стране и в семье.

А.Г.: Скажите, пожалуйста, дисциплинированной всю жизнь вы были ради чего?

Анна Ивановна: Ради жизни на Земле. Я считаю, что Бог любит дисциплинированных, нормальных людей.

А.Г.: Вы были дисциплинированы всю жизнь ради Бога?

Анна Ивановна: Да. И ради работы.

А.Г.: Спасибо.

Это главная мысль, которую я хотел сказать. Дисциплина всегда должна быть ради чего-то. Мы с вами, и в 74, и в 45, вышли из поколения, которое соблюдало дисциплину, то есть аскезу ради светлого будущего, ради жизни на Земле. Разве сможет кто-нибудь из сегодняшних молодых людей это сказать? А мы с вами, учителя и педагоги вузов, эти слова формулировать боимся. Я думаю, что если ректор педагогического вуза на открытии учебного года скажет, что мы призваны Богом для того, чтобы помочь России остаться Россией, и будет говорить это каждый год, то у него очень многие пойдут в школы. Поскольку человеку очень хочется высоких задач, а не только того, чтобы его жизнь становилась чашкой с черешней, о чём поёт большая компания в конце нашей передачи во главе с Бингом Кросби, сёстрами Босуэлл и Братьями Миллс.

Музыка

 

 

 

 

 

 

 

17.12.2017 Выложен тренинг "Умение понимать другого человека", который ранее нигде не публиковался...
11.03.2017 Существенно улучшилось качество звучания в тренинге "Божественная комедия".
Те, кто скопировал и хранит этот тренинг у себя, - можете обновить свою копию...
25.01.2017 Полностью обновлён тренинг "Поваренная книга магии". Главное - теперь вы можете узнать, о чём он (появилось содержание) :)
14.01.2017 Впервые выложен "Разноцветный тренинг"!
27.10.2016 Большое пополнение бесед за 2007 год!
Добавилось более 100 передач, которые раньше не выкладывались.
А качество выложенных ранее передач за 2007 год заметно возросло.
01.06.2013

Большое пополнение бесед за период 20.02.2006 - 29.12.2006.

Из них 39 передач перезалиты с лучшим качеством, остальные 49 выложены впервые.

04.09.2011

Алексей Попов завершил работу над тренингом "Уроки с Катей -2 — Парижская история, или Языческие корни";
на данном сайте впервые выложена качественная аудиоверсия тренинга (в стереозвуке)

27.06.2011

запущена тестовая версия.

23.06.2011

старт проекта.