войти

«2004.12.27 Сказки в нашей жизни. ''Русалочка''»

музыка:

00:09: Disney - Jodi Benson - Part Of Your World (The Little Mermaid);

00:21: Ella Fitzgerald - What Are You Doing New Year's Eve?

00:30: Disney - Les Poissons (The Little Mermaid; 1989 г.) - Les Poissons (The Little Mermaid; 1989 г.);

00:42: Antonio Carlos Jobim - Looks Like December.

Расшифровки передач

Расшифровка — это текстовая версия передачи.

Вы можете оказать неоценимую помощь программе «Серебряные нити», если сделаете расшифровку этой и других передач. Расшифровки позволяют другим людям быстро знакомиться с передачами, находить передачи через поисковые системы, а также становятся основой для книг, выпускаемых автором передач.

Чтобы сделать новую расшифровку, нужно:

  • зарегистрироваться на форуме «Серебряные нити».
    (для регистрации пройдите по ссылке:
    http://www.serebniti.ru/forum/ucp.php?mode=register)
  • используя логин и пароль форума, войти здесь под ними
    (для этого нажмите на значок «ключик» (значок логина) в правом верхнем углу сайта).

Теперь Вы можете создавать новые расшифровки и редактировать уже написанные!
(для этого пользуйтесь значками (создание текста и редактирование текста), находящимися справа от каждой аудиозаписи)

 

Снова в эфире «Серебряные нити». Программа о тайниках, о загадочном и прекрасном, об удивительном и гадком в глубине наших душ. Чувствуете ли вы, дорогие радиослушатели, насколько волшебные ночи стоят сейчас на дворе? Не разучились ли мы чувствовать сказку Рождества во всём том, что мы называем предновогодними заботами, которые иногда до такой степени доводят нас до взмыленности, что мы за ней перестаём чувствовать, что это ночи, в которые сбываются наши желания. Ещё совсем недавно, в нашем детстве мы  свято верили в это, а кто-то верит и сейчас. Вот что писал Франц фон де Лейен, это человек, который сделал немецкий вариант сказок тысяча и одной ночи, о тех, кто их читает. «Любовь и доверие этих историй является чем-то безусловным. Люди считают, что эти рассказы могут уберечь от беды того, кто их слушает. Благодаря им спасаются от жизненного приговора, они являются величайшей и незамутнённой радостью и для монаха и для монарха. Самый ничтожный носильщик скорее предпочтёт оказаться от земных благ, нежели останется совсем без этих историй. В арабской сказке предпринимается путешествие за историей, которая ценится дороже драгоценных камней. Если предстаёт возможность слушать сказку, то не найдётся никого, кто не воспользуется такой возможностью. Даже духи радуются возможности выслушать её». Наверное, поэтому, рождественской ночью мы говорим о сказках. Мы уже вспоминали чудного волшебника нашего детства, христианского романтика Г. Х. Андерсена. И сегодня хотим поговорить о значении его сказок в нашей жизни. Давайте попробуем поговорить хотя бы о «Русалочке». О чём на самом деле эта история? Что с нами делают сказки вообще, сказки Андерсена, в частности? Краткое её содержание таково.

Глубоко на дне моря стоит замок морского короля, шесть дочерей которого воспитывает бабушка, так как король давно овдовел. Вокруг замка расположен большой сад, в котором у каждой из шести принцесс есть своя клумба. Клумба младшей принцессы "была кругла, как солнце, и цветы, которые на ней росли, были такими же красными, как оно". В центре ее стояла мраморная статуя, изображавшая мальчика под плакучей ивой.

С пятнадцати лет принцессам позволялось подниматься на поверхность моря и любоваться кораблями и миром людей, о которых им много рассказывала бабушка. В отличие от людей, морские девы могли прожить триста лет, оставаясь по-прежнему вечно юными, но у них не было бессмертной души, и после смерти они превращались в морскую пену. Только в том случае, если человек полюбит одну из них так сильно, что возьмет ее в жены, а священник произнесет при этом благословение, только тогда войдет человеческая душа в морскую деву и она причастится бессмертия.

Как только сестрам исполнялось 15 лет, они одна за другой отправлялись к морской поверхности и, вернувшись, рассказывали о своих приключениях. Самая младшая, которая стремилась наверх больше других, должна была ждать дольше всех, но, наконец, пришел ее день. Украсив себя шестью морскими звездами, впле тенными в рыбий хвост, поднялась она наверх. Там, на поверхности моря, она увидела корабль, на котором юный принц праздновал свой день рождения. Ночью поднялась буря, корабль потерпел крушение и морская принцесса спасла потерявшего сознание принца. Она вынесла его на берег и увидела, как его нашла там какая-то девушка.

С этого времени почувствовала она полную тоски любовь к принцу, и все снова и снова плавала у берега, где стоял его замок. Наконец она решилась отправиться к морской ведьме, чтобы раздобыть у нее средство, благодаря которому она получит вместо рыбьего хвоста человеческие ноги. Ведьма жила посреди мрачного леса из полипов и вьющихся растений, которые хватали и душили всех, кто проплывал мимо них. К своему ужасу, увидела она там задушенную морскую женщину. Но ей удалось, несмотря на все опасности, добраться до ведьмы, и та сварила ей волшебное зелье, которое превращало хвост в ноги. В уплату, заявила ведьма, принцесса должна будет отдать ей свой язык и с тех пор не сможет больше говорить. Кроме того, при каждом шаге ее ноги будут болеть так сильно, как будто она ступает по острым ножам. Для того, чтобы завоевать принца, у нее останется только красота движений, способность прекрасно и выразительно танцевать. Но если принц женится на другой, то в ночь его свадьбы она должна будет умереть.

Когда принцесса выпила приготовленный ведьмой напиток, она упала в обморок и очнулась уже у дверей дворца. Над ней склонился принц, который взял ее к себе, но обращался с чужой немой девушкой как с сестрой. В точности, как предсказывала ведьма, при каждом шаге она испытывала острую боль, но ее танец очаровал всех во дворце. Однажды принц сообщил ей, что он должен жениться на принцессе из соседнего королевства, но не хотел бы этого, потому что он любит девушку, которая нашла и спасла его во время бури. Морская принцесса сопровождает его в соседнюю страну. Там принц убедился, что принцесса и есть та самая девушка, о которой он мечтал, и решил обвенчаться с ней. Все усилия русалочки оказались напрасны, и в ночь свадьбы принца, которая пришлась на день отплытия корабля, она печально сидела на палубе. Тут из волн показались ее сестры, которые принесли дорогой ценой полученный ими у ведьмы нож. Если она зарежет этим ножом принца и его кровь прольется на ее ноги, то они вновь превратятся в рыбий хвост и, став морской девой, она сможет прожить свои триста лет. Долго колебалась она с ножом в руках, но, наконец, победила ее любовь. Она бросила нож в море и с первыми лучами утреннего солнца устремилась за борт. Однако превратилась она не в морскую пену, как предсказывала ведьма, а в одну из дочерей воздуха, которым дана возможность стремлением к добру по истечении трехсот лет заслужить бессмертную душу.

Рассказываю это, потому что в подлинной редакции сказки всё выглядит не так, как мы это читали в детстве. В сказке участвуют и Христос, и священник. Однако, конечно, в сказке содержится некий тайный для нас смысл. Как вы думаете, о чём нам с вами рассказывает сказка о русалочке?

 

Музыка

 

А.Г.: Доброй ночи, Александр Андреевич. Ваша фамилия Трофимов. И это значит, что я когда-то читал вашу книгу об Андерсене, это была одна из первых отечественных книг об этом удивительном человеке, и я очень польщён тому, что вы звоните. Доброй ночи.

Александр Андреевич: Доброй ночи. Получилось совершенно случайно. Я зашёл домой и включил радио, потому что очень не люблю телевизор. Приятно, что вы затронули такую тему. Я действительно, автор первого и единственного в России романа о жизни Г.Х Андерсена. Он впервые был издан в 1998 г.

А.Г.: Александр Андреевич, спасибо вам большое, поскольку у  нас очень мало материалов об Андерсене. Этот удивительный человек всегда доходил до нашего читателя в изрядно урезанной форме. Александр Андреевич, скажите пожалуйста, что для вас главное в Андерсене? Что он хотел сказать всем нам, когда мы были детьми, этот удивительный человек. Что он хотел сказать нам и о людях, и том мире, о котором писал.

Александр Андреевич Я думаю, что он, прежде всего, хотел сказать, что Бог - это любовь. Андерсен был очень верующим человеком. Вера сопровождала его всю жизнь. Как и роза. Многие знают, что он и умер с розой в руке. Сначала я скажу по поводу «Русалочки», о которой мы говорим. Андерсен очень долго подбирался к этой теме, его много лет волновала фольклорная тема любви русалки к человеку и водяного к земной девушке.

А.Г.: Простите, Александр Андреевич, тому, кому это интересно, я напомню классическую историю об ундине Фридриха де ла Мотт Фуке.

Александр Андреевич Да, да. Совершенно замечательный сказочник и автор гимна. Так вот. В 20-х годах появились у Андерсена в стихотворном виде «Невеста морского короля» и «Русалка с озера Самсё», а также поэма «Агнета и водяной». Андерсен более всего любил «Русалочку», потому что более всего считал её самой трогательной из своих произведений. Он очень часто плакал об этой сказке. В Копенгагенском порту установлена скульптура русалочка скульптором  Эдвардом Эриксеном. И считается она символом не только Копенгагена, но и всей Дании. Здесь очень важно понять, что датчане не сентиментальный народ. И слава к Андерсену пришла из Германии, а не из Дании. Но датчане в конце жизни осознали, что рядом с ними живёт гений, Андерсен ведь был из очень бедной семьи, он сам в 14 лет пришёл в Копенгаген и никто никогда ему не помогал. Сказка для Андерсена была жизнью, и, на мой взгляд, даже выше жизни, ибо нет ничего реальнее сказки.

А.Г.: Александр Андреевич, может быть, она и ест сама жизнь.

Александр Андреевич Да. В высшем проявлении. Это такой божий чертёж, какой наша жизнь должна быть в идеале.

А.Г.: Можем ли мы приложить каким-то образом эту внутреннюю суть сказки «Русалочка»  к каждому из нас, как вы думаете?

Александр Андреевич Бесспорно, потому что у большинства из нас была первая любовь, мы её не сохранили. А русалочка, это существо, которое пожертвовала ради любви самым дорогим, во имя человека, которого она любит. Оглянемся вокруг, оглянемся на свою биографию. Поступали ли мы так же? Разве это ни высший пример духовной жизни?

А.Г.: Александр Андреевич, и ещё один важный для меня вопрос. Почему же так рвутся дочери морского царя из своего царства блаженного, в котором они могут жить триста лет юными, наружу.

Александр Андреевич: А там нет любви.

А.Г.: А зачем им нужна эта любовь?

Александр Андреевич: На мой взгляд, любовь это высшее проявление Бога среди нас, к этому мы изначально стремимся.

А.Г.: Я думаю, это мнение, на самом деле, бесспорное. Спасибо большое. И, тем не менее, может быть, мы найдём некоторые психологические объяснения, поскольку мы с нашими дорогими радиослушателями очень давно занимаемся анализом всяких разных символов. Вот что нам оставила Маша пред эфиром.

«У  Г.Х.Андерсена есть сказка «Ребячья болтовня». Герой этой сказки бедный мальчик, который поворачивает вертел на кухне, смотрит в щёлку на счастливых нарядных детей, и со всех сторон слышит, что у него никогда ничего не получится. А потом, проходят годы, и он становится владельцем прекрасного дворца, полного подлинных сокровищ. Так, Г. Х. Андерсен рассказал нам историю о великом датском скульптуре  Бертеле Торвальдсене и о себе самом. Умеем ли мы поверить в сказку?»

Музей Торвальдсена и Андерсена в Копенгагене находятся очень недалеко друг от друга и оба они заслуживают того, чтобы в них побывать. Мне кажется, что и сказка о снежной королеве, сказка о русалочке, и многие другие, у Андерсена об одном и том же. На самом деле, почему мне хочется в эту рождественскую ночь, чтобы своими способами на этот вопрос ответили вы, да потому что сказки в детстве, наши любимые сказки, творят реальность нашей жизни. Очень часто наша жизнь проходит, как подражание той сказке, которую мы выбрали в детстве. Мы как бы всё время рассказываем сказку или притчу о самих себе. Иногда к корням этой притчи стоит прикоснуться. Добрый вечер, Тамара.

Тамара: Я очень благодарна вам за ваши передачи, они несут очень много добра. Также как и Андерсен. Я уверена, вы останетесь на века, я уверена, что люди записывают вас. Дай бог вам здоровья, успехов, чтобы вас любили всегда. Несите то самое добро, которое вы несёте. У меня сейчас наряжают ёлку, хочу, чтобы у всех было хорошее настроение. С Новым Годом. Спасибо.

А.Г.: Спасибо вам большое.

Я хочу ваше пожелание передать всем нашим радиослушателям. Дай бог, чтобы мы с вами были вечно. Дай бог, чтобы таинство Рождества было правдой. Дай бог, чтобы у нас хватило сил любить, несмотря на странные, сложные времена. «Что ты делаешь на Новый Год, Ева?»,- так в сказочной рождественской песенке спрашивает Элла Фицджеральд. Спрашивает для того, чтобы мы не остались снежными королевами в эту прекрасную ночь.

 

Музыка

 

О чём сказка «Русалочка»? О чём все сказки Андерсена? Елена, может, вы нам поможете ответить на эти вопросы?

Елена:  Мне кажется, что русалочка приобретает любовь к Богу и стремление к вечной жизни.

А.Г.: Почти с вами согласен. Но только Лен, вам сколько лет?

Елена:  14.

А.Г.: Замечательно. Мне очень приятно, что вы слушаете нас в столь поздний час. Зачем нужно русалочке, ведь она, ну, станет морской пеной и будет у неё как у морской пены вечная жизнь.  К чему она стремится? К чему стремится Пиноккио в сказке Карло Коллоди? Что делает с ней любовь?

Елена:Она её оживляет.

А.Г.: Нет, нет, нет, она и так не мёртвая. Она должна стать кем? Человеком…Любовь делает её человеком. Для того, чтобы стать человеком, она должна любить. А став человеком, она может и заслуживает бессмертия. Вот что такое человеческая жизнь. И Кай с Гердой, проходя через испытания, становятся людьми, разрушая холод снежной королевы, правда холод внутри собственных душ, выгоду ледяных денег. Они путешествуют за теплом своей собственной души. Правда, Леночка?

Елена: Да.

Я хочу, чтобы это чувствовали всегда. Потому что в любви, не обязательно к волшебному принцу, но просто к другим людям, во всех видах и формах- Андерсен. Только любовь может сделать рыбу  человеком. Только любовь может привести человека к бессмертию. Причём любовь, которая не рассчитывает ни на какое чудо. Потому что в отличие от того, что написано в  наших сказках, в большинстве советских изданий Андерсена, русалочка превращается в морскую пену. На самом деле у Андерсена она становится феей, духом воздуха, переходит в другую стихию, и у неё есть попытки стать человеком- Бог дарует её такую возможность. Для этого, она снова и снова должна любить. Это, если хотите, пожелание. Потому что когда ты чувствуешь любовь, к папе и маме, к своим друзьям, к просто солнышку и небу, ты потихоньку становишься человеком. Иван Николаевич, может , вы хотите что-то добавить?

Иван Николаевич: Я вам хочу ответить монгольской сказкой легендой. В далёком селении жила семья. Это селение от цивилизованных селений стояло в 6 днях езды на лошади. У сына мать тяжело заболела. И соседи ей сказали, что надо поехать к Далай-ламе, заплатить большие деньги, получить у него Богиню матру. И тогда мать сможет  исцелиться. Мать собрала последние деньги, и сын отправился в шестидневный путь на лошади. А там он оказался впервые в цивилизации. Забыл обо всём, истратил все деньги. На обратном пути вспомнил об обещании, о матери и думает, что же делать. Взял камень с дороги, завернул в тряпку и принёс матери. И говорит ей, что это то, что передал Далай-лама. Добавил, что Далай-лама  сказал, что молиться ей надо, ни в коем случае не разворачивая свёртка. Мать делала всё так, как передал сын. И почувствовала облегчение. Но как-то, вынося ведро воды, она почувствовала себя плохо, ноги подкосились, она стала умирать. Умирая, она сказала, что чувствует, что матра  с ней и в ином мире тоже будет с ней, и с этими словами, будучи счастливой, умерла. Сын похоронил её, наводя порядок после похорон, нашёл этот самый свёрток. Развернул, а там настоящая статуя той самой матры, сделанная из золота. Вот такой вариант ответа возможен, применимо к той сказке о русалочке. С наступающим вас Новым Годом. Успехов вам!

Итак, мы говорим о разных образах великой матры, великой  Богине матери и о силе любви.

 

Музыка

 

Русалочки, эти вечные детские несостоявшиеся «я», пребывают в женской бессознательной стихии, в рае материнского мира, в своих абсолютно круглых клумб. И русалочка, и её сёстры не могут обрести  душу, обрести сознание, вести человеческую жизнь и обрести судьбу. Оттуда, со дна моря эта наша участь кажется ужасной завидной долей, потому что в конце этой доли человека ждёт бессмертие. Для того, чтобы русалочка стала человеком, она должна столкнуться с негативной стороной образа великой матери- с ведьмой. Образ ведьмы - это отрицание абсолютной матери. Для того, чтобы обрести сознание, нужно страдать. Только страдание, так или иначе, может привести к тому, чтобы стать человеком и установить свою связь с реальностью. Только имея человеческие ноги можно устоять в ситуации, связанной со страданием. Но потеря языка, цена, которой принцесса должна заплатить за свой жизненный опыт, слишком высока для того, чтобы можно было беспрепятственно это самое сознание получить. Поскольку язык нельзя заменить танцем, несмотря на всё великолепие телесных движений. И таким образом, принцесса в мире людей терпит крушение. Но, правда, не без утешительной перспективы вновь обрести душу в мире уже теперь других созданий, в мире дочерей воздуха. Этот путь через страдания проходят многие из нас. Ощущение нашей несостоятельности человеческой очень часто выражается в виде болей в ногах, которые, мы иногда не можем приписать ни к какому заболеванию. Поскольку, когда хвост превратился в ноги, вы помните, русалочка была вынуждена ходить как по лезвию ножа. Иногда неверие в свою собственную душу, в своё бессмертие, оборачивается вот такими необъяснимыми болями в ногах, которые проходят, если человек  задумывается о смысле своей жизни и о бессмертии, и о любви, обо всём том, о чём нам рассказывает великий сказочник. Доброй ночи, Тамара. Может быть, вы поправите нас.

Тамара: Доброй ночи. Сегодня самая любимая тема для меня. Хочу сказать, что и русалочкам и людям трудно быть человеком…

А. Г.:А ведь среди людей бывают русалочки, правда?

Тамара: Да. Бывают, я абсолютно уверена.

А. Г.: Это те, кто прячутся от жизненных проблем и созданий в разной всякой материнской среде. От не возможности оторваться от семьи родительской, до попытки спрятаться в мир танца, компьютеров и наркотиков, ведь, правда?

Тамара: Да, но бывают такие ситуации, когда человек уже вышел из под опеки и тем не менее трудно и хочется вернуться изначально в семью. Вот, например, под Новый год, я буду одна.

А. Г.: Ему всегда трудно. Но у Андерсена это всегда и делает человека человеком. Именно поэтому Андерсен христианский писатель.

Тамара: Под Новый год я буду одна, и у меня останутся только сказки Андерсена. Я буду, наверное, сидеть и думать, чтобы мой любимый думал о том же самом. Тут очень трудно остаться человеком, поэтому приходится спасаться сказками и приходится только мечтать.

А. Г.: Вы знаете, Тамара, я думаю, что очень мало, кто из людей, позвонивших в нашу программу, будет чувствовать себя в новогоднюю ночь одиноким. Я не шучу. Многие из нас будут с вами, правда. Потому что мы же слышим на том другом конце эфира одинокие голоса.

Тамара: Очень бы хотелось.

А. Г.: И ещё. Мы все из нас сказочники, потому что когда мы мечтаем, мы все создаём реальность. Это не шутка, не иллюзия. Если бы я не верил в это, я бы не сидел здесь у микрофона. Поэтому если вы слушаете нашу программу, сходите в  Волшебный город, позовите его в переговорный пункт и я уверяю вас, что это одиночество, когда вы откроете глаза и вернётесь к свече, его как будто не будет, а он расскажет вам потом, что он был где-то рядом. Что он чувствовал, что в эту ночь вы думали о нём.

Тамара: Спасибо, а то я уже скисла заранее.

А. Г.: Попробуйте и обязательно получится.

В следующей программе мы говорим о том, что такое праздник и как научиться чувствовать праздничные времена. Я вас поздравляю с рождественской неделей, желаю вам жить в реальности сказок так же как жил Андерсен, поскольку это была счастливая жизнь.

Музыка

17.12.2017 Выложен тренинг "Умение понимать другого человека", который ранее нигде не публиковался...
11.03.2017 Существенно улучшилось качество звучания в тренинге "Божественная комедия".
Те, кто скопировал и хранит этот тренинг у себя, - можете обновить свою копию...
25.01.2017 Полностью обновлён тренинг "Поваренная книга магии". Главное - теперь вы можете узнать, о чём он (появилось содержание) :)
14.01.2017 Впервые выложен "Разноцветный тренинг"!
27.10.2016 Большое пополнение бесед за 2007 год!
Добавилось более 100 передач, которые раньше не выкладывались.
А качество выложенных ранее передач за 2007 год заметно возросло.
01.06.2013

Большое пополнение бесед за период 20.02.2006 - 29.12.2006.

Из них 39 передач перезалиты с лучшим качеством, остальные 49 выложены впервые.

04.09.2011

Алексей Попов завершил работу над тренингом "Уроки с Катей -2 — Парижская история, или Языческие корни";
на данном сайте впервые выложена качественная аудиоверсия тренинга (в стереозвуке)

27.06.2011

запущена тестовая версия.

23.06.2011

старт проекта.