войти

«2012.08.17 Кто такие фрики»

       (обсуждение на форуме serebniti.ru)

 _____

музыка - джазовые пародии исп. Slim Gaillard - альбом  "Rides again" (США; конец 1960-х гг.):

00:07: Sukiyaki Cha Cha;

00:24: Chiken rhythm;

00:39: Don’t blame me.

Расшифровки передач

Расшифровка — это текстовая версия передачи.

Вы можете оказать неоценимую помощь программе «Серебряные нити», если сделаете расшифровку этой и других передач. Расшифровки позволяют другим людям быстро знакомиться с передачами, находить передачи через поисковые системы, а также становятся основой для книг, выпускаемых автором передач.

Чтобы сделать новую расшифровку, нужно:

  • зарегистрироваться на форуме «Серебряные нити».
    (для регистрации пройдите по ссылке:
    http://www.serebniti.ru/forum/ucp.php?mode=register)
  • используя логин и пароль форума, войти здесь под ними
    (для этого нажмите на значок «ключик» (значок логина) в правом верхнем углу сайта).

Теперь Вы можете создавать новые расшифровки и редактировать уже написанные!
(для этого пользуйтесь значками (создание текста и редактирование текста), находящимися справа от каждой аудиозаписи)

 

В нашей прошлой передачи мы говорили о Лисбет Саландер - главной героине трилогии шведского писателя Стига  Ларссона, которая называется «Миллениум» и которая, наверное, знакома нашим слушателям уже по двум экранизациям фильма «Девушка с татуировкой дракона». Итоги прошлой передачи очень здорово подвела наша постоянная радиослушательница:

"Здравствуйте. Хочу озвучить пару своих мыслей насчет фильма «Девушка с татуировкой дракона». Девушка-панк, и это протест обществу, которое её жестоко предало. Кто смотрел эту трилогию, помнит, что она постоянно подвергалась насилию, моральному и физическому. Ее ненависть к отцу и издевательство над матерью довели её до отчаянного шага. Это был эмоциональный взрыв, реакция на тиранию. Далее больница, где за маской врача-психиатра скрывается садист-педофил. Ее тело немеет, сутками привязанное к кровати. Человеческая жестокость продолжает ломать её детскую психику. Неслучайно, по задумке автора книги она выглядит и ведёт себя как ребёнок. Освобождаясь от больничного плена, её опекуном становится пожилой мужчина. Она прекрасно разбирается в людях и знает, кому можно доверять. У неё нет неприятия к мужчинам, хотя все, что она от них видела – это унижение. Лисбет абсолютно самостоятельна и независима как личность, но судьба опять возвращает ее в лапы садиста после того, как её опекун становится инвалидом, перенеся инсульт. Автор стремится показать истинную личину общества, где врачи, опекуны, судьи- оборотни, а она- протест этой системы .Её одежда и аксессуары- это атрибутика именно панк-культуры. Панки несут в себе олицетворение молодости злости, они непокорны, презирают ложь и страдание. Они всегда отдельно от толпы. Они сознательно вызывают к себе неприязнь общественности, они честны, искренни, поэтому многих раздражают своей дерзостью. Лисбет асоциальна, но это её драматическая история, в первую очередь, связанная с  насилием над личностью  и женской сущностью".

 

Возможно, это потому что её драматическая история. Сегодня мы говорим не только о Лисбет Саландер, не только о панках, поскольку дерзкие панки лишь продолжатели того, что, наверное, в последние 50-60 лет  стало называться фрик-субкультурой. Фрик - это человек, в первую очередь, обладающий неординарным мировоззрением, которое является его отказом от общества, от социальных стереотипов общества. А во-вторых, как правило, это человек, отличающийся ярким, необычным, экстравагантным внешним видом, вызывающим поведением. Это значение у слова фрик - уродец, чудак, появилось у этого слова в 60-70 годы, когда возникла фрик-субкультура и фрик-сцена. Это такие политизированные пост-хиппи и далёкие от политики любители рок-музыки. Вот из этой тусовки и родилась панк-музыка. Мы даже не про историю панка. Вообще говоря, фрик, в этом очень широком значении слова, всегда играл чрезвычайно необычную роль в культуре человечества вообще. Мало того, что музыканты более или менее заметные 20-го века могут быть отнесены в той или иной степени к фрик-культуре, так еще и помимо них еще многие и многие другие люди. К примеру, Альберт Эйнштейн. Он, конечно, не называл себя фриком, не было тогда такого слова, но он говорил, что теория относительности родилась как жертва школьному насилию. Поскольку в школе он считался слабоумным, ему поставили бы, в нашем понимании, задержку психического развития. Кроме него огромное количество людей могло бы войти в эту категорию, если бы в те времена было такое слово. Я, например, вспоминаю великого русского мыслителя Владимира Сергеевича Соловьева. Я, конечно, расскажу о том, почему ассоциация слова фрик мне пришла в голову именно с этим именем. Но, тем не менее, фрики бывают очень разными. Они бывают очень современными и каким-то странным образом всегда существовали в истории. Кто-то считал, например, что таким был Петр Чаадаев - еще один великий русский мыслитель. Кто-то считал его безумным, его и официально объявляли безумным, но большинство считало его странноватым, безобидным чудаком. Сегодня сказали бы «фрик». Он к  концу жизни стал почти как современные фрики. Есть ли разница между В. Соловьевым - основателем русско-религиозной философии и панками, уж простите меня, пожалуйста. И в чем она? Какую роль играет в нашей жизни этот странный человек, странный уродец? Он ведь иногда чрезвычайно нужен, потому что без него было бы скучно. Могла бы вообще куда-то двигаться наша цивилизация без фриков. Об этом сегодня разговор.

Музыка

Мы говорили о насилии и унижении, но ведь каждый чувствует их по-своему. Для кого-то насилием является физическое насилие, а для кого-то – цензура. «К цензуре, насилию, подавлению прибегает только тот, кто в глубине души не верит в свою идею»,- протоиерей Александр Мень. В этом, наверное, самая главная суть. Мы порождаем фриков, а эти уродцы, которые уже потому уродцы, что мы не хотим их замечать, принципиально самих себя не относят к нашей культуре, каким-то незаметным образом меняют нашу историю. Вот что сказала наша радиослушательница Юля о фриках вообще:

"Здравствуйте. Передача о Джокере из фильма «Темный рыцарь», когда А.Г. рассказывал, как Джокер постоянно лгал о своем прошлом. Вначале он говорил, что РТ ему порвал отец, потом, что он сам изуродовал себе лицо, чтобы доказать жене, что ему безразлично её уродство. Я вспомнили знаменитый роман Виктора Гюго «Человек, который смеётся». Благодаря этому роману стало широко известным слово «компрачикос»:

«Компрачи?кос или компрапеке?ньос (от исп. comprachicos, букв. — «скупщики детей») — в ИспанииАнглииГермании,Франции XIIIXVIII веков представляли собой организованные преступные сообщества, состоявшие в основном из контрабандистов, бродяг и нищих. У индейцев они были известны как «чейлас» — охотники за детьми. Компрачикосы вели торговлю детьми. Они покупали или похищали детей, а затем перепродавали, делая из них шутовакробатов и т. п. Иногда (но не всегда!) они перед продажей по-своему детей «обрабатывали», намеренно уродуя, с целью сделать из них карликов, горбунов или пожизненных обладателей уродливых масок»

Позднее появились цирки уродов или фрик-шоу, артистами в которых служили люди с врожденными уродствами. Итак, шути и уроды, люди, с детства знающие, что им никогда не быть королями и использующие свои уродства как дар, выставляя себя на потеху зрителям. У Лисбет, как и у Джокера, тоже темное прошлое. И она ведет себя и выглядит как типичный представитель культуры фриков. Что случилось с ней, почему она стала такой, по фильму не очень ясно. У каждого есть свои тайны, уходящие корнями в детство. И не всегда это светлые тайны. В прошлой передачи прозвучала мысль Анны о том, что непредсказуемый Джокер прямое следствие человеческой жизни упорядочить свою жизнь, просчитать её как шахматный этюд на много шагов вперёд, учесть всевозможные неожиданности, построить неизменяемую схему жизни. И тем самым, обезопасить себя. Но, возможно, с полного крушения такой схемы даже от незначительной неправильности, неожиданности на пути её строителя прямо пропорциональна её жёсткости. Часто родители, любящие родителя пытаются выстроить жизнь своего чада по плану. Поместить не взрослого еще человека в рамки, способные оградить его от любых неожиданностей. Жить надо правильно, тогда всё получится. А дети пишут на стенах: «Мы плохие дети» и изменяют свой облик по канонам фрик-культуры. Плохие непослушные дети вырастают в грубых, вызывающе выглядящих молодых людей. Таких, как Лисбет. Лисбет фрик, но она не шут. Она нашла в себе королеву и стала ею. А что же дети послушные? Дети, помещенные в рамки и там оставшиеся? Не напоминает ли такой послушный ребёнок тех детей, которых намеренно уродовали в Китае, помещая ребёнка в фарфоровую вазу. После того, как вазу разбивали, ребёнок выходил оттуда уродом по размеру вазы и становился шутом. Спасибо. Меня зовут Юля".

 

Вот неожиданный прозвучавший пример, для многих, наверно, фарфоровой вазы. Владимир Сергеевич Соловьёв. Сын знаменитого Соловьёва, автора главного курса российской истории. В юном возрасте сначала магистр, удачно защитивший диссертацию против позитивизма - основного течения философии, конца 19-го века. Потом, доктор наук. Казалось бы, ему заведовать кафедрой и преподавать философию в университете. Однако, в 1881 году, впрочем, я процитирую А. Меня:

« Когда был убит Александр II, он пишет царю Александру III письмо. Он выступает с речью, в которой говорит, что царь как христианин должен отказаться от смертной казни цареубийц, тех людей, которые убили Александра II. Именно как христианин. Не отрицая того, что это было преступление. Но на убийство отвечать другим - это для христианина не решение вопроса. И надо сказать, что это как-то сразу создало вокруг Соловьева нездоровую ауру и ему пришлось бросить университет. И вот с тех пор, с 1881 года по 1900, когда скончался, он ведет образ жизни, может быть, немного похожий на образ жизни своего далекого предка, Григория Саввича Сковороды. Он жил чудовищно! Я удивляюсь только, что он не умер раньше. У него не было дома, он питался, как попало, жил по гостиницам, кочевал из города в город, из страны в страну. Как он мог писать столько?! - это остается до сих пор тайной. Он писал в каких-то номерах, иногда на обрывках бумаги. У него было много друзей… Он вел аскетический, спартанский образ жизни. Но в этом не было ничего наигранного, ничего вымышленного, наоборот, он любил добрую компанию, любил, чтобы в этой компании было и вино. Разумеется, он не одобрял пьянства, но для интеллектуальных людей, говорил он, поднять свой дух за бутылкой вина - это только на пользу, здесь он ссылался всегда на пример героев платоновских диалогов, особенно платоновского диалога "Пир". И вот этот человек - у него ни кола, ни двора, все деньги, которые он зарабатывает, раздает тут же, кому попало, ходит в одежде иногда с чужого плеча... Его часто принимают то за епископа, то за священника, а однажды мальчик в гостинице сказал: вот Боженька идет - Соловьев шел в старой шубе, у него была уже длинная борода, длинные волосы. Он был близорук - глаза, смотрящие в пространство. Иконописное лицо. Таинственный человек! »

 

Сегодня, сказали бы «фрик». Идёт, жуёт губами. Не узнаёте эту фигуру? Мы видим её, считаем сумасшедшей, не относящейся к нашему миру. А с другой стороны, в интернете уже существует фрикопедия, которая изучает и систематизирует фриков, а к ним относят тех странных ученых, которые отказались от современной и большой науки. Кто решил создать свою собственную, кто является сторонником всевозможных безумных гипотез… Могли бы мы без них существовать и кто может рассудить, какие из этих гипотез поистине безумны? Кто обладает достаточным количеством знаний? И есть ли какая-то связь между ними и безумными панками? Если есть, то какая? Если нет, то, что же принципиально отличает их друг от друга? Странно одетого Соловьёва от современных фриков, которые только за счёт своего внешнего вида становятся героями многочисленных телешоу и им посвящены страницы, особенно в жёлтой прессе. В чём разница? Между прочим, удивительная вещь относительно Соловьёва. Это ещё одна деталь к размышлению. Он был человеком, и его не понимали христиане его времени. Именно из-за этого странного утверждения его считали странным чудаком, как сейчас сказали бы, фриком. Он был поклонником математика и философа Лейбница. А Лейбниц говорил: «Человек всегда не прав, когда он отрицает, особенно философ; и каждая доктрина, каждое учение наиболее слабо именно в том, что оно отрицает». Это был главный принцип жизни и мышления Соловьева. И так как он пытался в каждом разыскать что- то положительное, какую-то весть, которая несёт в себе идею этого человека, он повторял себе и друзьям: «Не отрицайте». «Да как это возможно! Он сумасшедший!»,- говорили друзья. Как это может человек не отрицать? А потом уже, после смерти Соловьёва, те же самые друзья говорили, что он был среди нас единственным настоящим христианином. В этом, возможно, ест самый центр проблемы.

Музыка

На самом деле у панк-фрика образа Лисбет Саландер была литературная предшественница. Сам Стиг Ларссон считал, что Лисбет Саландер это выросшая Пеппи длинный чулок. Вот вам типичный пример ребёнка-фрика. Она не только невероятно сильна, но и невероятно богата. Однако, она на редкость великодушна к своим поверженным врагам, осрамившихся полицейских угощает свежеиспеченными пряниками, сконфуженных воров великодушно награждает золотыми монетами. Но самое удивительное в Пеппи все та же мысль. Это яркая и буйная фантазия, которая проявляется в играх, которые она придумывает, в удивительных историях о разных странах, где она побывала с папой-капитаном, и в бесконечных розыгрышах. Пеппи - это мечта. Мечта ребёнка о силе и благородстве, богатстве и щедрости, свободе и самоотверженности. И вот я так думаю, описывая Лисбет Саландер, он имел в виду униженную и изнасилованную Пеппи, которую все-таки смогли сломать взрослые и поместить в свой собственный мир, лишив её фантазии и радостной игры. Я хочу сказать, что Пеппи, лишённая всего этого, становится агрессивной. А странный фрик, например, В.Соловьёв, сохраняет яркую, буйную фантазию своего детства. И именно благодаря ей становится подлинным основателем русской оригинальной философии. Т.е., вообще говоря, возрождение русского отечественного мышления, которое в принципе без этой странной и загадочной фигуры немыслима, а стало быть, немыслима, когда оно стремится только отрицать и наказывать. Поскольку когда оно отрицает и наказывает, оно лишает девчонку Пеппи, или девчонку Машку, вот этой самой яркой буйной фантазии. И когда она её лишается, она превращается в насилие и ярость по отношению к тому, кто этих мечтаний и надежды лишил. Поскольку, если фрик не является глубоким и оригинальным мыслителем, то он становится способным на жестокое. Здравствуйте, Мария.

Мария: Хотелось бы привести вам цитату Поля Валери: «Человек вкуса - это по-своему недоверчивый человек".

Он не доверяет изумлению, составляющему единовластный закон современных искусств.

Ибо изумление есть нечто законченное».

 Мне кажется именно этим предложением ответить на ваш вопрос, чем отличаются фрики от таких людей огромного масштаба как Соловьёв.

А.Г.: Они разве отличаются, он не был фриком? Я думаю, он с радостью бы согласился с нашим определением. Просто в его времена слова такого не было. Так чем же все-таки они отличаются?

Мария: Я считаю, что люди настолько несоизмеримого масштаба… человек-личность, человек, который не вписывается…

А.Г.: Масштаб то в чём?... Мы же не можем засунуть масштабную линейку, ну скажем, во В. Соловьёва 1881-го года, уходящего из университета. Ну, кто знал, сколько он за двадцать лет напишет и что скажет.

Мария: Вы хотите сказать…

А.Г.: Мы с вами находимся сверху и можем сказать «Да»…

Мария: …ну да, что вот эти люди, о которых мы помним и изучаем их творения и даже просто записку на салфетке, которую случайно написал Прокофьев… А эти люди… ну неужели внутренний человек совсем не может почувствовать( я не говорю измерить), что за этим пустота? Что там не стоит ничего, о чём можно было бы мыслить.

А.Г.: Вы понимаете, все дело в том, что.. категорически не согласился бы с вами В. Соловьёв. Поскольку он говорил о богочеловечестве. А богочеловечество подразумевает, что в нём, в богочеловечестве, не бывает дыр. Не бывает человека, который пустота. Нельзя мерить масштаб, это суд. Вот, мы с вами такие умные ходим и говорим: « Вот это пустой, а вот это умный». И вот тут начинаются все человеческие беды, о которых говорил В. Соловьёв. Спасибо большое, Мария.

Хорошо бы, чтоб книжку В. Соловьёва «Оправдание добра» мы проходили в школе. Но если мы её не проходим в школе, если для кого-то из вас наши советы представляют какую-то ценность, купите её, положите перед собой и иногда почитывайте. Может быть, очень многое в нашей жизни могло бы измениться, коли это было бы так. Я попробую  объяснить, что я имею в виду. Дело не в глубине, неизвестной нам глубине человека. Дело в том, что В. Соловьёв выглядел как чудак, как фрик, как странный человек, потому что ему было некогда заниматься своим внешним видом и своими деньгами. Ему всё это было неинтересно. Он думал, изволите ли вы видеть. И поэтому принимал вид фрика или хиппи. Он думал, он на деньги друзей ездил по всему миру, там встречался с Софией, у него были видения.…Это всё отдельная тема для разговора. А современный фрик становится фриком только из-за внешнего вида. Он принимает этот вид не от того, что он соответствует его содержанию, а потому что этот самый внешний вид является самодостаточной ценностью, подменой содержания. Достаточно странно одеться, чтобы окружающие думали: «Оооо, может быть у тебя странное мировоззрение?..» Как у В.Соловьёва. И из-за этого человек своих глубинных содержаний, чего-то большого в себе не успевает осознать. Соловьёв не успевает одеться и постричься. Современный фрик не успевает думать, поскольку стрижётся и одевается. Вот и вся разница. О ней когда-то говорил Сократ: «Люди дурные живут для того, чтобы есть и пить, люди добродетельные едят и пьют для того, чтобы жить».

В следующую передачу мне бы хотелось, чтобы мы вспомнили его знаменитый роман 451 градус по Фаренгейту и вместе подумали, чему посвящен этот роман. Какой след он оставил в наших душах?

17.12.2017 Выложен тренинг "Умение понимать другого человека", который ранее нигде не публиковался...
11.03.2017 Существенно улучшилось качество звучания в тренинге "Божественная комедия".
Те, кто скопировал и хранит этот тренинг у себя, - можете обновить свою копию...
25.01.2017 Полностью обновлён тренинг "Поваренная книга магии". Главное - теперь вы можете узнать, о чём он (появилось содержание) :)
14.01.2017 Впервые выложен "Разноцветный тренинг"!
27.10.2016 Большое пополнение бесед за 2007 год!
Добавилось более 100 передач, которые раньше не выкладывались.
А качество выложенных ранее передач за 2007 год заметно возросло.
01.06.2013

Большое пополнение бесед за период 20.02.2006 - 29.12.2006.

Из них 39 передач перезалиты с лучшим качеством, остальные 49 выложены впервые.

04.09.2011

Алексей Попов завершил работу над тренингом "Уроки с Катей -2 — Парижская история, или Языческие корни";
на данном сайте впервые выложена качественная аудиоверсия тренинга (в стереозвуке)

27.06.2011

запущена тестовая версия.

23.06.2011

старт проекта.