войти

«2012.08.22 ''451 градус по Фаренгейту'' (Рэй Бредбери)»

музыка из светлых времён XX века:

00:08: Peggy Lee - Fever;

00:26: Easy, Lounge, Ambient - Les Baxter & His Orchestra - Sabre Dance;

00:42: Lou Rawls - Nobody But Me (из х.ф. "What Women Want" - "Чего хотят женщины").

Расшифровки передач

Расшифровка — это текстовая версия передачи.

Вы можете оказать неоценимую помощь программе «Серебряные нити», если сделаете расшифровку этой и других передач. Расшифровки позволяют другим людям быстро знакомиться с передачами, находить передачи через поисковые системы, а также становятся основой для книг, выпускаемых автором передач.

Чтобы сделать новую расшифровку, нужно:

  • зарегистрироваться на форуме «Серебряные нити».
    (для регистрации пройдите по ссылке:
    http://www.serebniti.ru/forum/ucp.php?mode=register)
  • используя логин и пароль форума, войти здесь под ними
    (для этого нажмите на значок «ключик» (значок логина) в правом верхнем углу сайта).

Теперь Вы можете создавать новые расшифровки и редактировать уже написанные!
(для этого пользуйтесь значками (создание текста и редактирование текста), находящимися справа от каждой аудиозаписи)

 

22 августа ушел из жизни писатель, которого многие считают фантастом. На самом деле это один из величайших писателей прошлого столетия - Рэй Бредбери. Его книги одновременно крайне трагичны и необыкновенно легки. Это, наверно, самая главная характеристика писателя. В одном из своих интервью, когда его спросили о том, для чего же он пишет, Бредбери ответил: "Если когда нибудь после моей смерти найдется хотя бы один человек, который выйдет на улицу после дождя и залюбуется каплями влаги, которые лежат на листьях и в которых отражаются тысячи солнц, и подумает в этот момент:"Бредбери это бы понравилось",-вот если бы такое было возможным, то я бы считал, что пишу не зря."  Только потрясающе тонко чувствующий человек мог сказать такие слова. А мне очень хочется, чтобы хоть кто то из нас, выходя на улицу после летнего дождя смог сказать:"Наверное Бредбери это бы понравилось". Сегодня мы хотели поговорить об одном из самых великих романов 20-го века, общеизвестном и незаметном романе "451градус по Фаренгейту". Если хотите, можем поговорить о поставленном в этом романе режиссером(легендарным режиссером- Франсуа Трюффо)сценарии  одноименному фильму. Я надеюсь, что все таки большинство помнят книгу. Тем более, что книга эта сейчас для нас наиболее актуален. Это роман-антиутопия, он рассказывает о неком тоталитарном обществе, в котором книги запрещены, а пожарные не столько спасают от пожара, сколько сжигают все  книги, которые смогут обнаружить, причем сжигают их вместе с жилищами владельцев. Владельцы книг подлежат аресту, некоторых отправляют в сумасшедший дом. Главный герой романа- Гай Монтег, пожарник, который страдает странной клептоманией. Он честный пожарник, но при этом он как бы подворовывает некоторые книги и прячет их, куда то укрывает. Сам он не интересуется ими. Бредбери изображает мир, где люди незаметно потеряли связь друг с другом, с природой, с интеллектуальным наследием. Они спешат на работу, идут с работы, никогда не разговаривая о том, что думают или что чувствуют, лишь разговаривая о материальных ценностях. Все остальные разговоры запрещены. Дома они окружают себя интерактивным телевидением, все свободное время заполнено просмотром  абсолютно бестолковых передач и сериалов. Правда, выясняется, что благополучно построенное государство  в романе находится на грани разрушительной войны. А Монтег встречает 17-тилетнюю девушку Клариссу, которая вовсе не революционер, но  думает и чувствует по-другому. Она живёт, не замечая цивилизации, которая ее окружает. Это общество (роман вышел в 1953 году) удивительно напоминает то общество, в котором мы с вами сегодня существуем. И даже огромные лазерные экраны так абсолютно точно предсказаны Бредбери, где то за 60 лет до их появления. Что может подсказать нам роман, какие следы остались в вашем сердце, и можете ли вы выйти на улицу, уважаемые радиослушатели и сказать  про какие-то свои размышления  или про ту красоту, которую вы увидели: «Да, наверное, Бредбери это понравилось бы».

Музыка

Согласитесь, очень похоже. У нас книги сгорели сами собой, их перестали читать. Сначала школьникам упрощали книги- вместо романов читали их краткое содержание, потом появились комиксы, и только потом население пришло к выводу, что книги -это болезнь. Мне хочется сразу сказать, что в действительности именно так дело обстоит у Бредбери - население. Т.е. люди пришли к выводу, что книги не нужны. На самом деле, это некоторый вывод, который сделан на основе знаменитого изречения царя Соломона: «Во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь» Мне думается, что Соломон говорил, что печаль- есть нормальное состояние  человеческой мудрости. Но т.к. культура нашего общества  пришла к  выводу, что надо любой ценой  избавляться от самой этой печали, то люди решили избавиться и от мудрости тоже. Именно это и происходит в романе Бредбери.  Одна из интересных фигур брандмейстер. Это начальник пожарных. Он чрезвычайно гордиться тем. что имеет знания. В отличие от своих подчиненных он точно знает, зачем нужно сжигать книги. Потому что книги несут человечеству несчастья. Главным знанием брадмейстера является знание о добре и зле. Он знает, что знания- это зло, и для того, чтобы человек был счастливым, его надо лишить знаний:

«Мы умеем вовремя подавлять подобные тенденции. В самом раннем возрасте. Без досок и гвоздей дом не построишь, и если не хочешь, чтобы дом был построен, спрячь доски и гвозди. Если не хочешь, чтобы человек расстраивался из-за политики, не давай ему возможности видеть обе стороны вопроса. Пусть видит только одну, а еще лучше - ни одной. Пусть забудет, что есть на свете такая вещь, как война.
Если правительство плохо, ни черта не понимает, душит народ налогами, - это все-таки лучше, чем если народ волнуется. Спокойствие, Монтэг, превыше всего! Устраивайте разные конкурсы, например: кто лучше помнит слова популярных песенок, кто может назвать все главные города штатов или кто знает, сколько собрали зерна в штате Айова в прошлом году. Набивайте людям головы цифрами, начиняйте их безобидными фактами, пока их не затошнит, ничего, зато им будет казаться, что они очень образованные. У них даже будет впечатление, что они мыслят, что они движутся вперед, хоть на самом деле они стоят на месте. И люди будут счастливы, ибо "факты", которыми они напичканы, это нечто неизменное. Но не давайте им такой скользкой материи, как философия или социология. Не дай бог, если они начнут строить выводы и обобщения. Ибо это ведет к меланхолии! Человек, умеющий разобрать и собрать телевизорную стену, - а в наши дни большинство это умеет, - куда счастливее человека, пытающегося измерить и исчислить вселенную, ибо нельзя ее ни измерить, ни исчислить, не ощутив при этом, как сам ты ничтожен и одинок. Я знаю, я пробовал! Нет, к черту! Подавайте нам увеселения, вечеринки, акробатов и фокусников, отчаянные трюки, реактивные автомобили, мотоциклы-геликоптеры, порнографию и наркотики. Побольше такого, что вызывает простейшие автоматические рефлексы! Если драма бессодержательна, фильм пустой, а комедия бездарна, дайте мне дозу возбуждающего - ударьте по нервам оглушительной музыкой! И мне будет казаться, что я реагирую на пьесу, тогда как это всего-навсего механическая реакция на звуковолны. Но мне-то все равно. Я люблю, чтобы меня тряхнуло как следует. »

А.Г.: Здравствуйте, Константин.

Константин: Здравствуйте. Я из Германии. Бредбери один из моих самых любимых писателей и я с  сожалением узнал о его кончине. Когда такие большие люди уходят, всегда  сожалеешь,… надеешься еще..когда я знал, что ему за 90…что он еще жив,… ожидаешь, что  еще что то прекрасное создадут. То, что он сделал- это более, чем достаточно для того, чтобы он остался в вечности. Не только как писатель, но и как прекрасный человек.

А.Г.:  И как мудрец, умножающий в мире печали. Вот поэтому, наверно, как только начали проходить этот роман в школе - сразу стали сокращать, упрощать многие выражения. В частности, был сокращен тот момент, который я только что читал (в американских школах, имеется в виду). И он еще долго боролся за то, чтобы роман как то проходили целиком, раз уж это авторский роман.

Константин: кстати, многие воспринимают Бредбери как автора фантастических романов, но он очень хорош и в других жанрах. Я, например, очень люблю его рассказы. Еще очень давно, на первом курсе института прочел его рассказ, у него замечательная лирика…Я думаю, не только в 20-м веке, а за всю историю литературы. Очень мало мастеров короткого рассказа, таких как он.

Было бы очень здорово, если бы наши современники чаще открывали этот роман. Потому  что то, что я цитировал, звучит не только как лирика, а как антигосударственный манифест сегодня. Я думаю, что не только в нашей стране, к сожалению, потому что мы как то незаметно вкатились  в эпоху, которую описывал Бредбери в начале 50-х годов прошлого века. Рассказы его, конечно, великие. Я уже не говорю о «Марсианских хрониках», которые тоже считают фантастикой. Хотя на самом деле это философские притчи, которые стали новеллами, потому что они у него всегда исполнены лиризма, как «Вино из одуванчиков». И лирика, конечно, вмешивается в жизнь героев «451 градусов по Фаренгейту». В романе есть потрясающая, и чисто лирическая, очень важная, как мне кажется, деталь. Когда Гай Монтек знакомится с 17-тилетней Клариссой. Потому что, наверное, эти строки лучшие о роли встречи и о роли женщины в мужском мире, поскольку встреча с Клариссой открывает Монтегу самого себя. И то, что было в общем, неврозом (он воровал книги, которые должен был сжигать)…Кстати, для меня, я признаюсь, это болезненная деталь . У меня мама покойная всю жизнь работала в библиотеке. И тогда, в советских библиотеках хранились книги, которые должны были быть сожжены, они снимались с полок  по политическим мотивам. … И я их приворовывал. Поэтому  я с ужасом читал эти детали поступков Монтега, меня прошибал холодный пот.  Проблема заключается в том, что Кларисса показала Монтегу его подлинного, самого себя, настоящего человека. Когда она оказалась рядом, выяснилось, что то, что было невротическим воровством, на самом деле оказалось интересом к знаниям. Но самое главное это было интересом к подлинным чувствам.

А.Г.: Вы еще с нами, Константин?

Константин: Я слушаю вас.

А.Г.: Может, вы скажете нам одну, быть может, главную мысль. О чем для вас роман?

Константин: мне сложно выделить одну, здесь много главных мыслей. Мне просто интересно, может быть, вы что- то знаете о биографии, потому что я плохо знаю биографии Бредбери. Потому что я знаю, что за год до смерти Бредбери ушел из жизни еще один замечательный писатель Джозеф Хеллер…

А.Г.: Я думаю о Хеллере мы поговорим  в его день рождения… А сегодня, если можно, чуть -чуть о 451-м градусе. О любви Клариссы и Монтега несколько слов после музыкальной паузы.

Музыка

Наверное, стоит вспомнить, что Кларисса тоже фрик. Она не просто читает книги, как все люди, которые избегают  цивилизации,  в которой живет Монтег, она разрешает себе искренне чувствовать. Вот это мы очень часто забываем, ведь речь идет в книгах, не только о знаниях, а о способности искренне чувствовать , себя и других. Это и есть то, что открывает Клариссе Монтег. Вот что сказала наша замечательная слушательница Света: «Мне запомнился нежный светлый облик Клариссы, которая любила гулять под дождем и пробовала его на вкус. Живой любознательностью человека, она сумела  заразить пожарника Монтега , привела его к яростному протесту к существующему много лет порядка, пустой и безумной  жизни в городе. Кто то должен остановиться, и похоже остановиться должен он, Монтег. Грэнджер говорил:

«Мы знаем, какую глупость совершили. Мы знаем все глупости, сделанные нами за 
тысячу и более лет. А раз мы это знаем и все это записано и мы можем 
оглянуться назад и увидеть путь, который мы прошли, то есть надежда, что 
когда-нибудь мы перестанем сооружать эти дурацкие погребальные костры и 
кидаться в огонь. Каждое новое поколение оставляет нам людей, которые помнят 
об ошибках человечества.
 Но заметьте - даже в те давние времена, 
когда мы свободно держали книги в руках, мы не использовали всего, что они 
давали нам
». Этот роман Бредбери против бездуховности, чтобы мы все могли бы всмотреться в себя и остановить войны и пожары. Спасибо за внимание. До свидания. Искренне ваша Света».

 

Так вот о любви и о лирике. Цитирую:

«Какая странная ночь, и какая странная встреча! Такого с ним ещё не случалось…

Монтег тряхнул головой. Он взглянул на пустую стену перед собой, и тотчас на ней возникло лицо девушки — такое, каким оно сохранилось в его памяти, — прекрасное, даже больше, удивительное. Это тонкое лицо напоминало циферблат небольших часов, слабо светящийся в тёмной комнате, когда, проснувшись среди ночи, хочешь узнать время и видишь, что стрелки точно показывают час, минуту и секунду, и этот светлый молчаливый лик спокойно и уверенно говорит тебе, что ночь проходит, хотя и становится темнее, и скоро снова взойдёт солнце.

—  чём дело? — спросил Монтег у своего второго, подсознательного «я», у этого чудачка, который временами вдруг выходит из повиновения и болтает неведомо что, не подчиняясь ни воле, ни привычке, ни рассудку.

Он снова взглянул на стену. Как похоже её лицо на зеркало. Просто невероятно! Многих ли ты ещё знаешь, кто мог бы так отражать твой собственный свет? Люди больше похожи на… он помедлил в поисках сравнения, потом нашёл его, вспомнив о своём ремесле, — на факелы, которые полыхают во всю мочь, пока их не потушат. Но как редко на лице другого человека можно увидеть отражение твоего собственного лица, твоих сокровенных трепетных мыслей!

Какой невероятной способностью перевоплощения обладала эта девушка! Она смотрела на него, Монтега, как зачарованный зритель в театре марионеток, предвосхищала каждый взмах его ресниц, каждый жест руки, каждое движение пальцев

Так человек встречает свое второе «я». Кларисса погибнет, сбитая автомобилем, а вот «я» у Монтега останется. Оно вдруг возникнет после встречис этой девушкой, ведь подлинное «я» может возникнуть только в любви. Здравствуйте, Валентина.

Валентина: Добрый вечер.

А.Г.: Что самое главное для вас в этом романе Бредбери?

Валентина: Вот вы начали говорить о любви, о красоте, о том, что мы видим свое второе «я». Но мы ведь и в искусстве это ощущаем. Я считаю, что прежде чем человек увидит свое подлинное отражение, свою красоту, он должен повернуться, посмотреть на себя и сказать «Боже, какое я убожество, какой я нищий, несостоятельный человек», должен сказать человек, слушая Баха…

А.Г.: Какой ужас - я знаю только то, что ничего не знаю.

Валентина: потому что иначе человек не растет, не стремиться войти в свое прекрасное изображение. Потому что иначе, человек, получив блестящее образование в области философии, музыки, медицины, вы знаете, о ком я говорю, не едет в Африку лечить людей.

А.Г.: Вы об  Альберте Швейцере? Который любил музыку Баха и был лучшим исполнителем этой музыки в истории 20-го века.

Валентина: Конечно. Не случается этого, если человек не чувствует, что он нищ.

А.Г.: А самым страшным и самым отвратительным является  брандмейстер, который точно знает где  добро, а где зло. Поэтому он уверенно сжигает не только книги, но и сгорающую с ним женщину. Так ведь получается? А как же тогда проблема знания и книги? Откуда это все берется? В конечном итоге ведь человек ищет знания, чтобы различить добро и зло. Это же иногда становится страшным в нашей сегодняшней действительности. Вот вышло дополнение и расширение к федеральному закону о контроле средств массовой информации для детей. Весь вопрос в том, кто же станет тем самым брандмейстером, который будет отличать добро от зла?

Валентина: Мне кажется, что самое страшное это даже не брандмейстер, а никакой Монтег, который ходит по улице, сжигает книги…

А.Г.: …и вообще не думает, что он делает. Более того, он ведь добровольно приходит  в пожарную команду, к тому же он хочет, чтобы им руководили, показали где добро и зло. Мы все время забываем о том, что у общества в романе Бредбери не авторитарно. В нем нет хозяина, большого брата. Это общество, которое добровольно создали сами люди, которые не хотели печали. Спасибо, Валентина.

Самое поразительное в этой истории это не только извечный вопрос: «А судьи кто?». Вся суть проблемы заключается в том, что человек, не читая книг, не научится способности чувствовать другого человека. Дело ведь не только в теоретических знаниях . Дело в том, что и чувственные знания мы передаем друг другу словами. А для того, чтоб научиться чувствовать, научиться понимать как ты любишь, кого ты любишь…для того чтобы научиться делать нравственный выбор, нужно научиться говорить. А для того, чтобы научиться говорить, нужно научиться читать.

О самой сути культуры которую мы теряем в романе Рэя Бредбери. Раз я начал со слов царя Соломона, я вспомню еще одно: «Как пес возвращается на блевотину свою, так глупый повторяет глупость свою».Видимо оттого что не читает великих романов.

О загадках красивого стола и вообще нашего отношения к еде послезавтра, в пятницу, 24 августа. Спасибо всем большущее.

17.12.2017 Выложен тренинг "Умение понимать другого человека", который ранее нигде не публиковался...
11.03.2017 Существенно улучшилось качество звучания в тренинге "Божественная комедия".
Те, кто скопировал и хранит этот тренинг у себя, - можете обновить свою копию...
25.01.2017 Полностью обновлён тренинг "Поваренная книга магии". Главное - теперь вы можете узнать, о чём он (появилось содержание) :)
14.01.2017 Впервые выложен "Разноцветный тренинг"!
27.10.2016 Большое пополнение бесед за 2007 год!
Добавилось более 100 передач, которые раньше не выкладывались.
А качество выложенных ранее передач за 2007 год заметно возросло.
01.06.2013

Большое пополнение бесед за период 20.02.2006 - 29.12.2006.

Из них 39 передач перезалиты с лучшим качеством, остальные 49 выложены впервые.

04.09.2011

Алексей Попов завершил работу над тренингом "Уроки с Катей -2 — Парижская история, или Языческие корни";
на данном сайте впервые выложена качественная аудиоверсия тренинга (в стереозвуке)

27.06.2011

запущена тестовая версия.

23.06.2011

старт проекта.