войти

«2012.09.12 Как научиться делать и не переносить надежды на других»

+ 00:30: Советы родителям о воспитании делания у ребёнка.

 _____

музыка исп. Mario Biondi (Италия):

00:07: A Child Runs Free;

00:25: This Is What You Are;

00:42: Slow Hot Wind.

Расшифровки передач

Расшифровка — это текстовая версия передачи.

Вы можете оказать неоценимую помощь программе «Серебряные нити», если сделаете расшифровку этой и других передач. Расшифровки позволяют другим людям быстро знакомиться с передачами, находить передачи через поисковые системы, а также становятся основой для книг, выпускаемых автором передач.

Чтобы сделать новую расшифровку, нужно:

  • зарегистрироваться на форуме «Серебряные нити».
    (для регистрации пройдите по ссылке:
    http://www.serebniti.ru/forum/ucp.php?mode=register)
  • используя логин и пароль форума, войти здесь под ними
    (для этого нажмите на значок «ключик» (значок логина) в правом верхнем углу сайта).

Теперь Вы можете создавать новые расшифровки и редактировать уже написанные!
(для этого пользуйтесь значками (создание текста и редактирование текста), находящимися справа от каждой аудиозаписи)

Доброй ночи.
Доброй ночи всем, кто слушает программу «Серебряные нити». Если говорить о начале учебного года и в начале учебного года, то мы что-то с вами очень важное не договорили и в теме Оптимальное воспитание, и в теме о страданиях юного Вертера

Мы говорили с вами о том, существуют ли вообще какие-то общепринятые сегодня мнения об оптимальном воспитании. И договорились, что такой принцип есть. И он называется сорегуляцией - разделением ответственности между ребёнком и родителями. Диалоговым воспитанием, когда мы советуемся с ребёнком о том, что делать в связи со смертью близкого родственника, как нужно правильно учиться, как одеваться, стоит ли папе менять работу, в общем, все семейные проблемы не скрываем, а наоборот, обсуждаем и решаем вместе семейные, общественные, политические, в общем, всё, что ребёнка волнует. 

Но где-то там, на дне этого разговора мы не успели обсудить тему того, что всё это возможно только в процессе некоторой совместной деятельности. То есть это возможно в том случае, если мы понимаем семью как каждодневное совместное дело и когда я вёл ту передачу, я всё время думал о том, что мы не очень понимаем, что же всё-таки сегодня значит это слово - делать. Что оно обозначает? - в жизни ребёнка, да и взрослых, в общем-то, тоже. 

Слишком мы привыкли сегодня потреблять. Мы складываем свои мнения и своё творчество из того, что уже сделали другие. Мы складываем некоторую мозаику, а где-то там, в глубине души самой главной потребностью человеческой, сегодняшнего человека - остаётся вот эта вот потребность быть самим собой, а не средством, которое другие используют в каких-то своих целях или интересах. 

Так что же всё-таки значит быть самим собой? Как воспитать умение делать и что означает делать вообще? Мы как-бы настолько привыкли к общему значению слов, что не очень понимаем их - как общее место. Совсем не умеем о них говорить. Давайте попробуем сделать это сегодня. 

Как научить ребёнка быть самим собой? В прошлой программе мы говорили о страданиях юных Вертеров, конечно не только героя книги Гёте, но и страданиях современных юных Вертеров. Ведь на самом деле, безумная и страстная любовь - она означает примерно следующее: если мир не очень хочет меня принимать таким, какой я есть, немедленно, почувствовать мою внутреннюю скрытую индивидуальность, мою оригинальность, мой талант, который пока ещё не развился, но разовьётся обязательно, то на свете должен быть хотя бы кто-то один, кто меня примет таким, какой я есть. Почувствует меня вместе со всеми моими недостатками, поверит в меня, как в Бога. И вот если один этот человек, один,как бы, отказывается по каким-то причинам отдать себя влюблённому или наоборот - принять влюблённого, то в этой ситуации могут возникнуть разные вещи, и очень частые молодёжные суициды. Ведь это о них мы говорили в предыдущей передаче. Вместе с тем, взрослые знают, обратите внимание, что любовь, - я даже сейчас не о семье, я о любви, - это такая ежедневная работа, это такое делание любви и опять тут встаёт именно эта проблема - проблема действия, а не полученияМолодые люди хотят получить. А они должны что-то делать. Делать каждый день, с утра и до вечера. Ради любви, ради собственной оригинальности, ради своей индивидуальности. Так вот, что они должны делать, и самое главное, можем ли мы как-то приучить делать, а не получать? Делать, а не иметь, как сказал бы Эрих Фромм, делать, а не потреблять. Вот об этом сегодня речь.


Не опоздали ли мы, можем ли мы ещё успеть как-то объяснить своим детям - как делать собственную жизнь и что это значит? Ждём ваших мнений - что значит делать и чем делать отличается от потреблять. И самое главное, ну как-то можно к этому приучить ребёнка, да и нужно ли? Вот в этом наверно, самый главный вопрос, один из главных вопросов сегодняшнего воспитания.
В музыкальных паузах певец будет делать музыку. 


Музыка «A Child Runs Free» - Mario Biondi


Наверно это самая главная наша передача, я, возможно, повторяюсь, уж простите меня. Всё время пытаюсь объяснить то, что происходит с современным человеком. Ведь Вертер, например, человек вовсе не современный. Тогда люди поклонялись персонам - любимой женщине как божеству, князю или феодалу. От того, что произошло сейчас, по сути, очень мало что изменилось. Дело в том, что в нашей культуре поклонение определённой персоне или персонам, кумирам заменилось подчинением гигантским структурам, бесконечному конвейеру, гигантским транс-национальным корпорациям, правительствам, которые на самом деле абсолютно недоступны и представляют собой какое-то эфемерное начало. Человеку кажется, что он не подчиняется никому, на самом деле получается, что он подчинён всему. Из-за этого, хотим мы с вами этого или нет, но постепенно, наверно, где-то к годам сорока, у человека возникает ощущение какой-то внутренней несвободы. Вроде бы как-то ты и есть, одновременно тебя и нет. Даже высокообразованный человек, который очень много думает о религии, философии или политике, в общем, не думает, - он тоже подчинён гигантской структуре, только информационной, - он выбирает из некоторого набора клише, которые предлагают политические, религиозные, проповедники, например, или литература. 


И какие-то принимаемые им решения или выбор, который он делает, на самом деле является выбором из системы более или менее равнозначных таких клише. Он совершенно не умеет мыслить сам, потому что мыслить сам - это делать. Ну, например, обидятся наверно на меня многие, но думаю, что не очень обидятся, если я скажу, что скажем, принятие катехизиса как такового, то есть принятие некоторых догм или религиозных клише, в общем, в строгом смысле этого слова, вовсе не является верой. Никакого отношения к слову вера не имеет. Вот в исихазме заменяли слово вера словомумное делание - это потрясающее же русское слово, собственно, о котором я и говорю, не в религиозном смысле, а в абсолютно бытовом. Вот это слово умное делание оно как раз и обозначало веру. А принятие клише - это нечто совсем другое, по той простой причине, что не даёт душе снова никакого чувства внутреннего удовлетворения.


Здравствуйте, Валентина.
Валентина: Доброй, доброй ночи, Александр Геннадиевич. Я хочу сказать, что вот воспитание это, прежде всего, конечно, подбор стимулов для формирования у ребёнка мотивации, а также формирования у него нравственного иммунитета. Ни для кого не является секретом, что все мы разные. Есть вот дети, которые с рождения их трогают чужие слёзы, и родители используют его это индивидуальное качество.
А.Г.: Понимаете какая штука, ну тогда, я ни в коем случае не хочу сказать, что вам легко говорить, но, тем не менее, есть такая у нас ещё одна отбивка, чтобы не думать. Она связана с нашим требованием свободы и яркой индивидуальности. Это примерно так. Вот для каждого - каждому ребёнку нужно своё воспитание.
Валентина: Да.
А.Г.: А я говорю о следующей очень простой вещи. Кроме того, что ребёнок должен учиться самостоятельно делать выбор и разделять ответственность с родителями, он ещё должен научиться делать. Любой ребёнок. Чувствительный, мало чувствующий, хорошо спящий, плохо спящий, возбудимый, гиперподвижный, - для всех детей важно научитьсяделать жизнь. Да? По той простой причине, что мы не умеем делать. А что это значит делать? Вот ведь о чём я говорю.
Можно ли делать веру? Ну вот есть понятие умное делание. Можно ли делать себя? Можно. Но только делать себя - это такая каждодневная работа. Можно ли делать свою любовь? Можно.
Валентина: Это наверно как в книге Владимира Леви «Искусство быть собой»?
А.Г.: Не знаю, как. Как сказано в книге Владимира Леви «Искусство быть собой»? Уже не помню. Читал, конечно, но это было очень давно.
Валентина: Но я тоже давно читала. Но всё-таки, мне кажется, нужно, родители должны чувствовать, где можно доверить ребёнку быть самостоятельным, а где вот до какой-то поры вести его, быть может, в переносном смысле, за руку. <Обрыв связи>
А.Г.: Ну вот об этом мы говорили, Валентин, в прошлой программе. А вот в чём дело?


Здравствуйте, Наталья.
Наталья: Добрый вечер. 
А.Г.: Добрый вечер. 
Наталья: Александр Геннадиевич, очень рада слышать вас в добром здравии.
А.Г.: И я.
Наталья: И хотела бы на вашу тему немножко поговорить. Задать вопрос. И сразу хочу сказать, вы очень быстро говорите сайт. Ваше название книги я до сих пор не могу записать. Очень быстро. Я просто нуждаюсь в вас. И люблю вас.
А.Г.: Спасибо, Наталья. Признание в любви произнесённое таким голосом.
Наталья: Да, действительно, у нас общество потребителей. Компьютеризация, информационное давление, но это, значит, нужно, домострой книгу, воспитание в семье с начальных, ну с первых лет жизни, личный пример матери. Бросайте девушки курить, читайте лучшие книги, и так далее. Тоже могла бы многое посоветовать. Но именно вечером я восстанавливаюсь, просто свою ткань биологическую, или как это сказать, энергетическую за счёт ваших передач. Скажите, пожалуйста, вашей книги название. А вопрос такой. Я недавно прочитала книгу известного нам многоуважаемого товарища Веллера, значит, идёт изменение культуры. Изменение культуры православной, либо европейской на восточную, мы видим, проехав в метро сейчас..
А.Г.: Наталья, извините меня ради Бога, но мы сегодня не будем, хорошо, об изменении культуры, и об арабах и таджиках. Поскольку есть одна проблема. Вот не только арабы и таджики, даже жители Подмосковья, приезжающие в Москву, знаете, это вот синдром провинциала. В общем, по большей части, бывают разные девушки в основном на свете, но вот мужчинам, скажем, которые приезжают в Москву, они приезжают что-то делать. Жить в жутковатых условиях, и что-то делать за гроши, но делать. Поэтому это к нашему сегодняшнему разговору имеет только косвенное отношение.


* * *

Давайте я ещё раз отвечу на вопрос. Можно? Значит, у нас есть сайт в сети интернет, отдельный сайт передачи, открытый поклонниками передачи. Всем большое спасибо, Саша, Лёша, огромное вам спасибо… На первой странице сайта есть кнопка Наш форум, форум очень большой, каждую тему передачи обсуждаем мы, и не столько я, сколько наши участники. И эти обсуждения, поверьте мне, бывают чрезвычайно интересные, и в большинстве случаев они не соглашаются ))) с моим мнением. Поэтому не соглашаться с моим мнением у нас тоже можно. Есть и независимые от передач абсолютно разделы и темы для разговоров, которые открываете вы сами. На сайте есть подборка моих статей, есть ссылка на сайт издательства, где можно купить любые из недавно вышедших книг, вышедших давно у нас, к сожалению, нет. Так что, мне кажется, что ресурс большой, интересный и разнообразный. Очень не хватает нам людей, которым хочется в тишине спокойно вместе с нами порассуждать. Поэтому мы всех приглашаем к нам на сайт. Вот такая история с сайтом. Там есть раздел «Вопросы к доктору», где можно в свободном режиме задавать мне любые вопросы, которые вы не успели задать в радиопередаче. Я отвечаю на эти вопросы, честно, когда у меня есть время. И так как наши участники сайта, в общем, периодически чаще хвалят мои ответы, чем ругают, ну, правда, - то издательство решило выпустить книжку, основанную на этих вопросах и моих ответах. Книжка называется «Вопросы психотерапевту». Ответы Александра Данилина. Автор Александр Данилин.
Я очень благодарен создателям нашего сайта за аудиоархив. Пользуйтесь, пожалуйста, аудиоархивом. Нам очень часто на автоответчик приходят вопросы, - а где можно послушать ваши предыдущие передачи. Вот, пожалуйста, здесь их всегда можно послушать.

* * *


Маленькая музыкальная пауза.

Музыка «This Is What You Are» - Mario Biondi


Мы считаем деятельность общим местом. На самом деле, похоже, да? - вот даже по звонкам, - что мы не очень понимаем, что такое делать, о чём идёт речь. Вообще, в действительности это приводит - наше непонимание, старшего поколения - к фантастическим результатам. Но вот сегодня и на сайте, о котором я говорил, и в жизни практического врача психотерапевта, я всё чаще и чаще встречаюсь со своеобразными вариантами патологического фантазирования. Молодой человек, вместо того, чтобы что-либо делать, присваивает себе какие-то образцы поведения, которые, ну как-бы являются модными или обращают на себя внимание в той культуре, в которой он живёт. Вот молодые люди сегодня часто воображают себя гомосексуалистами, лет так до тридцати, не вступая при этом ни в какие половые контакты, речь идёт не об этом. Они просто сидят у компьютеров и представляют себе, что они гомосексуалисты. Кто-то воображает себя жертвой преследования ФСБ, а вот ещё стало последнее время модно воображать себя наркоманом. Человек ни в коем случае не принимает никаких наркотиков, Боже упаси, он дома сидит. И воображает себя наркоманом или страшно интересуется наркотиками, читает об этом непрестанно в интернете с утра до вечера, и рассказывает другим, где-нибудь в социальных сетях, о том, что он мог бы стать наркоманом, и что он вообще на грани этого дела. Но на самом деле, ещё раз повторяю, не пьёт, никаких наркотиков не принимает и вот задаёт нам вопросы на эту тему в интернете. 


Проблема в том, что это на самом деле такой способ присвоить себе какую-то оригинальность. Вот её не хватает, ты как бы ощущаешь, что ты не принадлежишь себе. Ты сам размазан в этих сетевых структурах, о которых я говорил вначале. И возникает самая настоящая беда. Но опять, проблема заключается ведь в том, что эти дети по разным причинам с детства не приучены получать удовольствие от делания.


Вот кстати наша замечательная участница форума по имени Анна замечательно размышляла о происхождении слова делать.
Анна: «Я хочу рассказать про один интересный момент. Дело в том, что у слов "делать" и "делить" один и тот же корень "де". Но, по порядку. Когда очень часто повторяешь одно и то же слово, очевидный смысл его куда-то уходит и начинаешь понимать, что на самом деле не до конца сознаёшь, что же оно всё-таки означает. Делать - что значит "делать"? Делать можно тогда, когда понимаешь, что нужно делать и как, хотя бы в первом приближении. Чтобы это понять, надо подумать, хорошенько подумать. А для этого нужно напрячься. И отсюда первое условие - нужно научить ребёнка размышлять. Хотя, они это и сами делают, главное не отбить охоту.
И всё-таки, что такое "делать"? Это брать от чего-то и добавлять к чему-то, но изначально отделять. И даже просто из теперешнего состояния, через отделение от "теперешнего", выделяется то, что мы делаем, и что будет "за тем".
Так вот, делать - это значит делить. Получается, что то самое внутреннее деление для того, чтобы осознать себя и есть делание. Деление, чтобы отдать от себя часть.
Корень "де" очень древний, и по одной ветви развития все образованные от этого корня слова означают "Творец", "Создатель". Получается, что Делание - это действие Творца. Чтобы сотворить что-то, нужно отделять от себя это что-то. При распаде или разделении атома всегда выделяется энергия, да и не только атома. Вполне возможно, что эта энергия и есть Любовь. Нужно делиться со всеми другими и тогда Влюбленность перерастет в Любовь. Нужно учить детей делиться! И взрослых тоже. Спасибо»



Отделяя от себя частицу, человек создаёт какие-то формы существования реальности. Тем самым, как Николай Бердяев в своё время писал, становится образом и подобием Творца. Как научить создавать? Ну, вообще, на самом деле у человека есть, как писал Карл Маркс, естественная собственность. А Эрих Фромм называл её функциональной собственностью. Это наше тело и инструменты, с помощью которых мы что-то делаем и всё начинается с тела. Я имею ввиду не суперпрофессиональный спорт, я имею ввиду банальное движение вместе с родителями. Ребёнок, владеющий своим телом, должен радоваться напряжению, совместной зарядке, совместным играм где-нибудь в лесу, к этому либо привыкаешь с детства, либо нет, к удовольствию от самого процесса напряжения, потому что иначе потом всё те же средства массовой информации объяснят, что единственным удовольствием является расслабление. Вообще человек не может расслабиться, если он не умеет напрягаться, он просто не понимает, что это такое. Так вот, это первое


Второе, это совместная работа руками. Вот для того, чтобы,.. самое первое размышление нужно о том, как сделать какую-то вещь. И делать что-нибудь вместе руками - рисовать, лепить - это и есть первый реальный повод для размышления. Размышлять просто так нельзя. Размышлять можно только тогда, когда нужно что-то сделать. 


Третье. Это я о принципах воспитания, между прочим. Нужно пытаться стремиться к тому, чтобы маленький человечек, уже подрастающий, всегда доделывал дело до конца. Мы же это знаем, как принцип, - не секрет. Но доделывать дело до конца это значит буквально важно, не то что плохо или хорошо нарисовал ребёнок, важно, что он этот рисунок завершил. Вот подумай, это завершённая вещь? Ну да, - значит всё, тогда мы можем там её обсуждать, делать комплементы, хвалить. Мы не хвалим, не поощряем, не дарим призов ни за какое незавершённое дело. Нельзя например, не до конца помыть посуду. Ну скажем вот, это моего чада привычка, посуду помыл, а сам слив в раковине забитый - оставил. Поэтому следующий не может помыть посуду.
Весь вопрос требования - похвала, или одобрение, или поощрение - поступает тогда, когда человек некоторую часть своей работы завершил.


Четвертое, - конечно, подражание родителям в плане делания, создания каких-то завершённых форм. Каких именно, - мы смотрим за интересами ребёнка к творчеству, интерес к творчеству существует всегда. От технических моделей, к тому же рисованию, к той же музыке или к чему-то ещё, мы изучаем форму деятельности, к которой стремится ребёнок. Именно завершённая форма является целью деятельности. Я сейчас не о психологии деятельности, я сейчас о том, что..о счастье. Вот если вы задумаетесь, то мы привыкли презрительно относиться к прошлому, к векам, скажем, темного средневековья. Но вот средневековый ремесленник - мы будем ещё в цикле Пиноккио об этом говорить - на самом деле был занят интересным трудом. Изготовление стола или стула было творческим актом. Да? Это было детище, какого ни на есть, но, тем не менее, его усилия, опыта, умения и вкуса. Во всяком случае, то, что стояло в доме ремесленника, было сделано его руками. 


И вы знаете, я вот когда вижу семьи, которые и сейчас живут на сделанной отцами мебели - это, в общем, счастливые семьи. Потому что вот они создают какие-то формы, законченные в этом мире. Это очень важно, потому что иначе ребёнок не сможет найти себя, потому что я - это то, что я сделал.


Есть ещё одна вещь, потому что Плотин когда-то говорил о том, что создание мира форм человеку необходимо, потому что это спасение мира. Каждый человек по своему выступает в качестве спасителя мира. Я убеждён, что необходимость спасать мир, поддерживать мир природы, спасать животных, спасать искусство, спасать всё то, что слабее и всё то, что подлежит спасению - мы несомненно можем об этом говорить. И тогда, очень широко говоря, появляется мотивация к той самой деятельности. Я всё время расстраиваюсь, что этих простых вещей не говорят, здесь в эфире родители - что их всё время говорю я. Ну неужели вот эти элементарнейшие вещи настолько прочно забыты. 


Давайте учиться, снова учиться делать свою жизнь.
Спасибо всем большущее, спасибо всем большое. Спокойной ночи.


Музыка «Slow hot wind» - Mario Biondi
17.12.2017 Выложен тренинг "Умение понимать другого человека", который ранее нигде не публиковался...
11.03.2017 Существенно улучшилось качество звучания в тренинге "Божественная комедия".
Те, кто скопировал и хранит этот тренинг у себя, - можете обновить свою копию...
25.01.2017 Полностью обновлён тренинг "Поваренная книга магии". Главное - теперь вы можете узнать, о чём он (появилось содержание) :)
14.01.2017 Впервые выложен "Разноцветный тренинг"!
27.10.2016 Большое пополнение бесед за 2007 год!
Добавилось более 100 передач, которые раньше не выкладывались.
А качество выложенных ранее передач за 2007 год заметно возросло.
01.06.2013

Большое пополнение бесед за период 20.02.2006 - 29.12.2006.

Из них 39 передач перезалиты с лучшим качеством, остальные 49 выложены впервые.

04.09.2011

Алексей Попов завершил работу над тренингом "Уроки с Катей -2 — Парижская история, или Языческие корни";
на данном сайте впервые выложена качественная аудиоверсия тренинга (в стереозвуке)

27.06.2011

запущена тестовая версия.

23.06.2011

старт проекта.