войти

«2005.09.19 Суицид»

музыка:

00:05: Елена Камбурова - Романс о жизни и смерти;

00:27: Король и Шут - Прыгну со скалы;

00:43: Елена Камбурова - Рай.

Расшифровки передач

Расшифровка — это текстовая версия передачи.

Вы можете оказать неоценимую помощь программе «Серебряные нити», если сделаете расшифровку этой и других передач. Расшифровки позволяют другим людям быстро знакомиться с передачами, находить передачи через поисковые системы, а также становятся основой для книг, выпускаемых автором передач.

Чтобы сделать новую расшифровку, нужно:

  • зарегистрироваться на форуме «Серебряные нити».
    (для регистрации пройдите по ссылке:
    http://www.serebniti.ru/forum/ucp.php?mode=register)
  • используя логин и пароль форума, войти здесь под ними
    (для этого нажмите на значок «ключик» (значок логина) в правом верхнем углу сайта).

Теперь Вы можете создавать новые расшифровки и редактировать уже написанные!
(для этого пользуйтесь значками (создание текста и редактирование текста), находящимися справа от каждой аудиозаписи)

Доброй ночи. Доброй ночи всем кто нас слышит, желает программа «Серебряные нити». И многие наши радиослушатели сегодня скажут – «какое там доброй ночи, когда ведущий собрался говорить о самоубийстве». Действительно, в советских справочных изданиях, в справочных изданиях совсем недавнего времени, даже таких как Большая советская энциклопедия и наши главные словари иностранных слов, само понятие суицид, само слово, отсутствовало. Перефразировав отца всех народов, можно сказать, нет слова в словаре, нет и проблемы. Конечно, если начать разбираться всерьёз, то выяснится очень много странного, например, подвиги Матросова и Гастелло тоже в некотором определённом угле зрения можно отнести к числу самоубийств. Или нельзя? Тема, конечно, невесёлая, однако я принадлежу к числу тех людей, которые считают, что чем тема тяжелее и чем больнее многим из нас прячущим от других свою душевную боль, тем больше нужно об этом говорить. И, чтобы не говорить о том, что такое самоубийство, не приводить статистику, определение и вообще избегнуть многого-многого в анатомировании этой человеческой душевной проблемы, а ведь у нас понедельник, программа наша о душе и кому же как не нам затрагивать эти сложнейшие проблемы душевной боли. Я решил поставить вопрос довольно странным образом. Вообще, для любого человека, для любого Homo sapiens самоубийство другого человека абсолютно не разрешимая загадка. Особо неразрешимо она выглядит, когда о ней молчат. Мне хочется сказать, что надо задуматься, поскольку эта беда может коснуться практически любой семьи из тех людей, которые сейчас находятся от меня, как я всегда говорю по другую сторону эфира. Так вот, я хотел бы сформулировать вопрос так. Давайте всё-таки попробуем разгадать эту загадку. Зачем люди заканчивают жизнь самоубийством? Можем ли мы сказать что-то общее, нащупать какие-то общие закономерности? И, конечно, для того, чтобы наша передача сегодня была не очень мрачной и безнадёжной, мне бы хотелось услышать об этом ваше мнение. Его можно высказать по прямому телефону нашего эфира. Этот телефон расположенный в Москве 956-15-14. По телефону (095) 956-15-14 мы сегодня хотим с вами поделиться мнениями о том зачем, для чего, с какой целью люди совершают этот страшный шаг? 956-15-14 – наш телефон расположенный в Москве, код города 095, ждём ваших звонков. И как всегда для того, чтобы ваша решимость набрала силу, звучит мелодия. И в мелодиях этих, конечно, мне хотелось бы сегодня послушать людей, которые умеют петь душой. Уж больно хрупка материя той темы, которую нас сегодня попросили обсудить. Вы помните, это был звонок нашей радиослушательницы. Елена Камбурова поёт романс Пабло Неруды. Это «Романс о жизни и смерти».

 

Музыка: Елена Камбурова – «Романс о жизни и смерти»

 

А.Г.: Доброй ночи, Марина. Марина дозвонилась нам из Йошкар-Олы, поэтому я даю звонок без обычного вступления.

Марина: Здравствуйте.

А.Г.: Здравствуйте, Марин.

Марина: Александр Геннадиевич, я очень ждала этой передачи, в пятницу ещё, когда вы объявили, потому что наболело очень много, за 20 лет, можно сказать. 20 лет назад, 3 сентября случилось непоправимое в нашей семье. Мой отец покончил жизнь самоубийством. И вот слова из «Жестокого романса» из песни:

«Работу малую висок еще вершит.

Но пали руки,

И стайкою, наискосок,

Уходят запахи и звуки.

Как ты любил

Ты погубил.

Но погубил так неумело».

Я не буду цитировать дальше, но вот это именно то, что случилось в нашей семье. Он оставил любимую жену, дочь - меня, братишку моего 12-ти лет. Что толкнуло его на этот страшный шаг, мы теперь можем только догадываться. И я очень много об этом думала, скорее всего, человек в какой-то момент своей жизни заходит, как ему кажется в тупик, где нет выхода и как ему кажется, нет обратной дороги. И он решается на этот шаг, оставаясь наедине с самим собой, оставляя своих близких, совсем вот в тот момент, в тот миг не думая о них, о том как они будут жить. Создавая своим вот этим шагом, уходом ещё больше проблем. И мне кажется, что вот людям, которые пытаются шагнуть, нужно искать выход, а выход всегда есть. Простите, можно я скажу, очень я хотела. Мне кажется, что Бог никогда не даёт нам испытаний более того, что мы можем вынести. И говорят, что самоубийцы…мы ведь живём как будто бы несколько раз, и вот самоубийцы возвращаются. То есть, им испытание даётся столько пока они его не выдержат сами, пока они его не преодолеют сами. Зачем же продлевать свои мучения в других жизнях в своей душе. И мне кажется, надо идти к тому, кому хуже. То есть, если тебе плохо в тот момент и кажется что всё, жизнь замкнулась, нужно идти к тем, кому слабее, к детям, животным, к старикам попытаться им помочь. И тогда, наверное, слабые как это ни странно покажется, слабые помогут выбраться из этой ситуации.

А.Г.: Марин, вы в действительности говорите вещи, которые мне кажутся самыми важными для всей передачи. Я бы хотел…можно я Вам задам несколько вопросов?

Марина: Да, конечно.

А.Г.: Скажите мне, пожалуйста, всё-таки, вот вы звоните к нам в эфир, легче говорить об этом или молчать?

Марина: Говорить. Именно надо говорить. Выговориться, выплакаться, кому-то именно сказать о том, что случилось. Обязательно.

А.Г.: Я тоже считаю, что нужно говорить. И всё-таки, Марин, это необыкновенно важный вопрос…был такой, вы, конечно, этого не знаете, Эмиль Дюркгейм – немецкий автор, социолог, который написал, пожалуй, до сих пор оставшийся непревзойдённым трактат «Самоубийство». Вышел он во Франции в конце XIX века, в 1897 году, а в России издав в 1912 году, это так... просто мне кажется, и до сих пор это самое умное размышление о самоубийстве в истории наук изучающих эту форму человеческого поведения. Так вот, Дюркгейм назвал то, что вы описываете, жестоко достаточно, он же исследователь, назвал самоубийством эгоистическим. Скажите мне, пожалуйста, папа, пусть земля ему будет пухом, зачем это сделал? Вот можно попробовать сформулировать некоторую цель, вот эту самую трагическую ошибку, папа же был разумным человеком.

Марина: Да, конечно.

А.Г.: Наверное, разум его не мог не понимать, что от того, что он уйдет, будет хуже вам всем. И что это…

Марина: Вот ему тогда…мы уже много и с мамой говорили об этом. Ему, как нам кажется, тогда казалось, что он своим уходом облегчит нашу жизнь.

А.Г.: Разве так, вообще, бывает? Уход может облегчить?

Марина: Видимо ему тогда так казалось, потому что он просто не мог справиться со своей привязанностью к алкоголю. Вот это вот толкнуло. Это российская беда, конечно, страшная, которая я думаю, что не одного его толкнула на такой шаг. То есть, он был совершенно даже не в пьяном состоянии, совершенно трезвый человек, но он понимал, что он не может преодолеть в себе эту болезнь. И он считал, что вот так он облегчит нашу жизнь. Может быть, гиперответственность за нас, но хотя вот с этим, он как раз, может быть, и где-то и подкосил.

А.Г.: Тогда, Марин, всё-таки давайте попробуем поразмыслить ещё. А пил-то он почему? Ну, вот эти фразы по поводу всеобщей беды, правильные они, но пока мы в каждой конкретной жизни хоть как-то не начнём разбираться.

Марина: А вот даже и не знаю я, какая причина была этого. Наверное, это упущение было с детства, просто где-то его баловали, он был младшим. Очень многое ему прощалось и он был такой хулиганистый.

А.Г.: Где-то его баловали. Стало быть…

Марина: Именно в детстве ему очень многое прощалось, прощалось. И вот вначале это было просто как баловство, как вот в кампаниях бывает, а потом это усугублялось, а мама его очень любила, она ему прощала всё. У нас не было скандалов на этой почве.

А.Г.: Стало быть, раз вы говорите о том, что он был где-то избалован в детстве. Это значит примерно, я конспективно, попробую пересказать нашу же передачу об алкоголизме. И скажу, что человек пил, раз избалован, как только у него начинались какие-нибудь трудности. Он от этих трудностей прятался в пьянство.

Марина: Да, пожалуй, так.

А.Г.: Пил и ждал, пока они сами собой закончатся или кто-то за него, например, жена как бы решит все вопросы. А он дальше придёт в себя, будет виноватый, исправиться и всё будет хорошо. Этакая волшебная палочка для преодоления обстоятельств. Вот у вас нет ощущения, что вот эта волшебная палочка в виде пьянства и самоубийства чем-то внутренне похожи.

Марина: Да, пожалуй, похожи.

А.Г.: Вы знаете, Марин, практически 100% людей верят в лучшее будущее. Они могут говорить что угодно, но на самом деле, они надеются, что пройдёт какое-то время - и так или иначе у человека в душе или мире всё будет хорошо, всё улучшится. И вот эта вот несбывная вера людей – это тоже достаточно известный социологический факт, я его сейчас не буду обосновывать – она странным образом противоречит такой же длинной и бесконечной культуре самоубийства. Вот это Вам ничего не подсказывает? Ну, давайте так, я не буду вас мучить, спасибо Вам за этот звонок. Главное, наверно, что, конечно, нужно продолжать разговор. Я постараюсь, естественно закончить свою мысль. Спасибо Мариночка.

 

Я вот что хотел сказать, ещё одну очень важную вещь, вот в той же самой единственной пока упомянутой мной книги Дюркгейма приводится поразительный случай из жизни молодой девушки, у которой отец и дядя покончили с собой. И вот в каком-то возрасте, ей было, по-моему, около 18 лет, она тоже решила добровольно уйти из жизни. Её стала занимать только мысль о близком конце. Она беспрестанно повторяла: «Я погибну так же, как погибли мой отец и дядя». Она даже пыталась несколько раз покончить с собой, но неудачно. Но, через некоторое время, очень короткое, выяснилось, что человек, которого она считала своим отцом, не был им в действительности. И чтобы освободить её от мучавшего её страха, мать решилась признаться ей во всём и устроила ей свидание с её настоящим отцом. Физическое сходство между настоящим отцом и его дочерью было так поразительно, что все сомнения, которые были в голове у пациентки, мгновенно рассеялись. И с этой же минуты она отказалась от всякой мысли о самоубийстве. Такой, наверное, сюжет для Достоевского. Но, я хочу сказать, что Дюркгейм, а следом за ним и многие многие другие исследователи доказали, что никакого наследственного фактора в самоубийстве нет. Точно так же, как нет в самоубийстве и ничего абсолютно биологического. Тот же Дюркгейм первым убедительно доказал, по-моему, что суицид как некий поступок присущ только человеку, только виду Homo sapiens. И никакие истории и легенды о лебедях, бросающихся сложив крылья камнем вниз, после смерти своих подруг и о собаках, которые отказываются принимать пищу после смерти своих хозяев не более чем фантазия людей, которые наделяют животных человеческими чувствами. Не моя мысль, не хочу сейчас нарываться на спор. Мысль Дюркгейма. Поэтому самое главное, чтоб у вас, Марина, для чего я это говорю, чтоб у вас в душе не было вот этого вот ощущения этакого наследственного рока, как по отношению к алкоголизму, так и по отношению к самоубийству. Это всё-таки способы заблуждения души человеческой, а не наследственная болезнь.

А.Г.: Доброй ночи, Иван Николаевич.

Иван Николаевич: Во-первых, Александр Геннадиевич, я хотел бы поддержать вас и Марину, что в определённых ситуациях, подчёркиваю, в определённых ситуациях, пристрастие к Бахусу и даже болеет того к наркомании, может спровоцировать стремление к самоубийству. Но я хотел ответить на ваш вопрос и задать свой. А после звонка Марины, если можно не один, а два, если разрешите, конечно.

А.Г.: Да хоть три.

Иван Николаевич: Отвечаю на ваш. Но, если коротко, моё мнение, я, конечно, могу ошибаться, как и любой смертный человек, но я думаю, что самоубийство вызвано главным образом двумя причинами. Первая, это слабоволием. И второе, это крайней жизненной ситуацией, когда просто безысходность доходит до предела. Как-то мне в 1992-ом году попалась публикация – одна бабулька в Японии покончив самоубийством, выбросившись с 8 этажа, оставила записку такого содержания: «Умирать страшно, но жить ещё страшней». Видимо у неё, действительно, была крайняя степень безысходности или по вашей части, может быть, как говорится, крыша поехала.

А.Г.: Ну, чего ж в этом «крыша поехала». Чего там такого от поехавшей крыши? я вот ведь что хочу сказать, ведь это «жизнь стала безысходной» имеет под собой некую довольно сложную историю. История эта заключается в том, что эту безысходность как только что говорила Марина, определяет сам человек. И более того, вот скажите, Иван Николаевич, у вас нет ощущения, что даже в этой записке японской пожилой дамы есть некое требование к окружающему миру, к Богу, что он обязан сделать её жизнь более-менее приемлемой?

Иван Николаевич: Элемент вызова и к человечеству и к Богу учитывая что…

А.Г.: Есть, да?

Иван Николаевич: Есть, конечно. Кстати, Александр Геннадиевич, поскольку вы к Богу, чтобы мне, просто, иначе времени не хватит, я всё-таки задам, кратко, эти два вопроса. Чтоб вы потом в комплексе…В отношении Бога. Вот тут вот Марина сказала о переселении душ. Вы поясните тут не совсем ясно, как говорится, как же может русский православный верующий, когда православная доктрина полностью отрицает какое-то либо переселение душ, верить в это? То есть, получается в русской душе сочетается несочетаемое. И второй, вот тот, что я хотел изначально, вот вы сказали насчёт Матросова, Гастелло, что это тоже разновидность самоубийства.

А.Г.: А разве нет?

Иван Николаевич: Вы знаете, что это подвиг, а не самоубийство. Я с Вами не согласен.

А.Г.: Одну секундочку. Самоубийство, даже по гораздо более поздним определениям – это лишение себя жизни по собственной воле и как добавил уже после Дюркгейма другой специалист по суицидологии, но тоже в конце XIX века, это ещё и быстрый способ покончить с собой. И Матросов и Гастелло полностью соответствуют этим требованиям. В чём разница? Это очень важно понять.

Иван Николаевич: А разница вот в чём. Оператор сказала – «вот есть люди мужественные, которые кончая жизнь, например, делают харакири». Но это скажем так – требования религии, дань моде или, извините, выпендриваются. Когда же кончает жизнь самоубийством Гастелло или Матросов, то они спасают ценой своей жизни целую роту.

А.Г.: Но они, тем не менее, идут против инстинкта жизни. Я понимаю, что я задеваю самые такие благородные, патриотические наши чувства. И, тем не менее, я согласен, это подвиг. Но они же ведь идут против инстинкта жизни. Правда? Я Вам даже могу сказать ещё больше, чтобы совсем всех спровоцировать, что вот есть версия знаменитого английского поэта, философа, христианина Джона Донна, который в трактате своём откровенно совершенно писал о том, что Христос совершил самоубийство. вот он так это рассматривал. Есть такая известная концепция мистическая.

Иван Николаевич: Я вот Вам убийственный пример сейчас приведу, очень важный для Вас и для вашей передачи. Лет 20 назад великий учёный, физик Сергей Петрович Капица в передаче «Очевидное - невероятное» сказал, что у представителей мещанско-обывательского-колбасно-мебельного быта есть тенденция принизить величие подвига.

А.Г.: Ооооо, нет. Джон Донн не был представителем вот этого самого быта. Это был легендарный трубадур, поэт, романтик, нищий. Это в общем, сложная интересная фигура. Поэтому всё сложнее, как говорило «Очевидное – невероятное» Есть многое на свете, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам. Спасибо Иван Николаевич. Давайте сделаем маленькую музыкальную паузу и послушаем более молодёжную версию самоубийства в исполнении нашей современной рок-группы.

 

Музыка: Король и Шут – Прыгну со скалы

 

«Лишь осознав, кого ты потеряла». Прекрасная песня, потому что, наверное, это одна из главных причин мыслей о самоубийстве. Есть ли здесь какой-то универсальный ответ? Посмотрите, герой песни хочет, чтобы она осознала, кого она потеряла, ощутив пустое место рядом с собой. Конечно, он думает только о себе. Это тоже как сказал бы Дюркгейм эгоистическое самоубийство, поскольку «самоубийство», в кавычках, конечно, подвиги Матросова и Гастелло, которые мы обсуждали по классификации того же Дюркгейма так и назывались альтруистические самоубийства. Но мы говорим, на самом деле, только об эгоистических. Чего же хочет человек? Иногда, между прочим, эта проблема становится почти осознанной. Отец психологии XX века, Зигмунд Фрейд, тоже в сущности своей покончил с собой, почувствовав серьезные сбои в работе своего гениального мозга, устав от хронических головных болей, он знал, что у него рак. Он попросил товарища врача сделать ему на веки последнюю успокоительную инъекцию, что верный друг и исполнил. Это пример эвтаназии. Слово, о котором очень много спорят. Пример самоубийства с помощью врача. Но теме не менее, самоубийство от этого не становится менее самоубийством. Я хочу сказать, что как мне кажется, можно попробовать как бы сформулировать - Зачем? Вообще, довольно несложно сформулировать ответ на вопрос – почему люди пытаются покончить с собой? В своё время, знаменитый специалист у нас уже вошедший в число пародий в области человеческих отношений – Дейл Карнеги – составил таблицу главных человеческих желаний. Вот как она выглядела:

1. Желание здоровья и сохранения жизни;

2. Пищи;

3. Сна;

4. Желание денег и вещей, которые можно приобрести за деньги;

5. Сексуального удовлетворения;

6. Благополучия детей;

7. Собственной значимости;

8. Жизни в загробном мире.

Вот эти 8, хотя бы по Карнеги, взятых основных человеческих желаний, конечно, можно спорить насчёт очерёдности пунктов, что более важно, что менее важно. Так или иначе, является 8 основными причинами самоубийства. Опасность жизни, отсутствие денег и вещей, отсутствие любви и сексуального удовлетворения, отсутствие благополучия детей – это то, о чём говорила Марина, похоже, во всяком случае, и наконец, необыкновенно важные вещи сознание собственной значительности и вот это вот последнее в списке Карнеги, а мне кажется, невероятно важное желание - жизни в загробном мире. вот причины дающие толчок к жизни, любая их них, может стать ответом на то, почему человек решил покончить с собой. Можно ли их как-то объединить?

А.Г.: Доброй ночи, Людмила Ефимовна. Мы Вас слушаем.

Людмила Ефимовна: Доброй ночи. Очень рада вашей передаче. Безумно люблю вашу передачу. Ложусь удобно и каждый раз слушаю. Спасибо Вам за эту передачу, особенно приятен Ваш успокоительный голос, Ваши интонации.

А.Г.: Спасибо. Тема уж больно неуспокоительная.

Людмила Ефимовна: Тема эта меня касалась когда-то.

А.Г.: Вы знаете, я хочу сказать, что, по-моему, любого человека чувствующего, хотя бы однажды в жизни это касается. Вот в своём «Мифе о Сизифе» Альберт Камю, например, сформулировал вопрос о самоубийстве как главный вопрос человеческой жизни. Он считал, что ответ на вопрос - стоит жизнь того, чтобы её проживать или не стоит? – это вообще, главный вопрос человеческого бытия. И я могу к Вам присоединиться, никто же меня об этом не спрашивал, а, в общем, на самом деле, мысли, не намерения, а мысли о самоубийстве и посещали меня и, наверное, иногда в каких-то критических ситуациях посещают. Я просто, как и все мы их не демонстрирую. Но я думаю, что эти мысли на самом деле настолько вошли в нашу культуру, что они являются неотъемлемым свойством человека.

Людмила Ефимовна: Нет. Я с Вами не соглашусь. Вы знаете, самоубийство бывает только тогда, когда…это идёт от безысходности. У меня голос трясётся. Это когда тебя предают близкие люди в основном.

А.Г.: Ой, вы знаете, категорически нет. Вот я не верю, что Марину, которая…

Людмила Ефимовна: Марина говорила об отце.

А.Г.: Да.

Людмила Ефимовна: Она не знала его чувства. Она не поняла то, что…

А.Г.: А разве он не мог их высказать, вместо того, чтобы пить?

Людмила Ефимовна: Нет. Он не мог высказать. Вы понимаете, когда тебя предаёт близкий человек, ты не думаешь. На тебя давят стены.

А.Г.: Нет, Людмила Ефимовна. Я предлагаю даже немножко другой ход рассуждений. Я люблю девушку. Она меня не любит. Я её люблю безумно, горячо, страстно.

Людмила Ефимовна: Это не то.

А.Г.: Девушка, может быть, мне даже улыбалась, может даже ходила со мной в кино. Не дай Бог на танцы, в общем, ужас какой. Потом она меня взяла и предала, пошла на танцы с Петей. А я взял и сиганул в окно.

Людмила Ефимовна: Нет. Это не то.

А.Г.: Как не то? Она меня предала.

Людмила Ефимовна: Это всё не то. Это не тот близкий человек.

А.Г.: Значит, получается, что тот близкий человек…я имею в виду одну простую вещь, близкий человек – это человек, который должен думать обо мне, а я о нём думать не буду. Ну, например, буду пить.

Людмила Ефимовна: При самоубийстве человек ни о чём не думает, ни о ком. Он думает о том, что у него безысходность. На него давит вот это сверху – тебя предали. На тебя давят стены.

А.Г.: И что?

Людмила Ефимовна: Всё. И ты здесь ни о чём не думаешь, ни о жизни…

А.Г.: Нет, нет, нет. И не думаешь ты о жизни. И ты вот шагаешь в окно. Зачем?

Людмила Ефимовна: А потому что у тебя безысходность.

А.Г.: А какой же там выход?

Людмила Ефимовна: Выход. Выход свободы. Ты ни о чём не думаешь, ни о жизни, ни о чём. Ты просто знаешь, что тебя предали.

А.Г.: О! Спасибо Людмила Ефимовна. К сожалению, у нас осталось всего несколько минут и я попробую, я прошу прощения у тех,  кто дозвонился, сказать несколько слов.

 

Хочу я сказать вот что, на самом деле, мне кажется, что главным, самым главным и безотчётным в любом поступке самоубийства есть магический акт желания…вот того самого желания человеческого - жизни в загробном мире. Я только прошу Вас заранее это не отрицать, а попробовать подумать. Если меня не любит девушка, я совершаю некий магический акт. Я выпрыгну в окно и вот тут-то вот, она меня полюбит. Меня предали или я думаю, чаще всего, я думаю, что меня предали родные и близкие. Хотя, на самом деле, никто меня не предал. Я совершаю или обдумываю самоубийство, но на самом деле я обдумываю магический акт. Я совершу самоубийство и окажусь в мире, где близкие меня не предают. На дне любой мысли о самоубийстве лежит безотчётная, необыкновенно древняя вера наших предков. И эта вера идёт к нам как бы с шаманских, языческих времён. Это святая вера, вера, которая имеет отношение ко всем, к материалистам и к религиозным, что там за этой смертью лежит другая жизнь, в другом мире. Я умру, и тут на этом свете всё станет легко и просто, и мне будет жить как в запое – легко и просто, там где-то наверху в раю. Эта мысль была не закончена, но сколько в жизни я пытался развивать её с реальными людьми, которые пытались покончить с собой, я пришёл к парадоксальному выводу – да не пытаются они покончить с собой. На самом деле человек откуда-то берёт убеждённость в том, что если он умрёт, всё будет хорошо. Он окажется в чём-то наподобие рая. И сколько не говори ему его религия о том, что это невозможно, что единственный выход, как, между прочим, абсолютно точно в самом начале передачи сказала Марина – это попробовать изменить этот мир. А изменить его можно только любовью. Не бывает так, чтоб меня предали близкие. Бывает так, что мы предали друг друга взаимно. Бывает так, что я должен немножечко убрать самолюбие и подумать о человеке, который находится рядом. Как только я думаю о любви, мысль о самоубийстве уходит навсегда. Потому что, на самом деле, эта мысль о следующей жизни, в которую как говорит любая религия мира таким образом попасть нельзя. Более того, это чуть ли не единственный способ эгоистическое самоубийство для того, чтобы упасть навеки в темноту, в которой нет, и не может быть решения. Другое дело альтруистическое самоубийство или подвиг, о котором мы не договорили, потому что это подвиг любви. Это подвиг любви к нам с вами. И тогда этот подвиг, конечно, не есть самоубийство, потому что он даёт человеку жизнь вечную. Спасибо. Давайте продолжим как-нибудь этот разговор, а пока вместе с Еленой Камбуровой послушайте русскую народную песню про рай. И Вы может быть поймёте о чём я говорю.

 

Музыка: Елена Камбурова - Рай

17.12.2017 Выложен тренинг "Умение понимать другого человека", который ранее нигде не публиковался...
11.03.2017 Существенно улучшилось качество звучания в тренинге "Божественная комедия".
Те, кто скопировал и хранит этот тренинг у себя, - можете обновить свою копию...
25.01.2017 Полностью обновлён тренинг "Поваренная книга магии". Главное - теперь вы можете узнать, о чём он (появилось содержание) :)
14.01.2017 Впервые выложен "Разноцветный тренинг"!
27.10.2016 Большое пополнение бесед за 2007 год!
Добавилось более 100 передач, которые раньше не выкладывались.
А качество выложенных ранее передач за 2007 год заметно возросло.
01.06.2013

Большое пополнение бесед за период 20.02.2006 - 29.12.2006.

Из них 39 передач перезалиты с лучшим качеством, остальные 49 выложены впервые.

04.09.2011

Алексей Попов завершил работу над тренингом "Уроки с Катей -2 — Парижская история, или Языческие корни";
на данном сайте впервые выложена качественная аудиоверсия тренинга (в стереозвуке)

27.06.2011

запущена тестовая версия.

23.06.2011

старт проекта.