войти

«2005.10.07 ''Невезучие'' дети»

музыка - детские песни исп. Brenda Lee (США; конец 1950 гг.):

00:04: Jambalaya (On The Bayou);

00:20: Dynamite;

00:42: Ring-A-My-Phone.

Расшифровки передач

Расшифровка — это текстовая версия передачи.

Вы можете оказать неоценимую помощь программе «Серебряные нити», если сделаете расшифровку этой и других передач. Расшифровки позволяют другим людям быстро знакомиться с передачами, находить передачи через поисковые системы, а также становятся основой для книг, выпускаемых автором передач.

Чтобы сделать новую расшифровку, нужно:

  • зарегистрироваться на форуме «Серебряные нити».
    (для регистрации пройдите по ссылке:
    http://www.serebniti.ru/forum/ucp.php?mode=register)
  • используя логин и пароль форума, войти здесь под ними
    (для этого нажмите на значок «ключик» (значок логина) в правом верхнем углу сайта).

Теперь Вы можете создавать новые расшифровки и редактировать уже написанные!
(для этого пользуйтесь значками (создание текста и редактирование текста), находящимися справа от каждой аудиозаписи)

 
Доброй ночи всем кто нас слышит, желает программа «Серебряные нити». Как вы возможно помните, это программа о человеческой душе, её тайнах, загадках и, конечно, воспитании.
Мы с вами почему-то никогда не затрагивали такое замечательное русское слово как невезучесть. Я даже не знаю, у кого проще этот феномен описать, - у детей или у взрослых. Наверно, просто, у детей это всегда заметнее. Психологи, медицинские работники давным-давно описывают детей, которые подвержены несчастным случаям, - в самом широком смысле этого слова, травматизму, - как травматизму физическому, так порой и травматизму моральному. Есть такой феномен: ребёнок, которому не везёт. Ну конечно, есть и другой: взрослый, которому не везёт хронически. 
Что такое невезение? Откуда оно берётся и каковы его корни? Опять безнадёжный, наверно, разговор для одной единственной радиопередачи. Если он будет интересен, мы будем его продолжать. Что вы думаете о своей собственной невезучести, о невезучести своих детей, и о том, что же люди под этим словом имеют в виду, под словом невезучесть? Мы с вами делимся сегодня ощущениями от собственного невезения, и невезения своих собственных детей. Как она образуется, что она обозначает? И может быть, у кого-нибудь из вас есть дети, с которыми действительно часто случаются травмы, несчастные случаи, - я надеюсь, что мелкие. Давайте попробуем поделиться своими мнениями.
Раз сегодня разговор о детях, сегодня мы будем слушать детские песенки. Петь эти песенки из конца 50-х годов прошлого века сегодня будет Бренда Ли (Brenda Mae Tarpley, Brenda Lee). И когда вы будете слушать эти песенки, не забывайте, что певице, когда она эти песни записывала, было всего-навсего 9 лет. Поэтому это песенки именно про то, про самое – про везение и невезение.

Музыка «Jambalaya (On The Bayou)»

Замечательный детский психолог и врач Эда Ле Шан (Eda LeShan), книжка которой называется так точно по теме программы «Серебряные нити», - «Когда ребёнок сводит вас с ума». Так вот, в этой книжке она приводит замечательную историю про свою собственную дочь: «Когда нашей дочери было девять лет, она сильно растянула себе связки на ноге. После того как прошла боль и страх, дочь пришла в восторг, узнав, что ей придётся несколько недель ходить на костылях. (А.Г.:Только вдумайтесь в это! Правда?) Она не могла дождаться, пока пойдёт с ними в школу, и реакция её одноклассников не разочаровала девочку: это событие принесло ей столько славы и внимания, сколько она никак не могла получить ни в школе, ни дома до этого. Каждому хотелось попробовать походить на костылях, и наша дочь упивалась тем, что она была их обладательницей. Одной девочке в классе это не понравилось; за два дня до этого она спрыгнула с каменной стенки на бетонную площадку и ушибла себе ногу. Время прошло, и она только слегка прихрамывала, но через несколько дней после «триумфа» нашей дочери она вдруг стала прыгать на одной ноге, утверждая, что её ушибленной до этого ноге становится всё хуже и хуже. Мы посочувствовали её маме и пошутили о том, что костыли в классе, видимо, становятся инфекцией. Но так как мы были умудрёнными опытом психологами, то пришли к выводу, что слава одной девочки может отравлять жизнь другой. К счастью, дети умеют настаивать на своём, и, когда дела стали принимать худший оборот, родителям девочки пришлось проконсультироваться с доктором. Вторая травма ноги оказалась самым настоящим растяжением связок, которое не всегда сразу проявляется. Растяжение осложнилось тем, что лечение не было проведено своевременно, и, к горю нашей дочери, её одноклассница добилась своего и тоже стала ходить на костылях».
Я не хочу сказать, что это единственный ответ на вопрос о детском травматизме. Однако, порой тут возникают ситуации, о которых мы не привыкли задумываться. Поэтому, я и решил сегодня вынести вот такую достаточно неожиданную тему.

А.Г.: Доброй ночи, Татьяна.
Татьяна: Здравствуйте. Я бы сказала, что мой звонок относится, скорее всего, к одной из предыдущих передач, чем к этой. Я хотела сказать о любви родителей к своим детям. Очень непривычно слышать себя по радио)))
А.Г.: Что ж, всем нам однажды это приходится делать. 
Татьяна: Я училась в классе седьмом или восьмом, когда начала проходить серия фильмов об Анжелике, был такой фильм «Анжелика и король», - меня он очень поразил. Мало того, что там интересные красивые артисты, но вот в моём этом возрасте я обратила внимание, Анжелика шла с двумя своими сыновьями, была осень, было очень холодно, и она заставляла их купаться в пруду. Когда один из придворных сказал ей – что же вы так не любите своих детей, она говорит: нет, я их очень люблю, поэтому и заставляю их купаться. То есть я хочу сказать, не всегда любовь родителей бывает настоящей. Вот эта вот любовь – настоящая. Согласны со мной?
А.Г.: Я, как и все, наверно, люди нашего поколения, в силу дефицита честно прочёл, по-моему, большинство романов про Анжелику. И вот Анжелику я бы конечно хорошей матерью не назвал, не в романах, ни в кино, тем более, по-моему, дети там, в кино появляются раза полтора-то всего. Речь, в основном, в общем, не об этом, - не о закаливании, ну мне так кажется.))) Уж не сердитесь.
Спасибо вам большущее, Татьяна.

Я хочу сказать, что в действительности в душе человеческой абсолютно всё имеет отношение к нашему разговору. Поскольку вопрос о том, что же такое настоящая любовь очень важен и серьёзен, потому что, наверно, с одной из самых главных наших ошибок воспитания, психологи связывают вот эту самую повышенную вероятность детского травматизма, связан вот с чем. Он связан с тем, что мы требуем от детей, чтобы они были взрослыми. А именно: когда они идут в школу, при современной программе мы даём им такие нагрузки, которыми они занимаются круглосуточно, и у них абсолютно отсутствует время поиграть. А игра на самом деле для ребёнка это модель настоящей жизни, это, собственно, и есть настоящая учёба – там, где он играет. Так вот, в контексте нашего разговора. Если Анжелика, кроме того, что заставляла их купаться в пруду (я, к сожалению, детали не помню) разрешала им после этого поиграть, побеситься, поломать ветки на деревьях, залезть куда-нибудь, то тогда – да, я готов признать это настоящей любовью. А вот если главной и единственной задачей мамы Анжелики, кроме её собственных страстей, (страданий, которым, собственно, и посвящены романы и фильм) если она с утра до ночи заставляла их сидеть в пруду, стуча зубами, и относиться к этому как к очень серьёзному делу, - вот тогда её дети с очень большой вероятностью были подвержены непрерывному травматизму. Потому что они тогда не могли бы смоделировать в себе жизнь. Они лишены были бы возможности играть. Хотя это тоже только один из механизмов.

А.Г.: Доброй ночи, Геннадий. Вы ещё с нами?
Геннадий: Да.
А.Г.: Мы вас слушаем.
Геннадий: Так вот, что я думаю. Моё мнение такое. Ну, во-первых, здравствуйте.
А.Г.: Здравствуйте.
Геннадий: Моё мнение такое про детскую робость…
А.Г.: Я не про робость, я не про робость совсем. Я про хроническую невезучесть. Если в школе кто-нибудь ушиб ногу, то это Вася. Если на следующий день у кого то царапина, то это у Васи. Если через день кто-то откуда-то упал, мама с закрытыми глазами знает – это Вася. И так далее… до бесконечности. Врачи это называют проблемой повышенного травматизма. И давно ищут характеристику личности. Вообще, вот в плане робости, это очень интересно, между прочим, Геннадий. Есть вот классический эксперимент – вам для размышлений: Когда, значит, роют яму, относительно безопасную, скажем, ребёнку по грудь. И дают детям задания разным – подойти к этой яме с завязанными глазами на минимальное расстояние. И тут дети сразу делятся на три группы, как, впрочем, возможно и взрослые. Одни – делают два шага вперёд – и останавливаются. Вот это те самые робкие дети, они как бы всегда находятся в зоне такой преувеличенной опасности. Обычные люди - и взрослые, и дети - проходят приблизительно 2/3 расстояния до ямы и останавливаются, - это средний барьер опасности. А есть третий тип людей и детей, это те, которые падают в яму всегда – в любую. Если есть яма, мы в неё попадём. Они идут так, как будто ямы никакой впереди нет. И таких, между прочим, детей тоже очень много. Так вот, повышенным травматизмом будут страдать как первые, так и третьи. То есть робкие – тоже. Вот к чему я это рассказываю. Но наверно, по разным каким-то душевным причинам. Как вы думаете, Геннадий?
Геннадий: Конечно, по разным.
А.Г.: Ну так что же такое робость? Давайте остановимся на первом варианте – до ямы не дошёл и остановился после первого шага.
Геннадий: Как говорится, на всякий случай, в том плане, что робкий человек не сделал ничего лишнего и обезопасил себя с запасом.
А.Г.: Что такое робость? Как она образуется? – если говорить о детях.
Геннадий: Она образуется, естественно, от страха. От результата. Страх, что я упаду в яму не позволяет мне сделать лишних полшага. Полшага – и я уже упаду.
А.Г.: Но ведь понимаете, яма то в песке. Кто же из психологов, ставящих эксперимент, даст ребёнку травмироваться, и маты там, на дне лежат, понятное дело.
Геннадий: Наверное, но всё равно упасть – помимо того, что и больно, и неким образом, неудобно, если не позорно. 
А.Г.: Неудобно, если не позорно... Посмотрите, как интересно. Робость она обусловлена некой попыткой сохранить себя, да?
Геннадий: Сохранить себя и не выставиться в смешном свете.
А.Г.: Не выставиться в смешном свете. То есть поступить как?
Геннадий: Поступить осторожно.
А.Г.: Поступить правильно - как учили папа и мама.
Геннадий: Ну с одной стороны.
А.Г.: Если мы чуть-чуть поглубже копнём, то, уважаемые родители, вдруг выясним, что на дне вот этой ямы робости на самом деле лежит бесконечное слово «надо». Бесконечное с утра до ночи продолжающееся объяснение – как же всё-таки надо себя вести.
Геннадий: Да.
А.Г.: Как надо учиться, как надо поступать, как надо выходить на люди, как надо здороваться, как надо прощаться. Короче говоря, когда душа ребёнка – вот вы вдумайтесь в это состояние – ограничена колоссальным количеством «надо», поведение теряет произвольность.
Геннадий: Точно.
А.Г.: Знаете, вот как когда идёшь на ходу начинаешь думать, как правильно поставить правую ногу – такое бывает после тех самых травм (ну или левую). И сразу нога попадает куда-то не туда. Знаете?
Геннадий: Да.
А.Г.: Вот как только этих «надо» слишком много, сама жизнь теряет своё спонтанное течение. И тогда любая опасность становится преувеличенной. Потому что очень важно не просто сделать шаг в сторону ямы, но ещё и сделать его правильно.
Геннадий: Да, так, чтобы не переборщить.
А.Г.: Вот ведь как интересно, оказывается, из нашего вечного слова надо может произойти осторожность, а ведь осторожность это состояние, когда человек начинает видеть ямы, - не только вырытые психологами, но и придумывать себе эти ямы сам.

Просто для того, чтобы почувствовать как вела себя смелая девушка в 50-х годах, давайте послушаем ещё одну песенку Бренды Ли.

Музыка «Dynamite»

Оказывается, если посмотреть на детскую жизнь поближе, и как-бы взглядом со стороны, то выяснится, что детская жизнь в наше время – это борьба. Это борьба, ну во-первых, с техническим прогрессом. В городе гораздо больше машин, напряжённое уличное движение, переполненные людьми улицы и парки, гораздо больше потенциально опасного электрического оборудования и игрушек в доме, чем даже всего-навсего несколько лет тому назад. Но и этого мало. Ежедневная жизнь наших детей полна конфликтов с нами - со старшими. Они непрерывно ведут борьбу за большую независимость. 
Так вот, психологи показали, что чем сильнее мы эту независимость ограничиваем, чем больше ребёнок вынужден с нами бороться за то, чтобы получить какое-то время лично на себя, чем более выражена эта его эмоциональная борьба, тем больше травм он получает: в школе, на прогулке, и там, где он вообще оказывается. И дома - в том числе.
Чем больше нагрузка слова «надо» фактически, тем больше прямых механических травм. Вот мнение, во всяком случае, французских психологов.

А.Г.: Доброй ночи, Алексей. Алексей из Ярославля к нам дозвонился.
Алексей: Здравствуйте. Как-бы есть такой нюанс по поводу травматологии, и всей этой опеки, что происходит с детьми. Я сам молодой отец, у меня дочке сейчас четыре годика. И за это время она уже успела себе и шею свернуть, и переболеть очень много раз, и операцию на сердце перенесла в раннем возрасте. Вот просто это само, я не знаю, или это от меня исходит, или от родителей моих, которые меня воспитывали и очень сильно оберегали. Потому что я сам по себе, если берусь за дело, обязательно чего-то боюсь, ищу какие-то минусы в этом. Я даже не знаю, как это вот всё объяснить. Может передаться как-то от моих родителей – мне, от меня к ней?
А.Г.: Вы знаете… Сложно очень. Я не верю в генетику. Точнее говоря, я врач по образованию, поэтому в том, что наука генетика существует я, в отличие от Трофима Денисовича Лысенко, не сомневаюсь. Но вот я не верю в то, что (убеждён) даже если некие тенденции, вектора, направления поведения определяются наследственностью, то уж во всяком случае, не те события, которые с нами происходят. Мы всегда можем что-то изменить. Поскольку когда мы сегодня производим слово генетика, мы произносим что-то вроде слов - рок, фатум, такую греческую мифологему судьбы или приговор.
Вот тут, на мой взгляд, есть два аспекта, не очень приятных для обсуждения, честно говоря. Алексей, проблема заключается в том, что очень часто причиной несчастных случаев с детьми является некая подавляемая родителями злость, является ситуация когда родителям дети мешают, особенно маленькие. Боже меня упаси, я не обвиняю вас в этом, я слишком мало знаю для этого про эту вашу ситуацию, но мы, порой, очень заняты работой. И папа, и мама очень заняты выживанием. И в этом выживании у нас раздражение перед ребёнком, который в 4 года лезет, открывает шкафы, вытаскивает бельё, цепляется. Не раздражение, которое выплёскивается наружу, а раздражение, которое гудит внутри – оно моментально чувствуется детьми, вырастает какая-то стена и тогда вот как в этой первой истории про девочку девятилетнюю, ребёнок вдруг начинает болеть. Вот, папам и мамам для того, чтобы, уж не сердитесь, не страдать генетикой нужно каким-то образом исхитриться внятно и чётко (и кстати, папе тоже в обязательном порядке), нужно найти время для того чтобы играть с ребёнком. Я это очень хорошо знаю, у меня первый ребёнок появился, когда я был очень молодым. Я знаю, что я… у меня всё время было такое чувство: я не знаю чего с ним делать. Мало того, что я боюсь чего-нибудь сломать, вот поломать чего-нибудь, по причине своей неуклюжести, но я кроме этого просто вот не умею, неприспособлен.
Алексей: Нет, вот как-бы с моей стороны, получается немного другая ситуация. Я с детьми всегда очень хорошо ладил, я сам со старшим старался всегда общаться. Не знаю, как-то они меня притягивали, или я притягивал, - с маленькими. И дочка была желанная, и всегда с другими детьми нянчился – то есть не со своими. Дочка желанная, она мне не мешает, вот это лишняя опека от моих родителей, видимо. Я вот думаю, что сказалось как-то, потому что я её везде во всём оберегаю – лишь бы там не упала, тут не стукнулась. Вот как-то… Я сам занимался мотокроссом, в картинге, весь драма-опасный спорт. Даже не знаю как это…
А.Г.: Я что хочу сказать, Алексей. Вот ведь даже в ситуации опеки, мы фактически о ней и говорим. Вот когда мы говорим, что у ребёнка слишком много «надо». Гиперопека это некий вариант «надо». Здесь вот ограничено барьером, туда лазить нельзя, и вообще, надо поступать правильно и осторожно. В результате это вот как есть такой, я даже не знаю, может, это миф. Но есть некая такая доля истины, которая заключается в том, что наши люди русские они в гораздо в меньшей степени болеют разными экзотическими вирусами типа птичьего гриппа, по причине того, что они привыкли к грязи (к куриной вот к этой, как-бы, моются реже, чем европейцы). А очень частое мытьё оно иммунитет снижает. Это легенда такая. Я, боже упаси, только не подумайте, что я призываю реже мыться. Но как-бы вот, в каждой сказке есть доля сказки. Как только мы ребёнка начинаем опекать, мы сразу его дезадаптируем. Да? Вот к этой самой полной случайной опасности жизни.
Алексей: Всё что его подстерегает его в этом мире, просто.
А.Г.: Значит, ведь есть середина, правда? Вот всегда есть середина. 
Алексей: Да.
А.Г.: Нужно абсолютно сознательно обсудить это с дедушкой и бабушкой. И выдавать ей какую-то возможность ползанья на свободе. Вот когда там эта опасность травматизма сведена к минимуму, но есть – на каком-нибудь жёстко ограниченном участке в парке: вот она туда приходит и делает, чего хочет, на какой-нибудь модели детской площадки, где бабушка и дедушка прячутся и делают так, чтобы она их не видела. И это вот время отпускания её на свободу должно планироваться и постепенно увеличиваться. Потому что, вы с удивлением заметите, что как только вы это начнёте делать, частота травм и болезней у ребёнка уменьшится. Потому что вот эта гиперопека она создаёт что-то вроде пребывания ребёнка в непрерывно-замкнутом душном помещении, это вот то, что про закаливание нам говорили. Вот это тот же самый эффект духоты и тесноты. Да? Вот можно сесть и всё это дело простроить. Совсем несложно. На самом деле, просто нужно задуматься, да? Вот какие-то нарастающие потихонечку сложности детских площадок. Насколько я знаю замечательный город Ярославль, они там есть. Уж я не говорю про другие города. Нарастающие объём площадки, на которые четырёхлетнего ребёнка можно выпустить, где там могут попадаться жучки и паучки, и птички, и корни от деревьев, о которые можно споткнуться. Как только вы вот это начнёте продумывать, травматизм немедленно уменьшится, потому что дети гораздо лучше нас умеют координировать свой организм. Мы этому просто разучились. А дети умеют делать это просто замечательно. Как только им нужен иммунитет, он появляется. Как только им иммунитет не нужен, вот 25 одёжек, все без застёжек.
Алексей: Он просто сам автоматически выключается.
А.Г.: Да. Как только, для того, чтобы привлечь внимание папы нужно болеть…
Алексей: Вот с этим как-бы сейчас и боремся. Она даже дома не хочет оставаться или без меня, или мамы. Нет такого, вот просто нельзя выйти на площадку, сразу: папа, мама…
А.Г.: Что такое нельзя?
Алексей: Она просто не отпускает от себя.
А.Г.: Нет. Папа-мама должны учиться потихонечку исчезать. Сначала Папа-мама выходят на две минуты, потом Папа-мама выходят на 15 минут. Да? Нужна некая постепенная адаптация. Иначе там ещё же начнёт страдать стремительно жизнь вот этой системы Папа-мама, с какого-то момента.
Алексей: Ну да.
А.Г.: То есть, …не-не-не, я уж точно не хочу совершенно каркать, я в данном случае говорю о том, что это почти неминуемый процесс.
Алексей: Почему? Это уже происходит. 
А.Г.: Стало быть – это обязательно нужно делать. Потому что иначе вот этот вот весь травматизм сохранится, поскольку в нём уже сейчас очевидно для ребёнка есть выгодная сторона, правда, Алесей?
Алексей: Да.
А.Г.: Спасибо вам большое. Давайте вы подумаете, и если что-то из этого из этого получится, или наоборот, возникнут трудности, позвоните нам.

Так вот, смотрите, насколько широкий слой самых разных явлений может обозначать или вызывать вот эту самую невезучесть. И всё-таки, приблизительно в 60-70 процентах случаев эта невезучесть окажется выгодной. Она окажется выгодной просто потому, что она привлекает требуемое и почему-либо потерянное внимание взрослых. Самое интересное, что со взрослыми, между прочим, гораздо проще. Мы проще становимся с годами, в действительности. Так вот, есть довольно много работ посвящённых описаниям подверженных несчастным случаям взрослых. То есть взрослых, которые подвержены травматизму. Так вот, вслушайтесь только, мне кажется это очень важно, вот эти вот взрослые обладают следующими железными четырьмя общими чертами: 
Первая черта: Выраженное чувство обиды и злости на тех, кто обладает властью. Почему обращаю внимание, мне кажется это сегодня такая общенациональная у нас черта, похоже, что мы все в связи с этой чертой можем быть подвергнуты травматизму.
Значительные трудности с выражением своих чувств, особенно негативных. То есть полное неумение и невозможность сказать «нет», сказать «отойди», сказать «нет, ты не прав». Своего рода закупорка эмоциональная.
В-третьих, это склонность к поверхностным и непостоянным отношениям с другими людьми. Естественно. Да? Глубокие и постоянные отношения, в общем, достаточно однозначно опасны. Есть у них такое свойство. 
Такие люди, которые часто подвержены травматизму, чаще всего импульсивны, то есть действуют быстро, не подумав, и не ставят перед собой никаких определённых целей. Мы говорим, что они стараются порхать по жизни, ни в чём глубоко не участвуя. 

Я это к чему? Я это к тому, что может быть, где-то внутренне нам с вами очень важно понять, что такие вот свойства характера могут привести нас не только ведь к травматизму, - в смысле чисто физических травм, переломов, растяжений и сотрясений мозга, и так далее и т.п. Но и к тому, что мы обсуждали с Алексеем,- к частым болезням. Мы с вами как дети. До сих пор продолжаем болеть для того, чтобы привлечь внимание других людей, не тратя на это никаких систематических усилий. А вот основой такого рода появления поведения очень часто являются навыки, приобретённые в детстве.
Существует совершенно замечательное описание драконо-мученичества. Этакого постоянного желания принести себя в жертву, ощущения загнанности в угол, чувство постоянного преследования. Мученика мы всегда очень легко узнаём, это человек плаксивый, вечно жалующийся, обидчивый, всем своим видом дающий понять какой он несчастный. Обвиняющий всех и вся, и прежде всего себя самого, скорбно вздыхающий, вечно жалующийся на то, что его все эксплуатируют, хотя в действительности эксплуатировать его практически невозможно. Это человек мучимый и гонимый, всем своим видом стремящийся показать, что он несёт на своих плечах страдание всего человечества. 
Так вот, считается, что вот такое вот мученичество берёт своё начало в семьях, где родители или воспитатели придерживаются точки зрения, будто их ребёнок должен завоевать их любовь хорошим поведением. Это хорошее поведение не всегда подразумевает какие-то успехи, или высокие отметки в школе, хотя и это конечно не исключено. Более того, то хорошее поведение, которое требуют родители от ребёнка, чаще всего остаётся для него самого тайной за семью печатями, потому что он не в состоянии понять чего же от него хотели. Такие родители чаще всего придерживаются точки зрения, что наличие ребёнка в семье подразумевает от него колоссальный объём труда и работы. Они считают, что должны быть как-то вознаграждены за те страдания и усилия, что в течение 9 месяцев они носили его под сердцем. Такие родители, иногда совершенно не склонные к наказаниям или брани, могут регулярно отказывать своему ребёнку в проявлении любви и ласки, потому что он так или иначе не до конца выполнил свой долг перед мамочкой и папочкой, проявляя недостаточное старание быть хорошим.
Извините, я даже не пропустил в эфир международный звонок, потому что я очень хотел, чтобы вы узнали этот психологический портрет. 
Спокойной ночи. Бренда Ли, на прощание.

Музыка «Ring-A-My-Phone»
17.12.2017 Выложен тренинг "Умение понимать другого человека", который ранее нигде не публиковался...
11.03.2017 Существенно улучшилось качество звучания в тренинге "Божественная комедия".
Те, кто скопировал и хранит этот тренинг у себя, - можете обновить свою копию...
25.01.2017 Полностью обновлён тренинг "Поваренная книга магии". Главное - теперь вы можете узнать, о чём он (появилось содержание) :)
14.01.2017 Впервые выложен "Разноцветный тренинг"!
27.10.2016 Большое пополнение бесед за 2007 год!
Добавилось более 100 передач, которые раньше не выкладывались.
А качество выложенных ранее передач за 2007 год заметно возросло.
01.06.2013

Большое пополнение бесед за период 20.02.2006 - 29.12.2006.

Из них 39 передач перезалиты с лучшим качеством, остальные 49 выложены впервые.

04.09.2011

Алексей Попов завершил работу над тренингом "Уроки с Катей -2 — Парижская история, или Языческие корни";
на данном сайте впервые выложена качественная аудиоверсия тренинга (в стереозвуке)

27.06.2011

запущена тестовая версия.

23.06.2011

старт проекта.