войти

«2006.02.01 Владимир Высоцкий»

музыка исп. Владимир Высоцкий:

00:03: Бег иноходца;

00:23: Кони привередливые;

00:41: Охота на волков.

Расшифровки передач

Расшифровка — это текстовая версия передачи.

Вы можете оказать неоценимую помощь программе «Серебряные нити», если сделаете расшифровку этой и других передач. Расшифровки позволяют другим людям быстро знакомиться с передачами, находить передачи через поисковые системы, а также становятся основой для книг, выпускаемых автором передач.

Чтобы сделать новую расшифровку, нужно:

  • зарегистрироваться на форуме «Серебряные нити».
    (для регистрации пройдите по ссылке:
    http://www.serebniti.ru/forum/ucp.php?mode=register)
  • используя логин и пароль форума, войти здесь под ними
    (для этого нажмите на значок «ключик» (значок логина) в правом верхнем углу сайта).

Теперь Вы можете создавать новые расшифровки и редактировать уже написанные!
(для этого пользуйтесь значками (создание текста и редактирование текста), находящимися справа от каждой аудиозаписи)

 

Неделю назад был день рождения Владимира Семеновича Высоцкого. Наверное, поэта и певца, который определил нашу культуру в 60-70-х годах у трёх или четырёх поколений советских людей. В большей степени, чем кто бы то ни был ещё. Так кажется мне. Многие из нас из Высоцкого сделаны, сложены какие-то кирпичи души из его песен. Что же это был за человечище такой, который оказал такое колоссальное влияние на нас на всех. Что он выражал, каким образом ему это удалось? Хотя бы давайте попробуем поделиться мнениями. Какие ключики он нашёл и подобрал к нашим душам? Каким образом ему удалось продолжать оказывать такое влияние на нас? Если мы его любим так страстно и нежно, и говорить на эту тему так больно и нет равнодушных, то это значит, что он такой же. Что он почувствовал что-то, что свойственно каждому из нас. И выразил через свои песни тайны нашей с вами души.

Музыка

Великолепно унавоженная кровью и слезами почва на просторах нашей родины вообще после войны начала гнать в рост советский неподцензурный фольклор. Он так и поднимался подлеском по обеим сторонам колючей проволоки, разделявший население на две зоны - лагерную и свободную. Уголовная мораль, захватившая все слои общества, не отпускающая их, по-моему, до сих пор, поднималась всё выше и выше, пока не стала перехлёстывать через края. Недаром в те времена правительство считало уголовников социально-близкими. Может, мы только сейчас как-то пытаемся освободиться от  архипелага ГУЛАГа. И может быть от этого наша жутковатая склонность к лихому самоистреблении. Мне кажется, лихое самоистребление одна из черт, которая была присуще личности Высоцкого, а может быть и всем нам. Ведь он рос в те самые послевоенные годы. Доброй ночи, Василий Степанович.

Василий Степанович: Добрый вечер. Я хотел бы поделиться своим впечатлением о встрече с Высоцким. Два раза у меня была возможность встретиться с ним. Первый раз в 60-ые года, мне 56 лет, я студент геологического факультета, были съёмки «Вертикали». Случайная эта встреча. А вторая встреча в Таганке, когда он великолепно выступал в спектакле «Павшие и живые». Что я могу сказать об этом поэте? Это классик нашего советского быта. От тюрьмы до разных песен, связанных с нашей историей, о веке. Так я вижу Владимира Семёновича в своей жизни.

Спасибо, Василий Степанович. Я думаю, что так его видят многие. Но у меня всегда появляется один мучающий меня вопрос - разве тюрьма это быт? Разве великая отечественная война-это быт? Разве Канатчикова  дача - это быт? Разве «Привередливые кони» и «Охота на волков» - это быт? Разве уголовная среда, про которую ранний Высоцкий («Таганка»)- это быт? Ну, Зинка, да.…Но и в ней, что-то гораздо более сложное, рвущееся вон из быта. Хотя такой взгляд на Владимира Семёновича очень распространённый. У нас есть схожий вывод, оставшийся на автоответчике:

« Здравствуйте. Я грешным делом тоже где-то стихи….В советское время его не признавали, т.к. он не воспевал режим, советского человека, а воспевал другую сторону нашей жизни - бытовую, ту, о которой строй бывший умалчивал. К сожалению, Высоцкий не начал творчество со своих собственных песен. Он начинал с уголовного элемента. И это его не украшает. С чистой ли душой он пел свои песни? Или он работал на тщеславие, на публику, это тоже понять трудно. Зовут меня Геннадий, мне 62 года».

Вы знаете, Геннадий, что когда актёр работает на публику, когда его эмоции неискренни и демонстративны, то именно тогда публика его и не любит или любит только короткое время, потом быстро забывает, как это происходит с массой сегодняшних звезд или звездочек. Мне кажется, Владимир Семёнович был искренним до тошноты, до выворачивания наизнанку, до боли. Он на сцене был сплошная израненная плоть. Он же не пел, он орал. И казалось, что вот-вот его глиняная глотка разобьётся. Быть настолько искренним очень тяжело. Есть распространённый взгляд. Для многих нас это всё быт. Быт, быт, мы в этом живём. Мы из этого состоим. Из этой крови, тюрьмы, из этих лагерей. И из этого чутья, такого болезненного.… А искренно ли дерёт глотку человек или не искренно? И мне кажется, что гонение Высоцкого по большей части это такой миф, созданный нами же. Поскольку, популярность он имел колоссальную, всенародную, ни на кого не похожую. Ну да, ему не давали звания народных артистов, но были и квартиры, и разрешения выезжать за границу... была возможность выступать, никто не сажал за левые концерты и не арестовывал за, простите, наркотики, общеизвестно теперь это, не секрет. Гоним был он только в одном смысле, в том, что не получал того официозного почетного советского народного актёра, народного артиста РСФСР или СССР,- официальных регалий. Но никто ему ничего не запрещал. В его начале, в 60-х годах в его полууголовных военных песнях слышалось что-то настолько своё, что его приглашали выступать к членам ЦК, в частности Н.С.Хрущев уже после своей отставки. Он же так ему и сказал - вы свой, рассказывал ему о членах политбюро, это легендарная история: «Ты посмотри на их фотографии, посмотри, посмотри, какие у них рожи». Что, кстати говоря, и нам бы не мешало периодически делать. На лице человеческом иногда много написано того, что мы способны почувствовать, но чувствовать за словами просто напросто не хотим. «А этот,- думал, наверно, Никита Сергеевич,- хрипловатый. Вот о том же поёт, о том, как в мышеловку поймали». Но сам Высоцкий , говорят, иногда, воспринимал то, что у него не было звания Народного артиста как гонения. Огромное множество спектаклей, дикое количество подпольных кассет, в общем, достаточное количество фильмов, даже пластинки.… Многие ли актёры его времени могли сказать, что у них вышли пластинки, что у них такая слава и такая популярность. Нет. Что-то в этом было наше. Анатолий Эфрос говорит про таких актёров, не только про Высоцкого, что у них не актёрская сущность, а сущность авторская. Внешне она сводилась к некоторому отрицательному типу. По внешней видимости он был совок, этакий полууголовник, Жеглов одним словом. А в действительности, по содержанию песен, по призывам, да и по жизни  некий полный этому совку антипод. В нём уживались абсолютная и тотальная противоположности. Схожая внешность и голос – грубые, близкие уголовным, что-то вроде мимикрии, очень удачно вписывала его в этот послевоенный облик. Зверские замашки современной улицы, кровавые нравы древней Руси. Тарковский, кстати, пару раз пытался взять его на роль Сотника, который в «Рублёве» ослепил зодчих, если кто-то помнит. Этот эпизод в Рублёве один из очень жестоких. Вначале карьеры сняться у Тарковского, наверное, было бы более чем престижно для такого неофициального поэта и певца. Но, почему-то дважды Высоцкий подвёл Тарковского, запивал беспробудно. Он такой, сделанный из нас. Может быть, даже этот отказ такого метившего в интеллигенты Тарковского от встречи с темпераментом Высоцкого на съёмочной площадке, даже символичен. Хотя, беспредельный и беспробудный нрав Сотника как одна половина образа Высоцкого угадывался им, по-моему, совершенно точно. Искренность тоже была отечественной, беспредельной. Он куда-то всё время гнал своих коней, и в этом, наверное, его самая главная особенность.

Добрый вечер, это Мария. Есть великие поэты, которые писали для немногих. И их всегда будут читать немногие. В.Высоцкий не имел никаких званий, но, конечно, он был и остался подлинно народным артистом. В чём причина его успеха, ведь были люди не менее смелые и одарённые. Этот непростой человек, который в конце жизни покупал на аукционах рукописи Пушкина, вместил в себя и хулигана, и алкоголика, задержанного милицией: «Теперь, позвольте пару слов без протокола. Чему нас учат, так сказать семья и школа?», и советского человека, который едет заграницу покупать клеёнки «цвета беж», и влюблённого. Он поразительно спел о войне. Его песни часто напоминают блатной фольклор. Он увидел страну как большую тюрьму. В одной из своих песен он говорит от имени микрофона: «часто нас заменяют другими, чтобы мы не мешали вранью». Он сказал правду о своём времени, сказал смело и ярко. Недавно в центре Москвы я увидела памятник Высоцкому. У подножия - гвоздики. Это была больше, чем правда о времени. Это была правда о человеке. Поэтому его помнят до сих пор».

Наверное, это очень точно. Спасибо большое Маше за эту характеристику. Исчерпывающие слова. Потому что где-то внутри нас всё время сидит эта двойственность между тягой к буйству, крови и приобретению рукописей Пушкина. Вот это невероятное противоречие, так удивляющее в нас иностранцев. Противоречие, которое, то расслаивало страну на народ и интеллигенцию, то приводило к победе уголовников, то уводило обратно.

Музыка

Неискренность, наверное, мы чувствуем теперь. Не в нём. А через посредства его эпигонов, во времена отпущенного бандитизма криминальная тема в почёте. И то, что Высоцкий в каком-то возрасте с улыбкой отбросил, нынешними фартовыми бардами подхвачено на полном серьезе. Они поют свои тексты развязно, напористо, именно берут на глотку, пользуясь техникой и приёмами Высоцкого. Особенно они популярны за рубежом, где в европейской и американской цивильности как раз не хватает нашего хамства и троглодитства. На самом деле, Высоцкий не в этом. А мы в этом. А сейчас нам уже, я надеюсь, уголовного этого чувствовать не хочется, как не захотелось чувствовать Высоцкому уже в середине 60-х годов. Как эта блатная тема осталась в воспоминаниях, типа «Большого каретного». А дальше всё было тоже очень сложно, вот может быть, Тамара нам об этом напомнит. Доброй ночи, Тамара.

Тамара: Я не большая поклонница Высоцкого. Я согласна с тем, что это искренний поэт. Он никогда не переходил эту грань блатняги, которая сейчас навалом идёт. Хотя та не пускалась на радио в своё время, зато сейчас пышным цветом расцвело, что просто уши не выдерживают.

А.Г.: Но, справедливости ради, в общем, он породил, как известный поэт и исполнитель этого направления. Всё то, о чём вы говорите, это его порождения...

Тамара: Не его. И пел такие песни примерно и Утёсов, и тоже они по радио не ходили… и вообще это дворовая классика…

А.Г.: Утёсов так шутил. Одесские песни тоже  у нас были, но некий стиль, вот обратите внимание, сейчас же не поют под Утёсова и не поют одесские песни. Сейчас звучат разные варианты Высоцкого, грубый, псевдоискренний тюремный приблатнённый фольклор. Но именно его методами. Конечно, не он первый. Извините, я вас перебил.

Тамара: Я хотела сказать, что это всё-таки чистый поэт. Я его сравниваю, почему то с… Джеком Лондоном. У него ест очень красивые по содержанию песни, человечные.…Если бы сегодня был Высоцкий, он бы воспел эту свободу с железными дверями, решётками, когда неизвестно кто в тюрьме сидит. Может быть, даже мы все в тюрьме сидим, а  остальные гуляют на воле.

А.Г.: Да нет, мне кажется, это мы никак не выйдем на волю из-за решёток, что радостно и позволяет нас за решёткой держать.

Другой вопрос, что мы свободы этой не хотим. Это как бы унижает - мы не знаем, что с ней делать. И  я боюсь, что он бы тоже не знал. Поскольку был тоже зависим. И от этой любви, нашего почитания, от мнения властей. Спасибо, Тамара. Добрый вечер, Ирина.

Ирина: Вы знаете, раньше как-то слушала его песенки отдельные, давно это было, в году 80-м… попала к друзьям, они мне поставили записи Высоцкого, надели наушники, оставили одну. Там были не шуточные его песенки, а концерты его парижские, и «кони» и многое другое. И когда они минут через сорок зашли в комнату, то они увидели, что я сижу вся бледная, дрожащая, с пятнами на щеках, по щекам слёзы текут… Наушники с меня сорвали, привели в себя. И то ощущение я до сих пор его чувствую. Я поняла, что Высоцкий это феномен, который даёт понять людям неравнодушным вкус жизни подлинный. Настолько предельно подлинный, что раз этому причастившись, человек понимает, что такое лакировка, что такое цинизм., завуалированность, слабость, маска. И как дорого это стоит, какое нужно мужество, чтобы это всё передать. Всё что он делал, как он это через себя пропускал, это равносильно тому, что дышать чистым кислородом. Вечная хвала этому человеку за это.

А.Г.: Спасибо, Ирин.

В творчестве Высоцкого было то, не очень заметенное, что очень характерно для русских сказок. Народное творчество во времени обкатывается, как камушки в реке. Знаете, что в Афанасьевском 3-х томнике порой каждой сказки существует по 10 вариантов, причём, противоречащих друг другу. И вот Высоцкий, как плазма, он текуч, горяч, совершенно неуловим. Смысл песен на разных его концертах порой изменялся кардинально. В зависимости от того, что он чувствовал в аудитории. В песне «Я не люблю» сначала было «Я не люблю насилья и бессилья и мне не жаль распятого Христа». Кротость Бога, согласно банальной школьной грамоте приравнивалось к бессилью. Возможно, обо всём том, что было жертвой со стороны Христа, он узнал позже и тогда исправил, и стал петь «…но очень жаль распятого Христа». Или вот, в первом «Избранном» после смерти печатается «я так же против выстрела в упор». А вот в кассетах слышим «Но если надо, выстрелю в упор». В этой же песне переставлены строфы и опущена последняя. Вместо «я не люблю любое время года, когда весёлых песен не пою» в книжке, слышим в более поздних записях: «я не люблю любое время года, в которое болею или пью». А есть и обратный вариант, я слышал: «в которое болею и не пью». Исполняемые песни претерпевали какую-то колоссальную текущую переработку.

У нас есть шансы в чём-то измениться и что-то почувствовать. Но, может быть, самое главное, это научиться тому, где человек поёт искренне, а где - нет. Если не ошибаюсь, Иосиф Бродский, когда пытался определить что такое поэзия, сказал, что поэзия это сгусток времени. Он говорил абсолютно серьёзно, не метафорой. Он говорил, что это такой спрессованный ритм времени. И когда я эти строки, воспоминания в беседах Бродского прочитал, то у меня перед глазами встал Высоцкий. Потому что как сказала Маша сегодня, Бродский, вне всякого сомнения, для меня – это поэт для избранных. А Высоцкий-это живой сгусток времени. И то, что в этом сгустке времени сохранялась эта возможность непрерывных перемен, даже с изменением текста песен, по-моему, оставляет надежду. Что, несмотря ни на что мы способны меняться. Мы способны жить в этом мире, потому что мы способны, мы хотим, мы буде изменяться. Будем надеяться, что сезон охоты на волков кончится.

В следующей программе мы говорим с вами о проблемах развода.

17.12.2017 Выложен тренинг "Умение понимать другого человека", который ранее нигде не публиковался...
11.03.2017 Существенно улучшилось качество звучания в тренинге "Божественная комедия".
Те, кто скопировал и хранит этот тренинг у себя, - можете обновить свою копию...
25.01.2017 Полностью обновлён тренинг "Поваренная книга магии". Главное - теперь вы можете узнать, о чём он (появилось содержание) :)
14.01.2017 Впервые выложен "Разноцветный тренинг"!
27.10.2016 Большое пополнение бесед за 2007 год!
Добавилось более 100 передач, которые раньше не выкладывались.
А качество выложенных ранее передач за 2007 год заметно возросло.
01.06.2013

Большое пополнение бесед за период 20.02.2006 - 29.12.2006.

Из них 39 передач перезалиты с лучшим качеством, остальные 49 выложены впервые.

04.09.2011

Алексей Попов завершил работу над тренингом "Уроки с Катей -2 — Парижская история, или Языческие корни";
на данном сайте впервые выложена качественная аудиоверсия тренинга (в стереозвуке)

27.06.2011

запущена тестовая версия.

23.06.2011

старт проекта.