войти

«2013.01.16 Школьные психологи»

музыка:

00:05: Гарри Бардин - Песенка паучка Ананси;

00:29: Песенка врачей.

Расшифровки передач

Расшифровка — это текстовая версия передачи.

Вы можете оказать неоценимую помощь программе «Серебряные нити», если сделаете расшифровку этой и других передач. Расшифровки позволяют другим людям быстро знакомиться с передачами, находить передачи через поисковые системы, а также становятся основой для книг, выпускаемых автором передач.

Чтобы сделать новую расшифровку, нужно:

  • зарегистрироваться на форуме «Серебряные нити».
    (для регистрации пройдите по ссылке:
    http://www.serebniti.ru/forum/ucp.php?mode=register)
  • используя логин и пароль форума, войти здесь под ними
    (для этого нажмите на значок «ключик» (значок логина) в правом верхнем углу сайта).

Теперь Вы можете создавать новые расшифровки и редактировать уже написанные!
(для этого пользуйтесь значками (создание текста и редактирование текста), находящимися справа от каждой аудиозаписи)

Доброй ночи. Как-то кроме литературных тем и философских очень хочется иногда поговорить в программе "Серебряные нити" о вещах абсолютно насущных и тех, которые, наверное, пришли к нам в жизнь в последние десятилетия и, на мой взгляд, так и не определились до конца. Поэтому я решил поговорить о профессии школьного психолога. Профессии в России, если я не ошибаюсь, в конце прошлого года исполнилось ровно 20 лет, в этом году ей будет 21 год, то есть достигнет своего совершеннолетия.

А так как я даже читаю профессиональные инструкции по правам и обязанностям школьного психолога, я так до конца не понимаю, что должен делать школьный психолог, поэтому хочу спросить у наших слушателей: у родителей нынешних школьников, у бабушек и дедушек - сталкивались ли они со школьными психологами в школах, колледжах, гимназиях нынешних и какое впечатление на наших слушателей, то есть на непрофессиональную среду родителей и, возможно, самих детей, производит появление в школе психолога, нужна ли эта профессия в школе сегодня? Каков ваш личный опыт взаимодействия с психологом?

Час поздний, и сами школьники нас слушать не должны, но тем не менее мы будем рады, если кто-то из старшеклассников случайно засиделся допоздна у радиоприемника, мы будем рады услышать его мнение, само собой. Итак, разговор о профессии школьного психолога, о том, нужна она или нет; о том, есть ли у вас в школе психолог, и, если есть, помогает ли он, взаимодействует ли он как-то с родителями, бабушками и дедушками.

Это, между прочим, может быть началом одного из разговоров о новых профессиях, которые все чаще и чаще появляются в нашей жизни, и роль которых порой мы не до конца понимаем. Ну, и кроме того, психологи, разные психологи: педагогические психологи в школах, медицинские психологи в больницах, специалисты-психологи по антикризисной помощи, начинают играть все большую и большую роль в нашей жизни, на наших глаза это происходит, стремительно развиватеся количество должностей психологов как бы в культуре вообще за время существования программы "Серебряные нити" в эфире, почти десять лет, и очень интересно, как Вы замечаете, возрастает роль психолога в жизни человеческой или нет, какую роль сегодня специалист-психолог  играет в нашей стране? Вот об этомы мы сегодня поговорим.

Но, так как иллюстрировать музыкально профессию школьного  психолога крайне трудно, пока не написаны песни о школьных психологах, будем надеяться, что их напишут в скором времени не без просьбы программы "Серебрянве нити", поэтому  я сделал проще: зашел на сайт школьных психологов и посмотрел, какие песни любят они, и решил часть из них поставить сегодня в эфире в виде музыкальных пауз. 

 

Гарри Бардин - Песенка паучка Ананси

 

Вообще говоря, единственное, что могу сказать я, что когда я изучал функциональные обязанности и права, должностную инструкцию школьного психолога, то меня больше всего поразило, по каким критериям оценивается администрацией школы работа школьного психолога, вот только послушайте:

"Диагностика и коррекция эмоциональных состояний, диагностика и коррекция познавательных процессов, диагностика и коррекция межличностных отношений, диагностика и коррекция психического развития, индивидуальная и групповая психотерапия". Хотя  школьный психолог психотерапевтом вообще быть не может, психотерапевт - это медицинская специальность, это сложный ныне вопрос, а хочу я вот что сказать: фактически администрация школы, если эмоциональные состояния детей, с ее точки зрения, не соответствуют некоторым нормам, то тогда школьному психологу можно мало платить денег или вообще не платить. Тоже самое с познавательными процессами, межличностными отношениями и, самое главное, психическим развитием. Так что психолог в школе отвечает почти за все, что связано с душевным состоянием ребенка. За что тогда отвечает учитель, я уже не говорю о классном руководителе или заместителе по воспитательной работе, или в связи с появлением школьных психологов этого легендарного зама по восп в школе убрали? Второй воспрос - зачем психолог существует в школе? 

Тему предложила одна из  постоянных корреспондентов нашего форума, школьный психолог Ольга из города Воронежа.

Ольга: Здравствуйте, Александр Геннадьевич.  

А.Г.: Скажите пожалуйста, зачем и кому нужен психолог в школе и нужен ли он сегодня, через 20 лет существования профессии?

Ольга:  У нас сейчас конкурс идет, педагог-психолог по городу, я предложила тему, потому что у меня ключевой вопрос  - цель нашей работы. 

А.Г.: Как Вы чувствуете, Вы вообще нужны? Есть два вопроса, очень важных: нужны ли вы школе и нужны ли вы ученикам?

Ольга: Школе как системе?

А.Г.: Нет, конкретной школе. 

Ольга: Если не обобщать, то в моей школе я нужна, если бы я этого не чувствовала, то, наверно, я б не смогла там работать. 

А.Г.: Зачем? 

Ольга: Затем, что иногда бывают такие ситуации, что ни ученик, ни учитель, ни родитель не видят в объеме эту ситуацию, они втянуты в нее и в силу этих причин ничего не могу поделать, это связано и с конфликтными ситуациями, и с нарушениями в различных сферах, то есть общение, поведение, успеваемость, получается так, что бегаем по кругу, как белка в колесе, одни и те же грабли, а психолог в силу своей профессии, которая должна нести благо всем участникам, над ситуацией, и можно помочь выйти из замкнутого круга, я всегда говорю своим учителям, я их понимаю, насколько это трудно, порой даже такое ощущение, делаешь-делаешь, а ничего не выходит.

Есть ключевые точки, если их знаешь, то ситуация меняется, но ты не всегда можешь увидеть и понять, где это, если тебе в этот момент человек грамотно не подскажет, пойти другим путем, но для этого нужно доверие, что тебе доверяет учитель, ученик. Трудным ученикам я нужна очень, хотя многие думают, что им никто не нужен, а ученикам, которые вообще параллельно живут, есть и такие, им я вряд ли нужна, хотя, может быть, я ошибаюсь. Родителям нужна, но они очень нечастно об этом говорят. У меня в школе много опекаемых, 15 человек, среди них есть сироты, есть такие дети, у которых родители умерли по причине наркомании, это дети, пережившие психическую травму в детстве, они, естественно, нуждаются в этом. И опекуны-бабушки, которые воспитали этих родителей, тоже нуждаются в помощи, вопрос в том,  принимают ли они эту помощь, доверяют ли они мне в этом вопросе, это для меня очень сложный вопрос. Не всегда удается реально что-то изменить или исправить, или помочь. Ограничены очень возможности. Что касается еще такой компоненты школы, как администрация, а это управляющий центр, который может много вещей реально поменять в школе, это кадры, это приемы воздействия педагогов между собой, на родителей, на учеников, если администрация видит серьезного специалиста в лице психолога, если она доверяет ему, психологии как науке, не считает ее чем-то проходным, сейчас я чувствую, гораздо серьезнее отношение. 

А.Г.:Спасибо Вам большое, еще два вопроса: очень часто и для родителей загадка, что может психлог в школе, и из-за этой загадки родители и психологи вроде как нужны друг другу и стучатся друг другу. Реально администрация к Вам прислушивается как к конфликтологу? Вы можете каким-то образом влиять на ход конфликта в педагогическом коллективе?

Ольга: Да, у меня недавно была такая ситуация, первым, кого позвали - это меня, но я не буду скрывать, что выступала с инициативой, говорила о том, что в этой ситуации желателен третий человек. Это привело к тому, что конфликт на этапе его возгарания был погашен, конфликт был достаточно серьезный между педагогами. 

А.Г.: Самый последний вопрос: Вы имеете возможность вести какие-то групповые занятия и ведете ли Вы их?

Ольга: Да, когда я начинала работать в 2007 году, у меня существовал кружок, он назывался "Мини клуб СН", ко мне приходили старшеклассники, и у нас были такие обсуждения, что прям жарко становилось. Обсуждали мы те темы, которые были в СН, это были невероятные дети, но они потом выпустились, и с другими это не продолжилось. У меня сейчас есть элективный курс, он называется "Введение в психологию", мы обсуждаем все, что связано с душой, я иду от них, прошу написать, что им интересно. В совершенно неформальной обстановке мы пытаемся рассуждать, очень нравится, приходят даже из других параллелей, которых я не веду, глаза горят, открываются, я всегда им говорю "Вы приходите для себя, единственный урок для вашей души, для развития", вот так. Познание самого главного в человеке, душа- это главное, это нуждается в заботе и в познании. 

А.Г.: А с младшими школьниками?

Ольга: С младшими школьниками у нас сложнее, потому как часов не выделяют на них, мы работаем в режиме классных часов, программа адаптации, когда детки маленькие приходят, еще на подготовке веду занятия по развитию, по привыканию к школе, это отдельная тема, это очень интересно, каждый раз я удивляюсь все больше и больше открытию. Там мы равзиваем память, внимание, мышление, и отчасти касаемся эмоциональной сферы, понимания своих чувств, эмоций. 

А.Г.: Сказки не рассказываете? 

Ольга: Они мне рассказывают, очень часто. 

А.Г.: Это очень важная часть работы с младшими школьниками, поэтому я спрашиваю.Спасибо Вам больше. 

Мне кажется, что и психологу, и родителю крайне важно послушать школьного психолога, который может сказать "невероятные дети", "это потрясающе интересно", "это у меня самая интересная работа в мире". Если человек может сказать такие слова, то школьный психолог, я никак не могу понять: если вот эти занятия, на которых детям захватывающе интересно, в школе ведет психолог, то что в ней делает педагог, меня больше всего волнует эта странная подмена. 

 

Сергей: Слушал Вашу передачу, интересный вопрос - нужен ли психолог в школе, во-первых, психолог нужен везде, не только в школе, в обществе, у меня четверо детей, я понимаю, что такое школа. И сами учились, тогда семьи были фактически одинаковые, не было делений. Я против того, что в школе нет формы, это влияет на психику ребенка, у кого-то недостаточно могут зарабатывать в семье, а другой - один, и ему все прелести жизни, здесь начинаются конфликтные состояния. Психолог нужен, но психолог должен индивидуально к каждому подходить, а если рассказывать на уроках, что такое понимание психологии, и что не надо кого-то обижать или оскорблять, или унижать...

А.Г.: Спасибао большое. Вечный вопрос: а судьи кто? Нужна отдельная передача на тему "кто такие школьные психологи", потому что люди, которые занимаются только тестированием, причем играются в какие-нибудь одну-две простейшие методики, конечно, были и будут, и как сказала только что Ольга, очень зависит от администрации школы, кого они считают психологом, поскольку понимаете, какая штука: это наверное, самая главная проблема: может специальность овладеть человеком, а может человек овладеть специальностью.

Если специальность овладевает человеком, то это, как правило, сухая личность, склонная судить и бльше всего довольная тестовыми обследованиями, поскольку она очень помогает педагогам судить, какой ребенок способен к обучению, а какой ребенок не способен, еще может выйти такая личность к родителю и сообщить со вполне злорадной интонацией, что, согласно психологическому обследованию, ребенок  к обучению не способен. Это, наверное, что-то такое, совершенное противоположное школьному психологу Ольге из Воронежа, но тем не менее это большая человеческая проблема, поскольку за необъятным количеством обязанностей школьного психолога существует решение этой проблемы, при этом зарплата копеечная, ниже зарплаты педагога, существует проблема совершенно другого рода: я, школьный психолог, могу сама решать, что мне делать, и поэтому я выбираю набор самых элементарных обследований, и обследую ими всю школу.

Это бывает достаточно часто, психолог ведь - это не профессия, это склонность и свойство личности человеческой, равно в той же степени, что и педагог, ведь психология выросла из педагогики, а не наоборот. 

 

Музыка. Песенка врачей.

 

Очень похоже, что в песенке делают врачи,  сегодня делают психологи. Консервативная система образования, как мне кажется, приняла школьных психологов, а на вопрос, зачем они нужны, ответа все еще нет. 

Тамара: У меня несколько иная точка зрения, я считаю, что проблема надуманная, потому что преподаватель должен быть психологом. Я заканчивала педагогический ВУЗ, мы не один год проходили психологию, придумывать новую специальность - школьный психолог - это мы опять преклоняемся перед Европой, перед Западом, потому что там так модно, но там общество другое. У нас общество гнилое на 90%, посмотрите на этих бедных детей, которые разделены на очень богатыхи бедных, я сама проработала в школе некоторое время и видела это все. В принципе, я не думаю, что детям нужен психолог, им не нужно ничего: ни учеба, ни занятия. Приходят из школы, включают телевизор, видят Дом-2 и тому подобне, в интернете сами знаете что. 

А.Г.: Видите, как интересно, Ольга говорит следующее: "я могу быть интереснее телевизора и интернета". 

Тамара: Она так считает, нодо детей не до всех доходит, что это нужно.

А.Г.: Что такое "до них доходит"?

Тамара: Они не понимают.

А.Г: А кто должен сделат так, чтобы они понимали, и кто может это сделать?

Тамара: Родители и семья. 

А.Г.: А если семья этого сделать не может?

Тамара: Если семья не может, то общество вряд ли на это повлияет. 

А.Г.:То есть, педагоги не могут, психологи не могут, семья не может. То, что рассказывает Ольга - не так часто встречается. 

Тамара: Ольга из Воронежа, в Москве жизнь несколько иная, общество более озлобленное, избалованное. 

А.Г.: У меня младший сын школьник, и я вижу и то, и другое, и третье, и вижу, что очень трудно  школе, но что-то она делать может, потому что если следовать за Вашими словами, тогда нужно сложить лапки и смотреть телевизор. 

 

Людмила Николаевна: Я из Волгограда, учитель с большим стажем. Работала в старших классах, никакого у нас психолога в школе не было, и мы так хрошо справлялись с детьми, они нам доверяли, все было хорошо. Школе, где работает ольга, повезло в спихологом, но в основном там случайные люди, которые проводят тестирования. Я сейчас на пенсии, работаю в детскм саду, сейчас у меня подготовительная группа, есть в саду психолог, группа большая, 22 человека, ребята сложные, родители тоже не подарок, я этого психолога не вижу: она придет в детский садик, 15 минут побеседует с 3-мя человеками, еще 15 минут еще 4 человека, я спрашиваю, что она может сказать, ребята сложные, в группе 22 человека, девочек всего 7. 

А.Г.: Спасибо большое. 

 

Ирина: я сейчас слушала предыдущего выступающего, проблема случайных людей - это проблема любой профессии, а в педагогике вообще особенно, самое страшное, когда приходят работать в школу случайные люди. Проработала в школе я 17 лет, видела и прекрасных психологов, как Ольга из Воронежа, видела и тех,  для кого школа была промежуточным этапом, самая страшная вещь для школы - такие психологи. Я считаю, что основная проблема  - то, что психологов очень мало, в московских школах, где до тысячи и больше человек, психологов должно быть больше, чем предусмотрено в штатном расписании. 

А.Г.: Спасибо большое, у нас осталась одна минута, я предлагаю в  следущую программу, на Крещение,  поговорить о том, как светский человек, атеист или верующий, что он должен и может почувствовать в символике праздника Крещения, что вообще светский человек, воцерковленный или невоцерковленный может ощутить для себя в религиозной символике. А через передачу давайте попробуем снова поговорить о психолгии и школе. 

В заключении я успеваю только сказать, что человеку растущему нужен ни профессиональные педагог, ни профессиональный психолог, в нашей стране ему нужен человек, живой переживающий и способный стремиться помочь другому. 

 

 

 

 

 

17.12.2017 Выложен тренинг "Умение понимать другого человека", который ранее нигде не публиковался...
11.03.2017 Существенно улучшилось качество звучания в тренинге "Божественная комедия".
Те, кто скопировал и хранит этот тренинг у себя, - можете обновить свою копию...
25.01.2017 Полностью обновлён тренинг "Поваренная книга магии". Главное - теперь вы можете узнать, о чём он (появилось содержание) :)
14.01.2017 Впервые выложен "Разноцветный тренинг"!
27.10.2016 Большое пополнение бесед за 2007 год!
Добавилось более 100 передач, которые раньше не выкладывались.
А качество выложенных ранее передач за 2007 год заметно возросло.
01.06.2013

Большое пополнение бесед за период 20.02.2006 - 29.12.2006.

Из них 39 передач перезалиты с лучшим качеством, остальные 49 выложены впервые.

04.09.2011

Алексей Попов завершил работу над тренингом "Уроки с Катей -2 — Парижская история, или Языческие корни";
на данном сайте впервые выложена качественная аудиоверсия тренинга (в стереозвуке)

27.06.2011

запущена тестовая версия.

23.06.2011

старт проекта.